Основы государственного управления рынком пластиковых карт
С одной
стороны, статистика подтверждает гипотезы экономистов-теоретиков о
существовании непрямого сетевого эффекта. Видно, что рост эмиссии дебетовых
карт в США и странах Западной Европы вызвал рост числа POS‑терминалов (и,
соответственно, числа торгово-сервисных фирм), обслуживающих эти карты. В свою
очередь, развитие инфраструктуры обслуживания дебетовых карт вызвало новый
всплеск эмиссии дебетовых продуктов. Все это в динамике стало напоминать
снежный ком – чем больше карт, тем больше акцептантов этих карт, чем больше
акцептантов, тем больше спрос на карты и больше эмиссия – и так далее, почти до
бесконечности.
С другой
стороны, торговцы тоже захотели поучаствовать в дележе возросших доходов и
затребовали от эквайреров и платежных систем снизить торговые комиссии. В результате
– многочисленные суды и вмешательство регулирующих инстанций.
Карты с
кредитной функцией
Вопреки
убеждению некоторых российских специалистов сегмент карт с кредитной функцией
развит во многих экономически развитых странах не столь хорошо, как сегменты
карт с дебетовой функцией или функцией снятия наличных. Кредитные продукты
играют определяющую роль на карточных рынках США, Канады, Японии, отчасти – Великобритании.
Причем в Японии большая доля кредитных карт по европейским меркам трактовалась
бы как дебетовые карты с отсроченным дебетованием, поскольку многие японские
держатели обязаны погашать кредит полностью по истечении одного учетного
периода и не имеют права пролонгировать кредит, как американские или британские
держатели (прил. 3.10–3.14).
В результате
число кредитных карт в большинстве стран и регионов экономически развитого мира
растет более медленными темпами, чем карты с дебетовой функцией. Более
медленными темпами растет и инфраструктура обслуживания этих карт.
В России в
последние годы никакого существенного сдвига в сторону более частого
использования карт для покупки товаров и услуг не отмечалось. Скорее наоборот:
доля трансакций по снятию наличных увеличивается. В 2006 г. всего 7,3%
карточных трансакций приходилось на покупку товаров и услуг. Сумма же покупок
по картам вообще столь мала, что сравнивать ее с аналогичными показателями в
экономически развитых странах просто бессмысленно.
Таким
образом, исходя из сравнительного анализа можно сделать следующие выводы:
В странах с
развитыми карточными рынками количество находящихся в обращении карт таково,
что показатели их численности в расчете на 1 тыс. жителей находятся в пределах
от 740 (Франция) до 4355 (США). В России этот показатель находится на уровне
105 карт на 1 тыс. жителей.
В странах с
развитыми карточными рынками в обращении находятся различные виды и типы карт,
что обеспечивает возможность выбора для потребителей и возможность оптимальной
настройки бизнес-моделей для эмитентов, эквайреров и фирм-акцептантов. Основную
роль на современных развитых рынках играют карты с функциями снятия наличных,
непосредственного и отсроченного дебетования и кредитной функцией. В последние
годы сокращается доля карт, выпускаемых торгово-сервисными компаниями. Сложной
остается и ситуация с картами с функцией электронных денег. В большинстве
европейских стран удельный вес этих продуктов сокращается. Однако в США и ряде
стран Азиатско-Тихоокеанского региона (особенно в Сингапуре) в последние годы
электронные кошельки получают все большее распространение.
