рефераты

рефераты

 
 
рефераты рефераты

Меню

Курсовая работа: Экономическая статистика рефераты

тановленные сроки по почте, телеграфом или доставляются нарочным. Способ не

требует особых затрат, но качество информации зависит от уровня знаний и

степени подготовки корреспондентов.

Документированная запись - основная форма статистического наблюдения

является основным источником расчета статистических показателей.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО РЕШЕНИЮ ТИПОВОЙ ЗАДАЧИ ПО

ТЕМЕ: Статистическое наблюдение

Любое статистическое исследование начинается со сбора сведений (фактов)

об изучаемых явлениях и процессах. Эта стадия работы называется стасти-

ческим наблюдением, которое должно быть проведено с соблюдением определен-

ных правил, научно организовано.

1. Программа статистического наблюдения. Программа статистического наб-

людения включает:

- определение объекта наблюдения и единиц совокупности;

- определение программы описания единиц совокупности и последовательность

постановки вопросов в программе;

- формулировку вопросов программы и подсказ ряда возможных ответов;

ЗАДАЧА. Поставлена задача статистического исследования факторов успе-

ваемости студентов первого курса Отрадненского университета заочного отде-

ления по результатам зимней экзаменационной сессии. Требуется определить объ-

ект наблюдения, единицу совокупности и составить программу наблюдения.

Объект наблюдения. Казалось бы, здесь нет вопроса - поставленная зада-

ча определяет, что объектом наблюдения являются студенты первого курса

заочного отделения Отрадненского университета. Однако это не совсем так.

Здесь требуется уточнение. Во-первых, обследованию подлежат не все студенты,

а только участвовавшие в зимней сессии. Из этого контингента некоторая часть

студентов могла не участвовать в зимней сессии по болезни, в связи с коман-

дировками и по другим уважительным причинам. Они также не подлежат обследова-

нию. Во-вторых, так как задача состоит не только в оценке успеваемости по

результатам зимней сессии, но и в характеристике факторов успеваемости, то

необходимо объект обследования освободить от той части студентов, которые

были приняты в университет не в данном учебном году, но принимали участие

в зимней сессии, т.к. имели академические отпуска по уважительным причинам.

Таким образом, объект обследования - студенты первого курса заочного отде-

ления Отрадненского университета приема текущего года, участвовавшие в зим-

ней экзаменационной сессии.

Определение единиц совокупности. В результате обследования мы получим

совокупность студентов, составляющих объекты исследования. Единицей этой со-

вокупности является отдельный студент.

Перечень признаков характеризующих единицу совокупности (каждого сту-

дента). Центральный признак единицы совокупности - результаты сессии, соот-

ветственно постановка вопроса: какие оценки получил студент на сессии по

каждому предмету ? Ответ получим в словесной форме (отлично, хорошо, удовлет-

ворительно, неудовлетворительно).

Признаки-факторы успеваемости. Для студента первого курса важны признаки,

характеризующие его до поступления в ВУЗ: длительность перерыва в учебе

после окончания средней школы (год окончания средней школы), окончена ли

школа с золотой медалью (да, нет), стаж практической работы до поступления

в университет (число лет и месяцев), работает ли студент по избранной в

ВУЗе специальности (да, нет). Далее рассмотрим вопросы, характеризующие

учебу студента в 1 семестре: посещаемость очных занятий, своевременность вы-

полнения практических занятий (курсовых и контрольных работ). Посещаемость оч-

ных занятий необходимо фиксировать по каждому предмету и при этом подсказывать

ответы, а именно: имел ли пропуски, пропустил не более 10% занятий, 20%, 30%

и свыше 30% занятий. Так же необходимо поступить и при фиксировании ответов

на вопрос о своевременности выполнения контрольных работ по каждому предмету:

выполнено ли в срок, выполнено ли с опозданием на 1 неделю, на 2 недели,

свыше двух недель.

