рефераты

рефераты

 
 
рефераты рефераты

Меню

Основы государственного управления рынком пластиковых карт рефераты

В момент покупки товаров или услуг покупатель предъявляет карту. Продавец печатает специальную квитанцию – слип, на которую с помощью импринтера заносятся сведения с карты. Этот процесс называется импринтингом.

В международных платежных системах кассовые документы изготавливаются, как правило, в 3 экземплярах. Первый экземпляр получает держатель карты, второй остается у продавца, третий отсылается банку-эквайреру.

Если сумма сделки превышает установленный разовый лимит либо если это предусмотрено соответствующими договорами и правилами расчетов в данной платежной системе, торговец до оформления слипа обязан произвести авторизацию.

Банк, в котором открыт счет предприятия торговли (услуг), получает от своего клиента ежедневно или в другие установленные сроки слипы. Эти слипы рассматриваются банком как основание для перечисления денежных сумм, которые подлежат немедленному зачислению на счет торговца. Торговец может сразу же использовать эти деньги независимо от того, возместит ли впоследствии покупатель сумму своей покупки банку-эмитенту. Исключение делается лишь в том случае, если покупка сделана с нарушением установленных правил при сознательном участии торговца.

Зарубежное законодательство и сложившаяся практика работы с банковскими картами предполагает, что в иностранных государствах банк в конце каждого месяца осуществляет процедуру биллинга (billing), т.е. посылает владельцу карты специальную выписку с его карточного счета с указанием всех операций, произведенных за месячный период, а также сумм и сроков погашения задолженности.

Более того, в США в 1972 г., например, для регулирования этой процедуры был принят специальный закон – Закон «О справедливом кредитном биллинге». Аналогичные нормы включены в нормативно-правовые акты, регулирующие данную сферу в ряде развитых европейских стран. Все это лишний раз показывает, насколько серьезно иностранный законодатель подходит к вопросу о подробнейшей регламентации каждого элемента правового механизма осуществления операций с кредитными картами вообще и к регулированию конкретной процедуры биллинга в частности.

В Российской Федерации процедура предоставления выписок по счету не урегулирована действующим законодательством. В соответствии с банковской практикой выписки по счету выдаются по мере необходимости.

В рамках российских платежных систем (Union Card, «Золотая Корона») возможно и так называемое удаленное получение выписок о проведенных операциях по счету. Как правило, такая выписка совершается с использованием соответствующего электронного терминала. Держателю карты после ввода ПИН-кода предъявляется несколько последних операций, совершенных с использованием его пластиковой карты. В большинстве случаев информации о десяти–двадцати последних операциях вполне достаточно для получения объективной картины. Полный перечень совершенных с момента оформления карты операций держатель карты может получить в отделении банка-эмитента.

Кроме того, с помощью этого же электронного терминала клиент имеет возможность проверить остаток денежных средств на своем счете. Конфиденциальность предоставляемой информации гарантируется благодаря обязательному набору секретного ПИН-кода, известного только держателю карты.

Правильное применение законодательства о налогах и сборах к субъектам расчетов с использованием банковских карт, в том числе и в части выявления и учета основных объектов налогообложения, видимо, невозможно без выявления самой структуры регулируемых отношений.

Отношения, складывающиеся в сфере совершения операций с банковскими картами, строятся преимущественно на договорной основе. Современная банковская практика знает более двенадцати видов таких договоров. При этом, с точки зрения налогообложения, одной из проблем становится то обстоятельство, что в соответствии с п. 2 ст. 421 ГК РФ сторонами заключаются договоры, как предусмотренные, так и не предусмотренные действующим гражданским законодательством.

Основная структура договорных связей участников правоотношений представляется следующей:

Процессинговая компания и расчетный агент заключают договор, в соответствии с которым кредитная организация – расчетный агент принимает на себя обязанность по обеспечению проведения взаиморасчетов между участниками расчетов по операциям с использованием банковских карт данной платежной системы.

Процессинговая компания и банк-эмитент, получивший статус участника платежной системы, заключают соглашение, в соответствии с которым эмитенту предоставляются права на эмиссию банковских карт и / или на осуществление деятельности по эквайрингу в отношении данных банковских карт.

