рефераты

рефераты

 
 
рефераты рефераты

Меню

Методы разрешения неуставных взаимоотношений в войсковой части рефераты

В области интернационального воспитания командирам и офицерам воспитательных органов необходимо:

изучать и учитывать в воспитательной работе национально-психологические особенности воинов, а также процессы, происходящих в различных регионах страны;

формировать у военнослужащих культуру межнационального общения;

осуществлять комплекс мер по профилактике конфликтов на национальной основе и др.

Профилактика конфликтных ситуаций, возникающих на национальной основе в многонациональных воинских коллективах основывается на признании существования или влияния в коллективе национальных и земляческих групп. Причиной такого разделения является не столько принадлежность к определённому географическому региону, сколько различия в национальных культурах.

Командирам и офицерам воспитательных органов, прежде всего, следует определить, сколько и каких национальностей и земляческих микрогрупп имеется в подразделении, части, какова их направленность, есть ли в них общепризнанные лидеры, кто пользуется у соотечественников наибольшим авторитетом и почему, каково в этих группах общественное мнение, сложившееся по отношению к военнослужащим других национальностей.

Для решения данного круга задач существует немало методов. Среди них – метод наблюдения и фиксирования результатов в педагогических дневниках заместителей командиров подразделений по воспитательной работе и у военного психолога полка, сбор информации по вопросам взаимоотношений в процессе бесед с воинами, на занятиях по общественно-государственной подготовке, в дискуссиях и других формах общения, при проведении вечеров вопросов и ответов, анкетировании и опросах.

Опыт работы командиров и офицеров воспитательных органов передовых частей свидетельствует: в связи с исключительной неустойчивостью общественно-политического сознания, его зависимости от межнациональных отношений в республиках самым действенным средством влияния на общественное мнение в национальных группах служит индивидуально-воспитательная работа с их неформальными лидерами, наиболее авторитетными воинами. Усилия, затраченные на их воспитание и ориентирование, с успехом компенсируются тем, что другие военнослужащие данной национальности следуют примеру своего "национального" лидера.

Другая эффективная форма профилактики межнациональных конфликтов – создание или инициирование образования в подразделениях или в полку неформальных управляющих структур типа "солдатских советов национальностей", разумеется на открытой и гласной основе под контролем командиров и офицеров воспитательных органов. В таком случае национальные микрогруппы выбирают и делегируют в "совет" своих представителей. Конечно, при этом приходится идти на, своего рода узаконивание, легализацию существования национальных и земляческих групп, но это лучше, чем игнорирование данного факта вообще.

В работе с верующими командирам, офицерам воспитательных органов важно:

знать верующих воинов и учитывать в индивидуальной работе их религиозные особенности;

воспитывать у всего остального личного состава уважительное отношение к верующим воинам;

осуществлять профилактику конфликтов на религиозной основе, исключать в коллективах оскорбления религиозных чувств верующих и др. [30].

Таким образом, как показывает практика и научные исследования, положительных результатов в воспитательной работе по формированию уставных взаимоотношений в воинских коллективах можно достичь при условии комплексного подхода к воспитанию воинов, планомерном, систематическом и непрерывном осуществлении всех видов воспитания с каждым военнослужащим, умелом сочетании массовых и индивидуальных форм работы. Организатором воспитательной работы в полку, в том числе и по сплочению многонациональных воинских коллективов и формированию в них уставных взаимоотношений является заместитель командира полка (корабля 1 ранга) по воспитательной работе. В приложении Д представлен порядок работы с военнослужащими, склонными к нарушению воинской дисциплины. О наличии неуставных взаимоотношений между военнослужащими в подразделении (части) могут свидетельствовать следующие признаки:

неряшливый внешний вид молодых солдат, отсутствие у них отдельных предметов или наличие старых атрибутов формы одежды;

выполнение молодыми воинами тяжёлых, малопривлекательных работ в то время, когда все заняты культурно-досуговыми, спортивными мероприятиями или в свободное от службы время;

замкнутость отдельных военнослужащих и попытки скрыть последствие травм, побоев;

общественная пассивность;

ссадины, травмы, опухоли, синяки и т.д.

