Механизм страхования
11. Сербиновский Б.Ю., Гарькуша В. Н. Страховое дело. - Ростов-на-Дону:
«Феникс», 2000. - 384 с.
12. Бирюков В. Рынок на пороге перемен. Русский полис. 2001. - №12.
- с. 54-55.
13. Зубец А.Н. Качество страхового продукта. Страховое ревю. 2000.
- №7.-с. 31-33.
14. Лайков А.Общеэкономические условия функционирования отечественного
страхового рынка и поиск путей стимулирования платежеспособного спроса на страхование.
Страховое дело. 2001. - №3 с. 10-17.
15. Лукинов А. Основные тенденции в развитии страхования в 3-м тысячелетии.
Страховое дело. 2000. - №3 с. 54-55.
16. Мишева И. Сегментирование в страховании. Страховое ревю. 2001.
-№10.-с. 37-41.
Обязательное страхование в России
Объектами обяз.страхования могут быть жизнь, здоровье, имущество и
гражданская ответственность. Обязательное государственное страхование осуществляет-ся
как за счет бюджетных средств, так и за счет лиц, на которых по закону возло-жена
обязанность страхования.
1. Обяз.пенсионное страхование – страховщиком является гос-й Пенсионный
Фонд РФ, страхователями являются юрид-е и физич-е лица – работодатели. За-страхованные
лица – граждане РФ. Основным источником дохода Фонда являет-ся взносы работодателей.
Общая ставка 20%, при базе начисления не превышаю-щей 280 т.р. в год. Страховая
часть трудовой пенсии для лиц 1967 г.р. и моложе рассчитывается по ставке 10%, накопительная
– 4%, до 280 т.р. в год. Для лиц старше 1967 г.р. страховая часть – 14%, накопительная
отсутствует. В доходы ПФ кроме обязательных взносов поступают средства федерального
бюджета, направленные через ПФ на целевое финансирование выплаты базовых пенсий,
пенсии военнослужащим, инвалидам, добровольные взносы юрид-х и физ-х лиц.
2. Обяз.медицинское страхование – страховщиком является страховые медицинские
организации, имеющие государственную лицензию на право проведения такого вида страхования,
страхователем выступает работодатель и органы гос-й испол-й власти для неработающего
населения. Участниками явля-ются ТФОМС и ФФОМС, медиц.учреждения и застрахованные
лица. Основным источником являются страховые взносы работодателей. Ставка ФФОМС
– 1,1% (0,8%), ТФОМС – 2%.
3. Обяз.социальное страхование – страховщиком является ФСС. Страховым
случаем является:
- обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и
профессиональных заболеваний (0,27%)
- временная нетрудоспособность
- беременность и роды
- ранние сроки беременности
- рождение ребенка
- уход за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет
- погребение.
Источники образования доходов фонда – страховые взносы работодателей,
ЕСН в части направленной на ФСС ставка 2,9% (3,2%) до 280 т.р., доходы от инвести-ций
части временно свободных средств, добровольные взносы граждан и юриди-ческих лиц.
4. Обязательное страхование пассажиров от несчастного случая (воздушного,
же-лезнодорожного, морского, внутриводного, транспортного). Страховая сумма – 120
МРОТ, размер страхового тарифа устанавливается страховщиками по согла-сованию с
соответствующими транспортными министерствами и утверждается органами страхового
надзора.
5. Обязательное страхование нотариусов, страховая сумма 100 МРОТ.
6. Государственное личное страхование сотрудников военнослужащих и
работ-ников гос-й противопожарной службы. Страховой случай – смерть сотрудника при
исполнении служебных обязанностей, за счет федерального бюджета, средств бюджетов
субъектов РФ, а также средств предприятий, на которых созданы подразделения гос-й
противопожарной службы. В случае смерти сотруд-ника – 10 лет денежного содержания
с последующим взысканием этой суммы с виновных лиц. Увечья – 5 лет.
7. Страхование физических лиц (вкладов) в банках РФ. Страховой случай
– отзыв у банка лицензии ЦБ-м на осуществление банковских операций, введение мони-торинга
на удовлетворение требований кредиторов банка, возмещение вкладов вкладчику в размере
100% суммы вкладов в банке, но не более 100 т.р. Ставка страховых взносов не может
превышать 0,15% расчетной базы за последний расчетный период.
8. Обяз.страхование гражданской ответственности владельцев транспортных
средств – страховой случай – причинение в результате ДТП в период действия договора
обязательного страхования владельцем транспортного средства вреда жизни, здоровью
или имуществу потерпевшего, которое влечет за собой обязан-ность страховщика произвести
страховую выплату. Страховая сумма не более 400 т.р.
