рефераты

рефераты

 
 
рефераты рефераты

Меню

Охрана труда по Российскому трудовому праву рефераты

При групповом несчастном случае с числом погибших пять человек и более в состав комиссии помимо перечисленных лиц включаются представители федеральной инспекции труда, федерального органа исполнительной власти в соответствии с ведомственной принадлежностью организации, в которой произошел такой случай, и представители общероссийского объединения профсоюзов. Председателем этой комиссии, как правило, является руководитель государственной инспекции труда субъекта РФ или его заместитель по охране труда, а на объектах, подконтрольных территориальному органу Госгортехнадзора России - руководитель этого территориального органа.

При крупных авариях, катастрофах и иных чрезвычайных ситуациях природного, техногенного, криминогенного и иного характера с числом погибших 15 человек и более расследование проводится комиссией, состав которой утверждается Правительством РФ.

Расследование несчастных случаев, имеющих легкие последствия, должно быть проведено в течение трех дней, других случаев — в течение 15 дней.

Несчастный случай, о котором не было своевременно сообщено или в результате которого нетрудоспособность у пострадавшего наступила по истечении промежутка времени, расследуется в течение одного месяца со дня поступления заявления от пострадавшего или его полномочного представителя. В случае необходимости проведения дополнительной проверки обстоятельств несчастного случая срок его расследования может быть продлен комиссией, как правило, не более чем на 15 дней.

На основании собранных документов и иных материалов расследования комиссия устанавливает обстоятельства и причины несчастного случая, а также лиц, допустивших нарушения государственных нормативных требований по охране труда, вносит предложения по устранению нарушений, причин и предупреждению подобных несчастных случаев, определяет, были ли действия (бездействие) пострадавшего в момент несчастного случая обусловлены трудовыми отношениями с работодателем либо участием в производственной деятельности работодателя, в необходимых случаях решает вопрос об учете несчастного случая и квалифицирует несчастный случай в качестве имеющего связь с производством или как несчастный случай, не связанный с производством.

По рассмотренным правилам могут быть расследованы, но не связаны с производством, следующие несчастные случаи когда во первых смерть произошла вследствие общего заболевания или самоубийства, подтвержденная в установленном порядке медицинскими документами и постановлением следственных органов либо смерть или повреждение здоровья, единственной причиной которых явилось алкогольное, наркотическое или токсическое опьянение (отравление), подтвержденное медицинским заключением, не связанное с нарушениями технологического процесса, где используются технические спирты, ароматические, наркотические и другие токсические вещества или же несчастный случай, происшедший при совершении пострадавшим действий (бездействия), которые квалифицированы правоохранительными органами как уголовно наказуемое деяние.

Доказанность перечисленных обстоятельств позволяет признать несчастный случай, не связанным с производством. Другие несчастные случаи должны быть связаны с производством при доказанности общих юридически значимых обстоятельств, подтверждающих наличие причинной связи между несчастным случаем и производственной деятельностью работодателя.

Если при расследовании несчастного случая с застрахованным работником комиссией будет установлено, что грубая неосторожность застрахованного содействовала возникновению или увеличению вреда, причиненного его здоровью, то с учетом заключения профсоюзного органа или иного уполномоченного застрахованным органа организации комиссия определяет степень вины застрахованного в процентах. Данное правило применимо исключительно к несчастным случаям, повлекшим причинение вреда здоровью работника. В случае смерти работника оно не применяется. Документ комиссии, в котором установлена степень вины работника в процентах, может быть обжалован им в судебном порядке. В ходе такого рассмотрения мнение профсоюзного органа должно быть рассмотрено в качестве одного из доказательств по делу.

Законодательством установлены особые правила оформления результатов расследования несчастных случаев. Постановлением Правительства РФ от 31 августа 2002 года № 653 "О формах документов, необходимых для расследования и учета несчастных случаев на производстве, и об особенностях расследования несчастных случаев на производстве" Минтруду РФ поручено утвердить формы документов при расследовании несчастных случаев на производстве и положение об особенностях их расследования в отдельных отраслях и организациях. Постановлением Минтруда РФ от 24 октября 2002 года № 73 утверждены формы документов, необходимых для расследования несчастных случаев на производстве (формы 1-9), а также Положение об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях.

