рефераты

рефераты

 
 
рефераты рефераты

Меню

Разработка рекомендаций по усовершенствованию системы обеспечения работников средствами индивидуальн... рефераты

Касаясь сертификации СИЗ, ввозимых из-за рубежа, следует особо отметить преимущества сертификации типа, а не партий изделий. Сертификат на партию может быть выдан только однократно. Сертификат на тип выдается на основании результатов лабораторных испытаний продукции и оценки производства и обеспечивает необходимую уверенность в соответствии изделия требованиям государственных стандартов.

Главной предпосылкой для увеличения потребления СИЗ и, соответственно, улучшения обеспечения ими трудящихся, является обеспечение экономического роста в стране. Выход из кризиса позволяет предприятиям решить финансовые проблемы, что, в свою очередь, обеспечивает увеличение спроса на СИЗ.

Последствия этого двояки. С одной стороны, растет спрос на отечественные изделия с соответствующим увеличением объема их производства. С другой стороны, экономически окрепшие предприятия могут предпочесть зарубежные изделия, по крайней мере, в тех областях, где они выигрывают конкурентную борьбу с отечественными по качеству.

1.2 Оценка обеспеченности работников СИЗ по данным аттестации рабочих мест


Обеспеченность средствами индивидуальной защиты работников была изучена по результатам проведения аттестации рабочих мест 18 предприятий и организаций, из которых 8 относилось к электроэнергетике, 6 – к пищевой промышленности, по одному – к дорожному строительству, финансовым учреждениям, учреждениям культуры и государственного управления //.

Следует сразу оговориться, что экономическое положение и финансовые возможности изученных предприятий были неодинаковыми. Предприятия пищевой промышленности, финансовое учреждение и учреждение государственного управления не испытывали материальных затруднений. Предприятия электроэнергетики снабжались СИЗ централизованно, получая их через специализированное учреждение материально-технического снабжения. Таким образом, эти предприятия не могли в полной мере ориентироваться в рынке СИЗ и применяли изделия, выбранные и приобретенные не ими. Учреждение культуры и предприятие дорожного строительства в момент проведения аттестации испытывали финансовые затруднения.

Аттестация показала, что не на всех изученных предприятиях имелись внутренние нормы обеспечения работников спецодеждой и другими СИЗ (Таблица 1). Из четырех таких предприятий два относились к финансово благополучным, два – к испытывающим материальные затруднения. На трех предприятиях, где имелись внутренние нормы, они были разработаны на основе уже отмененных редакций Типовых отраслевых норм.

Табл. 1.

Наличие внутренних норм выдачи спецодежды и других СИЗ на изученных предприятиях

Отрасль

Нормы имелись

Норм не было

Всего предприятий

Включен-ные в колл договор

колл. договор

Отдельным документом

Электро-энергетика

4

4

-

8

Пищевая промышленность

1

4

1

6

Дорожное строительство

-

-

1

1

Финансы

-

-

1

1

Культура

-

-

1

1

Управление

-

1

-

1

ИТОГО

5

9

4

18


На пяти предприятиях обнаружены несоответствия внутренних норм Типовым отраслевым нормам. Это выражалось в отсутствии некоторых профессий, выдача СИЗ которым предусмотрена Типовыми нормами. Вместе с тем, практически на всех предприятиях, за исключением учреждений культуры, финансов и управления, внутренние нормы содержали пункты об обеспечении средствами индивидуальной защиты управленческого персонала: от начальников участков до заместителей директора и директора.

Одно из предприятий пищевой промышленности, несмотря на отсутствие внутренних норм, обеспечивало своих работников в полном соответствии с Типовыми отраслевыми нормами, а также с нормами выдачи санитарной одежды. Другое предприятие, также пищевой промышленности, несмотря на отсутствие во внутренних нормах многих профессий, полностью обеспечивало своих работников необходимыми СИЗ, в том числе средствами защиты органов дыхания и органа слуха, причем выбор этих средств вполне отвечал состоянию производственной среды. Это объяснялось успешным сотрудничеством предприятия с торговым представителем одной из компаний, обеспечивающих комплексную поставку СИЗ. Представитель компании не только грамотно составил перечень профессий и рабочих мест, где необходимо применение СИЗ, но и умело подобрал средства, действительно необходимые на этих рабочих местах. В свою очередь предприятие проявило гибкий подход и не ограничилось только теми СИЗ, которые были заложены в устаревшие внутренние нормы. Подобное сотрудничество – положительное проявление рыночной экономики. Однако пока оно остается исключением на общем фоне административного подхода к обеспечению СИЗ.

Еще одно положительное новшество было выявлено также на предприятии пищевой промышленности: спецодежда бралась напрокат в специализированной фирме, обеспечивающей, кроме того, ее ремонт и стирку. Все работники, пользующиеся такой спецодеждой, высказывались положительно в отношении ее защитных свойств, качества, внешнего вида и удобства.

