рефераты

рефераты

 
 
рефераты рефераты

Меню

Охрана труда по Российскому трудовому праву рефераты

Если измерения проводила лаборатория, не аккредитованная в ССОТ, то применяется первая схема сертификации с проведением выборочных контрольных измерений.

Вторая схема применяется, если измерения опасных и вредных производственных факторов при проведении аттестации рабочих мест осуществлялись лабораторией, аккредитованной в ССОТ./27/

Сертификация работ по охране труда является не добровольной, но даже в рамках обязательной сертификации заявитель во многом свободен и делает все добровольно: он самостоятельно выбирает сроки ее проведения, готовится к сертификации, настроен на сотрудничество с органом по сертификации и на устранение сделанных замечаний и т. п. Все это не может не способствовать успеху сертификации и ее распространению. Именно поэтому сертификация организации работ по охране труда является важнейшей процедурой обязательного государственного оценивания и признания соответствия проводимых работодателем работ по охране труда государственным нормативным требованиям охраны труда.

Следует заметить, что по идее и требованиям Трудового кодекса РФ все работодатели должны пройти процедуру сертификации и иметь сертификат соответствия, который свидетельствует не столько о том, что у них в сфере охраны труда все идеально - такого быть вообще не может на реальном производстве, - сколько о том, что работодатель выполняет государственные нормативные требования охраны труда в рамках социально приемлемого (допустимого государством, а потому им же и предписанного) уровня профессиональных рисков.

Несомненно, что только массовое проведение сертификации организации работ по охране труда может остановить негативные тенденции в сфере охраны труда, снизить воздействие профессиональных рисков, сохранить трудовой потенциал страны.

 В данном вопросе необходимым считаю рассмотреть вопрос аккредитации организаций оказывающих услуги в сфере охраны труда в организациях/60/

Вопрос аккредитации организаций, оказывающих услуги в сфере охраны труда, на сегодня не решен. Вопрос очень актуален, т.к. в свете изменений трудового законодательства и наличия спроса на рынке услуг по охране труда мы не имеем каких-либо документов регламентирующих вопросы аккредитации организаций, оказывающих услуги в этом направлении.

Следует отметить, что для выполнения ряда установленных требований в сфере охраны труда законодатель предоставил работодателю возможность пользоваться услугами сторонних организаций, которые, в свою очередь, предварительно должны пройти процедуру аккредитации.

В общем случае аккредитация (лат. accredo, «доверять») - это процесс, в результате которого приобретается официальное подтверждение соответствия качества предоставляемых услуг некоему стандарту.

В России отсутствует единый закон, регламентирующий общие принципы и требования государственной аккредитации с установлением исчерпывающего перечня видов деятельности, подпадающих под данный правовой режим. Это обстоятельство породило большое количество различных ведомственных актов, регулирующих вопросы аккредитации. В сфере оказания услуг по охране труда вопрос обязательной аккредитации не регламентирован вообще, за исключением аккредитации в Системе сертификации работ по охране труда (далее ССОТ), хотя и эти документы (Положение о Системе сертификации работ по охране труда и Правила по аккредитации органов по сертификации и испытательных лабораторий) за семь лет своего существования устарели и требуют незамедлительного пересмотра.

Федеральным законом от 30.06.2006 N 90-ФЗ в статью 217 Трудового кодекса РФ были внесены изменения, в соответствии с которыми “организации, оказывающие услуги в области охраны труда, подлежат обязательной аккредитации. Перечень услуг, для оказания которых необходима аккредитация, и правила аккредитации устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда". Наверняка законодатель, вводя в Трудовой кодекс требование об обязательной аккредитации, руководствовался благими целями, а именно – не допустить к работам в сфере охраны труда недобросовестных лиц, т.к. результаты этой деятельности, прежде всего, должны обеспечивать безопасность жизни и здоровья работников.

Но на сегодняшний день, по прошествии трех лет после введения требования об обязательной аккредитации, и при отсутствия документов, регламентирующих порядок этой аккредитацию, у нас есть пока только негативные последствия.

