Авиационная безопасность
Шизофреник - отсутствие связанных мыслей и предложений.
На заданный вопрос не может дать ответ - ему нужна отдушина.
Неврастеник - прекрасно понимает последствия своих
поступков и правильно оценивает обстановку. Но изнутри к нему приходит
неосознанное чувство гнева.
Псих - непредсказуем, не может разумно думать, испытывает
чувство беспомощности, очень нестабилен, легко выводим из себя, постоянно
находится в состоянии стресса.
Психопат - самый вредный человек, маньяк-преступник,
отсутствует чувство вины, никогда не колеблется, всех ненавидит (даже мать и
отца), нет способности любить, совершает убийства животных и даже детей, любит
пытать людей, расчленяя их. При захвате убивает заложников без предупреждения.
Параноик - страдает от мании преследования, считает всех
людей своими врагами.
Неполноценный - слабоумный, следует за другими.
Отсутствует чувство своего места в обществе, и он ищет его в банде, совершая
преступление, чтобы утвердиться. Он не может принимать решения - следует
принимать решения за него.
Террорист - "борец за идею" (крестоносец) -
очень хорошо подготовлен, отлично оснащен, действия его не предсказуемы. У него
есть цель - он не берет заложников для развлечения. Не следует его
недооценивать.
Уголовник - не возражает на обмен заложников (на деньги,
автомобиль и т. д.), у него могут быть какие-либо жалобы.
1.1.12 Способы совершения терактов
С проникновением на объект;
Без проникновения на объект.
1.1.13 Методы совершения терактов
Взрыв или поджог на объекте, вблизи объекта, в месте
скопления людей, транспортного средства;
Стрельба по объектам, людям (в т. ч. обстрел с закрытых
позиций);
Захват ВС, объектов, комплексов, заложников;
Поломка, порча, разрушение, саботаж (ВПП, ВС, навигационного
и светотехнического оборудования);
Организация паники (в залах ожидания пассажиров, в ВС с
помощью ложных объявлении, слухов и т. д);
Отравление помещений, воды, пищи, одежды;
Подкуп персонала;
Ложные сообщения, угрозы (по телефону, письменные,
устные) о применении ВУ;
Радиоэлектронное подавление радиосвязи, создание помех;
Отвлечение внимания, провоцирующие действия.
1.1.14 Средства осуществления терактов
Взрывные устройства с замедлением срабатывания (установка
на заданное время, с задержкой срабатывания и др.);
Взрывные устройства с дистанционным подрывом по проводам;
Взрывные устройства с дистанционным радиоканальным
подрывом;
Взрывные устройства, срабатывающие при изменении
атмосферного давления (при подъеме на высоту с барометрическими датчиками),
скорости движения объекта и т. д.;
Взрывные устройства в движущемся транспорте,
срабатывающие при соударении с объектом;
Взрывные устройства в транспорте, срабатывающие при
запуске системы движения;
Взрывные устройства - мины "ловушки", срабатывающие
при поднятии, переворачивании, натяжного, накольного действия и др.;
Взрывные устройства - "сюрпризы" в почтовых
отправлениях, посылках, багаже, ручной клади, бытовых электронных приборах, в
урнах, туалетах и т. д.;
Средства ближнего боя (ручные гранаты, гранатометы),
ракеты, минометы, стрелковое оружие, артиллерия, авиация;
Зажигательные и пиротехнические средства, пороха, бинары,
в т.ч. вещества, самовоспламеняющиеся при вскрытии от соприкосновения с
кислородом воздуха (тетраэтилалюминий и др.);
Источники (материалы) ионизирующего излучения;
Агрессивные средства и вещества;
Средства радиоэлектронного подавления (мегафоны,
р/станции, излучатели и генераторы э. м. колебаний);
ВСД, ОВ, токсины и т. п.
Наиболее предпочитаемый вид ВВ у террористов - пластиковые
бомбы с контактными детонаторами.
1.1.15 Терроризм на воздушном транспорте
Сегодняшний терроризм крылат. Он облюбовал одно из самых
эффективных средств передвижения - воздушный транспорт.
Этому служат следующие предпосылки:
наличие реальности захвата и угона ВС за границу
представляет минимальную опасность для преступника и большую угрозу жизни
пассажиров и экипажа;
захват и угон ВС расценивается преступником как одно из
результативных средств достижения задуманной им цели;
выполнить преступные действия террорист способен при
использовании минимальных сил и средств; (как подтверждает статистика, захват и
угон ВС осуществляет обычно одно лицо). Преступление совершается индивидуально,
независимо от того, является ли его исполнитель одиночкой или соучастником
преступной группы;
действующие группировки преступников считают захват ВС
наиболее легким и дешевым способом приобретения популярности, освобождения
отбывающих наказание террористов, получения выкупа. Немаловажное значение для
них имеет побег в государства, предоставляющие им убежище;
в случае катастрофы большинство пассажиров погибает,
террорист остается анонимным лицом.
