рефераты

рефераты

 
 
рефераты рефераты

Меню

Методы разрешения неуставных взаимоотношений в войсковой части рефераты

Как показали исследования и опыт воспитательной работы, организаторы глумления и издевательств под видом борьбы со «стукачеством» пытаются наглухо закрыть прохождение информации от солдата к должностным лицам по фактам неуставных взаимоотношений.

Основные причины «живучести» этого негативного явления:

безнаказанность обидчиков;

низкий авторитет и действенность работы сержантского состава;

умышленное сокрытие командованием нарушений;

нежелание прослыть «стукачом»;

незнание офицерами реальной обстановки в подразделениях.

Профилактика нарушений уставных правил взаимоотношений между военнослужащими как составная часть обеспечения безопасности военной службы включает:

1. Диагностику (выявление) фактов нарушения уставных правил взаимоотношений между военнослужащими. В интересах диагностики поведения применяются методы наблюдения, анализа документов, социологического опроса.

В ходе наблюдения фиксируются особенности поведения военнослужащего в различных ситуациях его служебной деятельности, в неофициальной обстановке. Наблюдение должно быть систематическим и целенаправленным. Такое наблюдение позволяет увидеть и зафиксировать изменения, динамику развития поведенческих характеристик, помогает изучить, на первый взгляд, скрытые процессы в ходе прямых контактов с военнослужащими.

Анализ документов позволяет на основе зафиксированной информации сделать предположение о склонности некоторых военнослужащих к изменению поведения в общении с товарищами. В совокупности с методом наблюдения и другими методами выявления предрасположенности к неуставным действиям он даёт положительный результат. К документам, содержащим наибольшую информацию, относятся: автобиографии, характеристики на призывников, заключение медицинских учреждений, психолого-педагогические дневники, служебные карточки и другие.

Получить необходимую информацию кратким и эффективным способом позволяет опрос военнослужащих. Это один из важнейших методов диагностики поведения военнослужащих. В интересах выявления военнослужащих, склонных к нарушению уставных правил взаимоотношений между военнослужащими, необходимо опрашивать все категории военнослужащих подразделения. Необходимо регулярно проводить социально-психологическое обследование воинских коллективов с целью выявления неформальных групп, военнослужащих, оказавшихся в изоляции.

На основе информации, полученной в процессе опроса и с помощью других методов диагностики, определяются меры по предотвращению нарушения уставных правил взаимоотношений между военнослужащими.

2. Проведение организационно-воспитательных и психолого-педагогических, социально-бытовых и медицинских мероприятий, создающих условия для налаживания уставной организации учебно-воспитательного процесса и быта в подразделениях. Основными элементами этой работы являются:

наведение и поддержание уставного порядка и организации службы в части (подразделении);

последовательная и систематическая работа по изучению личностных особенностей, взаимоотношений между военнослужащими различных периодов службы, организация «наставничества» в подразделении, знание реального положения дел в воинском коллективе;

повседневная забота о быте, отдыхе, здоровье военнослужащих, обеспечение их социальной защищённости [20].

Мерами по предупреждению неуставных взаимоотношений между военнослужащими являются следующие:

обеспечить соблюдение прав военнослужащих, установленных законодательством РФ и поддержание уставных взаимоотношений между ними;

определять в приказах, директивах и планах мероприятия по поддержанию правопорядка и воинской дисциплины в числе приоритетных мер по предупреждению неуставных взаимоотношений и контролировать их выполнение;

оказывать постоянную помощь подчиненным командирам в устранении причин и условии правонарушений;

регулярно и объективно изучать и строго оценивать состояние работы по профилактике неуставных взаимоотношений в воинских коллективах;

учитывать эффективность принимаемых мер по недопущению сокрытия и повторяемости неуставных взаимоотношений;

активно использовать практику проведения судебных процессов в присутствии личного состава.

В свою очередь предлагаются следующие направления деятельности по предупреждению неуставных взаимоотношений между военнослужащими:

всестороннее изучение личного состава морально-психологического климата в воинских коллективах;

организация службы и быта военнослужащих в строгом соответствии с требованиями нормативных документов;

обучение должностных лиц методике ведения дисциплинарной практики;

принятие строгих дисциплинарных мер к лицам, допускающим моральные и физические оскорбления товарищей;

выявление микрогрупп, создание здорового ядра.

