Банкротство и санация банков: целевые приоритеты и методы реализации
2.2 План финансового оздоровления банка
Разработка плана финансового оздоровления банка. Регламентирована
главным образом в документе БР, именуемом «Методические рекомендации по
составлению планов санации кредитными организациями» (письмо № 443 от
30.04.1997 г.). В соответствии с данными рекомендациями план санации должен
включать в себя следующие 3 части.
Оценка
ситуации в банке
Эта часть документа, занимающая в нем
непропорционально много места, должна содержать самую разнообразную информацию
о банке.
Во-первых, такие общие сведения, как:
идентификационные сведения (полное официальное наименование банка; его почтовый
и юридический адрес); номера и даты выдачи лицензий; виды лицензий и перечень
ведущихся операций; наименование территориального учреждения Банка России,
контролирующего деятельность банка; статистический, налоговый и другие коды;
БИК, номер корреспондентского счета в подразделении Банка России;
местонахождение и номера корреспондентских субсчетов филиалов; Ф.И.О.,
телефоны, факсы членов органов управления банка.
Во-вторых, тоже общие сведения о статусе банка, его
участниках и капитале: организационно-правовая форма банка; организационная
структура; филиалы, представительства, дочерние и зависимые организации (их
юридические и почтовые адреса, телефоны и факсы, характеристика их
деятельности); перечень участников, владеющих более 5% уставного капитала банка
(их почтовые адреса, телефоны и факсы, дополнительно — сведения о каждом
участнике, владеющем более 20% уставного капитала); количество участников (с
разбивкой на группы юридических и физических лиц, на резидентов и
нерезидентов, а также сотрудников банка) и доля каждой из групп в уставном
капитале; участие банка в уставных капиталах дочерних и зависимых организаций,
других организаций, в холдингах и финансово-промышленных группах (суммы и
проценты участия), характеристика деятельности всех таких юридических лиц.
В-третьих, описание структуры органов управления и
характеристики членов исполнительных органов банка (Ф.И.О., возраст,
образование и квалификация, предыдущие 3 должности и места работы, срок работы
в каждой должности, срок работы в данном банке, их доля в уставном капитале
банка).
В-четвертых, характеристики кадров банка
(количество сотрудников всего, в том числе руководящий состав, сотрудники,
занятые непосредственно банковской деятельностью, обслуживающий персонал) и
сведения о расходах на содержание персонала (фактический среднемесячный
фонд оплаты труда за последний год и другие аналогичные по назначению расходы).
В-пятых, общие сведения об аудиторе банка
(наименование аудиторской фирмы или аудитора, номер и дата лицензии, выданной
ей (ему) Банком России.
В-шестых, анализ роли и значения банка в
экономике региона (РФ), включая такие вопросы, как ситуация на рынке
банковских услуг в регионе деятельности банка; круг его клиентуры, проводимые
им операции; возможные последствия банкротства банка для банковской системы
региона (страны).
Наконец, в-седьмых, изложение причин возникновения
у банка финансовых трудностей и показ динамики его развития. Причины должны
быть названы по возможности конкретно (проведение рискованной кредитной
политики; неудовлетворительная процентная политика, т.е. привлечение ресурсов
под более высокую процентную ставку, чем их размещение; неудовлетворительное
финансовое положение должников банка; отвлечение средств в недвижимость и
прочие активы, не приносящие дохода; низкое качество управления; другие).
Для демонстрации динамики развития банка
представляются его годовые балансы за последние 5 лет (если банк существует
менее 5 лет, то за все годы его функционирования).
Кроме того, в-восьмых, нужна развернутая информация
о финансовом состоянии банка. Она в обязательном порядке должна включать в
себя:
-
отчетность по формам и
срокам, предусмотренным в письме Банка России № 429 от 25.03.1997 г. « Об
отчетности кредитных организаций, представляемой Банку России в рамках надзора»
(по состоянию на последнюю отчетную дату);
-
балансы дочерних и
зависимых организаций (на последнюю отчетную дату), доля банка в уставных
капиталах которых составляет более 35%;
-
перечень и суммы взаимных
требований и обязательств банка и его дочерних и зависимых организаций (на
последнюю отчетную дату);
-
источники формирования
собственного капитала банка — в абсолютных суммах и процентах к общей сумме
капитала (на последнюю отчетную дату);
-
перечень дебиторов и
кредиторов банка (на последнюю отчетную дату), на долю каждого из которых
приходится более 1% общей суммы соответствующей задолженности, с указанием сумм
требований (обязательств);
-
характеристику качества
кредитного портфеля (на последнюю отчетную дату):
состав просроченной кредитной задолженности, доля просроченных
обязательств должников банка в общей сумме обязательств юридических и
физических лиц перед ним, доля просроченной задолженности в общей сумме
активов, полнота создания резерва на возможные потери от кредитной деятельности
(абсолютные суммы, в процентах к сумме соответствующих активов, к общей сумме
активов);
-
перечень и сумму
внебалансовых обязательств банка (на последнюю отчетную дату);
-
структуру доходов и
расходов (за последние 3 месяца) — расшифровка счетов в абсолютных суммах и в
процентах к общей сумме;
-
средневзвешенную стоимость
привлеченных средств, в том числе межбанковских и клиентских, средневзвешенную
доходность активов, в том числе работающих, совокупных, размещенных на
межбанковском рынке, выданных кредитов, размер процентной маржи (на последнюю
отчетную дату);
-
среднемесячный размер
административно-хозяйственных расходов (за последний год);
-
описание ситуации и оценки
рисков банка (валютного, процентного, кредитного, депозитного, отраслевого);
-
перечень и расшифрованные
суммы взаимных требований и обязательств банка и его участников и их
аффилированных лиц (на последнюю отчетную дату);
-
оценку состояния и
рыночной стоимости инвестиций банка в основные средства (здания и сооружения,
капитальные вложения), в ценные бумаги и т.п. (на последнюю отчетную дату);
-
данные о взносах банка в
фонд обязательных резервов Банка России (за последние 6 месяцев).
