рефераты

рефераты

 
 
рефераты рефераты

Меню

Основы государственного управления рынком пластиковых карт рефераты

*Примечание: таблица составлена автором на основании литературных источников [18,27,28].


Хотя в количественном выражении показатели эмиссии карт в расчете на 1000 жителей в экономически развитых странах можно считать примерно одинаковыми, структура эмиссии карт отличается гораздо большим разнообразием[22]. Для США и Японии до сих пор характерно превалирование карт с кредитной функцией и функцией снятия наличных над картами с функцией непосредственного дебетования. В странах Западной Европы и Скандинавии, напротив, наблюдается примерное равенство в использовании карт с функцией снятия наличных и с дебетовой функцией. Кредитные карты эмитируются и используются в этом регионе значительно реже. Объясняется это двумя причинами. Во-первых, во второй половине 1990-х гг. в Европе прошла «дебетовая революция»: сначала в Великобритании, а затем в континентальной Европе банки стали активно выпускать дебетовые продукты. Во-вторых, понятие дебетовой карты в европейских странах часто включает и продукты с отсроченным дебетованием счета, которые национальные статистики относят к картам с дебетовой функцией, а не к кредитной, как в Японии.

Данные табл. 3.3 позволяют также судить о непростой ситуации в сегменте электронных кошельков, или карт с функцией э-денег. Динамика эмиссии карт этого вида в последние годы – в тех странах, где они выпускаются, – отрицательна. Видно также, что таким картам не уделяют серьезного внимания эмитенты крупнейших карточных рынков – США и Японии. Дело Mondex отнюдь не живет и не побеждает на родине этой компании – в Великобритании. Счастливое исключение для поклонников электронных денег составляет Сингапур, где в 2002–2004 г. прошла массовая эмиссия этих продуктов. Впрочем, известно, что в 2003 г. в некоторых странах (в том числе в США и Японии) инициированы крупные программы на основе карт с функцией э-денег. Возможно, в недалеком будущем интерес к этому виду карточных продуктов вновь возрастет.

Так или иначе, но разнообразие карточных продуктов является одним из свидетельств высокого уровня развития карточного рынка, поскольку позволяет потребителям осуществлять выбор в соответствии со своими предпочтениями, а эмитентам – выбирать оптимальные варианты и наборы выпускаемых карт в соответствии с реализуемыми стратегиями.

Инфраструктура обслуживания карт. Банкоматы и карты с функцией снятия наличных

Последние 10 лет специалисты и сами участники национальных рынков банковского самообслуживания непрерывно жаловались на тяжелую жизнь. Банки – владельцы устройств выдачи наличных сокрушались по поводу чрезвычайной остроты конкуренции и, соответственно, падения доходов. Компании – производители банкоматов беспокоились по поводу снижения спроса на дорогие многофункциональные устройства. Специалисты в один голос говорили о чрезмерном насыщении рынка и необходимости поиска новых моделей бизнеса. Сами держатели карт тоже были недовольны – увеличением размера комиссий и появлением нового явления под названием surcharge, т.е. банальной дополнительной платы за пользование услугами банкоматов, принадлежащих независимым провайдерам услуг.

При всем при этом статистически наличие каких-либо кризисных явлений на глобальном рынке услуг банковского самообслуживания не находит однозначного подтверждения.

Действительно, динамика количества и величин трансакций в среднем в расчете на одного жителя в экономически развитых странах в период 2000–2006 гг. напоминает американские горки. В иные годы эти показатели растут по 10–15%, в иные годы – на столько же падают. Особенно заметно падение было в 2006 г., когда и величина средней трансакции по снятию наличных в банкоматах, и частота пользования банкоматами в некоторых странах упала по сравнению с предыдущим годом весьма значительно: в США это падение по обоим показателям составило более 20%.

