рефераты

рефераты

 
 
рефераты рефераты

Меню

Охрана труда по Российскому трудовому праву рефераты

Классификация СИЗ.

В соответствии с ГОСТ 12.4.011-89. ССБТ. «Средства защиты работающих. /40/ Общие требования и классификация» средства индивидуальной защиты в зависимости от назначения подразделяются на классы.

Кроме того, СИЗ могут быть универсальными. В этом случае они обеспечивают защиту от всех или основных вредных и опасных факторов (например, СИЗ органов дыхания, защищающие от всех видов пыли)./42/

Средства индивидуальной защиты, предназначенные для конкретных условий труда или профессии, называют специальными (спецодежда для шахтеров, геологов, лесорубов и т.п.).

Не относится к СИЗ форменная и корпоративная одежда, которой обеспечиваются работники в некоторых фирмах.

Порядок обеспечения работников средствами индивидуальной защиты

В соответствии с требованиями Трудового кодекса Российской Федерации работникам, занятым на работах с вредными или опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, выдаются бесплатно сертифицированные специальная одежда, специальная обувь и другие средства индивидуальной защиты. Приобретение СИЗ и обеспечение ими работников в соответствии с требованиями охраны труда производится за счет средств работодателя.

При заключении трудового договора (контракта) работодатель знакомит работников с правилами обеспечения работников СИЗ, а также нормами выдачи им средств индивидуальной защиты.

Выдаваемые работникам СИЗ должны соответствовать их полу, росту и размерам, характеру и условиям выполняемой работы и обеспечивать безопасность труда. В соответствии со ст. 215 Трудового кодекса РФ средства индивидуальной защиты работников, в том числе и иностранного производства, должны соответствовать государственным нормативным требованиям охраны труда и иметь декларацию о соответствии и (или) сертификат соответствия. Приобретение и выдача работникам средств индивидуальной защиты, не имеющих сертификата соответствия, не допускается.

Работодатель обязан заменить или отремонтировать специальную одежду и специальную обувь, пришедшие в негодность до окончания сроков носки по причинам, не зависящим от работника.

В случае пропажи или порчи СИЗ в установленных местах их хранения по не зависящим от работников причинам, работодатель обязан выдать им другие исправные СИЗ.

Предусмотренные в Типовых отраслевых нормах дежурные СИЗ коллективного пользования должны выдаваться работникам только на время выполнения тех работ, для которых они предусмотрены, или могут быть закреплены за определенными рабочими местами (например, тулупы – на наружных постах, перчатки диэлектрические – при электроустановках и т.д.) и передаваться от одной смены другой. В этих случаях СИЗ выдаются под ответственность мастера или других лиц, уполномоченных работодателем.

Предусмотренные в Типовых отраслевых нормах теплая специальная одежда и теплая специальная обувь (костюмы на утепляющей прокладке, куртки и брюки на утепляющей прокладке, костюмы меховые, тулупы, валенки, шапки-ушанки, рукавицы меховые и др.) должны выдаваться работникам с наступлением холодного времени года, а с наступлением теплого могут быть сданы работодателю для организационного хранения до следующего сезона. Время пользования теплой специальной одеждой и теплой специальной обувью устанавливается работодателем совместно с соответствующим профсоюзным органом или иным уполномоченным работниками представительным органом с учетом местных климатических условий.

Ученикам любых форм обучения, учащимся общеобразовательных и образовательных учреждений начального профессионального образования, студентам образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования на время прохождения производственной практики (производственного обучения), мастерам производственного обучения, а также работникам, временно выполняющим работу по профессиям и должностям, предусмотренным Типовыми отраслевыми нормами, на время выполнения этой работы СИЗ выдаются в общеустановленном порядке.

Бригадирам, мастерам, выполняющим обязанности бригадиров, помощникам и подручным рабочих, профессии которых предусмотрены в соответствующих Типовых отраслевых нормах, выдаются те же СИЗ, что и рабочим соответствующих профессий.

Предусмотренные в Типовых отраслевых нормах СИЗ для рабочих, специалистов и служащих должны выдаваться указанным работникам и в том случае, если они по занимаемой должности или профессии являются старшими и выполняют непосредственно те работы, которые дают право на получение этих СИЗ.

