рефераты

рефераты

 
 
рефераты рефераты

Меню

Реферат: Dplm рефераты

Планировать свое предпринима­тельство необходимо. Часто бывает, что технологически предпри­нимательство просчитывается безупречно, однако экономические расчеты не выполняются, что и приводит к неудачам в предприни­мательстве. Необходимо заранее составить план экономической деятельности предприятия. Важно экономически грамотно разра­ботать план закупки сырья, материалов, топлива, комплектующих деталей и полуфабрикатов. От этого зависят эффективность произ­водства, размер налога на добавленную стоимость, оборачиваемость оборотных средств, рентабельность производства. Непродуманная политика закупок ведет к переплате НДС, неэффективному исполь­зованию оборотных средств. Неправильно спланированные реаль­ные затраты на производство и реализацию продукции приводят к банкротству хозяйствующего субъекта.

Неустойчивость сегодняшней российской экономики часто не позволяет осуществлять нормальное планирование. Такая эконо­мическая ситуация используется многими производителями (осо­бенно малого и среднего бизнеса) для оправдания отсутствия чет­кой системы планирования, отсутствия производственного (внут­реннего) бизнес-плана предприятия.

Конечно, внешняя среда очень изменчива, множество таких фак­торов, как инфляция, спад производства, налоги, льготы делают экономическую ситуацию на предприятии в значительной мере не­определенной. Все это, действительно, существенно усложняет сис­тему планирования, но никак не отрицает ее необходимость. Про­цесс планирования можно представить в виде следующей схемы.


Рис. 1.1. Процесс планирования.

       Процесс планирования является инструментом, помогающим в принятии управленческих решений, поэтому от него не отказываются и в условиях рыночной экономики.

       Проводимая в стране экономическая реформа предоставила экономическую свободу предприятиям, и многие руководители попытались частично или даже полностью (главным образом это относится к средним и малым предприятиям) освободиться от планирования, считая его оковами для себя. Однако принятие решений на базе интуиции, импровизации, как правило, не приводит к оптимальным результатам и в условиях нормальной, некриминальной экономической деятельности. Тем более, в условиях развития рыночных отношений, роста и усиления конкуренции возрастает роль планирования.

       Руководители предприятий должны учитывать, что планирование – это экономический метод управления, выступающий как основное средство использования экономических законов в процессе хозяйствования. Планирование базируется на данных прошлого, но стремится определить и контролировать развитие предприятия в перспективе.

       В нашей стране, особенно в 1992 – 1995 гг., было столько критики плановой системы управления производством, что предприятия, даже крупные, фактически низвели производственное планирование до уровня сбора оперативных данных о результатах работы производственных подразделений и предприятия в целом. Фактически перестал разрабатываться такой документ текущего технико-экономического планирования, как техпромфинплан (план технического, промышленного, финансового развития предприятия). Часто российские предприниматели утверждают, что в своей работе не используют такой инструмент управления, как производственное планирование, не разрабатывают производственный бизнес-план предприятия, но процветают. Однако достигается это за счет обмана потребителей услуг, готовой продукции, резкого снижения их качества, а также неуплаты налогов.

       Некоторые предприятия, особенно вновь образованные фирмы, могут достичь определенного успеха, не затрачивая большого труда на формальное планирование. Они считают внутрихозяйственное планирование не нужным, ибо и так получают большую прибыль, имеют высокий уровень рентабельности в результате благоприятно сложившейся для них ситуации. Однако этот временный успех, часто не зависящий от результатов их производственно-хозяйственной деятельности, может быстро пройти. Бизнес-планирование способно создать ряд важных, долговременно действующих благоприятных факторов для предприятия, прежде всего, оно помогает снизить риск при принятии решений.

1.2. Калькулирование себестоимости продукции.

Важной статьей планирования является планирование себестоимости. Планирование себестоимости продукции путем разработки калькуляции отдельных изделий или реализованной продукции основано на расчетах с помощью плановых норм прямых затрат на изготовление продукции и распределение косвенных расходов, не связанных непосредственно с конкретным изделием. Цель калькулирования себестоимости продукции состоит в установлении уровня цеховой, производственной и полной себестоимости единицы продукции, определении задания по снижению себестоимости продукции вследствие плановых изменений технико-экономических факторов производства.

