рефераты

рефераты

 
 
рефераты рефераты

Меню

Авиационная безопасность рефераты

Текущая деятельность ЕКГА основывается на трех постулатах, выработанных на симпозиуме ЕКГА по авиационной безопасности в 1990 году:

1. Правительства, авиакомпании и аэропорты должны сотрудничать как можно теснее. Они должны делиться информацией о последних достижениях в деле борьбы с терроризмом и координировать и стимулировать свою научно-исследовательскую и производственную деятельность в этом направлении.

2. Человеческий фактор был и остается вопросом первостепенной важности. Достижения в технике не устраняют этот фактор. Учитывая, что обученный сотрудник авиационной безопасности будет всегда стоять на переднем фронте борьбы с терроризмом, следует уделять как можно больше внимания подготовке кадров и их постоянной заинтересованности в работе.

3. Новые аэропорты должны конструироваться с самого начала с учетом безопасности. Должны быть использованы все возможности, чтобы перестроить существующие авиа терминалы в соответствии с требованиями безопасности, поддерживая одновременно высокий уровень удобства пассажиров.

ЕКГА подчеркивает, что необходимо применять общие стандарты не только к традиционной досмотровой технике, но и к оборудованию для поиска металлов, и к оборудованию для поиска взрывчатых веществ.

Необходимо усиливать безопасность аэропортов путем введения требований безопасности на стадии их проектирования, а также регулярного внедрения нового досмотрового оборудования.

Сейчас ЕКГА поставила задачу оценить существующую традиционную досмотровую рентгеновскую технику и определить, каким образом можно увеличить её эффективность при досмотре пассажиров.

Для того чтобы обеспечить выполнение наиболее важных положений Документа 30 максимально надежным и единообразным способом, разработана стратегия, которая требует от государств-членов:

• разработку перечня ключевых мер безопасности;

• реализацию этих мер в своих государствах;

• представление каждые два года докладов, предназначенных для получения информации о положении дел с реализацией ключевых мер безопасности;

• обеспечение личного участия руководителя гражданской авиации страны в подготовке этих докладов.

Среднесрочная программа деятельности ЕКГА в области авиационной безопасности:

1. Направить все усилия на последовательное и неукоснительное выполнение всеми государствами-членами ЕКГА полного комплекса ключевых мер безопасности, разработанных ЕКГА на основе Документа 30.

2. На основе неукоснительного выполнения указанных мер создать единую для всех государств-членов ЕКГА схему безопасности, в которой пассажир и его багаж будут досматриваться только один раз. Преимущество такого вида обслуживания будет дополнено ещё и тем, что реально снизится стоимость обеспечения безопасности. Предполагается, что по просьбе государств ЕКГА будет направлять группу своих экспертов для консультации и оценки системы безопасности на местах.

3. Установить наивысший приоритет вопросам интеграции, в частности по проблемам безопасности новых государств-членов ЕКГА. Для этого необходимо продолжать действие программы сотрудничества ЕКГА, координируя её с деятельностью ИКАО, ИАТА и Международной ассоциацией аэропортов, чтобы общими усилиями решить эту задачу.

4. Стандартизировать европейские технические требования на оборудование, имея в виду, что на нём будет работать хорошо подготовленный и высоко обученный персонал. В связи с этим необходимо также уделять постоянное внимание обучению персонала.

5. Отношения ЕКГА со всеми партнёрами должны поддерживаться и развиваться. В свете этого на ближайшем совещании ЕКГА все генеральные директоры должны будут выразить своё отношение к недавно принятому в США "Антитеррористическому Акту".


1.3.3 Международная ассоциация воздушного транспорта (ИАТА) и её деятельность в области авиационной безопасности


ИАТА - международная ассоциация воздушного транспорта.

ИАТА является международной отраслевой организацией регулярных авиакомпаний (более 200), обеспечивающих более 95 % мировых регулярных международных авиаперевозок под флагами более 120 независимых государств.

ИАТА создана в 1945 году, штаб-квартира которой находится в Монреале (Канада).

Основная задача Ассоциации заключается в обеспечении постоянного развития авиаперевозок в условиях максимальной безопасности, удобства и эффективности для пассажиров и грузоотправителей, а также максимальной экономики для авиакомпаний.

Решения и документы ИАТА носят рекомендательный характер для государств и авиакомпаний - членов ИАТА.