9. Страхование жизни и здоровья сотрудников службы судебных приставов,
рядового и начальствующего состава ОВД, граждан призванных на военную службу.
Страхование: место и роль в финансовой системе
государства
1. Страхование обеспечивает восстановление разрушений ячейки общества,
разрушений ячейки общественного воспроизводства и непрерывности всего воспроизводственного
процесса.
Специфичность категории страховой защиты обуславливается тремя основными
признаками:
- случайный характер наступления неблагоприятного события (страхования
жизни)
- чрезвычайность нанесенного ущерба, которая характеризуется натуральными
и денежными измерителями
- объективная необходимость предупреждения последствий неблагоприятных
событий и возмещение материального и иного ущерба.
Понятие страховой защиты тесно связано с понятием страхового фонда,
источни-ком формирования которого являются:
- часть национального продукта (прибыль)
- часть необходимого продукта (заработная плата населения).
К страховому фонду относятся:
- государственный резервный фонд
- фонд страховой компании
- резервный фонд предпринимателя, который образуется в процессе самострахо-вания
- фонд взаимного страхования
2. Наличие особых рисков в рыночной экономике.
В экономике рыночного типа страхование выступает с одной стороны средством
защиты бизнеса и благосостояния людей, а с другой стороны – коммерческой деятельностью,
приносящей прибыль. Страхование служит важным фактором стимулирования хозяйственной
активности в условиях рыночной экономики, создает для всех участников равные права,
дает сильные психологические мотивации в коммерческой деятельности, стремление получить
выгоду, желание рискнуть, проверить себя.
3. Страхование способно замещать некоторые гос.социальные программы,
снижая нагрузку на гос.бюджет. Современное гос-во широко использует категорию страхования
в форме социального страхования и пенсионного обеспечения для общественной страховой
защиты граждан на случай болезни, потери трудоспособности, потери кормильца, наступления
смерти.
4. Страхование способствует перераспределению рисков между экономическими
субъектами и возмещению убытков за счет накопления. Страхование позволяет повысить
эффективность экономики в целом и отдельных предприятий.
5. В условиях дефицита и инвестиционных ресурсов привлечение с помощью
страховых технологий сбережения население может стать существенным элементом госуд-й,
финансовой политики и способствовать снижению внешних заимствований.
Налоговая система РФ и основные направления
ее реформирования
Под налоговой системой понимается совокупность нормативно-правовых
и законодательных актов, регулируемых правоотношения между субъектами налоговых
отношений по поводу возникновения, исполнения, прекращения налоговых обязательств.
Налоговая система рассматривается как совокупность налогов и сборов,
установ-ленных законодательными актами и регулирует порядок исчисления и взимания
налогов.
Налоговое администрирование является одним из основных инструментов
гос-ва в сфере налоговых правоотношений для достижения целей в политике конкрет-ного
периода.
Система налогообложения характеризует совокупность процессов, результатом
которых является формирование конкретных налоговых доходов бюджета и др. денежных
фондов гос-ва. В свою очередь налоги обеспечивают возможность финансирования общественных
нужд и регулирование экономики. В этом состо-ит гл.функция и гл.задача налогообложения
любого гос-ва.
Российская налоговая система прошла несколько этапов своего развития:
1. 1992-98гг. – этап становления
Основным док-м, регулирующим налоговые правоотношения являлся закон
РФ 1991г. «Об основах налоговой системы», который устанавливал совокупность налогов
и сборов, взимаемых на территории РФ. Кроме этого, порядок исчисле-ния и уплаты
каждого налога регулировался отдельными законами (по налогу на прибыль, НДС, на
добавленную стоимость). Высокий уровень инфляции и струк-турные изменения в экономике
страны (приватизация) обуславливали нестабиль-ность налогового законодательства
(появление новых и отмена старых налогов). Практика показала необходимость координарной
перестройки бух.учета с учетом рыночных отношений и формирующейся налоговой системы.
Одним из недостатков налоговой системы этого периода являлся ярко выражен-ный
фискальный хар-р, что обусловляло постоянный рост налоговой нагрузки на законопослушных
налогоплательщиков и разрастанию теневой экономики.
Многочисленные поправки, вносимые в налоговое законодательство служили
способом латания дыр бюджета, решали лишь отдельные вопросы и не меняли ее основ.
