Охрана труда по Российскому трудовому праву
Если измерения проводила лаборатория,
не аккредитованная в ССОТ, то применяется первая схема сертификации с проведением
выборочных контрольных измерений.
Вторая схема применяется, если измерения
опасных и вредных производственных факторов при проведении аттестации рабочих мест
осуществлялись лабораторией, аккредитованной в ССОТ./27/
Сертификация работ по охране труда является не добровольной, но
даже в рамках обязательной сертификации заявитель во многом свободен и делает все
добровольно: он самостоятельно выбирает сроки ее проведения, готовится к сертификации,
настроен на сотрудничество с органом по сертификации и на устранение сделанных замечаний
и т. п. Все это не может не способствовать успеху сертификации и ее распространению.
Именно поэтому сертификация организации работ по охране труда является важнейшей
процедурой обязательного государственного оценивания и признания соответствия проводимых
работодателем работ по охране труда государственным нормативным требованиям охраны
труда.
Следует заметить, что по идее и требованиям Трудового кодекса
РФ все работодатели должны пройти процедуру сертификации и иметь сертификат соответствия,
который свидетельствует не столько о том, что у них в сфере охраны труда все идеально
- такого быть вообще не может на реальном производстве, - сколько о том, что работодатель
выполняет государственные нормативные требования охраны труда в рамках социально
приемлемого (допустимого государством, а потому им же и предписанного) уровня профессиональных
рисков.
Несомненно, что только массовое проведение
сертификации организации работ по охране труда может остановить негативные тенденции
в сфере охраны труда, снизить воздействие профессиональных рисков, сохранить трудовой
потенциал страны.
В данном вопросе необходимым считаю рассмотреть
вопрос аккредитации организаций оказывающих услуги в сфере охраны труда в организациях/60/
Вопрос аккредитации организаций, оказывающих услуги в сфере
охраны труда, на сегодня не решен. Вопрос очень актуален, т.к. в свете изменений
трудового законодательства и наличия спроса на рынке услуг по охране труда мы не
имеем каких-либо документов регламентирующих вопросы аккредитации организаций, оказывающих
услуги в этом направлении.
Следует отметить, что для выполнения ряда установленных
требований в сфере охраны труда законодатель предоставил работодателю возможность
пользоваться услугами сторонних организаций, которые, в свою очередь, предварительно
должны пройти процедуру аккредитации.
В общем случае аккредитация (лат. accredo, «доверять»)
- это процесс, в результате которого приобретается официальное подтверждение соответствия
качества предоставляемых услуг некоему стандарту.
В России отсутствует единый закон, регламентирующий общие
принципы и требования государственной аккредитации с установлением исчерпывающего
перечня видов деятельности, подпадающих под данный правовой режим. Это обстоятельство
породило большое количество различных ведомственных актов, регулирующих вопросы
аккредитации. В сфере оказания услуг по охране труда вопрос обязательной аккредитации
не регламентирован вообще, за исключением аккредитации в Системе сертификации работ
по охране труда (далее ССОТ), хотя и эти документы (Положение о Системе сертификации
работ по охране труда и Правила по аккредитации органов по сертификации и испытательных
лабораторий) за семь лет своего существования устарели и требуют незамедлительного
пересмотра.
Федеральным законом от 30.06.2006 N 90-ФЗ в статью 217
Трудового кодекса РФ были внесены изменения, в соответствии с которыми “организации,
оказывающие услуги в области охраны труда, подлежат обязательной аккредитации. Перечень
услуг, для оказания которых необходима аккредитация, и правила аккредитации устанавливаются
федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной
политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда". Наверняка законодатель,
вводя в Трудовой кодекс требование об обязательной аккредитации, руководствовался
благими целями, а именно – не допустить к работам в сфере охраны труда недобросовестных
лиц, т.к. результаты этой деятельности, прежде всего, должны обеспечивать безопасность
жизни и здоровья работников.
Но на сегодняшний день, по прошествии трех лет после введения
требования об обязательной аккредитации, и при отсутствия документов, регламентирующих
порядок этой аккредитацию, у нас есть пока только негативные последствия.