В конце 60-х годов, после прокатившейся по всему миру волны терроризма на воздушном транспорте, вопросы обеспечения безопасности авиационных перевозок стали также приоритетными в деятельности ИАТА.

В 1969 году на 75-ой конференции исполнительным комитетом ИАТА было принято решение об образовании в структуре ИАТА Комитета по безопасности в составе 24-х членов из сотрудников авиакомпаний-членов ИАТА, имеющих профессиональный опыт в обеспечении АБ.

В нюне 1988 года в связи с внутренней реорганизацией структуры ИАТА Комитет по безопасности был реорганизован в Консультативную группу ИАТА по безопасности (КГАБ - SAG).

Основные задачи и функции Консультативной группы по АБ:

1) анализ последствий АНВ в деятельность авиакомпаний и разработка соответствующих рекомендаций (мер, процедур), способствующих их выявлению и предотвращению;

2) разработка систем сбора, анализа, координации и распространения (обмена) информации по АБ;

3) анализ практики авиакомпаний применения различных аспектов (процедур) обеспечения АБ и определение возможности их применения

4) разработка политики участия международных и национальных органов в мероприятиях по обеспечению АБ.

Начиная с 1976 года ИАТА по согласованию с государствами осуществляет обзор безопасности аэропортов в рамках своей программы безопасности.

Начиная с 1984 года ИАТА финансирует программу обучения по АБ, которая доступна не только для персонала служб безопасности авиакомпаний, но и для персонала АБ аэропортов и органов власти ГА.

В области обеспечения АБ ИАТА активно сотрудничает с ИКАО, обеспечивая членство в ее работе, а также с правительственными органами ГА, аэропортами, правоохранительными органами на международном, региональном и национальном уровнях.

Международные организации аэропортов ГА.

Наиболее известны в мире две ведущие ассоциации аэропортов ГА:

Международная ассоциация гражданских аэропортов (IСАА) и Международный совет эксплуатантов аэропортов (АОСI - МСА).

В 1970 году в Женеве был организован Координационный Совет ассоциаций аэропортов в целях совместного представления интересов IСАА и АОСI. В 1989 году обе организации приняли дальнейший шаг к унификации своих структур и интеграции всех международных действий.

Цели IСАА и АОСI - совместное использование знаний и опыта, широкое распространение осуществляемых идей и решение проблем в целях более эффективных действий аэропортов.

В сфере деятельности аэропорта безопасность приобретает тенденцию постоянного внимания, как наиболее важный аспект упрощения формальностей. Поэтому вопросы АБ постоянно включаются в повестки проводимых конгрессов и семинаров, что способствует информированности и осознанию важности учета аспекта безопасности первыми должностными лицами аэропорта.

Координационный Совет ассоциаций аэропортов имеет статус наблюдателя в ИКАО и консультативный статус в Экономическом и Социальном Совете ООН.


1.3.4 Международная федерация ассоциаций линейных пилотов авиакомпаний (IFALPA - ИФАЛПА)

Несмотря на основную сферу деятельности ИФАЛПА как профсоюзного органа конкретной категории авиационного персонала, члены данной организации заинтересованы в соблюдении самых высоких стандартов АБ в аэропортах, в которых они осуществляют свою деятельность.

Стратегия ИФАЛПА в области обеспечения АБ - максимальное давление на государства с целью выполнения ими обязательств, установленных в международных Конвенциях, а также максимальное давление на авиакомпании и аэропорты с целью выполнения международных стандартов и рекомендуемой практики в области АБ.

Члены ИФАЛПА предпринимают обзоры ведущих аэропортов с целью определения достигнутого уровня безопасности и классификации аэропортов по состоянию эффективности их безопасности.

ИФАЛПА также осуществляет обзор (обследование) всех Приложений ИКАО, включая Приложение 17, постоянно наблюдая практическое применение мер безопасности (многие стандарты и рекомендуемую практику - SARPs) на земле (в аэропортах мира).

ИФАЛПА активно консультируется с соответствующими международными организациями с целью объединения действий в поддержании адекватных процедур безопасности и использования должным образом обученного персонала АБ во всех аэропортах.


1.3.5 Международная организация гражданской полиции

Популярное название организации - Интерпол.

Интерпол, также как и ИКАО, является специализированной организацией ООН.

Членство в Интерполе ограничено национальным силам полиции. Это - прежде всего организация сбора, объединения и распространения информации правоохранительных органов для выработки рекомендаций относительно международных стандартов и практики.

