Реферат: Культура XIV- XVв.
│ │ │ │Февронии","Повесть
о Петре царевиче
│ │ │"Повесть│ордынском","
Повесть о Меркурии Смо-
│ │ │о Петре │ленском."
Произведения этого жарна
│ │ │и Февро │внешне
еще вполне историчны, но в
│ │ │нии " │действительности
здесь уже происходило
│ │ │ │создание
вымышленных литературных сю-
│ │ │"Повесть│жетов,
что означало значительный шаг
│ │ │о Петре │вперед
в развитии русского литератур-
│ │ │царевиче│ного
творчества.
│ │ │ордын- │
Общность сюжетов обусловлена единс-
│ │ │ком" │твом
пути культурного развития. На оп-
│ │ │ │ределенной
стадии возникли сюжеты, ко-
│ │ │"Повесть│торые
соответствовали общему уровню
│ │ │о Мерку-│духовных,
морально-этических представ-
│ │ │рии Смо-│лений
средневекового общества, а раз-
│ │ │ленском"│витие
художественного мышления приво-
│ │ │ │дило
к более глубокому проникновению в
│ │ │ │человеке
чувства и характеры.
│ │ │ │
│XIII. Ар│1. Воз- │а)Оживле│ Как
и в других областях культуры,
│хитекту-│рожде- │ние веко│русскому
зодчеству и живописи был на-
│ра. │ние ар- │вых тра-│несен
тяжелый удар монголо-татарским
│ │хитек- │диций │нашествием.
Однако, по мере того как
│ │туры. │ │восстанавливалась
жизнь в русских зем-
│ │ │ │лях,
оживали и получали новое раззви-
│ │ │ │тие
вековые художественные традиции. В
│ │ │ │области
зодчества другие традиции не
│ │ │ │прервались.
Сохранился, например, бе-
│ │ │ │локаменный
рельеф от церкви в Коломне,
│ │ │ │построенной
в XVв. Это свидетельство
│ │ │ │того,
что имели место попытки возро-
│ │ │ │дить
традиционное искусство резьбы по
│ │ │ │камню,
хотя по качеству исполнения ка-
│ │ │ │ломенский
рельеф намного уступает вла-
│ │ │ │димиро-суздальским
рельефам XII-XIIIв.
│ │ │ │
│ │ │б) Возоб│ В
различных городах Руси в XIV-XVв.
│ │ │новление│возобновилось
каменное строительство,
│ │ │каменно-│происходила
реставрация старых памят-
│ │ │го строи│ников.
Однако ни Суздаль, ни Ростов,
│ │ │тельст- │ни
Владимир, ни Нижний Новгород, ни
│ │ │ва, рес-│Рязань
не стали ведущими центрами раз-
│ │ │таврация│вития
искусства в XIV-XVв.
│ │2. Общие│а)Храмы │ Ни
в какой области русского покрови-
│ │черты │ │тельства
не отразились так тяжело та-
│ │русского│ │тарские
погромы, как в русском зод-
│ │зодчест-│ │честве.
Каменное строительство на Руси
│ │ва. │ │прекратилось
во второй половине XIIIв.
│ │ │ │Возобновление
его относится лишь к
│ │ │ │концу
XIIIв. как в Новгороде, так и в
│ │ │ │Тверской
земле. В XIV-XVв. различаются
│ │ │ │особенные
черты новгородско-псковского
│ │ │ │строительства.
В Новгороде и Пскове
│ │ │ │начинают
преобладать небольшие храмы с
│ │ │ │подоронтонным
покрытием, лучшими об-
│ │ │ │разцами
являются церкви Спаса-Преобра-
│ │ │ │жения
и Федора Стратилата.
│ │ │ │
│ │ │б) Цер- │
Церковь Спаса, построена в 1374г.,
│ │ │ковь │представляет
собой небольшое каменное
│ │ │Спаса │сооружение,
покрытое снаружи различно-
│ │ │ │го
рода украшениями в виде каменных
│ │ │ │крестов.
Этот небольшой храм построен
│ │ │ │Новгородскими
боярами. Внутри церковь
│ │ │ │украшена
великолепными фресками, вы-
│ │ │ │полненными
Феофаном Гречином в 1378г.
