рефераты

рефераты

 
 
рефераты рефераты

Меню

Реферат: Формирование Британской парламентской системы в первой трети XIX в рефераты

Лорд Грей писал Вильгельму IV: " По-моему убеждению общественное мнение высказалось по поводу парламентской реформы с такой силой, и единодушием, что пойти против него было бы невозможно без огромного риска поставить правительство в положение, при котором оно лишено было бы всякого авторитета и силы".[75] Действительно, в течение четырех месяцев в палату общин было представлено 645 петиций о парламентской реформе.

1 марта 1831 г. виги внесли в парламент билль о реформе. Над окончательной редакцией билля работали лорд Деркам и лорд Рассел, который и внес билль в палату общин.

К. Маркс следующим образом характеризует значение билля в борьбе тори и вигов: "Предоставление и лишение избирательных прав было в общем рассчитано не на увеличение влияния буржуазии, а на подрыв влияния тори и усиление влияния вигов".[76] В статье "Лорд Джон Рассел" Маркс не только дает политическую характеристику одному из лидеров партии вигов, внесшему билль о парламентской реформе, но и вскрывает причины уступок вигов: "Изгнание Веллингтона из кабинета за то, что он высказался против парламентской реформы, июльская революция во Франции, угрожающая активность больших политических организаций, созданных буржуазией и пролетариатом в Бирмингеме, Манчестере, Лондоне и т.д., крестьянская война в земледельческих графствах, красный петух, который распространял свое пламя по самым плодородным районам Англии, - все эти обстоятельства вынудили вигов внести хоть какой-нибудь билль о парламентской реформе. Виги уступили нехотя, не сразу, после неоднократных, но тщетных попыток удержать за собой посты путем компромиссного соглашения с тори."[77]

Парламентские дебаты по биллю о реформе в марте и апреле 1831 г. вызвали озабоченность определенных членов кабинета Грея. Это объяснилось тем, что тори указывали на "демократические опасности" билля. После того как оппозиции удалось внести в билль поправку, существенно его изменившую, Грей поставил короля перед выбором, либо распустить парламент и назначить новые выборы, либо принять отставку кабинета Грея. В мае 1831 г. последовали выборы в парламент, на которых реформисты усилили свои позиции. Противодействие биллю о реформе в палате общин было незначительным. Он прошел в нижней палате в трех чтениях большинством голосов и, наконец, в конце сентября 1831 года перешел в палату лордов, где натолкнулся на упорную оппозицию. В первом чтении билль был пропущен, на 1 октября было назначено второе чтение. При голосовании 8 октября 1831 года голоса распределились следующим образом: 158 лордов - за, 199 - против. Результаты голосования вызвали резкое возражение правительства, палата общин приняла резолюцию о доверии к правительству Грея. В стране вновь разрастается движение за реформу. Во время многолюдного митинга 7 ноября в Лондоне была учреждена новая радикальная организация "Столичный союз", которая выдвинула требование уничтожения наследственной передачи всякой власти и ряд других радикальных реформ.

В декабре 1831 года парламент вновь открыл свои заседания. Оппозиции удалось затянуть вотирование билля палатой общин до марта 1832 года, когда он, наконец, был принят большинством в 116 голосов (355 против 239)

Для принятия билля через палату лордов Грей предложил создать дополнительное число пэров, лояльно относящихся к реформе парламента. Торийские члены парламента отнеслись отрицательно к этой идее, считая эту меру неконституционной. Король колебался. Итак, как можно заключить из обзора напряженной политической борьбы в парламенте, правительство считало, что после победы в нижней палате главными условиями, призванными обеспечить успех в верхней палате, были 2:

1) заручиться поддержкой группы "колеблющихся тори" во главе с лордом Уорнклиффом и пойти им на уступки;

2) создать в палате лордов дополнительное число лояльных к биллю пэров, для чего необходимо согласие короля.