Мероприятия, направленные на оздоровление банка.
Основной и по сути единственной целью таких мероприятий
является восстановление собственного капитала банка до величины, при которой
будут выполняться обязательные экономические нормативы, и тем самым возврат
банка к нормальной и устойчивой работе.
Здесь необходимо конкретно отразить такие вопросы,
как:
-
способы, мера и условия
участия акционеров (пайщиков) и третьих лиц в финансовом оздоровлении банка;
-
сокращение расходов, в том
числе за счет: сокращения численности персонала; уменьшения хозяйственных
расходов; отказа от нерентабельных направлений бизнеса; закрытия, продажи
убыточных филиалов и представительств; уменьшения процентных расходов.
Необходимо проанализировать общее сокращение расходов (в среднемесячном
исчислении за последние 12 месяцев);
-
источники получения
дополнительных доходов (пути развития бизнеса);
-
возможности и способы
реализации имущества и других активов;
прочие мероприятия, среди которых могут быть,
например:
-
изменение внутренней
структуры банка, в том числе структур управления;
-
повышение надежности
внутреннего контроля;
-
использование специальных
механизмов обеспечения возврата средств (проведение взаимозачетов, переуступка
прав требований, инициирование банкротства дебиторов и т.д.);
-
привлечение к управлению
активами и пассивами банка сторонних организаций, имеющих соответствующие
разрешения (лицензии).
Должны быть назначены ответственные исполнители,
календарные сроки, этапы выполнения всех намеченных мероприятий, а также
доходность, которую они должны обеспечить.
Результаты санирования.
Под результатами финансового оздоровления банка
понимаются ориентировочные показатели, планируемые:
-
на конец каждого квартала
в период санации;
-
на момент завершения
санации.
Имеются в виду
показатели, отражающие:
-
динамику выполнения банком
обязательных экономических нормативов;
-
изменение объема
собственного капитала банка;
-
изменение величины сумм,
не оплаченных банком в срок из-за отсутствия средств на его корреспондентских
счетах.
Разработать качественный план санации непросто;
существенную помощь в этой работе специалистам банка может оказать хорошее
знание тех документов, которыми будут руководствоваться сотрудники
территориального учреждения Банка России, в полномочия которых входит оценка
качества такого плана и его утверждение.
Рассмотрение плана санации в территориальном учреждении
Банка России. Процедура рассмотрения в территориальном учреждении БР
представляемых банками планов санации изложена в разделе 5 Инструкции № 84 и в
| Указании № 18-У от 13.11.1997 г., содержащем новую редакцию «Методических
рекомендаций о порядке оценки мероприятий по финансовому оздоровлению (планов
санации) кредитной организации» (прежняя редакция была утверждена письмом
Банка России № 513 от 8.09.1997 г.). Эта сложная процедура состоит из следующих
моментов.
Процедурный аспект рассмотрения плана санации:
1. План должен содержать полный пакет документов в
соответствии с Письмом Банка России № 443 от 30.04.1997 г. Если представленный
пакет документов не соответствует установленным требованиям, то территориальное
учреждение Бани России вправе потребовать от банка привести его в соответствие
с такими требованиями. Датой представления плана в территориальное учреждение
Банка России считается дата его получения данным учреждением.
2. Территориальное учреждение вправе потребовать от
банка представить аудиторское заключение о реальности плана. Если в самом
требовании Банка России о финансовом оздоровлении банка уже было предписано
представить аудиторское заключение, то план не будет принят без такого
заключения.
В срок не более 10 дней с момента представления плана
территориальное учреждение должно его рассмотреть и подготовить свое
мотивированное заключение по нему. Заключение готовится в соответствии с
Указанием № 18-У. В нем обязательно должен содержаться вывод либо о признании
плана реальным, либо требующим доработки, либо нереальным. Заключение
территориального учреждения вместе с планом направляется в центральный аппарат
Банка России (департамент санирования).
