Реферат: Методическое пособие
Критерии
|
оценки
|
Воспитатели
|
Средний
бал
|
Оценка специалиста
|
Средний
бал
|
Комментарий
|
I
|
II
|
4. И - Развитие игровой
деятельности.
И 1. Сотрудники создают условия для возникновения и
развёртывания игры детей.
И 1.1. Создают условия для обогащения детей
впечатлениями, которые могут, использованы в игре (читают вместе книги,
прослушивают пластинки, обсуждают события жизни детей, рассказывают о себе и
других людях, организуют экскурсии, прогулки, посещение музеев, театров;
обращают внимание детей на содержание деятельности людей и их
взаимоотношений, на явление и взаимосвязь событий в живой неживой природе и
пр.).
И 1.2. Побуждает детей к развёртыванию игры (обращаются
к малышам : «Посмотри, у зайчика болит ножка, давайте его полечим»;
предлагают детям постарше поиграть в конкретную игру или выбрать сюжет;
побуждают детей к принятию роли и наделению ею партнёра; договариваются о
правилах игры со старшими детьми и пр.).
И 1.3. В качестве непосредственных участников игры
предлагают детям образцы различных игровых действий (воспитатель кормит,
купает куклу, привлекая к игре малышей; показывает, как строить космический
корабль, рассказывает, как играть в игры с правилами – «съедобное
несъедобное», «Испорченный телефон, «Садовник» ; произносит считалочку для
установления очерёдности или выбора водящего и пр.).
И 1.4.Сблюдают баланс между игрой и другими видами
деятельности в педагогическом процессе: оберегают время, предназначенное для
игры, не подменяя её занятия; обеспечивают плавный переход от игры к
занятиям, режимным моментам.
И 1.5. Обеспечивают баланс между разными видами игры
(подвижными и спокойными, индивидуальными и совместными, дидактическими и
сюжетно-ролевыми и пр.)
И 2. Сотрудники создают условия для развития общения
между детьми в игре.
И 2.1. Организуют совместные игры детей (предлагают
игры с разным числом участников, в том числе учитывая дружеские привязанности
между детьми; объединяют отдельные играющие группы общим сюжетом; организуют
совместные игры разных возрастных групп с целью их взаимного обогащения
игровым опытом и пр.).
И 2.2. Развивают способы игрового общения – общения
детей как носителей роли (диалоги между персонажами, ролевые действия с
учетом роли партнера).
И 2.3. Развивают у детей умение общаться по поводу
игры (договариваться, поделиться игрушками, соблюдать очередность, проявлять
сочувствие и уважительное отношение к партнеру, тактично улаживать конфликты
и пр.).
И 3. Педагоги создают условия для развития творческой
активности детей в игре.
И 3.1. Не регламентируют игру детей, избегают
воспроизведения трафаретных и однообразных сюжетов, действий и приемов.
И 3.2. Предоставляют детям возможность выбора в процессе
игры (вида игры, сюжета, роли, партнеров, игрушек и пр.).
И 3.3. Поощряют детей к импровизации в игре
(придумыванию сюжетов; введению оригинальных персонажей в традиционные игры;
смене и совмещению ролей, изготовлению игровых атрибутов и костюмов и пр.).
И 3.4. Стимулируют детей пользоваться
предметами-заместителями, помогают подбирать и расширять их набор, гибко
использовать игровое оборудование.
И 3.5. Способствуют возникновению
эмоционально-насыщенной атмосферы в игре (включаются в игру, заражая детей
своим интересом, яркими эмоциями; используют выразительные движения, мимику,
интонированную речь; вносят в игру моменты неожиданности, таинственности,
сказочности и т.п.).
И 3.6. Внимательно и тактично наблюдают за свободной
игрой детей, включаясь в нее по мере необходимости, как равноправный партнер.
И 4. Сотрудники реализуют индивидуальный подход в
организации игры детей.
И 4.1. Организуют игры с учетом личностных особенностей
и специальных потребностей детей (игры, стимулирующие активность застенчивых
детей и детей с физическими недостатками и задержками в развитии; повышающие
самоконтроль у излишне расторможенных и агрессивных детей и т.п.).
И 4.2. Обращают особое внимание на «изолированных»
детей (оказывают для них привлекательные игры, оказывают поддержку в игре,
выдвигают их на центральные роли и т.п.).
И 4.3. Способствуют поло-ролевой социализации мальчиков
и девочек в игре (организуют игры отдельно для мальчиков и девочек и
совместные; предлагают роли мамы, хозяйки и пр. Для девочек, роли, связанные
с мужественными профессиями, - для мальчиков; обеспечивают детям возможность
выбора соответствующих игрушек, атрибутов, костюмов).
