Особенности использования духовного потенциала религии в воспитании военнослужащих Вооруженных сил Российской Федерации
Особенности использования духовного потенциала религии в воспитании военнослужащих Вооруженных сил Российской Федерации
КУРСОВАЯ
РАБОТА
по курсу
«Военное дело»
по теме:
«Особенности использования духовного потенциала религии в воспитании
военнослужащих Вооруженных сил Российской Федерации»
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение
1.
Сущность и
содержание воспитания военнослужащих. Использование религии в воспитании
военнослужащих
2.
Проблемы
использования духовного потенциала религии в решении задач воспитательной
работы.
Заключение
Список литературы
Приложения
ВВЕДЕНИЕ
Влияние религии на военную организацию
общества вполне закономерно. Она затрагивает главным образом сферу духовной
жизни воинских коллективов, в которых на этапе реформирования Вооруженных Сил
возникла острая необходимость обретения новых источников формирования у воинов
нравственных мотивов военной службы.
Следовательно, в современных условиях
проблема взаимоотношений армии и религии, использования духовного потенциала
религии в целях улучшения морально-психологического климата в воинских
коллективах становится актуальной. Требует всестороннего изучения, глубокого
осмысления и исторический опыт сотрудничество Вооруженных Сил России с
религиозными организациями. Несмотря на разную, чаще всего невысокую степень
выраженности религиозных чувств, поверхностное знание основ вероучения и низкую
культовую активность, многие военнослужащие относят себя к числу верующих. И
это обстоятельство необходимо учитывать при организации и проведении общественно-государственной
подготовки информировании в воинских коллективах.
Актуальность темы
курсовой работы вытекает, с одной стороны, из необходимости реализации прав
военнослужащих на свободу совести и вероисповедания в рамках, предусмотренных
законом. С другой - из возможности и целесообразности использования духовного
потенциала религии в интересах задач, решаемых войсками и силами флота.
Цель исследования
обуславливается актуальностью данной проблемы, и заключается во всестороннем
анализе духовного потенциала религии в рамках воспитательной работы.
Задачи, решаемые
исследованием – определение места и роли мероприятий, связанных с реализацией
духовного потенциала религии; определение влияния религии как на отдельных
военнослужащих, на воинские коллективы, так и на Вооруженные Силы и страну,
вцелом.
Объектом исследования
является религия в рамках воспитательной работы.
Предметом исследования
является ее духовный потенциал в решении задач воспитательной работы.
1.
Сущность и содержание воспитания военнослужащих. Использование религии в
воспитании военнослужащих
Воспитание военнослужащих
играет определяющую роль в обеспечении их самоотверженного и компетентного
выполнения священного долга перед Родиной. Оно вполне обосновано и закономерно
считается приоритетным направлением служебной деятельности каждого без
исключения командира (начальника).
Поэтому готовность и
подготовленность офицера организовать и проводить работу в подразделении в
соответствии с общими целями воспитания служат определяющими факторами в
решении задач воспитательной работы.
Отечественная
история учит: когда Вооруженные Силы имеют идейное единство, они способны
оказать сопротивление самому грозному и сильному противнику и победить его.
Вооруженные Силы во взаимодействии с религиозными организациями обладают
определенным потенциалом духовного воздействия на личный состав.
Воспитание
рассматривается по-разному. Прежде всего, под воспитанием понимают социальное
явление, связанное с передачей от поколения к поколению всей накопленной
человеческой культуры, достижений в духовной и материальной сферах, как
социализацию, вхождение человека в жизнь. Эта передача может осуществляться
различными путями, в том числе стихийно, помимо желаний воспитателей и
воспитанников. В тех же случаях, когда передача накопленного опыта
осуществляется специально, преднамеренно, целенаправленно, а не стихийно, этот
процесс становится педагогическим и является объектом и предметом
педагогической науки, одного из ее разделов - теории воспитания.
В
традиционной общей и военной педагогике, как правило, под воспитанием принято
понимать целенаправленное воздействие воспитателей на воспитанников в целях
формирования и развития у них необходимых качеств. В своих основных
признаках такое понимание является верным потому, что отражает наиболее
существенные связи и отношения этого процесса. Речь идет о целенаправленном
подходе к воспитанию, о том, что в нем имеет место воздействие воспитателей на
воспитанников. Его цель состоит в том, чтобы через целенаправленное влияние
сформировать и развить у человека качества, необходимые ему для жизни, а у
воинов - еще и морально-боевые качества, необходимые для выполнения воинского
долга.
