рефераты

рефераты

 
 
рефераты рефераты

Меню

Особенности использования духовного потенциала религии в воспитании военнослужащих Вооруженных сил Российской Федерации рефераты

1. Количество и содержание угроз национальной безопасности России со стороны религиозного фактора ставит вопрос о необходимости разработки содержания понятия "религиозная опасность". Так, например, ученые Военного университета понимают религиозную опасность как категорию, фиксирующую наличие в религиозной сфере жизни общества негативных условий и тенденций внутреннего развития, препятствующих нормальному функционированию и развитию общества в соответствии с присущими ему закономерностями. По их мнению, природа этой опасности может крыться в обострении межрелигиозных противоречий;

 в усилении религиозного экстремизма;

в росте числа и активности социально опасных религиозных организаций; в широком распространении в стране оккультизма; во втягивании религиозных организаций в борьбу светских (политических и даже преступных) группировок и т.д.

Помимо вышеперечисленных открытых угроз для безопасности страны религиозная сфера жизни современного бурно меняющегося российского общества таит в себе и определенную скрытую угрозу. Эта угроза связана с некоторыми аспектами проблемы адаптации религии, консервативной по своему существу, к бурной динамике современного общественного развития в России. Дело в том, что адаптация, которую большинство религиозных конфессий России так или иначе, но вынуждено проходить в силу своей объективной включенности в процесс общего глубокого перелома в развитии нашего общества, может протекать только в двух направлениях (или в их комбинации).

Первое направление - через изменения в самой религиозной организации общества и приспособление ее к изменившемуся обществу.

Второе направление - через противодействие (скрытое или открытое) со стороны религиозной организации изменениям в обществе. Именно от того, в каком соотношении находятся между собой эти направления адаптации религии, зависит потенциал скрытой, внутренней угрозы обществу со стороны религиозной сферы.

На сегодняшний день самая крупная религиозная организации России - Русская Православная Церковь - на путь изменений в самой себе, несмотря на призывы некоторых ее рядовых священников, пока еще не становится. Открытого противодействия изменениям в обществе с ее стороны, по крайней мере со стороны ее руководства, пока нет, но среди священников среднего и тем более низового звена настроения неприятия и противодействия многим изменениям, произошедшим и происходящим в России, распространены весьма широко. Подобная ситуация и настроения имеют место и среди мусульман. Напомним, что именно православно-мусульманский блок во многом определяет общий вектор развития религиозной ситуации в России и Вооруженных Силах.

2. В частных гуманитарных науках могут быть выделены специальные направления исследования в области проблемы воздействия религиозного фактора на военную безопасность с опорой на результаты решения наиболее общих социально-политических проблем. Такими направлениями могут быть:

в области политологической (военно-политологической) науки - исследование изменений воздействия религиозного фактора на военную безопасность в зависимости от изменений в политической структуре российского общества и политической ситуации в приграничных странах:

в области правовой (военно-правовой) науки - исследование путей правовой защиты личности, общества и государства от социально опасных аспектов религиозной сферы жизни общества;

в области исторической (военно-исторической) науки - исследование генезиса и развития воздействия религиозного фактора на национальную безопасность России в разные периоды ее истории;

в области социологической (военно-социологической) науки - исследование тенденций изменения роли религиозного фактора в системе национальной безопасности в зависимости от уровня религиозности населения той или иной страны:

в области психологической (военно-психологической) науки - исследование особенностей восприятия на психологическом уровне общественного сознания воздействия религиозного фактора на военную безопасность с учетом особенностей отражения проблем безопасности в сознании верующих и в сознании неверующих.

Рекомендации практического характера связаны с предложением комплекса мер, направленных на ослабление негативного и усиление позитивного воздействия религиозного фактора на социально-политическую составляющую военной безопасности России.

1. На государственном уровне необходимо принять меры к ограничению деятельности на территории Российской Федерации социально опасных религиозных организаций.

2. Учитывая рост религиозной нетерпимости в современной России и то, что религиозная терпимость должна воспитываться с детства, можно рекомендовать улучшить воспитание школьников, будущих защитников Отечества, в духе уважения религиозных, верований других людей. Нынешние школьные программы эту задачу не выполняют. Представляется, что в школах должен быть введен курс религиоведения в количестве 20-30 часов.

