рефераты

рефераты

 
 
рефераты рефераты

Меню

Реферат: Операционная техника и учет в КБ рефераты

   Также составляются месячные, квартальные и годовые оборотные ведомости. В этих ведомостях обороты указываются нарастающим итогом с начала года за соответствующий период.

   Бух. баланс составляется ежедневно. При этом он должен отвечать определенным требованиям¦

·     должен составляться по счетам второго порядка, при этом сумма показывается отдельно по остаткам в рублях и в инвалюте в рублевом эквиваленте, а также “итого”.

·     баланс составляется с выведением остатков в разрезе счетов первого порядка, по группам счетов, по разделам и в целом по балансу; баланс составляется отдельно по активу и пассиву, т.е. односторонняя схема расположения статей.

·     баланс должен быть читаемым¦ иметь наименование КО (заголовок), дату баланса, единицу измерения, названия разделов, групп счетов первого и второго порядка, итоговую сумму по балансу.

   Ежедневные балансы составляются с точностью до копейки. Только сводные балансы составляются в тех единицах, в которых составляется статистическая отчетность.  Ежедневный банковский баланс должен быть составлен за предыдущий день не позднее 12 часов следующего опер.дня. Ежедневный баланс и оборотная ведомость подписываются главбухом (его замом) и руководителями КБ.

4.      Сверка синтетического и аналитического учета происходит программным путем. Само программное обеспечение должно создавать условия для соответствия данных синтетического и аналитического учета. Вместе с тем полученные данные должны сверяться вручную, несмотря на качество программного обеспечения.

   Сверка должна проводиться ежедневно.  Требования:

·     Проверка соответствия итогов оборотов бух.журнала и оборотной ведомости;

·     Сверка остатков по счетам второго порядка, указанные в балансе с остатками оборотной ведомости и ведомости остатков по счетам;

·     Соответствие остатков, указанных в ведомости по остаткам и в ведомости привлеченных и размещенных средств по соответствующим счетам.

Если ошибки выявлены до получения данных синтетического и аналитического учета, такие ошибки исправляются путем ввода правильной проводки на основе документа, без выписки дополнительного регистра. Если ошибка выявлена после составления регистров, она должна исправляться в момент ее обнаружения путем выписки исправительного документа.

   Порядок исправления: выписывается исправительный ордер, который регистрируется в отдельной книге (хранящейся у бухгалтера), указывается характер исправления и причины возникновения ошибки. На основе этого ордера делается исправительная проводка. Перепечатывание регистров аналитического и синтетического учета при обнаружении ошибки запрещается.

4.      Синтетический и аналитический учет относятся к бух.учету.

   Оперативный учет – текущий учет по счетам, который ведется в течение опер.дня. Как правило, ведется по тем счетам, где не допускается Кт сальдо по активным счетам, Дт сальдо – по пассивным.  Ведется по расчетным и текущим счетам клиентов. Позволяет узнать реальный остаток по счету.

  Внесистемный учет – учет, который ведется вне системы бухучета. Цель – получение дополнительной информации о проведенных операциях, движении средств, для контроля за определенными операциями (получение экспортной выручки), получение данных в целях составления стат. отчетности, т.к. не всегда  можно получить данные из аналитического учета.

Общие понятия документации, документооборота в банке

     Все операции, проводимые КБ, д.б. оформлены документами. На их основе происходит контроль над правильностью, законностью операций, целевым использованием средств. Поскольку КБ осуществляет множество операций, к документации предъявляются след. Требования:

1.   стандартизация

2.   унификация

Стандартизация – применение документов с единой схемой расположения реквизитов.

Унификация – max сокращение форм используемых документов.

     Госкомстат в марте 1999 утвердил порядок применения форм первичной учетной документации и альбомы первичных форм учетной документации. Все реквизиты, включенные в формы, не м.б. исключены; дополнительные реквизиты могут вноситься пользователями этих документов.

     Банк может сам разрабатывать формы учета первичных документов, если они отсутствуют в унифицированных формах учета первичных документов, разработанных Госкомстатом.