Вместе
с тем такое понимание воспитания все же не в полной мере отражает его сущность
как педагогического процесса, не полностью отвечает потребностям практики, эффективной
организации и осуществлению воспитательной работы в современных условиях.
Во-первых,
в условиях гуманизации и демократизации общественной и армейской жизни термин
"воздействие" ограничивает сферу и способы влияния и взаимодействия
между воспитателями и воспитанниками. В практике сложилось так, что под
воздействием, как правило, понимается наказание, принуждение, давление и другие
подобного рода средства. При этом недооценивается позиция самого воспитанника,
его активная деятельная сторона по самовоспитанию и самосовершенствованию, в
которых он заинтересован не в меньшей степени, чем воспитатели.
Во-вторых,
в теории и практике воспитания исторически сложилось так, что воспитание в
существующем понимании сводилось главным образом к работе со школьниками, подростками,
детьми в специальных учебно-воспитательных учреждениях: детских яслях, садах,
школах и (в какой-то степени) в Вооруженных Силах. Воспитателями выступали профессионально-педагогически
подготовленные специалисты: учителя, педагоги, офицеры. Вместе с тем в
современных условиях, когда сама жизнь стала педагогически насыщенной и существенно
влияющей на формирование человека в любом возрасте, мощным стало влияние
средств массовой информации и технических средств, литературы и искусства, неформального
общения и т.п., рассчитывать на то, что только специалисты-воспитатели в
учебно-воспитательных учреждениях сформируют полноценного человека, не
приходится. Воспитанием как управляемым, целенаправленным процессом должны
заниматься, прежде всего, государство, общество, их институты и учреждения, а
также все те, кто руководит людьми, работает с ними.
Практика
подтвердила правильность более широкого подхода к пониманию воспитания.
Современная педагогическая практика также дает основания определить
воспитание как целенаправленную деятельность общества, государства, их
институтов и учреждений, а также воспитателей по формированию и развитию
личности военнослужащего, побуждению ее к самосовершенствованию в соответствии
с требованиями времени и жизни, уровня развития военного дела.
Это
определение (без претензий на полноту и законченность) существенно отличается от
традиционного и позволяет по-новому подойти к организации воспитательной работы
в армии и на флоте в целом и в любом конкретном воинском коллективе в
частности. Основные различия в понимании "воспитания" при этом
сводятся к следующему.
Воспитание
по содержанию, формам и методам носит ярко выраженный идеологический характер.
Идеология,
опирающаяся на государственные интересы, военно-патриотические традиции, веками
проверенные на Руси религиозные идеалы, национальную психологию и культуру,
исторический опыт Вооруженных Сил, может стать государственно-патриотической
доктриной новой системы воспитания военнослужащих. Через систему жизненно
важных идей, потребностей и интересов народа (нации) она выражает духовные
ценности военнослужащих и является духовно-нравственной основой
военно-патриотического воспитания не только личного состава частей и
соединений, но и гражданского населения, особенно молодежи.
Религиозные объединения в
последние годы все чаще выступают как субъект воспитания военнослужащих, что
объясняется возрастанием в обществе интереса к религии, усилением ее влияния на
массовое сознание людей.
Следует признать, что
религия воздействует, прежде всего, на духовный мир верующих военнослужащих, их
нравственные ориентации и жизненные установки, они ощущают моральную поддержку
с ее стороны. Таким образом, в ряде случаев религия выполняет компенсаторную
функцию, успокаивая и умиротворяя человека, в чем проявляется психотерапевтический
эффект религиозного воздействия. Религия, в целом, способствует верующим
военнослужащим в личном духовном развитии и совершенствовании.
Целесообразно
использовать в воспитательных целях духовный потенциал религии, различных
религиозных конфесий в интересах, прежде всего, нравственно-патриотического
развития военнослужащих, организуя проведение соответствующей
информационно-разъяснительной работы о сущности религии, видах верований и
религиозных обрядов, защите Отечества как священном долге и т.д. Верующим
военнослужащим необходимо представить возможность отправлять по желанию
религиозные обряды в соответствии с их правом на свободу вероисповедания
совести и религиозные убеждения.