Для расчета себестоимости продукции методом калькулирования предварительно определяют размер всех производственных затрат по их экономическому содержанию и сфере возникновения в виде отдельных специальных смет: цеховых затрат, производственных затрат, затрат по освоению новых видов продукции в целом по предприятию. Суммы средств, установленные в сметах затрат по вспомогательным цехам, распределяются по цехам-потребителям пропорционально объему указанных услуг и затем переносятся на себестоимость продукции этих цехов-потребителей. В основных цехах, учитывая различный характер связей косвенных затрат с объемом изготовляемой продукции, составляют две сметы: на затраты, связанные с работой и содержанием оборудования, и смету цеховую, включающую все затраты, кроме связанных с оборудованием. Эти сметы используются при определении себестоимости изделий и составлении общего свода затрат на производство.

Для предприятий действующими нормативными документами предусмотрено два основных варианта учета затрат и калькулирования себестоимости продукции. Первый вариант является традиционным, так называемый полный калькуляционный, когда затраты делятся на прямые (непосредственно связанные с производством данного конкретного вида продукции) и косвенные (не связанные непосредственно с конкретной продукцией, а обусловленные процессами организации, обслуживания производства и управления им). Косвенные расходы распределяются между объектами калькуляции пропорционально определенной базе, и определяется полная себестоимость продукции. Первый вариант обеспечивает большую детализацию учета и калькулирования затрат и его часто применяют крупные и средние предприятия.

Традиционный вариант калькулирования в настоящее время имеет определенные разновидности, вытекающие из некоторых особенностей учета затрат на производство продукции. Обычно главной отличительной особенностью является более укрупненный вариант учета затрат, калькулирования себестоимости продукции, когда затраты делятся на общепроизводственные, которые включают традиционные цеховые расходы, и расходы на содержание и эксплуатацию оборудования, и общехозяйственные, включающие все общезаводские расходы. При этом общепроизводственные - общехозяйственные и коммерческие расходы - распределяются на конкретные виды продукции и, следовательно, определяется в итоге полная себестоимость продукции. В отдельных отраслях промышленности в номенклатуру статей могут вноситься изменения, предусмотренные отраслевыми инструкциями по планированию, учету, калькулированию себестоимости продукции.

Второй вариант учета и калькулирования себестоимости продукции является новым для российских предприятий и предусматривает разделение всех затрат на производственные и периодические. Производственные затраты обусловлены протеканием производственного процесса и могут быть как прямыми, так и косвенными, но обязательно величина их должна зависеть от изменения объемов производства. Периодические затраты связаны с длительностью отчетного периода, собираются на бухгалтерском счете «Общехозяйственные расходы» и не включаются в себестоимость объектов калькулирования, а списываются в конце отчетного периода непосредственно на уменьшение выручки от реализации продукции. Таким образом, второй вариант позволяет определить только неполную себестоимость продукции, как при системе «директкостинг», но обеспечивает значительное снижение трудоемкости учета, его упрощение и часто используется на небольших предприятиях.

При втором варианте калькулирования полная себестоимость рассчитывается периодически в зависимости от целей управления. В то же время на большинстве предприятий малого бизнеса вообще отсутствует система калькулирования продукции, так как они ведут «котловой» учет затрат. Такой учет возможен в связи с тем, что по всем видам деятельности таких малых предприятий установлена одна и та же ставка налога. При этом издержки производства за отчетный период собираются на дебете бухгалтерского учета 20 «Основное производство». Однако, как только появится достаточное количество конкурентов, когда заработают реальные рыночные механизмы, руководителям предприятий понадобится информация о себестоимости по видам продукции, и тогда возникнет необходимость разделения затрат на прямые и косвенные, а также необходимость расчета затрат управленческим операциям. Вместе с тем все вопросы калькулирования себестоимости продукции, распределения косвенных затрат должны решаться малыми предприятиями самостоятельно.

