рефераты

рефераты

 
 
рефераты рефераты

Меню

Авиационная безопасность рефераты

Вторым документом, не менее значимым для системы авиационной безопасности является Положение «О Федеральной системе обеспечения защиты деятельности гражданской авиации от актов незаконного вмешательства», утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации 30. 07. 94г. № 897.

По существу - это государственная программа обеспечения гражданской авиации от актов незаконного вмешательства.

Авиационная безопасность, так же как и безопасность полетов, определяет уровень безопасности воздушных перевозок и является жизненно важной для функционирования транспортной системы государства.

Система обеспечения защиты деятельности гражданской авиации от актов незаконного вмешательства (авиационная безопасность гражданской авиации) представляет собой совокупность правовых и организационных мер, направленных на предотвращение и пресечение противоправных действии в отношении гражданской авиации

Основной задачей системы авиационной безопасности является обеспечение безопасности жизни и здоровья пассажиров, членов экипажей воздушных судов, наземного персонала авиапредприятий, охраны воздушных судов и средств аэропорта (авиакомпании) в соответствии с государственными нормами, правилами и процедурами, применяемыми в отношении гражданских воздушных судов, национальных и иностранных эксплуатантов (авиакомпаний), выполняющих внутренние и международные воздушные перевозки, на территории Российской Федерации.

Положение «О Федеральной системе обеспечения защиты деятельности гражданской авиации от актов незаконного вмешательства» устанавливает нормы, правила и процедуры по авиационной безопасности на воздушном транспорте в Российской Федерации.

Авиационная безопасность гражданской авиации России осуществляется на основе следующих основных принципов:

• создания системы мер авиационной безопасности, обеспечивающих защиту отечественной гражданской авиации и адекватно реагирующей на ухудшение состояния авиационной безопасности, как в России, так и в мире;

• соответствия нормативно-правовой базы функционирования системы авиационной безопасности решаемым задачам в зависимости от их сложности. Приведения в соответствие с Воздушным кодексом РФ действующих нормативно-правовых и организационно-распорядительных документов ГА и других министерств и ведомств РФ по вопросам обеспечения АБ;

• создания и внедрения современных технических средств обеспечения авиационной безопасности, а также использования их зарубежных аналогов;

• внедрения в отечественную систему авиационной безопасности Стандартов Рекомендуемой практики международной организации гражданской авиации (ИКАО) в области авиационной безопасности;

• государственной сертификации правил авиационной безопасности в отечественной гражданской авиации;

экспертизы строящихся и реконструируемых проектов международных секторов (терминалов) в аэропортах России в соответствии с требованиями ИКАО;

• обеспечения интеграции отечественной авиационной безопасности в мировую систему авиационной безопасности.


1.4.4 Программа обеспечения авиационной безопасности аэропорта (авиакомпании)

В соответствии с требованиями Федеральной системы обеспечения защиты деятельности гражданской авиации от актов незаконного вмешательства, а также в целях обеспечения эффективности мероприятий по защите деятельности ГА от АНВ каждое авиационное предприятие России должно иметь свою разработанную и утвержденную Программу обеспечения авиационной безопасности.

Программа обеспечения авиационной безопасности разрабатывается администрацией авиационного предприятия (аэропорта, эксплуатанта) с учетом местных условий, особенностей производственно-хозяйственной деятельности, согласовывается с территориальным органом ГСГА России и утверждается руководителем авиационного предприятия (аэропорта, эксплуатанта)

Утвержденные программы обеспечения авиационной безопасности авиапредприятий должны содержать комплекс мер по обеспечению авиационной безопасности, как в обычных условиях эксплуатации, так и при возникновении чрезвычайной ситуации, связанной с актами незаконного вмешательства.

Цель программы.

Цель и основная задача программы - обеспечить безопасность, регулярность и эффективность работы авиапредприятия путем разработки и внедрения мер необходимой защиты от актов незаконного вмешательства (АНВ), направленных на обеспечение безопасности жизни и здоровья пассажиров, членов экипажей воздушных судов, наземного персонала, воздушных судов, охраны аэропорта и расположенных на нем объектов в соответствии с Нормами, правилами и процедурами по авиационной безопасности.

Это достигается за счет осуществления комплекса мер и привлечения различных людских и материальных ресурсов авиапредприятия, его эксплуатантов и арендаторов.