К сожалению, на всех предприятиях электроэнергетики, где обеспечение средствами индивидуальной защиты велось путем централизованных поставок специализированным предприятием материально-технического снабжения, ответственные лица предъявляли жалобы на неполноту поставок и, как следствие, невозможность полного и своевременного обеспечения СИЗ, низкое качество многих изделий, особенно спецодежды, ботинок и рукавиц. Осмотр рабочих мест и беседы с работниками полностью подтвердили эти жалобы. Несмотря на соответствующие протесты в вышестоящие организации, предприятие метериально-технического снабжения стремится к закупке изделий по минимальным ценам, не заботясь о наличии сертификатов на изделия, их защитных свойствах, внешнем виде и т. д.

Другие недостатки, выявленные в ходе аттестации рабочих мест, сведены в табл. 2.


Табл.2.

Основные недостатки в обеспечении средствами индивидуальной защиты, выявленные при проведении аттестации рабочих мест

Отрасль

Полное отсутствие СИЗ

Неполное обеспечение СИЗ

Несвоевремен-ная замена СИЗ

Низкий уровень контроля за применении-ем СИЗ

Отсутствие централизован-ных стирки и ремонта спецодежды

Погрешности в ведении личных карточек учета выдачи СИЗ

Электро-

энергетика

-

4

1

1

2

2

Пищевая промышлен-ность

-

-

-

1

1

1

Дорожное строительство

-

6

1

-

1

1

Финансы

-

-

-

-

1

1

Культура

1

-

-

-

-

1

Управление

-

-

-

1

1

-

ИТОГО

1

10

2

3

6

6


Наиболее распространенными оказались отсутствие централизованных стирки и ремонта спецодежды и погрешности в ведении личных карточек учета выдачи СИЗ: их устаревшая форма, неполнота и несвоевременность записей, хранение не в цехе, а в бухгалтерии. В учреждении культуры обеспечение СИЗ вообще не было организовано.

Специального рассмотрения заслуживает вопрос о наличии сертификатов на выданные СИЗ. Все нормативно-правовые акты требуют обеспечения работников только сертифицированными изделиями. Вместе с тем «Номенклатура продукции и услуг (работ), в отношении которых законодательными актами РФ предусмотрена их обязательная сертификация» № РОСС RU.0001. 010132 от 04.03.98 содержит далеко не все виды СИЗ, которыми снабжаются работники. В особенности это касается спецодежды и спецобуви. Более того, в Типовых отраслевых нормах, перечень видов спецодежды и обуви не соответствует имеющемуся в ГОСТ 12.4.103-83 «ССБТ. Одежда специальная защитная. Средства индивидуальной защиты ног и рук. Классификация». Это приводит к тому, что большинство видов спецодежды и спецобуви, указанных в Типовых отраслевых нормах, не подлежит обязательной сертификации. Следствием этого является не только сложность оценки обеспеченности сертифицированными СИЗ, но и крайне низкое качество спецодежды и обуви, приобретаемой предприятиями.

На предприятиях электроэнергетики многие работники применяли средства защиты головы и средства защиты от поражения электрическим током. И состояние самих средств защиты, и порядок их применения не вызвали существенных замечаний.

На аттестованных предприятиях пищевой промышленности относительно небольшая часть работников применяла средства индивидуальной защиты органов дыхания, головы, лица, глаз. Выбор этих средств был адекватен условиям труда.

На остальных предприятиях лишь отдельные работники снабжались средствами защиты от поражения электрическим током. К сожалению, не все они были готовы к применению СИЗ.

Таким образом, оценка обеспеченности средствами индивидуальной защиты проведенная в рамках аттестации рабочих мест выявила ряд замечаний, из которых наиболее характерными оказались:

- погрешности в нормативном оформлении порядка обеспечения средствами индивидуальной защиты;

- погрешности в ведении личных карточек учета выдачи СИЗ;

- отсутствие централизованных стирки и ремонта спецодежды;

- жалобы на низкое качество спецодежды и обуви;

- недостаточный контроль за применением СИЗ работниками.

Финансово-экономическое положение предприятий не влияло на обеспеченность и правильность применения СИЗ. Централизованное снабжение средствами защиты предприятий электроэнергетики сопровождалось многочисленными жалобами на неполноту и несвоевременность поставок и низкое качество изделий.

1.3 Порядок обеспечения работников СИЗ в соответствии с нормативно-правовой базой РФ


Законодательство Российской Федерации об охране труда основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из  Федерального закона «Об основах охраны труда в Российской Федерации» от 17.07.1999 г. № 181-ФЗ //, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. Порядок обеспечения работников средствами индивидуальной защиты регламентируется так же несколькими документами.

  В соответствии со статьей 221 Трудового кодекса Российской Федерации  «Обеспечение работников средствами индивидуальной защиты», на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, выдаются сертифицированные средства индивидуальной защиты в соответствии с нормами, утвержденными в порядке, установленном Правительством Российской Федерации //.

