рефераты

рефераты

 
 
рефераты рефераты

Меню

Безопасность жизнедеятельности в туристической сфере рефераты

-      выработку концепций развития туризма;

-      составление целевых программ отдельных территорий и стран;

-      разработку мер по достижению поставленных целей.

Государство признает туристскую деятельность одной из приоритетных отраслей экономики России. Регулирование упрощенного въезда и выезда на территорию посещаемых стран определено принятыми в 1996-1998 гг. Указами Президентов многих стран мира. Менеджмент туризма ориентируется на Постановления Правительства Российской Федерации (1995-1997 гг.) об обслуживании населения в туристско-гостиничном комплексе, а также на стандарты: ГОСТ 28681-90 "Стандартизация в сфере туристско-экскурсионного обслуживания"; ГОСТ Р 50645-94 "Классификация гостиниц"; ГОСТ Р 50644-94 "Требования по обеспечению безопасности туристов и экскурсантов"; ГОСТ Р 50681-94 "Проектирование туристских услуг"; ГОСТ Р 50690-94 "Туристские услуги. Общие требования".

Правительство Российской Федерации Распоряжением №954-р одобрило концепцию развития туризма на период до 2005 года. На 2002 год российский рынок туристских услуг составляет пока около 1% от мирового, что составляет 7,4 млн. туристов в год. Однако по мнению разработчиков концепции эта цифра может быть увеличена до 40 млн. В Европе по числу поездок Россия занимает пока девятое место (табл. 4). В 2000 году г.Санкт-Петербург посетило около 1,5 млн. иностранных граждан, в то время как Париж – 220 млн.; Лондон и Прагу – по 80 млн. туристов. Для увеличения туристского потока и выполнения задачи "формирования современной маркетинговой стратегии продвижения туристского продукта на внутреннем и международном рынках" предполагается использовать традиционные государственные методы и ресурсы.


Таблица 4

Туристы разных стран, посетившие Европу в 2001 году

Страна

% от числа

евротуров

Страна

% от числа евротуров

Германия

23

Швейцария

4

Великобритания

16

Бельгия

4

Франция

7

Испания

3

Нидерланды

6

Россия

3

Италия

5

Швеция

3

Принципы регулирования туристской деятельности:

-      содействие и создание благоприятные условия для развития (к 2005 году предполагается закончить разработку и принять новый федеральный закон о туристской деятельности; приближение законодательства о лицензировании, страховании и предоставлении финансовых гарантий туристам к мировому уровню; а также другие законы и постановления правительства и т.д.);

-      определение и поддержка приоритетных направлений;

-      формирование представления о Российской    Федерации как стране, благоприятной для туризма (создание рекламно-информационных программ по въездному и внутреннему туризму и проведение регулярных рекламно-информационных кампаний в средствах массовой информации);

-      осуществление поддержки и защиты российских туристов, туроператоров, турагентов и их объединений.

Основными целями регулирования являются:

-      обеспечение права граждан на отдых, свободу передвижения и других прав при совершении путешествий;

-      охрана окружающей природной среды;

-      создание условий для деятельности, направленной на воспитание, образование и оздоровление туристов;

-      развитие туристской индустрии (средств размещения, транспорта, объектов общественного питания, развлекательного, оздоровительного, спортивного и иного назначения), обеспечивающей потребности граждан при совершении путешествий, создании новых рабочих мест, увеличение доходов государства и граждан Российской Федерации;

-      развитие международных конкактов;

-      сохранение объектов туристского показа;

-      рациональное использование природного и культурного наследия.

Приоритетными направлениями регулирования являются: поддержка и развитие внутреннего, въездного, социального и самодеятельного туризма.

Основные пути регулирования:

-      создание нормативных правовых актов, направленных на совершенствование отношений в сфере туристской индустрии ;

-      содействие в продвижении туристского продукта на внутреннем и мировом туристских рынках (выполнение торговыми представительствами Российской Федерации за рубежом обязательств рекламно-информационных офисов,  организация пресс-туров по регионам Российской Федерации для иностранных журналистов, съемка телевизионных и документальных фильмов и т.д.) ;

-      защита прав и интересов туристов (ликвидировать дискриминационные тарифы на услуги для иностанцев), обеспечение их безопасности;

-      лицензирование, стандартизация в туристской индустрии, сертификация туристского продукта (в рамках концепции будут приняты нормативные акты по стандартизации и сертификации услуг средств размещения, в том числе регулирующих вопросы классификации гостиничных средств размещения);

-      установление правил въезда, выезда и пребывания на территории Российской Федерации с учетом интересов развития туризма (улучшить визовую политику Российской Федерации для иностранных государств, безопасных в миграционном отношении, и усилить контроль за выдачей виз туристам из стран-"поставщиков" нелегальной миграции);