Стоимость материальных ресурсов формируется исходя из фактических затрат предприятия на приобретение за исключением НДС, а именно: из цен их приобретения, наценок, комиссионных вознаграждений, таможенных пошлин, стоимости услуг товарных бирж, затрат по заготовке и доставке до места их использования (включая расходы по страхованию), затраты по оплате процентов по кредитам поставщиков (коммерческий кредит) и т.п. затраты. Если материалы приобретаются за наличный расчет, то в стоимость включается налог с продаж. Из затрат на материальные ресурсы исключается стоимость возвратных отходов, под которыми понимаются остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, образующиеся в процессе производства продукции, утратившие полностью или частично потребительские качества исходного сырья. При этом к возвратным отходам не относятся остатки материальных ресурсов, которые в соответствии с установленной технологией передаются в другие цеха в качестве полноценного материала для производства других видов продукции. Возвратные отходы оцениваются либо по пониженной цене исходного материального ресурса, если отходы могут быть использованы для основного производства, но с повышенными затратами или пониженным выходом готовой продукции, либо по полной цене исходного материального ресурса, если отходы реализуются на сторону для использования в качестве полноценного сырья.

«Положение по бухгалтерскому учету в Российской Федерации», утвержденное Минфином РФ от 15 июня 1998 г. № 2511, разрешает предприятиям с 1999 г. определять фактическую себестоимость материальных ресурсов, списываемых на производство, одним из следующих методов оценки запасов: по себестоимости каждой единицы; по средней себестоимости; по себестоимости первых по времени закупок (метод ФИФО); по себестоимости последних по времени закупок (метод ЛИФО). Методы оценки «ФИФО» и «ЛИФО» предусмотрены международными бухгалтерскими стандартами. Метод оценки «ФИФО» означает: «первая партия на приход первая в расход», т. е. он основан на допущении, что материальные ресурсы используются в течение отчетного периода в последовательности их закупки: ресурсы, первыми поступающие в производство (в торговле в продажу), должны быть оценены по себестоимости первых по времени закупок с учетом стоимости ценностей, числящихся на начало месяца.

Метод оценки «ЛИФО» означает: «последняя партия на приход первая в расход». Он основан на допущении, что ресурсы, первыми поступающие в производство, должны быть оценены по себестоимости последних в последовательности по времени закупок. В условиях высокой инфляции метод «ФИФО» ведет к занижению себестоимости, а метод «ЛИФО» в тех же условиях завышает себестоимость.

Предприятие имеет право выбрать другой вариант отражения на счетах процесса заготовления и приобретения материалов, устанавливая так называемые «учетные цены на материалы» - цены, удобные для текущего учета материальных ценностей, которые рассчитываются и устанавливаются обычно на базе среднезаготовительных: с включением в них сумм транспортно-заготовительных расходов или среднепокупной стоимости материалов. Эти цены могут быть широко использованы в плановой калькуляции.

В статье «Основная заработная плата» планируется и учитывается основная заработная плата производственных рабочих, начисленная за работы, непосредственно связанные с изготовлением продукции, и включаемая в ее себестоимость в качестве прямых расходов.

В состав основной заработной платы производственных рабочих включаются:

-        оплата операций и работ по действующим на предприятии нормам и расценкам, а также повременная оплата труда рабочих-повременщиков, занятых непосредственно в производственном процессе выполнением отдельных технологических операций по изготовляемой продукции;

-        оплаты по сдельно - и повременно-премиальной системам, районным коэффициентам и др.

В эту же статью может включаться основная заработная плата специалистов и служащих, непосредственно участвующих в процессе производства, если она может быть отнесена в себестоимость конкретных изделий (работ) в качестве прямых расходов.

В статье «Дополнительная заработная плата» планируются и учитываются выплаты, предусмотренные законодательством о труде или коллективным договором за не проработанное на производстве (не явочное) время: оплата очередных и дополнительных отпусков, компенсация за неиспользованный отпуск, доплаты за сокращенный день подростков, перерывы в работе кормящим матерям, оплата времени, связанного с выполнением государственных обязанностей, и др.

Дополнительная заработная плата включается в себестоимость продукции, как правило, пропорционально сумме основной заработной платы.

В статью «Отчисления на социальные нужды» включаются отчисления на социальные нужды в порядке и размерах, установленных законодательством, в Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, Фонд обязательного медицинского страхования и Фонд занятости населения от сумм основной и дополнительной заработной платы.