Однако при этом во всех рассматриваемых странах общее количество банкоматов в период 2000–2006 гг. продолжало стабильно расти, причем в некоторых странах едва ли не по 10% в год. Значит, на взгляд владельцев банкоматов, экономическая выгода от развития бизнеса все-таки была, и получаемая прибыль вполне реально компенсировала негативные эффекты от колебания спроса на услуги и обострения конкуренции.


Таблица 3.4. Количество банкоматов в расчете на 1 млн. жителей в 2002–2006 гг.*

Страна

2002 г.

2003 г.

2004 г.

2005 г.

2006 г.

Бельгия

564

606

657

669

683

Канада

778

877

1037

1145

1272

Франция

490

538

580

606

637

Германия

556

563

580

603

612

Италия

487

524

549

632

683

Япония

934

944

922

918

895

Нидерланды

418

422

435

445

466

Сингапур

483

470

446

435

371

Швеция

281

291

295

289

297

Швейцария

642

655

675

694

706

Великобритания

421

468

563

621

690

США

677

813

967

1135

1220

В среднем

648

717

794

879

927

Россия

19

25

27

41

62

*Примечание: таблица составлена автором на основании литературных источников [18,27,28].


Если ограничиваться только анализом количественных данных в табл. 3.4, приложениях 3.3 – 3.6, то может создаться впечатление серьезной, неустойчивости ситуации на глобальном рынке банкоматных услуг и, соответственно, непредсказуемости его будущего. Однако, скорее всего, рассматриваемый период является своего рода уникальным, поскольку сразу в нескольких регионах одновременно происходит перестройка используемых на рынке моделей бизнеса[23].

Например, в США в настоящее время более 50% всех устройств банковского самообслуживания принадлежит не банкам, а так называемым независимым операторам рынка. Среди этих компаний имеются и очень крупные (такие, как American Express), владеющие несколькими тысячами полнофункциональных устройств банковского самообслуживания, и небольшие «семейные» магазины, купившие дешевые устройства по выдаче наличных в целях привлечения дополнительных клиентов. Широкое распространение в США получила модель банкоматного бизнеса, при которой независимые компании управляют принадлежащими банкам устройствами на основе аутсорсинга. В стране происходит и изменение принципа размещения устройств самообслуживания: все больше их устанавливается в торгово-сервисных центрах, на спортивных сооружениях, в парках, на аттракционах и т.п. Наконец, определенное развитие получает оснащение банкоматов дополнительной функциональностью от предоставления услуг для перевода средств со счета на счет до продажи марок и билетов на хоккей.

В других странах также происходят серьезные изменения на рынке банкоматных услуг. Банки берут устройства банковского самообслуживания в «коллективное управление»: появляются межбанковские компании, управляющие банкоматами, которые принадлежат различным владельцам (Великобритания, Сингапур). В некоторых странах (Италия, Франция, Великобритания) плотность банкоматных сетей растет исключительно быстрыми темпами в результате повышения спроса со стороны возросшего числа держателей карт с функцией снятия наличных (и это при том, что еще в середине 1990-х гг. британские и французские эксперты рассуждали о перенасыщенности рынка банкоматных услуг).

Опыт ряда стран свидетельствует, что реализация новых крупномасштабных программ на базе дебетовых карт или электронных кошельков способна оказать – как минимум краткосрочный – негативный эффект на уровень спроса на услуги банковского самообслуживания. Этот опыт пережили США и Великобритания в середине 1990-х гг. Сейчас с аналогичной проблемой столкнулись Япония (в которой с 2001 г. начались программы национальных дебетовых карт), Сингапур и Нидерланды (где в обращении находится большое количество электронных кошельков). Понятно, что электронные кошельки способствуют снижению спроса на наличные и, соответственно, более редкому использованию устройств для выдачи наличных. Крупномасштабная эмиссия дебетовых карт означает увеличение числа держателей карт – прежде всего за счет потребителей, не имевших доступа к кредитным продуктам и привыкшим к использованию наличных для оплаты товаров и услуг. Поэтому в некоторых странах рост количества дебетовых карт сопровождался падением спроса на банкоматные услуги. Правда, и в США, и в Великобритании с этой негативной тенденцией, в общем и целом справились, но в Японии и Сингапуре – пока нет.