Вот вполне реальный пример: малое предприятие ввиду отсутствия в штате инженера по охране труда заключило договор со сторонней организацией на выполнение работ по осуществлению функций службы охраны труда. А по результатам проверки инспектором по труду оно же получает предписание с формулировкой: “заключать гражданско-правовой договор только с аккредитованной организацией. Ст.217 ТК РФ”, и это несмотря на то, что подрядная организация на протяжении уже нескольких лет специализируется только на оказании услуг в сфере охраны труда./3/

Зачастую и сами руководители малых предприятий, пройдя в установленном порядке обучение по охране труда и зная основные требования трудового законодательства, после нескольких попыток привлечь аккредитованную организацию и отсеяв все предложения, ввиду не соответствия статуса подрядчиков, теряют всякое желание воспользоваться услугами сторонних организаций.

Стоит обратить внимание, что по смыслу статьи 217 ТК РФ аккредитация требуется только в отношении организаций, для физических лиц, в т.ч. имеющих статус индивидуальных предпринимателей, необходимость в аккредитации отсутствует.

На практике же многие организации, особенно те, которые имеют аккредитацию в системе ССОТ, пользуясь непониманием работодателя с легкостью “избавляются” от своих конкурентов в лице частнопрактикующих специалистов и индивидуальных предпринимателей, делая заявления о том, что «мол, они не аккредитованы и с ними сотрудничать не рекомендуем». А кто как не инженеры по охране труда, в т.ч. оформленные индивидуальными предпринимателями, сегодня могут оказывать услуги по охране труда на профессионально качественном уровне по доступным расценкам, особенно в глубинке?

На аккредитации организаций в системе ССОТ следует остановиться отдельно. В качестве органов по сертификации и испытательных лабораторий могут быть аккредитованы только организации, а возможности аккредитации индивидуальных предпринимателей в данной системе сертификации нет в принципе. Основной причиной этих ограничений, со слов представителей и Центрального органа ССОТ и научно - методического центра сертификации работ по охране труда, является необходимость в заслоне от предпринимателей, ввиду того, что они не в состоянии качественно выполнять работу по сертификации.

Кроме того, сегодня организации, аккредитованные в системе ССОТ, негласно взяли на себя роль аттестующих организаций. Четкого определения аттестующих организаций в нормативных документах нет, а по содержанию нового порядка аттестации рабочих мест по условиям труда (приказ Минздравсоцразвития РФ от 31 августа 2007г. №569) под аттестующей организацией следует понимать организацию, привлекаемую для аттестации рабочих мест по условиям труда. Каких либо дополнительных требований к аттестующей организации не предъявлено. Это означает, что на сегодняшний день в роли аттестующей организации может выступать любая организация заключившая договор на выполнение работы по аттестации рабочих мест с другой заинтересованной организацией, а свобода договора гарантирована Гражданским кодексом РФ, и является следствие согласованной воли двух сторон. Дополнительным требованием к аттестующей организации может явиться наличие у нее испытательной лаборатории, в случае если договором предусмотрено выполнение лабораторных исследований вредных производственных факторов для целей аттестации рабочих мест. Испытательная лаборатория действительно должна быть аккредитована, но совсем не обязательно в системе ССОТ, главное, что бы область ее аккредитации содержала все те вредные производственные факторы, которые необходимо исследовать в соответствии с заключенным договором.

Стоит отметить, что выбор фирмы, имеющей аттестат аккредитации испытательной лаборатории в Системе сертификации работ по охране труда в организациях целесообразен только в случае, если в организации принято решение вывести предприятие на процедуру сертификации именно в этой системе. В этом случае будет применена схема сертификации без проведения контрольных измерений и оценок ранее выполненной работы по аттестации рабочих мест. Но в последнее время многие организации все чаще делают свой выбор в пользу других систем сертификации в области охраны труда, в которых центральное место уделяется внедрению системы управления охраной труда и оценкам профессиональных рисков. Федеральный закон от 30.06.2006 N 90-ФЗ внес изменения в ст.212 Трудового кодекса РФ - если раньше работодатель был обязан обеспечить “сертификацию работ по охране труда в организации“, то теперь “сертификацию организации работ по охране труда”. Т.е. допускается сертифицироваться по любой из существующих систем сертификации в области охраны труда.

Подводя итоги, следует еще раз обратить внимание на острую необходимость в срочной разработке и принятии документов, определяющих перечень услуг, для оказания которых необходима аккредитация, и правила аккредитации. И конечно в этих документах ни коим образом не должны быть ущемлены права индивидуальных предпринимателей, которые вполне обоснованно смогли бы стать основной силой, занявшей рынок услуг в сфере охраны труда и особенно на периферии. А сфера услуг по охране труда – это удел малого бизнеса и это уже свершившийся факт.

