рефераты

рефераты

 
 
рефераты рефераты

Меню

Взаимоотношение предприятия с бюджетом, анализ влияние налогообложения на экономическое состояние ст... рефераты

Так, с 1 января 2007 года были отменены чрезвычайный налог для ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и обязательные отчисления в государственный фонд содействия занятости.

Изменен порядок налогообложения доходов в виде дивидендов и доходов страховых организаций путем включения данных видов доходов в налогооблагаемую базу для исчисления налога на прибыль.

В целях реализации Закона Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам налогообложения» Президентом Республики Беларусь принят Указ от 26 марта 2007 г. № 138 «О некоторых вопросах обложения налогом на добавленную стоимость». Указом утверждены перечни работ по строительству и ремонту объектов жилищного фонда и жилищно-коммунальных и эксплуатационных услуг, оказываемых физическим лицам, в том числе через организации, осуществляющие эксплуатацию жилищного фонда, и иные организации, заключившие договоры на оказание этих услуг физическим лицам, обороты по реализации которых на территории Республики Беларусь освобождаются от обложения налогом на добавленную стоимость.

В целях реализации Декрета Президента Республики Беларусь от 26 декабря 2006 г. № 21 Министерством финансов приняты постановления:

от 26 января 2007 г. № 12 «О внесении изменений в постановление Министерства финансов Республики Беларусь от 23 августа 2000 г. № 89»;

от 26 января 2007 г. № 13 «О признании утратившим силу постановления Министерства финансов Республики Беларусь от 19 августа 2002 г. № 113».

Постановление Министерства финансов Республики Беларусь от 26 января 2007 г. № 12 обеспечивает приведение редакции постановления Министерства финансов Республики Беларусь от 23 августа 2000 г. № 89 «Об утверждении Положения о порядке определения затрат по операциям с ценными бумагами для юридических лиц (за исключением банков, небанковских кредитно-финансовых учреждений, страховых и перестраховочных организаций)» в соответствие с редакцией Декрета Президента Республики Беларусь от 23 декабря 1999 г. № 43 «О налогообложении доходов, полученных в отдельных сферах деятельности» с учетом корректировок, внесенных в него Декретом Президента Республики Беларусь от 26 декабря 2006 г. № 21, и распространение положений указанного постановления на страховые организации.

Подготовка нормативных правовых актов, направленных на дальнейшее совершенствование налогового законодательства Республики Беларусь.

3 апреля 2007 г. принят Указ Президента Республики Беларусь № 162 «О некоторых вопросах применения льгот и вычетов по подоходному налогу с физических лиц», который направлен на оказание дополнительной государственной поддержки и улучшение материального положения многодетных семей и семей, воспитывающих детей-инвалидов. Указом предусмотрено предоставление родителям, воспитывающим 3-х и более детей в возрасте до восемнадцати лет или детей-инвалидов, стандартного налогового вычета по подоходному налогу с физических лиц в размере 4 базовых величин на каждого ребенка.

Указом также утверждены перечень международных организаций, иностранных государств, доходы сотрудников, граждан (подданных) которых не подлежат налогообложению в соответствии с законодательством и международными договорами и правила предоставления налоговых вычетов из подлежащих налогообложению доходов физических лиц, связанных с:

приобретением возмездно отчуждаемого имущества и (или) его отчуждением;

осуществлением индивидуальными предпринимателями и приравненными к ним для целей налогообложения лицами (частными нотариусами) предпринимательской деятельности;

получением доходов от сдачи в аренду (субаренду), наем (поднаем) жилых и нежилых помещений;

получением вознаграждения по результатам интеллектуальной деятельности.

Указ Президента Республики Беларусь от 7 мая 2007 г. № 215 «О ставках налога за использование природных ресурсов (экологического налога) и некоторых вопросах его взимания» установил ставки платежей экологического налога, а также обеспечил совершенствование экономического механизма природопользования.

Урегулирование на двусторонней основе отдельных вопросов взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в торговле с Российской Федерацией.

