рефераты

рефераты

 
 
рефераты рефераты

Меню

Взаимоотношение предприятия с бюджетом, анализ влияние налогообложения на экономическое состояние ст... рефераты

2006 г.,
январь-декабрь

1. Валовой внутренний продукт

млрд. руб.

65067,1

79231,4

2. Доходы консолидированного бюджета (с государ. целевыми бюджетными и внебюджетными фондами и ФСЗН)

млрд. руб.

30824,9

38391,2

3. Недоимка по доходам и поступлениям

млрд. руб.

281,7

234,7

4. Уд. вес недоимки по доходам и поступлениям к доходам консолидированного бюджета

%

0,9

0,6

5. Централизация с учетом недоимки

%

47,8

48,8

в том числе:

 

 

 

уд. вес доходов консолидированного бюджета в ВВП (централизация)

%

47,4

48,5

уд. вес недоимки в ВВП

%

0,4

0,3


Одним из факторов повышения уровня централизации бюджетных средств в ВВП является показатель энергетичности доходов, характеризующий воздействие автоматических и дискреционных эффектов на доходы бюджета. Данный показатель рассчитывается как отношение процентного роста налоговых поступлений к процентному росту ВВП. Расчеты показывают, что за 2006 год энергетичность доходов составила 1,06, что свидетельствует, во-первых, о более быстром темпе роста реальных доходов консолидированного бюджета по отношению к темпу роста ВВП (на 6,5 п.п.), и, во-вторых, что рост ВВП на единицу ведет к росту налоговых поступлений в бюджет более чем на единицу (для сравнения отметим, что в 2005 году энергетичность доходов была 1,16).

Ниже приводится анализ структуры консолидированного бюджета (с учетом доходов ФСЗН) по новой бюджетной классификации за 2005-2006 годы, табл. 3.8. Как видно из таблицы, в 2006 году выросли поступления, рассчитываемые от фонда заработной платы, – подоходный налог, налоги на фонд заработной платы, взносы на государственное социальное страхование. Налоги на товары и услуги увеличились на 2,5 п.п. в основном за счет роста акцизов (в реальном выражении акцизы выросли в 1,9 раза). Неналоговые доходы выросли на 1,9 п.п. по сравнению с 2005 годом за счет увеличения доходов от использования имущества, находящегося в государственной собственности, в 2,3 раза в реальном выражении.

Таблица 3.8. Динамика структуры доходов консолидированного бюджета
за 2005-2006 гг., %

Показатели

январь-декабрь 2005

январь-декабрь
2006

Налоговые доходы - всего

72,4

70,1

в том числе:

 

 

  • Прямые налоги на доходы и прибыль

16,0

16,0

в т.ч. - подоходный налог

6,1

6,5

  • Налоги на фонд заработной платы

1,7

1,8

  • Налоги на собственность

3,7

3,3

  • Налоги на товары и услуги

35,9

38,4

в т.ч. - НДС

19,2

19,2

- акцизы

4,4

7,4

  • Налоговые доходы от внешнеэкономической деятельности

5,5

5,4

Взносы на государственное социальное страхование

23,8

24,2

Неналоговые доходы

3,8

5,7

Итого доходов

100,0

100,0

В 2006 году доходы республиканского бюджета (без учета ФСЗН) превысили расходы на 285 млрд. рублей, или 0,4% ВВП. С учетом ФСЗН профицит республиканского бюджета составил 1 178,5 млрд. рублей, или 1,5% ВВП [47].

Практика свидетельствует также о том, что многие предприятия выплачивают налоги по сумме, превышающей размер прибыли, а некоторым приходится расплачиваться с государством даже при отсутствии прибыли. В результате предприятия изымают средства из амортизационных отчислений, обостряя проб­лемы накоплений, расширения инвестиционной деятельности. Следствием является то, что налоги и неналоговые платежи пе­рекладываются на потребителей.


 

3.2. Совершенствование системы налогообложения

в Республике Беларусь

 

  Налоговая система Республики Беларусь была сформирована в 1992 г. в экстренном режиме в условиях рвущихся экономических связей между республиками, входившими ранее в единый народнохозяйственный комплекс, что изначально предопределило её несовершенство. Нарастающий экономический кризис обострил проблему мобилизации доходов в государственный бюджет и потому налоговая политика того периода приобрела исключительно фискальный характер, который выразился в чрезмерном изъятии доходов у плательщиков и в недостаточно эффективных способах его осуществления. Ориентируясь на ужесточение налогового режима, разработчики налогов не смоделировали своих решений на платёжеспособность плательщиков и получили результат обратный ожидаемому: началось массовое уклонение о налогов и сокращением налоговой базы. В белорусской экономике явно обозначилась ситуация, когда по образному выражению оказалось, что "налог убит налогом". Это побудило государство пойти на постепенное снижение тяжести налогового процесса.