│ │ │ │
│ │ │в) Цер- │
Поплизости от Спаса, на берегу не-
│ │ │ковь Ф. │большого
ручья, стоит церковь Ф.Стра-
│ │ │Стратила│тилата,
построенная посадником Семеном
│ │ │та │Андреевичем
и его матерью Натальей в
│ │ │ │1360г.
Это то небольшое сооружение,
│ │ │ │прекрасные
фрески служат его лучшими
│ │ │ │украшениями.
│ │ │ │
│ │ │г)Памят-│
Памятники XIV-XVв. раззбросаны в
│ │ │ники │Новгороде
и его окрестностях и в нас-
│ │ │ │тоящее
время. Однако нельзя без скорби
│ │ │ │сказать,
что например,погибла во время
│ │ │ │последней
мировой войны, разрушены фа-
│ │ │-церковь│шистами
церковь на Волотове под Новго-
│ │ │ на │родом
с ее фресками (лучший памятник
│ │ │Волотове│русского
зодчества XIVв.).
│ │ │ │известно,
Новгород не подвергался ра-
│ │ │ │зорительному
нашествию моноголо-та-
│ │ │ │тарских
завоевателей, что создало бла-
│ │ │ │гоприятные
условия для развития куль-
│ │ │ │туры.
В конце XIIIв. Новгород вступил
│ │ │ │в
полосу большого подъема.
│ │3.Вели- │ │Церковь
Николы на Липне, построенная
│ │кий Нов-│ │в
1292г. Линию трехлопастного завер-
│ │город: │ │шения
фасадов повторяет размещенный
│ │ │ 1292год│под
нею аркатурный поясок, стены цели-
│ │ │-церковь│ком
сложены из отесаных лишь с лицевой
│ │ │Николы │стороны
камней различного размера и
│ │ │на Липне│даже
пород. Оконные проемы, своды и
│ │ │ │барабан
сложены из кирпича нового типа
│ │ │ │квадратной
или брусковой формы, толщи-
│ │ │ │ной
9-10 см.Вместо трех апсид осталась
│ │ │ │одна
в центре, причем опущенная до
│ │ │ │половины
здания и в целом приобрело
│ │ │ │могучую
массивность и монолитность.
│ │ │-соборы │
Новгородские постройки XIV-XVвв. не-
│ │ │Юрьева и│велики
по своим размерам. На смену мо-
│ │ │Антоние-│нументальным,
величественным зданиям
│ │ │ва мона-│XI-XIIвв.
типа Софии, соборов Юрьева и
│ │ │стырей │Антониева
монастырей, строившихся бо-
│ │ │ │гатой
княжеской властью, пришли не-
│ │ │ │большие
сооружения. Изменение объемов
│ │ │ │зданий
повлекло за собой и выработку
│ │ │ │новых
приемов.
│ │ │-церковь│
Сохранились лишь отдельные фрагменты
│ │ │Спаса на│нескольких
зданий первой половины
│ │ │Ковалеве│XIVв.
Интересна церковь Спаса на Кова-
│ │ │ 1345 │леве
(1345г.),которая повторяет искон-
│ │ │ │ное
позакомарное завершение фасадов.
│ │ │ │Но
три притвора храма, различные по
│ │ │ │величине
и форме, напоминают "прирубы"
│ │ │ │деревянной
церкви, а фасадные лопатки
│ │ │ │сохранены
лишь на углах.
│ │ │-церковь│
Монолитный обьем стройного четверика
│ │ │Успения │завершается
трехлопастным покрытием.
│ │ │на Воло-│Асимметрично
расположенные притворы
│ │ │товом │придают
живописность композиции. Зод-
│ │ │поле │чий
стремится достичь единства и сво-
│ │ │1352год │боды
внутреннего пространства, широко
│ │ │ │расставив
столбы и округлив их запад-
│ │ │ │ную
пару.
