рефераты

рефераты

 
 
рефераты рефераты

Меню

Банкротство и санация банков: целевые приоритеты и методы реализации рефераты

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 3.2

 Состав лиц, участвующих в деле о банкротстве банка

 

По Закону «О несостоятельности

 (банкротстве)»

По закону «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций»

Лица, участвующие в деле о банкротстве

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Лица, участвующие в арбитражном процессе по делу о банкротстве

·   должник;

·   арбитражный управляющий;

·   конкурсные кредиторы;

·   налоговые и другие органы (в отношении обязательных платежей);

·   прокурор (в случае рассмотрения дела о банкротстве по его заявлению);

·   государственный орган по делам о банкротстве и финансовому оздоровлению (в случаях, предусмотренных настоящим Законом);

·   иные лица (в случаях, предусмотренных настоящим Законом);

 

 

 

·  представитель работников должника;

·  представитель собственника;

имущества должника – унитарного  предприятия;

·  иные лица в случаях, предусмотренных АПК РФ и настоящим Законом;

 

 

·   лица, указанные в Законе «О несостоятельности (банкротстве)»;

·    Банк России (при возбуждении производства по делу о банкротстве банка по заявлению Банка России);

 

 

 

 

 

 

 

 

·  Лица, указанные в Законе «О несостоятельности (банкротстве)»;

·  Банк России (в случаях когда заявление о признании банка банкротом направлено в арбитражный суд иным лицом)

 

 

Необходимо иметь в виду по меньшей мере следующие статьи Закона «О несостоятельности (банкротстве)».

Кроме того, необходимо принять во внимание, что при рассмотрении дела о банкротстве должника — юридического лица применяются следующие процедуры банкротства:

• наблюдение — процедура обеспечения сохранности имущества должника и проведения анализа финансового состояния должника (предполагает назначение временного управляющего);

• внешнее управление (судебная санация) — процедура, имеющая целью вос­становление платежеспособности должника (предполагает передачу прав управле­ния должником внешнему управляющему);

• конкурсное производство — процедура, имеющая целью соразмерное удов­летворение требований кредиторов ликвидируемого должника (предполагает на­значение арбитражного управляющего, ликвидатора);

• мировое соглашение — утверждаемое арбитражным судом соглашение между комитетом кредиторов' и должником, содержащее положения о размерах, порядке и сроках исполнения обязательств должника и/или прекращении таких обязательств тем или иным законным способом, а также иные условия, которое может быть заключено между сторонами на любой стадии рассмотрения дела о банкротстве (но только после погашения долгов кредиторам 1-й и 2-й очередей) и тем самым стано­вится основанием для прекращения производства по делу о банкротстве на этапах наблюдения или внешнего управления, а на этапе конкурсного производства — основанием для того, чтобы решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства не исполнялось.

При рассмотрении дела о банкротстве кредитной организации применяются процедуры наблюдения и конкурсного производства и не применяются внешнее управление и мировое соглашение (ст. 5 Закона «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций»). Такое решение законодателя в отношении внешнего управления представляется искусственным (трудно понять, чем отличается деятель­ность временной администрации банка, о которой речь пойдет дальше, от внеш­него управления), а в отношении мирового соглашения — неудачным. В Законе «О реструктуризации кредитных организаций» (ст. 23) эта ошибка исправлена: банк, ликвидируемый по решению и под руководством АРКО, и его кредиторы вправе заключить мировое соглашение.



3.2 Процедуры ликвидации банка

 

Временное управление банком. Арбитражный суд, принявший заявление о признании банка банкротом, в своем определении по этому вопросу указывает ввести в банке процедуру наблюдения и назначить лицо, которому будет поручено наблюдение, — временного управляющего (ст. 41 Закона «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций»). Далее временное управление в общем случае ведется на основаниях и в порядке, предусмотренных в ст. 56—67 Закона «О несостоятельности (банкротстве)».

Последствия введения наблюдения

1. Введение наблюдения не является основанием для обязательного отстране­ния руководителя и иных органов управления должника. Они могут продолжать выполнять свои полномочия, но с ограничениями, указанными ниже.

2. Органы управления должника с согласия временного управляющего могут совершать только такие сделки, которые связаны с:

-         передачей недвижимого имущества в аренду, залог, внесением названного имущества в качестве вклада в уставные капиталы хозяйственных обществ и товариществ или распоряжением таким имуществом иным образом;

-          распоряжением иным имуществом должника, балансовая стоимость которого составляет более 10% активов должника;   

-          получением и выдачей займов (кредитов), выдачей поручительств и гаран­тий, уступкой прав требований, переводом долга, а также учреждением дове­рительного управления имуществом должника.