Вот вполне реальный пример: малое предприятие ввиду отсутствия
в штате инженера по охране труда заключило договор со сторонней организацией на
выполнение работ по осуществлению функций службы охраны труда. А по результатам
проверки инспектором по труду оно же получает предписание с формулировкой: “заключать
гражданско-правовой договор только с аккредитованной организацией. Ст.217 ТК РФ”,
и это несмотря на то, что подрядная организация на протяжении уже нескольких лет
специализируется только на оказании услуг в сфере охраны труда./3/
Зачастую и сами руководители малых предприятий, пройдя
в установленном порядке обучение по охране труда и зная основные требования трудового
законодательства, после нескольких попыток привлечь аккредитованную организацию
и отсеяв все предложения, ввиду не соответствия статуса подрядчиков, теряют всякое
желание воспользоваться услугами сторонних организаций.
Стоит обратить внимание, что по смыслу статьи 217 ТК РФ
аккредитация требуется только в отношении организаций, для физических лиц, в т.ч.
имеющих статус индивидуальных предпринимателей, необходимость в аккредитации отсутствует.
На практике же многие организации, особенно те, которые
имеют аккредитацию в системе ССОТ, пользуясь непониманием работодателя с легкостью
“избавляются” от своих конкурентов в лице частнопрактикующих специалистов и индивидуальных
предпринимателей, делая заявления о том, что «мол, они не аккредитованы и с ними
сотрудничать не рекомендуем». А кто как не инженеры по охране труда, в т.ч. оформленные
индивидуальными предпринимателями, сегодня могут оказывать услуги по охране труда
на профессионально качественном уровне по доступным расценкам, особенно в глубинке?
На аккредитации организаций в системе ССОТ следует остановиться
отдельно. В качестве органов по сертификации и испытательных лабораторий могут быть
аккредитованы только организации, а возможности аккредитации индивидуальных предпринимателей
в данной системе сертификации нет в принципе. Основной причиной этих ограничений,
со слов представителей и Центрального органа ССОТ и научно - методического центра
сертификации работ по охране труда, является необходимость в заслоне от предпринимателей,
ввиду того, что они не в состоянии качественно выполнять работу по сертификации.
Кроме того, сегодня организации, аккредитованные в системе
ССОТ, негласно взяли на себя роль аттестующих организаций. Четкого определения аттестующих
организаций в нормативных документах нет, а по содержанию нового порядка аттестации
рабочих мест по условиям труда (приказ Минздравсоцразвития РФ от 31 августа 2007г.
№569) под аттестующей организацией следует понимать организацию, привлекаемую для
аттестации рабочих мест по условиям труда. Каких либо дополнительных требований
к аттестующей организации не предъявлено. Это означает, что на сегодняшний день
в роли аттестующей организации может выступать любая организация заключившая договор
на выполнение работы по аттестации рабочих мест с другой заинтересованной организацией,
а свобода договора гарантирована Гражданским кодексом РФ, и является следствие согласованной
воли двух сторон. Дополнительным требованием к аттестующей организации может явиться
наличие у нее испытательной лаборатории, в случае если договором предусмотрено выполнение
лабораторных исследований вредных производственных факторов для целей аттестации
рабочих мест. Испытательная лаборатория действительно должна быть аккредитована,
но совсем не обязательно в системе ССОТ, главное, что бы область ее аккредитации
содержала все те вредные производственные факторы, которые необходимо исследовать
в соответствии с заключенным договором.
Стоит отметить, что выбор фирмы, имеющей аттестат аккредитации
испытательной лаборатории в Системе сертификации работ по охране труда в организациях
целесообразен только в случае, если в организации принято решение вывести предприятие
на процедуру сертификации именно в этой системе. В этом случае будет применена схема
сертификации без проведения контрольных измерений и оценок ранее выполненной работы
по аттестации рабочих мест. Но в последнее время многие организации все чаще делают
свой выбор в пользу других систем сертификации в области охраны труда, в которых
центральное место уделяется внедрению системы управления охраной труда и оценкам
профессиональных рисков. Федеральный закон от 30.06.2006 N 90-ФЗ внес изменения
в ст.212 Трудового кодекса РФ - если раньше работодатель был обязан обеспечить “сертификацию
работ по охране труда в организации“, то теперь “сертификацию организации работ
по охране труда”. Т.е. допускается сертифицироваться по любой из существующих систем
сертификации в области охраны труда.
Подводя итоги, следует еще раз обратить внимание на острую
необходимость в срочной разработке и принятии документов, определяющих перечень
услуг, для оказания которых необходима аккредитация, и правила аккредитации. И конечно
в этих документах ни коим образом не должны быть ущемлены права индивидуальных предпринимателей,
которые вполне обоснованно смогли бы стать основной силой, занявшей рынок услуг
в сфере охраны труда и особенно на периферии. А сфера услуг по охране труда – это
удел малого бизнеса и это уже свершившийся факт.