Процессинговая компания и юридическое лицо, осуществляющее итоговый процессинг по операциям с банковскими картами, заключают соглашение, в соответствии с которым данное юридическое лицо принимает на себя обязанность по сбору, обработке и передаче в пользу процессинговой компании платежной системы информации для участников расчетов платежной системы по операциям с банковскими картами.

Процессинговая компания и банк-эквайрер, получивший статус участника платежной системы, заключают соглашение, в соответствии с которым эквайреру предоставляется право на осуществление деятельности по обслуживанию банковских карт без права проведения их эмиссии.

Расчетный агент и банк-эквайрер (или банк-эмитент), имеющий статус участника платежной системы, заключают договор, в соответствии с которым расчетный агент принимает на себя обязанность по открытию и ведению корреспондентских счетов эквайрера (или эмитента), а также по принятию депозитов, размещаемых эквайрером (эмитентом) у расчетного агента в порядке обеспечения исполнения ими своих обязанностей перед процессинговой компанией платежной системы.

Банк-эмитент, являющийся или не являющийся участником данной платежной системы, и лицо, приобретающее банковскую карту, заключают договор, в соответствии с которым эмитент обязуется предоставить клиенту банковскую карту и проводить обслуживание операций клиента, совершаемых с использованием банковской карты, в том числе путем проведения операций по счету клиента, открытому в кредитной организации–эмитенте банковской карты.

Банк-эмитент, осуществляющий деятельность по эквайрингу (или банк-эквайрер, не занимающийся эмиссией банковских карт), и предприятие торговли (услуг) заключают договор об обслуживании держателей банковских карт, предусматривающий обязанность предприятия торговли (услуг) принимать документы, составленные с использованием определенного типа банковских карт, в качестве надлежащего исполнения обязательства держателя банковской карты, возникшего в результате приобретения товаров, работ, услуг, а также обязанность эквайрера по возмещению предприятию торговли (услуг) стоимости реализованных товаров, работ, услуг.

Банк-эмитент, являющийся участником платежной системы, и банк-эмитент, не имеющий статуса участника платежной системы, заключают договор, в соответствии с которым эмитент, не имеющий статуса участника платежной системы, приобретает право на эмиссию банковских карт данной системы и право на получение услуг по процессингу и клирингу.

Банк-эквайрер, являющийся участником платежной системы, и банк-эквайрер, не имеющий статуса участника платежной системы, заключают соглашение, в соответствии с которым эквайрер, не имеющий статуса участника платежной системы, принимает на себя обязанность осуществлять выдачу наличных денежных средств по требованию держателей банковских карт, не являющихся клиентами кредитной организации-эквайрера, не имеющего статуса участника данной платежной системы, а эквайрер, являющийся участником данной платежной системы, обязуется возместить соответствующей кредитной организации денежную сумму в размере предоставленных держателю банковской карты наличных денежных средств.

 

2.3 Влияние норм гражданского законодательства о договорах на организацию системы безналичных расчетов с использованием банковских карт и их налогообложение


Как известно, банковские карты – продукт англо-американской банковской системы. Исторически сложилось так, что российские кредитные организации при проведении рассматриваемых операций руководствуются правилами и инструкциями международных платежных систем, сформированных на основе норм национального законодательства зарубежных стран. Как уже говорилось выше, российские участники расчетов отношения между собой, как правило, строят на основе принятой в банковской практике этих зарубежных стран системы генеральных соглашений, соглашений о сотрудничестве и прочих соглашений, прямо не предусмотренных нормами о договорах ГК РФ.