И 4.4. Поддерживают индивидуальные интересы и
возможности детей в игре.
И 5. Сотрудники способствуют развитию у детей разных
видов игры.
И 5.1. Организуют сюжетно-ролевую игру.
И 5.2. Организуют игру с правилами.
И 5.3. Способствуют возникновению режиссерской игры.
И 5.4. Организуют игры-драматизации.
И 5.5. Побуждают детей к играм-фантазиям (придумыванию
сказок и пр.).
И 5.6. Организуют подвижные и спортивные игры.
И 5.7. Используют дидактические игры в педагогическом
процессе.
И 5.8. Приобщают к играм разных народов.
И 6. Педагоги используют игровые приемы в разных видах
деятельности и при выполнении режимных моментов.
|
|
|
|
|
|
|
Критерии
|
оценки
|
Воспитатели
|
Средний
бал
|
Оценка специалиста
|
Средний
бал
|
Комментарий
|
I
|
II
|
5. Ф - Физическое развитие и здоровье
Ф 1. Педагоги ДОУ создают условия для различных видов
двигательной активности детей в соответствии с их возрастными и
индивидуальными особенностями (проводят упражнения на развитие разных групп
мышц, на поднятие и поддержание их тонуса; включают в игры и занятия ходьбу,
бег, лазание, прыжки, метание, упражнения с различным спортивным инвентарем и
т.п.).
Ф 2. В организации физкультурных занятий и в подвижных
играх педагоги реализуют индивидуальный подход к детям.
Ф 2.1.Формируют подгруппы детей на основе состояния их
здоровья и темпов физического развития, их функционального состояния в
соответствии с медицинскими показаниями.
Ф 2.2. Внимательно наблюдают за самочувствием каждого
ребенка на занятиях, его реакцией на нагрузку, на новые упражнения (учитывают
окраску кожи лица, потливость, частоту и глубину дыхания и т.п.; используют
хронометраж при определении характеристик двигательной активности детей и
т.п.).
Ф 2.3. Варьируют нагрузку и содержание занятий в
соответствии с индивидуальными особенностями каждого ребенка (используют
физические упражнения в различных вариантах и сочетаниях, различные исходные
положения – сидя, стоя, лежа и т.п.).
Ф 2.4. Стремятся пробудить у каждого ребенка интерес к
занятиям или спортивной игре, используя знания о его индивидуальных
склонностях и особенностях (вовлекая малоподвижных и регулируя двигательную
активность подвижных детей; подбирая сюжеты и распределяя роли в играх в
зависимости от личностных особенностей детей и т.п.).
Ф 2.5. Мягко, используя поощрение, корректируют
движение и осанку каждого ребенка, который в этом нуждается.
Ф 3. Педагоги ДОУ способствуют становлению у детей
ценностей здорового образа жизни.
Ф 3.1. Развивают у детей навыки личной гигиены.
Ф 3.2. Развивают у детей элементарные представления о
полезности, целесообразности физической активности и личной гигиены (при
проведении занятий обращают внимание детей на значение конкретного упражнения
для развития определенной группы мышц; при выполнении гигиенической процедуры
рассказывают о ее влиянии на состоянии кожи, зубов и пр.).
Ф 3.3. Поддерживают возникновение у детей в процессе
физической активности положительных эмоций, чувства «мышечной радости».
Ф 3.4. Привлекают родителей к формированию у ребенка
ценностей здорового образа жизни (организуют консультации, беседы с
родителями; обеспечивают согласованность и преемственность в оздоровлении и
физическом развитии детей в семье и ДОУ и пр.).
Ф 4. Педагоги ДОУ создают условия для творческого
самовыражения детей в процессе физической активности.
Ф 4.1. Включают элементы двигательной активности детей
(бег, лазание, прыжки и т.п.) в сюжетные игры.
Ф 4.2. В соответствии с возрастными и индивидуальными
особенностями детей используют игровые образы и воображаемые ситуации (на
физкультурных занятиях, при проведении гимнастики в группах, физкультминутках,
на занятиях и т.п.).
Ф 4.3. Выделяют время для свободной двигательной
активности детей (на физкультурных занятиях, на прогулке, в свободное время в
групповом помещении и т.п.).
Ф 5. Педагоги используют разнообразные формы
организации физической активности детей (проводят утреннюю гимнастику,
физкультурные занятия, физкультминутки, физические упражнения после сна,
подвижные игры в помещении и на воздухе, спортивные игры и развлечения,
физкультурные праздники и Дни здоровья; организуют спортивные секции, клубы;
проводят обучение детей плаванию и т.п.).