Банкоматы и
карты с функцией снятия наличных продолжают играть заметную роль на всех без
исключения национальных и региональных карточных рынках из числа стран,
участвующих в анализе. Таким образом, не находит статистического подтверждения
тезис о сокращении спроса на банкоматные услуги со стороны держателей в
экономически развитых странах. Потребность жителей этих стран в наличных
средствах по-прежнему остается на высоком уровне, несмотря на опережающие темпы
развития безналичных инструментов и платежа и средств расчетов. Число
банкоматов в экономически развитых странах продолжает расти, хотя относительные
показатели числа и величин трансакций демонстрируют противоречивую динамику. В
целом сегмент карт с функцией снятия наличных в развитых странах испытывает на
себе воздействие различных факторов, поэтому прогнозировать конкретные
параметры его развитие – даже на ближайшие годы – чрезвычайно трудно. В России
показатели плотности банкоматных сетей и числа трансакций заметно отстают от
средних показателей в экономически развитых странах. Однако при сохранении
доминирующей на отечественном карточном рынке модели, основной на зарплатных
проектах, потребность в устройствах самообслуживания оказывается значительно
меньше, чем в экономически развитых странах. Поэтому нельзя считать показатели
развития инфраструктуры устройств банковского самообслуживания в странах с
развитыми карточными рынками эталонными для российского карточного рынка. Если
количество банкоматов на 1 млн. жителей в этих странах достигает 1 тыс. и
более, то в России сохранение зарплатной модели карточного бизнеса позволяет
достичь оптимальной плотности, вероятно, при 150 – 200 банкоматов на 1 млн.
жителей.
В последние
годы в странах с развитыми карточными рынками происходит активное
распространение карт с дебетовой функцией – и как инструмента для снятия
наличных, и как инструмент платежа за товары и услуги. Развитие дебетового
сегмента идет опережающими темпами практически во всех экономически развитых
странах. Высокие темпы роста дебетового сегмента служат статистическим
подтверждением известного в экономической теории феномена непрямого сетевого
эффекта. Увеличение эмиссии карт с дебетовой функцией способствовало увеличению
числа торгово-сервисных фирм-акцептантов и числа POS‑терминалов,
обслуживающих эти карты. В свою очередь, расширение инфраструктуры обслуживания
карт с дебетовой функцией вызвало виток спроса на эти продукты и новое
увеличение объемов эмиссии. Таким образом, карты вновь выступили в качестве
платформы, объединившей две независимые группы потребителей – акцептантов и держателей.
В странах с
развитыми карточными рынками продолжается достаточно стабильное расширение
кредитного сегмента – хотя и не столь высокими темпами, как сегмента карт с
дебетовой функцией и, как ни странно на первый взгляд, карт с функцией снятия
наличных. Отчасти это объясняется различиями в методах статистического анализа
в различных странах (в некоторых странах карты учитываются как кредитные, а в
других странах карты с аналогичными функциями и характеристиками – как
дебетовые). Отчасти это объясняется более узкими границами самого кредитного
сегмента, связанного с меньшим числом потенциальных клиентов. В какой-то
степени на замедление темпов роста кредитного сегмента повлияли и отчетливо
проявившиеся в последние годы проблемы кредитного риска и стремительно накапливающейся
потребительской задолженности. Что касается российского карточного рынка, то
его сегмент платежных карт очень незначителен – как по сравнению с общим
объемом трансакций по снятию наличных в России, так по сравнению с платежными
сегментами в экономически развитых странах.
Статистические
данные, свидетельствуют о наличии четко выраженной тенденции увеличения доли
карточных трансакций в общем количестве платежных операций в экономически
развитых странах. Карты как инструмент платежа и расчетов используются все
чаще, а чеки все реже. Однако в общей стоимости платежных трансакций доля
карточных операций остается мизерной – как правило, менее 0,5%.
3.2 Тенденции развития рынка пластиковых карт
Проведенный
анализ показал, что рынок недостаточно развит, а следовательно, у него есть все
возможности для дальнейшего перспективного развития. В последнее время этот
рынок развивается бурно. По состоянию на 1 января 2007 г. на территории
Российской Федерации Банком России зарегистрированы 452 кредитные организации,
осуществляющие эмиссию и / или эквайринг банковских карт как
российских, так и международных платежных систем. Таким образом, по сравнению с
показателями на начало 2004 г. количество кредитных организаций,
осуществляющих эмиссию и / или эквайринг банковских карт, увеличилось
на 14%, что говорит о расширении сферы деятельности кредитных организаций на
рынке розничных банковских услуг. За двенадцать месяцев 2007 г. количество
кредитных организаций, осуществляющих эмиссию и / или эквайринг
платежных, в том числе банковских, карт российских платежных систем,
увеличилось на 6,6%, международных – на 21,4%. Превышение количества кредитных
организаций, осуществляющих эмиссию и / или эквайринг карт российских
платежных систем над международными, по состоянию на 1 января 2007 г.
