Валютные операции на примере коммерческого банка
- выплате физическим лицам причитающихся им и иным лицам
денежных средств, поступившим на счета субъекта валютных операций – резидента
от нерезидента по операциям неторгового характера;
- выплате субъектам валютных операций физическим лицам
денежных средств для оплаты командировочных расходов работникам за рубежом, а
также иных расходов, произведенных ими в иностранной валюте, если возможность
выплаты в иностранной валюте предусмотрена законодательством Республики
Беларусь;
- совершении неторговых валютных операций между субъектами
валютных операций – нерезидентами и физическими лицами - резидентами, между
субъектами валютных операций – резидентами и физическими лицами –
нерезидентами;
- в иных случаях на основании разрешения Нацбанка и случаях,
установленных актами валютного законодательства. [8].
Подводя итог всему вышеизложенному, можно отметить, что
порядок и эффективность проведения всех валютных операций напрямую связан с
развитием национальной экономики. К примеру, возьмем валютный курс. Он
представляет собой достаточно эффективный инструмент воздействия на
инфляционные процессы в экономике, что в первую очередь объясняется устойчивой
связью между его динамикой и формированием инфляционных ожиданий населения и
предприятий. В связи с этим основная задача валютной политики – обеспечение
стабильности обменного курса.
Классификация банковских валютных операций может
осуществляться как по критериям, общим для всех банковских операций (пассивные,
активные операции), так и по особым классификационным признакам, свойственным
только валютным операциям. Основополагающий вариант классификации валютных
операций вытекает из Закона РБ № 226-3 от 22 июля 2003 г. «О валютном
регулировании и валютном контроле». Согласно данного Закона валютные операции,
проводимые между резидентами и нерезидентами, подразделяются на текущие
валютные операции и валютные операции, связанные с движением капитала.
Текущими валютными операциями являются валютные операции,
проводимые между резидентами и нерезидентами и предусматривающие:
- осуществление расчетов по сделкам, предусматривающим
экспорт и (или) импорт товаров (работ, услуг), охраняемой информации,
исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, если срок
между датой поступления денежных средств (платежа) и датой отгрузки
(поступления)товара (выполнения работ, оказания услуг), передачи охраняемой информации,
исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности не превышает
180 дней, включая осуществление таких расчетов с использованием ценных бумаг,
выполняющих функции расчетных документов, если срок платежа по ценной бумаге
обеспечивает поступление (уплату) денежных средств в срок, не превышающий 180
дней с (до) даты отгрузки (поступления) товара (выполнения работ, оказания
услуг), передачи охраняемой информации, исключительных прав на результаты
интеллектуальной деятельности;
- предоставление и получение кредитов и (или) займов на срок,
не превышающий 180 дней;
- перевод и получение процентов, дивидендов и иных доходов по
вкладам (депозитам), инвестициям, заемным и кредитным операциям;
- операции неторгового характера. [2].
Основные принципы проведения текущих валютных операций:
- текущие валютные операции проводятся только через счета
уполномоченных банков Республики Беларусь и уполномоченных предприятий;
- субъекты хозяйствования Республики Беларусь, в том числе и
предприниматели без права образования юридического лица обязаны хранить
иностранную валюту в уполномоченных банках Республики Беларусь или на своих
текущих, специальных, контокоррентных, депозитных, других счетах в
уполномоченных банках Республики Беларусь;
- расчеты в иностранной валюте осуществляются субъектами
хозяйствования - резидентами в пределах кредитового остатка на текущем валютном
счете или же в пределах средств находящихся в их распоряжении, например, в
пределах лимита открытой кредитной линии;
- в случае, если условия внешнеэкономических контрактов между
резидентом и нерезидентом не противоречат правилам проведения валютных
операций, иностранная валюта переводится в пользу нерезидента в соответствии с
условиями раздела контракта «Платеж» при наличии таких коммерческих документов,
как коносаменты, инвойсы, счета-фактуры;
- уплата денежных средств в национальной валюте, оказание
услуг и реализация товарно-материальных ценностей в Республике Беларусь с
последующим получением СКВ или ОКВ за границей Республики Беларусь не
допускается;
- уполномоченные банки и уполномоченные предприятия выполняют
функцию агента государства по валютному контролю и вправе отказать субъекту
валютной операции в ее проведении, если она противоречит, нормам валютного
регулирования;
- все расчеты между резидентами и нерезидентами
осуществляются в свободно конвертируемой валюте и других иностранных валютах,
если это предусмотрено межправительственными соглашениями и соглашениями между
Центральными банками государств;
- в отношениях между резидентами валюта Республики Беларусь
принимается без ограничений в оплату любых требований и обязательств в ней
выраженных, а также может приниматься в оплату требований и обязательств,
выраженных в иностранной валюте.