К сожалению, никто не знает, сколько еще времени потребуется на воплощение в реальность положений рассматриваемой статьи трудового кодекса. На сегодняшний день только в «Программе действий по улучшению условий и охраны труда на 2008-2010 годы» (приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 23 октября 2008 года N 586) на 2010г предусмотрено создание системы аккредитованных организаций, оказывающих услуги в области обучения и проверки знаний требований охраны труда. По решению вопроса аккредитации организаций оказывающих другие услуги в сфере охраны труда планы не озвучены.

А пока хочется надеяться, что специалисты по охране труда начнут объективно воспринимать как законодательство, так и права и полномочия всех участников рынка услуг по охране труда, а учебные центры прекратят имеющиеся факты дезинформирования.

В настоящее время на сайте Минздравсоцразвития РФ был опубликован проект приказа «Об утверждении Перечня услуг в области охраны труда, для оказания которых необходима аккредитация и Правил аккредитации организаций, оказывающих услуги в области охраны труда». Как и следовало ожидать, систему аккредитации планируется построить по схеме очень напоминающую систему ССОТ. Система предусматривает и длительную процедуру аккредитации (90 дней с подачи заявления вызовет необходимость дополнительно и возможно материального участия заявителя в сокращении этого срока) и периодические проверки, связанные с дополнительными затратами и приемом проверяющих сроком до 1 месяца. Необоснованно завышенные требования предъявлены к самим организациям, оказывающим эти услуги. Так, для получения права стать аттестующей организацией необходимо будет иметь не менее 10 специалистов, имеющих высшее профессиональное образование, не менее 3 лет стажа практической работы по проведению аттестации рабочих мест по условиям труда; испытательную лабораторию; нежилое помещение. Очевидно, что с рынка уйдут многие, кто не уложится в эти рамки, а стоимость аттестации закономерно вырастет. Организации, осуществляющей функции службы охраны труда работодателя, необходимо будет также иметь нежилое помещение и не менее 5 специалистов, имеющих высшее профессиональное образование и не менее 3 лет стажа практической работы в должности специалиста по охране труда. Естественно, что руководителю малого предприятия из района услуги такой фирмы будут просто недоступны, т.к. создание таких аккредитованных организаций в глубинке практически невозможно, а выездные услуги будут достаточно дороги, да и осуществляться они будут разово в выездном режиме, что, несомненно, не лучшим образом повлияет на их качество.

И все же очень хотелось бы, чтобы развитие системы аккредитации в сфере охраны труда привело не только к повышению их качества, но и к широкому развитию этой сферы услуг, а не преследовало интересы конкретной группы лиц.


2.4 Социальная защита работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда


Рассматривая данный вопрос, остановимся на том, какими бывают условия труда, как организовать проведение медицинских осмотров, предоставлять дополнительные отпуска, производить выдачу молока и лечебно-профилактического питания и средств индивидуальной защиты.

Прежде чем исполнять нормы трудового законодательства о гарантиях и льготах, работодателю следует понять, считаются ли вредными и (или) опасными условия труда на предприятии.

Понятие «условия труда» объединяет совокупность факторов трудового процесса и производственной среды, которые влияют на работоспособность и здоровье работника (ч. 2 ст. 209 ТК РФ). Согласно части 3 статьи 209 Трудового кодекса вредным считается производственный фактор, воздействие которого на работника может привести к заболеванию, а опасным — производственный фактор, воздействие которого может привести к травме (ч. 4 ст. 209 ТК РФ).

Подробная классификация условий труда дана в Руководстве по гигиенической оценке факторов рабочей среды и трудового процесса, утвержденном Главным государственным санитарным врачом России 29.07.2005 № Р 2.2.2006-05. По степени вредности и опасности условия труда подразделяются на четыре класса:

- оптимальные (1-й класс);

- допустимые (2-й класс);

- вредные (3-й класс);

- опасные (4-й класс).

При оптимальных условиях труда здоровье работника сохраняется, его работоспособность поддерживается на высоком уровне.

Допустимые условия труда позволяют работнику восстанавливать возможные изменения функционального состояния организма во время установленного отдыха или к началу следующей смены. При этом они не оказывают неблагоприятного действия в ближайшем и отдаленном периоде на состояние здоровья работников и их потомства.

