Механизм страхования
Зависимость между усилением налогового гнета и суммой поступающих в
гос-ю казну налогов вывел профессор Лаффер.
Необоснованное увеличение налогового бремени, согласно Лафферу, является
первопричиной развития теневого сектора экономики. Только снижение налоговой нагрузки
стимулирует предпринимательскую деятельность, развивает инициативу и предприимчивость.
Рост доходов в бюджет в этом случае осущ-ся не за счет нагнетания налогового
бремени на товаропроизводителя, а за счет увеличения производства и расширения на
этой основе налогооблагаемой базы.
Мировой опыт свидетельствует о том, что оптимальный уровень налоговой
нагрузки должен составлять не более 30-40%. Что касается уровня налоговой нагрузки
в РФ, то в 1999-2002гг. она составила около 32-35%. В 2003-2005гг. – около 30% (снижение).
Чем меньше налоговая нагрузка, тем больше средств налогоплательщик
может направить на расширение воспроизводства.
Финансовые взаимоотношения организации с
бюджетом
В процессе хозяйственной деятельности организации вступают в финансовые
отношения, которые можно сгруппировать следующим образом:
I. Отношения
с государством
Особенности организации отношений:
- обязательность
- регулярность
- полная регламентация с законодательством
- наличие ответственности за нарушение установленной обязанности и
правил
Формы отношений:
1. С бюджетом и внебюджетными фондами по поводу уплаты налогов и сборов
и др.обязательных платежей (Федеральные, региональные, местные налоги) и отношения
по поводу возврата излишне уплаченных сумм.
2. Налоговые и др.компетентные органы по поводу контроля правильности
и своевременности исчисления и уплаты налогов. Финансовый результат этой формы –
штрафы и пени.
3. Отношения по поводу государственного заказа и гос-х закупок
4. Отношения по поводу получения дотаций, субсидий и бюджетных кредитов
II. С контрагентами
(покупатели, поставщики, посредники) – договорный характер отношений.
III. Отношения
с финансовыми организациями (банки, страховые и инвестиц. Институты), с одной стороны
– это договорные отношения, а с другой стороны - - в рамках действующего законодательства
(позволяет использовать ресурсы, привлекаемые с рынка)
IV.Отношения внутри
организации, т.е. отношения между подразделениями, отношения администрации и работников.
Характерно формирование системы отношений с учетом отдельных положений
законодательства. Возможно участие особого рода представителей, профсоюзных организаций.
Финансирование основных и оборотных средств
Для осуществления собственной производств.хозяйственной деятельности
предприятие должно располагать соответствующими производственными фондами, которые
по характеру своего участия подразделяются на:
- Основные
- Оборотные
1.Основные средства – это часть финансовых ресурсов, инвестируемая
в основные фонды производственного и непроизводственного назначения.
Основным источником формирования является основная часть уставного
капитала организации.
По мере участия основных фондов в производственном процессе они изнашиваются,
теряют первоначальные свойства и постепенно переносят свою стоимость на вновь произведенную
продукцию. Для компенсации износа предприятия формирует амортизационный фонд, в
котором аккумулируются суммы амортизации в целях инвестиционного восстановления
основных фондов.
1.1 Основными собственными источниками финансирования, обновления и
модернизации являются: собственные источники в виде амортизационного фонда и часть
прибыли, направляемой на расширение воспроизводства.
1.2 Основными привлеченными источниками :
- долгосрочные банковские кредиты
- облигационные займы
2. Оборотные средства – это средства инвестируемые организацией в текущие
операции в течение каждого производственного цикла. Оборотные средства характеризуются
тремя особенностями:
- Полное потребление в течение одного производственного цикла и полный
перенос своей стоимости на вновь созданную продукцию
- Нахождение в постоянном обороте
- Изменение своей формы с денежной на товарную и с товарной на денежную
в течение одного оборота
Источники формирования оборотных средств:
- Собственные
- Заемные
- Привлеченные
1. За счет собственных источников формируется минимально стабильная
часть оборотных средств. Это происходит в момент создания организации и образования
её уставного капитала.
