рефераты

рефераты

 
 
рефераты рефераты

Меню

Охрана труда по Российскому трудовому праву рефераты

Много нерешенных проблем по условиям труда и обеспечению его безопасности накопилось в сфере малого бизнеса, где действуют свыше миллиона юридических лиц и занято почти 9 млн. чел. или 16,3% общей численности экономически активного населения. В 2008 году коэффициент частоты производственного травматизма со смертельным исходом на малых предприятиях выше почти в 3 раза, чем в среднем по стране. Приложение А

Серьезное внимание к разработке мер по сокращению производственного травматизма и профессиональной заболеваемости работников предприятий всех форм собственности и видов экономической деятельности должно способствовать формированию конкурентной среды, насыщению рынка товарами и услугами, обеспечению занятости, увеличению налоговых поступлений в бюджеты всех уровней.

Анализ причин заболеваемости в России показывает, что до 40% профессиональных заболеваний прямо или косвенно связано с неудовлетворительными условиями труда. Несмотря на то, что за последние годы наблюдается положительная динамика снижения случаев профессиональных заболеваний успокаиваться рано, так как Россия по уровню этого важнейшего показателя занимает скромное 24-е место в Европе!

Структура профессиональной заболеваемости в России с начала 90-х годов не претерпела существенных изменений. В 2008 году в этой структуре ведущие места занимали заболевания, связанные с воздействием: физических факторов – около 43 %, промышленных аэрозолей- более 20% , физических перегрузок и перенапряжения отдельных органов и систем – 19%.

Статистика производственного травматизма в первом квартале 2009 года представлена в Приложении Б и Г, по отраслям и причинам производственных травм соответственно.


4.2 Задачи и этапы в процессе реформирования охраны труда в РФ


Падение престижа ряда профессий и специальностей из-за вредных и (или) опасных условий труда ведет к росту дефицита кадров по рабочим специальностям. Рабочие места с вредными условиями труда отрицательно влияют на состояние рынка труда, на репродуктивное здоровье работающих, в т. ч. женщин, и здоровье потомства. Поэтому, как никогда ранее, остро встает вопрос о принятии целенаправленных мер, которые позволят ослабить влияние условий труда на процесс возрастания такого дефицита.

Поставлена задача обеспечить повышение влияния аттестации рабочих мест по условиям труда на ускорение темпов их улучшения с последующей сертификацией работ по охране труда. По завершении аттестации с учетом новых требований должно увеличиваться число рабочих мест, соответствующих государственным нормативным требованиям охраны труда. Намечается значительно улучшить работу по формированию требований безопасности на каждом рабочем месте и выработку типовых требований охраны труда – другими словами требований безопасности к типовым рабочим местам.

Важным рычагом экономического механизма в системе управления охраной труда становится обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Число страхователей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний составляет более 4 млн. юридических и физических лиц. Количество застрахованных по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний превысило 62 млн. человек. Ежегодно Фондом расходуется на финансирование предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний свыше 3 млрд. рублей.

Для работодателя самым дешевым способом защиты работников от вредных и опасных производственных факторов является своевременное их обеспечение качественной спецодеждой, спецобувью и другими СИЗ. Общая сумма затрат на приобретение этих средств в России в 2008 году составила свыше 180 млн.. руб. и в среднем на их приобретение в расчете на одного работника будет израсходовано более 2000 руб. (в странах Евросоюза на обеспечение работника СИЗ тратится от 500 до 800 евро). Приложение В.

Следующий шаг, который предполагается сделать в процессе реформирования - это совершенствование схемы предоставления компенсаций за работу с вредными и опасными условиями труда. Различные компенсации и льготы в настоящее время получают более 40% работников. Это по существу стало основной причиной сдерживания проведения профилактических и защитных мероприятий по охране труда и сохранения порядка финансирования на эти цели по остаточному принципу.

Кроме перечисленных мер по реформированию системы управления охраной труда намечается совершенствовать также информационное обеспечение, систему непрерывного образования и обучения специалистов и руководителей организаций а также социально – трудовые отношения между работником и работодателями и др.

И, конечно, одной из главных задач является формирование единой концепции развития действующего законодательства Российской Федерации, в которой необходимо найти место экономическим механизмам заинтересованности работодателей в сохранении здоровья своих работников.

В настоящее время в производственном комплексе страны наряду с нормами и правилами в области охраны труда действуют своды правил, национальные стандарты безопасности, инструкции охраны труда для отдельных видов работ и профессий и ряд других организационно-распорядительных документов. Значительная часть действующих нормативных правовых актов, в том числе СНиПов, используемых также и в других отраслях экономики, устарела и не отвечает современному уровню производства.

В организациях должны получить достойное развитие и применение локальные нормативные акты, тем более, что законодатель определил условия и порядок их подготовки, согласования и принятия. Этим вопросам отведено достаточно внимания в действующем Трудовом кодексе, в том числе в статьях 8, 372 и других.