  С 1992 года проводились многочисленные корректировки налогового законодательства, которые несколько уменьшали уровень налогового изъятия, но принципиально не улучшали саму налоговую систему.

  Она всё более утяжелялась множеством инструктивных указаний, требований, разъяснений, из дебрей которых выпутаться были способны лишь немногие высокопрофессиональные специалисты.

  Общепризнанной аксиомой выступает утверждение, что в период спада общественного производства при незначительных инвестициях и большом уровне безработицы государства должны осуществлять стимулирующую налоговую политику, направленную на повышение спроса, рост ВВП, увеличение занятости населения. Доказано, что снижение налогов даёт существенный эффект для подъёма экономики, так как оно приводит к росту доходов населения, повышению совокупного спроса, а следовательно, и совокупного предложения через расширение объёмов производства. Одновременно возрастают объёмы предпринимательских инвестиций в развитие малого и среднего бизнеса, происходит постепенное оживление всех сфер деятельности. Иными словами, стимулирующая налоговая политика базируется на мультипликационном эффекте налогов и оказывает реальное позитивное воздействие на общество.

  В аспекте проведения эффективной налоговой политики большое значение имеет обоснование той оптимальной доли изъятий доходов предприятий в бюджет, при которой достигается сочетание интересов государства и плательщиков и которая не препятствует экономическому прогрессу. Эмпирическим путём установлено, что если уровень налоговой нагрузки на доходы предприятий превышает 35 %, то возникают стагнация производства, затем его спад, так как сокращаются капитальные вложения и нарушается воспроизводственный цикл. С учётом данного положения анализ уровня налогового давления на экономику, его оценка и обоснованные выводы имеют важнейшее значение для принятия эффективных решений в вопросах налоговых отношений. В опубликованных разными ведомствами аналитических материалах приводятся цифровые данные о размерах налоговых изъятий в государственный бюджет и во внебюджетные фонды. Но если ориентироваться даже на наименьшие из них, представленные Министерством по налогам и сборам, то уровень налоговой нагрузки и его динамика не прибавляют оптимизма по поводу позитивного воздействия налоговой системы на экономику.

Практика свидетельствует также о том, что многие предприятия выплачивают налоги по сумме, превышающей размер прибыли, а некоторым приходится расплачиваться с государством даже при отсутствии прибыли. В результате предприятия изымают средства из амортизационных отчислений, обостряя проб­лемы накоплений, расширения инвестиционной деятельности. Следствием является то, что налоги и неналоговые платежи пе­рекладываются на потребителей.

Таким образом, важным отличием налоговой системы Республики Беларусь являются существенные расхождения в налоговой структуре. Если в экономически развитых странах основная доля доходов бюджета (от 50 до 70%) приходится на прямые налоги (индивидуальный подоходный налог, налог на прибыль корпораций, взносы на социальное страхование и имущественные налоги), то в РБ, как ив других странах с переходной экономикой, основную долю доходов бюджета (60-65%) составляют косвенные налоги (НДС, акцизы, оборотные налоги, налог с продажи и т. д.), то есть налоги на потребление, многие из которых оказывают наиболее сильное искажающее давление на производство и инвестиции [19, c.6].

Прямыми налогами облагается имущество налогоплательщиков и их доходы. Они используются как регулирующий фактор, способствующий соблюдению принципа социальной справедливости по отношению к более и менее обеспеченным субъектам налоговых отношений. В число прямых налогов включаются: налог на недвижимость, на землю, на природные ресурсы, на прибыль и доходы, целевой транспортный сбор.

Учитывая способы и возможности переложения налогов, нельзя считать прямые налоги более эффективными или полезными для экономики, чем косвенные. Тем не менее, прямые налоги позволяют сглаживать колебания экономической конъюнктуры без внесения изменений в налоговое законодательство. Их высокая доля в налоговой структуре как раз и делает налоговые системы экономически развитых стран высокоэластичными и более нейтральными по отношению к экономике.

Кроме того, применяемые в этих системах модели косвенных налогов (а это только НДС или идентичный ему налог с розничных продаж, а  в США и акцизы) также построены таким образом, чтобы не мешать, а способствовать росту производства и инвестиций, и никогда не предусматривают в качестве объекта налогообложения общую стоимость продаж (выручку от реализации).

Следует учитывать, что помимо значительных административных издержек по сбору налогов, введение высокодоходных прямых налогов требует первоначального создания необходимой экономической структуры на основе рыночных преобразований6 собственности, труда, капитала и т. д. Тем не менее в большинстве стран Восточной Европы и в России благодаря проводимым реформам в последние годы отмечается тенденциях увеличению доли прямого подоходного налогообложения в общих налоговых поступлениях. Однако такие системные преобразования не могут быть реализованы как одноразовый акт и требуют времени, а главное – последовательного проведения рыночных реформ.