Дальнейшая потребность в оборотных средствах покрывается за счет следующих
собственных источников:
- Резервный капитал
- Прибыль
- Целевое финансирование
- Фонд накопления
2. Однако в силу объективных причин у организации возникают временные,
дополнительные потребности в оборотных средствах, покрытие которых только за счет
собственных источников объективно не возможно. В этом случае привлекаются заемные
источники:
- Банковские и коммерческие кредиты
- Инвестиционный налоговый кредит
- Инвестиционные вклады работников организации
- Облигационные займы
- Устойчивые пассивы
Устойчивые пассивы – минимальная задолженность по оплате труда, резервы
на покрытие предстоящих расходов
- Средства кредиторов, полученные в качестве предоплаты и др.
Финансовые ресурсы организации: их источники
и направления использования
Под финансовыми ресурсами организации понимают совокупность денежных
средств и возможности для их получения, которые могут быть направлены на развитие,
финансирование затрат или погашение обязательств по усмотрению самой организации.
В литературе нет четкого единого понятия финансовых ресурсов.С точки
зрения эконом.теории финансовые ресурсы представляют собой капитал, который будучи
вложенным в хозяйственную деятельность и последовательно пройдя все стадии кругооборота
капитала приносит доход.
Финансовые ресурсы выступают материальными носителями финансовых отношений,
т.е. принадлежность финансовых ресурсов к тому или иному хозяйст-му субъекту, а
так же их формирование и использование является практическим воплощением отношений,
денежных отношений, возникающих в процессе распределения и перераспределения ВВП
и национ.дохода.
В зависимости от источников образования финансовые ресурсы подразд-ся:
1. Собственные источники
1.1 Уставный капитал - это сумма ср-в, инвестированная в коммерческую
организацию, принимающая на себя коммерческий риск вкладчика (совладельцами или
учредителями) предназначенная для обеспечения уставной деятельности. В зависимости
от организ.-правовой формы может иметь различный вид и особенности форм-я: акционерный
и складочный капитал
1.2 Нераспределенная прибыль - это часть общего финансового результата
деятельности, оставшегося после всех видов обязательных финансовых изъятий (налогов,
дивидендов). Формируется нарастающим итогом в течение периода деятельности, при
ликвидации организации подлежит распределению между учредителями. Является основным
источником для покрытия убытков.
1.3 Собственный фонд денежных средств - законодательно установлен для
организаций с высоким уровнем рыночных рисков (банковские, страховые, инвестиционные
институты). Основное направление использования – снижение финан.риска хозяйственной
деятельности. Коммерческие организации, для которых установлена обязанность формирования
фондов, могут формировать их по своему усмотрению.
Резервы по сомнительным долгам - резерв по обесцениванию ценных бумаг.
1.4 Амортизация, амортизационный фонд формируется в соответствии с
принятой данной организацией амортизационной политики.
2. Привлеченные (заемные) средства
2.1 Бюджетное финансирование - наиболее характерно для государственных
предприятий и бюджетных учреждений, для коммерческих организаций бюджетное финансирование
осуществляется в форме дотаций при выпуске и реализации социально-значимых товаров
и услуг, субсидий, целевого финансирования и государственного заказа.
2.2 Коммерческие кредиты - это форма финансирования, источник финансирования
со стороны контрагента, не являющегося финансовой организацией. Условия устанавливаются
по согласованию сторон.
2.3 Заемные средства (ссуда, займы, кредиты) - наиболее распространенный
из привлекаемых источников. Используется на основе возвратности, срочности, платности.
Наиболее распространенными являются: банковские кредиты, облигационные займы, вексельные
кредиты.
Конкретный перечень финансовых ресурсов предприятия определяется организационно-правовой
формой.
Финансовые ресурсы и их источники для ОАО
1.
Долгосрочные источники
1.1 Собственные источники
- уставный капитал
- добавочный капитал
- дополнительная эмиссия акций
- эмиссия депозитарных расписок (если акции приобретены иностр.инвесторами)
- резервы накопленные обществом: нераспределенная прибыль, резервный
капитал, амортизационный фонд)
- средства поступающие в порядке перераспределения (страховые возмещения
по наступившим случаям, средства внебюджетных фондов(фонд соцстраха), прочие поступления)
1.2 Заемные источники
- банковские кредиты (полученные в Российских коммерч-х банках, еврокредиты
– полученные за рубежом в иностран.валюте)
- эмиссия облигаций ( в России, еврооблигации)
- займы др.коммерческих организаций
- бюджетные кредиты
- прочие источники
2. Краткосрочные привлеченные источники Лизинг – это форма, а не
2.1 Краткосрочные банковские кредиты источник. Лизинг.платежи
2.2 Кредиторская задолженность относятся на затраты и включ.