Рабочим, совмещающим профессии или постоянно выполняющим совмещаемые работы, в т.ч. в комплексных бригадах, помимо выдаваемых им СИЗ по основной профессии должны дополнительно выдаваться в зависимости от выполняемых работ и другие виды СИЗ, предусмотренные Типовыми отраслевыми нормами для совмещаемой профессии.

Работодатель обязан организовать надлежащий учет и контроль за выдачей работникам СИЗ в установленные сроки.

Выдача работникам и сдача ими СИЗ должны записываться в личную карточку работника. Личная подпись работника, подтверждающая получение им СИЗ, обязательна.

В соответствии со ст. 212 Трудового кодекса РФ» работодатель обязан обеспечить информирование работников о полагающихся им средствах индивидуальной защиты и обеспечить их выдачу.

В соответствии со ст 214 Трудового кодекса РФ во время работы работники, профессии и должности которых предусмотрены в Типовых отраслевых нормах, обязаны пользоваться и правильно применять выданные им СИЗ. Работодатель принимает меры к тому, чтобы работники во время работы действительно пользовались выданными им СИЗ. Работники не должны допускаться к работе без предусмотренных в Типовых отраслевых нормах СИЗ, в неисправной, не отремонтированной, загрязненной специальной одежде и специальной обуви, а также с неисправными СИЗ.

Работники должны бережно относиться к выданным в их пользование СИЗ, своевременно ставить в известность работодателя о необходимости химчистки, стирки, сушки, ремонта, дегазации, дезактивации, дезинфекции и обеспыливания специальной одежды, а также сушки, ремонта, дегазации, дезактивации, дезинфекции, обезвреживания специальной обуви и других СИЗ.

Сроки пользования СИЗ исчисляются со дня фактической выдачи их работникам. При этом в сроки носки теплой специальной одежды и теплой специальной обуви включается и время ее хранения в теплое время года.

Работодатель при выдаче работникам таких СИЗ, как респираторы, противогазы, самоспасатели, предохранительные пояса, накомарники, каски и некоторые другие, должен обеспечить проведение инструктажа работников по правилам пользования и простейшим способам проверки исправности этих средств, а также тренировку по их применению.

Работодатель обеспечивает в соответствии с установленными ГОСТ сроками регулярные испытания и проверку исправности СИЗ (респираторов, противогазов, самоспасателей, предохранительных поясов, накомарников, касок и др.), а также своевременную замену фильтров, стекол и других частей СИЗ с понизившимися защитными свойствами. После проверки исправности на СИЗ должна быть сделана отметка (клеймо, штамп) о сроках последующего испытания.

Для хранения выданных работникам СИЗ работодатель предоставляет в соответствии с требованиями строительных норм и правил специально оборудованные помещения (гардеробные).

Работникам по окончании работы выносить СИЗ за пределы организации запрещается. В отдельных случаях там, где по условиям работы указанный порядок не может быть соблюден (например, на лесозаготовках, на геологических работах и др.), СИЗ могут оставаться в нерабочее время у работников, что может быть оговорено в коллективных договорах и соглашениях или в правилах внутреннего трудового распорядка.

В соответствии со ст. 220 Трудового кодекса РФ в случае не обеспечения работника СИЗ (в соответствии с нормами) работодатель не вправе требовать от работника выполнения трудовых обязанностей и обязан оплатить возникший по этой причине простой в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Работодатель организует надлежащий уход за СИЗ и их хранение, своевременно осуществляет химчистку, стирку, ремонт, дегазацию, дезактивацию, обезвреживание и обеспыливание специальной одежды, а также ремонт, дегазацию, дезактивацию и обезвреживание специальной обуви и других СИЗ.

В тех случаях, когда это требуется по условиям производства, в организации (цехе, участке) должны устраиваться сушилки для специальной одежды и специальной обуви, камеры для обеспыливания специальной одежды и установки для дегазации, дезактивации и обезвреживания СИЗ.

Спецодежда для работающих с маслами, лаками, красками и другими ЛВЖ и ГЖ должна храниться в подвешенном виде в металлических шкафах, установленных в специально отведенных для этой цели местах.

Ответственность за своевременное и в полном объеме обеспечение работников СИЗ, за организацию контроля за правильностью их применения работниками возлагается на работодателя в установленном законодательством порядке.