Таким образом, налоговая система Республики Беларусь пока что имеет в своей основе малоэффективный налоговый механизм, который, опираясь на преобладание косвенной формы налогообложения, высокие налоговые ставки и уровень изъятия доходов, неравномерность распределения налогового бремени, сужающуюся налоговую базу, с одной стороны, недостаточно обеспечивает требуемую доходность бюджета, а с другой – отрицательно воздействует на инвестиционную активность налогоплательщиков.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Предприятия постоянно ведут расчеты с бюджетом по платежам в бюд­жет и ассигнованиям из него. При этом основная часть расчетов с бюджетом — это платежи. К ним относятся:

 налог на прибыль (доходы);

 налог на добавленную стоимость;

 налог за пользование природными ресурсами (экологический налог);

 налог на недвижимость;

 чрезвычайный налог и обязательные отчисления в государственный фонд содействия занятости;

 акцизы;  

 платежи за землю;

отчисления в республиканский фонд поддержки производителей сель­скохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки и др.

Реальное же снижение налогового давления на экономику может быть достигнуто только за счет сокращения количества применяемых налогов или снижения их ставок (при условии качественного построения моделей взимания каждого из на­логов), для этого необходимо проведение комплекса следующих мер:

1.        Введение общепринятых норм и принципов налогообложения;

2.        Совершенствование структуры и сокращение количества применяемых нало­гов за счет отмены малоэффективных сборов и отчислений во внебюджетные фонды;

3.        Существенная модернизация методов расчета, механизмов и принципов взима­ния таких основных налогов, как акцизы, НДС, налог на прибыль и доходы предприятий, подоходный налог с граждан;

4.        Пересмотр и сокращение налоговых льгот по всем применяемым налогам и сбо­рам в целях расширения их налоговой базы с тем, чтобы сделать возмож­ным снижение ставок и дальнейшее уменьшение количества налогов и сборов;

5.        Поиск и выбор оптимального соотношения республиканских и местных нало­гов и сборов, а также эффективного взаимодействия республиканского и мест­ных бюджетов.

Вышеизложенное свидетельствует о необходимости дальней­шего реформиро­вания системы налогообложения по следующим направлениям:

· снижение совокупного уровня налогообложения посред­ством пере­смотра предельных ставок налогов и прогрессивности шкал налогообло­жения, отмены низкоэффективных налогов;

· обложение доходов, величина которых скорректирована на уровень инфляции;

·   установление такого уровня налоговых ставок, которые предотвращают переложение налогов и отток капитала за грани­цу;

· исключение множественного обложения с одних и тех же доходов;

·   унификация налогообложения республики с налоговыми системами, действующими в государствах СНГ и Европейском союзе.

Кроме того, для стимулирования мобилизации налоговых поступлений из регионов в республиканский бюджет и регули­рования направлений их использования на местах правомерно по опыту государств с переходной экономикой создание фонда (фонд финансовой поддержки регионов или фонд стимулирова­ния развития регионов) за счет средств от налоговых поступле­ний государственного бюджета дли предоставления трансфертов или дотаций местным органам власти. Данные меры позволят создать налоговую систему, соответ­ствующую бюджетному устройству, усовершенствовать форми­рование доходной части бюджетов и распределение налоговых поступлений.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

1.   Анализ хозяйственной деятельности в промышленности / Под общ.ред. В.И. Стражева. – Мн.:Выш.шк.,1999. – 398с.

2.   Белый И.Н., Михалкевич А.П., Папковская П.Я. Теория бухгалтерского учета - Мн.: Эскаунт,1997-241 с.

3.   Бухгалтерский учет и контроль в Республике Беларусь:(Сборник норм. актов: В 6т.) Т.II.Себестоимость.Кн.1 / Сост. И.Н. Ковалевич. - Мн. : Амалфея, 1996.-527с.

4.    Бухгалтерский учет: Теория. Проводки. Регистры. Сквозной пример. Отчетность: Учеб.-практ.пос / Под общ.ред.Н.И.Ладутько.-2-е изд., перераб. и доп. -Мн.: ФУА информ, 2001.-827с.

5.    Гаралова Н. Налоговая система Беларуси: история и современность // ФУА. 2002. №10. С.36,37

6.      Горский И.В. Налоговая политика и экономический рост.//Финансы - №1, 1999 - С. 22-26.

7.   Демчук Н. О налоговой системе РБ. // НЭГ. 2000. № 1.  С.1-4.

8.   Закон Республики Беларусь от 30 декабря 2002 г. №2/918 «О бюджете Республики Беларусь на 2003 год» // Национальная экономическая газета. – 2003. – 24 января.

9.   Законодательство о налогах и сборах в Республике Беларусь / серия: «Настольная книга бухгалтера». - Мн.: Право и экономика. 2001. - 192с.