составило 1,2 раза, в то время как по состоянию на 1 января 2004 г.
аналогичное соотношение составляло 1,4 раза. По состоянию на конец 2004 г.
количество эмитированных в Российской Федерации банковских карт превысило 24
млн., из которых более 50% приходится на карты российских платежных систем[25].
Это свидетельствует о том, что растет не только количество, но и качество. Люди
стали пользоваться картами каждый день, они расплачиваются ими за товары и
услуги. В Москве еще 5–6 лет назад держатели пластиковых карт пользовались
только банкоматами. Сейчас такая картина наблюдается в регионах, где карты являются
средством выдачи зарплаты. Но идет постепенное смещение: «зарплатные» карты
становятся платежным средством. Для этого перехода важны 2 вещи. Во-первых, у
нас еще недостаточно развита инфраструктура приема карт, еще не везде принимают
карты. Это связано с тем, что большинство мелких точек не показывают
безналичные обороты, не хотят лишний раз светиться. Многие точки регистрируются
как предприниматель без образования юридического лица и работают по упрощенной
бухгалтерии. Во-вторых, до 1 января 2004 года существовал налог с продаж,
который также взимался и при безналичных расчетах, С карт, как и с наличных
денег, брали налог с продаж. Это не стимулировало развитие рынка пластиковых
карт. Однако сейчас ситуация существенно отличается от той, которая была 5–6
лет назад, когда карточки были уделом дорогих элитных магазинов и бутиков,
самых дорогих супермаркетов. Сейчас это вполне демократичный инструмент. 2003 г.
был годом старта активного потребительского кредитования в России. Кредитная
карта – следующая ступень развития потребительского кредита после экспресс-кредитования
в таких областях, как торговля электроникой, бытовой техникой и спортивными
товарами. На настоящий момент средний объем потребительского кредита составляет
10–15 тыс. руб. или 300–500 долларов. В ближайшие 2–3 года ситуация
кардинальным образом изменится, так как банки заинтересованы в доходности
бизнеса, а прибыль лежит именно в развитии кредитных карт. Кредитные карты
начнут постепенно вытеснять классическое потребительское кредитование, так как
стоимость обслуживания таких кредитов достаточна высока.
В перспективе
некоторые платежные системы хотят создать единую национальную платежную
систему. Платежная система «Золотая корона» осенью 2004 г. представила
Банку России концепцию создания в России национальной платежной системы.
Согласно
представленным тезисам концепции, целью создания национальной платежной системы
является укрепление и развитие отечественного банковского сектора, развитие
системы розничных расчетов в безналичной форме с постепенной тенденцией к преобладанию
безналичной формы расчетов над наличной. Платежная система способна сыграть
ведущую роль в формировании системы мониторинга результативности бюджетных
расходов и качества управления бюджетными средствами.
Необходимо
создать систему допуска банков к эмиссии и обслуживанию карт национальной
платежной системы, предоставляющую равные условия кредитным организациям
Российской Федерации для участия в национальной платежной системе. При этом в
тезисах концепции особо отмечена необходимость прямого ограничения на
использование иностранных технологий при реализации зарплатных, социальных и
других проектов на предприятия военно-промышленного комплекса, а также других,
относящихся к стратегическим отраслям экономики России в целях обеспечения
необходимого уровня национальной безопасности.
Концепция
предполагает, что область применения многофункциональных банковских карт должна
регулироваться помимо Банка России также Министерством экономического развития
и торговли, Министерством здравоохранения и социального развития, Министерством
информационных технологий и связи. Платежная система «Золотая корона» выступает
за создание в России единой федеральной системы розничных безналичных расчетов
в результате объединения «Золотой короны» и системы «Сберкарт». При реализации
этого проекта в достаточно короткие сроки сформируется единая инфраструктура
национального масштаба для проведения массового розничного обслуживания.