Характерным элементом считалось большое кол-во «оборотных налогов», которые привязывались
к объему выручки, неоднозначное толкование многочис-ленных нормативных актов, многочисленность
льгот, а также безнаказанность за невыполнение налоговых обязательств. Система налогообложения
в большей степени становилась тормозом экономического развития страны.
2. Становление налоговой системы – связано со вступлением с 1 янв.
1999 г. ч.I НК РФ, и ч.II – с 1 янв. 2001г.
В связи с принятием данных конституционных законов наступил новый этап
формирования налоговой системы РФ. НК стал регламентировать организационный порядок
функционирования налоговой системы, что означало качественную перестройку налогообложения
в РФ. Часть I (общая) НК формирует базовые моменты налогообложения:
- состав и структуру налогового законодательства
- условия его применения и согласованность с др. отраслями права и
нормативно-правовыми актами
- дает определение налогов и сборов
- принципы деления на федеральные, региональные и местные, устанавливает
их перечень.
В данной гл. обозначены участники налоговых правоотношений, закреплены
их права и обязанности, виды налоговых правонарушений и меры ответственности.
Часть II НК (специальная) – фактически является сводом
федеральных Законов, каждый из которых расписывает порядок исчисления и взимания
того или иного налога (2001г – НДС, акцизы, ЕСН. С 2002г – налог на прибыль, налог
на добычу полезных ископаемых. С 2003г – транспортный налог. С 2004г – налог на
игорный бизнес, налог на имущество. С 2005 – зем.налог, госпошлина).
Начиная с 2001 г. в соответствии с ч.I НК формируется четкая налоговая система путем включения в ч. II НК отдельных глав, регламентируемых порядок исчисления налога.
3. Становление еще не завершено. В настоящее время на территории РФ
установ-лено и взимается 15 видов налогов и сборов: 10 федеральных, 3 региональных
и 2 местных. Местные – налог на имущество физ.лиц, земельный налог. Региональные
– транспортный налог, налог на имущество организаций, налог на игорный бизнес. Остальные
– федеральные. Налоговая политика гос-ва на совре-менном этапе хар-ся сокращением
кол-ва уплачиваемых налогов, упращением процедуры исчисления и изъятия, уплаты,
а также снижением налоговых ставок. Данные мероприятия приводят к расширению налоговой
базы, возврату капитала из России, способствует экономическому росту и улучшению
иных макропоказателей страны. При этом, одной из основных задач гос-ва является
усиление администрирования налогов (контроль за полнотой привлечения к уплате налогов,
правильности его исчисления и своевременности уплаты).
Приоритеты налоговой политики в процессе экономических реформ в РФ
69
С введением в 19991г. налоговой системы, предполагалось ограничить
стихий-ность рыночных отношений, воздействовать на формирование производственной
и социальной инфраструктур, добиться снижения инфляции. Но эта налоговая система
оказалась крайне несовершенной в силу множества причин, и прежде всего – отсутствия
единой законодательной и нормативной базы налогообложе-ния, чрезмерно жестких норм
ответственности за нарушение налогового законо-дательства, большого количества налогов,
достаточно высокой налоговой нагрузки.
Необходимость реформирования сложившейся налоговой системы России была
очевидной.
НК, введенный в действие с 1 янв. 1999г. должен был решить следующие
задачи:
1. Построение стабильной, единой для всей РФ налоговой системы
2. Развитие налогового федерализма
3. Создание рациональной налоговой системы, обеспечивающей достижения
баланса общегосударственных и частных интересов и способствующей развитию предпринимательства
4. Снижение общего налогового бремени и уменьшение числа налогов
При совершенствовании налоговой системы РФ необходимо учитывать, что
воз-действие налогов на экономику происходит не прямо, а опосредованно, проявля-ется
с некоторым опозданием, т.к. осуществляется через участие гос-ва в распре-делении
и перераспределении ВВП. С помощью налогового регулирования гос-во создает необходимые
условия для ускорения накопления капитала в наиболее перспективных с точки зрения
НТП отраслях.
Снижение налоговых ставок должно положительно отразиться на стимулах
к труду и предпринимательской активности, что приведет к росту производитель-ности
труда и увеличению выпуска продукции. Все это будет способствовать увеличению гос-х
доходов, сдерживанию роста цен и инфляции, выходу на свет теневой экономики.
В качестве приоритетных направлений реформирования налоговой системы
учеными-экономистами, правительством РФ предлагается поэтапное решение следующих
наиболее важных задач:
- Отмена исчисляемых от показателей выручки «оборотных» налогов
- Снижение суммарного налогообложения фонда оплаты труда
- Пересмотр правил формирования базы налогов
- Изменение принципов налогообложения за пользование природными ресурсами
- Отмена мелких налогов.