В настоящее время вопрос как производить чистку и ремонт, выдачу СИЗ работникам, с минимальными для работодателями затратами очень актуален. Для этого рассмотрим аренду спецодежды – как совершенствование в области обеспечения спецодежды работникам.

Постоянная работа над оптимизацией затрат предприятия, оптимизацией его бизнес-процессов – естественное и необходимое условие эффективности производства.

Опыт работы с предприятиями Санкт-Петербурга и Краснодара, накопленный с 2002 года, позволяет сейчас рассказать о способах оптимизации бизнес-процессов предприятий, связанных с обеспечением спецодеждой.

Часто организации сталкиваются с разделением функций закупки и эксплуатации, обслуживания спецодежды. Так службы снабжения занимаются приобретением спецодежды, АХО – стиркой и выдачей, склад – учетом спецодежды. Увы, не всегда действия служб согласованы. Когда речь заходит об экономии затрат на спецодежду, выясняется, что комплексный анализ затрат отсутствует. Простое снижение финансирования по статьям: стоимость одежды, стоимость стирки, ремонта и т.д., зачатую оборачивается резким снижением качества обеспеченности персонала спецодеждой, как следствие, нарекания со стороны контролирующих органов, штрафы, а иногда и серьезные случаи травмирования сотрудников.

Необходимо задуматься над оптимизацией всех бизнес-процессов, связанных с обеспечением СИЗ. Анализируя затраты на спецодежду, конечно, следует учитывать, что они состоят не только из стоимости приобретения и доставки. По статистическим данным значительная часть ежегодных расходов приходится на обслуживание спецодежды: стирку, химчистку, ремонт, контроль состояния и замену.

Также неизбежны затраты на сбор грязной и выдачу чистой спецодежды, ее сортировку, маркировку и комплектование. Другая важная составляющая – учет оборота спецодежды, ведение личных карточек учета спецодежды, отчетность, контроль и планирование расходов.

Большинство предприятий наблюдают перерасход ресурсов, связанный с такими проблемами управления, как необходимость постоянного инвестирования в непрофильные производства (например, в оборудование и содержание собственной прачечной), бесконтрольный оборот спецодежды, вынос одежды за территорию предприятия, и, в то же время, недостаточное количество выдаваемой спецодежды на производстве, несоблюдение техники безопасности.

Сейчас вопросы обеспечения спецодеждой на предприятиях решаются так:

1) одни предприятия покупают спецодежду и «забывают» про стирку, оставляя ее на работника. Конечно, стирка спецодежды в домашних условиях запрещена законодательством. Кроме того, говорить о своевременной и качественной очистке изделий «на дому» не приходится. Это ведет к очень быстрой порче спецодежды, потере ее защитных свойств, т.е. к досрочному списанию.

2) другие предприятия - покупают спецодежду и содержат собственную прачечную. В этом случае нужно правильно оценить экономическую эффективность собственного прачечного хозяйства, поскольку для его организации потребуются как минимум: стиральные машины, барабанные сушилки, пароманекен, парогенератор, маркировочное оборудование, швейные, пуговичные машины, другое вспомогательное оборудование, обученный персонал. На практике нам чаще встречались неэффективные собственные прачечные с несопоставимыми затратами на тот объем стирки и уровень ее качества, который они обеспечивали.

3) третьи предприятия - покупают спецодежду и стирают в специализированной прачечной. В этом случае можно рассчитывать на регулярную и качественную обработку одежды, маркировку, доставку, возможно, даже и на мелкий ремонт. Но вопросы сбора/выдачи спецодежды, а главное вопросы учета и контроля за оборотом спецодежды целиком лежат на предприятии.

Аренда спецодежды может стать решением всего комплекса вопросов по спецодежде. Это не только предоставление качественной сертифицированной спецодежды, важно, что гарантируется ее профессиональная обработка и учет. Арендодатель своими силами осуществляет: выдачу нескольких комплектов спецодежды на каждого сотрудника (для замены на время стирки), маркирование изделий по номерам и именам сотрудников, стирку/химчистку и текущий ремонт арендной спецодежды, вывоз и доставку на предприятие по согласованному графику, постоянный контроль состояния одежды, замену изношенной одежды без доплат, а также предоставление детальной отчетности отделу охраны труда.

Что получают предприятия, арендуя спецодежду?