Так, «в соответствии со статьей 229 Трудового кодекса РФ для расследования тяжелого несчастного случая на производстве работодатель незамедлительно создает комиссию в составе не менее трех человек, в состав которой включается государственный инспектор труда.

Работодатель, образуя комиссию, утверждает ее состав во главе с государственным инспектором по охране труда.

На примере судебной практики рассмотрим случай с возникновением последствий вследствие неправильно оформленных документов, необходимых для расследования и учета несчастных случаев на производстве.

Согласно п. 4 акта о несчастном случае на производстве расследование обстоятельств получения травмы Шамхаловой производилось зав. диспансерным отделением РПБ Каримулаевым А.К. и председателем месткома профсоюза Ахмедовым.

Следовательно, акт по ф. Н-1 составлен некомиссионно и юридической силы не имеет.

Далее, в целях расследования тяжелого несчастного случая на производстве подготавливаются следующие такие документы как приказ работодателя о создании комиссии по расследованию несчастного случая и планы, эскизы, схемы места происшествия, а также протоколы опроса очевидцев несчастного случая и должностных лиц, объяснения пострадавших и др. документы. Ни одного из перечисленных выше документов в Фонд представлено не было. Согласно п. 1 ст. 22 Федерального закона от 16.07.1999 № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» основанием для назначения и выплаты страхового обеспечения застрахованному лицу является наступление документально подтвержденного страхового случая. При таких обстоятельствах нельзя согласиться, что несчастный случай с Шамхаловой Б.Т. произошел при исполнение трудовых обязанностей, поэтому в соответствии со ст. 231 Трудового кодекса РФ акт формы Н-1, составленный 03.10.2003, следует признать недействительным».

По каждому несчастному случаю, вызвавшему необходимость перевода работника в соответствии с медицинским заключением на другую работу, потерю трудоспособности на срок один день и более либо повлекшему смерть работника, оформляется акт о несчастном случае на производстве по установленной законодательством форме на русском языке либо на русском языке и государственном языке соответствующего субъекта Российской Федерации в двух экземплярах, обладающих равной доказательственной силой. При несчастном случае на производстве с работником, который застрахован от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, составляется дополнительный экземпляр акта о несчастном случае на производстве. Данный экземпляр предоставляется в соответствующий региональный орган Фонда социального страхования РФ, в котором зарегистрирован работодатель, с копиями материалов о расследовании несчастного случая.

При групповом несчастном случае акт о несчастном случае на производстве составляется на каждого пострадавшего отдельно.

При расследовании несчастных случаев, имеющих легкие последствия, комиссией, создаваемой работодателем, акт о несчастном случае составляется по Форме Н-1. Данный акт подписывается всеми лицами, входящими в комиссию по расследованию несчастного случая, утверждается полномочным представителем работодателя и заверяется его печатью. Составленный таким образом акт в течение трех дней со дня окончания расследования должен быть вручен пострадавшему. Пострадавший вправе обжаловать его содержание в государственную инспекцию труда. Государственный инспектор труда имеет право обязать полномочного представителя работодателя составить новый акт о несчастном случае на производстве, если имеющийся акт оформлен с нарушением действующего законодательства или не соответствует материалам проведенного расследования. В подобной ситуации прежний акт признается утратившим силу. В связи с чем доказательством несчастного случая на производстве становится новый акт о несчастном случае.

Государственный инспектор труда при обнаружении сокрытого несчастного случая, в частности, при отказе работодателя проводить его расследование, поступлении жалобы от потерпевшего или его полномочного представителя, в том числе и о последствиях ненастного случая, проводит расследование несчастного случая с соблюдением установленных законодательством правил независимо от срока давности несчастного случая.