3. Органы управления должника не вправе принимать решения о: его реорганизации и ликвидации; создании юридических лиц или об участии в иных юридических лицах; создании филиалов и представительств; выплате дивидендов; размещении облигаций и иных эмиссионных ценных бумаг; выходе из состава участников долж­ника — юридического лица; приобретении у акционеров ранее выпущенных акций.

4. Арбитражный суд вправе отстранить руководителя должника от должности, в случае если тот не принимает необходимых мер к сохранению имущества должника, чинит препятствия работе временного управляющего, допускает иные нарушения требований законодательства. В этом случае исполнение обязанностей руководителя должника возлагается на временного управляющего.

5. С момента введения наблюдения арест имущества и иные ограничения должника по распоряжению принадлежащим ему имуществом могут быть наложены исключительно в рамках процесса о банкротстве.

Временный управляющий, его права и обязанности

Временный управляющий назначается арбитражным судом из числа кандида­тур, предложенных кредиторами, а при их отсутствии — из числа лиц, зарегистри­рованных в арбитражном суде в качестве арбитражных управляющих, и действует либо до введения внешнего управления и назначения внешнего управляющего, либо до признания должника банкротом и принятия решения об открытии конкурсного производства и назначении конкурсного управляющего, либо до утверждения мирового соглашения, либо до принятия решения об отказе в признании должника банкротом.

Временный управляющий имеет право:

-         предъявлять в арбитражный суд от своего имени требования о признании не­действительными сделок, а также о применении последствий недействитель­ности ничтожных сделок, заключенных или исполненных должником с на­рушением требований, установленных Законом;

-         обращаться в арбитражный суд с ходатайством принять дополнительные меры к обеспечению сохранности имущества должника;                  

-         обращаться в арбитражный суд с ходатайством об отстранении руководителя должника от должности;

-         получать любую информацию и документы, касающиеся деятельности должника.

-         Временный управляющий обязан:

-         принимать меры к обеспечению сохранности имущества должника;

-         анализировать финансовое состояние должника;

-         определять наличие признаков фиктивного и/или преднамеренного банкрот­ства должника;

-         устанавливать кредиторов должника и определять размеры их требований,

-         уведомлять кредиторов о возбуждении дела о банкротстве;

-          созвать первое собрание кредиторов.

По окончании наблюдения временный управляющий представляет в арбитражный суд отчет о своей деятельности, сведения о финансовом состоянии должника и пред­ложения о возможности/невозможности восстановления его платежеспособности.

Окончание наблюдения

         1. Арбитражный суд на основании решения первого собрания кредиторов, если иное не вытекает из существа дела, принимает решение признать должника банк­ротом и открыть конкурсное производство, или выносит определение о введении внешнего управления, или утверждает мировое соглашение.

2. Если первое собрание кредиторов не приняло решения о введении внешнего управления или о заключении мирового соглашения либо ни одно из таких решений не представлено в арбитражный суд в установленный срок, то арбитражный суд, убедившись в наличии признаков банкротства, принимает решение об этом и соответственно об открытии конкурсного производства.

3. Даже если первое собрание кредиторов приняло решение обратиться с ходатайством о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства либо если ни одно решение собрания не представлено в арбитражный суд, то последний вправе вынести определение о введении внешнего управления в случаях: когда имеются основания полагать, что решение собрания принято в ущерб большинству кредиторов и установлена реальная возможность восстановления пла­тежеспособности должника; когда после проведения собрания появились обстоятельства, дающие основания полагать, что платежеспособность должника может быть восстановлена; в иных случаях, предусмотренных Законом.

4. Наблюдение прекращается с момента признания арбитражным судом должника банкротом и открытия конкурсного производства или введения внешнего управления, или утверждения мирового соглашения. Временный управляющий продолжает исполнять свои обязанности до момента назначения внешнего управляю­щего или конкурсного управляющего.

Несколько иначе решаются вопросы наблюдения и временного управления бан­ком в Законе «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» и нормативных актах Банка России. В данный Закон включена целая глава III «Временная администрация», в соответствии с которой Банк России вправе не только само­стоятельно назначать и прекращать деятельность временной администрации по управлению проблемным банком, но и трактовать ее функции и полномочия так широко, что они перекрывают функции и полномочия как уполномоченных представителей БР в банках (о них речь уже шла ранее), так и временных управляющих, назначаемых арбитражным судом. Между тем в тексте Закона прямо не указано, что временная администрация либо его руководитель — это участник дела о банкротстве банка, хотя из смысла Закона вытекает именно такой вывод.

