Методы разрешения неуставных взаимоотношений в войсковой части
Рассмотрим функционирование механизма нарушений уставных
правил взаимоотношений между военнослужащими в период прибытия пополнения в
подразделение, в котором существуют негативные нормы поведения, и личный состав
различных периодов военной службы уже выполняют определенные ролевые функции.
Терминология может быть разной, но суть остается одна – жаргонная иерархия в
соответствии с периодом военной службы.
Каждый из двух периодов службы имеет в условиях
“неуставщины” специфические, четко выраженные социально-психологические роли,
исполнение которых обеспечивает военнослужащим второго периода службы “казарменный
комфорт” за счет военнослужащих первого периода службы.
Прибывшие в подразделение военнослужащие находятся в
психологической изоляции и являются объектом постоянных негативных воздействий
со стороны военнослужащих второго периода службы. При этом наиболее злостным
нападкам подвергаются военнослужащие, сопротивляющиеся неправомерным
требованиям, а также слаборазвитые в различных отношениях военнослужащие,
которым вменяется роль “козлов отпущения”.
Прослужившие полгода военнослужащие, находясь в
меньшинстве, несут большую психологическую и физическую нагрузку. Они выступают
в качестве проводников идеи безропотного подчинения. Для этой группы военнослужащих
ожидание пополнения связано, прежде всего, со своей разгрузкой.
При доброжелательном отношении к прибывшим военнослужащим
они могут участвовать в насаждении и укреплении негативных (неуставных) норм
поведения во-первых, передачей приспособленческой информации и тем самым
создают (иногда бессознательно) мнение у молодых солдат о неизбежности давления
старшим призывом.
Во-вторых, личным примером запуганного, готового к
полному повиновению человека. То есть отказом от борьбы против неуставных
взаимоотношений, за свое и своих товарищей достоинство, боязнью или нежеланием
создавать конфликт с теми, кто оказывает давление, насаждая и утверждая
негативные явления.
Другая категория указанных военнослужащих держит
дистанцию, проявляя недоброжелательность. Страх перед военнослужащими, прослужившими
более полгода, переходит у них в рабскую готовность следовать по проторенному
пути неуставных взаимоотношений, готовность стать им подобными.
Военнослужащие, прослужившие полгода, являются
непосредственными исполнителями санкций. Они переходят к делу без раскачки, и
первые унижения молодой солдат терпит от них. Публичная, в том числе в
присутствии начальника, демонстрация наглости, развязность речи, нарушения
формы одежды, разговорчивость и даже пререкания с начальником действуют на
вновь прибывшего солдата убедительно. А получаемые тычки и пинки, в якобы
дружеском тоне, с резкой сменой мимики действуют угнетающе.
Военнослужащие, оканчивающие службу, выступают в качестве
основных организаторов и контролеров за соблюдением негативных ролевых
предписаний каждым военнослужащим в подразделении. Поддерживая в целом
негативные (неуставные) нормы, они не допускают в своем присутствии прямого
насилия, издевательства. Ими обеспечивается руководство деятельности
военнослужащих, прослуживших полгода. Они регулируют давление на
военнослужащих, прослуживших менее полгода, которые организуют подготовку к
увольнению, закупки, доставку (воровство) различного имущества, сбор денег и
т.д. Некоторые из них берут личную опеку над земляками или своей заменой. Хотя
на остальных такая опека не распространяется.
Каково место и роль младших командиров в рассматриваемый
период?
Схема давления такая же, только цель другая - включить на
вновь прибывших солдат силу приказа, насадить младшим командирам негативные
(неуставные) нормы поведения, характерные для данного воинского коллектива,
лишить подразделения младших командиров.
Не позже, чем через 6-10 дней после прибытия специалистов
и младших командиров из высшей школы младших специалистов, система взаимоотношений
приходит в равновесие.
В подразделениях, где имеются “неуставные проявления”,
существует какая-то монополия на хорошее настроение или право на улыбку. То
есть соблюдается принцип: "Мне плохо, когда другому хорошо".