Применение программы.

Назначение программы - разработка и осуществление необходимых процедур и мероприятий по обеспечению мер авиационной безопасности аэропорта /авиакомпании/ при осуществлении его производственной деятельности, а также при взаимодействии с заинтересованными службами эксплуатантов и арендаторов, базирующихся на его территории, другими аэропортами, эксплуатантами гражданской авиации, различными организациями и ведомствами.

Сфера применения - выполнение требований, мер авиационной безопасности обязательно для всех сотрудников аэропорта, а также физических и юридических лиц, осуществляющих свою деятельность на территории данного аэропорта /авиакомпании/.

Установленные (описываемые) в данной программе меры авиационной безопасности (Нормы, правила и процедуры) обязательно касаются:

действий всех сотрудников данного аэропорта, действий сотрудников авиакомпании, пользующейся услугами данного аэропорта;

каждого физического и юридического лица, находящегося в охранной (контролируемой) зоне данного аэропорта или входящего в нее.

Программа безопасности содержит информацию ограниченного распространения. Распространение программы или раскрытие ее содержания ограничено полномочными сотрудниками аэропорта (авиакомпании), штатом ГСГА России и другими лицами, которые по роду работы должны быть ознакомлены с ней.

Запросы на такую информацию от других лиц должны направляться в полномочные органы авиационной безопасности территориальных управлений Федеральной авиационной службы России.

В зависимости от статуса и организационной структуры авиапредприятия, объемов его авиаперевозок Программа обеспечения авиационной безопасности может быть различной по объему изложения принятой системы безопасности, но обязательно должна иметь в своем содержании определенные разделы, в которых должны быть описаны принятые меры и процедуры обеспечения авиационной безопасности.

Структурная схема программы обеспечения авиационной безопасности авиапредприятия.

1. Общие положения.

В данном разделе раскрывается цель программы, ее назначение, сфера и конфиденциальность применения.

2. Нормативно-правовые и другие документы, регламентирующие выполнение требований Программы.

В данном разделе приводится перечень действующих законодательных актов, федеральных и отраслевых руководящих документов Российской Федерации, в соответствии с требованиями которых разработана программа обеспечения авиационной безопасности авиапредприятия.

3. Организация обеспечения авиационной безопасности в авиапредприятии.

В данном разделе Программы описывается:

• деятельность авиапредприятия (статус, виды авиационных перевозок, типы эксплуатируемых воздушных судов, категории авиалиний, объемы пассажирских перевозок и т. д.), а также приводится перечень взаимодействующих организации и их ответственность за соблюдение мер авиационной безопасности на основе взаимных договоров (соглашений)

• приводится перечень полномочных органов Российской Федерации и их обязанности в обеспечении авиационной безопасности с указанием необходимых данных и каналов связи.

• указываются другие учреждения, ведомства и органы (иммиграционные службы, местные медицинские и почтовые органы, эксплуатанты и арендаторы авиапредприятия и др.), заинтересованные в обеспечении авиационной безопасности, их конкретные функции в обеспечении АБ, адреса, должностные лица и каналы связи.

• описываются необходимые вопросы по организации службы авиационной безопасности.

4. Координация действий, информационное обеспечение и связь. В данном разделе описывается:

• наличие, состав и деятельность аэропортовой комиссии по АБ, каналы связи с ее членами.

• порядок получения и распространения информации по вопросам АБ, в том числе со средствами массовой информации.

• установленная система (процедура) оповещения и связи.

5. Меры обеспечения безопасности авиапредприятия.

5.1. Обеспечение безопасности сооружений и наземных средств.

В данном разделе программы приводится подробное описание принятых мер обеспечения безопасности сооружений и наземных средств авиапредприятия, а именно:

• установление зон ограниченного доступа,

• организация охраны зон ограниченного доступа,

• принятие системы контроля доступа в зоны авиапредприятия лиц и транспортных средств, а также контроля за их перемещением внутри этих зон.

5.2. Обеспечение безопасности воздушных судов.

В данном разделе программы должны быть описаны принятые меры и процедуры защиты воздушных судов на земле, их досмотр и обеспечение безопасности пассажиров и членов экипажей воздушных судов в полете, а также установленная система контроля и ответственность соответствующих должностных лиц.