Поскольку король проявлял нерешительность, премьер-министр предложил ультиматум - или создание дополнительного числа пэров в верхней палате или отставка его кабинета. После продолжительных дебатов палата лордов 14 апреля 1832 года приняла билль большинством в 9 голосов, намереваясь провалить его в комиссии своей палаты. Однако, когда лорды прибегали к этому средству, Грей подал в отставку. Так начался правительственный кризис известный как "майские дни". Веллингтон пытался сформировать новое правительство, но перед лицом возраставшего давления чуть ли не всей нации его попытка не встретила поддержки даже в его собственной партии. В эти дни по всей стране пронеслась буря демонстраций и митингов, направленных против Веллингтона. Ряд английских историков считают, что "в течение десяти дней величайшего кризиса" после отставки Грея "революция была очень серьезной возможностью".[78] Король вынужден был вновь призвать к власти Грея, который теперь настаивает на предоставлении ему права назначить в случае необходимости такое число новых пэров, чтобы провести билль через палату лордов; 18 мая король в своем послании Грею заявил, что уполномочивает премьер-министра на создание такого количества пэров, которое необходимо для принятия билля. Веллингтон, Линдхерет и другие тори представили необходимые гарантии. После этого лорды и партия тори отказались от борьбы, и билль, наконец, 4 июня был принят в палате лордов в третьем чтении: 106 против 22. 7 июня он был утвержден королем и стал законом. Так закончилась многолетняя борьба за реформу парламента, которая велась не только внутри парламента, но и на уровне массового сознания. Говоря об итогах, Маркс справедливо заметил: "Пожалуй никогда еще такое могучее и, по всей видимости, успешное народное движение не сводилось к таким ничтожным и показным результатам".[79] "Акт о реформе" или "Акт об изменении народного представительства в Англии и Уэльсе" с восторгом был встречен в народе: "… ликование охватило все классы общества", даже дети в школах устраивали между уроками шествия и кричали "билль прошел, билль прошел!". В Бирмингеме, остававшемся до конца центром агитации за реформу, в день получения известия об утверждении билля состоялся экспромтом митинг, на который собралось до 50000 человек. Председательское место занял Аттвуд… Встреченный восторженными рукоплесканиями, он сказал, обращаясь к собравшимся: " Дорогие друзья! Я преисполнен бесконечной благодарности к всемогущему Богу за то, что мы избежали ужасной революции".[80]

"Акт о народном представительстве 1832 г." призван был предотвратить "различные злоупотребления, которые долго имели место при избрании депутатов в палату общин парламента, лишить множество незначильных местечек права посылать депутатов  в парламент; предоставить такую привелегию большим, густонаселенным и богатым городам; распространить право участия в выборах на многих подданных его величества, которые до этого не пользовались таковым, и уменьшить расходы на избирательные компании".[81] В соответствии с биллем большинство "гнилых" и "карманных" местечек ликвидировалось. В нем указывалось:

1. "всякое из местечек, перечисленных в списке под буквой "А" (всего 56), от и после окончания полномочий данного парламента прекращает посылать депутатов в парламент.

2. Каждое местечко, перечисленное в списке "В" (всего 30), посылает только по одному депутату.

3. Каждое местечко, названное в списке "С" (всего 22), будет посылать двух депутатов в парламент.

3. Каждое местечко, названное в списке "D" (всего 20), будет посылать одного депутата в парламент.

Существенным моментом были города списка "С", в котором на первом месте шли Манчестер, Бирмингем, Лиде, Шеффилд и другие.

Реформа оставляла в силе старый ценз для кандидатов в парламент. В графствах быть избранным мог лишь землевладелец с годовой рентой не менее чем 300 фунтов стерлингов. Реформа 1932 года делала избирателем всякого, кто владел недвижимостью, дающей не менее 10 фунтов в год. Ряд статей "акта о народном представительстве" содержал подробное перечисление требований, предъявляемых к "десятифунтовикам"

18.  Правом избирать рыцаря графства в будущие парламенты пользуются лишь те фригальдеры, владеющие землей сроком на одну, две или несколько жизней, владения которых приносят в год доход не менее десяти фунтов…

19. Всякий мужчина, достигший установленного законом возраста и не пораженный в правах, владеющий копигольдом или обычным держанием сроком на одну или несколько жизней, с доходом не менее 10 фунтов в год, за вычетом всех причитающихся рент, платежей, также имеет право избирать рыцаря графства.

