рефераты

рефераты

 
 
рефераты рефераты

Меню

Реферат: Формирование Британской парламентской системы в первой трети XIX в рефераты

 Сначала этот орган полностью зависел от воли монарха. Далее, к концу XVIII в . - начала XIX в. он перестал быть вспомогательным органом королевского управления и должен был опираться на поддержку парламента. К концу XVIII в было признано, что кабинет должен располагать большинством голосов в парламенте.[15] Но вопрос о том, является ли кабинет ответственным перед парламентом или королем, о его судьбе в случае расхождения с парламентом, еще не был решен окончательно. Главный человек в кабинете - премьер-министр. Тем не менее, принцип опоры кабинета на парламент вел к предоставлению власти большинству, а самая необходимость часто прибегать к голосованию в парламенте при решении важнейших вопросов содействовала укреплению партийной организации среди парламентариев и консолидации на этой основе двух партий, сложившихся в конце XVII в. Вообще-то названия "тори" и "виги" возникли во время выборов 1690 года как бранные клички.[16] В разные века партии являются перед нами с разными наименованиями и с не вполне сходными из одной эпохи в другую стремлениями, но то, что их разделяло долгое время, в сущности, было одно и тоже - различное понимание королевской прерогативы и привилегии парламента. [17]

Известно, что партия тори стояла на точке зрения божественного происхождения королевской власти и пассивного повиновения ей, тогда как виги признавали происхождение королевской власти из народной воли, отстаивали права парламента и допускали активное сопротивление в случае нарушения правительством законов страны. В зависимости от политической ситуации партии почти регулярно сменяли друг друга у кормила власти.

Богатый исторический материал, касающийся особенностей политического развития Англии, его глубокой приверженностью традициям содержится в работах В. Беджгота, С. Лоу, Ш. Сеньобоса, Лоуэлла и других.[18]

Труды этих авторов доказывают, что жизнеспособность английской политической системы обеспечивается историческими особенностями народа, гармоничными отношениями между классами и сословиями. Уместным нам кажется привести здесь мнение Ф. Энгельса, который, сопоставляя национальные характеры англичан, французов и немцев в статье 1844 г. отмечал, что англичанин имеет только частные интересы, он видит неустранимое противоречие между частным и всеобщими интересами и фактически не верит в последние; объединяется же с другими гражданами англичанин лишь для защиты индивидуальных интересов. В отличие от англичанина немец постоянно стремится представить свои частные интересы в абстрактно-всеобщей, философской форме, а француз - в национально - всеобщей, государственной.[19]

Обозревая процесс политического развития Великобритании с конца XVII в. - до 1832 г., можно заключить, что в Англии, стране, которая, как говорил Беджгот, была проникнута "духом почтительности"[20], многие государственно-правовые институты нуждались в реформировании. Беджгот писал, что "номинальные избиратели не были действительными избирателями... Фактическим образом, массой избирателей руководили более образованные классы"[21]

Очень важный этап конституционного развития Великобритании был связан с формированием партийной системы и борьбой за избирательную реформу 1832 г. Накануне реформы "корона уже стушевалась перед парламентом, парламент стал всемогущ, но он представлял не нацию, а небольшое число территориальных магнатов".[22] Они были представлены не только в наследственной палате лордов, но и в палате общин. " Из 658 членов 424 обязаны были своим избранием патронам, их рекомендации или их прямому назначению."[23] Независимые депутаты могли купить свое депутатское звание за деньги в городах, где избрание депутатов являлось наследственной привилегией небольшой группы лиц. Избирательное право было ограничено незначительной группой лиц, оно принадлежало членам муниципальной корпорации, в других случаях - лордам владельцам земли, на которой находился город.

