рефераты

рефераты

 
 
рефераты рефераты

Меню

Охрана труда и несчастные случаи на производстве рефераты

- форме 1 – извещение о групповом несчастном случае (тяжелом несчастном случае, несчастном случае со смертельным исходом);

- форме 2 (форме Н-1) – Акт о несчастном случае на производстве (акт составляется при индивидуальном несчастном случае, когда пострадавшим является один человек);

- форме 3 (форме Н-1ПС) – Акт о несчастном случае на производстве (происшедшем с профессиональным спортсменом);

- форме 4 – Акт расследования группового несчастного случая (тяжелого несчастного случая, несчастного случая со смертельным исходом);

- форме 5 – Заключение государственного инспектора труда;

- форме 6 – Протокол опроса пострадавшего при несчастном случае (очевидца несчастного случая, должностного лица);

- форме 7 – Протокол осмотра места несчастного случая;

- форме 8 – Сообщение о последствиях несчастного случая на производстве и принятых мерах;

- форме 9 – Журнал регистрации несчастных случаев на производстве.

Что касается особенностей оформления результатов расследования и учета несчастных случаев, происшедших в отдельных отраслях и организациях с отдельными категориями работников (граждан), то основываясь на тексте ст. 230 ТК РФ, они подробно регламентируются в п. 26 – 35 Положения.


§ 3. Рассмотрение разногласий по вопросам расследования, оформления и учета несчастных случаев на производстве


Перечень разногласий по вопросам расследования, оформления и учета несчастных случаев на производстве, которые рассматриваются соответствующими органами Федеральной службы по труду и занятости или судом, приводится в ст. 231 ТК РФ. К таким разногласиям относятся:

- непризнание работодателем (уполномоченным им представителем) несчастного случая;

- отказ в проведении расследования несчастного случая и составлении соответствующего акта;

- несогласие пострадавшего или его доверенного лица с содержанием акта о расследовании несчастного случая.[67]

Подача жалобы в орган государственной инспекции труда или в суд не является основанием для неисполнения работодателем (уполномоченным им представителем) решений государственного инспектора по охране труда.

В связи с изложенным заметим, что перечень разногласий по указанным вопросам, приведенный в ст. 231 ТК РФ, в действительности может быть продолжен. Могут возникнуть и иные разногласия, например, по процедурным вопросам ведения расследования несчастного случая. В подобных ситуациях заинтересованная сторона также вправе обратиться с жалобой в указанные инстанции.

В ст. 231 ТК РФ, к сожалению, ничего не говорится о порядке разрешения, учета разногласий, возникших между членами комиссии по расследованию несчастного случая. При возникновении таких разногласий в комиссиях, осуществляющих свою деятельность в соответствии с указанным выше Положением особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях, руководствуются положениями его п. 24.

Согласно Федеральному закону «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» застрахованный, страховщик и страхователь, не согласные с заключением учреждения медико-социальной экспертизы (в том числе с установленной степенью утраты застрахованным профессиональной трудоспособности), могут обжаловать его в суд (пункт 2 статьи 13).

Кроме того, для быстрого рассмотрения жалоб и обращений, с целью оперативного восстановления нарушенных прав и устранения возможных ошибок (такие функции, согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 16 декабря 2004 года № 805 «О порядке организации и деятельности федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы»,[68] выполняются главным и федеральным бюро медико-социальной экспертизы) как застрахованному, так и другим участникам страховых отношений (страховщику, страхователю) до обращения в суд либо одновременно с этим пунктами 31 и 32 Правил предоставлено право обжаловать решение учреждения медико-социальной экспертизы в учреждение, проводившее освидетельствование пострадавшего, или в главное бюро медико-социальной экспертизы, или в орган социальной защиты населения субъекта Российской Федерации.[69]

Предоставление такого права страховщику и страхователю само по себе не может рассматриваться как нарушение права пострадавшего и его представителя на обращение в суд либо другого права, поскольку досудебное обжалование решения учреждения МСЭ не отменяет право на судебную защиту, установленную как названными Правилами, так и Федеральным законом «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний».


ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Одним из основных методов регулирования трудовых и непосредственно связанных с трудовыми отношений является сочетание централизованного и локального способов. Причем на централизованном уровне закрепляется минимальный социальный стандарт, который не может быть понижен на иных уровнях ни при каких обстоятельствах. К одному из элементов такого стандарта можно отнести государственные гарантии по обеспечению каждому работающему здоровых и безопасных условий труда.

В Рекомендации МОТ от 21.09.1929 г.[70] рекомендуется, чтобы правовым путем активно и постоянно поощрялись принятие мер в целях содействия улучшению техники безопасности, в частности, следующих мер:

– создание на заводах организаций по технике безопасности, в компетенцию которых входили бы мероприятия по расследованию каждого несчастного случая, имевшего место на этом заводе, и рассмотрение методов, которые должны быть приняты для предотвращения их повторения; систематическое наблюдение за механизмами, машинами и оборудованием с целью обеспечения безопасности, и в особенности для наблюдения за тем, чтобы все ограждения и другие защитные приспособления содержались в надлежащем порядке и состоянии; объяснение новым, и в особенности молодым, трудящимся возможных опасностей при работе машин или оборудования, связанных с их трудом; организация первой помощи и перевозки пострадавших трудящихся; поощрение предложений, вносимых работающими лицами в целях повышения безопасности труда;

– чтобы государство организовало подготовку монографий о причинах несчастных случаев и их предотвращении в некоторых отраслях промышленности или некоторых процессах, причем эти монографии подготавливались бы службой государственной инспекции или другими компетентными органами и обобщали опыт, приобретенный в отношении наилучших мероприятий по предотвращению несчастных случаев в данной промышленности или в данном процессе, печатались государством для сведения предпринимателей, инженерно-технических работников заводов и трудящихся данной отрасли промышленности, а также организаций предпринимателей и трудящихся.

– государство приняло меры для включения в учебные программы начальных школ уроков, имеющих целью привить навыки осторожности, а в учебные программы школ второй ступени – уроков по предотвращению несчастных случаев и по оказанию первой помощи. В школах профессионального обучения всех ступеней должно производиться обучение по предотвращению несчастных случаев на производстве и ученикам должна внушаться важность этого предмета как с экономической, так и с моральной точки зрения.

– должны применяться меры для обеспечения того, чтобы на всех предприятиях содержались необходимые для первой помощи материалы, готовые к использованию, и чтобы первая помощь оказывалась надлежащим образом обученными лицами. Желательно также принять меры для того, чтобы при серьезных несчастных случаях врачебная помощь могла оказываться как можно скорее. Должны быть также приняты меры для предоставления карет скорой помощи в целях быстрой доставки пострадавших лиц в больницу или домой.

Особое внимание должно также уделяться теоретической и практической подготовке врачей для лечения травм, полученных в результате несчастных случаев.

Думается, что именно на этих принципах должна строиться государственная политика в сфере охраны труда. Главной целью законодателя должна быть профилактика несчастных случаев на производстве.

Содержание ст. 4 Закона «Об основах охраны труда» свидетельствует о том, что в формировании законодательства об охране труда; разработке федеральных целевых, отраслевых целевых и территориальных целевых программ улучшения условий и охраны труда; в управлении охраной труда и осуществлении надзора и контроля за соблюдением законодательства об охране труда; в обеспечении функционирования единой информационной системы охраны труда; в защите законных интересов работников, пострадавших от несчастных случаев и профессиональных заболеваний, а также членов их семей и в осуществлении других направлений государственной политики в области охраны труда важнейшая роль принадлежит государственным органам.

Вместе с этим в статье подчеркивается, что реализация основных направлений государственной политики в области охраны труда должна обеспечиваться путем осуществления согласованных действий органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, работодателей, объединений работодателей, а также профессиональных союзов, их объединений и иных уполномоченных работниками представительных органов по вопросам охраны труда. В связи с этим можно предположить, что субъекты РФ должны активно проводить политику профилактики несчастных случаев на производстве, разрабатывать соответствующие программы и законы. (В частности, в Законе Красноярского края «Об охране труда» отсутствует даже намек на деятельность органов власти по профилактике несчастных случаев.)