-      прямые бюджетные ассигновения на разработку и реализацию Федеральных целевых программ развития туризма (на маркетинговые и рекламные мероприятия департамент туризма Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации в 2001 году истратил 5 млн. рублей, в 2002 году на эти цели получил уже 50 млн. рублей);

-      создание благоприятных условий для инвестиций в туристскую индустрию (ремонт и реставрация памятников истории, строительство гостиниц, разработка инвестиционных пректов и т.д.);

-      налоговое и таможенное регулирование;

-      предоставление льготных кредитов; установление налоговых и таможенных льгот туроператорам и турагентам, занимающимся туристской деятельностью и привлекающим иностранных граждан для занятия туризмом на территории Российской Федерации;

-      содействие кадровому обеспечению туристской деятельности;

-      развитие научных исследований в сфере туристской индустрии;

-      содействие участию российских туристов, туроператоров, турагентов и их объединений в международных туристских программах;

-      обеспечение картографической продукцией (издание буклетов, каталогов, плакатов, карт и иной рекламно-информационной печатной продукции).

Государственное правовое регулирование транспортных услуг:

-      авиаперевозки туристов регулируются Воздушным кодексом Российской Федерацией от 19.03.97 г., а на международном уровне – Варшавской конвенцией для унификации правил воздушных перевозок от 12.10.29 г. и Гаагским Протоколом о поправках к ней от 28.09.55 г.;

-      порядок наземных перевозок определен законом Российской Федерации от 25.08.95 г. "О федеральном железнодорожном транспорте", Транспортным уставом железных дорог Российской Федерации от 08.01.98 г., "Правилами оказания услуг по перевозке пассажиров" из постановления  Правительства Российской Федерации от 11.03.99 г., Бернскими конвенциями о железнодорожных перевозках грузов и пассажиров от 1980 г.



4.      ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ТУРИСТОВ

Знание прав и обязанностей позволяет избежать вынужденного попадания в нериятную ситуацию, а если возникнет непредвиденный случай  - управлять его протеканием.

При подготовке к путешествию, во время его совершения, включая транзит, турист имеет право на:

-      необходимую и достоверную информацию о правилах въезда в страну временного пребывания; об обычаях местного населения; о религиозных обрядах и святынях; памятниках природы, истории и культуры и других объектах туристского показа, находящихся под особой охраной; состоянии окружающей природной среды;

-      свободу передвижения, свободный доступ к туристским ресурсам с учетом принятых в стране  временного пребывания ограничительных мер;

-      обеспечение личной безопасности, своих потребительских прав и сохранности своего имущества, беспрепятственное получение неотложной медицинской помощи;

-      возмещение убытков и компенсацию морального вреда в случае невыполнения условий договора розничной купли-продажи туристского продукта туроператором или турагентом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

-      содействие органов власти (органов местного самоуправления) страны временного пребывания в получении правовой и иных видов неотложной помощи;

-      беспрепятственный доступ к средствам связи.

Во время совершения путешествия, включая транзит, турист обязан:

-      соблюдать законодательство страны  временного пребывания; уважать ее социальное устройство, обычаи, традиции, религиозные верования:

-      сохранять окружающую природную страну, бережно относиться к памятникам природы, истории и культуры в стране временного пребывания:

-      соблюдать правила въезда , выезда из страны  временного пребывания и пребывания там, а также в странах транзитного проезда;

-      соблюдать во время путешествия правила личной безопасности.



5. ПСИХОЛОГИЯ БЕЗОПАСНОГО ТУРИЗМА

Психология безопасного туризма составляет важное звено в структуре мероприятий по обеспечению безопасности путешествий. Проблемы чрезвычайных ситуаций и травматизма при современном развитии туризма невозможно решать только административными и инженерными-техническими методами.

Под психологией безопасности понимается применение психологических знаний для обеспечения безопасности путешествий и рассмотрение психических процессов, психических свойств и анализ различных форм психических состояний туристов, которые  характерны для различных видов туризма и наиболее часто проявляются на объектах туристской индустрии.


5.1.             Психические процессы и состояния

В структуре психической деятельности человека различают три основные группы компонентов: психические процессы, свойства и состояния, влияющие на условия безопасности.

Психические процессы составляют основу психической деятельности. Без них невозможно формирование знаний и приобретение жизненного опыта. Различают познавательные, эмоциональные и волевые психические процессы (ощущения, восприятия, память и  др.).

Психические свойства – это качества личности, ее существенные особенности (направленность, характер, темперамент). Среди качеств личности выделяют интеллектуальные эмоциональные, волевые, моральные, трудовые, психические, которые устойчивы и постоянны.