Похоже, что прогнозирование развития ситуации на рынке услуг банковского самообслуживания на глобальном и региональном уровнях – занятие исключительно неблагодарное. Эксперты неоднократно ошибались (как, например, с предсказанием повышенного спроса на наличные в момент введения наличных евро в январе 2002 г., – никакого повышенного спроса на банкоматные услуги не было отмечено) и, судя по всему, будут ошибаться и впредь, поскольку на динамику этого рынка влияет великое множество действующих в разных направлениях факторов[24].

Что касается России, то, с одной стороны, существует очевидное отставание от экономически развитых стран по плотности банкоматной инфраструктуры, но, с другой стороны, при сохранении высоких темпов эмиссии карт в нашей стране в ближайшие годы число устройств самообслуживания должно будет расти также достаточно высокими темпами – просто потому, что спрос на услуги по выдаче наличных тоже будет расти. С учетом того, что в 2004 г., по данным Банка России, 92,8% всех карточных трансакций в нашей стране приходилось на снятие наличных и этот показатель в ближайшие годы вряд ли понизится, компании – поставщики банкоматов могут уверенно рассчитывать на высокие объемы продаж в России. Правда, при столь подавляющей доле зарплатных проектов на карточном рынке нашим потребителям вряд ли потребуется так много банкоматов, как, скажем в США или Японии: для того чтобы 1–2 раза в месяц выбрать свою заработную плату, с лихвой хватит сотни полторы банкоматов на 1 млн. жителей.

Использование карт с дебетовой и кредитной функцией для покупки товаров и услуг. Карты с дебетовой функцией

В отличие от сегмента карт с функцией снятия наличных, динамика карт с дебетовой функцией, равно как и инфраструктура их обслуживания, в экономически развитых странах на протяжении последних пяти лет демонстрировала положительную динамику. Число POS‑терминалов, обслуживающих такие карты, увеличивалось год от года с завидным постоянством (табл. 3.5, приложение 3.7–3.9).


Таблица 3.5. Число POS‑терминалов, обслуживающих карточки с дебетовой функцией в расчете на 1 млн. жителей в 2002–2006 гг.*

Страна

2002 г.

2003 г.

2004 г.

2005 г.

2006 г.

Бельгия

9121

9746

11361

14047

13136

Канада

13024

13317

14231

14881

15737

Франция

12047

13261

13848

14845

15620

Германия

4423

5761

7194

5291

5584

Италия

6001

7549

9878

12918

14109

Япония

127

Н.д.

Н.д.

Н.д.

Н.д.

Нидерланды

8533

9208

9774

10333

10972

Сингапур

4088

4506

4851

5067

5625

Швеция

8406

9160

9822

9917

11439

Швейцария

7158

8599

9369

10174

10976

Великобритания

10462

11970

12533

13078

13691

США

6157

8414

10976

12257

12128

В среднем

6136

9066

10862

11735

12040

Россия

73

99

145

200

338

*Примечание: таблица составлена автором на основании литературных источников [18,27,28]


Также росли количество трансакций по картам с дебетовой функцией – в абсолютном и относительном выражении; средние величины платежных трансакций по картам с дебетовой функциональностью. Причем в 2000–2004 гг. дебетовые сегменты карточных рынков большинства экономически развитых стран характеризовались интенсивным типом развития – средние величины трансакций росли более высокими темпами, чем среднее количество трансакций по этим картам. Что не могло не радовать эквайреров (увеличение размеров торговых комиссий в результате увеличения средних размеров покупок) и эмитентов (увеличение доли дебетовых продуктов в структуре эмиссии означало относительное уменьшение кредитных рисков). Что касается торгово-сервисных компаний, то они, как известно, отнеслись к увеличению количества карт с дебетовой функцией в обращении неоднозначно.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9