20. Всякий мужчина, достигший установленного законом возраста и не пораженный в правах, имеющий какую-либо аренду или держание - будь то фригольд, копигольд или обычное держание сроком не менее чем на шестьдесят лет, с чистым доходом не менее десяти фунтов, или владеющий землей или держателем в качестве арендатора по соглашению, с уплатой годовой ренты не менее 50 фунтов… также имеет право выбирать в будущие парламенты рыцаря графства…

27. В городах…, посылающих одного или несколько депутатов парламента, правом избрания пользуется всякий мужчина, достигший установленного законом возраста, не пораженный в правах и являющийся собственником или съемщиком дома, приносящего доход не менее 10 фунтов в год…, при условии уплаты налога на бедных и прочих установленных налогов…"[82]

Билль о реформе означал серьезную уступку промышленной буржуазии, "избирательное право было предоставлено в городах каждому жителю, обладавшему известным имущественным цензом, вся буржуазия получила к нему доступ, из рук земельной аристократии вырвана была ее политическая монополия; палата лордов была уничтожена, корона превращена в покорного народного слугу, осуществляющего исторические прерогативы для народа и по указаниям его представителей. Центр политической тяжести был окончательно перенесен в палату общин".[83]

Принятие закона 1832 года означало важный шаг в развитии буржуазно-демократических институтов в Великобритании, "буржуазия была, таким образом, признана и в политическом отношении господствующим классом".[84]


Заключение

Борьба за парламентскую реформу 1832 года явилась одним из важнейших направлений политической истории Англии конца XVIII - первой трети XIX в. Борьба за реформу являлась борьбой за демократию. В результате проведенного исследования мы пришли к заключению, что несмотря на видимые успехи движения за реформу в XVIII в. осуществление ее оказалось невозможным и лишь к 30-м годам XIX в. сложилась наиболее благоприятная ситуация для проведения парламентской реформы. Представляется, что главная причина заключалась в том, что сформировалась социальная база для ее осуществления; возникли новые формы борьбы: организация массового внепарламентского движения, соответствующих общественных структур, массовое! народное движение в пользу парламентской реформы во многом предопределило принятие билля 1832 года и оказывало огромное влияние на внутриполитическую борьбу двух буржуазных партий.

Борьба за парламентскую реформу явилась важным этапом в формировании партийно-политической системы Великобритании, в деятельности ее главных участников - тори и вигов. К моменту подъема борьбы за реформу виги избегали входить в правительство. Они надеялись, что кабинет тори сумеет обуздать демократическое движение, дискредитирует себя в глазах широкой общественности и вынужден будет уступить командные посты противоборствующей партии. К. Маркс пишет: "Лишь тогда, когда у кормила правления стоят тори, начинается сильное давление извне… и осуществляются неизбежные преобразования. Так, эмансипация католиков проходит при министерстве Веллингтона; то же самое можно сказать если не по поводу самого билля о парламентской реформе, то, по крайней мере, по поводу движения за реформу - движения, имевшего большое значение, чем его результаты".[85]

Виги в конце 20-х годов XIX в. более гибко и трезво воспринимали новые процессы в экономике и политике и более отзывчиво относились к нуждам промышленной буржуазии. Это объясняет политический успех вигов в 1832 году, выразившийся также и в том, что в 30-50 годы они находились у власти почти 20 лет, в то время, как их соперники лишь 8 лет. Гораздо богаче были виги талантливыми и популярными личностями, такими как Пальмерстон, Рассел, Кларендон и др. Известный либеральный историк А. Бриггс, анализируя вигские реформы первой половины 30-х годов показывает, что они "обнаружили способность, избегая кровопролития, свершать крупномасштабные изменения".[86]

Данный сюжет из английской истории дает возможность рассмотреть процесс утверждения в Великобритании либеральной демократии. В статье "Британская конституция" Маркс писал, что и после 1832 года "общее управление, во всех его деталях, даже исполнительный орган законодательной власти, т.е. само "делание законов" в обеих палатах парламента, будет закреплено за земельной аристократией. Буржуазия в 1830 году предпочла новый компромисс с земельной аристократией, компромиссу с массой английского народа".[87] И тем не менее, многие авторы полагают, "что только такая реформа могла быть одобрена без крайнего обострения классовых страстей и гарантировать мирный - нечто более ценное, чем демократия, - путь развития в направлении утверждения политического равенства".[88]

Действительно, реформа 1832 года дав представительство промышленным городам "ввела в лоно конституции средние классы, буржуазию".[89]

