Реферат: Формирование Британской парламентской системы в первой трети XIX в
Лорд Грей писал Вильгельму IV: "
По-моему убеждению общественное мнение высказалось по поводу парламентской
реформы с такой силой, и единодушием, что пойти против него было бы невозможно
без огромного риска поставить правительство в положение, при котором оно лишено
было бы всякого авторитета и силы".[75]
Действительно, в течение четырех месяцев в палату общин было представлено 645
петиций о парламентской реформе.
1 марта 1831 г. виги внесли в парламент билль о реформе. Над
окончательной редакцией билля работали лорд Деркам и лорд Рассел, который и
внес билль в палату общин.
К. Маркс следующим образом характеризует значение билля в борьбе
тори и вигов: "Предоставление и лишение избирательных прав было в общем
рассчитано не на увеличение влияния буржуазии, а на подрыв влияния тори и
усиление влияния вигов".[76]
В статье "Лорд Джон Рассел" Маркс не только дает политическую
характеристику одному из лидеров партии вигов, внесшему билль о парламентской
реформе, но и вскрывает причины уступок вигов: "Изгнание Веллингтона из
кабинета за то, что он высказался против парламентской реформы, июльская
революция во Франции, угрожающая активность больших политических организаций,
созданных буржуазией и пролетариатом в Бирмингеме, Манчестере, Лондоне и т.д.,
крестьянская война в земледельческих графствах, красный петух, который
распространял свое пламя по самым плодородным районам Англии, - все эти
обстоятельства вынудили вигов внести хоть какой-нибудь билль о парламентской
реформе. Виги уступили нехотя, не сразу, после неоднократных, но тщетных
попыток удержать за собой посты путем компромиссного соглашения с тори."[77]
Парламентские дебаты по биллю о реформе в марте и апреле 1831 г.
вызвали озабоченность определенных членов кабинета Грея. Это объяснилось тем,
что тори указывали на "демократические опасности" билля. После того
как оппозиции удалось внести в билль поправку, существенно его изменившую, Грей
поставил короля перед выбором, либо распустить парламент и назначить новые
выборы, либо принять отставку кабинета Грея. В мае 1831 г. последовали выборы в
парламент, на которых реформисты усилили свои позиции. Противодействие биллю о
реформе в палате общин было незначительным. Он прошел в нижней палате в трех
чтениях большинством голосов и, наконец, в конце сентября 1831 года перешел в
палату лордов, где натолкнулся на упорную оппозицию. В первом чтении билль был
пропущен, на 1 октября было назначено второе чтение. При голосовании 8 октября
1831 года голоса распределились следующим образом: 158 лордов - за, 199 -
против. Результаты голосования вызвали резкое возражение правительства, палата
общин приняла резолюцию о доверии к правительству Грея. В стране вновь
разрастается движение за реформу. Во время многолюдного митинга 7 ноября в
Лондоне была учреждена новая радикальная организация "Столичный
союз", которая выдвинула требование уничтожения наследственной передачи
всякой власти и ряд других радикальных реформ.
В декабре 1831 года парламент вновь открыл свои заседания.
Оппозиции удалось затянуть вотирование билля палатой общин до марта 1832 года,
когда он, наконец, был принят большинством в 116 голосов (355 против 239)
Для принятия билля через палату лордов Грей предложил создать
дополнительное число пэров, лояльно относящихся к реформе парламента. Торийские
члены парламента отнеслись отрицательно к этой идее, считая эту меру
неконституционной. Король колебался. Итак, как можно заключить из обзора
напряженной политической борьбы в парламенте, правительство считало, что после
победы в нижней палате главными условиями, призванными обеспечить успех в
верхней палате, были 2:
1) заручиться поддержкой группы "колеблющихся тори" во
главе с лордом Уорнклиффом и пойти им на уступки;
2) создать в палате лордов дополнительное число лояльных к биллю
пэров, для чего необходимо согласие короля.