Психические состояния – это относительно устойчивая структурная организация всех компонентов психики, выполняющая функцию активного взаимодействия человека как обладателя психики с внешней средой, представленной в данный момент конкретной ситуацией. Психические состояния отличаются разнообразием и временным характером, определяют особенности психической деятельности в конкретный период (момент) и могут положительно или отрицательно сказываться на течение всех психических процессов. Исходя из проблем психологии безопасности туризма, целесообразно выделять психические состояния, имеющие особое значение в организации профилактики туристского травматизма.

В процесса путешествия реакция организма на внешние воздействия не остается постоянной. Организм стремится приспособиться к изменяющимся условиям действительности, преодолеть трудности и опасности. При этом возникает состояние психической напряженности называемое стрессом.

Психическое напряжение оказывает положительное влияние на познание и удовлетворение своих потребностей в туристских ресурсах до определенного предела. Превышение критического уровня активации ведет к снижению результатов вплоть до полной утраты восприятия и работоспособности. Стресс проявляется во всеобщем адаптационном синдроме как необходимая, полезная и защитная реакция организма на резкое увеличение числа опасностей, трудностей и различных помех, однако достигаемая за счет мобилизации ресурсов организма.

Критические формы психического напряжения вызывают дезинтеграцию психической деятельности различной выраженности, нарушается механизм саморегуляции, утрачиваются живость и координация действий, могут появляться непродуктивные формы поведения и другие отрицательные явления: ухудшение ориентация; неверная оценка сигналов и параметров, например, при движении на автомобиле; нарушение контроля за процессом деятельности.

Наиболее часто встречающие стрессы при совершении путешествий:

-      физиологический дискомфорт, т.е. несоответствие условий проживания, питания, экскурсионных услуг и. т.д. договору розничной купли-продажи туристского продукта;

-      биологический страх-эмоция, имеющая широкий диапазон оттенков: опасения, боязнь, испуг, ужас (боязнь замкнутых-клаустрофобия- и открытых-агорафобия-пространств; темноты; обрыва реки; горного уступа; собак и т. д.);

-      дефицит времени (постоянное опоздывание, нехватка времени на любое мероприятие) и частое неожиданное переключение внимания с одного действия и направления на другое (политония);

-      однообразные и монотонные экскурсии (монотония) или повышенная трудность путешествия (физическое напряжение, утомление);

-      малая двигательная активность; пассивность; отсутствие дружеской компании и недостаточные межличностные контакты внутри экскурсионной группы;

-      отрицательные воздействия внешней среды (высокая или низкая температура, высокая влажность, шумы, вибрация и т.д.);

-      дефицит или перегрузка информацией для принятия решения (сенсорное напряжение);

-      повышенная значимость ошибочных действий (мотивационное напряжение);

-      конфликтные условия (эмоциональное напряжение).

В зависимости от преобладания возбудительного или тормозного процессов можно выделить два типа критического психического напряжения – тормозной и возбудимый.

Тормозной тип – характеризуется скованностью и замедленностью движений. Снижается ловкость и скорость ответных реакций. Замедляется мыслительный процесс, ухудшается воспоминание, появляются рассеянность и другие отрицательные признаки, не свойственные данному человеку в спокойном состоянии.

Возбудимый тип проявляется гиперактивностью, многословностью, дрожанием рук и голоса. Туристы совершают многочисленные, недиктуемые конкретной потребностью действия: поправляют одежду, растирают руки. В общении с окружающими они обнаруживают раздражительность, вспыльчивость, не свойственную им резкость, грубость, обидчивость.

Таким образом, критические формы психического напряжения лежат нередко в основе ошибочных действий и неправильного поведения туристов в сложной обстановке. Длительные психические напряжения и особенно их критические формы ведут к выраженному состоянию утомления.




5.2.        Типология туристов

Исходя из ориентации покупателей туристского продукта выделяют 4 основные категории путешественников:

-      экономные – с высокой чувствительностью к цене, качеству, ассортименту услуг;

-      персонифифицированные – для них значим вид туристского продукта и качество услуг, а цена тура или услуги – менее значимый фактор;

-      этичные – склонные к малым оплатам за туры с широким ассортиментом услуг;

-      апатичные – интересующиеся только качеством услуг турфирм.

В зависимости от вида предъявляемого спроса на туристский продукт туристов можно разделить на 3 группы:

-      путешественники;

-      предъявляющие спрос на оригинальные, элитные и престижные туры, высокий уровень обслуживания (комфорт, особое внимание персонала, предоставление индивидуального гида-переводчика и автотранспорта);

-      с покупательским поведением, реагирующие преимущественно на рекламу.

-      Немецкий исследователь Г.Ган выделил следующий набор типов туристов:

-      S-тип (от немецких слов "Sonne, sand, see" – солнце, песчаный пляж, море)-отпускники, выбирающие пассивный отдых на морских курортах, спокойствие и комфорт, избегающие суеты и разборчивые в контактах с интересными людьми;

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13