К статье «Общепроизводственные расходы» относятся затраты основных и вспомогательных цехов и других производственных подразделений предприятия на содержание и эксплуатацию оборудования и общецеховые расходы, связанные с производством продукции, а именно: расходы на амортизацию оборудования, транспортных средств, зданий, сооружений и других основных средств; ремонт и содержание тех же основных средств; износ малоценных предметов; содержание аппарата управления цеха; заработную плату прочего цехового персонала; испытания, опыты, исследования цехового назначения; изобретательство и рационализаторство; охрану труда; улучшение качества изделий, совершенствование технологии и организации производства; прочие общепроизводственные расходы; непроизводственные расходы (потери от простоев, недостачи материальных ценностей, потери от недоиспользования деталей и спец. оснастки и другие).

К статье «Общехозяйственные расходы» относятся затраты, связанные с управлением предприятием и организацией производства в целом, а именно: расходы на заработную плату аппарата управления предприятием и прочего общехозяйственного персонала; оплату служебных командировок; содержание пожарной, военизированной и сторожевой охраны; амортизацию, ремонт и содержание основных средств общехозяйственного назначения; подготовку кадров и организованный набор рабочей силы; испытания, опыты, исследования, изобретательство и рационализаторство; охрану труда; улучшение качества изделий, совершенствование технологии и организации производства; налога, сборы и отчисления; прочие общехозяйственные расходы; непроизводственные расходы (потери от простоев, недостачи материальных ценностей, потери от недоиспользования деталей и спец. оснастки и др.).

Общая сумма расходов на содержание и эксплуатацию оборудования определяется на основе отдельно составленной сметы расходов, которая включает ряд элементов затрат: амортизацию оборудования и транспортных средств, расходы на эксплуатацию оборудования (кроме расходов на ремонт) и другие.

В соответствии с действующими нормативными документами руководитель предприятия имеет право устанавливать границы между основными средствами и оборотными в пределах лимита, устанавливаемого правительством: 20 минимальных месячных окладов. Периодическое повышение лимита средств труда в обороте, вызванное инфляционными процессами, приводит к необходимости перевода предметов из состава основных средств в состав оборотных средств. При этом надо учитывать, помимо лимита, такие факторы, как финансовое состояние предприятия, так как перевод связан с доначислением до 50 или до 100% (в зависимости от принятой учетной политики износа) износа в себестоимость продукции, а также ценность средств для предприятия (сохранность предметов в группе основных средств выше, чем средств в обороте).

При установлении границ между основными фондами и средствами труда в обороте надо учитывать также способ оплаты, оформления расчетных документов и наличия льготы по налогу на добавленную стоимость в тех случаях, когда стоимость имущества вместе с суммами двух перечисленных выше налогов больше установленного на предприятии лимита, а без них меньше. В случае, если стоимость имущества без НДС менее установленного на предприятии лимита оборотных средств, а сумма налогов выше, то имущество учитывается в составе оборотных средств. Не относятся к основным средствам и учитываются в составе малоценных предметов и других ценностей предметы, служащие менее одного года, независимо от их стоимости.

Основные средства предприятия в процессе производства постепенно изнашиваются. Износ - стоимостный показатель потери объектами основных средств физических качеств при утрате технических и экономических свойств, а вследствие этого - стоимости. Поэтому предприятие должно обеспечить накопление средств, необходимых для приобретения и восстановления окончательно износившихся основных фондов. Такое накопление достигается за счет включения в издержки производства сумм отчислений, которые называют амортизационными.

Величина износа (амортизация) основных средств зависит от величины первоначальной (балансовой) стоимости их, сложившейся из покупной стоимости, затрат на транспортировку, монтаж, установку (без НДС) и норм амортизационных отчислений, утвержденных постановлением правительства Нормы амортизационных отчислений широко дифференцированы на машины и оборудование не только по техническому назначению, но и по видам работ, для которых они используются, и по отраслям промышленности. Особенности отдельных видов производств, режим эксплуатации оборудования, естественные условия, которые вызывают повышенный износ средств, учитываются посредством применения соответствующих поправочных коэффициентов, установленных к нормам амортизационных отчислений. Начисление износа прекращается по мере начисления (возмещения) предприятием полной первоначальной (восстановительной) стоимости основных средств.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7