Поскольку король проявлял нерешительность, премьер-министр
предложил ультиматум - или создание дополнительного числа пэров в верхней
палате или отставка его кабинета. После продолжительных дебатов палата лордов
14 апреля 1832 года приняла билль большинством в 9 голосов, намереваясь
провалить его в комиссии своей палаты. Однако, когда лорды прибегали к этому средству,
Грей подал в отставку. Так начался правительственный кризис известный как
"майские дни". Веллингтон пытался сформировать новое правительство,
но перед лицом возраставшего давления чуть ли не всей нации его попытка не
встретила поддержки даже в его собственной партии. В эти дни по всей стране
пронеслась буря демонстраций и митингов, направленных против Веллингтона. Ряд
английских историков считают, что "в течение десяти дней величайшего
кризиса" после отставки Грея "революция была очень серьезной возможностью".[78]
Король вынужден был вновь призвать к власти Грея, который теперь настаивает на
предоставлении ему права назначить в случае необходимости такое число новых
пэров, чтобы провести билль через палату лордов; 18 мая король в своем послании
Грею заявил, что уполномочивает премьер-министра на создание такого количества
пэров, которое необходимо для принятия билля. Веллингтон, Линдхерет и другие
тори представили необходимые гарантии. После этого лорды и партия тори
отказались от борьбы, и билль, наконец, 4 июня был принят в палате лордов в
третьем чтении: 106 против 22. 7 июня он был утвержден королем и стал законом.
Так закончилась многолетняя борьба за реформу парламента, которая велась не
только внутри парламента, но и на уровне массового сознания. Говоря об итогах,
Маркс справедливо заметил: "Пожалуй никогда еще такое могучее и, по всей видимости,
успешное народное движение не сводилось к таким ничтожным и показным результатам".[79]
"Акт о реформе" или "Акт об изменении народного
представительства в Англии и Уэльсе" с восторгом был встречен в народе:
"… ликование охватило все классы общества", даже дети в школах
устраивали между уроками шествия и кричали "билль прошел, билль
прошел!". В Бирмингеме, остававшемся до конца центром агитации за реформу,
в день получения известия об утверждении билля состоялся экспромтом митинг, на
который собралось до 50000 человек. Председательское место занял Аттвуд… Встреченный
восторженными рукоплесканиями, он сказал, обращаясь к собравшимся: " Дорогие
друзья! Я преисполнен бесконечной благодарности к всемогущему Богу за то, что мы
избежали ужасной революции".[80]
"Акт о народном представительстве 1832 г." призван был
предотвратить "различные злоупотребления, которые долго имели место при
избрании депутатов в палату общин парламента, лишить множество незначильных
местечек права посылать депутатов в парламент; предоставить такую привелегию
большим, густонаселенным и богатым городам; распространить право участия в
выборах на многих подданных его величества, которые до этого не пользовались
таковым, и уменьшить расходы на избирательные компании".[81]
В соответствии с биллем большинство "гнилых" и "карманных"
местечек ликвидировалось. В нем указывалось:
1. "всякое из местечек, перечисленных в списке под буквой
"А" (всего 56), от и после окончания полномочий данного парламента
прекращает посылать депутатов в парламент.
2. Каждое местечко, перечисленное в списке "В" (всего
30), посылает только по одному депутату.
3. Каждое местечко, названное в списке "С" (всего 22),
будет посылать двух депутатов в парламент.
3. Каждое местечко, названное в списке "D" (всего 20), будет посылать одного депутата в
парламент.
Существенным моментом были города списка "С", в котором
на первом месте шли Манчестер, Бирмингем, Лиде, Шеффилд и другие.
Реформа оставляла в силе старый ценз для кандидатов в парламент. В
графствах быть избранным мог лишь землевладелец с годовой рентой не менее чем
300 фунтов стерлингов. Реформа 1932 года делала избирателем всякого, кто владел
недвижимостью, дающей не менее 10 фунтов в год. Ряд статей "акта о
народном представительстве" содержал подробное перечисление требований,
предъявляемых к "десятифунтовикам"
18. Правом избирать рыцаря графства в будущие парламенты
пользуются лишь те фригальдеры, владеющие землей сроком на одну, две или
несколько жизней, владения которых приносят в год доход не менее десяти фунтов…
19. Всякий мужчина, достигший установленного законом возраста и
не пораженный в правах, владеющий копигольдом или обычным держанием сроком на
одну или несколько жизней, с доходом не менее 10 фунтов в год, за вычетом всех
причитающихся рент, платежей, также имеет право избирать рыцаря графства.