При этом далеко не всегда всё сводится к формуле "молодых обижают старослужащие". Неуставные взаимоотношения могут допустить и военнослужащие первой половины года службы, если их большинство в роте, батарее и они земляки или представители одной национальности. Как быть, если есть неуставные взаимоотношения? Методика работы заместителя командира части (подразделения) по воспитательной работе представляется следующим образом:

немедленно организовать работу с конкретным носителем неуставных взаимоотношений и пострадавшим;

лично глубоко расследовать причины и условия происшедшего, его последствия;

побеседовать с командиром подразделения и его заместителем по воспитательной работе, свидетелями случившегося, лицами суточного наряда;

доложить командиру полка, заместителю командира дивизии по воспитательной работе, военному прокурору;

в соответствии с полученными выводами расследования выработать меры воспитательного, дисциплинарного воздействия на воинов, виновных в нарушении уставных правил взаимоотношений;

определить комплекс мер воспитательной работы со всем личным составом подразделения и части.


Таблица 3.1 – Перечень основных мероприятий, рекомендуемых для подготовки и проведения в воинских подразделениях в целях предупреждения нарушений уставных правил взаимоотношений между военнослужащими

Месяц

Проводимые мероприятия

1

2

Декабрь (июнь)

1. Вручение памяток военнослужащим нового пополнения о порядке обращения по личным вопросам, номерам телефонов доверия.

2. Направление родителям военнослужащих нового пополнения писем.

3. Закрепление за военнослужащими нового пополнения наставников из числа лучших воинов подразделения.

4. Проведение вечера-отдыха «100 дней до приказа».

5. Посещение Музея соединения (комнаты истории части), организация фотографирования военнослужащих.

6. Проведение торжественных ритуалов вручения новому пополнению оружия и военной техники, первое заступление на боевое дежурство.

7. Инструкторско-методические занятия с членами групп морально-психологической поддержки, сержантами по профилактике неуставных правил взаимоотношений в

воинском коллективе.

8. Тематический вечер «Представляюсь коллективу».

9. Анкетирование солдат второго периода службы по наличию неуставных правил взаимоотношений в воинском коллективе.

10. Уточнение социально-психологической характеристики подразделения (части).

11. Подготовка и проведение новогодних праздников.


Январь (июль)

1. Общее собрание военнослужащих подразделения о дружбе, взаимопомощи и войсковом товариществе.

2. Вечер чествования лучших специалистов подразделения (части).

3. Анкетирование военнослужащих первого периода службы на наличие неуставных правил взаимоотношений в воинском коллективе.

4. Переписка с родителями военнослужащих, вызывающих беспокойство командования.

5. Заслушивание сержантов и наставников о ходе ввода в строй нового пополнения.

6. Цикл бесед: «Воинский долг», «Воинская гордость», «Законы Гвардии», «Твой командир».

7. Правовое профилактирование военнослужащих, склонных к неуставным правилам взаимоотношений

8. Вечер вопросов и ответов для военнослужащих, проходящих военную службу по призыву.

9. Совещание офицеров и прапорщиков подразделения о состоянии индивидуальной работы с подчиненными по предупреждению в коллективе неуставных правил взаимоотношений.

10. Внезапный контроль наличия выданного денежного содержания военнослужащим, проходящим военную службу по призыву.

Февраль (август)

1. Социометрическое обследование воинского коллектива, углубленное изучение взаимоотношений между военнослужащими

2. Диспут: «О дружбе мнимой и настоящей», «Каким должен быть настоящий друг».

3. Анкетирование военнослужащих первого и второго периодов службы на наличие неуставных правил взаимоотношений в воинском коллективе

4. Рейтинговая оценка солдат второго и третьего периодов службы на замещение вакантных должностей командиров отделений

5. Подготовка и доведение служебных характеристик на военнослужащих четвертого периода службы на общих собраниях военнослужащих подразделения.