     Все банковские документы должны разрабатываться на стандартных бланках либо на ЭВМ, но со стандартным расположением реквизитов. Документ делится на правую и левую части: правая имеет цифровую информацию, левая – текст. Реквизиты содержат название  документа, номер формы, номер документа и дату, наименование предприятий и их счета, наименование банков и номера их счетов, идентификационные номера банка и плательщика, назначение, сумма, срок, очередность платежа, подписи клиента и его печать, подписи работника КБ, дата проведения операций по счету и штамп банка. Кроме этих реквизитов м.б. и дополнительные реквизиты (например, в чеках, справках и т.д.).

     Все документы делятся на документы клиентов и банков по месту их создания. Клиентские документы: платежное поручение, чеки, заявление на аккредитив, документы по б/н расчету, платежное требование. Банковские документы: мемориальные документы, кассовые ордера, авизо, распоряжения должностных лиц банка и т.д.

     По характеру отражения операций документы делятся на кассовые и мемориальные. Кассовые документы предназначены для отражения операций с наличностью: денежные чеки, заявление на взнос наличности, приходные, расходные кассовые ордера. Мемориальные документы оформляются по балансовым и внебалансовым счетам: заявление на выдачу чековой книжки, авизо и т.д.

     Документы, которые относятся к строгой отчетности, подлежат хранению и учету на внебалансовых счетах. Как правило, это бланки чеков, бланки ц.б., документы, имеющие типографскую нумерацию.

     Все денежно-расчетные документы выписываются в определенном количестве экз. (определяется количеством участников расчетов). Документы распечатываются ЭВМ либо под копирку. Как правило, выписывается не менее 3 штук, но может достигать 6 экз. Особенность оформления: никакие реквизиты исправлять нельзя. Все документы должны иметь подписи работника банка. При этом документы по массовым операциям (перечисление со счета на счет) оформляются подписью ответственного работника, который обслуживает данного клиента. На документах проставляется дата его приема, штамп.

     Право подписания банковских документов уполномочиваются разрешением (распоряжением) Председателя КБ, а также подписи этих лиц передаются структурным подразделениям.

     Документы по определенным банковским операциям (операции по счетам УК, доходов, расходов, прибыли, т.е. по всем собственным операциям и по определенным типам операций с ценностями – операции с инвалютой, драг металлами, и т.д., операции по выдаче наличных денег, расчеты с филиалами, операции по счетам нерезидентов, по закрытию счетов ЮЛ и ФЛ, расчеты с дебиторами и кредиторами) должны оформляться подписью контролирующего работника.

     По собственным операциям обязательна подпись руководителя КБ и главного бухгалтера. Право контролирующей подписи можно передавать др. доверенным лицам по распоряжению главбуха.

    Работники банка, подписавшие расчетно-денежные документы, не имея на это права, несут дисциплинарную ответственность и даже уголовную.

     Для четкой организации б/у в банке составляется график документооборота. Внутрибанковский документооборот – это последовательное движение документа по стадии обработки: с момента получения документа до момента завершения операции. КБ сам определяет продолжительность опер дня  и составляет графики документооборота, в том числе и движение документов между структурными подразделениями банка. К организации документооборота ЦБ РФ предъявляет следующие требования: 

1.   Все документы, поступающие в опер время, д.б. оформлены и отражены в б/у в момент их получения. Документы, поступившие после опер дня банка, д.б. отражены б/у следующим опер днем.

2.   Документы, подписанные и оформленные КБ, д.б. направлены корреспондентам в день их обработки.

3.   Передача кассового документа в кассу КБ д. Осуществляться внутренним путем, т.е. запрещено передавать иным способом, чем внутренним.

4.   В б/у приходно-кассовые операции отражаются после фактического приема наличных денег в кассу, а расходно-кассовые операции – до выдачи наличных денег из кассы банку.

5.   По мемориальным документам в учете отражаются операции по Дт счета плательщика, а затем по Кт счета получателя средств.

6.   Оплата документов со счетов клиентов и банков-корреспондентов осуществляется в соответствии с  установленной законом очередностью платежей.