К сожалению, никто не знает, сколько еще времени потребуется
на воплощение в реальность положений рассматриваемой статьи трудового кодекса. На
сегодняшний день только в «Программе действий по улучшению условий и охраны труда
на 2008-2010 годы» (приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ
от 23 октября 2008 года N 586) на 2010г предусмотрено создание системы аккредитованных
организаций, оказывающих услуги в области обучения и проверки знаний требований
охраны труда. По решению вопроса аккредитации организаций оказывающих другие услуги
в сфере охраны труда планы не озвучены.
А пока хочется надеяться, что специалисты по охране труда
начнут объективно воспринимать как законодательство, так и права и полномочия всех
участников рынка услуг по охране труда, а учебные центры прекратят имеющиеся факты
дезинформирования.
В настоящее время на сайте Минздравсоцразвития РФ был опубликован
проект приказа «Об утверждении Перечня услуг в области охраны труда, для оказания
которых необходима аккредитация и Правил аккредитации организаций, оказывающих услуги
в области охраны труда». Как и следовало ожидать, систему аккредитации планируется
построить по схеме очень напоминающую систему ССОТ. Система предусматривает и длительную
процедуру аккредитации (90 дней с подачи заявления вызовет необходимость дополнительно
и возможно материального участия заявителя в сокращении этого срока) и периодические
проверки, связанные с дополнительными затратами и приемом проверяющих сроком до
1 месяца. Необоснованно завышенные требования предъявлены к самим организациям,
оказывающим эти услуги. Так, для получения права стать аттестующей организацией
необходимо будет иметь не менее 10 специалистов, имеющих высшее профессиональное
образование, не менее 3 лет стажа практической работы по проведению аттестации рабочих
мест по условиям труда; испытательную лабораторию; нежилое помещение. Очевидно,
что с рынка уйдут многие, кто не уложится в эти рамки, а стоимость аттестации закономерно
вырастет. Организации, осуществляющей функции службы охраны труда работодателя,
необходимо будет также иметь нежилое помещение и не менее 5 специалистов, имеющих
высшее профессиональное образование и не менее 3 лет стажа практической работы в
должности специалиста по охране труда. Естественно, что руководителю малого предприятия
из района услуги такой фирмы будут просто недоступны, т.к. создание таких аккредитованных
организаций в глубинке практически невозможно, а выездные услуги будут достаточно
дороги, да и осуществляться они будут разово в выездном режиме, что, несомненно,
не лучшим образом повлияет на их качество.
И все же очень хотелось бы, чтобы развитие системы аккредитации
в сфере охраны труда привело не только к повышению их качества, но и к широкому
развитию этой сферы услуг, а не преследовало интересы конкретной группы лиц.
2.4 Социальная защита работников, занятых
на работах с вредными и (или) опасными условиями труда
Рассматривая данный вопрос, остановимся
на том, какими бывают условия труда, как организовать проведение медицинских осмотров,
предоставлять дополнительные отпуска, производить выдачу молока и лечебно-профилактического
питания и средств индивидуальной защиты.
Прежде чем исполнять нормы трудового законодательства
о гарантиях и льготах, работодателю следует понять, считаются ли вредными и (или)
опасными условия труда на предприятии.
Понятие «условия труда» объединяет совокупность
факторов трудового процесса и производственной среды, которые влияют на работоспособность
и здоровье работника (ч. 2 ст. 209 ТК РФ). Согласно части 3 статьи 209 Трудового
кодекса вредным считается производственный фактор, воздействие которого на работника
может привести к заболеванию, а опасным — производственный фактор, воздействие которого
может привести к травме (ч. 4 ст. 209 ТК РФ).
Подробная классификация условий труда
дана в Руководстве по гигиенической оценке факторов рабочей среды и трудового процесса,
утвержденном Главным государственным санитарным врачом России 29.07.2005 № Р 2.2.2006-05.
По степени вредности и опасности условия труда подразделяются на четыре класса:
- оптимальные (1-й класс);
- допустимые (2-й класс);
- вредные (3-й класс);
- опасные (4-й класс).
При оптимальных условиях труда здоровье
работника сохраняется, его работоспособность поддерживается на высоком уровне.
Допустимые условия труда позволяют работнику
восстанавливать возможные изменения функционального состояния организма во время
установленного отдыха или к началу следующей смены. При этом они не оказывают неблагоприятного
действия в ближайшем и отдаленном периоде на состояние здоровья работников и их
потомства.