На первый план выдвигается сегодня задача поиска экономических механизмов, заставляющих работодателей вкладывать средства в улучшение условий труда и прежде всего на обеспечение техники безопасности на рабочих местах, своевременный инструктаж, обучение и проверку знаний правил технической эксплуатации оборудования, поддержание на должном уровне контроля охраны труда, проведение соответствующих организационно-технических мероприятий.

Прежде всего, надо любыми имеющимися у нас и заимствованными у наших иностранных партнеров средствами и методами добиться признания работодателями приоритета сохранения жизни и здоровья работников, как это предусмотрено ст. 210 Трудового кодекса Российской Федерации. В условиях рыночной экономики это может быть реализовано даже не путем установления новых обязательных норм или принуждения к строгому соблюдению существующих норм, а достижением четкого понимания работодателем выгодности этого приоритета для его бизнеса.

Система управления охраной труда может стать эффективной только тогда, когда будут введены в действие все ее составляющие, включая главную – совершенствование законодательства, что является залогом дальнейшего снижения производственного травматизма и сокращения издержек на охрану труда.

В последние годы сформировались региональные системы управления охраной труда, а во многих субъектах – и муниципальные. В рамках этих систем разрабатываются и выполняются программы улучшения условий и охраны труда, утверждаемые руководителями регионов, главами администраций муниципальных образований, законодательными органами в форме территориальных законов.

Назрела необходимость разработки и реализации федеральной целевой программы по улучшению условий и охраны труда, направленной на реформирование системы управления охраной труда с учетом экономических и социальных интересов субъектов трудовых отношений, в которой главными критериями оценки эффективности мероприятий по обеспечению безопасности производства станут показатели состояния здоровья работающего населения.

При расчете экономической отдачи от реализации федеральной целевой программы следует исходить из продекларированного в программе Всемирного банка посыла, о том, что каждый вложенный доллар в улучшение условий труда и сохранение здоровья работников предполагает рост прибыльности производства на 4,56 доллара США./2/

В связи с этим первоочередного внимания заслуживает ратификация принятой МОТ в июне 2006 г. Конвенции № 187 «Об основах, содействующих безопасности и гигиене труда», в которой предлагается разработка национальной системы и национальной программы по охране труда.

Сложившаяся ситуация с состоянием охраны труда в целом по России требует выработки новых концептуальных подходов, отвечающих требованиям времени. Уделять внимание здоровью и безопасному труду работающих необходимо сегодня, чтобы в дальнейшем не пришлось затрачивать еще больше средств на лечение профессиональных заболеваний и содержание инвалидов труда.

Охрана труда на современном этапе социально-экономического развития страны должна предусматривать не только дальнейшее совершенствование системы государственного управления, в том числе повышение роли основных ее звеньев – исполнительных органов власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, но и принципиально новые подходы к её оценке, как важнейшей составляющей рыночных отношений. При этом, очевидно, что состояние и перспективы развития человеческого фактора в структуре производительных сил являются реальными проблемами национальной безопасности и основополагающими условиями существования страны в настоящем и будущем.


4.3 Государственная политика в области совершенствования обеспечения безопасных условий труда в РФ


Актуальной проблемой и основополагающей целью, к которой стремится и государство, и общество, в настоящее время является обеспечение безопасных условий труда. Средством достижения данной цели необходимо рассматривать охрану труда, как систему мероприятий. Согласно ст. 209 Трудового Кодекса Российской Федерации, охрана труда – это система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно профилактические, реабилитационные и иные мероприятия.

Состояние условий труда как социально-экономический показатель, характеризующий уровень научно-технических достижений и отношение государства к сохранению жизни и здоровья своих граждан. Профзаболевания и производственный травматизм становятся следствием опасных и вредных условий труда и неудовлетворительной охраны труда на предприятиях.

Расследования несчастных случаев на предприятиях свидетельствуют о том, что основное число работников, тяжело и смертельно травмированных, пострадало в результате неудовлетворительной организации производства работ, эксплуатации неисправных машин, механизмов, оборудования и несовершенства технологических процессов, нарушения правил дорожного движения, грубых нарушений трудовой и производственной дисциплины.

Целенаправленная работа, выходящая за пределы непосредственно проблем управления охраной труда требуется для уменьшения и сведения к минимуму причин производственного травматизма, которые носят комплексный характер. В связи с этим, разработка эффективной системы методов контроля качества условий труда на предприятиях остается актуальной проблемой. И главным действующим лицом в решении этой проблемы является государство.

Создавая систему мероприятий в сфере охраны труда, в ст. 210 Трудового Кодекса Российской Федерации выделены основные направления государственной политики в области охраны труда. Которыми являются приведённые ниже мероприятия.

Обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работников.