6. Собрание сержантов подразделения по вопросу личной работы по поддержанию правопорядка и воинской дисциплины среди подчиненных.

7. Конкурс «А ну-ка, воин!» между наставниками и солдатами нового пополнения.

8. Рейтинговая оценка сержантов подразделения на способность управлять воинским коллективом, противостоять неуставным правилам взаимоотношений.

9. Цикл бесед: «Воинский долг», «Воинская гордость», «Законы Гвардии», «Твой командир».

10. Демонстрация и обсуждение фильмов об ответственности военнослужащих за неуставные правила взаимоотношений.

Март (сентябрь)

1. Вечер чествования военнослужащих, подлежащих увольнению в запас: «Боевая готовность в запас не уходит»

2. Фотографирование личного состава подразделения «Моя родная рота»

3. Подготовка благодарственных писем родителям военнослужащих, подлежащих увольнению в запас.

4. Заслушивание военнослужащих третьего периода службы на общих собраниях военнослужащих «Об их личной примерности в воинской дисциплине, влиянии на сплочение коллектива подразделения».

5. Вечер вопросов и ответов для военнослужащих, проходящих военную службу по призыву.

6. День правовых знаний, посвященный ответственности военнослужащих за нарушения уставных правил взаимоотношений между военнослужащими.

7. Углубленное индивидуальное изучение и психологическое обследование военнослужащих для замещения вакантных должностей командиров отделений.

8. Правовое профилактирование военнослужащих, склонных к неуставным правилам взаимоотношений.

9. Подготовка и направление в средства массовой информации материалов, посвященных лучшим военнослужащим подразделения (части)

Апрель (октябрь)

1. Аттестация сержантов подразделения (части).

2. Внезапный строевой смотр военнослужащих подразделения, контроль сохранности обмундирования и личных вещей.

3. Проведение тематических вечеров в учебных подразделениях и частях (центрах ) «В добрый путь, курсант!»

4. Рейтинговая оценка военнослужащих второго и третьего периодов службы.

5. Социометрическое обследование подразделения, углубленное изучение взаимоотношений между военнослужащими.

6. Вечер чествования наставников молодого пополнения.

7. Инструкторско-методические занятия с сержантами по методике поддержания правопорядка и воинской дисциплины, недопущения неуставных правил взаимоотношений в период увольнения военнослужащих, выслуживших установленные сроки службы

8. Вечер чествования именинников подразделения.

9. Правовое профилактирование военнослужащих второго и третьего периодов службы, склонных к неуставным правилам взаимоотношений.

10. Цикл бесед: «Воинский долг», «Воинская гордость», «Законы Гвардии».

11. . Подготовка и направление в средства массовой информации материалов, посвященных лучшим военнослужащим подразделения (части).

Май (ноябрь)

1. Вручение памяток военнослужащим нового пополнения из числа выпускников учебных центров и высших школ младших специалистов о порядке обращения по личным вопросам, номерам телефонов доверия.

2. Направление родителям военнослужащих нового пополнения писем.

3. Посещение Музея соединения (комнаты истории части), организация фотографирования военнослужащих.

4. Проведение торжественных ритуалов вручения новому пополнению из числа выпускников учебных подразделений и частей оружия и военной техники, первого заступления на боевое дежурство.

5. Общее собрание военнослужащих подразделения по выборам общественных советов подразделения.

6. Цикл бесед: «Воинский долг», «Воинская гордость», «Законы Гвардии», «Твой командир».

7. Вечер чествования именинников подразделения.

8. Вечер вопросов и ответов для военнослужащих, проходящих военную службу по призыву.

9. Инструкторско-методические занятия с командирами отделений и взводов по использованию дисциплинарной практики как важнейшего средства воспитания подчиненных.

10. Правовая профилактика военнослужащих, склонных к неуставным правилам взаимоотношений.


