рефераты

рефераты

 
 
рефераты рефераты

Меню

Реферат: Культура XIV- XVв. рефераты

│        │        │        │Февронии","Повесть о   Петре  царевиче

│        │        │"Повесть│ордынском"," Повесть о  Меркурии  Смо-

│        │        │о Петре │ленском." Произведения   этого   жарна

│        │        │и Февро │внешне еще  вполне  историчны,  но   в

│        │        │нии "   │действительности здесь уже происходило

│        │        │        │создание вымышленных литературных  сю-

│        │        │"Повесть│жетов, что  означало  значительный шаг

│        │        │о Петре │вперед в развитии русского  литератур-

│        │        │царевиче│ного творчества.

│        │        │ордын-  │  Общность сюжетов обусловлена  единс-

│        │        │ком"    │твом пути культурного развития. На оп-

│        │        │        │ределенной стадии возникли сюжеты, ко-

│        │        │"Повесть│торые соответствовали   общему  уровню

│        │        │о Мерку-│духовных, морально-этических представ-

│        │        │рии Смо-│лений средневекового общества,  а раз-

│        │        │ленском"│витие художественного мышления  приво-

│        │        │        │дило к более глубокому проникновению в

│        │        │        │человеке чувства и характеры.

│        │        │        │

│XIII. Ар│1. Воз- │а)Оживле│  Как и  в  других  областях культуры,

│хитекту-│рожде-  │ние веко│русскому зодчеству и живописи был  на-

│ра.     │ние ар- │вых тра-│несен тяжелый  удар  монголо-татарским

│        │хитек-  │диций   │нашествием. Однако,  по мере того  как

│        │туры.   │        │восстанавливалась жизнь в русских зем-

│        │        │        │лях, оживали и получали новое  раззви-

│        │        │        │тие вековые художественные традиции. В

│        │        │        │области зодчества другие  традиции  не

│        │        │        │прервались. Сохранился,  например, бе-

│        │        │        │локаменный рельеф от церкви в Коломне,

│        │        │        │построенной в  XVв.  Это свидетельство

│        │        │        │того, что имели место  попытки  возро-

│        │        │        │дить традиционное  искусство резьбы по

│        │        │        │камню, хотя по качеству исполнения ка-

│        │        │        │ломенский рельеф намного уступает вла-

│        │        │        │димиро-суздальским рельефам XII-XIIIв.

│        │        │        │

│        │        │б) Возоб│  В различных  городах Руси в XIV-XVв.

│        │        │новление│возобновилось каменное  строительство,

│        │        │каменно-│происходила реставрация  старых памят-

│        │        │го строи│ников. Однако ни Суздаль,  ни  Ростов,

│        │        │тельст- │ни Владимир,  ни  Нижний Новгород,  ни

│        │        │ва, рес-│Рязань не стали ведущими центрами раз-

│        │        │таврация│вития искусства в XIV-XVв.

│        │2. Общие│а)Храмы │  Ни в какой области русского покрови-

│        │черты   │        │тельства не отразились так тяжело  та-

│        │русского│        │тарские погромы,  как  в  русском зод-

│        │зодчест-│        │честве. Каменное строительство на Руси

│        │ва.     │        │прекратилось во второй половине XIIIв.

│        │        │        │Возобновление его  относится  лишь   к

│        │        │        │концу XIIIв.  как в Новгороде, так и в

│        │        │        │Тверской земле. В XIV-XVв. различаются

│        │        │        │особенные черты новгородско-псковского

│        │        │        │строительства. В  Новгороде  и  Пскове

│        │        │        │начинают преобладать небольшие храмы с

│        │        │        │подоронтонным покрытием,  лучшими  об-

│        │        │        │разцами являются церкви Спаса-Преобра-

│        │        │        │жения и Федора Стратилата.

│        │        │        │

│        │        │б) Цер- │  Церковь Спаса,  построена  в 1374г.,

│        │        │ковь    │представляет собой небольшое  каменное

│        │        │Спаса   │сооружение, покрытое снаружи различно-

│        │        │        │го рода украшениями  в  виде  каменных

│        │        │        │крестов. Этот  небольшой храм построен

│        │        │        │Новгородскими боярами.  Внутри церковь

│        │        │        │украшена великолепными  фресками,  вы-

│        │        │        │полненными Феофаном Гречином в 1378г.

│        │        │        │

│        │        │в) Цер- │  Поплизости от Спаса,  на берегу  не-

│        │        │ковь Ф. │большого ручья,  стоит церковь Ф.Стра-

│        │        │Стратила│тилата, построенная посадником Семеном

│        │        │та      │Андреевичем и  его  матерью Натальей в

│        │        │        │1360г. Это  то  небольшое  сооружение,

│        │        │        │прекрасные фрески  служат  его лучшими

│        │        │        │украшениями.

│        │        │        │

│        │        │г)Памят-│  Памятники XIV-XVв.   раззбросаны   в

│        │        │ники    │Новгороде и его окрестностях и в  нас-

│        │        │        │тоящее время. Однако нельзя без скорби

│        │        │        │сказать, что например,погибла во время

│        │        │        │последней мировой войны, разрушены фа-

│        │        │-церковь│шистами церковь на Волотове под Новго-

│        │        │ на     │родом с  ее  фресками (лучший памятник

│        │        │Волотове│русского зодчества XIVв.).