ВС представляет значительную ценность для государства,
легко поступиться которой оно не может;
последствия от терактов на воздушном транспорте, как
правило, очень тяжелы.
Так, например, подрыв даже небольшого по мощности
взрывного устройства на борту находящегося в полете авиалайнера ведет, чаще
всего, к авиационной катастрофе и гибели сразу нескольких десятков, а то и
сотен людей - пассажиров и членов экипажа, а иногда и жителей населенных
пунктов, на которые обрушиваются обломки самолета. В качестве примера
достаточно напомнить об имевшем место 21 декабря 1988г. взрыве на борту
самолета американской авиакомпании «ПанАм», произошедшем в результате теракта в
воздушном пространстве над Шотландией и приведшем к гибели 259 пассажиров и
членов экипажа, а также 11 жителей населенного пункта Локерби, пострадавших под
обломками самолета.
Бомбы, гранаты, пистолеты стали средством и оружием принуждения,
применяемыми современными воздушными террористами. Они отдают себе отчет в
собственной силе: ничто не служит демонстрацией решительности лучше, чем
взрывнойзаряд вруках безрассудного террориста.
Через аэропорты, пункты контроля, пассажирские салоны и
пилотские кабины воздушных судов проходит сегодня фронт борьбы с терроризмом
Первый случаи попытки вооруженного захвата и угона
самолета был зарегистрирован в 1931 году в Южной Америке (Перу). В дальнейшем,
вплоть до 1967 г., этот вид незаконного вмешательства не пользовался особой
популярностью у преступников. С 1930 по 1967 год было отмечено всего 65 случаев
захвата и угона ВС.
И только начиная с 1967 - 1968 годов, когда по Северной и
Южной Америке, а затем и по всему миру, прокатилась волна захватов и угонов ВС,
диверсии и шантажа, вопросы борьбы с воздушным терроризмом были выдвинуты на
первый план.
Наибольшее количество АНВ отмечено в период с 1970 по
1979 годы (10 лет). За этот период в мире зарегистрировано примерно 700 случаев
попыток захвата и угонов ВС, погибло свыше 1100 человек, ранено свыше 1000
человек. За этот же период зарегистрировано свыше 10 000 угроз о захвате ВС и
диверсиях.
Высокий процент успешных попыток захвата и угона
самолётов в первые годы активизации преступных действий, явился результатом
попустительства ряда государств, не принявших практически никаких мер по
отношению к лицам, виновным в угоне ВС на их территорию.
По оценке американцев степень наибольшей угрозы
воздушного терроризма сегодня перенесена в аэропорты Европы и Ближнего Востока.
1.1.16 Существующие тенденции угрозы авиационной
безопасности
Гражданская авиация уязвима для нападения в любом месте и
в любое время, так как:
а) сам характер авиационной отрасли позволяет преступнику
приступить к нарушению авиационной безопасности, не находясь в непосредственной
близости от намеченного объекта;
б) действующие в настоящее время группы террористов более
организованы и располагают значительными современными средствами для нападения
на воздушные суда,
Нападения на ВС ГА, а также другие транспортные средства,
их захват, угон и уничтожение остается на сегодняшний день одной из самых
распространенных и опасных форм терроризма.
Гражданская авиация стала подвергаться более зловещим, с
летальным исходом, методам нападения террористов.
Высокая угроза в адрес деятельности гражданской авиации
носит динамичный характер и представляет собой последовательность различных
степеней интенсивности, требующих применения соответствующего набора мер по
степени возрастания их сложности.
Слабая организация работ по обеспечению авиационной
безопасности, оснащенность техническими средствами обеспечения АБ (досмотра,
охраны) и недостаточная квалификация персонала служб авиационной безопасности
аэропортов и авиакомпаний в целом создают реальную угрозу террористических
актов на воздушном транспорте России.
Противодействие применению террористами взрывных
устройств (ВУ) стало новой проблемой в обеспечении безопасности воздушных
судов.
Небольшое количество современных ВВ имеет большую
разрушительную силу, чем обычно принято.
Современные ВУ требуют много усилий для обнаружения,
особенно если они спрятаны в электронных устройствах.
В настоящее время единое и надежное средство определения
того, содержится ли в зарегистрированном багаже ВУ, отсутствует.
В связи с этим, необходимо осуществлять досмотр всего
зарегистрированного багажа.