Появление у военнослужащих более позднего периода военной
службы либо хорошего настроения, либо удовлетворения чем-то (например, поощрением)
вызывает у “негативных лидеров” мгновенную реакцию. Усиливая давление, они
быстро добиваются угнетенного настроения у тех, кому еще не положено улыбаться,
или иметь "много" свободного времени. Сами же проявляют активность в
налаживании взаимоотношений с офицерами, прапорщиками. Откровенничают о своих
домашних проблемах, заваливают просьбами привезти хорошую книгу, пластинку,
открытку, достать какую-то дефицитную вещь и т.д. с переходом на просьбы по
отправке альбомов, посылок (с ворованными вещами) и т.д.
В целом, в разных подразделениях и на разных уровнях их
развития можно различать следующие степени давления в структуре взаимоотношений
между военнослужащими, как показано в таблице 2.2.
Таблица 2.2 – Степени давления в структуре взаимоотношений
между военнослужащими
Степень давления
|
Общая характеристика
|
Характеристика обстановки в воинском коллективе
|
1
|
2
|
3
|
Чрезмерная
|
для насаждения и поддержания негативных (неуставных)
норм давление уже не требуется;
хулиганство поощряется со стороны пополнения полным
повиновением;
со стороны начальников полным неведением или нежеланием
замечать происходящее (непринятие мер и т.д.).
|
полное повиновение личного состава до года службы и
безусловное выполнение всеми ролевых функций;
жестокость и издевательства носят массовый характер;
у личного состава растет озлобленность против
командиров и начальников и наоборот. В индивидуальных беседах отсутствует
откровенность;
рукоприкладство со стороны начальника возносится в ранг
главного воспитательного фактора;
сержантский состав и военнослужащие с положительной
направленностью деморализованы и силой не обладают.
|
Средняя
|
давление требуется только для поддержания повиновения;
уменьшается число активных нарушителей;
командиры и начальники научились глубоко вникать в происходящие
процессы;
чаще принимаются меры к нарушителям.
|
в целом полное повиновение прослуживших менее года,
появление случаев отказа от соблюдения ряда негативных (неуставных) норм
после полгода службы (нежелание издеваться над сослуживцами и др.);
исчезают массовые издевательства, при групповом
оскорблении снижена жестокость;
уменьшается количество озлобленных за непринятие мер,
растет доверие к командирам и начальникам, появляется откровенность;
факты рукоприкладства становятся единичными, появляются
жалобы на них;
сержантский состав, актив и военнослужащие с
положительной направленностью пытаются препятствовать избиениям, но на
серьезные конфликты с неформальными лидерами-инициаторами нарушений не идут.
|
Остаточная
|
Степень давления проявляется по инерции, а состояние
взаимоотношений в таком воинском коллективе подготовлено для перехода на
уставные правила взаимоотношений.
|
|
В настоящее время нарушения уставных правил
взаимоотношений между военнослужащими характеризуются следующими чертами:
устойчивой системой воззрений, своего рода “идеологией
неуставщины”, разделяемой практически всеми военнослужащими, что способствует
живучести казарменной, негативной традиции, более или менее выраженной в
различных подразделениях;
детальной регламентацией “прав и обязанностей;
сокрытием фактов нарушений уставных правил
взаимоотношений практически на всех уровнях, круговой порукой в подразделениях;
неумением части офицеров, прапорщиков бороться с
нарушениями уставных правил взаимоотношений, при попустительстве с их стороны
изощренность нарушений усиливается, единичные случаи быстро перерастают в
групповые привычки, негативные традиции;
быстротой восстановления, легкостью видоизменения их там,
где они строго преследовались, и, казалось бы, были искоренены [3].
Наиболее важным в социально-психологической
характеристике военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, является
учет специфических проявлений и противоречий, свойственных юношескому возрасту
на стадии перехода к зрелости.
Период призыва в армию по возрастным особенностям
совпадает с процессом продолжающегося становления взрослого человека. В этот
период типологические особенности характера еще не сглажены жизненным опытом и
могут выделяться в виде акцентуаций, напоминающих аномальные отклонения или
сходные с ними. В 18-20-летнем возрасте все еще сильно влияние “подросткового
комплекса” на поведение военнослужащих. Для многих из них характерны
изменчивость настроения, особая чувствительность к оценке другими своей
внешности, своего статуса в коллективе и микрогруппе. В этом возрасте у
человека идет бурное формирование характера, убеждений, направленности
личности, мировоззренческих позиций, стереотипов взаимоотношений с людьми.