В соответствии с пп. 7 п. 2 ст. 264 ГПК РФ факт несчастного случая, связанного с производством, может быть установлен в судебном порядке. Данный факт может быть установлен, если невозможно составить акт о несчастном случае или заключение государственного инспектора труда, например, когда свидетель несчастного случая проживает в другом городе и не может быть допрошен работодателем или государственным инспектором труда. Тогда как суд вправе направить судебное поручение о его допросе. То есть факт несчастного случая на производстве может быть установлен в судебном порядке в ситуациях, когда не могут быть составлены акт или заключение, подтверждающие факт несчастного случая. В случае составления акта или заключения о несчастном случае они могут быть обжалованы заинтересованными лицами в судебном порядке.

Как правило, несчастный случай - это кратковременное воздействие на работника какого-либо вредного фактора, которое влечет за собой травму. Воздействие может быть механическим (рана, ушиб), химическим, термическим (ожог, обморожение) и т.д. Травма может быть получена в результате аварии, взрыва, другой чрезвычайной ситуации, поломки механизма, может быть нанесена другим человеком, животным и т.д. Но для признания несчастного случая страховым событием обязательно должна быть причинно-следственная связь травмы с выполнением пострадавшим обязанностей, предусмотренных трудовым договором.

В приведённых ниже материалах судебной практики будет рассмотрен несчастный случай не являющийся страховым.

«4 сентября 2001 г. Семин С.В. и другой работник ООО «Автострада» Абызов Е.И., находясь в командировке на рембазе ООО «Автострада», утром получили задание от зам. директора на ремонт закрепленных за ними автомобилей, в 16 часов 30 минут они должны были закончить ремонт и выехать на линию. Семин и Абызов приступили к ремонту, будучи трезвыми, по окончании ремонта Семин С.В. предложил съездить за водкой на автомобиле, закрепленном за Абызовым Е.И., на что тот согласился. Приблизительно в 13 часов 45 минут зам. директора и механик обнаружили отсутствие автомобиля и водителей Семина С.В. и Абызова Е.И. Около 16 часов неизвестный мужчина сообщил о ДТП с автомашиной «Татра». Водитель Семин С.В. погиб, установлено наличие этилового спирта в крови и в моче. Водитель Абызов Е.И. получил телесные повреждения; находился в алкогольном опьянении. По результатам несчастного случая был составлен акт № 1 о несчастном случае на производстве и акт о расследовании группового несчастного случая на производстве. Указанные в акте обстоятельства несчастного случая представителем истицы не оспаривались.

30.11.2001 вдова Семина С.В. - истица Семина Л.В. обратилась к государственному учреждению - Рязанскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации с заявлением о назначении ее несовершеннолетней дочери Семиной М.С., 1994 г. рождения, находившейся на иждивении Семина С.В., страховых выплат, однако ей было отказано в назначении выплат, поскольку в акте о несчастном случае указано, что Семин С.В. погиб, не выполняя своих должностных обязанностей.

Поскольку исследованными в судебном заседании доказательствами бесспорно установлено, что в момент ДТП, в результате которого погиб Семин С.В., он не исполнял свои трудовые обязанности и не действовал в интересах работодателя, управляя самовольно взятым автомобилем, не закрепленным за ним, оснований для отнесения произошедшего с ним несчастного случая к несчастным случаям на производстве не имеется, в связи с чем иск Семиной Л.В. о взыскании с государственного учреждения - Рязанского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации в пользу ее несовершеннолетней дочери Семиной М.С. единовременной и ежемесячной страховых выплат в связи с гибелью Семина С.В., а также пени за задержку выплат удовлетворению не подлежит».

При расследовании профессиональных заболеваний применяются положения ТК РФ, Положение о расследовании и учете профессиональных заболеваний, утвержденное постановлением Правительства РФ № 967 от 5 декабря 2000 года. Для расследования профессиональных заболеваний также создается комиссия по рассмотренным правилам. Однако само расследование профессиональных заболеваний имеет особенности.

