рефераты

рефераты

 
 
рефераты рефераты

Меню

Валютные операции на примере коммерческого банка рефераты

- выплате физическим лицам причитающихся им и иным лицам денежных средств, поступившим на счета субъекта валютных операций – резидента от нерезидента по операциям неторгового характера;

- выплате субъектам валютных операций физическим лицам денежных средств для оплаты командировочных расходов работникам за рубежом, а также иных расходов, произведенных ими в иностранной валюте, если возможность выплаты в иностранной валюте предусмотрена законодательством Республики Беларусь;

- совершении неторговых валютных операций между субъектами валютных операций – нерезидентами и физическими лицами -  резидентами, между субъектами валютных операций – резидентами и физическими лицами – нерезидентами;

- в иных случаях на основании разрешения Нацбанка и случаях, установленных актами валютного законодательства. [8].

Подводя итог всему вышеизложенному, можно отметить, что порядок  и эффективность проведения всех валютных операций напрямую связан с развитием национальной экономики. К примеру, возьмем валютный курс. Он представляет собой достаточно эффективный инструмент воздействия на инфляционные процессы в экономике, что в первую очередь объясняется устойчивой связью между его динамикой и формированием инфляционных ожиданий населения и предприятий. В связи с этим основная задача валютной политики – обеспечение стабильности обменного курса.


1.2 Классификация валютных операций


Классификация банковских валютных операций может осуществляться как по критериям, общим для всех банковских операций (пассивные, активные операции), так и по особым классификационным признакам, свойственным только валютным операциям. Основополагающий вариант классификации валютных операций вытекает из Закона РБ № 226-3 от 22 июля 2003 г. «О валютном регулировании и валютном контроле». Согласно данного Закона валютные операции, проводимые между резидентами и нерезидентами, подразделяются на текущие валютные операции и валютные операции, связанные с движением капитала.

Текущими валютными операциями являются валютные операции, проводимые между резидентами и нерезидентами и предусматривающие:

- осуществление расчетов по сделкам, предусматривающим экспорт и (или) импорт товаров (работ, услуг), охраняемой информации, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, если срок между датой  поступления денежных средств (платежа) и датой отгрузки (поступления)товара (выполнения работ, оказания услуг), передачи охраняемой информации, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности не превышает 180 дней, включая осуществление таких расчетов с использованием ценных бумаг, выполняющих функции расчетных документов, если срок платежа по ценной бумаге обеспечивает поступление (уплату) денежных средств в срок, не превышающий 180 дней с (до) даты отгрузки (поступления) товара (выполнения работ, оказания услуг), передачи охраняемой информации, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности;

- предоставление и получение кредитов и (или) займов на срок, не превышающий 180 дней;

- перевод и получение процентов, дивидендов и иных доходов по вкладам (депозитам), инвестициям, заемным и кредитным операциям;

- операции неторгового характера. [2].

Основные принципы проведения текущих валютных операций:

- текущие валютные операции проводятся только через счета уполномоченных банков Республики Беларусь и уполномоченных предприятий;

- субъекты хозяйствования Республики Беларусь, в том числе и предприниматели без права образования юридического лица обязаны хранить иностранную валюту в уполномоченных банках Республики Беларусь или на своих текущих, специальных, контокоррентных, депозитных, других счетах в уполномоченных банках Республики Беларусь;

- расчеты в иностранной валюте осуществляются субъектами хозяйствования - резидентами в пределах кредитового остатка на текущем валютном счете или же в пределах средств находящихся в их распоряжении, например,  в пределах лимита открытой кредитной линии;

- в случае, если условия внешнеэкономических контрактов между резидентом и нерезидентом не противоречат правилам проведения валютных операций, иностранная валюта переводится в пользу нерезидента в соответствии с условиями раздела контракта «Платеж» при наличии таких коммерческих документов, как коносаменты, инвойсы, счета-фактуры;

- уплата денежных средств в национальной валюте, оказание услуг и реализация товарно-материальных ценностей в Республике Беларусь с последующим получением СКВ или ОКВ за границей Республики Беларусь не допускается;

- уполномоченные банки и уполномоченные предприятия выполняют функцию агента государства по валютному контролю и вправе отказать субъекту валютной операции в ее проведении, если она противоречит, нормам валютного регулирования;

- все расчеты между резидентами и нерезидентами осуществляются в свободно конвертируемой валюте и других иностранных валютах, если это предусмотрено межправительственными соглашениями и соглашениями между Центральными банками государств;

- в отношениях между резидентами валюта Республики Беларусь принимается без ограничений в оплату любых требований и обязательств в ней выраженных, а также может приниматься в оплату требований и обязательств, выраженных в иностранной валюте.