Задача предупреждения неуставных взаимоотношений должна решаться в единстве двух подходов:

организация нравственно зрелой жизнедеятельности военнослужащих;

открытая, конкретная борьба по пресечению факторов, способных привести к неуставным взаимоотношениям.

Ниже предлагаются основные задачи по профилактике неуставных взаимоотношений для основных управленческих должностей.

Командирам (начальникам):

обеспечивать неотвратимость наказания правонарушителей и гласность принимаемых к ним мер;

осуществлять взаимодействие с правоохранительными органами в интересах поддержания правопорядка и воинской дисциплины;

проводить в 10-дневный срок служебное расследование по всем выявленным фактам неуставных взаимоотношений, принимать по ним решения;

обсуждать результаты расследований с офицерами;

улучшить подбор и подготовку младших командиров.

Штабам:

планировать работу по предупреждению неуставных взаимоотношений и контролировать выполнение намеченных мер, ежемесячно подводить итоги этой работы;

организовывать изучение документов, определяющих меры по предупреждению неуставных взаимоотношений и внедрять их в повседневную деятельность;

оказывать помощь командирам подразделений в поддержании уставного порядка, выработке мер и внедрении передового опыта по предупреждению негативных явлений в воинских коллективах;

обеспечивать обучение лиц суточного наряда мерам по предупреждению неуставных взаимоотношений;

осуществлять прием и ввод в строй молодого пополнения.

Заместителям командиров по воспитательной работе:

принимать участие в разработке и реализации мер по предупреждению неуставных взаимоотношений;

обучать офицеров, прапорщиков, сержантов практике индивидуально-воспитательной работы;

изучать и анализировать общественное мнение в воинских коллективах, формировать негативное отношение военнослужащих к неуставным взаимоотношениям и готовить к противодействию им;

активизировать работу по правовому, патриотическому и нравственному воспитанию военнослужащих, организации их отдыха и досуга;

готовить обоснованные предложения и рекомендации командирам.

Начальникам медицинских служб:

оперативно информировать командиров о всех подчиненных им военнослужащих, обратившихся за медицинской помощью и поступивших на стационарное лечение в связи с полученными травмами;

в тот же день информировать об этом соответствующего военного прокурора.

Начальникам родов войск, отделов и служб:

осуществлять конкретные организационные и воспитательные меры по повышению уровня правопорядка и воинской дисциплины в войсках; - принимать упреждающие меры по предупреждению неуставных взаимоотношений;

лично проводить расследования по каждому факту неуставных взаимоотношений в подчиненных войсках.

Решение этих задач в полном объеме командирами всех степеней непременно приведет к уменьшению количества конфликтных ситуаций в подразделении, что приведет к нормализации трудовой деятельности в воинском коллективе. Для этого от командования требуется добросовестное проведение кропотливой работы по укреплению правопорядка и воинской дисциплины в части. В приложении Б представлена система работы должностных лиц управления по созданию в воинских коллективах здоровой нравственной атмосферы и предупреждению нарушений уставных правил взаимоотношений между военнослужащими.


3.2 Основные направления воспитательной работы в части по сплочению воинских коллективов и формированию в них уставных взаимоотношений


Процесс формирования и сплочения воинского коллектива представляет собой выработку и складывание системы многообразных связей воинов и их групп внутри коллектива и коллективов между собой на основе организационной и духовной общности. Организационная общность военнослужащих обеспечивается организаторской деятельностью командиров, штабов, офицеров воспитательных органов. Она включает:

организационное оформление коллективов в соответствии с организационно-штатной структурой;

постановку перед членами коллектива единой задачи деятельности;

организацию служебной, учебно-боевой, общественно-социальной деятельности воинских коллективов, их быта и досуга.

Главное состоит в том, чтобы всеми формами воспитательной работы довести до сознания каждого военнослужащего государственную важность решаемых задач. Опыт передовых воинских коллективов показывает, что важно добиваться глубокого понимания каждым воином того, что только дружный, сплочённый воинский коллектив может осилить задачи, стоящие перед частью, подразделением.