Технологические возможности российских платежных систем позволяют уже сегодня
обеспечить разнообразные способы совершения розничных безналичных расчетов с
использованием пластиковой карты, мобильного телефона через Интернет, полагает «Золотая
корона».
В
проекте письма говорится, что «пора предпринимать конкретные действия по
созданию единой национальной платежной системы, которая должна учитывать всю
экономическую, социальную, технологическую, юридическую и даже географическую
специфику России». На первом этапе «государство должно определить правила
обслуживания и обращения пластиковых карт на территории России, условия
сертификации необходимого оборудования и программного обеспечения, а также
определить механизмы гарантий платежа и расчетов между участниками различных
платежных систем». Все эти меры, по мнению авторов письма, «снизят уровень
мошенничества на рынке пластиковых карт, уменьшат зависимость отечественных
банков от иностранных платежных систем и создадут условия для развития
свободной конкуренции российских платежных систем». На втором этапе создания единой
национальной платежной системы государство должно ввести обязательное
обслуживание на территории России карт, выпущенных в соответствии с
установленными правилами, и вручить их гражданам. Только по этим картам
россияне смогут получать зарплату и социальные выплаты, совершать покупки в
магазинах, оплачивать коммунальные платежи. А международные пластиковые карты
останутся исключительно для использования при поездках за границу.
Стремление
банков создать единую национальную платежную систему вполне объяснимо. Членство
в международной платежной системе дорого, особенно для небольших региональных
банков: размер вступительного взноса составляет от $50 тыс. до $250 тыс. (в
зависимости от статуса), а ежегодных комиссионных – $12 – 24 тыс. По требованию
международных платежных систем, банки вынуждены держать депозиты на счетах в
иностранных банках, тем самым отвлекая значительные средства из своего оборота.
В локальных системах требования к депозитам на два порядка ниже. Но на создание
единой национальной платежной системы потребуется около 2 млрд. долларов.
Рынок
банковских услуг претерпевает серьезные изменения, и в последние годы приобрел
все черты динамично развивающегося рынка пластиковых карт. С одной стороны,
ведущие российские банки активно работают с международными платежными
системами, а с другой – они сами активно включились в конкурентную борьбу за
пальму первенства на российском рынке высоких технологий, создавая собственные
электронные системы платежей и расчетов либо объединенные системы пластиковых
карт. При этом преобладающей является тенденция к объединению первоначально
разрозненных систем многих банков и фирм в единую универсальную платежную
систему. Важная особенность российского рынка пластиковых карт состоит в том,
что основными элементами систем платежей являются банковские карты.
Банки-эмитенты активно конкурируют между собой, стремясь привлечь больше
клиентов. В результате острой конкурентной борьбы снижается стоимость карт и
взимаемых комиссионных за пользование ими. Развитие инфраструктуры рынка
пластиковых карт (сети торговых и сервисных точек, принимающих к оплате
пластиковые карты, банкоматов, расчетных центров и т.п.) отстает от темпов
выпуска банковских пластиковых карт. Многие банки идут по пути диверсификации
своей деятельности: сочетания выпуска международных карт, членства в российских
системах и выпуска собственных индивидуальных карт. Российские банки – эмитенты
пластиковых карт в большинстве своем выпускают в обращение дебетовые карты в
связи с особенностями экономической ситуации в стране (инфляция, повышенные экономические
риски и т.п.). Банки стремятся застраховать себя от возможных потерь и поэтому
при выдаче даже кредитной карты требуют внесения страхового депозита,
превышающего лимит кредитования, что безусловно ставит суть кредитной сделки
под сомнение и позволяет говорить, по существу, о платежных картах. Большинство
карт, эмитируемых в нашей стране, является магнитными вследствие относительно
низкой себестоимости их производства и обслуживания. Соответственно, банки
вкладывают огромные средства в создание дорогостоящей инфраструктуры для
обслуживания этих карт. Но основным фактором, препятствующим сегодня западным
странам быстро перейти к смарт-картам, как раз и является развитая
инфраструктура для обслуживания магнитных карт. Нужны огромные средства для
переоборудования существующих систем.