3. Принимая во внимание большой потенциал религии в воспитании граждан России в духе высоких нравственных идеалов, государству необходимо принять меры для оказания поддержки программам религиозных организаций в этой области на государственных каналах радио и телевидения.

4. В связи с особой угрозой военной безопасности России, которую таят в себе межрелигиозные противоречия, активизирующие националистические, сепаратистские настроения, возникает необходимость подключения к разрешению этих религиозных противоречий института государства.

Современная мировая и отечественная историческая практика свидетельствует, что в арсенале государства достаточно способов решения этой задачи. К их числу прежде всего следует отнести: совершенствование механизма правового регулирования отношений между религиозными организациями; создание тех или иных организационных структур, предназначенных для урегулирования отношений между религиозными организациями; решительное пресечение деятельности (на основании закона) националистических и религиозных организаций, провоцирующих различные межрелигиозные противоречия.

5. Невнимание к религиозному фактору невыгодно отличало и отличает российскую политику от западноевропейской и американской.

Недооценка российскими политиками религиозного фактора приводила и приводит к фактическому игнорированию важных стимулов и пружин как внешней, так и внутренней политики. Понимание и адекватный учет религиозного фактора в политике позволили бы России проводить более эффективную военную политику как внутри страны, так и на международной арене.

6. Необходимо разработать концептуальные документы, регулирующие взаимоотношения военной организации с религиозными организациями России. К исходным принципам этой политики можно отнести следующие.

Во-первых, политика военной организации в религиозной сфере должна быть самостоятельной, независимой от каких-либо обязательств по отношению к любой из церковных организаций России. Вооруженные Силы должны реализовывать прежде всего свои собственные интересы, а не интересы той или иной церкви. Они должны выступать своего рода "заказчиком" перед религиозными организациями на предмет удовлетворения потребностей верующих военнослужащих.

Во-вторых, политика Вооруженных Сил в области взаимоотношений с религией должна строиться таким образом, чтобы исключить втягивание армии в сферу межрелигиозной идеологической борьбы.

7. Принять меры к более полной реализации в Вооруженных Силах России принципа свободы совести, для чего необходимо: коренным образом усовершенствовать механизм реализации прав верующих военнослужащих как за счет переработки статьи 8 Закона РФ "О статусе военнослужащих" так и за счет внесения соответствующих дополнений в Общевоинские уставы ВС РФ;

улучшить религиоведческую подготовку офицеров за счет изучения специального курса по теме «Армия и религия» в системе общественно-государственной подготовки, улучшить изучение соответствующими органами военного управления религиозной ситуации в объединениях;

внести коррективы в методику и содержание воспитательной работы с военнослужащими с учетом изменения религиозной ситуации в стране и Вооруженных Силах.

Более тщательного внимания со стороны Вооруженных Сил заслуживает изучение социально-политических программ религиозных конфессий, а также отдельных направлении в них. Образование в России нескольких религиозно ориентированных политических партий требует от Российской армии определенной осторожности в контактах с теми или иными религиозными направлениями во избежание втягивания ее в политическую борьбу через призыв к защите веры. Политизации армии через религию должны быть поставлены определенные заслоны, которые пока отсутствуют. Значительно большего внимания со стороны Вооруженных Сил заслуживает деятельность общественных движений верующих военнослужащих.

В заключение хотелось бы сделать следующие выводы:

1. Военная безопасность, как и многие другие виды безопасности, испытывает на себе противоречивое влияние религиозного фактора. Воздействие религиозного фактора на военную безопасность зависит не только от уровня религиозности населения страны, но и от религиозной ситуации в приграничных странах, поскольку она оказывает влияние на военно-политическую обстановку в том или ином регионе.