10.   Заяц Н.Е. Теория налогов: Учебник. – Мн.: БГЭУ, 2002. – 220с.

11.            Инструкция о порядке исчисления и сроках уплаты в республиканский бюджет чрезвычайного налога и обязательных отчислений в государственный фонд содействия занятости в 2002 г. единым платежом, утв. Постановлением МНС РБ, Минфином РБ от 28.02.2002 г. №21/27 зарегистрировано в НРПА РБ  от 14.03.2002, рег. №8/7861 (Республика, 2002г., 21 марта)

12.            Инструкция о порядке исчисления и сроках уплаты единым платежом отчислений в республиканский фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки и налог с пользователей автомобильных налог в дорожные фонды в 2002 г. Утв. Постановлением МНС РБ и Министерством Финансов РБ от 31.05.2002 г. №60/82 (рег.№8/8185 от 10.06.2002.) (Республика, 2002, 20 июня)

13.            Инструкция о порядке исчисления и сроках уплаты единым платежом целевых  сборов на формирование местных целевых бюджетных фондов стабилизации экономики производителей  сельскохозяйственной продукции и продовольствия, жилищно-инвестиционных фондов и целевого сбора  на финансирование расходов, связанных с содержанием и ремонтом жилищного фонда, в 2002 году. Утв. Постановлением МНС РБ и Министерством Финансов РБ от 31.05.2002. №59/81 (рег.№8/8184 от 10.06.2002) (Республика, 2002, 20 июня)

14.            Инструкция о порядке исчисления и уплаты в бюджет налогов на доходы и прибыль, утв. Постановлением МНС РБ от 18.03.2002 г. №30 НРПА РБ Изменения внесены постановлением МНС РБ от 07.02.2003 г. №7. Зарегистрировано в НРПА РБ от 03.03.2003 г. №25,8/9144.

15.            Инструкция о порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость./ Утв. Постановлением ГНК РБ от 29.06.2001 №94 ( рег. №8/6945 от 11.09.2001). Изменения внесены постановлением  МНС РБ от 17.06.2002 №63. Зарегистрировано в Национальном реестре правовых актов РБ 25.06.2002 рег.№8/8241 (Республика, 2002, 11 июля) Изменения внесены постановлением МНС РБ 31.01.2003 г. №6. Зарегистрировано в Национальном реестре правовых актов РБ. 26.03.2003 г. , рег.№8/9292.

16.             Инструкция о порядке исчисления и уплаты налога на недвижимость юридическими лицами, утв. Постановлением ГНК РБ от 10.05.2002г. №40. Изменения внесены постановлением МНС РБ от 18.02.2003г. №12 (рег. №8/9176 от 27.02.2003 г.) (Республика, 2003 г, 6 марта)

17.            Инструкция о целевом транспортном сборе на обновление и восстановление городского, пригородного пассажирского транспорта, автобусов международных сообщений и содержание ведомственного городского электрического транспорта и целевом сборе на содержание и развитие инфраструктуры города, утв. Решением Минского городского совета от 25.04.2002. г. №233.

18.   Кашин В., Мерзляков И. Налоговая политика и оздоровление экономики // Аудитор. № 9. 1998. С.3-7.

19.   Комментарий налогового законодательства: ответы налоговых и др.компетентных органов на запросы аудит. / Сост. А.Н. Малофеева.-М.: АиН, 1997.-63с.

20.    Корбут Н. Бюджет 2003. К новым рубежам. // ФУА. 2002. №5. С.3,4.

21.        Кравченко Л.И.   Анализ    хозяйственной   деятельности. - Мн.: ООО «Мисанта», 2001. -307с.

22.   Ладутько Н.И. Учет продукции, работ, услуг и их реализация - Мн.: Наука и техника, 1994.-398 с.

23.   Лаптев И.И., Кузнецов Л.Д. Налоговая политика и интересы общества. // Налоговый вестник.  № 3. 1997. С.11-17.

24.   Лешко В. Сравнительный анализ налоговых систем Республики Беларусь и Федеративной Республики Германия // Главный бухгалтер. №44, 2002. с.85,86.

25.   Макроэкономика: Учеб. Пособие/ Под ред. Л.П. Зеньковой.-  Мн.: Новое знание. 2002. - 244с.