Штаб-квартира Интерпола размещена в Париже (Франция). Имеются национальные бюро в многих государствах, способствующие сбору и распространению информации.

Управляющий орган - Генеральная ассамблея Интерпола.

Характер преступных действий терроризма против гражданской авиационной отрасли, Генеральная Ассамблея Интерпола формально признала международной проблемой, перед которой полиция имеет определенные обязательства. В целях определения таких обязательств и роли полиции, Интерпол сформировал Комитет экспертов по ГА.

Представители из ИКАО и ИАТА получили статус наблюдателей на этом комитете.


Тема 1.4 Нормативно-правовая база обеспечения авиационной безопасности в гражданской авиации Российской Федерации


Структура обеспечения АБ в РФ


1.4.1 Правовые и нормативные акты, регламентирующие обеспечение авиационной безопасности

Любое государство, развивая свою систему воздушного транспорта, формирует для ее деятельности правовую и нормативную базу, основанную на общепризнанных международных правовых актах и документах.

Любая безопасность, тем более авиационная, начинается с законодательства. Законодательная база функционирования российской системы авиационной безопасности базируется на трех основных источниках:

Международные правовые акты и документы по авиационной безопасности (Конвенции, Приложения к Чикагской конвенции, Руководства и Правила ИКАО, а также документы других международных организаций гражданской авиации);

Правовые акты Российской Федерации, связанные с безопасностью и авиационной безопасностью (Конституция РФ, Федеральные законы и кодексы, Указы Президента РФ, постановления Правительства РФ);

Нормативные и руководящие документы по обеспечению авиационной безопасности, изданные полномочным органом гражданской авиации РФ (Федеральной авиационной службой России).

Основными нормативными документами ГСГА России по авиационной безопасности являются:

Воздушный кодекс Российской Федерации - Закон Российской Федерации от 19. 03. 97г. №60-ФЗ;

Федеральная система обеспечения защиты деятельности гражданской авиации от актов незаконного вмешательства (утверждена постановлением Правительства РФ от 30. 07. 94г. № 897);

Инструкция о мерах по предупреждению и пресечению захвата и угона воздушных судов и иных актов незаконного вмешательства в деятельность гражданской авиации Российской Федерации (утверждена и введена в действие межведомственным приказом от 10. 01. 95г.);

Руководство по производству досмотра пассажиров, членов экипажей гражданских воздушных судов, обслуживающего персонала, ручной клади, багажа, грузов, почты и бортовых запасов (утверждено приказом Минтранса России от 21. 11. 95г. № 102);

Положение о пропускном и внутриобъектовом режиме в аэропортах, авиапредприятиях, организациях и учреждениях гражданской авиации (утверждено и введено в действие приказом ГСГА России от 20. 01. 98г. № 22);

Совместная Инструкция «О взаимодействии служб авиационной безопасности аэропортов и органов внутренних дел на воздушном транспорте» (от 24. 04. 96г., ГСГА России № ДВ-59/и и МВД России № 1/7450);

Типовое Положение о службе авиационной безопасности аэропорта (утверждено и введено в действие приказом Министра транспорта РФ от 17 10. 94г. № 76;

Памятка экипажу воздушного судна по действиям в чрезвычайной обстановке (утверждена Директором ГСГА России от 14. 10. 97r. № 66/и-ДСП);

другие нормативные документы.

Совершенствование нормативной правовой базы обеспечения авиационной безопасности является одним из основных направлений развития авиационной безопасности на воздушном транспорте России, Основными путями реализации этого направления являются:

ратификация Федеральным собранием РФ подписанной Россией Монреальской конвенции 1991г «О маркировке пластических взрывчатых веществ в целях их обнаружения», которая сдерживается отсутствием финансирования;

разработка федеральных авиационных правил по авиационной безопасности Создание полного пакета нормативных правовых документов, регламентирующих функционирование отечественной системы авиационной безопасности. Создание федеральных стандартов по авиационной безопасности;

приведение законодательной базы РФ в соответствие с основными принципами обеспечения авиационной безопасности гражданской авиации России (Уголовный кодекс РФ, Кодекс об административных правонарушениях и др.).


1.4.2 Воздушный кодекс Российской Федерации

Основополагающим документом нормативно правового обеспечения системы авиационной безопасности является принятый в 1997 году федеральный закон - Воздушный кодекс Российской Федерации, устанавливающий правовые основы использования воздушного пространства Российской Федерации и деятельности в области авиации.

