Охрана труда по Российскому трудовому праву
При групповом
несчастном случае с числом погибших пять человек и более в состав комиссии помимо
перечисленных лиц включаются представители федеральной инспекции труда, федерального
органа исполнительной власти в соответствии с ведомственной принадлежностью организации,
в которой произошел такой случай, и представители общероссийского объединения профсоюзов.
Председателем этой комиссии, как правило, является руководитель государственной
инспекции труда субъекта РФ или его заместитель по охране труда, а на объектах,
подконтрольных территориальному органу Госгортехнадзора России - руководитель этого
территориального органа.
При крупных авариях,
катастрофах и иных чрезвычайных ситуациях природного, техногенного, криминогенного
и иного характера с числом погибших 15 человек и более расследование проводится
комиссией, состав которой утверждается Правительством РФ.
Расследование
несчастных случаев, имеющих легкие последствия, должно быть проведено в течение
трех дней, других случаев — в течение 15 дней.
Несчастный случай,
о котором не было своевременно сообщено или в результате которого нетрудоспособность
у пострадавшего наступила по истечении промежутка времени, расследуется в течение
одного месяца со дня поступления заявления от пострадавшего или его полномочного
представителя. В случае необходимости проведения дополнительной проверки обстоятельств
несчастного случая срок его расследования может быть продлен комиссией, как правило,
не более чем на 15 дней.
На основании собранных
документов и иных материалов расследования комиссия устанавливает обстоятельства
и причины несчастного случая, а также лиц, допустивших нарушения государственных
нормативных требований по охране труда, вносит предложения по устранению нарушений,
причин и предупреждению подобных несчастных случаев, определяет, были ли действия
(бездействие) пострадавшего в момент несчастного случая обусловлены трудовыми отношениями
с работодателем либо участием в производственной деятельности работодателя, в необходимых
случаях решает вопрос об учете несчастного случая и квалифицирует несчастный случай
в качестве имеющего связь с производством или как несчастный случай, не связанный
с производством.
По рассмотренным
правилам могут быть расследованы, но не связаны с производством, следующие несчастные
случаи когда во первых смерть произошла вследствие общего заболевания или самоубийства,
подтвержденная в установленном порядке медицинскими документами и постановлением
следственных органов либо смерть или повреждение здоровья, единственной причиной
которых явилось алкогольное, наркотическое или токсическое опьянение (отравление),
подтвержденное медицинским заключением, не связанное с нарушениями технологического
процесса, где используются технические спирты, ароматические, наркотические и другие
токсические вещества или же несчастный случай, происшедший при совершении пострадавшим
действий (бездействия), которые квалифицированы правоохранительными органами как
уголовно наказуемое деяние.
Доказанность перечисленных
обстоятельств позволяет признать несчастный случай, не связанным с производством.
Другие несчастные случаи должны быть связаны с производством при доказанности общих
юридически значимых обстоятельств, подтверждающих наличие причинной связи между
несчастным случаем и производственной деятельностью работодателя.
Если при расследовании
несчастного случая с застрахованным работником комиссией будет установлено, что
грубая неосторожность застрахованного содействовала возникновению или увеличению
вреда, причиненного его здоровью, то с учетом заключения профсоюзного органа или
иного уполномоченного застрахованным органа организации комиссия определяет степень
вины застрахованного в процентах. Данное правило применимо исключительно к несчастным
случаям, повлекшим причинение вреда здоровью работника. В случае смерти работника
оно не применяется. Документ комиссии, в котором установлена степень вины работника
в процентах, может быть обжалован им в судебном порядке. В ходе такого рассмотрения
мнение профсоюзного органа должно быть рассмотрено в качестве одного из доказательств
по делу.
Законодательством
установлены особые правила оформления результатов расследования несчастных случаев.
Постановлением Правительства РФ от 31 августа 2002 года № 653 "О формах документов,
необходимых для расследования и учета несчастных случаев на производстве, и об особенностях
расследования несчастных случаев на производстве" Минтруду РФ поручено утвердить
формы документов при расследовании несчастных случаев на производстве и положение
об особенностях их расследования в отдельных отраслях и организациях. Постановлением
Минтруда РФ от 24 октября 2002 года № 73 утверждены формы документов, необходимых
для расследования несчастных случаев на производстве (формы 1-9), а также Положение
об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях
и организациях.