Валютными операциями, связанными с движением капитала, являются следующие валютные операции, проводимые между резидентами и нерезидентами:

- приобретение акций при их распределении среди учредителей, а также доли в уставном фонде или пая в имуществе нерезидентов;

- приобретение ценных бумаг, выпущенных резидентами или  нерезидентами, за исключением приобретения акций при их распределении среди учредителей;

- переводы для осуществления расчетов по обязательствам, предусматривающим передачу имущества, относимого законодательством Республики Беларусь к недвижимому имуществу, либо прав на него;

- расчеты по сделкам, предусматривающим экспорт и (или) импорт товаров (работ, услуг), охраняемой информации, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, если срок между датой поступления денежных средств (платежа) и датой отгрузки (поступления) товара (выполнения работ, оказания услуг), передачи охраняемой информации, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности превышает 180 дней, включая осуществление таких расчетов с использованием ценных бумаг, выполняющих функции расчетных документов, если срок платежа по ценной бумаге обеспечивает поступление (уплату) денежных средств в срок, превышающий 180 дней с (до) даты отгрузки (поступления) товара (выполнения работ, оказания услуг), передачи охраняемой информации, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности;

- предоставление и получение кредитов и (или) займов на срок, превышающий 180 дней;

- иные валютные операции, не относимые к текущим валютным операциям. [2].

Основополагающий принцип организации валютных операций, связанных с движением капитала, можно определить следующим образом: запрещено все, что не разрешено.

Неторговые операции являются разновидностью валютных операций банка. К ним относятся операции по обслуживанию клиентов, не связанные с проведением расчетов по экспортно-импортным операциям и движением капитала. При наличии лицензии на проведение валютных операций банки могут проводить следующие виды неторговых операций:

- покупку и продажу иностранной валюты;

- прием иностранной валюты на инкассо;

- прием чеков иностранных банков на инкассо;

- инкассацию выручки в наличной иностранной валюте;

- покупку и продажу дорожных чеков;

- продажу коммерческих чеков;

- операции по выпуску и продаже пластиковых карточек в иностранной валюте;

- другие операции с наличной иностранной валютой.

Валютно-обменные операции с участием физических лиц являются основными из всех операций неторгового характера. Они совершаются  коммерческими банками в кассовых узлах банка (валютной кассе), так и в обменных пунктах.

Согласно статье 14 Банковского Кодекса Республики Беларусь валютно-обменные операции представляют один из видов банковских операций, которые вправе осуществлять банки и небанковские кредитно-финансовые организации. По своей правовой природе валютно-обменные операции в большей мере относятся к валютному законодательству нежели к банковскому, представляя собой банковскую операцию, связанную с переходом права собственности и иных прав на валютные ценности. Предметом валютно-обменных операций наряду с официальной денежной единицей Республики Беларусь выступает иностранная валюта, которая охватывается понятием «валютные ценности». [1].

Согласно статье 284 Кодекса к валютно-обменным операциям относятся:

- операции по обмену иностранной валюты на официальную денежную единицу Республики Беларусь и (или) обмену официальной денежной единицы Республики Беларусь на иностранную валюту по установленным обменным курсам (купля-продажа иностранной валюты);

- операции по обмену одного вида иностранной валюты на другой вид иностранной валюты по установленным обменным курсам (конверсия иностранной валюты):

- иные операции, определенные Национальным банком.

Согласно статье 14 Кодекса право осуществления валютно-обменных операций принадлежит исключительно банкам и небанковским кредитно-финансовым организациям (далее – уполномоченные банки). К используемому в контексте статьи термину «уполномоченный банк» относятся также центральный аппарат Национального банка, Главные управления и отделения Национального банка.