6. Осуществление контроля лиц и предметов, попадающих на борт воздушного судна, в целях безопасности.

В данном разделе программы приводится подробное описание принятой системы и технологии производства досмотра всех лиц и предметов, попадающих на борт воздушного судна, а именно:

• наличие, состояние и оснащенность пунктов досмотра;

• состав и квалификация персонала, осуществляющего досмотр, описание применяемой технологии производства досмотра пассажиров и ручной клади, досмотра членов экипажей ВС и авиаперсонала, мер в отношении пассажиров отдельных категорий, досмотра багажа, грузов, почты и бортовых запасов, мер разрешаемого провоза оружия и боеприпасов.

• принятый порядок допуска членов экипажей ВС и авиаперсонала в контролируемые зоны, систему выдачи пропусков.

• использование технических средств досмотра и контроля багажа, груза, почты и бортовых запасов;

• процедуры доставки досмотренного багажа, груза, почты, бортовых запасов на борт ВС; установленный порядок провоза оружия и боеприпасов, изъятых у пассажиров на период полета.

7. Применяемое оборудованиедля обеспечения АБавиапредприятия.

В данном разделе программы приводится описание применяемого оборудования (технических средств) для обеспечения авиационной безопасности авиапредприятия:

• использование инженерно-технических средств охраны;

• использование технических средств досмотра пассажиров, ручной клади, багажа, груза, почты и бортовых запасов, а также досмотра членов экипажа и наземного персонала;

• использование устройств для обнаружения взрывчатых веществ, служебных собак и других средств.

• эксплуатация и техническое обслуживание средств обеспечения авиационной безопасности.

8. Ответные действия в связи с актами незаконного вмешательства (меры по урегулированию кризисных ситуаций).

В данном разделе программы приводится описание планов авиапредприятия на случай непредвиденных и чрезвычайных ситуаций, меры по урегулированию чрезвычайных ситуации, связанных с актами незаконного вмешательства (АНВ) и руководство действиями в этих ситуациях:

• действия и процедуры в случаях совершения АНВ;

• организация и деятельность оперативного штаба по урегулированию чрезвычайных ситуаций.

9. Обучение персонала авиапредприятия мерам авиационной безопасности. В данном разделе программы приводится описание принятой системы подготовки (обучения) персонала авиапредприятия мерам авиационной безопасности:

• наличие Программ обучения для различных категорий авиаперсонала мерам АБ;

• наличие ресурсов и учебной базы для обучения;

• принятая система отбора, обучения и переподготовки авиаперсонала.

10. Контроль и анализ мер авиационной безопасности авиапредприятия. В данном разделе программы приводится описание принятой системы контроля, анализа и оценки эффективности программы безопасности в целях установления правильности соблюдения условий и положений утвержденной программы, а также выявления уязвимости авиапредприятия по отношению к актам незаконного вмешательства и последующей корректировки программы для обеспечения её действенности и адекватности уровням угрозы.

11. Приложения к Программе.

В данный раздел Программы включаются все необходимые документы, подтверждающие принятые меры защиты авиапредприятия. Например:

Перечень нормативно-правовых и руководящих документов, регламентирующих выполнение требований Программы (источники нормативных положений);

Положение о службе авиационной безопасности авиапредприятия;

Схема организационной структуры органов, обеспечивающих авиационную безопасность авиапредприятия (аэропортовая комиссия, администрация и службы аэропорта, служба авиационной безопасности), с указанием подчиненности и взаимодействующих связей;

Положение об аэропортовой комиссии по авиационной безопасности, ее персональный состав и средства связи;

Карта аэропорта и прилегающей местности;

Схема территории аэропорта и расположенных на ней и вне ее объектов с указанием контролируемых зон (зон ограниченного доступа);

Схема организации охраны воздушных судов и объектов;

Планы авиапредприятия на случай чрезвычайных ситуаций, связанных с актами незаконного вмешательства;

Программы обучения различных категорий персонала;

Другая документация и информация, необходимая для осуществления Программы авиационной безопасности.

С учетом специфики выполняемых задач и местных условий базирования программа обеспечения авиационной безопасности может дополняться и уточняться.

Программы обеспечения авиационной безопасности являются конфиденциальными документами с установленным уровнем конфиденциальности.