Так, «в соответствии
со статьей 229 Трудового кодекса РФ для расследования тяжелого несчастного случая
на производстве работодатель незамедлительно создает комиссию в составе не менее
трех человек, в состав которой включается государственный инспектор труда.
Работодатель,
образуя комиссию, утверждает ее состав во главе с государственным инспектором по
охране труда.
На примере судебной
практики рассмотрим случай с возникновением последствий вследствие неправильно оформленных
документов, необходимых для расследования и учета несчастных случаев на производстве.
Согласно п. 4
акта о несчастном случае на производстве расследование обстоятельств получения травмы
Шамхаловой производилось зав. диспансерным отделением РПБ Каримулаевым А.К. и председателем
месткома профсоюза Ахмедовым.
Следовательно,
акт по ф. Н-1 составлен некомиссионно и юридической силы не имеет.
Далее, в целях
расследования тяжелого несчастного случая на производстве подготавливаются следующие
такие документы как приказ работодателя о создании комиссии по расследованию несчастного
случая и планы, эскизы, схемы места происшествия, а также протоколы опроса очевидцев
несчастного случая и должностных лиц, объяснения пострадавших и др. документы. Ни
одного из перечисленных выше документов в Фонд представлено не было. Согласно п.
1 ст. 22 Федерального закона от 16.07.1999 № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального
страхования» основанием для назначения и выплаты страхового обеспечения застрахованному
лицу является наступление документально подтвержденного страхового случая. При таких
обстоятельствах нельзя согласиться, что несчастный случай с Шамхаловой Б.Т. произошел
при исполнение трудовых обязанностей, поэтому в соответствии со ст. 231 Трудового
кодекса РФ акт формы Н-1, составленный 03.10.2003, следует признать недействительным».
По каждому несчастному
случаю, вызвавшему необходимость перевода работника в соответствии с медицинским
заключением на другую работу, потерю трудоспособности на срок один день и более
либо повлекшему смерть работника, оформляется акт о несчастном случае на производстве
по установленной законодательством форме на русском языке либо на русском языке
и государственном языке соответствующего субъекта Российской Федерации в двух экземплярах,
обладающих равной доказательственной силой. При несчастном случае на производстве
с работником, который застрахован от несчастных случаев на производстве и профессиональных
заболеваний, составляется дополнительный экземпляр акта о несчастном случае на производстве.
Данный экземпляр предоставляется в соответствующий региональный орган Фонда социального
страхования РФ, в котором зарегистрирован работодатель, с копиями материалов о расследовании
несчастного случая.
При групповом
несчастном случае акт о несчастном случае на производстве составляется на каждого
пострадавшего отдельно.
При расследовании
несчастных случаев, имеющих легкие последствия, комиссией, создаваемой работодателем,
акт о несчастном случае составляется по Форме Н-1. Данный акт подписывается всеми
лицами, входящими в комиссию по расследованию несчастного случая, утверждается полномочным
представителем работодателя и заверяется его печатью. Составленный таким образом
акт в течение трех дней со дня окончания расследования должен быть вручен пострадавшему.
Пострадавший вправе обжаловать его содержание в государственную инспекцию труда.
Государственный инспектор труда имеет право обязать полномочного представителя работодателя
составить новый акт о несчастном случае на производстве, если имеющийся акт оформлен
с нарушением действующего законодательства или не соответствует материалам проведенного
расследования. В подобной ситуации прежний акт признается утратившим силу. В связи
с чем доказательством несчастного случая на производстве становится новый акт о
несчастном случае.
Государственный
инспектор труда при обнаружении сокрытого несчастного случая, в частности, при отказе
работодателя проводить его расследование, поступлении жалобы от потерпевшего или
его полномочного представителя, в том числе и о последствиях ненастного случая,
проводит расследование несчастного случая с соблюдением установленных законодательством
правил независимо от срока давности несчастного случая.
В соответствии
с пп. 7 п. 2 ст. 264 ГПК РФ факт несчастного случая, связанного с производством,
может быть установлен в судебном порядке. Данный факт может быть установлен, если
невозможно составить акт о несчастном случае или заключение государственного инспектора
труда, например, когда свидетель несчастного случая проживает в другом городе и
не может быть допрошен работодателем или государственным инспектором труда. Тогда
как суд вправе направить судебное поручение о его допросе. То есть факт несчастного
случая на производстве может быть установлен в судебном порядке в ситуациях, когда
не могут быть составлены акт или заключение, подтверждающие факт несчастного случая.