20. Всякий мужчина, достигший установленного законом возраста и
не пораженный в правах, имеющий какую-либо аренду или держание - будь то
фригольд, копигольд или обычное держание сроком не менее чем на шестьдесят лет,
с чистым доходом не менее десяти фунтов, или владеющий землей или держателем в
качестве арендатора по соглашению, с уплатой годовой ренты не менее 50 фунтов…
также имеет право выбирать в будущие парламенты рыцаря графства…
27. В городах…, посылающих одного или несколько депутатов
парламента, правом избрания пользуется всякий мужчина, достигший установленного
законом возраста, не пораженный в правах и являющийся собственником или
съемщиком дома, приносящего доход не менее 10 фунтов в год…, при условии уплаты
налога на бедных и прочих установленных налогов…"[82]
Билль о реформе означал серьезную уступку промышленной буржуазии,
"избирательное право было предоставлено в городах каждому жителю,
обладавшему известным имущественным цензом, вся буржуазия получила к нему
доступ, из рук земельной аристократии вырвана была ее политическая монополия;
палата лордов была уничтожена, корона превращена в покорного народного слугу,
осуществляющего исторические прерогативы для народа и по указаниям его
представителей. Центр политической тяжести был окончательно перенесен в палату
общин".[83]
Принятие закона 1832 года означало важный шаг в развитии
буржуазно-демократических институтов в Великобритании, "буржуазия была,
таким образом, признана и в политическом отношении господствующим
классом".[84]
Заключение
Борьба за парламентскую реформу 1832 года явилась одним из важнейших
направлений политической истории Англии конца XVIII -
первой трети XIX в. Борьба за реформу являлась борьбой
за демократию. В результате проведенного исследования мы пришли к заключению,
что несмотря на видимые успехи движения за реформу в XVIII
в. осуществление ее оказалось невозможным и лишь к 30-м годам XIX
в. сложилась наиболее благоприятная ситуация для проведения парламентской
реформы. Представляется, что главная причина заключалась в том, что
сформировалась социальная база для ее осуществления; возникли новые формы
борьбы: организация массового внепарламентского движения, соответствующих
общественных структур, массовое! народное движение в пользу парламентской
реформы во многом предопределило принятие билля 1832 года и оказывало огромное
влияние на внутриполитическую борьбу двух буржуазных партий.
Борьба за парламентскую реформу явилась важным этапом в
формировании партийно-политической системы Великобритании, в деятельности ее
главных участников - тори и вигов. К моменту подъема борьбы за реформу виги
избегали входить в правительство. Они надеялись, что кабинет тори сумеет
обуздать демократическое движение, дискредитирует себя в глазах широкой
общественности и вынужден будет уступить командные посты противоборствующей
партии. К. Маркс пишет: "Лишь тогда, когда у кормила правления стоят тори,
начинается сильное давление извне… и осуществляются неизбежные преобразования.
Так, эмансипация католиков проходит при министерстве Веллингтона; то же самое
можно сказать если не по поводу самого билля о парламентской реформе, то, по
крайней мере, по поводу движения за реформу - движения, имевшего большое
значение, чем его результаты".[85]
Виги в конце 20-х годов XIX в. более гибко
и трезво воспринимали новые процессы в экономике и политике и более отзывчиво
относились к нуждам промышленной буржуазии. Это объясняет политический успех
вигов в 1832 году, выразившийся также и в том, что в 30-50 годы они находились
у власти почти 20 лет, в то время, как их соперники лишь 8 лет. Гораздо богаче
были виги талантливыми и популярными личностями, такими как Пальмерстон,
Рассел, Кларендон и др. Известный либеральный историк А. Бриггс, анализируя
вигские реформы первой половины 30-х годов показывает, что они "обнаружили
способность, избегая кровопролития, свершать крупномасштабные изменения".[86]
Данный сюжет из английской истории дает возможность рассмотреть
процесс утверждения в Великобритании либеральной демократии. В статье
"Британская конституция" Маркс писал, что и после 1832 года
"общее управление, во всех его деталях, даже исполнительный орган
законодательной власти, т.е. само "делание законов" в обеих палатах
парламента, будет закреплено за земельной аристократией. Буржуазия в 1830 году
предпочла новый компромисс с земельной аристократией, компромиссу с массой
английского народа".[87]
И тем не менее, многие авторы полагают, "что только такая реформа могла
быть одобрена без крайнего обострения классовых страстей и гарантировать мирный
- нечто более ценное, чем демократия, - путь развития в направлении утверждения
политического равенства".[88]
Действительно, реформа 1832 года дав представительство промышленным
городам "ввела в лоно конституции средние классы, буржуазию".[89]
В заключении хотелось бы привести мнение известного политолога М.