Увеличивается использование ухищренных способов проноса
на борт ВС оружия и боеприпасов (пистолеты, газовое оружие, патроны, гранаты):
Увеличиваются случаи выявления и изъятия большого
количества боевого оружия и боеприпасов у отдельных пассажиров.
Увеличиваются случаи использования лиц женского пола с
детьми и лиц пожилого возраста для проноса на борт ВС оружия и боеприпасов.
Методы террористов становятся с каждым годом все более
изощренными, хорошо продуманными, отработанными. Они используют электронные
приборы как средство внедрения взрывчатых веществ в коммерческие авиационные
системы, что свидетельствует об их целеустремленности и способности угрожать
безопасности гражданской авиации.
1.1.17 Обстоятельства, способствующие захватам ВС
Просчеты в деятельности различных служб аэропортов и
авиакомпаний; (примерно 60-90% от общего количества АНВ).
Проникновение преступников в охраняемые зоны аэропортов и
на борт ВС по вине сотрудников САБ и других служб.
Подкуп членов экипажа ВС и сотрудников аэропорта
(авиакомпании).
Ошибки и просчеты сотрудников САБ:
не достаточный уровень подготовки сотрудников групп
досмотра (недостаточное ориентирование в ухищренных способах проноса
запрещенных предметов на борт ВС, способах маскировки запрещенных веществ и
предметов, установления подделки документов, подчистки, травления, дописок,
исправлении, замены фотографий, подделки подписей).
отступление от утвержденной технологии досмотра
пассажиров, их ручной клади, багажа, грузов и бортпитания (недостаточно
эффективное применение существующих методов досмотра перед посадкой).
нарушение правил контроля с использованием технических
средств досмотра.
1.1.18 Воздушный терроризм в СССР и Российской Федерации
Первая попытка захвата ВС в СССР совершена в 1958 году.
За 22 года, с 1958 по 1979 годы совершено 22 попытки
захвата ВС и 6 случаев захвата и угона ВС за границу, убито 10 человек и ранено
7.
ПРИМЕЧАНИЕ: За этот же период в мире зафиксировано свыше
800 аналогичных случаев, погибло примерно 1200 человек и ранено 900 чел. В США
за данный период зафиксировано свыше 200 попыток захвата и угонов ВС.
Другие виды актов незаконного вмешательства в
деятельность гражданской авиации, такие как угрозы в адрес воздушного транспорта,
несанкционированное проникновение в ВС, блокирование ВС. нападения на земле с
захватом заложников с целью шантажа и вымогательства, а также другие инциденты,
связанные с авиационной безопасностью, видимо, отсутствовали или происходили
крайне редко и не фиксировались.
В последующие 10 лет, с 1980 по 1989 годы, количество
актов незаконного вмешательства увеличивается почти в 10 раз (283 АНВ). Из них:
15 попыток захвата ВС, 5 случаев угона ВС за границу и 263 случая угроз в адрес
гражданской авиации (В мире за этот период зафиксировано свыше 250 попыток
захвата и угонов ВС).
Преступные акты воздействия на гражданскую авиацию
приобретают постоянный характер, начиная с 1984г. Количество угроз в адрес
гражданской авиации увеличивается.
В последующие 8 лет, с 1990 по 1997г., количество актов
незаконного вмешательства в деятельность воздушного транспорта по сравнению с
прошедшими 32 годами (с 1958 по 1989 г.) увеличивается более чем в 5 раз (1607
АНВ)
Помимо таких преступлений, как попытки захвата и угон ВС,
угроз в адрес ГА, появляются новые виды преступлений: попытки диверсий,
нападения на земле с захватом заложников (с целью шантажа и вымогательства),
несанкционированные проникновения в ВС, блокирование ВС и объектов ВТ, а также
другие инциденты.
Характер преступлений становится более организованным и
жестоким
Если в мире за последние 37 лет количество только попыток
захвата и угонов ВС в среднем ежегодно колеблется в пределах 31 случая (т. е.
стабильно), то в экс-СССР и в РФ за периоды 22-ух лет (с 1958 по 1979 годы),
последующих 10-ти лет (с 1980 по 1989 годы) и последующих 8 лет (с 1990 по 1997
годы) в среднем за эти периоды количество попыток захвата и угонов ВС
составляют соответственно 1, 2 и 8 случаев (тенденция увеличения).
Если за первые 22 года анализируемого периода количество
попыток захвата и угонов в СССР составляло примерно 3, 5 % от мирового
количества, то в последние 8 лет - уже 30 %.
В 1990г отмечено небывалое за всю историю гражданской
авиации СССР и России количество попыток захвата и угона ВС. Было осуществлено
32 такие акции. (23 попытки захвата ВС и 9 случаев угона ВС за границу).