Закончим перечень признаков характеризующих каждого студента постановкой

вопросов отображающих общие и демографические признаки: фамилию, инициалы

студента (в контрольных целях), пол, возраст (сколько лет исполнилось - чис-

ловой ответ), семейное положение (холост, женат, замужем), наличие детей (нет,

есть).

Есть еще много факторов, которые влияют на успеваемость. Но, во-пер-

вых, не все факторы можно статистически измерить (способность к усвоению учеб-

ного материала, работоспособность и т.д.) и, во-вторых, нельзя без предела

расширять программу и ставить такие вопросы, на которые трудно будет ответить

(например, о бюджете времени студента). В программе статистического наблюдения

нужно ставить только такие вопросы, на которые будут получены правдивые отве-

ты.

Определение порядка расположения вопросов в статистическом формуляре.

Принятая последовательность предлагаемых вопросов должна давать возможность

проверки полученных ответов с помощью ответов на предыдущие вопросы. Поэтому

лучше начинать с общих и демографических сведений: фамилии, пола, возраса,

семейного положения, наличия детей. Затем следует перейти к вопросу, связан-

ному с окончанием средней школы; ответ на этот вопрос проверяется по данным

о возрасте. Далее может быть поставлен вопрос о стаже практической работы;

ответ на этот вопрос проверяется по данным о времени окончания школы (при

условии, что работа и учеба не были совмещены). Далее ставятся вопросы о резу-

льтатах приемных испытаний, учебе в 1 семестре, результатах зимней экзамена-

ционной сессии.

ТЕМА: Контроль материалов статистического наблюдения.

Собранные в процессе статистического наблюдения данные о величине приз-

нака единиц в изучаемой совокупности должны быть обработаны так, чтобы полу-

чился точный и обстоятельный ответ на все вопросы, поставленные с целью исс-

ледования. Качество исходного статистического материала предопределяет качес-

тво обобщающих показателей, полученных в результате статистической обработ-

ки (статистической сводки).

Даже при достаточно совершенной организации статистического наблюдения

могут встречаться в полученной статистической информации отдельные ошибки или

погрешности, которые следует устранить, чтобы получить доброкачественный ис-

ходный статистический материал.

ОШИБКИ СТАТИСТИЧЕСКОГО НАБЛЮДЕНИЯ - расхождение дествительных значений

признаков единиц наблюдения с их величиной, зарегистрированной в процессе

сбора сведений.

Ошибки статистического наблюдения разнообразны по происхождению и харак-

теру. Они могут заключаться в неполном охвате подлежащих регистрации единиц,

в пропуске записи или не ясной записи данных по отдельным единицам наблюдения

и в неправильной записи отдельных ответов (несоответствие их действительным

фактам). Ошибки статистического наблюдения возникают часто в связи с отсутст-

вием твердых знаний и навыков у регистраторов, описками и т.п.В некоторых

случаях встречаются и преднамеренные ошибки, которые скрывают или искажают

факты; в таких случаях привлекают к ответственности лиц, занятых проведением

статистического наблюдения.

Ошибки статистического наблюдения разделяются на категории в зависимости

от источника происхождения и значения ошибок. По источнику происхождения раз-

личают ошибки непреднамеренные и преднамеренные, а по значению - случайные и

систематические.

Случайными ошибками считаются такие погрешности в записи данных по от-

дельным единицам, в отношении которых предполагают, что они могут с одинако-

вой вероятностью исказить результаты статистического наблюдения в противопо-

ложные стороны. К ошибкам такого вида относятся непреднамеренные ошибки - как

следствие описок или недостаточно ясного понимания регистратором сущности

регистрируемых признаков. Случайные ошибки при статистическом наблюдении мас-

сы единиц не оказывают существенного влияния на конечные результаты обследо-

вания: в процессе статистической сводки собранных данных они обычно взаимо-

погашаются.

Систематические ошибки искажают сведения по отдельным единицам наблю-

дения в одном направлении (преувеличивают или преуменьшают). К систематическим

ошибкам относятся: пропуски единиц наблюдения, ошибки, возникающие в силу

неисправности измерительных приборов, а иногда и стремления отдельных лиц

округлять величины при устном опросе. Например, при недокументированном сборе

сведений возможны округления возраста, стажа работы, заработной платы. Все

систематические ошибки являются преднамеренными ошибками и не погашаются в

процессе статистической сводки.