Острогорского, который, как нам кажется, очень точно и емко оценил значение
реформы: "…парламентская реформа повлекла за собой последствия, выходившие
далеко за пределы законодательных перемен, ею введенных, хотя и сказавшихся не
сразу. Она не только создала новую атмосферу политическую, но облекла властью
независимое общественное мнение, сообщила импульс социальным и политическим
информаторам, общественным подъемом ею вызванным; она не только установила в
государстве новое соотношение общественных сил, но ввела, правда бессознательно
и незаметно, новые политические принципы, которые должны были в конец разрушить
весь старый конституционный строй, переработать, как в организме, все ткани
его".[90]
Библиография
Источники
1 Сборник
документов, Новая в документах и материалах // Под ред. Лукина Н. М., Далина В.
М. – М., 1934.
2 Сборник
документов по истории нового времени. Буржуазные революции XVII
- XVIII вв. // Под ред. Сироткина. – М., 1990.
3 Сборник
Конституции и законодательные акты буржуазных государств XVII
- XIX вв. – М., 1957.
4 Сборник
Документы и материалы по истории государства и права нового и новейшего
времени. – М., 1994.
5 К. Маркс,
Ф. Энгельс. Статьи. // Соч. 2-е изд. – Т.8,9,11.
6 Тексты:
Акта об изменении народного представительства в Англии и Уэльсе (1832), Закона
о рабочих коалициях, Законодательства английской революции.
7 Хрестоматия
по новой истории // Под ред. Губера А. А. Ефимова А. В. – Т. 2.
Литература
1
Briggs A The Age of Improvement 1783-1867 – L.:
1979.
2
E. Longford, Wellington. The Years of the Sword
Weidenfeld and Nicolson, 1969.
3
Evans E. The Yuat Reform act of 1832, 1983.
4
L. Woodward. The age of Reform. – L.
5
N. Iash Aristocrasy and the People. Britain, 1815-1865 - 1979, ps
6
Pax Britannica: Актуальные проблемы социально-экономической и
политической истории Великобритании в новое и новейшее время. –Ч. 2. – Уфа,
1991.
7
R. Hole Pulpits, politics and public order in
England 1760-1832 - Cambridge University Press, 1989.
8
R. Hole. Publits, politics and public Orderin
England 1760-1832. – Cambrige, 1989.
9
В. Беджгот. Государственный строй Англии. – М., 1905.
10 Дерюжинский
В. Ф. Из истории политической свободы в Англии и Франции. – Спб, 1906.
11 Дерюжинский
В.Ф. Новые явления в развитии Английской демократии. – Спб., 1906.
12 Ерофеев Н.
А. Очерки по истории Англии 1815 - 1917 гг. – М., 1959.
13 Кареев Н.
И. История Западной Европы в новое время. – Спб, 1894. – Т. IV.
14 Кертман
Л.Е. География, история и культура Англии. – М., 1979.
15 Ковалевский
М.М. Демократия и ее политическая доктрина. – Спб, 1913.
16 Ковалевский
М.М. Что такое парламент? – Спб, 1906.
17 Колмаков
С.А. Идеология и политика либеральной партии Великобритании в 80-е гг. XIX в. –
М., 1985.
18 Курнев
М.М. Артур Уэллсли герцог Веллингтон (1769-1852) // Новая и новейшая история. –
1995. – № 6.
19 Л. Лоуэлл.
Государственный строй Англии. – М., 1915.
20 Ливанцев
К.Е. История буржуазного государства и права. – Л., 1986. – С. 46.
21 Лоу С.
Государственный строй Англии. – М., 1910.
22 Острогорский
М. Конституционная эволюция Англии в течение последнего полувека. - Петроград,
1916.
23 Мортон
А.Л. История Англии. – М., 1950.
24 Мортон
А.Л., Тейт Дж. История английского рабочего движения 1770 –1920 / Пер. с англ.
– М., 1959.
25 Науменкова
О.А. Консервативная партия и парламентская реформа 1867. – Уфа, 1980.
26 Новая
история в документах и материалах // Под ред. Н. М. Лукина и В. М. Далина. – М.,
1934.
27 Очерки по
истории Англии // Под ред. Левина Г.Р. – М., 1959.
28 Мижуев
П.Г. Политическая история Англии в 19в. – Спб.
29 Сеньобос
Ш. Политическая история современной Европы. – СПб., 1898.