Покупка и продажа иностранной валюты осуществляется по устанавливаемым банками курсам, которые постоянно контролируются ими и приводятся в соответствие с развитием рынка. Курс покупки иностранной валюты и платежных документов в иностранной валюте с выплатой в белорусских рублях, курс продажи иностранной валюты и платежных документов в иностранной валюте с оплатой в белорусский рублях, курс конверсии иностранной валюты устанавливаются и оформляются приказом (распоряжением) по банку до начала рабочего дня обменного пункта или кассы. В течение рабочего дня банки могут, изменять установленные обменные курсы. Установление или изменение обменных курсов фиксируется в специальном журнале установления обменных курсов. Этот журнал должен быть прошнурован, пронумерован, скреплен печатью и заверен уполномоченным лицом коммерческого банка. Кассир записывает информацию о полученных обменных курсах в журнале установления обменных курсов.

Цены на наличную валюту могут указываться как за единицу валюты (доллар США, евро), так и за каждые 10 единиц иностранной валюты (японские иены), за каждые 100 единиц иностранной валюты (румынский лей, иранский реал, монгольский тугрик, ливанский фунт), а также за 10000 единиц иностранной валюты (турецкие лиры).

В мировой практике существуют два вида котировок: прямая и косвенная.

В большинстве стран курсы иностранной валюты выражаются в национальной  валюте, т. е. указывается сколько будет стоить единица иностранной валюты в национальной. Эту форму указания  цен называют прямой котировкой.

Пример прямой котировки (данные условные):

- в Республике Беларусь 1 американский доллар стоит 2145 рублей;

- в Литве 1 американский доллар стоит 4 лита.

Противоположным является понятие косвенной котировки. При этом указывается не цена за единицу иностранной валюты, а иностранный эквивалент за единицу национальной валюты. Подобная система применяется в небольшом количестве стран, в частности, в Англии.     

Пример косвенной котировки: в Лондоне 1,6 американских доллара будут котироваться к одному фунту стерлингов.

При покупке клиентами иностранной наличной валюты через банки за основу принимается более низкая цена покупки (курс покупателя),  при продаже – более высокая цена (курс продавца). Для покрытия расходов по обслуживанию операций и получения прибыли между этими курсами существует разница, называемая маржой. Как правило, разница между ценами покупки и продажи наличной валюты выше, чем разница между курсами покупки и продажи безналичной валюты. Поскольку затраты, связанные с операциями с наличной иностранной валютой, также значительно выше (транспортировка денег, приобретение приспособлений для проверки банкнот на подлинность – каталоги отличительных признаков, детектор наличия магнитных добавок в красителях, ультрафиолетовая лампа, лупа и др.).[10].

При покупке и продаже платежных документов в иностранной валюте (это выраженные в иностранной валюте дорожные, банковские чеки или иные чеки, эмитированные банками и иными кредитными организациями, а также чеки Tax-free) банки могут взимать комиссионное вознаграждение в белорусских рублях. В последнее время комиссионные за покупку и продажу иностранной валюты банками Республики Беларусь не предусматриваются.

Операции покупки и продажи иностранной валюты банками производятся только с теми валютами, на которые установлены обменные курсы.

В настоящее время более широкое значение приобрели текущие валютные операции. При этом отсрочка платежа предоставляется на минимальный срок. Ограниченный круг валютных операций, связанных с движением капитала, обосновывается большими рисками при их осуществлении, а также более сложным оформлением (получение разрешения Национального банка на данные операции). [11, с.19].

Таким образом, спектр услуг, предоставляемых банками по операциям с иностранной валютой, широк и каждым годом расширяется. Банки оперативно реагируют на изменение спроса на отдельные виды услуг, что особенно важно в конкурентной борьбе коммерческих банков за привлечение клиентуры. Без таких операций, как покупка-продажа наличной иностранной валюты с участием физических лиц, осуществления переводов за границу, покупки-продажи дорожных чеков, выдачи наличной иностранной валюты на командировочные расходы корпоративным клиентам, практически невозможна повседневная работа любого банка с клиентами.