Представительство в парламенте Англии закреплялось за определенными местностями, которые некогда получили его, преимущественно в Южной Англии, ранее самой населенной и богатой части страны, одним словом, избирательное право сложилось "в течение нескольких сот лет на самых разнообразных и причудливых основаниях"[24]

До 1832г. избирательное право принадлежало, таким образом, определенным группам лиц и определенным местностям, в некоторых случаях на началах наследственности, например в муниципальных  корпорациях оно могло переходить к сыну или зятю, в других случаях, оно принадлежало в силу происхождения или брака, независимо от обладания собственностью. Важно, что "избирательное право было личной привилегией, именным правом"[25]. Постепенное превращение Англии в главную мировую промышленную страну, увеличение населения  страны, развитие индустрии сделали очевидным архаичность существовавшей избирательной системы. Возникли новые промышленные центры - Манчестер, Лидс, Бирмингем. Ни один из них не имел представителей в парламенте. 13 местечек Корнваллийского графства на юго-западе Англии посылали в парламент больше депутатов, чем все промышленные города Великобритании вместе взятые. Актуальным звучало требование закрытого голосования, т.к. подача голосов оставалась открытой, что, по мнению П.Г. Мижуева, представляло "совершенное искажение идеи народного представительства"[26]. У этого историка мы находим характеристику такого [27]специфического явления, свойственного избирательной системе Англии, как "гнилых местечек". В них часто голоса избирателей покупались, к такому способу получения парламентских полномочий часто прибегали разбогатевшие на торговле в Индии коммерсанты, часто покупателем голосов в "гнилых местечках" было само правительство. Иногда знатный лорд, покровительствуя кандидатуре того или иного подающего надежды человека, мог оказывать давление на избирателей. Именно так попал в парламент в 1832г. (последние выборы согласно старому закону) 22-летний Уильям Гладстон. Протекция лорда Ньюкасленского сыграла в этом решающую роль. Существовала также особая категория "гнилых местечек", когда практически ненаселенные пункты посылали представителей в парламент. На практике это представляло следующее: лицо, которому принадлежало данное местечко, само назначало представителей в парламент. В городских и сельских избирательных округах к числу лиц, имевших право участвовать в выборах, относились плательщики налога на бедных, домохозяева. Следует указать, что существовали серьезные различия между городами и сельскими округами.

Накануне реформы 1832г. состав членов парламента выглядел следующим образом. Мы сошлемся здесь на данные, которые содержатся в исследовании П.Г.Мижуева, он же, в свою очередь, характеризует картину дел в английском парламенте на основании, как он сам выразился, "превосходного сочинения Е.Порритта "Переформированная палата общин", которое вышло в 1903г. "Из 658 членов парламента семьдесят или более 10% являлись представителями 35 местечек, где почти вовсе не было избирателей, 90 членов парламента были посланы 46 местечками, в каждом из которых было не более 50 избирателей, 37 представителей посылались19 местами с числом избирателей не более 100, 52 члена парламента представляли 26 мест, где число избирателей не превосходило 200. В общем, благодаря  всем этим аномалиям, оказывалось что 15000 привилегированных избирателей посылали в парламент большую часть его членов; значительное число таких представителей было обязано своим избранием прямому или косвенному содействию поземельной аристократии, из которой как известно состояла тогда и (в меньшей мере ) состоит теперь палата лордов. Иначе сказать, палата общин, которая считалась выразительницей народных желаний и защитницей народных прав, состояла в значительной мере из прямых или косвенных ставленников палаты лордов. В самом деле, по некоторым данным, до 276 членов палаты общин были такими ставленниками аристократии: 203 члена обязаны были своими полномочиями покровительству торийской аристократии и 73 - аристократии из палаты вигов"[28]. Мы привели столь обширный отрывок из книги П.Г.Мижуева, чтобы показать в полной мере несовершенство избирательной системы  Англии, где из 14 млн. населения право голоса имели не более 300 тысяч человек. Интересы дальнейшего развития государства требовали либерализации системы представительства в Англии. Это и должна была решить реформа.