В заключении хотелось бы привести мнение известного политолога М. Острогорского, который, как нам кажется, очень точно и емко оценил значение реформы: "…парламентская реформа повлекла за собой последствия, выходившие далеко за пределы законодательных перемен, ею введенных, хотя и сказавшихся не сразу. Она не только создала новую атмосферу политическую, но облекла властью независимое общественное мнение, сообщила импульс социальным и политическим информаторам, общественным подъемом ею вызванным; она не только установила в государстве новое соотношение общественных сил, но ввела, правда бессознательно и незаметно, новые политические принципы, которые должны были в конец разрушить весь старый конституционный строй, переработать, как в организме, все ткани его".[90]


Библиография

Источники

1   Сборник документов, Новая в документах и материалах // Под ред. Лукина Н. М., Далина В. М. – М., 1934.

2   Сборник документов по истории нового времени. Буржуазные революции XVII - XVIII вв. // Под ред. Сироткина. – М., 1990.

3   Сборник Конституции и законодательные акты буржуазных государств XVII - XIX вв. – М., 1957.

4   Сборник Документы и материалы по истории государства и права нового и новейшего времени. – М., 1994.

5   К. Маркс, Ф. Энгельс. Статьи. // Соч. 2-е изд. – Т.8,9,11.

6   Тексты: Акта об изменении народного представительства в Англии и Уэльсе (1832), Закона о рабочих коалициях, Законодательства английской революции.

7   Хрестоматия по новой истории // Под ред. Губера А. А. Ефимова А. В. – Т. 2.

 

Литература

1      Briggs A The Age of  Improvement 1783-1867 – L.: 1979.

2      E. Longford, Wellington. The Years of the Sword Weidenfeld and Nicolson, 1969.

3      Evans E. The Yuat Reform act of 1832, 1983.

4      L. Woodward. The age of Reform. – L.

5      N. Iash Aristocrasy and the People. Britain, 1815-1865 - 1979, ps

6      Pax Britannica: Актуальные проблемы социально-экономической и политической истории Великобритании в новое и новейшее время. –Ч. 2. – Уфа, 1991.

7      R. Hole Pulpits, politics and public order in England 1760-1832 - Cambridge University Press, 1989.

8      R. Hole. Publits, politics and public Orderin England 1760-1832. – Cambrige, 1989.

9      В. Беджгот. Государственный строй Англии. – М., 1905.

10   Дерюжинский В. Ф. Из истории политической свободы в Англии и Франции. – Спб, 1906.

11   Дерюжинский В.Ф. Новые явления в развитии Английской демократии. – Спб., 1906.

12   Ерофеев Н. А. Очерки по истории Англии 1815 - 1917 гг. – М., 1959.

13   Кареев Н. И.  История Западной Европы в новое время. – Спб, 1894. – Т. IV.

14   Кертман Л.Е. География, история и культура Англии. – М., 1979.

15   Ковалевский М.М. Демократия и ее политическая доктрина. – Спб, 1913.

16   Ковалевский М.М. Что такое парламент? – Спб, 1906.

17   Колмаков С.А. Идеология и политика либеральной партии Великобритании в 80-е гг. XIX в. – М., 1985.

18   Курнев М.М. Артур Уэллсли герцог Веллингтон (1769-1852) // Новая и новейшая история. – 1995. – № 6.

19   Л. Лоуэлл. Государственный строй Англии. – М., 1915.

20   Ливанцев К.Е. История буржуазного государства и права. – Л., 1986. – С. 46.

21   Лоу С. Государственный строй Англии. – М., 1910.

22   Острогорский М. Конституционная эволюция Англии в течение последнего полувека. - Петроград, 1916.

23   Мортон А.Л. История Англии. – М., 1950.

24   Мортон А.Л., Тейт Дж. История английского рабочего движения 1770 –1920 / Пер. с англ. – М., 1959.

25   Науменкова О.А. Консервативная партия и парламентская реформа 1867. – Уфа, 1980.

26   Новая история в документах и материалах // Под ред. Н. М. Лукина и В. М. Далина. – М., 1934.

27   Очерки по истории Англии // Под ред. Левина Г.Р. – М., 1959.

28   Мижуев П.Г. Политическая история Англии в 19в. – Спб.

29   Сеньобос Ш. Политическая история современной Европы. – СПб., 1898.

30   Согрин В.В. История партийно-политической системы в Великобритании, анализ немарксистских концепций // Новая и новейшая история. – 1988. – № 5.