Следует согласиться с мнением Чупровой Е.В. о том, что жесткий контроль за соблюдением благоприятных условий труда, неотвратимость ответственности руководителей за каждое нарушение, связанное с техникой безопасности и производственной санитарией, финансовая целевая поддержка работодателей и их заинтересованность в улучшении условий труда являются основными направлениями совершенствования законодательства в области защиты трудовых прав работников.[71] И первые шаги в данном направлении уже делаются.

С 2003 г. была введена система скидок и надбавок к страховым тарифам. Кроме того, в соответствии со ст. 15 Закона № 202 Фонду социального страхования Российской Федерации в 2005 г. разрешено принимать решения о направлении страхователем до 20% сумм страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, перечисленных указанному Фонду за 2004 г., за вычетом расходов Фонда на выплату обеспечения по страхованию по страховым случаям, происшедшим у данного страхователя в 2000 – 2004 гг., на частичное финансирование предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников этого страхователя, включая финансирование периодических медицинских осмотров и профилактического лечения указанных работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами.

Большую роль имеет и установление судебной защиты прав работников. Суд, осуществляя защиту права на труд в условиях, соответствующих требованиям охраны труда, наделен широким полномочиями по применению к нарушителям законодательства об охране труда мер воздействия. Помимо привлечения к юридической ответственности, к таким мерам можно отнести право суда приостановить нарушающую требования охраны труда деятельность нарушителя, и право суда ликвидировать организацию-нарушителя.



СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Нормативные акты

1.     Конституция Российской Федерации (с изм. от 14.10.2005) // РГ от 25.12.1993, № 237, СЗ РФ от 17.10.2005, № 42, ст. 4212.

2.     Международный пакт «Об экономических, социальных и культурных правах» от 16.12.1966 // Бюллетень Верховного Суда РФ. – 1994. – № 12.

3.     Рекомендация № 31 Международной организации труда «О предотвращении несчастных случаев на производстве» (Принята в г. Женеве 21.06.1929 на 12-ой сессии Генеральной конференции МОТ) // Конвенции и рекомендации, принятые Международной конференцией труда. 1919 – 1956. – Т. I. – Женева: Международное бюро труда, 1991. – С. 171 – 177.

4.     Трудовой Кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 09.05.2005) // СЗ РФ от 07.01.2002, № 1 (ч. 1), ст. 3, СЗ РФ от 09.05.2005, № 19, ст. 1752.

5.     Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 27.09.2005) // СЗ РФ от 07.01.2002, № 1 (ч. 1), ст. 1, СЗ РФ от 03.10.2005, № 40, ст. 3986.

6.     Уголовный Кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 21.07.2005) // СЗ РФ от 17.06.1996, № 25, ст. 2954, СЗ РФ от 25.07.2005, № 30 (ч. 1), ст. 3104.

7.     Гражданский Кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 21.07.2005) // СЗ РФ от 05.12.1994, № 32, ст. 3301, СЗ РФ от 25.07.2005, № 30 (2 ч.), ст. 3120.

8.     Гражданский Кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ (ред. от 18.07.2005) // СЗ РФ от 29.01.1996, № 5, ст. 410, СЗ РФ от 25.07.2005, № 30 (1 ч.), ст. 3100.

9.     Федеральный закон «Об основах охраны труда в Российской Федерации» от 17.07.1999 № 181-ФЗ (ред. от 09.05.2005) // СЗ РФ от 19.07.1999, № 29, ст. 3702, СЗ РФ от 09.05.2005, № 19, ст. 1752.

10.  Федеральный закон «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» от 24.07.1998 № 125-ФЗ (ред. от 01.12.2004, с изм. от 29.12.2004) // СЗ РФ от 03.08.1998, № 31, ст. 3803, СЗ РФ от 03.01.2005, № 1 (часть 1), ст. 28.

11.  Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 28.08.1995 № 154-ФЗ (ред. от 21.07.2005) // СЗ РФ от 28.08.1995, № 35, ст. 3506, СЗ РФ от 25.07.2005, № 30 (ч. 1), ст. 3108.

12.  Постановление Правительства РФ «О порядке организации и деятельности федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы» от 16.12.2004 № 805 // СЗ РФ от 27.12.2004, № 52 (часть 2), ст. 5478.