     Графики и правила документооборота должны устанавливаться руководителями банка.

Требования к хранению документов:

     Банки должны хранить документы в течение установленного срока (как правило, не менее 5 лет). За организацию сохранности документов отвечает руководитель и главбух.

     После отражения всех операций бухгалтерские документы подбираются в порядке возрастания Дт балансовых счетов, брошюруются и передаются в архив. Подборка может происходить порейсовым способом.

     Мемориальные документы по внебалансовым счетам брошюруются с документами по балансовым счетам.

     Отдельно брошюруются документы по кассовым операциям, по вкладам граждан, по кредитованию индивидуальных заемщиков, операциям с инвалютой и ценностями, по хозяйственным операциям КБ, по документа м с иными сроками хранения.

     Второй экземпляр бухгалтерского …….. помещается в пачку с основными мемориальными документами. На обложке каждой пачки отражается дата, срок хранения документов, делается запись о наименовании КБ, кол-во документов, ссылка на другие документы. Пачки, сброшюрованные денежно-расчетными документами, называются документами дня. Цель: последующий контроль банковских операций для внешней ревизии. Эти документы нужны для наведения справок, для ответа на запросы, для выдачи копии.

     Отдельно документируются договора, страховые полисы, таможенные декларации. Они не относятся к бухгалтерским документам.

Принципы бухучета.

 

Принципы бухучета.

Здесь же которые перечислены ЦБРФ в Инструкции № 61.

Проведение операций в КБ базируется на стандартах, что позволяет давать наиболее объективную картину финансово-экономического состояния КБ.

Международный комитет разрабатывает и совершенствует принципы  (1973 г.), которые используются странами с учетом национальных особенностей, а также используются в качестве ориентира для разработки собственных принципов.

Правила ведения б/у, утвержденные ЦБ РФ:

1.   Непрерывная деятельность. КБ должен осуществлять свою деятельность в течение неопределенного периода времени, необозримом в будущем. Если предполагается прекращение деятельности банка (филиала), необходимо пересмотреть активы, оценить их по рыночной стоимости и отразить в отчете о прибылях и убытках.

2.   Принципа единицы измерения или первоначальной стоимости. Активы и пассивы отражаются по стоимости их приобретения, возникновения. Только отдельные виды активов могут изменить свою стоимость (определенные виды ценных бумаг, иностранная валюта, драгоценные камни, драгметаллы) Переоценка активов производится и по решению Правительства.

3.   Принцип осторожности. Активы и пассивы должны оцениваться  с определенной степенью осторожности, чтобы не переносить риски на следующие периоды. Доходы, которые заработаны до конца отчетного периода, должны быть отражены в отчетности. Расходы, даже если они не отражены, потери (убытки), но они потенциальны, также должны быть отражены. Для этого создаются резервы на всевозможные потери.

4.   Непрерывность, постоянство правил б/у. КО должны использовать постоянные методы б/у, которые будут неизменны в течение длительного времени. Постоянство правил позволяет анализировать отчетность за разные периоды времени. При изменении правил, нормативных и других изменениях, КБ должен обеспечить сопоставимость данных б/у и отчетности за предшествующий и отчетный периоды. Для этого КБ должен пояснить причину изменений и их влияние на отчетность и результаты деятельности.

5.   Принцип наращивания, разделения отчетных периодов. Вся отчетность делится на 12 месяцев, причем доходы и расходы должны быть отражены в том отчетном периоде, к которому они относятся независимо от факта получения доходов или осуществления расходов.

6.   Незыблемость входящего остатка. Остатки на конец предшествующего периода должны быть равны остаткам на начало следующего периода. Все изменения собственных средств должны происходить за счет прибыли отчетного года или убытков отчетного года.

7.   Раздельное отражение активов и пассивов. Они должны быть отражены и оценены раздельно (доходы и расходы, прибыли и убытки, дебиторы и кредиторы)

8.   Принцип консолидации. При наличии филиалов должен создаваться консолидированный баланс, отражающий экономическую ситуацию банка в целом, за исключением взаимных расчетов.