1.2 Радикализация общественного движения в начале XIX века

В 1832г. в Англии был принят первый в истории этой страны биль о парламентской реформе, который явился важнейшим событием  в английской истории. В результате принятия парламентом Билля о реформе, доступ к власти получила промышленная буржуазия, ибо до этого в представительном органе страны господствовала лишь землевладельческая, церковная аристократия и торгово-промышленная буржуазия. Как указывает Л.Е.Кертман, история парламентской реформы явилась " лишь первым робким шагом на пути к буржуазной демократии"[29]

Реформа избирательной системы предшествовала длительная борьба, которую начали английские радикалы в 60-70г.18 века. Именно тогда вопрос о реформе становится важным фактором политической борьбы, привлекая внимание политических деятелей и широкой общественности. В последней трети 18 века в нее вовлекаются представители различных слоев английского общества, и она принимает форму широкого общественно - политического движения. В это время окончательно определяется и программа парламентской реформы, поэтапно осуществленная в 19 веке.

Наиболее благоприятная ситуация для проведения реформы сложилась в конце 60-тых годов 18 века. Завершился период относительной политической стабильности, установившийся с воцарением Ганноверской династии. " Восстание Георга III против вигской олигархии, поддержанное торийскими кругами, привело к обострению противоречий между короной и парламентом, и в самом парламенте. Борьба парламентских  фракций, "дело Уилкса " взбудоражившее страну, социальные конфликты - и все это на фоне резкого ухудшения отношений с североамериканскими колониями - привели к политическому кризису. В осложнившихся условиях парламентская реформа представлялась средством выхода из него. Даже часть вигских лидеров, оказавшихся в оппозиции, готова была поддержать некоторые пункты ее программы. Развернувшаяся на рубеже 60-70-тых годов 18 века в обществе и парламенте политическая борьба поставила вопрос о реформе в повестку дня.

Именно тогда радикалы выступили с рядом политических требований демократического характера : расширение избирательного права и перераспределение избирательных округов, сокращение сроков полномочия парламента, изгнание из палаты общин лиц, получающих пенсии из королевской казны. В 1776г. один из лидеров радикального движения Джон Картрайт сформулировал конкретные конституционные реформы, которые необходимо провести в интересах демократизации страны. Им было выдвинуто требование всеобщего избирательного права, провозглашенное еще левеллерами в годы революции 17 века, требование равного представительства от всех избирательных округов, ликвидации "гнилых местечек", ежегодного переизбрания палаты общин. Эта программа радикалов, как мы полагаем, выражала более ярко тенденцию демократизации всей политической системы Англии, т.к. одно из основных требований Картрайта вело к расширению электората - ведь он настаивал на всеобщем избирательном праве.

Программа парламентской реформы выдвигались и представителями радикальной части торгово-промышленной буржуазии, а также и некоторой частью дворянства. Эти группы господствующего класса также стремились к реорганизации политической системы. Во второй половине 18-го века интересные проекты парламентской реформы предлагал Уильям Питт Младший. Еще будучи просто членом парламента, он поставил в 1782г. вопрос об изменении самой системы парламентских выборов.  Эта попытка была отвергнута парламентом. В 1783г. вновь Питт внес в парламент резолюцию с предложением избирательной реформы - это случилось за несколько месяцев до вступления Питта в должность первого министра. Эта попытка также оказалась безуспешной. Наконец в 1785г. Питт в третий раз поднял вопрос об избирательной реформы. Проект избирательной реформы предусматривал устранение отдельных серьезных недостатков избирательной системы. Питт предлагал уничтожить представительство в парламенте 36 "гнилых местечек". Такое название давали местностям, которые когда-то были достаточно населены, но впоследствии совершенно обезлюдили и тем не менее сохраняли право посылать одного или даже двух представителей в парламент. Фактически выбор этих представителей зависел от земельных магнатов. Уничтожая представительство "гнилых местечек" Питт предлагал освободившиеся 72 вакансии предоставить крупным административным  единицам, на которые делилась Англия. П.Г.Мижуев указывал , что в случае успеха реформ Питта "число избирателей увеличилось бы, вероятно, тысяч на сто, т.е.на четверть или даже на треть"[30]. После первого чтения проект Питта был отклонен. Таким образом, третья попытка Питта внести изменения в избирательную систему завершилась столь же неудачно, как и две первые.

Тори и виги отрицательно отнеслись к робким попыткам "посягательства на освященную временем избирательную систему".[31]

Таким образом, на основании краткого обзора первого этапа борьбы за реформу, можно сделать вывод о том, что, несмотря на видимые успехи движения за реформу, результата достичь не удалось.