При установлении предварительного диагноза - острое профессиональное заболевание (отравление) - учреждение здравоохранение, в которое обратился или поступил работник, обязано в течение суток направить экстренное извещение о профессиональном заболевании работника в центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора, осуществляющий надзор за организацией или объектом, на котором произошел случай профессионального заболевания, а также работодателю. Названный центр после получения данного извещения в течение суток приступает к выяснению обстоятельств и причин профессионального заболевания, после их выявления центр составляет санитарно-гигиеническую характеристику условий труда пострадавшего работника и направляет ее в государственное или муниципальное учреждение здравоохранения по месту жительства или прикрепления пострадавшего работника. Названная характеристика должна быть составлена в течение двух недель со дня получения экстренного сообщения о профессиональном заболевании. С санитарно-гигиенической характеристикой условий труда пострадавшего работника знакомится полномочный представитель работодателя, который вправе изложить свои возражения, прилагаемые к данной характеристике. Государственное или муниципальное учреждение здравоохранения по месту жительства или прикрепления работника на основании клинических данных о состоянии здоровья и санитарно-гигиенической характеристики условий труда устанавливает заключительный диагноз - острое профессиональное заболевание (отравление) и составляет медицинское заключение. При невозможности установить окончательный диагноз медицинское учреждение устанавливает предварительный диагноз и в месячный срок направляет пострадавшего работника в специализированное лечебно-профилактическое учреждение или его подразделение (центр профессиональной патологии, клинику или отдел профессиональных заболеваний медицинских научных организаций клинического профиля). Названные организации устанавливают работнику окончательный диагноз. Медицинское заключение о наличии у работника профессионального заболевания выдается ему под расписку, а также направляется в соответствующее отделение Фонда социального страхования РФ, в котором работник застрахован или должен быть застрахован от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Полномочные представители работодателя обязаны в течение 10 дней с даты получения извещения об установлении работнику заключительного диагноза о профессиональном заболевании создать комиссию по расследованию случая профессионального заболевания. В состав такой комиссии входят представитель работодателя, специалист по охране труда либо лицо, отвечающее за охрану труда в организации, представитель учреждения здравоохранения, профсоюзного или иного уполномоченного работниками органа. В состав комиссии могут входить и другие специалисты.

Члены комиссии по расследованию случая профессионального заболевания, которые не согласны с ее выводами, могут приложить особое мнение к составленному акту, но они обязаны его подписать. При возникновении разногласий при составлении акта они разрешаются вышестоящим органом санитарно-эпидемиологического надзора или судом.


4 Проблемные аспекты по вопросам охраны и безопасности труда


4.1 Динамика производственного травматизма и профессиональных заболеваний


Безопасный труд на современном этапе социально-экономического развития страны требует дальнейшего совершенствования системы государственного управления, в том числе повышения роли ее основных звеньев – органов исполнительной власти на федеральном уровне, на уровне субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. При этом очевидно, что состояние и перспективы развития человеческого фактора в структуре производительных сил являются основополагающими условиями благополучия страны в настоящем и будущем.

Действующим Трудовым кодексом Российской Федерации четко определены основные направления государственной политики в области охраны труда, обязанности и ответственность работодателей по обеспечению безопасных условий и охраны труда. Федеральным законом от 22 июля 2008 года № 157- ФЗ ужесточены требования к федеральным и региональным органам исполнительной власти в части государственного управления охраной труда.

Однако общая обстановка с охраной и условиями труда в Российской Федерации остается напряженной, несмотря на позитивные изменения по отдельным показателям. В целом по стране в результате трудовой деятельности гибнет 12 работников ежедневно. Если рассматривать проблему по видам экономической деятельности, то наиболее высокий уровень производственного травматизма со смертельным исходом наблюдается в строительстве, обрабатывающих производствах и сельском хозяйстве.

Охрана труда требует не только совершенствования системы государственного управления, но и принципиально новых подходов к её оценке со стороны руководителя организации, как важнейшей составляющей бизнес-плана.

Нельзя считать удовлетворительным состояние условий труда, так как стране практически каждый четвертый работник трудится в условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим требованиям, а в таких наиболее травмоопасных видах экономической деятельности, как черная и цветная металлургия, электроэнергетика, тяжелое машиностроение доля работающих в неблагоприятных условиях труда составляет одну треть и более. Около 12 тысяч женщин до сих пор трудятся на оборудовании, не отвечающем требованиям безопасности.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11