|
Меню
|
|
Взаимоотношение предприятия с бюджетом, анализ влияние налогообложения на экономическое состояние ст...
|
6,3
|
0,5
|
0,2
|
0,1
|
|
Прочие
поступления в бюджет
|
19,1
|
19,1
|
23,1
|
22,9
|
18,0
|
|
Итого
доходов (без доходов гос. целевых бюджетных и
внебюджетных фондов и ФСЗН)
|
100,0
|
100,0
|
100,0
|
100,0
|
100,0
|
|
Для
того, чтобы показать количественное влияние основных налогов на
величину общей налоговой нагрузки, были проведены расчеты их удельного веса в
текущем и реальном выражении в соответствующих налоговых базах за
январь-декабрь 2005 г. по сравнению с январем-декабрем 2004 года, табл. 3.6.
Таблица
3.6. Динамика налогового бремени по основным поступлениям в бюджет за
январь-декабрь 2004-2005 гг.
|
|
В
текущих ценах
|
2005
г. к
|
|
|
2004
год
|
2005
год
|
2005
г. к
|
2004
г., %
|
|
|
млрд.
руб.
|
млрд.
руб.
|
2004
г., %
|
(реал.
выр.)
|
|
|
НДС
|
3814,6
|
5892,3
|
154,5
|
140,0
|
|
Удельный вес в ВВП, %
|
7,6
|
9,3
|
|
|
|
Удельный вес в выручке от реализации, %
|
2,6
|
4,9
|
|
|
|
Акцизы
|
1121,6
|
1367,8
|
121,9
|
110,6
|
|
Удельный вес в ВВП, %
|
2,2
|
2,1
|
|
|
|
Удельный вес в выручке от реализации, %
|
0,8
|
1,1
|
|
|
|
Доходы
от внешней торговли и внешнеэкономических
|
1094,8
|
1682,3
|
153,7
|
139,3
|
|
операций
|
|
|
|
|
|
Удельный вес в ВВП, %
|
2,2
|
2,6
|
|
|
|
Удельный вес в выручке от реализации, %
|
0,7
|
1,4
|
|
|
|
Прямые
налоги на доходы и
|
2135,0
|
2944,5
|
137,9
|
125,0
|
|
прибыль
с юридических лиц
|
|
|
|
|
|
Удельный вес в ВВП, %
|
4,3
|
4,6
|
|
|
|
Удельный вес в выручке от реализации, %
|
1,4
|
2,5
|
|
|
|
Удельный вес в прибыли до налогообложения, %
|
30,6
|
29,6
|
|
|
|
Чрезвычайный
налог
|
391,2
|
401,5
|
102,6
|
93,0
|
|
Удельный вес в ВВП, %
|
0,8
|
0,6
|
|
|
|
Удельный вес в выручке от реализации, %
|
0,3
|
0,3
|
|
|
|
Удельный вес в фонде оплаты труда, %
|
2,4
|
1,8
|
|
|
|
Подоходный
налог
|
1403,8
|
1882,8
|
134,1
|
121,6
|
|
Удельный вес в ВВП, %
|
2,8
|
3,0
|
|
|
|
Удельный вес в выручке от реализации, %
|
0,9
|
1,6
|
|
|
|
Удельный вес в фонде оплаты труда, %
|
8,5
|
8,5
|
|
|
|
Итого
доходов (без доходов государственных
|
13677,9
|
18345,1
|
134,1
|
121,6
|
|
целевых
бюджетных и внебюджетных фондов)
|
|
|
|
|
|
Удельный вес в ВВП, %
|
27,4
|
28,8
|
|
|
|
Доходы
госуд. целевых бюджетных и внебюджетных фондов
|
2991,1
|
5068,5
|
169,5
|
153,6
|
|
Удельный вес в ВВП, %
|
6,0
|
8,0
|
|
|
|
Итого
доходов (с доходами государственных
|
16669,1
|
23413,6
|
140,5
|
127,3
|
|
целевых
бюджетных и внебюджетных фондов, без ФСЗН)
|
|
|
|
|
Удельный вес в ВВП, %
|
33,3
|
36,8
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Налогооблагаемые
базы:
|
|
|
|
|
|
ВВП
|
49991,8
|
63678,9
|
127,4
|
109,2
|
|
Выручка
от реализации
|
148319,4
|
119805,7
|
123,8
|
112,2
|
|
Прибыль
до налогообложения
|
6979,8
|
9958,0
|
142,7
|
129,3
|
|
Фонд
оплаты труда
|
16460,7
|
22076,4
|
134,1
|
121,6
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Таким
образом, что реальный рост доходов бюджета в 2005 году по сравнению с 2004
годом составил 26,4%. При этом в реальном выражении доходы бюджета (без