К 18 годам нервная система, органы чувств достигают
уровня развития взрослого человека, что обеспечивает четкость и быстроту
взаимодействия всех органов тела. Вместе с тем, в связи с интенсивностью
физического развития, а также недостаточностью опыта управления собой, у
молодого человека процессы возбуждения обычно превалируют над процессами торможения.
В таком возрасте у молодого человека уже сформированы некоторые черты
характера, выработаны определенные стереотипы поведения и взаимоотношения с
окружающими. Условия военной службы требуют пересмотра многих сформированных
черт, а это достаточно сложный процесс психологической перестройки и ломки
характера.
18-20 лет – это период бурного формирования потребностей
человека, в частности, он совпадает с кульминационным периодом половой
активности у мужчин. Невозможность в армейских условиях удовлетворить многие возникающие
потребности ведет к фрустрации, порождает психологическую напряженность и может
толкнуть военнослужащих для удовлетворения потребностей на поиск аморальных, а
в некоторых случаях и незаконных средств. Кроме того, в настоящее время в
молодежной среде получили распространение наркомания, пьянство, сексуальная распущенность,
цинизм, снижение ценностей человеческой жизни, неверие в идеалы, а также другие
социальные болезни и беды, которые молодежь несет в армию [10].
По материалам социально-психологического изучения 25 солдат,
представленных как наиболее склонных к неуставным взаимоотношениям, был
составлен социально-психологический портрет военнослужащего по призыву,
склонного к неуставным взаимоотношениям.
1. Жизненные обстоятельства (наиболее выраженные):
имеют неполное среднее образование - 11 (44%);
родители били в детстве - 12 (48%);
не были (или сомневаются, что были) любимым ребенком в
семье - 9 (36%);
занимались до службы боксом, восточными единоборствами и
т.п. - 13 (52%);
имели среди друзей до службы отбывавших уголовное
наказание или находившихся под следствием - 8 (32%);
плохое материальное положение семьи - 9 (36%);
испытали в той или иной мере неуставные взаимоотношения
(в т.ч. физическое насилие), будучи молодыми солдатами - 13 (52%).
Менее выраженные:
кто-то из членов семьи злоупотребляет алкоголем - 5 (20%);
кто-то из членов семьи имел приводы в милицию, судимость
- 5 (20%);
часто дрались до службы - 5 (20%);
испытали неуставные взаимоотношения в гражданских учебных
заведениях, где учились до службы - 6 (24%).
2. Что больше оказывает влияние на процесс формирования
некоторых взглядов и убеждений. Самооценка выраженности ряда черт характера (наиболее
выражены):
вообще не любят читать книги - 9 (36%);
любят (или склоняются к этому) читать книги с описанием
элементов насилия - 11 (44%);
нравятся фильмы с элементами насилия - 16 (64%);
нравятся спортивные передачи, где соперники наносят друг
другу удары, повреждения - 20 (80%);
имеют жизненный идеал, который привлекает прежде всего
внешними физическими данными - 9 (36%);
редко задумываются о последствиях своих поступков - 7
(28%);
признаются, что не всегда соблюдают нормы морали и
нравственности - 13 (52%);
считают, что испытали в жизни достаточно, чтобы учить
других - 8 (32%);
считают, что люди бывают или только хорошие, или только
плохие - 7 (28%).
Менее выраженные:
считают (или склоняются к этому) себя злым человеком - 5
(20%);
считают (или склоняются к этому), что у них есть
ненависть к другим людям - 5 (20%);
считают (или склоняются к этому) себя агрессивным - 6
(24%);
в состоянии опьянения ведут себя возбужденно, агрессивно
- 5 (20%);
не задумываются о том, что кому-то бывает плохо от их
поступков - 5 (20%);
считают, что имеют мало представления о нормах морали и
нравственности - 5 (20%);
не могут в любой ситуации контролировать свои действия -
5 (20%)
считают, что не всегда могут принять всю меру
ответственности за совершенные поступки - 5 (20%).
Отношение к себе и потенциальные возможности к изменению
поведения:
не довольны собой (или близки к этому) в настоящее время
- 9 (36%);
считают, что имеют отрицательные качества, от которых
хотели бы избавиться - 17 (68%);
если бы представилась возможность, то что-то изменили бы
в своей жизни - 15 (60%);
хотели бы в чем-то измениться - 14 (56%);
не хотели бы встречаться с родителями тех солдат, которые
подвергались в части неуставным взаимоотношениям - 20 (80%).