Не нужно объяснять, какие дополнительные трудности при разработке нового, а главное, для правильного применения налоговыми органами уже действующего законодательства в части выявления для целей налогообложения структуры взаимоотношений сторон по операциям с банковскими картами вызывает частое использование в повседневной практике новых, не урегулированных законом видов соглашений. Между тем, как нам кажется, регулирование названных операций возможно и в рамках договоров, известных российскому гражданскому законодательству, – с учетом специфики названных отношений. В этом случае приводившаяся выше структура договорных связей участников расчетов будет выглядеть следующим образом (рис. 2.1):

Отношения между расчетным агентом и процессинговой компанией платежной системы строятся на основе заключенного в соответствии с гл. 45 ГК РФ договора банковского счета, но с учетом особенностей взаимоотношений сторон, таких, как возмездное предоставление расчетному агенту права проводить расчеты между участниками системы и уплаты им своеобразного вступительного взноса (1).

Между процессинговой компанией и юридическим лицом, осуществляющим итоговый процессинг, заключается договор возмездного оказания услуг (гл. 39 ГК РФ). Отношения между субъектами полностью соответствуют заложенной в гражданском законодательстве системе распределения прав и обязанностей сторон по такому договору (2).

Между процессинговой компанией и банком-эмитентом, получающим статус участника платежной системы, заключается договор коммерческой концессии (гл. 54 ГК РФ). При этом я соответствии со ст. 1029 ГК РФ договор может содержать право банка-эмитента разрешать третьим лицам использование предоставленного ему комплекса исключительных прав на условиях субконцессии (3).


 


3 1



2 4 5


8 9



6 7



Рис. 2.1. Структура договорных связей участников расчетов


Между процессинговой компанией и банком-эквайрером, получающим статус участника платежной системы, также возможно заключить договор коммерческой концессии (гл. 54 ГК РФ), согласно которому банку-эквайреру на возмездной основе передается право осуществлять обслуживание банковских карт, а также охраняемая коммерческая информация, знак обслуживания и соответствующие компьютерные технологии. Такой договор может содержать право эквайрера разрешать использование названных исключительных прав третьим лицам на условиях субконцессии (4).

Отношения между расчетным агентом и банком-эквайрером (или банком-эмитентом), имеющим статус участника данной платежной системы, строятся на основе договора банковского счета (гл. 45 ГК РФ) (5).

Между банком-эмитентом, являющимся (или не являющимся) участником платежной системы, и лицом, приобретающим банковскую карту, заключается договор банковского счета (гл. 45 ГК РФ) (6).

Между банком-эмитентом, осуществляющим деятельность по эквайрингу, и предприятием торговли (услуг) заключается смешанный договор (ст. 421 ГК РФ), содержащий положения договора банковского счета (гл. 45 ГК РФ) и договора возмездного оказания услуг (гл. 39 ГК РФ) (когда предприятие торговли за вознаграждение обслуживает (принимает к оплате) определенный тип банковских карт), а также положения предусмотренных гражданским законодательством договоров, регулирующих возмездное предоставление банком в аренду или собственность предприятию торговли (услуг) необходимого оборудования (POS‑терминалов), их наладку и обслуживание (7).

Другой вариант – заключение между банком и предприятием торговли (услуг) договора о совместной деятельности (договора простого товарищества) (гл. 55 ГК РФ), с учетом перечисленных выше условий.

Между банком-эмитентом, имеющим статус участника платежной системы, и банком-эмитентом, не имеющим статуса участника платежной системы, заключается договор субконцессии (ст. 1029 ГК РФ), определяющий весь стандартный для такого вида договоров набор условий (8).

Отношения между банком-эквайрером, имеющим статус участника платежной системы, и банком-эквайрером, не имеющим такого статуса, могут закрепляться договором банковского счета (гл. 45 ГК РФ) (9)[20].

В качестве иного варианта нам представляется возможным заключение между участниками операций с банковскими картами, обращающимися в рамках одной платежной системы, договора простого товарищества (о совместной деятельности) (гл. 55 ГК РФ). С одной стороны, такой договор не создает нового юридического лица (это специфика российского гражданского законодательства), а с другой – замыкает участников расчетов в единую организационную производственную структуру.

Договор о совместной деятельности устанавливает общие принципы взаимодействия участников расчетов, закрепляет их правовую связь, упорядочив функционирование международной (в российской ее части) или отечественной платежной системы.