31   Татаринова К.Н. Очерки по истории Англии 1640-1815гг. – М., 1959.

32   Тревельян Д. М. Социальная история Англии. Обзор 6-ти столетий от Чосера до королевы Виктории. – М., 1944.

33   Фортунатов С.Ф. История Англии и Германии в XIX в. – М., 1915.

Периодические издания

1   Гаджиев К. Г. Либерализм: история и современность // Новая и новейшая история. – № 6. – 1995.

2   Курнев М. М. Артур Уэлисли герцог Веллингтон (1769-1852) // Новая и новейшая история. – № 6. – 1995.

3   Согрин В. В. История партийно-политической системы в Великобритании, анализ немарксистских концепций // Новая и новейшая история. – № 5. – 1988.


[1] П. Г. Мижуев Политическая история Англии в XIXв. Спб.

 М. Острогорский Конституционная эволюция Англии в течение последнего полувека - Петроград, 1916

 Ковалевский М.М. Что такое парломент? Спб-1906

 Ковалевский М.М. Демократия и ее политическая доктрина. Спб.1913г.

Фортунатов С.Ф. История Англии и Германии в XIXв. М.,1915.

Дерюжинский В.Ф. Новые явления в развитии Английской демократии. Спб., 1906г.

[2] Кертман Л.Е. География, история и культура Англии. М.,1979г.

Ерофеев Н. А. Очерки по истории Англии 1815 - 1917 гг. М., 1959.

Татаринова К.Н. Очерки по истории Англии 1640-1815гг. М., 1959г.

Очерки по истории Англии //Под.ред. Левина Г.Р. М., 1959г.

[3]   К. Маркс "Лорд Пальмерстон", "Лорд Рассел" "Парламентские дебаты" Соч. 2-е издание т.9, 11

[4]   Мортон А. Л. История Англии, М 1950.

  Тревельян Д. М. Социальная история Англии. Обзор 6-ти столетий от Чосера до королевы Виктории. М. 1944

[5]  R. Hole Pulpits, politics and public order in England 1760-1832 - Cambridge University Press, 1989 - 326p 

[6] E. hondford Wellington. The Years of the Sword Weidenfeld and Nicolson, 1969 - 548p

[7]  Законодательство английской революции 1640 - 1660 г - М. 1946

[8]  В. Беджгот  Государственный строй Англии. М. 1905 с 172

[9] Кареев Н. И. История Западной Европы, т IV, с. 432 СПб, 1894

[10] Ерофеев Н. А. Очерки по истории Англии 1815-1917 гг.  М. 1959 с 16

[11] История буржуазного конституционализма XIXв. М. 1986г. с 12

[12] Кареев Н. И.  История Западной Европы в новое время. Спб 1894г т IV с 433

[13] Ерофеев Н. А. Очерки по истории Англии 1815 - 1917 гг. М., 1959 с. 16

[14]  История буржуазного конституционализма XIXв. М. 1986г. с 8

[15]  История буржуазного конституционализма XIXв. М. 1986г. с9

[16]  История буржуазного конституционализма XIXв. М. 1986г. с10

[17]  Кареев Н. И.  История Западной Европы в новое время. Спб 1894г т IV с 436

[18] В. Беджгот  Государственный строй Англии. М. 1905 с

Лоу С. Государственный строй Англии. М. 1910

 Сеньобос Ш. Политическая история современной Европы СПб. 1898

 Л. Лоуэлл Государственный строй Англии М. 1915

[19]  В. Беджгот  Государственный строй Англии. М. 1905 с 6.

[20] В. Беджгот  Государственный строй Англии. М. 1905 с 6.

[21] Там же.

[22]  М. Островский, указ соч. с11

[23] Там же.

[24] Там же.

[25] Там же.

[26] П.Г.Мижуев, Политическая история Англии в 19 веке. С-Пб.,с.80.

[28] П.Г.Мижуев там же.

[29] Л.Е.Кертман  География, история и культура Англии. М.,1979. с 195.

[30] П.Г.Мижуев. указ. соч. с 29.

[31]  там же

[32] там же с. 53

[33] N. Gash Aristocrasy and the People. Britain, 1815-1865 - 1979, ps

[34] там же.

[35] там же.