К примеру:
9 июня был угнан самолет из Минска в Стокгольм,
18 июня - из Измаила в Турцию,
19 июня - из Риги в Хельсинки,
24 июня - из Таллинна в Хельсинки,
28 июня - попытка угона в Турцию самолета ТУ-154,
совершавшего рейс Краснодар-Оренбург-Краснодар,
30 июня самолет, вылетевший из Львова, по требованию
террориста, изменил курс и совершил посадку в Стокгольме.
"Плотность" угона самолетов беспрецедентна не только
в истории отечественной гражданской авиации, но и в мировой практике.
За последние 12 лет (с 1990 по 2001 годы) произошло 69
случаев попыток захвата, захватов и угонов ВС, что составляет примерно 30% от
зафиксированных аналогичных случаев в мире (свыше 180).
1.1.19 Понятие об авиационной безопасности в гражданской
авиации
В мире различают два направления обеспечения безопасности
и гражданской авиации: безопасность полетов и авиационная безопасность.
Безопасность полетов (БП) - комплексная характеристика
воздушного транспорта и авиационных работ, определяющая способность выполнять
полеты без угрозы для жизни и здоровья людей
Обеспечение безопасности полетов гражданских воздушных
судов (ВС) - сложная задача, которая решается совместным трудом изготовителей
гражданской авиационной техники и эксплуатантов этой техники. При этом на
стадии проектирования, изготовления и испытания авиационной техники требования
по безопасности полетов закладываются и воплощаются в конструкцию ВС и в
технологию его изготовления. На этапе эксплуатации эти требования
обеспечиваются благодаря соответствующей организации работ соответствующих
служб эксплуатирующих ВС на земле и в воздухе. Одним словом, безопасность
полетов - это надежность воздушных судов и квалификация персонала, обслуживающего
и эксплуатирующего эти ВС.
Авиационная безопасность (АБ) - комплекс мер, а также
людские и материальные ресурсы, предназначенные для защиты гражданской авиации
от актов незаконного вмешательства в деятельность гражданской авиации, т.е. -
это состояние защищенности авиации от незаконного вмешательства в деятельность
в области авиации
Другими словами, авиационная безопасность - это
отсутствие недопустимою риска, связанного с возможностью нанесения ущерба от
незаконного вмешательства в деятельность в области авиации.
Авиационная безопасность обеспечивается комплексом мер,
предусматривающих создание и функционирование служб авиационной безопасности,
охрану аэропортов, воздушных судов и объектов гражданской авиации, досмотр
членов экипажей, обслуживающего персонала, пассажиров, ручной клади, багажа,
почты, грузов и бортовых запасов, предотвращение и пресечение попыток захвата и
угона воздушных судов
Авиационная безопасность обеспечивается службами
авиационной безопасности и подразделениями военизированной охраны аэропортов и
авиакомпаний, а также специально уполномоченными органами, наделенными этим
правом федеральными законами.
Таким образом, безопасность полетов обеспечивает
безопасность жизни и здоровья пассажиров и членов экипажей ВС путем повышения
надежности (совершенствования) авиационной техники и квалификации авиационного
персонала, а авиационная безопасность обеспечивает безопасность жизни и
здоровья пассажиров и членов экипажей ВС путем и защиты деятельности
гражданской авиации от актов незаконного вмешательства.
1.1.20 Борьба с терроризмом на воздушном транспорте
Начиная с 1967 - 1968 годов, когда по Северной и Южной
Америке, а затем и по всему миру, прокатилась волна захватов и угонов ВС,
диверсий и шантажа, вопросы борьбы с воздушным терроризмом были выдвинуты на
первый план.
В эти годы многие авиационные компании США и других
стран, обеспокоенные разгулом воздушного терроризма, стали спешно разрабатывать
конкретные мероприятия и программы по борьбе с актами незаконного вмешательства
(АНВ) в деятельность ГА.
К числу таких мероприятий следует отнести:
принятие международных конвенций по борьбе с воздушным
терроризмом;
заключение двусторонних государственных соглашений о
выдаче и наказании преступников;
введение национальных законов, предусматривающих самые
строгие меры наказания за действия, направленные против безопасности полетов в
гражданской авиации;
введение обязательного 100 % досмотра пассажиров и их
ручной клади на всех международных и внутренних линиях;
создание в авиакомпаниях и аэропортах специальных служб
безопасности, оснащенных современной техникой для работы в пассажирском потоке
и предназначенных для охраны аэропортов и др.
Мировое сообщество своевременно осознало надвигающуюся
опасность на воздушный транспорт и адекватно отреагировало на растущую
тенденцию воздушного терроризма. Создано международное правовое обеспечение
борьбы с терроризмом. Заключены международные конвенции о преступлениях на
воздушном транспорте:
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12
|