Программа авиационной безопасности доводится до всех должностных лиц, организаций и подразделений, принимающих участие в ее реализации. Для конкретных исполнителей руководителями подразделений и служб разрабатываются инструкции-памятки действий в различных ситуациях обстановки.


Тема 1.5 Структура Департамента АБ и СОП МТР и отдела авиационной безопасности МТУ ВТ МТР


1.5.1 Структура и функции Департамента АБ и СОП МТР

ДАБ И СОП является самостоятельным структурным подразделением центрального аппарата ГС ГА МТР. ДАБ И СОП во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти осуществляет реализацию государственной концепции в области АБ ГА, планирование и координацию мероприятий по защите деятельности ГА от АНВ и несет ответственность за уровень (состояние) АБ ГА.

ДАБ И СОП ГС ГА МТР является головным органом сертификации и лицензирования в ГА по АБ в части:

организации АБ в аэропорту и авиапредприятии ГА независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности;

развития технических средств и методов защиты деятельности ГА от АНВ;

разработки нормативно-правовых и руководящих документов по АБ;

профессиональной подготовки специалистов АБ и других категорий авиационных работников ГА по обеспечению мер АБ.



ДАБ И СОП ГС ГА МТР свою работу проводит в тесном взаимодействии с ФСБ, МВД, МО, ГТК, ФПС, МИД, ФАПСИ РФ и другими министерствами и ведомствами РФ.

Деятельность ДАБ И СОП ГС ГА МТР организует и направляет директор Департамента, который подчиняется 1-му заместителю Министра транспорта России.


1.5.2 Функции ДАБ И СОП

В соответствии с основными задачами и Положением ДАБ И СОП осуществляет следующие функции:

Государственный контроль в системе ГА России за выполнением требований, норм, правил и процедур по обеспечению АБ и защите деятельности ГА от актов незаконного вмешательства;

Разработка комплекса мер по обеспечению АБ ГА, а также предупреждению и пресечению АНВ в деятельность ГА;

Обеспечение совместно с администрацией Президента РФ, Федеральной службой охраны РФ, МИД, Государственной транспортной компанией «РОССИЯ» (ГТК «Россия») участие в организации и контроле литерных полетов ВС специального назначения с Президентом РФ, Председателем Правительства РФ, главами иностранных государств и правительств, а также полетов с правительственными делегациями, выполняемыми по распоряжениям Президента РФ или Председателя Правительства РФ;

Проведение инспекторских проверок деятельности САБ аэропортов и эксплуатантов ГА по вопросам обеспечения АБ. Проведение внезапных проверок готовности сил и средств аэропортов и эксплуатантов ГА к действиям по пресечению АНВ в их деятельность. Оказание помощи в работе аэропортовых комиссий по АБ и подготовка предложений по совершенствованию их деятельности. Участие в проведении комплексных проверок по оценке деятельности аэропортов и эксплуатантов ГА в части обеспечения требований норм, правил и процедур по АБ;

Участие в координации совместных действий с ФСБ, МВД, МО, службой внешней разведки РФ и другими Федеральными органами исполнительной власти РФ по вопросам обеспечения мер АБ, предупреждения и пресечения АНВ в деятельность ГА. Участие в проведении расследований ЧП, связанных с АНВ в деятельность ГА. Участие в подготовке и проведении практических операций, региональных учений и тренировок по плану операции «НАБАТ». Участие в работе оперативного штаба ГС ГА МТР при урегулировании кризисных ситуаций, связанных с АНВ в деятельность ГА. Подготовка предложений по совершенствованию деятельности оперативных штабов и взаимодействие между министерствами и ведомствами, задействованными в плане проведения операции «НАБАТ»;

Организация и осуществление сертификации и лицензирования аэропортов и эксплуатантов ГА в части выполнения мер по обеспечению АБ;

Оказание практической и методической помощи региональным управлениям ГС ГА МТР, аэропортам и эксплуатантам ГА в вопросах проведения мероприятий по повышению эффективности мер по АБ;

Контроль за организацией учета, хранения и использования оружия, боеприпасов и спецсредств в САБ аэропортов и эксплуатантов ГА;

Организация обучения, повышения квалификации руководящего состава и специалистов САБ, осуществление контроля за этим видом деятельности;

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12