Реферат: ОАО НОВОШИП и условия работы флота
Дополнением коэффициента износа до
100% (или до единицы) является коэффициент годности. Он определяется как
отношение остаточной стоимости производственных фондов на начало или конец
отчетного периода к их стоимости на ту же дату. На начало 1996 года
коэффициента годности составил по ОАО «Новошип» 33,2%, на конец 1996 года –
28,5%, на конец 1997 года – 29,6%, т.е. эти коэффициенты очень низкие и продолжают
снижаться.
Рассмотрим коэффициенты износа и
годности по видам основных производственных фондов ОАО «Новошип» на конец 1997
года.
Анализируя
показатели таблицы 12 следует сделать вывод, что техническое состояние зданий,
рабочих машин и оборудования, вычислительной техники и транспортных средств
(кроме флота) можно характеризовать как нормальное. Но крайне низким является
техническое состояние флота в целом, что требует немед-
ленного пополнения флота новыми судами.
Таблица 12
Коэффициенты
износа и годности основных производственных фондов ОАО «Новошип» в 1997 году.
Виды основных производственных
фондов
|
Балансовая стоимость, в млн. руб.
|
Износ, в млн. руб.
|
Коэффициент износа, в %
|
Коэффициент годности, в %
|
Здания |
120,2 |
22,4 |
18,6 |
81,4 |
Гидротехнические сооружения |
6,2 |
4,0 |
64,5 |
35,5 |
Прочие сооружения |
18,8 |
11,8 |
62,8 |
37,2 |
Передаточные устройства |
8,9 |
5,4 |
60,7 |
39,3 |
Силовые машины и оборудование |
1,9 |
1,2 |
63,2 |
36,8 |
Рабочие машины и оборудование |
29,0 |
14,1 |
48,6 |
51,4 |
Погрузо-разгрузочные механизмы |
7,2 |
4,9 |
68,1 |
31,9 |
Измерительные приборы, устройства, лабораторное оборудование |
6,4 |
4,1 |
64,1 |
35,9 |
Вычислительная техника |
4,6 |
0,9 |
19,6 |
80,4 |
Прочие машины и оборудование |
0,4 |
0,3 |
75,0 |
25,0 |
Транспортные средства (флот) |
4703,4 |
3387,4 |
72,0 |
28,0 |
в т.ч. наливной |
2666,3 |
1851,6 |
69,4 |
30,6 |
комбинированый |
1139,2 |
968,0 |
85,0 |
15,0 |
сухогрузный |
752,2 |
437,2 |
58,1 |
41,9 |
Продолжение таблицы 12
Виды основных производственных
фондов
|
Балансовая стоимость, в млн. руб.
|
Износ, в млн. руб.
|
Коэффициент износа, в %
|
Коэффициент годности, в %
|
пассажирский |
111,5 |
106,0 |
95,1 |
4,9 |
служебно-вспомо
гательный
|
34,2 |
24,6 |
71,9 |
28,1 |
Мебель |
0,6 |
0,2 |
33,3 |
66,7 |
Хозяйственный инвентарь и инструмент |
1,9 |
0,7 |
36,8 |
63,2 |
Транспортные средства прочие (кроме флота) |
8,4 |
5,2 |
61,9 |
38,1 |
Прочие основные фонды |
0,4 |
- |
- |
- |
Флот местный |
7,3 |
3,7 |
50,7 |
49,3 |
ВСЕГО |
4925,6 |
3466,3 |
70,4 |
29,6 |
Для характеристики движения основных
фондов на предприятиях исчисляются следующие показатели:
1)
коэффициент
обновления основных
фондов определяется как отношение стоимости основных фондов вновь введенных в
эксплуатацию в течение данного периода к общей стоимости основных фондов на
конец периода. Рассчитаем этот показатель применительно к основным
производственным фондам:
в 1996 году: 100,9 млн.руб./ 5460,4 млн.руб. =
1,85%
в 1997 году: 57,4 млн.руб./ 4925,6 млн.руб. =
1,17%
2) коэффициент выбытия основных фондов исчисляется как
отношение стоимости выбывших основных фондов к стоимости основных фондов на
начало того же периода. По основным производственным фондам этот показатель
выглядит следующим образом:
в 1996 году: 889,2 млн.руб./ 6249,2 млн.руб. = 14,3%
в 1997 году: 592,2 млн.руб./ 5460,4 млн.руб. = 10,8%
Низкий коэффициент обновления и его
тенденция к снижению, а также высокий коэффициент выбытия свидетельствуют о
недостаточном пополнении пароходства балансовым флотом и это обстоятельство
может отрицательно сказаться на увеличении провозной способности пароходства.
2.3. Анализ
эффективности использования основных производственных фондов
На морском транспорте эффективное
использование основных производственных фондов имеет большое значение. Это
связано с тем, что основные производственные фонды преобладают в
производственных фондах. Лучшее использование флота обеспечивает необходимые
темпы роста производительности труда, увеличение объема продукции транспорта на
один рубль основных производственных фондов. Недостаточное использование
основных фондов вынуждает делать огромные вложения в создание новых производственных
фондов. Поэтому необходимо постоянно контролировать степень использования
основных производственных фондов, выявлять недостатки и разрабатывать меры по
их устранению.
Степень и эффективность использования
основных производственных фондов характеризуется как стоимостными, так и
натуральными показателями, которые подразделяются на общие и частные.