Кодекс установил правовые основы системы авиационной безопасности в гражданской авиации Российской Федерации. Впервые в нем появилась глава 12 «Авиационная безопасность».

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН № 60-ФЗ от 19.03.97г. Принят Государственной Думой - 19 февраля 1997г. Одобрен Советом Федерации - 5 марта 1997г. Подписан Президентом Российской Федерации - 19 марта 1997г.

Глава 12. Авиационная безопасность.

Статья 83. Авиационная безопасность.

1. Авиационная безопасность - состояние защищенности авиации от актов незаконного вмешательства в деятельность в области авиации.

2. Авиационная безопасность обеспечивается службами авиационной безопасности аэродромов или аэропортов, подразделениями военизированной охраны аэродромов или аэропортов, службами авиационной безопасности эксплуатантов (авиационных предприятий), а также специально уполномоченными органами, наделенными этим правом федеральными законами.

Службы авиационной безопасности аэродромов или аэропортов и службы авиационной безопасности эксплуатантов (авиационных предприятий) являются службами с особыми уставными задачами.

3. Незаконное вмешательство в деятельность в области авиации - противоправные действия (бездействие), угрожающие безопасной деятельности в области авиации, повлекшие за собой несчастные случаи с людьми, материальный ущерб, захват или угон воздушного судна либо создавшие угрозу наступления таких последствий.

Статья 84. Обеспечение авиационной безопасности

1. Лица, осуществляющие прием, отправку или обслуживание воздушного судна, обязаны принимать меры по обеспечению авиационной безопасности

2. Авиационная безопасность обеспечивается посредством:

1) предотвращения доступа посторонних лиц и транспортных средств в контролируемую зону аэропорта или аэродрома;

2) охраны воздушных судов на стоянках в целях исключения возможности проникновения в воздушное судно посторонних лиц;

3) исключения возможности незаконного провоза на воздушном судне оружия, боеприпасов, взрывчатых, радиоактивных, отравляющих, легковоспламеняющихся веществ и других опасных предметов и веществ, введения особых мер предосторожности при разрешении их провоза;

4) предполетного досмотра;

5) реализации мер противодействия актам незаконного вмешательства в деятельность в области авиации и иных мер, в том числе мер, осуществляемых с участием правоохранительных органов.

3. Службы авиационной безопасности имеют право задерживать для передачи правоохранительным органам лиц, нарушивших требования авиационной безопасности, а также багаж, грузы и почту, содержащие предметы и вещества, запрещенные к воздушным перевозкам, а в случаях, если жизни и здоровью пассажиров, членов экипажа воздушного судна или других граждан угрожает опасность, применять меры в соответствии с законодательством Российской Федерации. Сотрудникам служб авиационной безопасности при исполнении служебных обязанностей разрешается ношение и применение служебного оружия в порядке, установленном федеральными законами.

4 Требования авиационной безопасности и порядок их выполнения устанавливаются федеральными авиационными правилами.

Статья 85. Предполетный досмотр.

1. В целях обеспечения безопасности пассажиров и членов экипажа воздушного судна обязательному предполетному досмотру подлежат воздушное судно, его бортовые запасы, члены экипажа, пассажиры, багаж, в том числе вещи, находящиеся при пассажирах, а также грузы и почта.

2. Предполетный досмотр пассажиров, багажа, в том числе вещей, находящиеся при пассажирах, производится в аэропорту или на воздушном судне уполномоченными лицами службы авиационной безопасности. К участию в предполетном досмотре могут привлекаться сотрудники органов внутренних дел на транспорте.

Проведение предполетного досмотра не исключает возможность проведения досмотра при осуществлении оперативно-розыскной, уголовно-процессуальной или иной деятельности уполномоченными на то лицами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

При выполнении международных полетов предполетный досмотр производится после осуществления пограничного, таможенного, санитарно-карантинного, иммиграционного, ветеринарного, фитосанитарного и иного контроля.

3. При отказе пассажира воздушного судна от предполетного досмотра договор воздушной перевозки пассажира считается расторгнутым.

4 Правила проведения предполетного досмотра устанавливаются федеральными авиационными правилами.

1.4.3. Федеральная система обеспечения защиты деятельности гражданской авиации от актов незаконного вмешательства.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12