│ │ │-церковь│
Одним из классических памятников
│ │ │Федора │новгородского
зодчества является
│ │ │Страти- │простроенная
по заказу посадника Семе-
│ │ │лата │на
Андреевича в 1360-61гг. на Торговой
│ │ │на Ручье│стороне
церковь Федора Стратилата. Че-
│ │ │1361г. │тырехстолпный
одноглавый храм с трех-
│ │ │ │лопастными
завершениями фасадов, храмы
│ │ │ │эти
очень крупные-в этом их отличие
│ │ │ │от
предыдущих построек. Нарядно
│ │ │ │внешнее
убранство храма. В настоящее
│ │ │ │время
реставраторы возродили древний
│ │ │ │облик
храма, восстановив его трехло-
│ │ │ │пастное
завершение.
│ │ │-церковь│ Во
второй половине XIVв. появилось
│ │ │Спаса │новое
стремление к нарядному, декора-
│ │ │Преобра-│тивному
убранству постройки. Это
│ │ │жения на│стремление
отчетливо проявилось в
│ │ │Ильине │церкви
Спаса на Ильине, построенной в
│ │ │улице │1374г.
Здесь декоративная обработка и
│ │ │1374г. │апсид
еще более разнообразная и бога-
│ │ │ │тая.На
фасады здесь возвращены лопатки,
│ │ │ │плоскости
стен оживлены разнообразными
│ │ │ │нишками,
декоративными крестами. Мощ-
│ │ │ │ная
апсида украшена двухярусной аркадой
│ │ │ │из
полуваликов.
│ │ │-церковь│
Ярким памятником новгородского зод-
│ │ │Петра и │чества
начала XVв. является церковь
│ │ │Павла в │Петра
и Павла в Кожевниках, подражаю-
│ │ │Кожевни-│щая
храму Федора Стратилата. Кладка из
│ │ │ках 1406│камней
неправильной формы и различных
│ │ │ │оттенков
в сочетании с лопаткими и
│ │ │ │арочными
перемычками из брускового кир-
│ │ │ │пича,
создает живописное впечатление.
│ │ │-церковь│
Подражание памятникам древности ска-
│ │ │Иоанна │залось
в следовании образцам не только
│ │ │Предтечи│XIVв.,
но и более раннего времени. Та-
│ │ │ 1454г.│ково,
например, возведенное в 1454г.
│ │ │ │новое
здание церкви Иоанна Предтечи на
│ │ │ │Опосах,
центра знаменитой новгородской
│ │ │ │купеческой
корпорации - "Иванского
│ │ │ │ста"
- вместо разрушенного здания
│ │ │ │постройки
1127-1130гг.
│ │ │-Грано- │
Сохранились и некоторые гражданские
│ │ │витая │постройки
XVв. Это Грановитая палата,
│ │ │палата │построенная
в 1433г. немецкими и нов-
│ │ │1433г. │городскими
мастерами, и Часозвоня,
│ │ │ │возведенная
в 1443г. В Грановитой па-
│ │ │ │лате
заседал Совет господ, она имеет
│ │ │ │ряд
специфических черт готического ис-
│ │ │ │кусства.
│ │ │-Часозво│
Столп Часозвони является одним из
│ │ │ня 1443г│ранних
образцов русской шатровой архи-
│ │ │ │тектуры.
Обрушившаяся в 1671г. Часоз-
│ │ │ │воня
через два года была отстроена
│ │ │ │вновь,
с сохранением основ древней
│ │ │ │формы,
но без шатрового верха.
│ │ │ │
│ │4.Тверь │ │ Ведущая
роль в искусстве перешла к
│ │ │ │другим
центрам, где был достигнут наи-
│ │ │ │более
высокий уровень экономического и
│ │ │ │политического
развития, где создава-
│ │ │ │лись
наиболее благоприятные условия
│ │ │ │для
развития художественной культуры.
│ │ │ │
Таким центром была Тверь. Именно она
│ │ │ │была
первым городом Северо-Восточной
│ │ │ │Руси,
где после нашествия сново нача-
│ │ │ │лось
каменное строительство (главный
│ │ │- Храм │Тверской
храм Спаса Преображения в
│ │ │Спаса │1285-1290г.).
Тверской собор был пост-
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
|