26.   Масинкевич Н., Шевцова В. Налоги – 2004: как оптимизировать финансовую стратегию//НЭГ.2003.3 октября. С.1,4.

27.   Медведев А.Н.        Бухгалтерский учет и налогообложение: Конфликты и противоречия. - М.:ИНФРА-М, 1996.-156с.

28.   Налоговая реформа и направления налоговой политики.// ЭКО - № 1, 1999 - с. 115-119.

29.   Налоговый кодекс Республики Беларусь от  19 декабря 2002 г. № 166-З.

30.   Образкова Т. Налоговая система далека от совершенства // НЭГ.2003. 30 сентября. С.6.

31.   Образцова Т.Б. Налоги и реальное влияние на экономику. // Белорусский экономический журнал.  1999.   № 3.  С.28-36.

32.   Овсейко С. Налоговый кодекс Российской Федерации // Главный бухгалтер, №14,2001. с.87-90.

33.   Овсейко С. Налоговый кодекс Российской Федерации // Главный бухгалтер.№20,2001. с.86-90.

34.   Панков Д.А. Бухгалтерский учет и анализ за рубежом: Учеб.пособие. – Мн.: Новое знание, 2002. -256с.

35.            Положение о порядке формирования и использования   средств внебюджетного целевого фонда оздоровления реки Свислочь и её бассейна, утв. решением Минского городского Совета депутатов от 27 июня 2001 г. №198 (НРПА РБ, 2001 г. №76, 9/1124; №92, 9/1197)

36.            Положение об уплате обязательных страховых взносов и иных платежей в Фонд социальной защиты населения Министерства Труда и социальной защиты утв. Указом Президента РБ от 05.06.2000 г. №318 (рег. №1/1342 от 07.06.2000) НРПА РБ, 2000 г. №54, 1/1342, газета «Советская Белоруссия», 2001, 28 ноября, №344.

37.   Постановление Министерства Финансов Республики Беларусь от 30 мая 2003 г. №89 «Об утверждении Типового плана счетов бухгалтерского учета и Инструкции по применению Типового плана счетов бухгалтерского учета» // Вестник Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь. – 2003. - №34.(43)

38.            Постановление Министерства Финансов Республики Беларусь от 30 мая 2003 г. №89 «Об утверждении Типового плана счетов бухгалтерского учета и Инструкции по применению Типового плана счетов бухгалтерского учета» // Вестник Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь. – 2003. - №34.

39.   Татаринович В. Налоговый климат в 2004 году обещает потепление // НЭГ.2003.19 августа. С.1,3.

40.   Тишков И.Е., Прищепа А.И., Балдинова А.И. и др. Бухгалтерский учет – 3-е изд., перераб. и доп. – Мн.: Выш.шк.,1999 – 746 с.

41.     Фомина О. Налогообложение прибыли (доходов) юридических лиц в зарубежных странах.// Хозяйство и право.  1998.  № 10. С.82 - 88.

42.   Хорнгрен Чарльз Т.,Фостер Джордж Бухгалтерский учет: управленческий аспект: Пер.с англ. / Под. ред. Я.В.Соколова. - М.: Финансы и статистика, 2001.-415с.

43.     Черник Д.Г. Налоги в рыночной экономике. – М.: Финансы. - 1997. - 383с. 

44.     Шевчук А. Инструменты налогового регулирования: направления использования сквозь призму мирового опыта // Главный бухгалтер. №40,2001. с.88-90.

45.    Шмарловская Г.А. Бюджетно-налоговое регулирование. - Мн.:БГЭУ.2000. – 78с.

46. #"#">http://www.nalog.by/ma/mns_sdata/mns_sdata_mac.htm  О налоговой нагрузке на экономику Республики Беларусь за 2000-2006 гг. (Сайт Министерства по налогам и сборам)


ПРИЛОЖЕНИЯ

                              

Приложение А. Динамика коэффициента эластичности инфляционной части доходов и расходов бюджета в зависимости от уровня потребительских цен за январь-декабрь  2001-2005 гг., %.


Коэффициент

эластичности

2001

январь-декабрь

2002

январь-декабрь

2003

январь-декабрь

2004

январь-декабрь

2005

январь-декабрь

 - доходов

1,15

1,63

1,38

1,35

1,92

 - расходов

1,40

1,75

1,98

2,18

3,70

 - разрыв между темпами роста инфляционных расходов и доходов

+0,25

+0,12

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7