2. Влияние религиозного фактора на систему военной безопасности России в настоящее время незначительно, но оно может постепенно нарастать. Эта возможность обусловлена: активизацией религиозных экстремистских сил на Кавказе и в Средней Азии: продолжающимся процессом увеличения (хотя уже и не такими быстрыми темпами как ранее) числа верующих в нашем обществе и, соответственно, в Вооруженных Силах, что повышает роль религии как в светской, так и военной сферах жизни России; усилением политизации религиозных организаций России, выражающемся в стремлении религиозных организаций влиять на общую и военную политику Российского государства: нарастанием стремления государства и его военной организации сблизиться с наиболее авторитетными религиозными организациями страны с целью использования их авторитета в обществе для повышения своего собственного авторитета и обеспечения через интегрирующую и воспитательную функцию религии более высокой степени надежности управления обществом и армией: продолжающимся процессом поиска и выработки новых духовных ориентиров в обществе и армии и попытками выбора в качестве таковых религиозных ценностей.

3. Развитие религиозной ситуации в стране и Вооруженных Силах объективно требует скорейшей и глубокой разработки Министерством обороны Российской Федерации собственной политики в отношении всех религиозных организаций страны. Продолжая развитие и углубление своих взаимоотношений с Русской Православной Церковью, необходимо самым серьезным образом пересмотреть свою политику по отношению к другим религиям, прежде всего к исламу.

Практика сотрудничества с религиозными объединениями показывает целесообразность ее использования в интересах решения целого спектра задач воспитательной работы. Однако при этом следует исходить, прежде всего, из духовных запросов людей, их религиозной приверженности, исторически сложившихся традиций и реальной способности той или иной организации, общины, конкретного священнослужителя оказывать позитивное влияние на морально-психологическое состояние воинов. Такая совместная работа должна быть направлена на формирование патриотизма, чести и долга, готовность к преодолению тягот военной службы, к выполнению приказа, наконец, к самопожертвованию.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ


В нынешней духовно-нравственной атмосфере Вооруженных Сил Российской Федерации происходят значительные изменения. Становится явным рост религиозности военнослужащих. С одной стороны, это происходит в среде военнослужащих срочной службы под влиянием семейного воспитания. С другой стороны, в офицерской среде наблюдается поиск духовности личностью, стремление обрести устойчивую систему ценностей, получить психологическое и нравственной обоснование жизни и воинской службы.

Известный русский флотоводец и военный педагог адмирал С.О. Макаров в 1897 году писал: "Очевидно, в народе есть какая-то сила, сохраняющая древние сказания о битвах и богатырях, и никто не будет отрицать, что сказания эти не влияют так или иначе на нравственную сторону человека. Желательно, чтобы те из сказаний, которые поднимают дух военной доблести, не выродились".

Естественный вопрос: а что же можно использовать из того огромного опыта в сфере общения и воспитания, накопленного церковью? Здесь таится большой пласт форм и методов, которые можно использовать или творчески переработать для нужд и потребностей информационной работы. Особого внимания требуют следующие элементы информационно-религиозной культуры, которые могут явиться общими и для офицеров, организующими и проводящими информационно-воспитательную работу с личным составом.

Во-первых, это огромная внутренняя убежденность в истинности, правильности того, что проповедуется. При этом всем хорошо известно, что ничто так не заражает слушателей верой в правоту говорящего, как его собственная искренность.

Во-вторых, полное, абсолютное знание предмета, о котором идет речь. А это позволяет говорить с еще большей убедительностью. Проповедь должна идти от сердца - одно из требований к выступлению деятеля церкви. Даже в абсурдном сне никто не смог бы представить такого, чтобы священник читал проповедь по бумаге, а архиерей - еще и по тексту, написанному помощниками. И потому не приходится удивляться огромной силе эмоционального воздействия проповеди.

В-третьих, простота и доступность материала, насыщенность яркими образами, неожиданными сравнениями, близкими по пониманию для слушателей метафорами; постоянное использование такой формы красноречия, как риторический вопрос.

В-четвертых, каждое выступление, любая проповедь обращены к добру. А высокая цель придает в этом случае ораторскому искусству невероятную силу убеждения.

В-пятых, тщательность подготовки. На это обстоятельство обращали внимание все известные риторы: внешняя безыскусность речи - это результат большого искусства.