К ошибкам статистического наблюдения относятся ошибки, возникающие в про-

цессе организации выборочного наблюдения, называемые ошибками прдставитель-

ства, или репрезентативности. Основное значение по недопущению ошибок такого

рода имеет правильная организация статистического наблюдения: разработка

плана статистического наблюдения, бланков и инструкций по их заполнению, под-

бор регистраторов и т.п.

Чтобы устранить обнаруженные ошибки в материалах статистического наблю-

дения, производится контроль собранных данных первичного учета.

Контроль материалов учета, а также записей в статистической отчетности

осуществляется в двух направлениях:

Счетный или арифметический контроль - исполняется с целью проверки

именно счетной согласованности данных, помещенных в формулярах статистическо-

го наблюдения, а также правильности подсчета итогов.

Логический контроль ведется для проверки правильности самого содержания

сведений, собранных по каждой единице наблюдения. Логический контроль осу-

ществляется различными способами:

1) сравниваются ответы на различные вопросы одного и того же формуляра,

например сопоставляются в бланке переписи населения сведения о профессии,

возрасте, семейном положении;

2) сопоставляются записи, относящиеся к отчетному периоду, с аналогичными

записями предшествующих периодов или же с плановыми данными отчетного пери-

ода;

3) сравниваются фактические данные статистического наблюдения с разработан-

ными нормативами: затрат времени, удельного расхода материалов и др.;

4) сопоставляются данные проведенных статистических наблюдений с результата-

ми специальных наблюдений выборочного характера, в силу своих особенностей,

позволяющих получить более полные данные по отобранной массе единиц.

Работники Госкомстата Российской Федерации и его местных органов, полу-

чая статистическую отчетность предприятий и организаций, проверяют полноту

поступления и правильность заполнения утвержденных форм отчетности. В случае

неполного поступления материалов или наличия в них ошибочных записей прини-

мают меры к устранению ошибок путем повторных запросов, специальных проверок

или прямого исключения неверных сведений. К виновным в искажении отчетности

применяются меры дисциплинарного воздействия в виде штрафов.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ И РЕШЕНИЕ ТИПОВОЙ ЗАДАЧИ ПО ТЕМЕ:

Организация статистического наблюдения.

К вопросам организации статистического наблюдения относятся: определение

единицы наблюдения, определение форм и видов наблюдения, а также способов

учета фактов. Если наблюдение единовременное (типа переписи), то нужно опре-

делить критический момент наблюдения, т.е. момент, на который будет произве-

ден подсчет численности и определение признаков единиц совокупности.

ЗАДАЧА. Использовав данные предыдущей задачи, решить организационные

вопросы статистического наблюдения.

При обследовании факторов успеваемости студентов первого курса заочного

отделения Отрадненского университета единицей наблюдения, от которой мы будем

получать сведения, будут учебные группы. Заполнять анкеты должны кураторы этих

групп.

Определение формы организации статистического наблюдения.

Сбор первичных статистических материалов может быть организован двумя спо-

собами: во-первых, путем получения сведений в порядке представления статисти-

ческой отчетности; во-вторых, путем получения сведений в порядке специально

организованного статистического наблюдения.

Проектируемое исследование факторов успеваемости студентов первого курса

заочного отделения Отрадненскокого университета организуется вторым способом

- путем специально организованного наблюдения. Определяем вид наблюдения,

которое в зависимости от степени охвата единиц совокупности может быть

сплошным и несплошным, в зависимости от учета фактов во времени - постоян-

ным, единовременным или периодическим.

Изучение факторов успеваемости проектируется как сплошное и единовремен-

ное наблюдение. Изучение факторов успеваемости студентов можно организовать

и как несплошное наблюдение, но обязательно репрезентативное, т.е. выбороч-

ное. В этом случае встают вопросы об определении численности выборки (ошиб-

ка не должна превышать заданной точности), о способах отбора (можно применить

механический отбор студентов во всех группах, а можно отобрать механически

несколько учебных групп и в них провести сплошное наблюдение, т.е. применить

серийную или гнездовую выборку).