Организация
воспитательных мероприятий включает:
изучение
требований руководящих документов;
планирование
воспитальной работы;
выступление
руководящего состава органов военного управления перед личным составом;
проведение
комплекса воспитательных мероприятий совместно с Русской Православной Церковью,
другими религиозными конфессиями по духовной поддержке военнослужащих и членов
их семей, созданию атмосферы уважения к ратному труду защитников Отечества;
взаимодействие
с представителями ветеранских, творческих, научных и общественных организаций,
разъяснение и пропаганду передового опыта войск (сил), героических традиций
Вооруженных Сил, соединений, частей (кораблей) в интересах повышения престижа
военной службы;
изучение
общественного мнения и настроений военнослужащих;
информирование
личного состава о принятых решениях по поставленным вопросам, предложениям и
обращениям;
постоянный
анализ информационной обстановки в местах дислокации (базирования) войск (сил);
принятие оперативных и решительных мер по защите личного состава от негативного
информационно-психологического воздействия, упреждению, разоблачению и
пресечению слухов и вымыслов.
Использование религии
в воспитании военнослужащих
Религия, социальный
статус которой в обществе за последние годы значительно вырос, на протяжении
тысячелетий играла и играет важную роль в пропаганде и закреплении в поведении
людей высоких норм нравственности в формировании у них определенного духовного
идеала, который определяет поведение и деятельность человека в любой жизненной
ситуации, в том числе и в условиях воинской службы.
Эффективность воспитания
военнослужащих в сфере религии обусловлена целым рядом факторов:
Во-первых, важнейшее
значение имеет положение о богоустановленности морали. Это обусловливает
абсолютность моральных предписаний. Мораль по своей природе нуждается в прочной
основе (абсолюте), которая должна возвысить ее над сиюминутной житейской
обыденностью. Этим абсолютом в нравственной жизни для верующих людей есть БОГ и
его заповеди. Благодаря такому абсолюту именно в религии как нигде четко и
однозначно решается вопрос о критериях добра и зла. Каждый верующий человек
имеет четкое знание того, какой тип поведения и образ жизни является праведным
и какой неправедным.
Во-вторых, в религии
всегда есть идеальный пример, призванный служить для человека в качестве цели
его собственной жизни: / “Будьте совершенны как совершенен Отец ваш небесный” -
МФ., 5.48/.
В-третьих, в религии есть
постоянный “контроль” за качеством исполнения требований, предъявляемых к
человеку. Богом контролируются не только все поступки человека, но и его мысли.
Это, безусловно, существенно влияет на поведение человека.
В-четвертых, в религии до
самой высшей степени возможного воздействия на человека доведены, пользуясь
военным языком, “меры наказания и меры поощрения”. Так, например, каждый
христианин постоянно помнит, что после смерти ему предстоит предстать перед
Богом, держать ответ за свою земную жизнь и по результатам этого ответа
отправиться в рай или ад.
Понятно, что наличие
таких альтернатив в загробной вечной жизни во многом определяют всю земную
жизнь человека и его поведение, в частности.
В-пятых, религия никогда
не отказывает оступившемуся человеку в надежде на исправление, на возвращение к
праведной жизни, давая тем самым ему исправить свое поведение.
В-шестых, эффективность
нравственного воспитания в сфере религии и, в частности, в христианстве
обусловлена тем, что полученные нравственные знания постоянно подкрепляются
таинством покаяния. В соответствии с сущностью и содержанием этого таинства
верующий должен регулярно исповедоваться в своих грехах, причем не только в
безнравственных поступках, но даже в мыслях о них. Важно отметить, что исповедь
происходит без свидетелей, а священник обязан хранить ее в тайне. Таким
образом, создаются условия для предельной правдивости кающегося, без чего
истинное воспитание вряд ли возможно.
Священник не только
выслушивает кающегося, но и дает ему советы, наставляя, стремясь исключить
повторения приведших к покаянию проступков.
Кроме того, когда
кающийся беседует со священником, он считает его посредником между собой и
Богом, то есть высокоавторитетным лицом. Не трудно представить себе сколь
эффективна эта система, если исповедь и покаяния становятся нормой повседневной
жизни и продолжаются с детства и до конца жизни.
Откровенная беседа с
высокоавторитетным лицом без свидетелей и, как принято говорить, от сердца к
сердцу, - важнейший путь к воспитанию вообще и в сфере нравственности в
особенности.