Временная администрация, основания ее назначения и срок действия.

1. Временная администрация является специальным органом управления банком и назначается Банком России.

2. В период деятельности временной администрации полномочия исполнительных органов банка могут быть ограничены либо приостановлены.

3. Банк России вправе назначить временную администрацию, если:

1) банк не удовлетворяет денежных требований отдельных кредиторов и/или не исполняет обязательные платежи в сроки, превышающие 7 рабочих дней с момента наступления даты их удовлетворения и/или исполнения, в связи с отсутствием или недостаточностью средств на его корреспондентских счетах;

2) банк допускает снижение собственного капитала по сравнению с его максимальной величиной, достигнутой за последние 12 месяцев, более чем на 30% и одновременно нарушает хотя бы один обязательный норматив, установленный Банком России;

3) банк нарушает норматив текущей ликвидности в течение последнего месяца более чем на 20%;

4) банк не выполняет в установленный срок требования Банка России о замене руководителя либо о финансовом оздоровлении или реорганизации;

5) в соответствии с Законом «О банках и банковской деятельности» имеются основания для отзыва у банка лицензии.

4. Временная администрация назначается на срок не более 6 месяцев. После отзыва у банка лицензии Банк России вправе продлить указанный срок свыше 6 месяцев, но лишь до формирования органов, которые будут проводить реорганизацию или ликвидацию банка, в том числе до назначения арбитражного управляющего. Общий срок действия временной администрации не может превышать 18 месяцев.

Руководитель временной администрации.

Временную администрацию возглавляет руководитель, имеющий аттестат руководителя временной администрации. Ст. 6 Закона разъясняет, что такой аттестат выдает Банк России, причем только лицу, имеющему лицензию арбитражного управляющего (выдается Федеральной службой России по делам о несостоятельности и финансовому оздоровлению) и отвечающему квалификационным требованиям Банка России.

Прекращение деятельности временной администрации.

Банк России принимает решение о прекращении деятельности временной администрации:

• в случае устранения причин, послуживших основанием для ее назначения;

• при передаче дел арбитражному управляющему;

• по другим основаниям, предусмотренным Законом и нормативными актами Банка России.

Порядок прекращения деятельности временной администрации устанавливает­ся нормативными актами Банка России.      

Конкурсное производство.

Принципиальные характеристики конкурсного производства в его общем смысле даются в главе VI Закона « О несос­тоятельности (банкротстве)».

Решение арбитражного суда о признании должника банкротом означает реше­ние открыть в отношении данного должника конкурсное производство. Срок кон­курсного производства, как правило, не превышает 1 года. Впрочем, арбитражный суд вправе продлить его на 6 и больше месяцев.

Последствия открытия конкурсного производства.

С момента принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства:

-         • срок исполнения всех денежных обязательств, а также отсроченных обя­зательных платежей должника считается наступившим;

-         • прекращается начисление неустоек (штрафов, пени), процентов и иных фи­нансовых санкций по всем видам задолженности должника;

-         • сведения о финансовом состоянии должника перестают относиться к све­дениям, носящим конфиденциальный характер либо являющимся коммерческой тайной;

-         • снимаются ранее наложенные на имущество должника аресты и иные ог­раничения на распоряжение указанным имуществом. Наложение новых арестов на данное имущество и введение иных ограничений в этой части не допускается;

-         • все требования к должнику могут быть предъявлены только в рамках кон­курсного производства.

С этого момента органы управления должника отстраняются от управления и распоряжения имуществом (если они не были отстранены ранее).

Конкурсный управляющий — лицо, назначаемое арбитражным судом для проведения конкурсного производства и выполнения связанных с этим иных полномочий. По ходатайству конкурсного управляющего, если оно одобрено собранием или комитетом кредиторов, арбитражный суд может назначить несколько таких управляющих.

Конкурсный управляющий действует до завершения конкурсного производства.

Полномочия конкурсного управляющего.

С момента назначения конкурсного управляющего к нему переходят все полномочия по управлению делами должника, в том числе по распоряжению его имуществом.

Если решение о признании должника банкротом принято по окончании на­блюдения, то с момента назначения конкурсного управляющего полномочия органов управления должника прекращаются. Последние в течение 3 дней с момента назначения конкурсного управляющего передают ему бухгалтерскую и иную документацию, печати и штампы, материальные и иные ценности должника.

Конкурсный управляющий, в частности:

-         принимает имущество должника, проводит его инвентаризацию и оценку (привлекая оценщиков и иных специалистов с оплатой их услуг за счет имущества должника, если иное не установлено собранием или комитетом кредиторов) и принимает меры к обеспечению его сохранности;

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14