Принятие и реализация федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации в области охраны труда, а также федеральных целевых, ведомственных целевых и территориальных целевых программ улучшения условий и охраны труда.

Государственное управление охраной труда.

Государственный надзор и контроль за соблюдением государственных нормативных требований охраны труда.

Государственная экспертиза условий труда;

Установление Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда и порядка подтверждения соответствия организации работ по охране труда государственным нормативным требованиям охраны труда.

Содействие общественному контролю за соблюдением прав и законных интересов работников в области охраны труда.

Профилактика несчастных случаев и повреждения здоровья работников.

Расследование и учет несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Защита законных интересов работников, пострадавших от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также членов их семей на основе обязательного социального страхования работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Установление компенсаций за тяжелую работу и работу с вредными и (или) опасными условиями труда.

Координация деятельности в области охраны труда, охраны окружающей среды и других видов экономической и социальной деятельности.

Распространение передового отечественного и зарубежного опыта работы по улучшению условий и охраны труда.

Участие государства в финансировании мероприятий по охране труда.

Подготовка специалистов по охране труда и повышение их квалификации.

Организация государственной статистической отчетности об условиях труда, а также о производственном травматизме, профессиональной заболеваемости и об их материальных последствиях.

Обеспечение функционирования единой информационной системы охраны труда.

Международное сотрудничество в области охраны труда.

Проведение эффективной налоговой политики, стимулирующей создание безопасных условий труда, разработку и внедрение безопасных техники и технологий, производство средств индивидуальной и коллективной защиты работников.

Установление порядка обеспечения работников средствами индивидуальной и коллективной защиты, а также санитарно-бытовыми помещениями и устройствами, лечебно-профилактическими средствами за счет средств работодателей.

О государственной экспертизе условий труда. Государственная экспертиза условий труда в перечне направлений политики государства стоит на пятом месте, по которому можно судить о важности данного мероприятия. Государственная экспертиза осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на проведение государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда в Порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

В настоящее время Порядок установлен постановлением Правительства РФ от 24.04.03 № 244 (в ред. от 01.02.05) «Об утверждении положения о проведении государственной экспертизы условий труда в Российской Федерации».

Государственная экспертиза условий труда осуществляется в целях оценки таких мероприятий как качества проведения аттестации рабочих мест по условиям труда; правильности предоставления работникам компенсаций за тяжелую работу, работу с вредными и (или) опасными условиями труда; соответствия проектов строительства, реконструкции, технического переоснащения производственных объектов, производства и внедрения новой техники, внедрения новых технологий государственным нормативным требованиям охраны труда, а также фактических условий труда работников, в том числе в период, непосредственно предшествовавший несчастному случаю на производстве.

Государственная экспертиза условий труда осуществляется на основании определений судебных органов, обращений органов исполнительной власти, работодателей, объединений работодателей, работников, профессиональных союзов, их объединений, иных уполномоченных работниками представительных органов, органов Фонда социального страхования Российской Федерации.

Первой целью государственной экспертизы условий труда на предприятиях является оценка качества проведения аттестации рабочих мест по условиям труда.

В соответствии со ст. 212 Трудового Кодекса РФ обязанностью работодателя по обеспечению безопасных условий труда и охраны труда является обеспечение проведения аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда./3/

С 1 сентября 2008 года приказом Минздравсоцразвития от 31.08.07 № 569 введен в действие «Порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда». С введением нового документа возникло много вопросов, которые не могли быть не замечены. Потребовались официальные разъяснения и уточнения по работе с документом.

Проект Комментария подготавливался ООО «НИИ охраны труда в г. Иваново» с учетом замечаний и предложений экспертной группы Национального общества аудиторов трудовой сферы, специалистов Минздравсоцразвития России, органов по труду субъектов Российской Федерации, научно-исследовательских организаций, представителей организаций. Комментарий дает ответы на вопросы, но правовую сторону обеспечения качественного проведения аттестации рабочих мест отразить не может.

Остается открытым один из таких вопросов, как норма в отношении аттестующих организаций, который будет решен с момента введения в действие нового нормативного правового акта об аккредитации Аттестующих организаций.

Таким образом, в настоящее время качество проведения аттестации рабочих мест по условиям труда остается не на столь высоком уровне, как хотелось бы с введением нового Порядка.

Задачами исследования в отношении совершенствования системы мероприятий в сфере охраны труда следует выделить разработку методических указаний по охране труда и аттестации рабочих мест для так называемых пользователей, которые не владеют многолетним опытом в сфере охраны труда. Главной концепцией разработки таких методических указаний следует назначить доскональное рассмотрение всех вопросов от создания приказа о проведении аттестации рабочих мест на предприятии до сдачи результатов аттестации на государственную экспертизу с получением заключения о качестве проведенной работы, а также рассмотрения правовой стороны на всех этапах проведения работ.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11