В-шестых, внутренняя постоянная готовность к выступлению.

Священнослужителей (светских представителей религиозных организаций) желательно приглашать в часть (на корабль), в подразделение тогда, когда известна религиозная ситуация в целом в регионе (количество верующих, принадлежность к той или иной конфессии, место расположения части и др.). Тематика, по которой предлагается выступить священнослужителю должна носить прежде всего, информационный характер. Такие выступления желательно организовывать в канун крупных религиозных праздников, для приобщения военнослужащих и членов их семей к серьезному пласту культурного наследия.

В последнее время в России получили значительное распространение новые религиозные движения. По данным социологов примерно 10% населения, прежде всего из числа молодежи, студентов, школьников, научно-технической и творческой интеллигенции называют себя их приверженцами.

В основе различения этих религиозных объединений лежит связь с той или иной культурной традицией. Одни из них тяготеют к Западу, другие — к Востоку, третьи коренятся в российской почве. Есть и такие, которые представляют собой как бы объединение элементов различных культур и конфессий. Специфичны они и по своей идейной направленности, по характеру функционирования как духовных явлений. Примыкают к ним различные сатанистские общества, направленные на культивирование страстей и негативных наклонностей (в последнее десятилетие члены общин рекрутируются большей частью из молодежной среды - нередко на рок концертах и фестивалях). Неоценимую роль в раскрытии антигуманной направленности данных течений и помощи военнослужащим, пострадавшим от них в психологическом и нравственном плане могут принести специалисты, которыми и являются священнослужители.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


1)     Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» от 26 сентября 1997г.

2)     Федеральный закон от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (с изм. и доп. от 31 декабря 1999 г., 19 июня, 7 августа, 27 декабря 2000 г., 26 июля, 30 декабря 2001 г., 7, 21 мая, 28 июня, 27 ноября, 24 декабря 2002 г., 11 ноября, 23 декабря 2003 г., 26 апреля, 20 июля, 22 августа 2004 г.).

3)     Приказ МО № 70 «Об органах воспитательной работы Вооруженных Сил Российской Федерации» от 11 марта 2004г.

4)     Трифонов Е. В. Психофизиология профессиональной деятельности. Словарь. СПб, 2006.

5)     В.А. Кузнецов, А.М. Тютченко, А.Г. Караяни, А.А. Чертополох. Под общей редакцией генерал-майора Черкасова А. В. Краткий словарь основных понятий морально-психологического обеспечения деятельности войск (сил). ВУ. М. 2007 год.

6)     А.А. Чертополох. Информационная работа в Вооруженных Силах Российской Федерации. Учебное пособие. – М.:ВУ, 2007 г.

7)     Неваленый А.Н., Згуро В.Л., Белоус В.П. Воспитание подчиненных: организация и методика. Учебно-методическое пособие. Благовещенск, 2008 г.

8)     Военно-социологические исследования (сборник статей) М.:ВУ, 2003 №4 // Капитан 1 ранга С.А.МОЗГОВОЙ, кандидат исторических наук «РЕЛИГИОЗНАЯ СИТУАЦИЯ В ВООРУЖЁННЫХ СИЛАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ».

9)     Военно-социологические исследования (сборник статей) М.:ВУ, 2003 №4 // Подполковник С.А. МЕЛЬКОВ, доктор политических наук «КТО придет завтра в армию? (Облик российского мусульманина-призывника)».

10)Военно-социологические исследования (сборник статей) М.:ВУ, 2004 №1(5) // Капитан 1 ранга В. И. ВЕРЕМЧУК, кандидат социологических наук, доцент «РЕЛИГИОЗНОСТЬ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ КАК ОБЪЕКТ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИЗУЧЕНИЯ».

11)Христолюбивое воинство: Православная традиция Русской Армии. Российский военный сборник. М: ВУ: Независимый военно-научный центр «Отечество и Воин», «Русский путь», 2006. Вып. 12

12)Сборник докладов и тезисов выступлений участников «Вторых приморских образовательных чтений». Церковь и общество. Владивосток. 2005 г.

13)Ориентир № 7.:М. 2001.


Страницы: 1, 2, 3