рефераты

рефераты

 
 
рефераты рефераты

Меню

Взаимоотношение предприятия с бюджетом, анализ влияние налогообложения на экономическое состояние ст... рефераты

За январь-декабрь 2003 года в республиканский бюджет поступило 12 199,4 млрд. рублей доходов. Из них на долю НДС, акцизов и прямых налогов на доходы и прибыль приходится 50%. При этом почти четверть всех поступлений в бюджет обеспечено за счет налога на добавленную стоимость - 23,7%.

Данные анализа налоговых поступлений свидетельствуют о том, что централизация доходов бюджета к ВВП* (с учетом недоимки) за 2003 год по сравнению с 2002 годом увеличилась с 33,9 до 34,7% в сравниваемых периодах, причем удельный вес доходов республиканского бюджета в ВВП увеличился с 33 до 34% при сокращении удельного веса недоимки с 0,9 до 0,7%. Удельный вес недоимки по доходам и поступлениям к доходам бюджета (включая доходы государственных внебюджетных и бюджетных целевых фондов) снизился с 2,5% на 1.01.2003 г. до 2% на 1.01.2004 г.,

За январь-декабрь 2004 года в республиканский бюджет поступило 22,1 трлн. рублей доходов с учетом доходов Фонда социальной защиты населения (далее – ФСЗН). Без учета ФСЗН доходы республиканского бюджета сложились в сумме 16,7 трлн. рублей. Из них на долю НДС, акцизов и прямых налогов на доходы и прибыль приходится 51%. При этом около четверти всех поступлений в бюджет обеспечено за счет налога на добавленную стоимость - 22,9%[46].

Данные анализа налоговых поступлений свидетельствуют о том, что централизация доходов бюджета к ВВП (с учетом недоимки, но без учета ФСЗН) за 2004 год по сравнению с 2003 годом практически не изменилась: 34,1% в 2003 году и 34,2% - в 2004 году. При этом удельный вес доходов республиканского бюджета в ВВП увеличился с 33,4 до 33,7% в сравниваемых периодах при сокращении удельного веса недоимки с 0,7 до 0,5% ВВП *. Удельный вес недоимки по доходам и поступлениям к доходам бюджета (включая доходы государственных внебюджетных и бюджетных целевых фондов, но без учета ФСЗН) снизился с 2% на 1.01.2004 г. до 1,4% на 1.01.2005 г.

В январе-декабре 2005 года в республиканский бюджет поступило 30 800,9 млрд. рублей доходов с учетом доходов Фонда социальной защиты населения (далее – ФСЗН). Без  учета ФСЗН доходы республиканского бюджета сложились в сумме  23 413,6 млрд. рублей.  Из них на долю НДС, налога на прибыль, акцизов и подоходного налога пришлось 51,6%. При этом четверть всех поступлений в бюджет была обеспечена за счет налога на добавленную стоимость – 25,2%. Расходы республиканского бюджета с учетом расходов ФСЗН профинансированы в сумме  31 181,6 млрд. рублей, без учета ФСЗН – на  24 463,6  млрд. рублей.  В реальном выражении это на  30%  больше, чем за 2004 год  при реальном росте доходов за этот же период на 26%. Дефицит  республиканского бюджета без учета ФСЗН  составил  за январь-декабрь 2005 года  1050  млрд. рублей,  или  1,6%  к  ВВП,  профицит  ФСЗН – 669,3 млрд. рублей, или  1% ВВП.  В целом дефицит республиканского бюджета в 2005 году сложился на уровне 0,6% ВВП  (за 2004 год -  профицит  - 0,9% к ВВП) [46]. 

Динамика доходов и расходов республиканского бюджета представлена на рис. 3.1. Суть данных расчетов заключается в том, что ежемесячные показатели доходов и расходов в январе принимаются за 100%, а по отношению к ним рассчитываются темпы прироста (падения) доходов и расходов ежемесячных показателей последующих месяцев, определяя таким образом величину бюджетной напряженности. Величина бюджетной напряженности зависит от расхождения кривых доходов и расходов. Как видно из рисунка, лезвия бюджетных «ножниц» в декабре 2005 года  «раскрылись», что говорит о наличии бюджетной напряженности в конце года  -  если в ноябре 2005 года дефицит номинальных ежемесячных показателей составлял  69,4 процентного пункта, то в декабре – уже  267,4 п.п.  На графике, иллюстрирующем динамический ряд ежемесячных темпов роста номинальных доходов и расходов за период 2004–2005 гг., наблюдается ситуация, когда при незначительной (0,6%) среднемесячной инфляции в 2005 году темпы роста номинальных доходов и расходов растут значительно, в частности, начиная с мая-июня 2005 года.




