рефераты

рефераты

 
 
рефераты рефераты

Меню

Валютные операции на примере коммерческого банка рефераты

Вопрос существования валютного контроля зависит от многих факторов, прежде всего, от темпов вхождения государства в рынок. Актуальным в настоящее время представляется вопрос о либерализации валютного контроля, и факт постановки данного вопроса является признаком того, что финансово-экономическое сообщество, по всей видимости, уже достигло того уровня рыночной зрелости, когда необходимо рассмотреть возможность смягчения устоявшихся норм государственного контроля в отношении валютных операций. Экономика Беларуси имеет достаточную степень открытости, и существующие на сегодняшний день, хотя и немногочисленные, но существенные, по мнению стран-участников ВТО, валютные ограничения и скрупулезный контроль часто вносят диссонанс в желаемую гармонию внешнеторговой и валютной политики государства. Первые шаги в направлении снятия таких ограничений в области валютного регулирования уже предприняты. Теперь очередь за валютным контролем.

Государственный валютный контроль – это система мер, принимаемая правительством с целью упорядочения обращения иностранных валют внутри страны, для стабилизации макроэкономической ситуации посредством установления контроля со стороны государства над операциями с валютами и экспортно-импортными сделками резидентов.

Основными направлениями валютного контроля являются:

1.                определение соответствия проводимых валютных операций валютному законодательству;

2.                обеспечение  контроля за перемещением иностранной валюты и иных валютных ценностей через таможенную границу Республики Беларусь;

3.                предотвращение   легализации  доходов,  полученных   незаконным путем;

4.                проверка полноты и достоверности учета и отчетности по валютным операциям;

5.                анализ  данных  учета,  отчетности  и  информации  по  валютным операциям. [13, с.469].

Органами валютного контроля в Республике Беларусь являются: Совет Министров Республики Беларусь, Национальный банк, Комитет государственного контроля Республики Беларусь, Государственный таможенный комитет, если иное не определено Президентом Республики Беларусь.

Совет Министров Республики Беларусь как орган валютного контроля определяет компетенцию республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь, областных исполнительных комитетов по вопросам осуществления ими функций агентов валютного контроля, выполняет другие функции, предусмотренные законодательством.

Национальный банк как орган валютного контроля осуществляет валютный контроль за совершением банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями валютных операций, выполняет другие функции, предусмотренные законодательством.

Комитет государственного контроля - формирует на основании информации, получаемой от иных органов валютного контроля, а также агентов валютного контроля, базу данных по вопросам валютного контроля, в пределах своей компетенции осуществляет контроль за выполнением органами валютного контроля и агентами валютного контроля своих функций, осуществляет другие функции, предусмотренные законодательством.

Государственный таможенный комитет как орган валютного контроля осуществляет организацию валютного контроля за перемещением резидентами и нерезидентами через таможенную границу Республики Беларусь валютных ценностей, а также другие функции, предусмотренные законодательством. [2].

Государство выдает ограниченное количество экспортно-импортных лицензий, разрешающих ввоз и вывоз товаров, оплата за которые будет производиться в иностранной валюте. Если объем иностранной валюты в стране приближается к критической точке минимума и цена на нее вырастает при падении курса национальной валюты, то правительство вправе ограничить распределение импортных лицензий и тем самым уменьшить отток иностранной валюты из страны. И наоборот, если иностранная валюта начинает замещать национальную на внутреннем рынке в качестве средства обращения, государство ограничивает распределение экспортных лицензий и, как правило, обязывает резидентов сдавать иностранную валюту государству по искусственно заниженному курсу, что объясняется политикой поддержания престижа национальной валюты.

Необходимо заметить, что конкретные механизмы действия системы государственного контроля являются индивидуальными для каждой страны в отдельности.

Валютный контроль применяется практически во всех странах, но с разным уровнем жесткости. Одни государства постоянно усиливают валютный контроль. Однако многие развитые страны пришли к либерализации валютного регулирования и свободного курсообразования, перейдя к полной конвертируемости валют и снятию ограничений на движение капитала. Но по мере наступления трудных периодов некоторые страны вновь и вновь возвращались к ужесточению валютного регулирования и валютного контроля.

Валютный контроль в Республике Беларусь призван способствовать поддержанию сбалансированного движения финансовых потоков, и как следствие — достижению стабильного функционирования банковской системы, через которую реально осуществляется движение финансовых ресурсов.

Механизм валютного контроля в Республике Беларусь в первую очередь охватывает движение иностранной валюты и белорусских рублей по экспортно-импортным операциям белорусских предприятий, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность. Основная часть такого контроля заключается в том, чтобы обеспечить наполняемость внутреннего валютного рынка денежными ресурсами и предотвратить незаконный перевод валюты за пределы республики, а также создать эффективную, реально действующую систему контроля за своевременным и полным возвратом валютной выручки от экспорта и за обоснованностью платежей в иностранной валюте за импортируемые товары.