Во-первых, постоянное высокое качество спецодежды за счет контроля на всех этапах, от выбора ткани и пошива, до обработки.

Во-вторых, организация процесса приема/выдачи спецодежды на предприятиях. Это комплексное решение всех вопросов, связанных со спецодеждой, а, следовательно, и повышение эффективности этой работы. В функции представителя арендного предприятия может входить: постоянное присутствие на предприятии, прием и выдача после стирки спецодежды сотрудникам, ведение личных карточек, автоматизированный учет оборота арендной спецодежды, составление отчетности и пр.

В-третьих, в любой момент времени возможность получить объективные данные по обеспеченности предприятия спецодеждой, прозрачность расчетов и легкость планирования расходов на спецодежду.

Преимущества аренды спецодежды:

Для управленцев это - возможность сосредоточиться на основной деятельности, прозрачность и прогнозируемость расходов, нет склада спецодежды: принял работника – арендовал одежду, уволил – вернул одежду и учет количества одежды ведется понедельно, нет расходов на поддержание и управление собственной прачечной, экономия на транспортных расходах, вместо разовых крупных инвестиций в закупку спецодежды и затрат на обслуживание (стирку, химчистку, ремонт) - ежемесячные арендные платежи, которые предприятие включает в себестоимость в соответствии с законодательством.

Для работников – это регулярное профессиональное обслуживание одежды - стирка, ремонт, замена изношенной, отличный внешний вид рабочих, а это имидж предприятия и культура производства, аренда включает ремонт одежды. Поэтому арендная компания использует качественные ткани и профессиональные моющие средства, что гарантирует длительный срок службы одежды.

Для служб и специалистов по охране труда, производственной санитарии – это компания, предоставляющая спецодежду в аренду, обеспечивает выполнение требований действующего законодательства к спецодежде и уходу за ней, детальная отчетность, прозрачность расходов на спецодежду, легкость планирования и контроля.


2.5 Организация обучения по охране труда в организации


Организации обучения и проверки знаний по охране труда и противопожарной безопасности работников это как правило порядок организации проведения инструктажей, обучения по охране труда и противопожарной безопасности работников (руководителей, специалистов и работников рабочих профессий) организации.

Разрабатывается данный порядок обучения в соответствии со статьей 225 Трудового кодекса Российской Федерации, Постановлением Минтруда России и Минобразования России от 13 января 2003 г. N 1/29 "Об утверждении порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций", зарегистрированным Минюстом России 12 февраля 2003 года, N 4209, ГОСТ 12.0.004 "ССБТ, Организация обучения безопасности труда. Общие положения", Федерального закона Российской Федерации «О пожарной безопасности» и иных нормативных актов по охране труда и противопожарной безопасности.

При приеме на работу по трудовому договору на неопределенный или определенный сроки в зависимости от профессии (должности), квалификации и вида предстоящей трудовой деятельности с работниками должны проводиться:

- вводный инструктаж по охране труда и противопожарной безопасности (далее - вводный инструктаж);

- первичный инструктаж по охране труда на рабочем месте и противопожарной безопасности (далее - первичный инструктаж);

- обучение по охране труда и проверка знаний требований охраны труда и противопожарной безопасности при профессиональной подготовке, переподготовке и обучении вторым профессиям работников рабочих профессий;

- обучение по охране труда и противопожарной безопасности у руководителей и специалистов при поступлении на работу и назначении на должность;

- стажировка (отдельных категорий работников, установленных соответствующими правилами);

- первичная проверка знаний требований охраны труда у работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (далее - занятых на работах, к которым предъявляются дополнительные (повышенные) требования безопасности труда);

В процессе работы в зависимости от профессии (должности), квалификации и вида трудовой деятельности с работниками должны проводиться:

- повторный инструктаж по охране труда и противопожарной безопасности (далее - повторный инструктаж);

- внеплановый инструктаж по охране труда и противопожарной безопасности (далее - внеплановый инструктаж);

- целевой инструктаж по охране труда противопожарной безопасности и (далее - целевой инструктаж);

- обучение по охране труда и противопожарной безопасности работников при повышении квалификации по специальности и технической учебе;

- очередная и внеочередная проверка знаний требований охраны и противопожарной безопасности труда у руководителей и специалистов, а также у работников, занятых на работах, к которым предъявляются дополнительные (повышенные) требования безопасности труда.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11