Более сложный характер носит деятельность по духовному сплочению воинских коллективов. Она связана с формированием таких духовных, нравственных, социально-психологических основ, которые делают воинский коллектив способным решать любые по сложности и содержанию задачи [29].

Деятельность командиров, офицеров воспитательных органов, информационного и социально-правового актива по духовному сплочению воинских коллективов предполагает:

государственно-патриотическое сплочение личного состава;

установление и поддержание в каждом воинском коллективе здоровой нравственно-психологической атмосферы;

поддержание твёрдого уставного порядка взаимоотношений;

воспитание воинов на национальных традициях, традициях народов Российской Федерации, Вооружённых Сил РФ, соединения и части;

формирование высокого общественного мнения, высокой требовательности и взыскательности в воинском коллективе.

Важным является умение правильно выбрать в каждом конкретном случае соответствующие тому или иному воинскому коллективу направления работы по его сплочению. Для этого необходимо глубоко изучать жизнь коллектива, знать его вдоль и поперёк (уметь безошибочно определять по любому вопросу, в любой момент настроение массы, её действительные потребности, стремления, мысли, уметь определить без тени фальшивой идеализации, степень её сознательности и силу влияния тех или иных предрассудков и пережитков, уметь завоевать себе безграничное доверие массы товарищеским отношением к ней, заботливым удовлетворением её нужд).

Деятельность командиров, офицеров воспитательных органов по формированию уставных правил отношений между военнослужащими в полку (на корабле) осуществляется по ряду взаимосвязанных направлений, каждое из которых нацелено на конкретную сторону воспитания личности воина. В приложении Г представлены мероприятия по предупреждению неуставных правил взаимоотношений между военнослужащими, проводимые командиром подразделения.

Важное место в этой работе должно отводиться государственно-патриотическому воспитанию воинов. В области государственно-патриотического воспитания можно выделить такие мероприятия воспитательной работы по формированию уставных взаимоотношений между военнослужащими, как:

разъяснение личному составу государственно-правовых положений, характера взаимоотношений между людьми в правовом государстве;

разъяснение сущности уставного порядка взаимоотношений между военнослужащими;

разоблачение антисоциальной сущности неуставных взаимоотношений и другие.

Основной формой государственно-патриотического воспитания выступают занятия по общественно-государственной подготовке со всеми категориями военнослужащих. Опыт показывает, что в тематике общественно-государственной подготовки целесообразно до 10-15% занятий напрямую связывать с проблемами взаимоотношений между военнослужащими, до 25-30% - с вопросами войскового товарищества. При этом старший офицер по общественно-государственной подготовке и информированию части под руководством заместителя командира по воспитательной работе готовит методические рекомендации в качестве помощи руководителям групп занятий по общественно-государственной подготовке об умелом использовании изучаемых тем в целях воспитания у сержантов и солдат сознательного подхода к установлению правильных взаимоотношений в воинских коллективах, налаживается контроль за их выполнением, помощь, обмен опытом.

В государственно-патриотическом воспитании личного состава командира, офицеры воспитательных органов широко используют также весь арсенал форм и методов информационно-воспитательной и культурно-досуговой работы. На формирование уставных взаимоотношений нацеливаются социально-политическое и правовое информирование, диспуты, дискуссии, обсуждение материалов периодической печати, кинофильмов (например: "Сто дней до приказа", "Стройбат", "Казарменная история", "Отставший от строя" и т.п.), видеофильмов, лекции, беседы, тематические вечера и другие формы [18].

Заместитель командира полка по воспитательной работе должен налаживать работу по сбору и анализу информации, как об отдельных поступках военнослужащих, так и об отношениях, складывающихся между воинами в коллективах. Информация подобного рода должна аккумулироваться у военного психолога полка, который регулярно представляет её обобщённые данные заместителю командира полка по воспитательной работе, знакомит с ней командиров и их заместителей по воспитательной работе подразделений, на основе полученных выводов вырабатывает рекомендации по комплектованию подразделений личным составом, совершенствованию воспитательной работы по сплочению воинских коллективов и формированию в них уставных правил взаимоотношений.