[36] edem, p12

[37] там же

[38] там же p15

[39] М. Острогорский Конституционная эволюция Англии в течение последнего полувека - Петроград, 1916 - с.11

[40]   Новая история в документах и материалаха, под ред. Н. М. Лукина и В. М. Далина М. 1934. с 269-270

[41]   Л. Е. Кертман указ. соч. с 175.

[42] там же, с 177

[43] К. Маркс, Ф. Энгельс соч. 2-е изд., т.9 с.196

[44] П. Г. Мижуев, указ соч. с 60

[45] П. Г. Мижуев, указ соч. с 64

[46] Мортон А. Л. Тейт Дж. История английского рабочего движения 1770 -1920 Пер. с англ. М. 1959 с 74

[47] Л. Е. Кертман указ. соч. с193

[48] Новая история в документах и материалах с. 273

[49] Новая история в документах и материалах с. 274

[50] К.Маркс, Ф.Энгельс. соч. т.4 с. 425.

[51]  К. Г. Гаджиев. Либерализм: История и современность-новая и новейшая история, 1995, №6, с.15

[52] там же

[53]  Георг IV стал королем, после смерти своего отца, Георга III в 18201г., с 1820 г. он был регентом

[54]  L. Woodward. The age of Reform - L, p.154

[55] Эта точка зрения отражена в работах: Науменкова О. А. Консервативная партия и парламентская реформа 1867. Уфа 1980, его же Консервативная партия и парламентские выборы 1874г в Англии Уфа 1987 г; Колмаков С. А. Идеология и политика либеральной партии Великобритании в 80-е гг XIX в. М. 1985

[56]  E. Longford, Wellington. The Years of the Sword Weidenfeld and Nicolson, 1969 - 490p

[57] Ebidem, p.2

[58]   Курнев М. М. Артур Уэллсли герцог Веллингтон (1769-1852) - новая и новейшая история, 1995, № 6, с.164

[59] E. Longford, p. 4

[60] П. Г. Мижуев, указ соч. с 74

[61] R. Hole. Publits, politics and public Orderin England 1760-1832 - Cambrige 1989, p. 233

[62] R. Hole. Publits p 233

[63] Ebidem

[64] R. Hole. Publits p 236

[65] П. Г. Мижуев, указ соч. с 77

[66] R. Hole. Publits p 281

[67] R. Hole. Publits p 239

[68] Evans E. The Yuat Reform act of 1832, 1983 p 29

[69] Курнев М. М. Артур Уэллсли герцог Веллингтон

[70] Evans E. The Yuat Reform act of 1832, 1983 p 29

[71] Курнев М. М. там же с. 164-165

[72] В. Беджгот  Государственный строй Англии. М. 1905 с 162

[73] L. Woodward. The age of Reform - L, p. 54

[74] Ливанцев К. Е. Истрия буржуазного государства и права. Л. 1986 с. 46

[75]  Дерюжинский В. Ф. Из истории политической свободы в Англии и Франции - Спб, 1906, с. 74

[76] К. Маркс, Ф. Энгельс соч. 2-е изд., т.11 с.409

[77] К. Маркс, Ф. Энгельс соч. 2-е изд., т.11 с.4

[78] Pax Britannica: Актуальные проблемы социально-экономической и политической истории Великобринании в новое и новейшее время ч. 2- Уфа, 1991, с 21

[79] К. Маркс, Ф. Энгельс соч. 2-е изд., т.11 с.409

[80] П. Г. Мижуев, указ соч. с 96

[81] История государства и права зарубежных стран. Документы и материалы по истории государства и права нового и новейшего времени. М. 1994 с. 20

[82]  Новая история в документах и материалах с. 275

[83]   М. Острогорский, указ соч. с14

[84]  К.Маркс, Ф.Энгельс. соч. т.11 с. 100.

[85] К. Маркс, Ф. Энгельс соч. 2-е изд., т.11 с.92

[86] Briggs A The Age of Improvement 1783-1867 - L 1979 p4

[87] [87] К. Маркс, Ф. Энгельс соч. 2-е изд., т.11 с.100

[88] Согрин В. В. История партийно-политической системы в Великобритании, анализ немарксистских концепций. Новая и новейшая история 1988 № 5 с 44

[89] М. Острогорский, указ соч. с 19

[90] М. Острогорский, указ соч. с16


Страницы: 1, 2, 3, 4, 5