Таким образом, налоговая система Республики Беларусь пока имеет в своей основе малоэффективный налоговый механизм, который, опираясь на преобладание косвенной формы налогообложения, высокие налоговые ставки и уровень изъятия доходов, неравномерность распределения налогового бремени, сужающуюся налоговую базу, с одной стороны, недостаточно обеспечивает требуемую доходность бюджета, а с другой – отрицательно воздействует на инвестиционную активность налогоплательщиков.

Совершенствование налогов в разных государствах является непрерывным процессом, обусловленным изменениями экономических условий. Стабильными остаются лишь налоговые традиции. Корректировке периодически подвергаются налогооблагаемая база, ставки налогов. льготы. Иными словами, налоговые системы являются отражением налоговой политики государств, которая проводится в реальных экономических условиях и должна быть максимально эффективной.

Трансформация налоговой системы в Республике Беларусь осуществляется на стадии расширения рыночных отношений. Это и должно стать отправным пунктом при проведении налоговой политики.

Разгосударствление собственности, снятие с государства обязательств по финансовому обеспечению отраслей национального хозяйства позволит освободить государственный бюджет от значительной доли расходов и уменьшить уровень централизации денежных средств. Поэтому первый этап реконструкции налоговой системы связывается с преобразованием собственности, развитием малого и среднего предпринимательства, воздействием на платёжеспособный спрос и цены. Задача, в принципе, состоит в том, чтобы, во-первых, сформировать контингент реальных налогоплательщиков, получающих доход от предпринимательской деятельности и отдающих часть его на государственные нужды; во-вторых, создать условия расширения налоговой базы; в-третьих, усовершенствовать налоговый механизм таким образом, чтобы он обеспечивал полноту и своевременность перечислений платежей в бюджет, делал невыгодным уклонение от налогов. Основной целью на этом этапе является воздействие налогового механизма на стабилизацию экономики.

Одновременно должны закладываться основы налогового стимулирования  структурной перестройки экономики с привлечением отечественного и иностранного капитала для технического и технологического переоснащения производства.

Обобщая отмеченное, следует сделать вывод о том, что основными направлениями совершенствования налоговой системы в Республике Беларусь могут быть:

а) сокращение числа налогов путём их укрупнения и отмены некоторых налогов, не приносящих значительных поступлений;

б) уменьшение количества льгот и исключение из общего режима налогообложения в основном редко используемых льгот;

в) построение стабильной налоговой системы, обеспечивающей единство, непротиворечивость и неизменность в течение финансового года системы налогов и платежей при сохранении действующих ставок налогов в течение двух-трёх лет;

г) облегчение налогового бремени производителей продукции и недопущение двойного налогообложения путём чёткого определения налогооблагаемой базы;

д) консолидация  в государственном бюджете государственных внебюджетных фондов с сохранением целевой направленности использования денежных средств.

Таким образом, налоговая система является важнейшим инструментом государства по стимулированию развития экономики и социального прогресса  в стране. Совершенствование налоговой системы позволит эффективно и надёжно решить многие проблемы, мешающие Беларуси достойно развиваться.

Основой совершенствования налоговой системы Республики Беларусь является также доработка Налогового кодекса. Направлениями её совершенствования являются следующие:

· упрощение расчётов и порядка взимания налогов;

· жёсткая регламентация прав и ответственности плательщиков;

· совершенствование норм юридической ответственности за нарушения в области налогов;

·  поэтапное снижение уровня налогообложения с одновременным расширением налоговой базы;

· борьба с теневым сектором экономики;

· предотвращение утечки капитала и стимулирование инвестиционной активности;

· пересмотр и упорядочение льгот в системе налогообложения;

· постепенное перемещение налогового бремени с предприятий на доходы и имущество физических лиц;

· совершенствование таможенного регулирования, способствующее активизации импорта;

· согласование механизма налогообложения научно-инн6овационных субъектов хозяйствования;

· стремление к унификации с налоговыми системами, действующими в государствах СНГ и ЕС, в частности создания согласованного налогового законодательства с Российской Федерацией.

Так, в течение января-мая 2007 года проведение налоговой политики в Республике Беларусь осуществлялось в рамках реализации следующих основных направлений:

Реализация изменений и дополнений, принятых в налоговом законодательстве на 2007 год.

В законах Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам налогообложения», «О бюджете Республики Беларусь на 2007 год», Декрете Президента Республики Беларусь от 26 декабря 2006 г. № 21 «О внесении изменения в Декрет Президента Республики Беларусь от 23 декабря 1999 г. № 43 и признании утратившими силу некоторых декретов и отдельных положений декретов Президента Республики Беларусь» и Указе Президента Республики Беларусь от 29 декабря 2006 г. № 750 «О внесении дополнения и изменений в некоторые указы Президента Республики Беларусь и признании утратившими силу отдельных указов и положений указов Президента Республики Беларусь» были реализованы мероприятия по упрощению налоговой системы и совершенствованию налогового законодательства.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


 © 2010 Все права защищены.