2.3 Прочие в с/с продукции
Финансовые результаты деятельности организации 17
Под итоговым финансовым результатом деятельности предприятий понимают
показатель - прибыль. Однако экономической базой формирования являются доходы и
расходы.
Доходы - это увеличение экономических выгод в результате поступления
активов (денежных средств или иного имущества) и или погашения обязательств, приводящих
к увеличению капитала этой организации.
В зависимости от характера, условий получения и направления деятельности
доходы организации подразделяются:
- Доходы от обычных видов деятельности
- Операционные доходы
- Внереализационные доходы
Доходы от обыч.видов деят-ти признаются при налич.следующих условий:
1. Организ-я имеет право на получение этого дохода, который вытекает
из конкретного договора
2. Сумма дохода может быть определена
3. Имеется уверенность, что в результате конкретной операции произойдет
увеличение экономических выгод организации.
4. Право собственности на продукцию
5. Расходы, которые произведены или будут произведены в соответствии
с этой операцией могут быть определены
Расходы – это уменьшение экономических выгод организации в результате
выбытия активов или возникновения обязательств, приводящих к уменьшению капитала
организации.
Расходы подразделяются на:
- расходы по обычным видам деятельности
- операционные расходы
- внереализационные расходы
Условия признания расходов:
1. Расход производится в соответствии с конкретным договором, либо
требованиями нормативнозаконодательных актов или обычаям делового оборота (банковское
обслуживание)
2. Сумма расходов может быть определена
3. Имеется уверенность, что в результате конкретной операции произойдет
уменьшение экономических выгод организации
Доходы и расходы учитываются в случае возможности их оценки. Существуют
следующие способы аналитич-й оценки доходов и расходов:
1.По цене сделки – принимаются во всех ситуациях, когда в документах,
на основании которых возникает соответствующий доход или расход определены стоимостная
оценка.
2. По установленным нормативам – способ применяется если для определения
с/с применяется нормативный метод или система Стандарт-Кост.
3. По рыночной стоимости, либо по цене сделок с аналогичными объектами
оцениваются доходы или расходы по уникальным сделкам, либо доходы от безвозмездно
полученного имущества.
4. Способ характерен для определения размера доходов и расходов, по
которым определен четкий порядок расчетов (налоговый расчет)
Прибыль – итоговый финансовый результат хозяйственной деятельности
предприятия. По экономической сути прибыль – есть часть накопления организации,
выраженная в денежной сумме.
Виды показателей прибыли:
1. По источнику формирования:
- прибыль от реализации продукции и услуг
- прибыль от реализации имущества
- операционная и внереализационная прибыль
2. По видам деятельности:
- прибыль от обычных видов деятельности
- прибыль от инвестиционной деятельности
- прибыль от финансовой деятельности
3. По характеру использования:
- прибыль направленная на дивиденды
- капитализированная (нераспределенная) прибыль
4. В зависимости от периодичности получения
- регулярная прибыль
-чрезвычайная прибыль.
Основы корпоративного налогового планирования
Под налоговым планированием понимается совокупность мероприятий, разраба-тываемых
налогоплательщиками с целью снижения общей налоговой нагрузки.
Это целенаправленная деятельность, имеющая своей конечной целью перевод
налогообложения определенного бизнеса из нормального режима в более прив-лекательный,
благоприятный.
Для реализации данных целей необходимо провести следующие мероприятия:
1. Провести анализ видов и направлений деятельности предприятия.
2. Провести анализ организационно-правовой формы предприятия
3. Провести анализ использования отдельных льгот по каждому налогу.
4. Провести анализ проводимых сделок, с точки зрения снижения налогов.
И на основании проведенного анализа необходимо разработать и спланировать
мероприятия по снижению налоговой нагрузки, а также просчитать экономичес-кий эффект
от их применения.