Обобщающими показателями,
оценивающими на предприятиях морского транспорта экономическую целесообразность
основных производственных фондов и их использование, являются фондоотдача и
фондоемкость.
Фондоотдача определяется путем
отношения грузообоброта перевозок приходящегося на один рубль среднегодовой
стоимости производственных фондов,
чем выражается связь между средствами труда и транспортной
продукцией. Фондоемкость – показатель обратный фондоотдаче; она характеризует величину основных
производственных фондов, приходящихся на один рубль продукции.
К частным относится совокупность
натуральных показателей, которые применяются для анализа использования основных
производственных фондов. Натуральные показатели отражают интенсивное
использование флота по мощности в единицу времени, и экстенсивное, т.е.
использование флота в единицу времени.
Используя эти показатели произведем
анализ использования основных производственных фондов ОАО «Новошип» в 1996-1997
годах.
Для этого рассчитаем обобщающие
показатели фонодоотдачи и фондоемкости и результаты оформим в таблицу.
Таблица 13
Показатели фондоотдачи и фондоемкости по ОАО «Новошип» в
1996-1997 годах
Показатели
|
Ед. изм.
|
1996
|
1997
|
Изменения по сравнению с предыдущим
годом
|
в абсолютном выражении
|
%
|
Грузооборот всего по флоту |
млн.тн-
миль
|
72982,1 |
70345,9 |
-2636,2 |
-3,6 |
Среднегодовая стоимость основных производственных фондов |
млн.
руб.
|
5854,8 |
5193,0 |
-661,8 |
-11,3 |
В том числе активной части фондов (флота) |
млн.
руб.
|
5600,1 |
4953,9 |
-646,2 |
-11,5 |
Удельный вес активной части фондов (флота) |
% |
95,6 |
-95,4 |
-0,2 |
-0,2 |
Продолжение табл.13
Показатели
|
Ед. изм.
|
1996
|
1997
|
Изменения по сравнению с предыдущим
годом
|
В абсолютном выражении
|
%
|
Фондоотдача, всего |
тонно-мили/ руб. |
12,46 |
13,55 |
1,11 |
8,7 |
В том числе активной части |
тонно-мили/ руб. |
13,03 |
14,20 |
1,17 |
9,0 |
Фондоемкость, всего |
руб./ тонно-мили |
0,08 |
0,07 |
-0,01 |
-12,5 |
Увеличение фондоотдачи при снижении
грузооборота и снижении стоимости основных производственных фондов явилось
результатом незначительного снижения грузооборота на 3,6% при гораздо большем
уменьшении основных производственных фондов –11,3%.
Фондоотдача, рассчитанная по активной
части (флоту) выше фондоотдачи в целом так же за счет гораздо большего
уменьшения активной части. Все это свидетельствует об эффективном использовании
основных производственных фондов и в частности, их активной части.
На изменение уровня фондоотдачи также
оказывает влияние ряд таких факторов как:
- изменение загрузки основных
производственных фондов по мощности (ин
тенсивное использование);
-
повышение основных производственных фондов в единицу времени (экстенсивное
использование).
Интенсивное использование основных
производственных фондов характеризуется совокупностью показателей работы флота.
К таким показателям относятся коэффициенты загрузки и использования
грузоподъемности судов, коэффициент балластных пробегов, коэффициент
среднесуточной эксплуатационной скорости судна. Обобщающим натуральным
показателем работы флота является производительность одной тонны дедвейта в
сутки эксплуатации.
Рассмотрим показатели интенсивности использования
судов по ОАО «Новошип» в 1996-1997 годах.
Таблица 14
Показатели, характеризующие
интенсивное использование флота по его видам
Показатели
|
Ед.изм.
|
1996
|
1997
|
Изменение по сравнению с предыдущим
годом
|
в абсолютном выражении
|
%
|
Наливной
флот
|
|
|
|
|
|
Коэффициент загрузки |
|
0,81 |
0,82 |
0,01 |
1,2 |
Коэффициент использования грузоподъемности |
% |
45,8 |
48,6 |
2,8 |
6,1 |
Коэффициент среднесуточной эксплуатационной скорости |
|
0,90 |
0,92 |
0,02 |
102,2 |
Продолжение таблицы 14
Показатели
|
Ед. изм.
|
1996
|
1997
|
Изменение по сравнению с предыдущим
годом
|
В абсолютном выражении
|
%
|
Коэффициент балластных пробегов |
|
0,40 |
0,37 |
-0,03 |
-7,5 |
Производительность работы флота |
тонно-миль/
двт.-сут.
|
72,4 |
81,3 |
8,9 |
12,3 |
Комбинированный флот
|
|
|
|
|
|
Коэффициент загрузки |
|
0,73 |
0,80 |
0,07 |
9,6 |
Коэффициент использования грузоподъемности |
% |
42,9 |
49,2 |
6,3 |
14,7 |
Коэффициент среднесуточной эксплуатационной скорости |
|
0,95 |
0,98 |
0,03 |
3,2 |
Коэффициент балластных пробегов |
|
0,39 |
0,38 |
-0,01 |
2,6 |
Производительность работы флота |
тонно-миль/ двт.-сут. |
73,3 |
86,1 |
12,8 |
17,5 |
Продолжение таблицы 14
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11
|
|