9.   Приоритет содержания над формой. В б/у должна отражаться достоверная экономическая и финансовая сущность проводимых операций. При этом делается приоритет над правовым оформлением??

10.Открытость. Сущность проведенных операций должна быть достаточно подробно и полно отражена. Финансовая отчетность должна быть четкой, ясной.

11.Принцип существенности. В финансовых отчетах должна быть отражена существенная информация, достаточная для оценки состояния КБ и принятия решения. Иначе может быть искажено представление о банке.

12.Принцип дня сделки. Все операции должны быть отражены в б/у в день заключения сделки.

Учет расчетных операций.

1.   Принципы и формы безналичных расчетов.

2.   Порядок открытия расчетных (текущих) счетов.

3.   Учет расчетов платежными поручениями.

4.   Учет расчетов платежными требованиями-поручениями.

5.   Учет расчетов аккредитивами.

6.   Учет расчетов в форме инкассо.

1.      Особенность: разграничение всего денежного оборота на наличный и безналичный. Разграничение базируется на ГК РФ.

   В законе “О предпринимательской деятельности” существует требование об обязательности хранения свободных денежных средств на счетах в КБ.

   Проведение безналичных расчетов устанавливается ЦБ РФ.  В настоящее время порядок безнал. Расчетов регламентируется Положением “О безналичных расчетах в РФ” от 09.07.92г., Письмом № 14. В нем определяются основные принципы безналичных расчетов:

·     Платежи осуществляются только по распоряжению владельца счета или с его согласия; исключение – взыскание средств по решению суда и арбитража, отдельные требования Правительства на бесспорное и безакцептное списание средств.

·     Платежи осуществляются как за фактически поставленный товар, так и авансом, при этом суммы не ограничиваются.

·     Платежи осуществляются в определенной очередности платежей при недостатке средств на счете.

·     Расчеты оформляются документарно в виде требования или поручения клиента на перечисление денежных средств, при этом для отдельных видов расчетных документов устанавливаются сроки их действия; документы, принятые банком к исполнению, сроков не имеют.

·     Формы расчетов и порядок их проведения устанавливаются ГК РФ и ЦБ РФ (платежные поручения, аккредитивы, чеки, инкассо, а также другие формы установленные законодательством). В Письме № 14 формы документов в виде п/п, п/т-п, чеков и аккредитивов, при этом выбор формы расчетов производит сама организация и расчеты осуществляются только через КБ.

·     Расчеты между КБ производятся через РКЦ, а также с использованием корсчетов, которые банки открывают друг у друга, минуя РКЦ.

·        Предельная сумма наличных денег – 5 тыс. рублей разовыми платежами для предприятий, а для потребительской кооперации – 10 тыс. руб.

1.      Юр. лица и граждане без образования юр. лица открывают в КБ расчетные и текущие счета. Расчетные счета открываются ю/л, имеющим самостоятельный баланс и работающим на самофинансировании. Текущие счета открываются организациям, учреждениям и организациям, находящимся в гос. собственности.

       Для открытия счета ю/л представляют:

·     Заявление;

·     Копию свидетельства о регистрации;

·     Копию устава;

·     Копию учредительного договора;

·     Справка из ГНИ;

·     Справка из внебюджетных фондов;

·     Справка о регистрации в Госкомстате (о присвоении ОКПО);

·     Карточка с образцами подписей и печатью, нотариально заверенная.

   Эти документы предоставляют ю/л – резиденты.

Документы для граждан без образования юр. лица:

·     Заявление;

·     Копию о регистрации;

·     Карточка с образцами подписей.

   КБ может открывать счета для ю/л-нерезидентов в рублях (Инструкция №16 ЦБ РФ):

·     Заявление;

·     Копию учредительных документов на русском языке, заверенных в посольстве и у нотариуса;

·     Выписку из торгового или банковского реестра;

·     Разрешение (копию) об открытии филиала (представительства)на территории РФ;

·     Карточка из ГНИ;

·     Карточка с подписями.

Для нерезидентов могут открываться счета:

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7