Рисунок 3.1. Динамика номинальных ежемесячных  темпов роста доходов и  расходов республиканского бюджета  в 2004 - 2005 гг., % (январь 2004 – 2005 гг. =  100%)



Анализ выполнения доходной части бюджета в 2005 году свидетельствует о том, что высокий уровень ее исполнения обеспечен, в основном, за счет двух факторов. С одной стороны — это опережающие темпы роста макроэкономических показателей по большинству учитываемых при планировании бюджета позиций, которые вызваны улучшением общей экономической ситуации  в республике, активным увеличением объемов производства в реальном секторе экономики, ростом финансовых показателей работы организаций и повышением их платежеспособности. С другой стороны — это внесение радикальных изменений в налоговое законодательство по уплате налога на добавленную стоимость, в частности, в торговле с Россией.

Результаты экономико-статистического анализа эластичности бюджета от индекса потребительских цен (ИПЦ)  показывают, что за 2005 год по сравнению с 2004 годом коэффициент эластичности инфляционной части доходов бюджета от уровня потребительских цен  увеличился на 0,57 процентного пункта, а расходов -  на 1,52 п.п., табл. 1. Другими словами, за январь-декабрь 2005 года прирост ИПЦ на 1% приводил к увеличению инфляционной части доходов бюджета на 1,92%. Аналогичным образом,  эластичность расходной части бюджета характеризуется более высокими показателями в январе-декабре 2005 г.: на каждый процент прироста ИПЦ  приходилось 3,7% прироста расходов бюджета. Следовательно,  инфляция – даже небольшая, вызывая рост налоговых платежей, одновременно стимулирует государственные расходы, причем, как видно из таблицы 3.2,  в опережающем порядке[46].  

Таблица 3.2. Динамика коэффициента эластичности инфляционной части доходов и расходов бюджета в зависимости от уровня потребительских цен за январь-декабрь  2001-2005 гг., %


Коэффициент

эластичности

2001

январь-декабрь

2002

январь-декабрь

2003

январь-декабрь

2004

январь-декабрь

2005

январь-декабрь

 - доходов

1,15

1,63

1,38

1,35

1,92

 - расходов

1,40

1,75

1,98

2,18

3,70

 - разрыв между темпами роста инфляционных расходов и доходов

+0,25

+0,12

+0,60

+0,83

+1,78


Если до сих пор мы рассматривали темпы роста доходов и расходов республиканского бюджета, то сейчас приступим к более детальному анализу доходов. Для сопоставимости ряда значения централизации бюджета в 2004-2005 годах  приводятся без учета доходов Фонда социальной защиты населения  Министерства  труда  и социальной защиты,  табл. 3.3.

Данные анализа налоговых поступлений свидетельствуют о том, что централизация доходов бюджета к ВВП (с учетом недоимки, но без учета ФСЗН)  в  2005 году по сравнению с  2004 годом  выросла с  33,8  до 37,2%,  или на 3,4  п.п., в основном за счет включения в республиканский бюджет инновационных фондов.  Удельный вес доходов республиканского бюджета в ВВП  вырос  с 33,6 до 36,8%  в  сравниваемых периодах  (рост на 3,5 п.п.), а  недоимка снизилась с  0,5  до 0,4% (падение – на 0,1 п.п.), табл. 3.3. По данным Министерства по налогам и сборам, удельный вес недоимки по доходам и поступлениям к доходам бюджета  (включая доходы государственных целевых бюджетных и внебюджетных фондов, но без ФСЗН)  сократился  с  1,4%  на 1.01.2005  до  1,2%  на 1.01.2006 г.  По состоянию на 1 января 2006 года задолженность по платежам в бюджеты всех уровней составила 281,7 млрд. рублей  и  по сравнению с 1 декабря 2005 года сократилась в реальном выражении на 12,8 процента[46].   



Таблица 3.3. Динамика централизации доходов республиканского бюджета

  

Показатели


Ед. изм.


2001 г.



2002 г.




2003 г.



2004 г.*




2005 г.*


1. Валовой внутренний продукт

млрд. руб.

17173,2

26138,3

36564,8

49991,8

63678,9

2. Доходы республиканского бюджета (с государ. целевыми бюджетными  и внебюджетными  фондами, без ФСЗН)

млрд. руб.

5747,1

8636,1

12210,6

16669,1

23413,6

3. Недоимка по доходам и поступлениям

млрд. руб.