Валютными операциями, связанными с движением капитала,
являются следующие валютные операции, проводимые между резидентами и
нерезидентами:
- приобретение акций при их распределении среди учредителей,
а также доли в уставном фонде или пая в имуществе нерезидентов;
- приобретение ценных бумаг, выпущенных резидентами или
нерезидентами, за исключением приобретения акций при их распределении среди
учредителей;
- переводы для осуществления расчетов по обязательствам,
предусматривающим передачу имущества, относимого законодательством Республики
Беларусь к недвижимому имуществу, либо прав на него;
- расчеты по сделкам, предусматривающим экспорт и (или)
импорт товаров (работ, услуг), охраняемой информации, исключительных прав на
результаты интеллектуальной деятельности, если срок между датой поступления
денежных средств (платежа) и датой отгрузки (поступления) товара (выполнения
работ, оказания услуг), передачи охраняемой информации, исключительных прав на
результаты интеллектуальной деятельности превышает 180 дней, включая
осуществление таких расчетов с использованием ценных бумаг, выполняющих функции
расчетных документов, если срок платежа по ценной бумаге обеспечивает
поступление (уплату) денежных средств в срок, превышающий 180 дней с (до) даты
отгрузки (поступления) товара (выполнения работ, оказания услуг), передачи
охраняемой информации, исключительных прав на результаты интеллектуальной
деятельности;
- предоставление и получение кредитов и (или) займов на срок,
превышающий 180 дней;
- иные валютные операции, не относимые к текущим валютным
операциям. [2].
Основополагающий принцип организации валютных операций,
связанных с движением капитала, можно определить следующим образом: запрещено
все, что не разрешено.
Неторговые операции являются разновидностью валютных операций
банка. К ним относятся операции по обслуживанию клиентов, не связанные с
проведением расчетов по экспортно-импортным операциям и движением капитала. При
наличии лицензии на проведение валютных операций банки могут проводить
следующие виды неторговых операций:
- покупку и продажу иностранной валюты;
- прием иностранной валюты на инкассо;
- прием чеков иностранных банков на инкассо;
- инкассацию выручки в наличной иностранной валюте;
- покупку и продажу дорожных чеков;
- продажу коммерческих чеков;
- операции по выпуску и продаже пластиковых карточек в
иностранной валюте;
- другие операции с наличной иностранной валютой.
Валютно-обменные операции с участием физических лиц являются
основными из всех операций неторгового характера. Они совершаются
коммерческими банками в кассовых узлах банка (валютной кассе), так и в обменных
пунктах.
Согласно статье 14 Банковского Кодекса Республики Беларусь
валютно-обменные операции представляют один из видов банковских операций,
которые вправе осуществлять банки и небанковские кредитно-финансовые
организации. По своей правовой природе валютно-обменные операции в большей мере
относятся к валютному законодательству нежели к банковскому, представляя собой
банковскую операцию, связанную с переходом права собственности и иных прав на
валютные ценности. Предметом валютно-обменных операций наряду с официальной
денежной единицей Республики Беларусь выступает иностранная валюта, которая
охватывается понятием «валютные ценности». [1].
Согласно статье 284 Кодекса к валютно-обменным операциям
относятся:
- операции по обмену иностранной
валюты на официальную денежную единицу Республики Беларусь и (или) обмену
официальной денежной единицы Республики Беларусь на иностранную валюту по
установленным обменным курсам (купля-продажа иностранной валюты);
- операции по обмену одного вида иностранной валюты на другой
вид иностранной валюты по установленным обменным курсам (конверсия иностранной
валюты):
- иные операции, определенные Национальным банком.
Согласно статье 14 Кодекса право осуществления
валютно-обменных операций принадлежит исключительно банкам и небанковским
кредитно-финансовым организациям (далее – уполномоченные банки). К
используемому в контексте статьи термину «уполномоченный банк» относятся также
центральный аппарат Национального банка, Главные управления и отделения Национального
банка.