3. В срок не более 5 рабочих дней с момента подготовки
положительного в целом заключения по плану территориальное учреждение должно
направить банку требование о начале осуществления плана с учетом необходимой
его доработки. Указанное требование (примерное) составляется по следующей форме
(приложение 4 к Инструкции № 84).
ТРЕБОВАНИЕ
БАНКА РОССИИ ОБ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ПЛАНА МЕР ПО ФИНАНСОВОМУ ОЗДОРОВЛЕНИЮ БАНКА
Руководителю
банка
Копия: органам управления банка
Территориальное учреждение
Банка России рассмотрело представленный _______________________ (полное
наименование банка) план финансового оздоровления в связи с принятием органам
управления банка решения от _ _______ __ г. /по требованию Банка России об
осуществлении мер по финансовому оздоровлению банка от _ ______ __ г.
По итогам рассмотрения
территориальное учреждение Банка России признало план финансового оздоровления
реальным/требующим доработки*. Вам надлежит в сроки, установленные планом,
обеспечить выполнение мероприятий по финансовому оздоровлению банка.
Реализация мер
по финансовому оздоровлению банка должна обеспечить устранение оснований для
предъявления настоящего требования не позднее _ _____ __ г.
С момента
предъявления настоящего требования Вам надлежит дополнительно к отчетности,
установленной нормативными актами Банка России, представлять в территориальное
учреждение Банка России еженедельно не позднее 3 рабочих дней, следующих за
отчетной неделей, отчетность по следующим формам:
- оборотную ведомость по форме № 101;
- отчет по картотекам к внебалансовым счетам 90903 и
90904 по форме №311;
- а также ежемесячно — отчет о выполнении плана
финансового оздоровления банка.
В случае
невыполнения или несвоевременного выполнения плана финансового оздоровления
либо неисполнения настоящего требования к _______________ (полное наименование
банка) будут применены меры воздействия в соответствии с Инструкцией Банка
России «О порядке осуществления мер по предупреждению банкротства кредитных
организаций».
Руководитель территориального учреждения
Банка России
Печать
*В случае
направления плана на доработку в требовании должно быть указано, что доработанный
план надлежит представить в территориальное учреждение Банка России в срок не
позднее 15 дней с момента получения настоящего требования. В этом случае к требованию
прилагается лист согласования (2-й экземпляр).
4. Направление плана на
доработку допускается только при условии, если по предварительным оценкам
территориального учреждения банк имеет реальные возможности восстановить
ликвидность и платежеспособность либо устранить иные причины, вызвавшие
необходимость санирования.
При направлении
плана на доработку территориальное учреждение вправе направить в Банк России
ходатайство о назначении временной администрации и об ограничении или
приостановлении полномочий исполнительных органов управления банка.
Одновременно с указанным ходатайством представляются план санирования и
заключение территориального учреждения о необходимости его доработки.
Срок рассмотрения
территориальным учреждением доработанного плана не может превышать 10 дней с
момента его представления. Повторное направление плана на доработку не
допускается.
5. По итогам
рассмотрения плана (в том числе доработанного) территориальное учреждение
вправе подготовить отрицательное заключение, признав его нереальным. В таком
случае готовится либо требование о реорганизации банка, либо, если для этого
имеются достаточные основания, ходатайство об отзыве у банка лицензии.
Если нереальным
признан план санации, разработанный временной администрацией по управлению
банком или с ее участием, то независимо от позиции руководителя временной
администрации территориальное учреждение при наличии оснований, предусмотренных
ст. 20 Закона «О банках и банковской деятельности», направляет в Банк России
ходатайство об отзыве .у банка лицензии.
6. Если в период
рассмотрения плана санации банка в Банк России поступили запрос арбитражного
суда или заявления лиц, указанных в подпунктах 2, 4, 5 п. 1 ст. 35 Закона «О
несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» об отзыве у банка
лицензии, то:
- территориальное учреждение вправе
представить в Банк России заключение о нецелесообразности отзыва у банка
лицензии, если оно признало его план оздоровления реальным (к такому заключению
прилагаются сам план и заключение о его реальности);
- в случае признания плана нереальным территориальное учреждение должно
подготовить ходатайство об отзыве у банка лицензии.
Направление плана на доработку не допускается.
Содержательный аспект рассмотрения плана санации.
Планы санации банков должны рассматриваться в
соответствии с «Методическими рекомендациями о порядке оценки мероприятий по
финансовому оздоровлению (планов санации) кредитной организации» (Указание
БР № 18-У). Специалисты территориального учреждения Банка России прежде
всего должны установить реальное финансовое положение банка, затем оценить
реальность мероприятий, предусмотренных планом санации, и на этой основе
определить возможности восстановления банком платежеспособности и ликвидности.
Установление реального финансового положения
банка начинается с выяснения того, имеется ли у него недостаток собственного
капитала и ликвидных активов и в каких размерах. Для этого показатели
деятельности банка группируются определенным образом, образуя так называемый
расчетный баланс (см. приложение 1 к Указанию № 18), который, как считается,
позволяет адекватно отразить результаты оценки его активов и пассивов.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14
|