30 Согрин
В.В. История партийно-политической системы в Великобритании, анализ
немарксистских концепций // Новая и новейшая история. – 1988. – № 5.
31 Татаринова
К.Н. Очерки по истории Англии 1640-1815гг. – М., 1959.
32 Тревельян
Д. М. Социальная история Англии. Обзор 6-ти столетий от Чосера до королевы
Виктории. – М., 1944.
33 Фортунатов
С.Ф. История Англии и Германии в XIX в. – М., 1915.
Периодические издания
1 Гаджиев К.
Г. Либерализм: история и современность // Новая и новейшая история. – № 6. –
1995.
2 Курнев М.
М. Артур Уэлисли герцог Веллингтон (1769-1852) // Новая и новейшая история. – №
6. – 1995.
3 Согрин В.
В. История партийно-политической системы в Великобритании, анализ
немарксистских концепций // Новая и новейшая история. – № 5. – 1988.
[1]
П. Г. Мижуев Политическая история Англии в XIXв. Спб.
М. Острогорский Конституционная эволюция Англии в
течение последнего полувека - Петроград, 1916
Ковалевский М.М. Что такое парломент? Спб-1906
Ковалевский М.М. Демократия и ее политическая
доктрина. Спб.1913г.
Фортунатов С.Ф. История Англии и Германии в XIXв.
М.,1915.
Дерюжинский В.Ф. Новые явления в развитии Английской
демократии. Спб., 1906г.
[2]
Кертман Л.Е. География, история и культура Англии. М.,1979г.
Ерофеев Н. А. Очерки по истории Англии 1815 - 1917 гг.
М., 1959.
Татаринова К.Н. Очерки по истории Англии 1640-1815гг.
М., 1959г.
Очерки по истории Англии //Под.ред. Левина Г.Р. М.,
1959г.
[3]
К. Маркс "Лорд Пальмерстон", "Лорд Рассел"
"Парламентские дебаты" Соч. 2-е издание т.9, 11
[4]
Мортон А. Л. История Англии, М 1950.
Тревельян Д. М. Социальная история Англии. Обзор
6-ти столетий от Чосера до королевы Виктории. М. 1944
[5] R. Hole Pulpits, politics and public order in England 1760-1832 -
Cambridge University Press, 1989 - 326p
[6] E. hondford Wellington. The Years of the Sword Weidenfeld and
Nicolson, 1969 - 548p
[7]
Законодательство английской революции 1640 - 1660 г - М. 1946
[8]
В. Беджгот Государственный строй Англии. М. 1905 с 172
[9]
Кареев Н. И. История Западной Европы, т IV, с. 432 СПб,
1894
[10]
Ерофеев Н. А. Очерки по истории Англии 1815-1917 гг. М. 1959 с 16
[11]
История буржуазного конституционализма XIXв. М. 1986г.
с 12
[12]
Кареев Н. И. История Западной Европы в новое время. Спб 1894г т IV с 433
[13]
Ерофеев Н. А. Очерки по истории Англии 1815 - 1917 гг. М., 1959 с. 16
[14]
История буржуазного конституционализма XIXв. М. 1986г. с 8
[15]
История буржуазного конституционализма XIXв. М. 1986г. с9
[16]
История буржуазного конституционализма XIXв. М. 1986г. с10
[17]
Кареев Н. И. История Западной Европы в новое время. Спб 1894г т IV с 436
[18]
В. Беджгот Государственный строй Англии. М. 1905 с
Лоу С. Государственный строй Англии. М. 1910
Сеньобос Ш. Политическая история современной Европы
СПб. 1898
Л. Лоуэлл Государственный строй Англии М. 1915
[19]
В. Беджгот Государственный строй Англии. М. 1905 с 6.
[20]
В. Беджгот Государственный строй Англии. М. 1905 с 6.
[21]
Там же.
[22]
М. Островский, указ соч. с11
[23]
Там же.
[24]
Там же.
[25]
Там же.
[26]
П.Г.Мижуев, Политическая история Англии в 19 веке. С-Пб.,с.80.
[28]
П.Г.Мижуев там же.
[29]
Л.Е.Кертман География, история и культура Англии. М.,1979. с 195.
[30]
П.Г.Мижуев. указ. соч. с 29.
[31]
там же
[32]
там же с. 53
[33] N. Gash Aristocrasy and the People. Britain, 1815-1865 - 1979, ps
[34]
там же.
[35]
там же.