Покупка и продажа иностранной валюты осуществляется по
устанавливаемым банками курсам, которые постоянно контролируются ими и
приводятся в соответствие с развитием рынка. Курс покупки иностранной валюты и
платежных документов в иностранной валюте с выплатой в белорусских рублях, курс
продажи иностранной валюты и платежных документов в иностранной валюте с
оплатой в белорусский рублях, курс конверсии иностранной валюты устанавливаются
и оформляются приказом (распоряжением) по банку до начала рабочего дня
обменного пункта или кассы. В течение рабочего дня банки могут, изменять
установленные обменные курсы. Установление или изменение обменных курсов
фиксируется в специальном журнале установления обменных курсов. Этот журнал
должен быть прошнурован, пронумерован, скреплен печатью и заверен
уполномоченным лицом коммерческого банка. Кассир записывает информацию о
полученных обменных курсах в журнале установления обменных курсов.
Цены на наличную валюту могут указываться как за единицу
валюты (доллар США, евро), так и за каждые 10 единиц иностранной валюты
(японские иены), за каждые 100 единиц иностранной валюты (румынский лей,
иранский реал, монгольский тугрик, ливанский фунт), а также за 10000 единиц
иностранной валюты (турецкие лиры).
В мировой практике существуют два вида котировок: прямая и
косвенная.
В большинстве стран курсы иностранной валюты выражаются в
национальной валюте, т. е. указывается сколько будет стоить единица
иностранной валюты в национальной. Эту форму указания цен называют прямой
котировкой.
Пример прямой котировки (данные условные):
- в Республике Беларусь 1 американский доллар стоит 2145
рублей;
- в Литве 1 американский доллар стоит 4 лита.
Противоположным является понятие косвенной котировки. При
этом указывается не цена за единицу иностранной валюты, а иностранный
эквивалент за единицу национальной валюты. Подобная система применяется в
небольшом количестве стран, в частности, в Англии.
Пример косвенной котировки: в Лондоне 1,6 американских
доллара будут котироваться к одному фунту стерлингов.
При покупке клиентами иностранной наличной валюты через банки
за основу принимается более низкая цена покупки (курс покупателя), при продаже
– более высокая цена (курс продавца). Для покрытия расходов по обслуживанию
операций и получения прибыли между этими курсами существует разница, называемая
маржой. Как правило, разница между ценами покупки и продажи наличной валюты
выше, чем разница между курсами покупки и продажи безналичной валюты. Поскольку
затраты, связанные с операциями с наличной иностранной валютой, также
значительно выше (транспортировка денег, приобретение приспособлений для
проверки банкнот на подлинность – каталоги отличительных признаков, детектор
наличия магнитных добавок в красителях, ультрафиолетовая лампа, лупа и
др.).[10].
При покупке и продаже платежных документов в иностранной
валюте (это выраженные в иностранной валюте дорожные, банковские чеки или иные
чеки, эмитированные банками и иными кредитными организациями, а также чеки
Tax-free) банки могут взимать комиссионное вознаграждение в белорусских рублях.
В последнее время комиссионные за покупку и продажу иностранной валюты банками
Республики Беларусь не предусматриваются.
Операции покупки и продажи иностранной валюты банками
производятся только с теми валютами, на которые установлены обменные курсы.
В настоящее время более широкое значение приобрели текущие
валютные операции. При этом отсрочка платежа предоставляется на минимальный
срок. Ограниченный круг валютных операций, связанных с движением капитала,
обосновывается большими рисками при их осуществлении, а также более сложным
оформлением (получение разрешения Национального банка на данные операции). [11,
с.19].
Таким образом, спектр услуг, предоставляемых банками по
операциям с иностранной валютой, широк и каждым годом расширяется. Банки
оперативно реагируют на изменение спроса на отдельные виды услуг, что особенно
важно в конкурентной борьбе коммерческих банков за привлечение клиентуры. Без
таких операций, как покупка-продажа наличной иностранной валюты с участием
физических лиц, осуществления переводов за границу, покупки-продажи дорожных
чеков, выдачи наличной иностранной валюты на командировочные расходы
корпоративным клиентам, практически невозможна повседневная работа любого банка
с клиентами.