Россия в
числе других стран Восточной Европы, только начинающих развитие «карточного»
бизнеса, обладает уникальной возможностью «перепрыгнуть» традиционные платежные
системы, учась на чужих ошибках. Смарт-карты могли бы не только защитить от
мошенничества, устранить необходимость авторизации в режиме on-line, но и решить многие
проблемы налично-денежного оборота на территории страны, возникающие вследствие
как общей экономической нестабильности (в том числе инфляции), так и ненадежности
бумажных купюр.
Вместе с тем
совершенно очевидно, что внедрение кредитных и других пластиковых карт в России
следует развивать на основе серьезного анализа практики использования карточек
за рубежом, их преимуществ и недостатков.
1. Конституция Российской
Федерации // Российская газета. 1993. 12 дек.
2. Гражданский кодекс
Российской Федерации. Часть первая (с изменениями) // Собрание
законодательства Российской Федерации. 1994. №32. Ст. 3301.
3. Гражданский кодекс
Российской Федерации. Часть вторая (с изменениями) // Собрание
законодательства Российской Федерации. 1996. №34. Ст. 4025.
4. Положение Центрального
банка Российской Федерации от 09.04.1998 г. №23‑П «О порядке эмиссии
кредитными организациями банковских карт и осуществления расчетов по операциям,
совершаемым с их использованием» (с изменениями) // Вестник Банка России. 1998.
15 апр. №23.
5. Афанасьева Л.П., Богатырев В.И.,
Журкина Н.Г. Основы банковской деятельности (Банковское дело). – М.:
Инфра‑М, 2003.
6. Банки и банковское дело /
под ред. И.Т. Балабанова. – СПб.: «Питер», 2002.
7. Банковское дело / под
ред. Г.Н. Белоглазовой, Л.П. Кроливецкой. – М.-СПб.: «Питер», 2004.
8. Банковское дело / под
ред. В.И. Колесникова, Л.П, Кроливецкой. – М.: «Финансы и статистика»,
2000.
9. Банковское дело / под
ред. О.И Лаврушина. – М.: «Финансы и статистика», 2000.
10. Вавилов А.В., Ильин И.И. Пластиковые
карты: Принципы построения платежных систем. – М.: ИИЦ «Европеум-пресс», 1999.
11. Глазиков И. От Americard к Visa // «Мир карточек», №1,
2004.
12. Глушков И. Обеды по карточкам // «Мир
карточек», №2, 2004.
13. Демидович Ю. Эффективность карточного
бизнеса // «Банки и технологии», №12, 2004.
14. Козье Д. Электронная коммерция. – М.: ИТД
«Русская редакция», 2000.
15. Коробова Г.Г, Коробов Ю.И., Рябова А.Ф. Банковское
дело. – М.: Юристъ, 2002.
16. Купун С.П. Пластиковые карточки
российских платежных систем. – Кр.: ОБС – Пресс, 1998.
17. Логинов А. Российский рынок пластиковых
карточек нуждается в решениях международного уровня // «Банковские
технологии», №8, 2004.
18. Макарова Г.Л. Корпоративные
пластиковые карточки. – М.: Финстатинформ, 2001.
19. Рубинштейн Т.Б., Мирошкина О.В. Развитие
банковской системы и инновационные банковские продукты: пластиковые карты. –
М.: Гелиос АРВ, 2002.
20. Рудакова О.С. Банковские
электронные услуги: Учеб. Пособие для вузов. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2000.
21. Свиридов О.Ю. Банковское дело. –
М.: МарТ, 2002.
22. Смородинов О. «Государственные»
смарт-карточки // «Мир карточек», №1, 2003.
23. Смородинов О. Карточный рынок // «Мир
карточек», №3, 2004.
24. Смородинов О. Что такое развитой карточный
рынок // «Мир карточек», №2, 2004.