Из материалов социально-психологического изучения видно,
что основной проблемой нарушений уставных правил взаимоотношений между
военнослужащими является отклонение от морально-этических норм, которое образуется
в результате воспитания каждого человека в силу сложившихся жизненных
обстоятельств. Из этого следует, что для решения этой проблемы необходимо
разработать меры по предупреждению неуставных правил взаимоотношений между
военнослужащими, спроектировать основные направления деятельности командиров и
начальников по сплочению воинских коллективов и формированию уставных взаимоотношений
в части, проводить государственно-патриотическое воспитание личного состава.
Глава 3. Рекомендации по работе с
конфликтными ситуациями в войсковой части ракетных войск
3.1 Профилактика неуставных
взаимоотношений как основной метод их предупреждения
В Вооруженных Силах РФ пользуются разработанной ранее
методикой поэтапной профилактики неуставных взаимоотношений. Реализация ее
требований осуществляется путем последовательного решения конкретных задач на
различных этапах работы с личным составом. Безусловно, успех этой работы во
многом зависит от своевременности ее проведения. Как и любой физический недуг,
нравственный недуг - искажение норм взаимоотношений между людьми - легче
предупредить, или вылечить на начальном этапе, нежели бороться с хроническим
заболеванием, давшим множество осложнений.
Воспитание человека начинается еще до его рождения и
продолжается на протяжении всей его жизни. Начало воинского воспитания
знаменуется призывом молодого человека на службу в Вооруженные Силы,
продолжается на всем ее протяжении и заканчивается после его увольнения.
В результате всех выявленных конфликтов в том или ином
подразделении можно составить план-конспект проведения занятия по профилактике
нарушений уставных правил взаимоотношений между военнослужащими. Основными
учебными вопросами этого занятия будут следующие:
понятие нарушения уставных взаимоотношений между
военнослужащими;
профилактика нарушений уставных правил взаимоотношений
между военнослужащими как составная часть обеспечения безопасности военной
службы.
Решение задачи обеспечения безопасности военной службы,
предупреждения гибели и травматизма личного состава во многом зависит от
организации профилактики нарушений уставных правил взаимоотношений между
военнослужащими.
Нарушение уставных правил взаимоотношений между
военнослужащими – это моральное и физическое воздействие отдельных
военнослужащих, групп (на земляческой, национальной или иной основе) с целью
достижения определённых привилегий «казарменного комфорта» за счёт
военнослужащих первого года службы.
Нарушения уставных правил взаимоотношений между
военнослужащими являются наиболее острой формой протекания и разрешения
конфликтов и имеют глубокие социально-психологические корни. Они выражаются в
нарушении порядка и правил взаимоотношений военнослужащих, предусмотренных
воинскими уставами, и находят своё проявление в моральном и физическом
оскорблении (унижении) человеческого достоинства, крайней неуважительности и
грубости.
Как показывает анализ, наиболее часто проявляющимися
формами «неуставных взаимоотношений» являются:
перекладывание старослужащими своих обязанностей на
солдат младшего периода службы;
нанесение побоев;
словесные оскорбления;
отбирание денег, продуктов питания;
издевательства ради развлечения;
побуждение либо принуждение к совершению дисциплинарных
проступков.
Чаще всего это происходит в вечернее и ночное время, на
хозяйственных работах, в нарядах, когда ослаблен контроль над личным составом,
в командировках, в караулах [32].
Внешними проявлениями наличия «неуставных
взаимоотношений» в части (подразделении) являются:
молодые солдаты находятся в подавленном
морально-психологическом состоянии, имеют неряшливый внешний вид, у них могут
отсутствовать отдельные предметы обмундирования;
военнослужащие, занимающие главенствующее положение в
воинском коллективе, выделяются пренебрежительным отношением к уставному
порядку, нарушениями формы одежды, дисциплины строя. Их можно заметить по
обособлению в столовой, по уклонению от выполнения хозяйственных работ и т.д.
Для достижения своих целей они нередко используют физическое насилие или
угрожают его применить.
Предметом особого внимания командиров должны быть все
случаи травм и телесных повреждений военнослужащих. Для того чтобы исключить
сокрытие фактов грубых нарушений целесообразно систематически проводить
телесный осмотр военнослужащих [17]. В приложении А представлена система работы
командира по диагностике и профилактике нарушения уставных правил
взаимоотношений между военнослужащими.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|