Вредные условия труда оказывают неблагоприятное
действие на организм работника и (или) его потомство. Условно их разделяют на четыре
степени вредности.
- 1-я степень 3-го класса (3.1) — возникают
функциональные изменения организма, которые восстанавливаются, как правило, при
более длительном (чем к началу следующей смены) отдыхе от работы;/47/
- 2-я степень 3-го класса (3.2) — возникают
стойкие функциональные изменения, приводящие к профессиональным заболеваниям с временной
утратой трудоспособности;
- 3-я степень 3-го класса (3.3) — развиваются
профессиональные болезни легкой и средней степеней тяжести (с потерей профессиональной
трудоспособности) во время трудовой деятельности;
- 4-я степень 3-го класса (3.4) — могут
возникнуть тяжелые формы профессиональных заболеваний (с потерей общей трудоспособности),
возрастает число хронических заболеваний./47/
Опасные условия труда создают угрозу для
жизни, высокий риск развития острых профессиональных заболеваний, зачастую в тяжелых
формах.
Наименование должностей (профессий) работников,
которым положены компенсации и льготы, указанные в штатном расписании и трудовом
договоре, должны совпадать с их наименованием в квалификационных справочниках, утверждаемых
в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Например, в Общероссийском
классификаторе профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов, утвержденном
постановлением Госстандарта России от 26.12.94 № 367. Такое требование содержит
часть 2 статьи 57 Трудового кодекса.
Работодатель должен организовывать проведение
обязательных медицинских осмотров (обследований) и психиатрических освидетельствований
в случаях, определенных трудовым законодательством (ч. 2 ст. 212 ТК РФ). Обязательные
медицинские осмотры (обследования) и психиатрические освидетельствования осуществляются
за счет средств работодателя (ч. 6 ст. 213 ТК РФ).
Трудовое законодательство о медицинских
осмотрах
Предварительный медосмотр проводят, чтобы
определить, насколько состояние здоровья кандидата соответствует его будущей работе.
Кроме того, в целях предупреждения профессиональных заболеваний работники, занятые
на работах с вредными или опасными условиями труда, периодически (лица в возрасте
до 21 года — ежегодно) проходят обязательные медицинские осмотры (ч. 1 ст. 213 ТК
РФ).
Порядок проведения медосмотров и перечень
оснований для их назначения установлены приказом Минздравсоцразвития России от 16.08.2004
№ 83 (далее - приказ № 83).
Медицинские противопоказания при допуске
к работе с вредными факторами, состав специалистов и объем лабораторных исследований,
необходимых при проведении медосмотров, можно найти в приказе Минздравмедпрома от
14.03.96 № 90 «О порядке проведения предварительных и периодических медицинских
осмотров работников и медицинских регламентах допуска к профессии».
Частоту проведения периодических медосмотров
определяют территориальные органы Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав
потребителей и благополучия человека совместно с работодателем, но не реже чем один
раз в два года (п. 3.3 приложения № 3 к приказу № 83).
Трудовое законодательство о психиатрическом
освидетельствовании работников
Обязательное психиатрическое освидетельствование
не реже одного раза в пять лет должны проходить работники, деятельность которых
связана с влиянием вредных веществ и неблагоприятных производственных факторов,
а также работающие в условиях повышенной опасности (ч. 5 ст. 213 ТК РФ). Перечень
медицинских психиатрических противопоказаний для осуществления отдельных видов работ
и деятельности, связанных с источником повышенной опасности, утвержден постановлением
Совета Министров от 28.04.93 № 377 «О реализации Закона Российской Федерации «О
психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании». Порядок проведения
обязательного психиатрического освидетельствования определен постановлением Правительства
РФ от 23.09.2002 № 695.
Как организовать медосмотр?
В приложении № 3 к приказу № 83 утвержден
алгоритм действий работодателя по организации медосмотров.
Первое действие заключается в том, что
работодатель заключает договор с медицинским учреждением. Проводить предварительные
и периодические медосмотры могут только медицинские учреждения, которые имеют лицензию
на этот вид деятельности. Чтобы проводить медосмотр работников, отработавших во
вредных и (или) опасных условиях труда в течение пяти и более лет, медицинское учреждение
должно иметь лицензию, в которой перечислены работы и услуги по экспертизе профпригодности
и по экспертизе связи заболеваний с профессией. Об этом говорится в письме Федеральной
службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития от 28.06.2006 №
01-15397/06.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11
|