Валютный контроль в том виде, в каком он существует в настоящее время в Беларуси, в будущем может утратить значение эффективного рычага, с помощью которого достигаются реальные результаты. Настало время трансформировать валютный контроль, при котором решались бы основные задачи, поставленные Главой государства и Правительством в области валютных операций. Время серых схем, позволяющих осуществлять изящный обход законодательства при совершении валютных операций, постепенно проходит, и в этом огромная роль принадлежит процессу приведения принципов валютного регулирования к более цивилизованному виду, а валютного законодательства в области валютного регулирования — к более прозрачному и понятному, учитывая, что в течение последних пяти лет наблюдалась тенденция к постепенной отмене тех или иных запретов и ограничений в проведении валютных операций. [14, с.13].

Уровень валютного контроля должен соответствовать уровню развития экономики. В соответствии со статистическими данными белорусская экономика переживает стадию неуклонного роста. Итоги денежно-кредитной политики также дают основания для оптимизма. Достаточно вспомнить, какими темпами идет снижение учетной ставки. Нет сомнений, что все это происходит благодаря в том числе валютному контролю. Но тогда возникает вопрос: нужно ли сохранять такой уровень контроля или все же настало время постепенно переходить к современным рыночным стандартам управления валютной политикой и введению системы валютного контроля, наиболее соответствующей общемировым стандартам.

Осуществив комплекс мероприятий по изменению валютного контроля, возможно достичь эффекта, при котором категория «валютный контроль» будет восприниматься с большей степенью понимания со стороны банков и их клиентов. При этом как инструмент денежно-кредитной политики он должен оставаться и действовать в рамках национального законодательства, нормы которого, в свою очередь, должны соответствовать международному финансовому праву и мировой практике осуществления валютных операций.

В 2007 году продолжится совершенствование системы валютного регулирования и валютного контроля в соответствии с экономическими условиями, международной практикой и стандартами. Будут осуществлены меры, направленные на повышение эффективности регулирования и контроля за наиболее значимыми валютными операциями, упростятся административные процедуры в области их регистрации и лицензирования.[15, с.35].

Таким образом, Республика Беларусь проходит свой этап развития в области валютного контроля и регулирования валютных операций, при этом учитывается зарубежный опыт и рекомендации МВФ, в том числе и по снижения контроля за их проведением. Однако в процессе снижения прессинга валютного контроля на данном этапе необходимо сохранять те механизмы, которые не позволяют сокращаться валютным поступлениям и препятствуют необоснованному оттоку валютных средств из Республики Беларусь.

Подводя итоги, автор подчеркивает следующее. В нашей стране сформирован устойчивый, динамично развивающийся валютный рынок. Подготовлены и успешно работают на всех уровнях, от высшего до низшего звена управления, высокопрофессиональные национальные кадры. Мы воспринимаем и стараемся с максимальной эффективностью применять опыт и технологии ведущих центральных и коммерческих банков других стран, учитывать рекомендации международных финансовых организаций. Однако при этом всегда стремимся рационально сочетать зарубежные достижения с собственными наработками, исходить из интересов национальной экономики и задач социального развития самых широких слоев населения. Накопленный опыт позволяет нам с уверенностью смотреть в будущее, успешно решать практически все, как текущие, так и перспективные, проблемы функционирования национальной банковской системы.


2 ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ВАЛЮТНЫХ ОПЕРАЦИЙ НА ПРИМЕРЕ ОТДЕЛЕНИЯ ОАО «БЕЛАГРОПРОМБАНК»  В Г.БРАСЛАВЕ


2.1 Анализ валютных операций отделения ОАО «Белагропромбанк» в г.Браславе с участием физических лиц


Анализ валютно-обменных операций с участием физических лиц ГОПЕРУ ОАО «Белагропромбанк» проведен за 1 квартал 2005г. и 1 квартал 2006 г.

Объемы покупки и продажи иностранной валюты в разрезе валют за 1 квартал 2005г. и 1 квартал 2006г. представлены в таблице 2.1.


Таблица 2.1 - Объемы купленной и проданной иностранной валюты

Наименование валюты

Покупка

Продажа

1 кв.

2005 год

1 кв.

2006 год

Темп роста, %

Темп прир, %

Отклонение

1 кв.

2005 год

1 кв.

2006 год

Темп роста, %

Темп прир, %

Отклонение

тыс. USD

1100

1600

145,5

45,5

500

1200

430

35,8

-64,2

-770

1250

1780

142,4

42,4

530

1300

280

21,5

-78,5

-1020

1320

1800

136,4

36,4

480

2050

650

31,7

-68,3

-1400

Итого

3670

5180

141,1

41,1

1510

4550

1360

29,9

-70,1

-3190

тыс. EUR

900

1850

205,6

105,6

950

800

1100

137,5

37,5

300

1300

1600

123,1

23,1

300

1200

1800

150,0

50,0

600

1700

1200

70,6

-29,4

-500

1400

7400

528,6

428,6

6000

Итого

3900

4650

119,2

19,2

750

3400

10300

302,9

202,9

6900

тыс.

RUR

350

4520

1291,4

1191,4

4170

650

5050

776,9

676,9

4400

420

4500

1071,4

971,4

4080

430

9000

2093,0

1993,0

8570

430

4400

1023,3

923,3

3970

700

14500

2071,4

1971,4

13800

Итого

1200

13420

1118,3

1018,3

12220

1780

28550

1603,9

1503,9

26770

Примечание. Источник: Собственная разработка

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12