В случае составления акта или заключения о несчастном случае они могут быть обжалованы
заинтересованными лицами в судебном порядке.
Как правило, несчастный
случай - это кратковременное воздействие на работника какого-либо вредного фактора,
которое влечет за собой травму. Воздействие может быть механическим (рана, ушиб),
химическим, термическим (ожог, обморожение) и т.д. Травма может быть получена в
результате аварии, взрыва, другой чрезвычайной ситуации, поломки механизма, может
быть нанесена другим человеком, животным и т.д. Но для признания несчастного случая
страховым событием обязательно должна быть причинно-следственная связь травмы с
выполнением пострадавшим обязанностей, предусмотренных трудовым договором.
В приведённых
ниже материалах судебной практики будет рассмотрен несчастный случай не являющийся
страховым.
«4 сентября 2001
г. Семин С.В. и другой работник ООО «Автострада» Абызов Е.И., находясь в командировке
на рембазе ООО «Автострада», утром получили задание от зам. директора на ремонт
закрепленных за ними автомобилей, в 16 часов 30 минут они должны были закончить
ремонт и выехать на линию. Семин и Абызов приступили к ремонту, будучи трезвыми,
по окончании ремонта Семин С.В. предложил съездить за водкой на автомобиле, закрепленном
за Абызовым Е.И., на что тот согласился. Приблизительно в 13 часов 45 минут зам.
директора и механик обнаружили отсутствие автомобиля и водителей Семина С.В. и Абызова
Е.И. Около 16 часов неизвестный мужчина сообщил о ДТП с автомашиной «Татра». Водитель
Семин С.В. погиб, установлено наличие этилового спирта в крови и в моче. Водитель
Абызов Е.И. получил телесные повреждения; находился в алкогольном опьянении. По
результатам несчастного случая был составлен акт № 1 о несчастном случае на производстве
и акт о расследовании группового несчастного случая на производстве. Указанные в
акте обстоятельства несчастного случая представителем истицы не оспаривались.
30.11.2001 вдова
Семина С.В. - истица Семина Л.В. обратилась к государственному учреждению - Рязанскому
региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации с заявлением
о назначении ее несовершеннолетней дочери Семиной М.С., 1994 г. рождения, находившейся
на иждивении Семина С.В., страховых выплат, однако ей было отказано в назначении
выплат, поскольку в акте о несчастном случае указано, что Семин С.В. погиб, не выполняя
своих должностных обязанностей.
Поскольку исследованными
в судебном заседании доказательствами бесспорно установлено, что в момент ДТП, в
результате которого погиб Семин С.В., он не исполнял свои трудовые обязанности и
не действовал в интересах работодателя, управляя самовольно взятым автомобилем,
не закрепленным за ним, оснований для отнесения произошедшего с ним несчастного
случая к несчастным случаям на производстве не имеется, в связи с чем иск Семиной
Л.В. о взыскании с государственного учреждения - Рязанского регионального отделения
Фонда социального страхования Российской Федерации в пользу ее несовершеннолетней
дочери Семиной М.С. единовременной и ежемесячной страховых выплат в связи с гибелью
Семина С.В., а также пени за задержку выплат удовлетворению не подлежит».
При расследовании
профессиональных заболеваний применяются положения ТК РФ, Положение о расследовании
и учете профессиональных заболеваний, утвержденное постановлением Правительства
РФ № 967 от 5 декабря 2000 года. Для расследования профессиональных заболеваний
также создается комиссия по рассмотренным правилам. Однако само расследование профессиональных
заболеваний имеет особенности.
При установлении
предварительного диагноза - острое профессиональное заболевание (отравление) - учреждение
здравоохранение, в которое обратился или поступил работник, обязано в течение суток
направить экстренное извещение о профессиональном заболевании работника в центр государственного санитарно-эпидемиологического
надзора, осуществляющий надзор за организацией или объектом, на котором произошел
случай профессионального заболевания, а также работодателю. Названный центр после
получения данного извещения в течение суток приступает к выяснению обстоятельств
и причин профессионального заболевания, после их выявления центр составляет санитарно-гигиеническую
характеристику условий труда пострадавшего работника и направляет ее в государственное
или муниципальное учреждение здравоохранения по месту жительства или прикрепления
пострадавшего работника. Названная характеристика должна быть составлена в течение
двух недель со дня получения экстренного сообщения о профессиональном заболевании.