доходов государственных целевых бюджетных и внебюджетных фондов)
увеличились на 21,6%. Реальный рост наблюдался по всем выбранным налогам
за исключением чрезвычайного: по НДС - на 40%, по
акцизам – на 10,6%, прямым налогам на доходы и прибыль с юридических лиц - на
25%, по подоходному - на 21,6%, по доходам от ВЭД - на 39,3%. В реальном
исчислении по сравнению с 2004 годом сократились поступления в 2005 году по
чрезвычайному налогу - на 7% (при сокращении номинальной ставки
этого налога на четверть - с 4% в 2004 году до 3% в 2005 году).
Увеличение доли доходов бюджета в ВВП за 2005 год наряду с включением в
его состав инновационных фондов обусловлено ростом удельных весов поступлений
доходов от НДС, внешней торговли и внешнеэкономических операций, прямых налогов
на доходы и прибыль, подоходного налога.
В 2006 году
макроэкономическая ситуация характеризовалась высокой деловой и инвестиционной
активностью в большинстве отраслей экономики, замедлением инфляционных
процессов, ростом уровня занятости и реальных денежных доходов населения, а
также увеличением объемов внешней торговли. Высокие темпы экономического роста,
превысившие прогнозные параметры, улучшение финансового состояния организаций и
предприятий способствовали более высокому, чем планировалось, росту доходов
консолидированного бюджета. Наряду с продуманной политикой государственных
расходов это позволило сформировать бюджет с профицитом и тем самым ослабить
инфляционное давление на экономику.
В январе-декабре
2006 года в консолидированный бюджет Республики Беларусь поступило 38,4 трлн.
рублей доходов с учетом доходов Фонда социальной защиты населения (далее –
ФСЗН), или 102,3% годового плана. Из них на долю НДС, налога на доходы и
прибыль, акцизов и подоходного налога приходится 41,7%. При этом 19,2% всех
поступлений в бюджет обеспечено за счет налога на добавленную стоимость.
Расходы консолидированного бюджета с учетом расходов ФСЗН профинансированы в
сумме 37,3 трлн. рублей, что составляет 95,8% годового плана. В реальном
выражении это на 14% больше, чем за январь-декабрь 2005 года при реальном росте
доходов на 16,4%. Профицит консолидированного бюджета за январь-декабрь 2006
года составил 1,1 трлн. рублей, или 1,4% к ВВП (за январь-декабрь 2005 года
профицит - 0,4% к ВВП), приложение.
Данные анализа
налоговых поступлений свидетельствуют о том, что централизация доходов бюджета
к ВВП (с учетом недоимки и ФСЗН) в 2006 году по сравнению с 2005 годом
увеличилась с 47,8 до 48,8%, или на 1 п.п. При этом удельный вес доходов
консолидированного бюджета в ВВП вырос с 47,4 до 48,5% в сравниваемых периодах
(рост – на 1,1 п.п.), а недоимка сократилась с 0,4 до 0,3% ВВП (падение – на
0,1 п.п.), табл. По данным Министерства по налогам и сборам, задолженность по
платежам в бюджет по состоянию на 1 января 2007 года составила 234,7 млрд.
рублей и сократилась по сравнению с началом 2006 года на 16,7%. Отношение
недоимки к скользящим годовым доходам консолидированного бюджета (без ФСЗН)
уменьшилось с 1,2% на 1.01.2006 г. до 0,8% на 1.01.2007 г.
Таблица 3.7. Динамика
централизации доходов консолидированного бюджета
|