России нужна такая налоговая система, которая бы не тормозила развитие
хозяй-ства, а являлась мощным импульсом к подъему экономики страны.
В качестве стратегии реформ выбран вариант, при котором проводится
курс не на координальное изменение действующей налоговой системы, а на ее эволю-ционное
преобразование, устранение присущих ей недостатков. Для достижения целей налоговой
реформы в ближайшее время правительство намерено реализо-вать следующий комплекс
мер:
1. Выровнять условия налогообложения для всех налогоплательщиков посред-ством
постепенной отмены исключений и льгот
2. Повысить профессиональный уровень органов, разбирающих споры в сфере
налогового законодательства
3. Снизить совокупное налоговое бремя посредством более равномерного
распре-деления налоговой нагрузки между всеми категориями налогоплательщиков
4. Упростить налоговую систему РФ за счет сокращения общего числа налогов
и унификации порядка уплаты налоговых платежей
5. Обеспечить стабильность и предсказуемость налоговой системы.
Основы организации и функционирования рынка
ценных бумаг и его сегментов
Рынок ЦБ это сектор финансового рынка, который накапливает временно
сво-бодные капиталы инвесторов и способствует реализации интересов продавцов и покупателей
ЦБ.
Рынок ЦБ – это совокупность экономических отношений по поводу выпуска
и обращения ЦБ между его участниками.
Сущность рынка ЦБ проявляется в его функциях:
I. Общерыночные
функции:
1.Коммерческая функция – т.е. получение прибыли от операций на данном
рынке
2.Ценовая функция – т.е. рынок обеспечивает процесс формирования рыночных
цен на ЦБ
3.Информационная функция – т.е рынок производит и доводит до сведения
участников соответствующую информацию о ЦБ
4.Регулирующая функция – т.е. рынок создает правила торговли и участия
в ней и устанавливает органы контроля и управления
II. Специфические
функции:
1.Перераспределительная – т.к. временно свободные денежные средства,
пере-распределяются между участниками воспроизводственного процесса.
2.Функция страхования ценовых и финансовых рисков.
В структуре рынка ЦБ выделяют 2 части:
1. Первичный рынок ЦБ – т.е. приобретение ЦБ их первыми владельцами.
Его важнейшая черта – это полное раскрытие информации для инвесторов, что позволяет
им сделать правильный выбор вида ЦБ для инвестирования.
2. Вторичный рынок ЦБ – это обращение ранее выпущенных ЦБ, т.е. совокуп-ность
всех активов купли-продажи ЦБ в течение всего срока ее существования. Важнейшая
черта этого рынка – это ликвидность, т.е возможность успешной купли-продажи ЦБ при
низких издержках обращения.
Вторичный рынок в свою очередь делится на 2 сектора:
А) Биржевой – обеспечивает ликвидность и регулирование рынка, определение
цены с помощью функционирования фондовой биржи.
Б) Внебиржевой – охватывает совокупность операций с ЦБ, которые совершаются
за пределами фондовой биржи.
Кроме этого, выделяют:
- Кассовый рынок ЦБ – т.е. с немедленным исполнением сделок в течение
одного или двух рабочих дней
- Срочный рынок ЦБ – на котором заключаются сделки со сроком исполнения
до 90 рабочих дней
- Денежный рынок – рынок краткосрочных ЦБ, срок обращения которых до
1 г.
- Рынок капиталов – это рынок долгосрочных ЦБ, со сроком обращения
более 1 года.
Эти сегменты взаимодействуют между собой, образуя единую систему рынка
ЦБ.
Сущность портфельной политики, принципы управления
портфелями активов
Портфель ЦБ – это определенным образом подобранная совокупность отдельных
видов ЦБ конкретного эмитента.
Структура портфеля – это соотношение видов ЦБ в портфеле.
Классификация портфелей ЦБ:
1. По характеру
- консервативный (формируется из хорошо известных ценных бумаг, которые
имеют наименьшую с степень риска, эти бумаги гарантируют возврат вложенных средств,
хотя приносят небольшой доход, цель инвестирования– сохранение капитала)
- агрессивный (формируется из наиболее рискованных и самых доходных
бумаг, цель инвестирования – получение дохода)
- бессистемный (сочетает признаки консервативного и агрессивного)
2. В зависимости от цели
- получение дохода
- прирост капитала
- сохранение капитала
3. По срокам действия
- краткосрочный
- среднесрочный
- долгосрочный
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
|