С санитарно-гигиенической характеристикой условий труда пострадавшего работника
знакомится полномочный представитель работодателя, который вправе изложить свои
возражения, прилагаемые к данной характеристике. Государственное или муниципальное
учреждение здравоохранения по месту жительства или прикрепления работника на основании
клинических данных о состоянии здоровья и санитарно-гигиенической характеристики
условий труда устанавливает заключительный диагноз - острое профессиональное заболевание
(отравление) и составляет медицинское заключение. При невозможности установить окончательный
диагноз медицинское учреждение устанавливает предварительный диагноз и в месячный
срок направляет пострадавшего работника в специализированное лечебно-профилактическое
учреждение или его подразделение (центр профессиональной патологии, клинику или
отдел профессиональных заболеваний медицинских научных организаций клинического
профиля). Названные организации устанавливают работнику окончательный диагноз. Медицинское
заключение о наличии у работника профессионального заболевания выдается ему под
расписку, а также направляется в соответствующее отделение Фонда социального страхования
РФ, в котором работник застрахован или должен быть застрахован от несчастных случаев
на производстве и профессиональных заболеваний.
Полномочные представители
работодателя обязаны в течение 10 дней с даты получения извещения об установлении
работнику заключительного диагноза о профессиональном заболевании создать комиссию
по расследованию случая профессионального заболевания. В состав такой комиссии входят
представитель работодателя, специалист по охране труда либо лицо, отвечающее за
охрану труда в организации, представитель учреждения здравоохранения, профсоюзного
или иного уполномоченного работниками органа. В состав комиссии могут входить и
другие специалисты.
Члены комиссии
по расследованию случая профессионального заболевания, которые не согласны с ее
выводами, могут приложить особое мнение к составленному акту, но они обязаны его
подписать. При возникновении разногласий при составлении акта они разрешаются вышестоящим
органом санитарно-эпидемиологического надзора или судом.
4 Проблемные аспекты по вопросам охраны
и безопасности труда
4.1 Динамика производственного травматизма
и профессиональных заболеваний
Безопасный труд на современном этапе социально-экономического
развития страны требует дальнейшего совершенствования системы государственного управления,
в том числе повышения роли ее основных звеньев – органов исполнительной власти на
федеральном уровне, на уровне субъектов Российской Федерации и органов местного
самоуправления. При этом очевидно, что состояние и перспективы развития человеческого
фактора в структуре производительных сил являются основополагающими условиями благополучия
страны в настоящем и будущем.
Действующим Трудовым кодексом Российской Федерации четко
определены основные направления государственной политики в области охраны труда,
обязанности и ответственность работодателей по обеспечению безопасных условий и
охраны труда. Федеральным законом от 22 июля 2008 года № 157- ФЗ ужесточены требования
к федеральным и региональным органам исполнительной власти в части государственного
управления охраной труда.
Однако общая обстановка с охраной и условиями труда в Российской
Федерации остается напряженной, несмотря на позитивные изменения по отдельным показателям.
В целом по стране в результате
трудовой деятельности гибнет 12 работников ежедневно. Если рассматривать проблему по видам
экономической деятельности, то наиболее высокий уровень производственного травматизма
со смертельным исходом наблюдается в строительстве, обрабатывающих производствах
и сельском хозяйстве.
Охрана труда требует не только совершенствования системы
государственного управления, но и принципиально новых подходов к её оценке со стороны
руководителя организации, как важнейшей составляющей бизнес-плана.
Нельзя считать удовлетворительным состояние условий труда,
так как стране практически каждый четвертый работник трудится в условиях, не отвечающих
санитарно-гигиеническим требованиям, а в таких наиболее травмоопасных видах экономической
деятельности, как черная и цветная металлургия, электроэнергетика, тяжелое машиностроение
доля работающих в неблагоприятных условиях труда составляет одну треть и более.
Около 12 тысяч женщин до сих пор трудятся на оборудовании, не отвечающем требованиям
безопасности.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11
|
|