Представленный перечень основных мероприятий, рекомендуемых для подготовки и проведения в воинских частях (подразделениях) в целях предупреждения нарушений уставных правил взаимоотношений между военнослужащими, является основой поддержания воинской дисциплины и внутреннего порядка в каждом подразделении. В результате осуществления данных мероприятий межличностные конфликты в части будут сведены к минимуму.

Все указанные направления воспитательной работы в части по сплочению воинских коллективов и формированию в них уставных взаимоотношений являются неотъемлемой частью деятельности командиров и начальников по предупреждению будущих и предотвращению существующих конфликтных ситуаций в подразделении. Сплочение воинского коллектива является наиболее важным и трудоемким участком работы должностных лиц и требует от них постоянного внимания, изучения и влияния.


Заключение


Конфликт – это столкновение противоположно направленных интересов, позиций партнёров, сопровождаемое психическим напряжением и возникновением негативных эмоциональных состояний.

Конфликты препятствуют поддержанию высокой боевой готовности воинской части в целом и требуют вмешательства. Но также следует отметить, что конфликты играют и положительную роль в жизни части, служа своего рода барометром, определяющим благополучность отношений между военнослужащими, их вовлеченность в работу и стремление уделять ей как можно больше времени.

Командир должен быть в курсе происходящего в его подразделении и контролировать ситуацию. Так, он не должен допускать столкновения полномочий между военнослужащими.

В воинской части конфликты:

ведут к разобщённости и ухудшению социально-психологического климата в коллективе;

снижают мотивацию военнослужащих;

ведут к снижению эффективности отдельных военнослужащих и целых подразделений;

подрывают доверие к командованию.

Конфликт - явление многоуровневое, и его регулирование в каждом отдельном случае уникально и неповторимо, так как зависит от личностных характеристик работников, их профессиональной деятельности и должностного уровня. В целом, управление конфликтом должно обеспечивать два наиболее значимых процесса: возможность его избегания и способность остановить конфликт раньше, чем он сможет принести огромный материальный, моральный и нравственный ущерб, как для каждого военнослужащего, так и для дальнейшего поддержания боевой готовности части в целом.

Важным условием укрепления уставных взаимоотношений в части и подразделении является совершенствование организаторской работы командиров всех звеньев, их профессиональный опыт, ответственное отношение к исполнению воинского долга, высокая требовательность к себе и к подчиненным, сочетаемая с заботой о них.

Поддержание в подразделении крепких уставных взаимоотношений является главным условием высокой воинской дисциплины, поддержания подразделения в постоянной готовности к выполнению боевых задач.

Укреплению воинских коллективов способствует целенаправленная повседневная деятельность по воинскому, правовому и нравственному обучению военнослужащих, строгое соблюдение правил, установленных законами и воинскими уставами РФ, постоянное обеспечение командирами и начальниками улучшения быта своих подчиненных, улучшение их культурного, бытового и медицинского обслуживания, борьба за нравственную чистоту отношений, своевременная реакция на малейшее проявление "дедовщины", "землячества" и других неуставных традиций.

Сплочение воинских коллективов, формирование в них уставных взаимоотношений и профилактика нарушений их правил является важным участком в деятельности командиров и офицеров органов воспитательной работы по обеспечению высокой боевой готовности и боеспособности полка, а в боевой обстановке – выполнения боевых задач. Центральное место в деле сплочения воинских коллективов и формирования в них уставных взаимоотношений принадлежит планомерной, непрерывной и целеустремленной воспитательной работе со всеми категориями военнослужащих, сочетанию организаторской и информационной работы, комплексному осуществлению государственно-патриотического, воинского, нравственного, правового, интернационального и религиозного воспитания, сочетанию массовых форм с индивидуальными, осуществлению обучения и воспитания как руководителей, так и подчиненных.

Командиры частей и подразделений должны постоянно вести активную деятельность по повышению уровня дисциплины и организованности военнослужащих. Все эти компоненты являются надежным гарантом Вооруженных Сил в выполнении возложенных на них ответственных задач по защите нашей Родины.


Список использованных источников

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7