Ф 6. В ДОУ ведется работа по профилактике и снижению
заболеваемости детей (используются разные виды закаливания, дыхательная
гимнастика, воздушные и солнечные ванны, витамино-, фито- и физиотерапия,
массаж, коррегирующая гимнастика и т.п.; ведется систематическая работа с
часто и длительно болеющими детьми и т.п.).
Ф 7. Питание детей организовано в соответствии с
медицинскими требованиями.
Ф 8. Питание детей осуществляется с учетом индивидуальной
диеты детей.
|
|
|
|
|
|
|
Критерии
|
оценки
|
Воспитатели
|
Средний
бал
|
Оценка специалиста
|
Средний
бал
|
Комментарий
|
I
|
II
|
6. Р - Речевое развитие ребёнка.
Р 1. Сотрудники создают условия для развития у детей
речевого общения с взрослыми и сверстниками.
Р 1.1. Сотрудники побуждают детей обращаться ко
взрослому с вопросами, суждениями, высказываниями (отвечают на все вопросы
ребёнка, внимательно относятся ко всякого рода его фантазиям, побуждают детей
к познавательному общению во время прогулки, в беседах по поводу прочитанного
и т.д.).
Р 1.2. Сотрудники побуждают детей к речевому общению
между собой (привлекают внимание ребёнка к вопросам и высказываниям других
детей, побуждая отвечать на них и высказываться).
Р. 2. Сотрудники дают детям образцы правильной
литературной речи.
Р. 2.1. Речь сотрудников четкая, ясная, красочная,
полная (полные предложения), грамматически правильная и т.п.
Р. 2.2. В речь включается разнообразные образцы речевого
этикета и т.п.
Р 3. Сотрудники обеспечивают развитие звуковой стороны
речи детей в соответствии с их возрастными возможностями.
Р 3.1. Следят за правильным произношением, в случае
необходимости поправляют и упражняют детей (организуют звукоподражательные
игры, проводят занятия по звуковому анализу слова, используют чистоговорки,
скороговорки, загадки, стихотворения и т.п.).
Р 3.2. Наблюдают за темпом и громкостью речи детей, в
случае не
Р 4. Сотрудники обеспечивают
детям условия для обогащения их словаря с учетом возрастных возможностей.
Р 4.1. Помогают ребенку
овладевать названиями предметов и явлений, их свойств, рассказывать о них.
Р 4.2. Сотрудники создают
условия для включения детьми называемых предметов и явлений в игру и
предметную деятельность.
Р 4.3. Обеспечивают развитие
образной стороны речи (знакомят детей с переносным смыслом слов «человек
хмурится», «утро хмурое», уточняют оттенки смысла разных слов и т.д.).
Р 4.4. Знакомят детей со словами, имеющими одинаковое
значение (синонимами), противоположное значение (антонимами), имеющими одинаковое
звучание, но различное значение (омонимами).
Р 5. Сотрудники создают условия для овладения детьми
грамматическим строем речи: учат правильно связывать слова в падеже, числе,
во времени, роде, пользоваться суффиксами, формулировать вопросы и отвечать
на них, строить предложения.
Р 6. Сотрудники развивают у детей связную речь с учетом
их возрастных особенностей.
Р 6.1. Поощряют детей к рассказыванию, развернутому
изложению определенного содержания (описание игрушки, картинки, пересказ и самостоятельное
сочинение сказок и пр.).
Р 6.2. Организуют диалоги между детьми и со взрослыми
(инициируя игры детей типа «разговор по телефону»).
Р
7. Сотрудники уделяют специальное внимание развитию у детей понимания речи,
упражняя детей в выполнении словесной инструкции («повернись», «наклонись»,
«подними руки и похлопай ими», игра «принеси то, не знаю что» и т.д.).
Р 8. Сотрудники создают условия для развития планирующей
и регулирующей функций речи детей в соответствии с их возрастными особенностями.
Р 8.1. Стимулируют детей комментировать (сопровождать
речью) свои действия в предметной деятельности.
Р 8.2. Упражняют детей в умении планировать свою
деятельность (проговаривая вслух последующее действие).
Р 9. Сотрудники приобщают детей к культуре чтения
художественной литературы (читают детям книги, организуют совместное
прослушивание пластинок, беседуют с детьми о прочитанном дома).
Р 10. Сотрудники поощряют детское словотворчество
(предлагают детям составлять загадки, сочинять потешки, изменять и
придумывать слова).
Р 11. В ДОУ ведется обучение иностранному языку
(языкам)
|
|
|
|
|
|
|
Критерии
|
оценки
|
Воспитатели
|
Средний
бал
|
Оценка специалиста
|
Средний
бал
|
Комментарий
|
I
|
II
|
7.