Способ учета фактов. Различают три способа учета фактов: непосредственный

учет (путем осмотра, измерения и т.д.), документальный учет (на основе доку-

ментов, фиксирующих совершение факта, на основе данных учета и т.д.), учет

фактов путем опроса обследуемых лиц. В плане решаемой задачи будем применять

документальный учет - путем заполнения анкеты, что делается куратором учебной

группы на основании следующих документов: личных дел студентов (по общим и

демографическим вопросам, а также по вопросам окончания средней школы, тру-

довой деятельности), экзаменационных ведомостей (по вопросам оценок получен-

ных на приемных экзаменах и на зимней сессии), журналов посещаемости (по воп-

росам посещаемости заняий в первом семестре) и записей преподавателей (о

своевременности выполнения практических занятий и контрольных работ).

Что касается определения критического момента данного обследования, то

он не фиксируется, т.к. обследование проводится по результатам зимней экза-

менационной сессии, которая могла заканчиваться для различных учебных групп

в разное время.

Заполнение анкет должно быть произведено в определенный срок (например,

десятидневный) после окончания сессии. Ряд вопросов анкеты (общие и демогра-

фические, об окончании средней школы, о работе, о посещаемости занятий в 1

семестре и своевременной сдаче работ) может быть заполнен до экзаменационной

сессии.

ТЕМА: Сводка и группировка статистических данных.

В результате первой стадии статистического исследования - статистического

наблюдения - получают сведения о каждой единице совокупности. Задача второй

стадии статистического исследования состоит в том, чтобы упорядочить и обоб-

щить первичный материал, свести его в группы и на этой основе дать обобщенную

характеристику совокупности. Этот этап в статистике называется сводкой.

Различают простую сводку (подсчет только общих итогов) и статистическую

группировку. Статистическая группировка сводится к расчленению совокупности

на группы по существенному для единиц совокупности признку. Группировка поз-

воляет получить такие результаты, по которым можно выявить состав совокупнос-

ти, характерные черты и свойства типичных явлений, обнаружить закономерности

и взаимосвязи.

Первым и наиболее простым способом обобщения статистических данных яв-

ляются ряды распределения.

Статистическим рядом распределения называют численное распределение еди-

ниц совокупности по изучаемому признаку. В зависимости от признака ряды могут

быть вариационные (количественные) и атрибутивные.

Вариационные ряды могут быть дискретными или интервальными.

Дискретный ряд распределения - это ряд, в котором численное распределение

признака выражено одним конечным числом. Примером может служить распределение

рабочих по разрядам:

--------------------------------------T---------------------------------------¬

¦ ТАРИФНЫЙ РАЗРЯД ¦ ЧИСЛО РАБОЧИХ, ЧЕЛОВЕК ¦

+-------------------------------------+---------------------------------------+

¦ 1 ¦ 10 ¦

¦ 2 ¦ 30 ¦

¦ 3 ¦ 60 ¦

¦ 4 ¦ 30 ¦

¦ 5 ¦ 40 ¦

¦ 6 ¦ 20 ¦

L-------------------------------------+----------------------------------------

Интервальный ряд распределения - это ряд, в котором значения признака

заданы в виде интервала. Например, распределение рабочих по разрядам можно

представить в виде интервального ряда:

--------------------------------------T---------------------------------------¬

¦ ТАРИФНЫЙ РАЗРЯД ¦ ЧИСЛО РАБОЧИХ, ЧЕЛОВЕК ¦

+-------------------------------------+---------------------------------------+

¦ 1 - 2 ¦ 40 ¦

¦ 3 - 4 ¦ 90 ¦

¦ 5 - 6 ¦ 60 ¦

L-------------------------------------+----------------------------------------

При построении интервальных рядов распределения необходимо определить,

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6