1.2    Особенности организации валютного регулирования и валютного

контроля в Республике Беларусь


Совершенствование действующей валютной системы в Республике Беларусь, включая определение принципов валютного регулирования, направленных на обеспечение оптимальных условий функционирования народного хозяйства в интересах государства и интеграцию в мировую экономику, остается актуальной задачей для нашей экономики.

Проводимая в Республике Беларусь валютная политика осуществляется в соответствии с Основными направлениями денежно-кредитной политики и, в своей основе, регулируется с применением экономических методов управления. Устойчивость белорусского рубля в настоящее время достигается путем поддержания плавной, предсказуемой динамики обменного курса белорусского рубля при поддержании таких инструментов денежно-кредитной политики, как эмиссия Национального банка, рублевая денежная масса, процентные ставки, резервные требования, в необходимых для этой цели пропорциях и уровнях.

Под валютным регулированием понимается совокупность форм организации денежных потоков при проведении внешнеторговых операций в целях предотвращения оттока капитала и укрепления отечественного платежного баланса, обеспечения должной динамики валютного  курса и равновесия на валютном рынке. [12, с.51].

Основная цель валютного регулирования – устойчивая равновесная ситуация на валютном и связанных с ним рынках. Предприятия получат достаточные стимулы к росту конкурентоспособности, восстановлению и расширению емкости внутреннего рынка и эффективному использованию имеющихся у предприятия, государства и населения валютных ресурсов и уменьшению оттока капитала за рубеж.

От методов валютного, внешнеэкономического регулирования зависит финансовое состояние предприятий-экспортеров, а также предприятий импортоориентированных отраслей. Вследствие высокой зависимости национального производства от импорта сырья, низкого уровня внедрения наукоемких и энергосберегающих технологий происходит снижение конкурентоспособности отечественной продукции и увеличение износа основных фондов.

В Республике Беларусь валютное регулирование осуществляется на основании Закона  РБ от 22.07.2003 г. «О валютном регулировании и валютном контроле». Принятие Закона является, безусловно, позитивным явлением, так как означает некоторую стабилизацию системы валютного регулирования и контроля в стране.

Закон содержит основные понятия, имеющие отношение к валютному регулированию и валютному контролю, классификацию валютных операций, порядок проведения валютных операций в зависимости от субъектного состава валютных сделок, основные принципы расчетов, ввоза и вывоза иностранной валюты, органов валютного регулирования и валютного контроля, а также их полномочия, компетенцию и основные обязанности. И, наконец, Закон установил функции агентов валютного контроля, права и обязанности резидентов и нерезидентов.

Президент Республики Беларусь определяет систему органов валютного регулирования в Республике Беларусь и принимает иные меры по осуществлению валютного регулирования в соответствии с Конституцией Республики Беларусь.

Если иное не определено Президентом Республики Беларусь, органами валютного регулирования в Республике  Беларусь являются Совет Министров Республики Беларусь и Национальный банк.[2].

В настоящее время создана система валютного регулирования и валютного контроля, позволяющая на данном этапе с использованием административных и экономических методов обеспечить «прозрачность» на внутреннем валютном рынке.

Система административного валютного регулирования и контроля основана на определении системы расчетов по внешнеэкономическим операциям, жестком регулировании поступления и использования валютных средств юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, а также на действии целого ряда экономических санкций и ограничений.

Административные меры валютного регулирования на определенном  краткосрочном отрезке времени оказывают положительное влияние на развитие экономики внутри страны, мобилизуя национальные сбережения для инвестирования в экономику.

В долгосрочном плане регулирование через валютные ограничения не может обеспечить стабильности на валютном, внешнеторговом и финансовых рынках.

По мере выравнивания внешнеторговых диспропорций, динамики ВВП и обменного курса белорусского рубля целесообразен переход к либеральному направлению валютного регулирования.

Основы валютного регулирования должны быть направлены на обеспечение сбалансированности платежного баланса и стабильности белорусского рубля, экономической безопасности, поддержание устойчивого экономического роста и развитие международного сотрудничества Республики Беларусь.[13, с.462].

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12