ИЗ — РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА В
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Из 1. Педагоги создают условия для развития у детей
эстетического отношения к окружающему миру (например, обращают их внимание на
красоту живой и неживой природы, природных явлений, городского и сельского
пейзажей и пр., учат видеть в предметах, формах, красках выражение
характера, настроения, состояния и т.п.).
Из
2. Педагоги создают условия для приобщения детей к миру искусства.
Из 2.1. Знакомят детей с произведениями искусства
различных видов и жанров, народно-декоративного, прикладного творчества.
Из 2.2. Обращают
внимание детей на средства выразительности, присущие разным видам искусства,
на возможности различных материалов, используемых для художественного
воплощения замыслов.
Из 3. В
организации изо деятельности детей взрослые реализуют индивидуальный подход с
учетом возрастных особенностей дошкольников.
Из 3.1.
Корректируют программное содержание занятий в соответствии с возможностями
детей.
Из 3.2.
Стремятся пробудить у ребенка собственный интерес к заданию, предлагаемому
педагогом (используя игровые приемы, вводя задание в сказочный сюжет,
организуя обсуждение с детьми возможных вариантов изображения и пр.).
Из 4.
Воспитатели обеспечивают условия для творческой самореализации детей в изо
деятельности.
Из 4.1. Предоставляют
ребенку право свободного выбора сюжета и изобразительных средств.
Из 4.2. Освоение
технических приемов изо деятельности не доминирует и не подменяет создания художественно-выразительного
образа.
Из 4.3. Вводят
обучающие моменты ненавязчиво, по мере необходимости, ориентируясь на
готовность ребенка к их принятию.
Из 5. При организации занятий педагоги сочетают индивидуальные
и коллективные виды деятельности детей, отдавая приоритет их собственной
инициативе, фантазии и желаниям.
Из
5.1. Вовлекают детей в коллективные формы изо деятельности (создание панно,
декораций и пр.).
Из
5.2. В коллективных формах изо деятельности создают условия для
самореализации каждого ребенка (совместно с детьми создают и обсуждают
замысел, подбирают и изготавливают необходимые элементы, распределяют задачи
и т.п.).
Из
5.3. Предоставляют право выбора ребенку рисовать (лепить, делать аппликацию)
по собственному замыслу либо участвовать в реализации коллективного замысла.
Из
6. Сотрудники с уважением относятся к продуктам детского творчества
(собирают их, экспонируют, предоставляют ребенку право решать, взять рисунок
или поделку домой, отдать на выставку, подарить кому-либо и т.п.).
Из
7. Педагоги знакомят детей с различными средствами воплощения художественного
замысла (композицией, формой, цветом, пятном, линией, ритмом и т.п.).
Из
8. Педагоги создают условия для развития свободного, творческого отношения
ребенка к изобразительной деятельности.
Из 8.1. Предоставляют детям возможность использовать
для рисования различные материалы (краски, цветные мелки, фломастеры,
маркеры, карандаши, сангину, уголь, листы бумаги разных размеров и фактуры
и др.).
Из 8.2. Помогают осваивать
одновременно всю цветовую палитру.
Из 8.3. Поощряют
самостоятельное экспериментирование с цветом (смешивание цветов, получение
дополнительных цветов и др.).
Из
9. Педагоги обучают детей различным техникам изобразительного творчества,
делая акцент на эстетической сущности изображения, а не на формальном
копировании предмета.
Из
9.1. Развивают умение передавать характерные признаки и пропорции предметов,
явлений (детали, пропорции, движения и др.).
Из 9.2. Развивают умение выстраивать
композицию.
Из
9.3. В соответствии с возможностями детей приобщают их к живописным
различным жанрам (рисование с натуры натюрмортов, портретов, обучают навыкам
графического рисунка, приемам росписи и т.п.).
Из
10. Педагоги предоставляют детям возможность осваивать различные
пластические материалы (пластилин, глину и пр.), помогая овладевать
разнообразными приемами лепки.
Из
10.1. Поощряют комбинирование знакомых приемов лепки и придумывание
собственных приемов.
Из 10.2.Побуждают
детей создавать и видоизменять объемные формы, многофигурные композиции.
Из 10.3. Поощряют детей лепить по образцам (игрушки,
бытовые предметы, предметы народных промыслов).
Из 10.4. Учат окрашивать
изготовленные предметы различными красками.
Из 11. Педагоги
создают условия для овладения детьми навыками аппликаций в соответствии с их
возрастными возможностями.
Из 12. Педагоги создают условия для овладения навыками
художественного труда (способами разрывной аппликации, техникой оригами,
папье-маше, смешанной техникой), учат изготавливать игрушки, панно из
природного и бросового материала и пр.
|
|
|
|
|
|
|
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|
|