Приобретение, хранение, стирка, чистка, ремонт, дезинфекция и обезвреживание средств индивидуальной защиты работников осуществляются за счет средств работодателя (статьи 212 и 219 Трудового кодекса Российской Федерации).

В соответствии со ст. 4 Федерального закона «Об основах охраны труда в Российской Федерации» одним из основных направлений государственной политики в области охраны труда является установление порядка обеспечения работников средствами индивидуальной защиты.

К средствам индивидуальной защиты относятся специальная одежда, специальная обувь и другие средства индивидуальной защиты (изолирующие костюмы, средства защиты органов дыхания, средства защиты рук, средства защиты головы, средства защиты лица, средства защиты органа слуха, средства защиты глаз, предохранительные приспособления).

В соответствии со ст. 8 Федерального закона «Об основах охраны труда в Российской Федерации» каждый работник имеет право на обеспечение средствами индивидуальной защиты в соответствии с требованиями охраны труда за счет средств работодателя.

В соответствии со ст. 14 вышеуказанного закона работодатель обязан обеспечить за счет собственных средств приобретение и выдачу специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты в соответствии с установленными нормами работникам, занятым на работах с вредными или опасными условиями труда, а также выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением.

Обеспечение работников специальными одеждой, обувью и другими средствами индивидуальной защиты производится в соответствии с Типовыми отраслевыми нормами бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, утвержденными постановлением Минтруда России в 1997-1999 гг.

Порядок обеспечения работников средствами индивидуальной защиты регулируется Правилами обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты (далее Правила), утвержденными постановлением Минтруда России от 18.12.98 №51 (зарегистрировано в Минюсте России 05.02.99, регистрационный №1700) с изменениями и дополнениями, принятыми постановлением Минтруда России от 29.10.99 №39 (зарегистрировано в Минюсте России 23.11.99, регистрационный №1984), а так же с изменениями и дополнениями, принятыми постановлением Минтруда России от 03.02.04. №7 (зарегистрировано в Минюсте России 25.02.04, регистрационный №5583).

Согласно п.2 вышеупомянутых Правил, Типовые отраслевые нормы бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты (в дальнейшем - Типовые отраслевые нормы) предусматривают обеспечение работников средствами индивидуальной защиты независимо от того, к какой отрасли экономики относятся производства, цехи, участки и виды работ, а также независимо от форм собственности организаций и их организационно-правовых форм //.

Работникам, профессии и должности которых предусмотрены в Типовых нормах бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам сквозных профессий и должностей всех отраслей экономики, средства индивидуальной защиты выдаются независимо от того, в каких производствах, цехах и на участках они работают, если эти профессии и должности специально не предусмотрены в соответствующих Типовых отраслевых нормах (п.3 Правил).

Наименования профессий рабочих и должностей специалистов и служащих, предусмотренные в Типовых отраслевых нормах, указаны в соответствии с Единым тарифно-квалификационным справочником работ и профессий рабочих, Квалификационным справочником профессий рабочих, которым устанавливаются месячные оклады, Квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и служащих (п.4 Правил) //.

При заключении трудового договора работодатель знакомит работников с настоящими Правилами, а также нормами выдачи им средств индивидуальной защиты (п.7 Правил).

Выдаваемые работникам средства индивидуальной защиты должны соответствовать их полу, росту и размерам, характеру и условиям выполняемой работы и обеспечивать безопасность труда. В соответствии со статьей 215 Трудового кодекса Российской Федерации средства индивидуальной защиты работников, в том числе иностранного производства, должны соответствовать требованиям охраны труда, установленным в Российской Федерации, и иметь сертификаты соответствия. Приобретение и выдача работникам средств индивидуальной защиты, не имеющих сертификата соответствия, не допускается (п.8 Правил).

Работодатель обязан заменить или отремонтировать специальную одежду и специальную обувь, пришедшие в негодность до окончания сроков носки по причинам, не зависящим от работника.

В случае пропажи или порчи средств индивидуальной защиты в установленных местах их хранения по не зависящим от работников причинам работодатель обязан выдать им другие исправные средства индивидуальной защиты (п.9 Правил).

Предусмотренные в Типовых отраслевых нормах теплая специальная одежда и теплая специальная обувь (костюмы на утепляющей прокладке, куртки и брюки на утепляющей прокладке, костюмы меховые, тулупы, валенки, шапки-ушанки, рукавицы меховые и др.) должны выдаваться работникам с наступлением холодного времени года, а с наступлением теплого могут быть сданы работодателю для организованного хранения до следующего сезона. Время пользования теплой специальной одеждой и теплой специальной обувью устанавливается работодателем совместно с соответствующим профсоюзным органом или иным уполномоченным работниками представительным органом с учетом местных климатических условий (п.11 Правил).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10


 © 2010 Все права защищены.