Следует заметить, что это
обстоятельство хорошо усвоено не только христианством, но и другими религиями.
Обстоятельства,
вытекающие из конкретной современной религиозной ситуации в стране и в
Вооруженных Силах, которые должны учитывать офицеры в своей работе по воспитанию
военнослужащих с опорой на религию:
а) наличие Соглашения о
сотрудничестве между Русской Православной Церковью и Министерством обороны
Российской Федерации (подписано 2 марта 1994 года Патриархом Московским и Всея
Руси и Министром обороны России);
б) слабая подготовка
офицерского корпуса к работе с верующими военнослужащими;
в) обострение
межконфессиональной борьбы в условиях современной России;
г) политизация отдельных
направлений некоторых религиозных конфессий;
д) активизация
деятельности на территории Российской Федерации, так называемых, тоталитарных
сект;
е) появление в
Вооруженных Силах РФ общественных объединений верующих военнослужащих.
Признавая большую роль
религии в деле воспитания военнослужащих, мы, в то же время, должны
реалистически оценивать ее возможности в нашей сегодняшней непростой
действительности.
Рассмотренные направления
воспитания военнослужащих имеют свою специфику, однако они тесно взаимосвязаны
друг с другом. Реализация содержания воспитания предполагает комплексный
подход, предусматриваемый единство всех составных частей.
Таким
образом, проведение комплекса воспитательных мероприятий совместно с Русской
Православной Церковью, другими религиозными конфессиями по духовной поддержке
военнослужащих и членов их семей, созданию атмосферы уважения к ратному труду
защитников Отечества, является структурным элементом воспитания военнослужащих
ВС РФ.
2. ПРОБЛЕМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДУХОВНОГО ПОТЕНЦИАЛА
РЕЛИГИИ В РЕШЕНИИ ЗАДАЧ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
Многовековая история нашего государства свидетельствует
о наличии устойчивой духовно-религиозной традиции в Российской армии. Страна и
ее армия всегда чтили религию.
В новых исторических условиях происходит возрождение
утраченных традиций, религия начинает приобретать все большее значение как один
из институтов формирования личности российского воина. По данным военных
социологов, к верующим на сегодня себя относят более 43 % военнослужащих.
Нельзя не отметить, что в современных условиях
националистические, экстремистские силы как у нас в стране, так и за рубежом
стремятся использовать религию в своих интересах, сделать ее идеологией террора
и вооруженных конфликтов. В условиях размытости социальных и культурных
ценностей российского общества, духовного вакуума заметен обостренный интерес
части российской молодежи к нетрадиционным религиозным культам и верованиям,
носящим в некоторых случаях деструктивный, асоциальный характер.
Все это требует от органов военного управления,
специалистов воспитательных структур, всестороннего учета религиозного фактора в
работе с различными категориями военнослужащих; использования возможностей
духовно-нравственных и патриотических основ религиозной веры в воспитании
личности современного воина, создании в воинских коллективах здоровой
морально-психологической атмосферы.
РЕЛИГИЯ, с точки зрения монотеистов, людей,
признающих существование единого и единственного Бога, - это взаимоотношения
между Богом и человеком (лат. religio). Отношения Бога, Творца и Высшего
Правителя всего сущего к человеку состоят в содействии Его людям в
осуществлении ими высших целей жизни. Эти цели представляют собой стремления
человека к абсолютной истине, неизменному добру и высшему блаженству, то есть к
истинному Богу, и воплощаются в усвоении религиозной истины, в отражении ее в
человеческих знаниях, чувствованиях и деятельности.
Как
известно, основными структурными элементами религии являются: религиозное
сознание, религиозная деятельность, религиозная организация (см. схему). Каждый
из них в свою очередь обладает своей внутренней структурой.
Религиозное
сознание, например, включает в себя религиозную идеологию и религиозную
психологию. Религиозная деятельность в виде религиозного культа подразумевает
наличие средств культа и культовую деятельность и т.д. Исторический опыт и
практика современной общественной жизни показывают, что в качестве религиозного
фактора может выступать как религия в целом, так и отдельные ее компоненты и
даже их элементы. По своей структуре религиозный фактор состоит из объективных
и субъективных составляющих.
Страницы: 1, 2, 3
|