Вредные условия труда оказывают неблагоприятное действие на организм работника и (или) его потомство. Условно их разделяют на четыре степени вредности.

- 1-я степень 3-го класса (3.1) — возникают функциональные изменения организма, которые восстанавливаются, как правило, при более длительном (чем к началу следующей смены) отдыхе от работы;/47/

- 2-я степень 3-го класса (3.2) — возникают стойкие функциональные изменения, приводящие к профессиональным заболеваниям с временной утратой трудоспособности;

- 3-я степень 3-го класса (3.3) — развиваются профессиональные болезни легкой и средней степеней тяжести (с потерей профессиональной трудоспособности) во время трудовой деятельности;

- 4-я степень 3-го класса (3.4) — могут возникнуть тяжелые формы профессиональных заболеваний (с потерей общей трудоспособности), возрастает число хронических заболеваний./47/

Опасные условия труда создают угрозу для жизни, высокий риск развития острых профессиональных заболеваний, зачастую в тяжелых формах.

Наименование должностей (профессий) работников, которым положены компенсации и льготы, указанные в штатном расписании и трудовом договоре, должны совпадать с их наименованием в квалификационных справочниках, утверждаемых в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Например, в Общероссийском классификаторе профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов, утвержденном постановлением Госстандарта России от 26.12.94 № 367. Такое требование содержит часть 2 статьи 57 Трудового кодекса.

Работодатель должен организовывать проведение обязательных медицинских осмотров (обследований) и психиатрических освидетельствований в случаях, определенных трудовым законодательством (ч. 2 ст. 212 ТК РФ). Обязательные медицинские осмотры (обследования) и психиатрические освидетельствования осуществляются за счет средств работодателя (ч. 6 ст. 213 ТК РФ).

Трудовое законодательство о медицинских осмотрах

Предварительный медосмотр проводят, чтобы определить, насколько состояние здоровья кандидата соответствует его будущей работе. Кроме того, в целях предупреждения профессиональных заболеваний работники, занятые на работах с вредными или опасными условиями труда, периодически (лица в возрасте до 21 года — ежегодно) проходят обязательные медицинские осмотры (ч. 1 ст. 213 ТК РФ).

Порядок проведения медосмотров и перечень оснований для их назначения установлены приказом Минздравсоцразвития России от 16.08.2004 № 83 (далее - приказ № 83).

Медицинские противопоказания при допуске к работе с вредными факторами, состав специалистов и объем лабораторных исследований, необходимых при проведении медосмотров, можно найти в приказе Минздравмедпрома от 14.03.96 № 90 «О порядке проведения предварительных и периодических медицинских осмотров работников и медицинских регламентах допуска к профессии».

Частоту проведения периодических медосмотров определяют территориальные органы Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека совместно с работодателем, но не реже чем один раз в два года (п. 3.3 приложения № 3 к приказу № 83).

Трудовое законодательство о психиатрическом освидетельствовании работников

Обязательное психиатрическое освидетельствование не реже одного раза в пять лет должны проходить работники, деятельность которых связана с влиянием вредных веществ и неблагоприятных производственных факторов, а также работающие в условиях повышенной опасности (ч. 5 ст. 213 ТК РФ). Перечень медицинских психиатрических противопоказаний для осуществления отдельных видов работ и деятельности, связанных с источником повышенной опасности, утвержден постановлением Совета Министров от 28.04.93 № 377 «О реализации Закона Российской Федерации «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании». Порядок проведения обязательного психиатрического освидетельствования определен постановлением Правительства РФ от 23.09.2002 № 695.

Как организовать медосмотр?

В приложении № 3 к приказу № 83 утвержден алгоритм действий работодателя по организации медосмотров.

Первое действие заключается в том, что работодатель заключает договор с медицинским учреждением. Проводить предварительные и периодические медосмотры могут только медицинские учреждения, которые имеют лицензию на этот вид деятельности. Чтобы проводить медосмотр работников, отработавших во вредных и (или) опасных условиях труда в течение пяти и более лет, медицинское учреждение должно иметь лицензию, в которой перечислены работы и услуги по экспертизе профпригодности и по экспертизе связи заболеваний с профессией. Об этом говорится в письме Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития от 28.06.2006 № 01-15397/06.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11