В тесной взаимосвязи с государственно-патриотическим воспитанием осуществляется воинское воспитание военнослужащих, его ориентация на формирование уставных взаимоотношений в воинских коллективах. А именно:

на разъяснение требований военной присяги и воинских уставов о взаимоотношениях между военнослужащими и убеждение личного состава в необходимости их строгого соблюдения;

на укрепление дружбы и войскового товарищества в воинских коллективах;

на пропаганду боевых традиций Вооружённых Сил, соединения, части, примеров взаимовыручки в боевой обстановке;

убеждение личного состава в необходимости неукоснительного выполнения приказов и распоряжений командиров и начальников, воспитание уважения к ним;

обеспечение единства требований командиров и начальников к подчинённым;

поддержание твёрдого уставного порядка и др.

К основным мероприятиям работы должностных лиц части по формированию уставных взаимоотношений в процессе воинского воспитания можно отнести: конкурсы и викторины на знание воинских уставов, встречи участников боёв в Республике Афганистан, Чеченской Республике и других горячих точках, вечера боевой славы. Немало возможностей в формировании уставных взаимоотношений заложено в процессе учебно-боевой деятельности, в создании на занятиях и учениях ситуаций, когда усилия одного воина сознательно дополняются трудом всех воинов, поощряется инициатива, взаимопомощь, взаимовыручка. Решению рассматриваемой проблемы способствуют правильная организация распорядка дня, караульной и внутренней служб, обслуживание техники. Наличие уставного порядка в подразделениях и части перекрывает многие каналы для попыток некоторых воинов создать себе привилегированное положение в коллективе. Поэтому при работе с суточным нарядом офицеров воспитательных органов полка важно нацеливать на недопустимость нарушений уставных правил взаимоотношений в воинских коллективах, пресечение их и немедленную информацию по команде.

В области нравственного воспитания работа командиров, штабов, офицеров воспитательных структур по формированию уставных правил взаимоотношений между военнослужащими, как показывает войсковая практика, осуществляется по следующим направлениям:

разъяснение военнослужащим сущности, норм и правил общечеловеческой морали, убеждение в необходимости их соблюдения;

развитие у военнослужащих высоконравственных качеств личности, чувства долга, чести, достоинства, уважения к своим товарищам;

создание в коллективах здорового общественного мнения и другие.

В практике воспитательной работы важно учитывать, что у молодых людей мнение об армии, взаимоотношениях военнослужащих складывается ещё до призыва (из литературы, кинофильмов, телепередач, рассказов старших товарищей, СМИ). Различного рода измышления и клевета об атмосфере в армии, неуставных взаимоотношениях, которые не сходят со страниц газет и журналов не могут не отразиться на сознании воина. Военнослужащим навязывается мысль о противоречиях между рядовым и офицером составом, между генералами и офицерами. Здесь важно установить взгляды и установки воинов, использовать все способы и приёмы для разоблачения носителей ложных взглядов, активного воздействия на микрогруппы и их лидеров, формирования здорового общественного мнения.

Общепринятыми формами правового воспитания выступают: юридический всеобуч; выступления военных юристов перед личным составом; индивидуальные беседы командиров, офицеров-воспитателей, военных юристов с военнослужащими, склонными к казарменному хулиганству; применение прокурорских воздействий за нарушение законов; организация юридических консультаций и другие. Положительно зарекомендовали себя в войсках единые дни правового информирования, работа вокруг уголков правовых знаний и стендов с информацией об осуждённых военнослужащих, вокруг приказов с обсуждением приговоров военного суда об осуждении военнослужащих за глумления и издевательства.

В качестве отдельных направлений правового воспитания военнослужащих по формированию уставных правил взаимоотношений между ними можно выделить и такие, как:

правовая защита неприкосновенности личности воина, обеспечение неотвратимости ответственности за правонарушения и их сокрытие;

воспитательное обеспечение судебных процессов, где рассматриваются дела о преступлениях, связанных с глумлениями и издевательствами над сослуживцами, неуставными взаимоотношениями (оно осуществляется по отдельным планам на каждый процесс) и др.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7