Различают следующие виды налогового планирования:
1. Классический – действия налогоплательщика соответствуют закону,
налого-вые платежи производятся в определенном порядке.
2. Оптимизационный – действия налогоплательщика соответствуют закону,
но при этом, налоговые платежи и налоговая нагрузка значительно уменьшается.
3. Противозаконный (вульгарный) – действия налогоплательщика не соответст-вуют
закону, платежи не производятся или производятся в меньших объемах.
Смысл классического планирования заключается в правильной и своевременной
уплате налогов. Содержание классического планирования состоит из организа-ции правильного
учета и отчетности, планирования экономической деятельности в рамках, определенных
законом и своевременной уплаты налогов.
Оптимизационное планирование – это планирование, при котором налогопла-тельщик
путем использования и манипулируя существующим законодательством планирует и организует
свою экономическую деятельность так, чтобы платить меньше налогов. Для этого он
использует все достоинства и недостатки налого-вого законодательства, в том числе
его несовершенство, сложность и противоре-чивость. При этом он использует налоговые
механизмы, при которых предусмот-рена минимальная налоговая нагрузка.
Вульгарное – это противозаконное планирование, при котором применяются
противозаконные методы уменьшения налоговых платежей. Соответственно все это порождает
неблагоприятные последствия для данных налогоплательщиков.
Корпоративное – это оптимизационное налоговое планирование, не может
быть реализовано без сбора, анализа и переработки информации с использованием некоторых
основных показателей конкретного бизнеса. Особенно это относится к предприятиям,
чья деятельность носит разносторонний характер. Для таких предприятий очень важно
распределить материальные и финансовые потоки, финансовые и налоговые показатели
для каждого вида деятельности.
При этом можно выделить постоянные и переменные показатели.
В попытке реализации оптимизационного налогового планирования приводят
к применению механизмов с какими-либо ограничениями и изъятиями. Чем меньше будет
число ограничений в этом механизме, тем он будет проще и эффективнее.
Постоянные показатели зависят как от внутренних условий хозяйствования
предприятия (стоимость сырья, величина з/платы), так и от внешних условий (специфика
налоговых режимов, место расположения субъекта, мнение контро-лируемых органов).
К переменным показателям можно отнести организационно-правовую форму
предприятия, вид и качество реализуемой продукции, формы взаиморасчетов, условия
заключения договоров.
Снижение налоговой нагрузки в результате корпоративного планирования
про-исходит при применении более льготных налоговых режимов (создание зависи-мых
предприятий, дочерних, работающих по упрощенной системе налогообло-жения, дробление
предприятия на более мелкие с целью получения освобожде-ния от уплаты НДС, заключение
хозяйственных договоров с особыми условиями.
В результате проведения корпоративного налогового планирования происходит
общее снижение нагрузки в целом на совокупно-зависимых субъектов.
Для проведения данного планирования необходимо проводить глубокий анализ
всех финансовых показателей, который способен сделать только специалист, имеющий
высокие познания в области экономики.
Виды налогов и сборов
Налог – это обязательный, принудительный и безвозмездный платеж взымаемый
с организаций и граждан в форме отчуждения принадлежащих им на правах собственности,
хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в бюджет и внебюджетные
фонды в определенных законом рамках и установленные сроки в целях финансового обеспечения
государства и его территориальных образований.
В России общую линию налогового законодательства определяет Гос. Дума,
Совет Федерации, Президент РФ и Правительство РФ.
Гос. Дума рассматривает вопросы налогового законодательства и принимает
законы о налогообложении, которые с одобрения Совета Федерации после подписи Президента
РФ вступают в силу.
Федеральные налоги и сборы:
1. НДС ( 0%-на отдельные виды товаров, топлива, ГСМ., 10%-при реализации
продуктов скота, товаров для детей, медтоваров, лекарств, 18% - все остальное).
2. Акцизы на отдельные виды товаров и минерального сырья. (20-80% на
алкогольную продукцию…)
3. Налог на прибыль организаций (24% на прибыль от дохода по основной
деятельности, из которых 6,5% перечисляется в фед.бюджет, 17,5% - в бюджеты субъектов
РФ)
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
|