13.  Постановление Правительства РФ «О формах документов, необходимых для расследования и учета несчастных случаев на производстве, и об особенностях расследования несчастных случаев на производстве» от 31.08.2002 № 653 // СЗ РФ от 09.09.2002, № 36, ст. 3497.

14.  Постановление Правительства РФ «Об утверждении Положения о расследовании и учете профессиональных заболеваний» от 15.12.2000 № 967 // СЗ РФ от 25.12.2000, № 52 (Часть II), ст. 5149.

15.  Постановление Правительства РФ «Об утверждении Правил установления степени утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» от 16.10.2000 № 789 (ред. от 01.02.2005) // СЗ РФ от 23.10.2000, № 43, ст. 4247, СЗ РФ от 14.02.2005, № 7, ст. 560.

16.  Постановление Правительства РФ «О нормативных правовых актах, содержащих государственные нормативные требования охраны труда» от 23.05.2000 № 399 // СЗ РФ от 29.05.2000, № 22, ст. 2314.

17.  Постановление Минтруда РФ «Об утверждении форм документов, необходимых для расследования и учета несчастных случаев на производстве, и положения об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях» от 24.10.2002 № 73 // Российская газета от 18.12.2002, № 237.

18.  Постановление Минтруда РФ «Об утверждении межотраслевых нормативов численности работников службы охраны труда в организациях» от 22.01.2001 № 10 // Бюллетень Минтруда РФ. – 2001. – № 4.

19.  Постановление Минтруда РФ «Об утверждении рекомендаций по организации работы службы охраны труда в организации» от 08.02.2000 № 14 // Бюллетень Минтруда РФ. – 2000. – № 2 – 3.

20.  Приказ Минздравсоцразвития РФ «Об определении степени тяжести повреждения здоровья при несчастных случаях на производстве» от 24.02.2005 № 160 // Российская газета от 14.04.2005, № 76.

21.  Приказ Минздрава РФ «О совершенствовании системы расследования и учета профессиональных заболеваний в Российской Федерации» от 28.05.2001 № 176 // Российская газета от 10.08.2001, № 153 – 154.

22.  Приказ Минздравмедпрома РФ «О порядке проведения предварительных и периодических медицинских осмотров работников и медицинских регламентах допуска к профессии» от 14.03.1996 № 90 (ред. от 06.02.2001) // Новая Аптека. – 2002. – № 4, Здравоохранение. – 2001. – № 4.

23.  Закон Красноярского края «Об охране труда в Красноярском крае» от 29.06.1999 № 7-419 (ред. от 01.07.2003) // Красноярский рабочий от 28.07.1999, № 139, Красноярский рабочий от 22.07.2003, № 104.

24.  Постановление администрации Красноярского края «Об образовании краевого межведомственного координационного Совета по охране труда» (вместе с «Положением о краевом межведомственном координационном Совете по охране труда») от 17.04.1995 № 183-П.

Специальная литература

25. Анисимов Л.Н. Трудовой договор: заключение, изменение и прекращение. Практические рекомендации. – М., ЗАО Юстицинформ, 2005.

26.  Братчикова Н.В. Комментарий к закону об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. – М., Юридический Дом «Юстицинформ», 2001.

27.  Гуев А.Н. Постатейный комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации . – М.: Дело, 2003.

28.  Гусов К.Н., Толкунова В.Н. Трудовое право России. Учебник. 2-е изд. – М.: Юристъ, 1999.

29.  Игнатюк Н.А., Шептулина Н.Н. О государственном управлении охраной труда // Журнал российского права. – 2003. – № 5.

30.  Комментарий к Трудовому Кодексу Российской Федерации (постатейный) / Отв. ред. А.М. Куренной, С.П. Маврин, Е.Б. Хохлов. – М., Юристъ, 2005.

31.  Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации / Под ред. К.Н. Гусова. – М.: ООО «ТК Велби», ООО «Издательство Проспект», 2003.

32.  Комментарий к Трудовому Кодексу Российской Федерации / Под ред. Ю.П. Орловского. – М., ИНФРА-М, 2004.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9