134,2

218,6

250,0

235,2

281,7

4. Уд. вес недоимки по доходам и поступлениям к доходам  консол. бюджета (с гос. целевыми фондами)

%

2,3

2,5

2,1

1,4

1,2

5. Общая совокупная налоговая нагрузка (централизация)

%

34,3

33,9

34,1

33,8

37,2

    в том числе:







уд. вес доходов конс. бюджета  в ВВП

%

33,5

33,0

33,4

33,3

36,8

уд. вес недоимки в ВВП

%

0,8

0,9

0,7

0,5

0,4

*без учета ФСЗН

Отметим, что в 2005 году централизация ресурсов республиканского бюджета  в  ВВП  в сопоставимой  с 2001 годом  структуре (т.е. в структуре доходов бюджета 2001 года)  составила  34,6%.  Этот  показатель свидетельствует о выполнении  параметров Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2001-2005 годы, в соответствии с которой  уровень централизации в консолидированном бюджете к 2005 году необходимо было снизить до 35-37%  ВВП.

Одним из факторов повышения уровня централизации бюджетных средств в ВВП является показатель энергетичности  доходов, характеризующий воздействие автоматических и дискреционных эффектов на доходы бюджета. Данный показатель рассчитывается как отношение процентного роста налоговых поступлений к процентному росту ВВП. Расчеты показывают, что за  2005 год  энергетичность доходов составила 1,106, что свидетельствует, во-первых, о более быстром темпе роста реальных доходов республиканского бюджета по отношению к темпу роста ВВП (на  11,7 п.п.),  и,  во-вторых, что рост ВВП на единицу ведет к росту налоговых поступлений в бюджет более  чем на единицу (для сравнения отметим, что за 2004 год энергетичность доходов  составила  1,04).

Необходимо отметить, что если дебиторская задолженность консолидированному бюджету на 1 января 2006 года сложилась в сумме  281,7 млрд. руб.,  то  кредиторская задолженность республиканского бюджета составила  228,9 млрд. руб., т.е. чистая дебиторская задолженность бюджета  равна  52,8  млрд. руб.,  или  0,2% от доходов республиканского бюджета  за  2003 г.  Для сравнения проанализируем данный агрегат за последние  пять  лет, табл. 3.4[46].

Таблица 3.4. Динамика  чистой кредиторской задолженности республиканского бюджета

Показатель

2001

2002

2003

2004

2005*

Дебиторская задолженность консолид. бюджету на конец года, млрд. руб.

134,2

218,6

250,0

235,2

281,7

Кредиторская задолженность консолид. бюджета на конец года, млрд. руб.

312,6

243,6

227,3

171,1

228,9

Чистая кредиторская задолженность бюджета:

    -  в млрд. рублей

178,4

25,0




Чистая дебиторская задолженность бюджета:

    -  в млрд. рублей



22,7

64,1

52,8

    - в процентах к доходам

республиканского бюджета (без ФСЗН)

3,1

0,3

0,2

0,4

0,2

*до заключительных оборотов


В разрезе основных налогов структура республиканского бюджета (без доходов государственных внебюджетных и бюджетных целевых фондов и ФСЗН) за 2001-2005 годы по основным налогам представлена в табл. 3.5.  В 2005  году  по сравнению с 2004 годом удельный вес НДС в структуре республиканского бюджета увеличился с 27,9% до 32,1%,  прямые налоги на доходы и прибыль –  с 15,6% до 16,1%, подоходный налог не изменился –  10,3%, акцизы сократились – с 8,2%  до 7,5%. Удельный вес доходов от внешней торговли и внешнеэкономических операций  также вырос  - с 8% до 9,2%, а вот доли текущих и капитальных неналоговых доходов и обязательных платежей сократились на 0,2 и 0,1 п.п[46].

Таблица 3.5. Динамика структуры доходов республиканского

 бюджета за 2001-2005 гг., %

Показатели

2001

2002

2003

2004

2005

НДС

30,7

30,2

28,8

27,9

32,1


Налоги на доходы и прибыль

16,6

12,7

13,4

15,6

16,1


Подоходный налог

11,3

10,8

10,2

10,3

10,3


Акцизы

9,4

8,3

8,4

8,2

7,5


Доходы от  внешней торговли

6,4

7,3

9,6

8,0

9,2


Текущие неналоговые доходы и обязательные платежи

5,3

5,3

6,0

6,9

6,7


Капитальные неналоговые доходы 

1,3

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


 © 2010 Все права защищены.