Представляется, что главная причина заключалась в отсутствии достаточной социальной базы для проведения реформы. Радикальная программа и программа буржуазии не могли тогда еще, на наш взгляд, удовлетворить обе стороны. Не возникла еще мощная политическая сила в лице их союза.

Второй этап борьбы за парламентскую реформу приходится на 1816 - 1820-е гг. Он связан с именами таких выдающихся мелкобуржуазных радикалов, как У. Кобетт, Карлийль и Г. Хант.

Поражение Франции, подписание 20 ноября 1815 г. Парижского мирного договора явились своеобразным рубежом не только в истории Европы, но и фактически в истории каждой европейской страны.

Период после окончания наполеоновских войн (1816 - 1823 гг.) принято традиционно считать годами реакции. Они характеризуются ухудшением общего экономического положения страны, положения народных масс. Продолжительные войны с Наполеоном чрезвычайно увеличили государственный долг Англии - страна только по процентам уплачивала ежегодно 33 миллиона фунтов стерлингов.[32]

В 1815 г парламент принял знаменитые хлебные законы о пошлинах на ввозной хлеб. Они гарантировали землевладельцам, что цена на хлеб, а следовательно и их доходы, будут держаться примерно на том же высоком уровне, какого они достигли в годы войны благодаря вызванными ею затруднениями в ввозе хлеба из России и других европейских стран. Результатом этой политики явилось подорожание жизни, огромные лишения, выпавшие на долю английского народа.

Одним из ближайших последствий войны явилось также закрытие многих фабрик из-за сокращения вывоза продукции.

Появилась огромная армия безработных, которая постоянно увеличивалась вследствие того, что английская армия, сражавшаяся с Наполеоном на континенте, была распущена.

Представляется заслуживающим внимания, на наш взгляд, мнение известного английского историка Нормана Гэша, который, не отрицая общей негативной оценки этого периода в жизни страны, все же пытается увидеть и некоторые положительные моменты. В своей книге "Аристократия и народ. Британия 1815 - 1865 гг." он целиком поддерживает концепцию двух наций, которая была разработана английскими социальными писателями. Отмечая, что "литературные традиция была в этом отношении выражена сильнее, чем историческая",[33] он с сожалением указывает, что социальные писатели создавали свои произведения в 40-е годы, а не в период 1815 - 1825 гг., когда специфические проблемы промышленного пролетариата требовали своего изучения".[34] Н. Гэш замечает, что роман Б. Дизраэли "Сицилла" был опубликован лишь в 1845 г - "через 10 лет после того, как велись дебаты по проблемам бедности, как следствия индустриальной революции, когда постепенно умирал чартизм и рабочий клан начинал видеть постепенное улучшение своего жизненного уровня".[35] Тем не менее, автор пишет о таких фактах, как весьма значительный рост населения: в 1821г. - 14, 5 млн. человек.[36] Особенно быстро росло население Уэльса и Шотландии. Улучшение демографической ситуации было в значительной степени связано с успехами медицины - уничтожены были проказа и бубонная чума, оспа, тиф. Н. Гэш отмечает и такую особенность английского общества, как его молодость. Он пишет: "Это было молодое общество. В начале XIX половине населения страны было менее 20 лет".[37]

Характеризуя социальный состав населения, Гэш особенно подчеркивает значение земельной аристократии. В 1815 г она была представлена 4000 семьями, которые по - прежнему представляли традиционную правительственную элиту. "1688 г они господствовали в политической жизни королевства - контролировали электорат, имели преобладание в обеих палатах парламента, составляли оплот церкви, офицерского корпуса и флота, занимали высшие посты в дипломатической службе. Одним словом, они составили закрытую касту". [38] Это имело своим следствием обстоятельство, о котором в своей книге "Конституционная эволюция Англии" М. Острогорский писал: "До 1832г. государственное управление, хотя и прикрытое парламентарными реформами, было чисто олигархическое; власть находилась всецело в руках земельной аристократии".[39]

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5