контроля в Республике Беларусь
Совершенствование действующей валютной системы в Республике
Беларусь, включая определение принципов валютного регулирования, направленных
на обеспечение оптимальных условий функционирования народного хозяйства в
интересах государства и интеграцию в мировую экономику, остается актуальной
задачей для нашей экономики.
Проводимая в Республике Беларусь валютная политика
осуществляется в соответствии с Основными направлениями денежно-кредитной
политики и, в своей основе, регулируется с применением экономических методов
управления. Устойчивость белорусского рубля в настоящее время достигается путем
поддержания плавной, предсказуемой динамики обменного курса белорусского рубля
при поддержании таких инструментов денежно-кредитной политики, как эмиссия
Национального банка, рублевая денежная масса, процентные ставки, резервные
требования, в необходимых для этой цели пропорциях и уровнях.
Под валютным регулированием понимается совокупность форм
организации денежных потоков при проведении внешнеторговых операций в целях
предотвращения оттока капитала и укрепления отечественного платежного баланса,
обеспечения должной динамики валютного курса и равновесия на валютном рынке. [12,
с.51].
Основная цель валютного регулирования – устойчивая
равновесная ситуация на валютном и связанных с ним рынках. Предприятия получат
достаточные стимулы к росту конкурентоспособности, восстановлению и расширению
емкости внутреннего рынка и эффективному использованию имеющихся у предприятия,
государства и населения валютных ресурсов и уменьшению оттока капитала за
рубеж.
От методов валютного, внешнеэкономического регулирования
зависит финансовое состояние предприятий-экспортеров, а также предприятий
импортоориентированных отраслей. Вследствие высокой зависимости национального
производства от импорта сырья, низкого уровня внедрения наукоемких и
энергосберегающих технологий происходит снижение конкурентоспособности
отечественной продукции и увеличение износа основных фондов.
В Республике Беларусь валютное регулирование осуществляется
на основании Закона РБ от 22.07.2003 г. «О валютном регулировании и валютном
контроле». Принятие Закона является, безусловно, позитивным явлением, так как
означает некоторую стабилизацию системы валютного регулирования и контроля в
стране.
Закон содержит основные понятия, имеющие отношение к
валютному регулированию и валютному контролю, классификацию валютных операций,
порядок проведения валютных операций в зависимости от субъектного состава
валютных сделок, основные принципы расчетов, ввоза и вывоза иностранной валюты,
органов валютного регулирования и валютного контроля, а также их полномочия,
компетенцию и основные обязанности. И, наконец, Закон установил функции агентов
валютного контроля, права и обязанности резидентов и нерезидентов.
Президент Республики Беларусь определяет систему органов
валютного регулирования в Республике Беларусь и принимает иные меры по
осуществлению валютного регулирования в соответствии с Конституцией Республики
Беларусь.
Если иное не определено Президентом Республики Беларусь,
органами валютного регулирования в Республике Беларусь являются Совет
Министров Республики Беларусь и Национальный банк.[2].
В настоящее время создана система валютного регулирования и
валютного контроля, позволяющая на данном этапе с использованием
административных и экономических методов обеспечить «прозрачность» на
внутреннем валютном рынке.
Система административного валютного регулирования и контроля
основана на определении системы расчетов по внешнеэкономическим операциям,
жестком регулировании поступления и использования валютных средств юридическими
лицами и индивидуальными предпринимателями, а также на действии целого ряда
экономических санкций и ограничений.
Административные меры валютного регулирования на
определенном краткосрочном отрезке времени оказывают положительное влияние на
развитие экономики внутри страны, мобилизуя национальные сбережения для
инвестирования в экономику.
В долгосрочном плане регулирование через валютные ограничения
не может обеспечить стабильности на валютном, внешнеторговом и финансовых
рынках.
По мере выравнивания внешнеторговых диспропорций, динамики
ВВП и обменного курса белорусского рубля целесообразен переход к либеральному
направлению валютного регулирования.
Основы валютного регулирования должны быть направлены на
обеспечение сбалансированности платежного баланса и стабильности белорусского
рубля, экономической безопасности, поддержание устойчивого экономического роста
и развитие международного сотрудничества Республики Беларусь.[13, с.462].
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12
|