[36]
edem, p12
[37]
там же
[38]
там же p15
[39]
М. Острогорский Конституционная эволюция Англии в течение последнего полувека -
Петроград, 1916 - с.11
[40]
Новая история в документах и материалаха, под ред. Н. М. Лукина и В. М. Далина
М. 1934. с 269-270
[41]
Л. Е. Кертман указ. соч. с 175.
[42]
там же, с 177
[43]
К. Маркс, Ф. Энгельс соч. 2-е изд., т.9 с.196
[44]
П. Г. Мижуев, указ соч. с 60
[45]
П. Г. Мижуев, указ соч. с 64
[46]
Мортон А. Л. Тейт Дж. История английского рабочего движения 1770 -1920 Пер. с
англ. М. 1959 с 74
[47]
Л. Е. Кертман указ. соч. с193
[48]
Новая история в документах и материалах с. 273
[49]
Новая история в документах и материалах с. 274
[50]
К.Маркс, Ф.Энгельс. соч. т.4 с. 425.
[51]
К. Г. Гаджиев. Либерализм: История и современность-новая и новейшая история,
1995, №6, с.15
[52]
там же
[53]
Георг IV стал королем, после смерти своего отца, Георга
III в 18201г., с 1820 г. он был регентом
[54] L. Woodward. The age of Reform - L, p.154
[55]
Эта точка зрения отражена в работах: Науменкова О. А. Консервативная партия и
парламентская реформа 1867. Уфа 1980, его же Консервативная партия и
парламентские выборы 1874г в Англии Уфа 1987 г; Колмаков С. А. Идеология и
политика либеральной партии Великобритании в 80-е гг XIX
в. М. 1985
[56] E. Longford, Wellington. The Years of the Sword Weidenfeld and
Nicolson, 1969 - 490p
[57]
Ebidem, p.2
[58]
Курнев М. М. Артур Уэллсли герцог Веллингтон (1769-1852) - новая и новейшая
история, 1995, № 6, с.164
[59] E. Longford, p. 4
[60]
П. Г. Мижуев, указ соч. с 74
[61] R. Hole. Publits, politics and public Orderin England 1760-1832 -
Cambrige 1989, p. 233
[62] R. Hole. Publits p 233
[63] Ebidem
[64] R. Hole. Publits p 236
[65]
П. Г. Мижуев, указ соч. с 77
[66] R. Hole. Publits p 281
[67] R. Hole. Publits p 239
[68] Evans E. The Yuat Reform act of 1832, 1983 p 29
[69]
Курнев М. М. Артур Уэллсли герцог Веллингтон
[70] Evans E. The Yuat Reform act of 1832, 1983 p 29
[71]
Курнев М. М. там же с. 164-165
[72]
В. Беджгот Государственный строй Англии. М. 1905 с 162
[73] L. Woodward. The age of Reform - L, p. 54
[74]
Ливанцев К. Е. Истрия буржуазного государства и права. Л. 1986 с. 46
[75]
Дерюжинский В. Ф. Из истории политической свободы в Англии и Франции - Спб,
1906, с. 74
[76]
К. Маркс, Ф. Энгельс соч. 2-е изд., т.11 с.409
[77]
К. Маркс, Ф. Энгельс соч. 2-е изд., т.11 с.4
[78]
Pax Britannica: Актуальные проблемы социально-экономической и политической
истории Великобринании в новое и новейшее время ч. 2- Уфа, 1991, с 21
[79]
К. Маркс, Ф. Энгельс соч. 2-е изд., т.11 с.409
[80]
П. Г. Мижуев, указ соч. с 96
[81]
История государства и права зарубежных стран. Документы и материалы по истории
государства и права нового и новейшего времени. М. 1994 с. 20
[82]
Новая история в документах и материалах с. 275
[83]
М. Острогорский, указ соч. с14
[84]
К.Маркс, Ф.Энгельс. соч. т.11 с. 100.
[85]
К. Маркс, Ф. Энгельс соч. 2-е изд., т.11 с.92
[86] Briggs A The Age of Improvement 1783-1867 - L 1979 p4
[87]
[87]
К. Маркс, Ф. Энгельс соч. 2-е изд., т.11 с.100
[88]
Согрин В. В. История партийно-политической системы в Великобритании, анализ
немарксистских концепций. Новая и новейшая история 1988 № 5 с 44
[89]
М. Острогорский, указ соч. с 19
[90]
М. Острогорский, указ соч. с16
|