Затем между участниками платежной системы заключаются договоры, необходимые для проведения конкретных операций – составляющих элементов системы расчетов (например, договоры об открытии банковских счетов, договоры о размещении банковских вкладов и пр.). Между банком-эмитентом и лицом, приобретающим банковскую карту (клиентом), заключается договор о выдаче банковской карты, носящий смешанный характер (ст. 421 ГК РФ). По нашему мнению, такой договор содержит элементы договора банковского счета, предусмотренного ГК РФ, и договора об осуществлении расчетов по операциям, совершаемым с использованием банковской карты, предусмотренного Положением №23‑П.

Таким образом, регулирование государством операций с банковскими картами происходит путем издания нормативно-правовых актов. Основным документом в настоящее время является выше упомянутое Положение ЦБ РФ «О порядке эмиссии кредитными организациями банковских карт и осуществления расчетов по операциям, совершаемым с их использованием», что, безусловно, говорит о недостатке и скупости нормативно-правовой базы в этой сфере. Значение этого Положения заключается в определении устойчивых юридических понятий банковской карты, ее видов, операций с банковскими картами, участников соответствующих правоотношений.



3. Сравнительный анализ развития рынка пластиковых карт и тенденции его перспективного развития


3.1 Сравнительный анализ развития российского рынка пластиковых карт и рынков 12 экономически развитых стран


В настоящее время свыше 200 стран мира развивают банковские услуги на основе кредитных карточек, а безналичная оплата товаров и услуг во многих странах достигает 90% в структуре всех денежных операций. В связи с этим представляется целесообразным проанализировать развитие российского рынка пластиковых карт по сравнению с экономически развитыми странами.

До сих пор мы практически не имели возможности видеть в открытых публикациях некоторые статистические данные, касающиеся отечественного карточного рынка – по крайней мере, в едином статистическом формате. Кроме того, даже при наличии подобных данных еще года три – четыре назад сопоставление российского карточного рынка с аналогичными рынками в США, Великобритании, Японии и других стран с высоким уровнем экономического развития могло представлять интерес разве что для любителя черного юмора. Как известно, состояние российского карточного рынка первые полтора-два года после финансового кризиса 1998 г. было удручающим. Однако постепенно, по мере стабилизации ситуации в банковском секторе и национальном хозяйственном комплексе страны в целом карточный бизнес восстановился, а затем и двинулся вперед достаточно быстрыми темпами.

Для целей анализа можно считать понятия «экономически развитая страна» и «страна с развитым карточным рынком» однозначными. Безусловно, не всякая экономически развитая страна имеет высокий уровень развития карточного рынка (например, уровень ВВП и доходов на душу населения в нефтяных государствах Ближнего Востока исключительно высок, а карточные рынки находятся в эмбриональной форме). Однако любой развитой карточный рынок обязательно подразумевает высокий уровень экономического развития национального хозяйственного комплекса, системы рыночных отношений и банковского сектора в стране.

В качестве необходимых условий существования развитого карточного рынка в той или иной стране обычно называются высокий уровень таких макроэкономических индикаторов, как ВВП в расчете на душу населения, уровень доходов в расчете на одного жителя, а также положительная динамика этих показателей в течение достаточно длительного периода времени. Среди институциональных факторов, влияющих на уровень развития национальных карточных рынков, традиционно отмечаются развитие финансовой и банковской инфраструктуры, определяющей развитость рынка потребительских финансовых и банковских услуг; наличие правовой базы, регламентирующей отношения между держателями карт и кредитными учреждениями; присутствие государственных и частных институтов, занимающихся сбором и распространением информации о кредитоспособности заемщиков, а также наличие законодательных актов, регламентирующих права таких учреждений, равно как и учреждений, занимающихся сбором просроченной задолженности держателей. Среди других важнейших условий существования в стране развитого карточного рынка наиболее часто называется высокий уровень развития телекоммуникационных услуг, т.е. устойчивость, надежность и высокое качество телефонной связи, а также относительная дешевизна телекоммуникационных услуг – непременные условия для эффективной авторизации и процессинга трансакций.

Наконец, что касается качественных характеристик высокоразвитого рынка карт как такового, то перечень таких характеристик включает (но, вероятно, не ограничивается):

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9