25. Спиранов И.А. Правовое
регулирование операций с банковскими картами. – М.: ИнтерКримПресс, 2000.
26. Тедеев А.А. Электронные
банковские услуги и Интернет-банкинг: правовое регулирование и налогообложение.
– М.: Новый индекс, 2002.
27. Торхов В.Л., Андреев А.А., Морозов А.Г.,
Селиванов Ю.В. Пластиковые карточки. Руководство для пользователей. –
М.: Концерн «Банковский деловой центр», 1998.
28. Филатов В., Лобова Е. Задачи органов
власти России по внедрению пластиковых карточек во все сферы жизни // «Мир
карточек», №1, 2003.
29. Официальный сайт ассоциации российских банков
– членов Visa: www.visarussia.ru
30. Официальный сайт Платежной системы
«Золотая Корона»: #"#_ftnref1" name="_ftn1" title="">[1] Банки и банковское дело /
под ред. Балабанова И.Т. – СПб.: «Питер», 2002, с. 242.
[2] Козье Д. Электронная
коммерция. – М.: ИТД «Русская редакция», 2000, с. 167.
[3] Рудакова О.С. Банковские
электронные услуги: Учеб. Пособие для вузов. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2000,
с. 92.
[4] Банковское дело / под
ред. Лаврушина О.И. – М.: «Финансы и статистика», 2000, с. 527.
[5] Тедеев А.А.
Электронные банковские услуги и Интернет-банкинг: правовое регулирование и
налогообложение. – М.: Новый индекс, 2002, с. 42.
[6] Глазиков И. От Americard к Visa
// «Мир карточек», №1, 2004, с. 34.
[7] Официальный сайт
ассоциации российских банков – членов Visa: www.visarussia.ru
[8] Официальный сайт
Платежной системы Mastercard: #"#_ftnref9" name="_ftn9" title="">[9] Глушков И. Обеды
по карточкам // «Мир карточек», №2, 2004, с. 41.
[10] Тедеев А.А. Электронные
банковские услуги и Интернет-банкинг: правовое регулирование и налогообложение.
– М.: Новый индекс, 2002. С. 52.
[11] Банки и банковское дело
/ под ред. Балабанова И.Т. – СПб: «Питер», 2002, с. 247.
[12] Банковское дело / под
ред. Лаврушина О.И. - М.: «Финансы и статистика», 2000, с. 526.
[13] Официальный сайт
Платежной системы STB Card: #"#_ftnref14" name="_ftn14" title="">[14] Официальный сайт
Платежной системы Union Card: #"#_ftnref15" name="_ftn15" title="">[15] Официальный сайт
Платежной системы «Золотая Корона»: #"#_ftnref16" name="_ftn16" title="">[16] Тедеев А.А.
Электронные банковские услуги и Интернет-банкинг: правовое регулирование и
налогообложение. – М.: Новый индекс, 2002, с. 60.
[17] Вавилов А.В., Ильин
И.И. Пластиковые карты: Принципы построения платежных систем. – М.: ИИЦ «Европеум-пресс»,
1999, с. 177.
[18] Тедеев А.А. Электронные
банковские услуги и Интернет-банкинг: правовое регулирование и налогообложение.
– М.: Новый индекс, 2002, с. 79.
[19] Спиранов И.А. Правовое
регулирование операций с банковскими картами. – М.: ИнтерКримПресс, 2000, с.
60.
[20] Тедеев А.А.
Электронные банковские услуги и Интернет-банкинг: правовое регулирование и
налогообложение. – М.: Новый индекс, 2002, с. 128.
[21] Смородинов О. Что
такое развитой карточный рынок // «Мир карточек», №2, 2004, с. 12.
[22] Демидович Ю.
Эффективность карточного бизнеса // «Банки и технологии», №12, 2004, с. 68.
[23] Глушков И.
Карточный рынок // «Мир карточек», №3, 2004, с. 21.
[24] Смородинов О.
Что такое развитой карточный рынок // «Мир карточек», №2, 2004, с.17.
[25] Официальный сайт ЦБ РФ: www.cbr.ru
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
|