│        │        │        │известно, Новгород  не подвергался ра-

│        │        │        │зорительному нашествию    моноголо-та-

│        │        │        │тарских завоевателей, что создало бла-

│        │        │        │гоприятные условия для развития  куль-

│        │        │        │туры. В конце XIIIв.  Новгород вступил

│        │        │        │в полосу большого подъема.

│        │3.Вели- │        │Церковь Николы на Липне, построенная

│        │кий Нов-│        │в 1292г. Линию трехлопастного завер-

│        │город:  │        │шения фасадов повторяет размещенный

│        │        │ 1292год│под нею аркатурный поясок, стены цели-

│        │        │-церковь│ком сложены из отесаных лишь с лицевой

│        │        │Николы  │стороны камней различного  размера  и

│        │        │на Липне│даже пород. Оконные  проемы, своды и

│        │        │        │барабан сложены из кирпича нового типа

│        │        │        │квадратной или брусковой формы, толщи-

│        │        │        │ной 9-10 см.Вместо трех апсид осталась

│        │        │        │одна в центре,  причем  опущенная до

│        │        │        │половины здания и  в  целом  приобрело

│        │        │        │могучую массивность и монолитность.

│        │        │-соборы │  Новгородские постройки XIV-XVвв. не-

│        │        │Юрьева и│велики по своим размерам. На смену мо-

│        │        │Антоние-│нументальным, величественным   зданиям

│        │        │ва мона-│XI-XIIвв. типа Софии, соборов Юрьева и

│        │        │стырей  │Антониева монастырей,  строившихся бо-

│        │        │        │гатой княжеской  властью,  пришли  не-

│        │        │        │большие сооружения.  Изменение объемов

│        │        │        │зданий повлекло  за  собой и выработку

│        │        │        │новых приемов.

│        │        │-церковь│  Сохранились лишь отдельные фрагменты

│        │        │Спаса на│нескольких зданий   первой    половины

│        │        │Ковалеве│XIVв. Интересна церковь Спаса на Кова-

│        │        │ 1345   │леве (1345г.),которая повторяет искон-

│        │        │        │ное позакомарное завершение фасадов.

│        │        │        │Но три притвора храма, различные по

│        │        │        │величине и форме, напоминают "прирубы"

│        │        │        │деревянной церкви, а фасадные лопатки

│        │        │        │сохранены лишь на углах.

│        │        │-церковь│ Монолитный обьем стройного четверика

│        │        │Успения │завершается трехлопастным покрытием.

│        │        │на Воло-│Асимметрично расположенные притворы

│        │        │товом   │придают живописность композиции. Зод-

│        │        │поле    │чий стремится достичь единства и сво-

│        │        │1352год │боды внутреннего пространства, широко

│        │        │        │расставив столбы и округлив их запад-

│        │        │        │ную пару.

│        │        │-церковь│ Одним из   классических   памятников

│        │        │Федора  │новгородского зодчества       является

│        │        │Страти- │простроенная по заказу посадника Семе-

│        │        │лата    │на Андреевича в 1360-61гг. на Торговой

│        │        │на Ручье│стороне церковь Федора Стратилата. Че-

│        │        │1361г.  │тырехстолпный одноглавый  храм с трех-

│        │        │        │лопастными завершениями фасадов, храмы

│        │        │        │эти очень крупные-в этом  их  отличие

│        │        │        │от   предыдущих   построек.    Нарядно

│        │        │        │внешнее убранство храма.  В  настоящее

│        │        │        │время реставраторы  возродили  древний

│        │        │        │облик храма,  восстановив его  трехло-

│        │        │        │пастное завершение.

│        │        │-церковь│  Во второй половине  XIVв.  появилось

│        │        │Спаса   │новое стремление к нарядному,  декора-

│        │        │Преобра-│тивному убранству    постройки.    Это

│        │        │жения на│стремление отчетливо    проявилось   в

│        │        │Ильине  │церкви Спаса на Ильине,  построенной в

│        │        │улице   │1374г. Здесь  декоративная обработка и

│        │        │1374г.  │апсид еще более разнообразная и  бога-

│        │        │        │тая.На фасады здесь возвращены лопатки,

│        │        │        │плоскости стен оживлены разнообразными

│        │        │        │нишками, декоративными крестами. Мощ-

│        │        │        │ная апсида украшена двухярусной аркадой

│        │        │        │из полуваликов.

│        │        │-церковь│ Ярким памятником новгородского  зод-

│        │        │Петра и │чества начала  XVв.  является  церковь

│        │        │Павла в │Петра и Павла в Кожевниках,  подражаю-

│        │        │Кожевни-│щая храму Федора Стратилата. Кладка из

│        │        │ках 1406│камней неправильной формы и различных

│        │        │        │оттенков в сочетании с лопаткими и

│        │        │        │арочными перемычками из брускового кир-

│        │        │        │пича, создает живописное впечатление.

│        │        │-церковь│ Подражание памятникам древности ска-

│        │        │Иоанна  │залось в следовании образцам не только

│        │        │Предтечи│XIVв., но и более раннего времени. Та-

│        │        │  1454г.│ково, например,  возведенное  в 1454г.

│        │        │        │новое здание церкви Иоанна Предтечи на

│        │        │        │Опосах, центра знаменитой новгородской

│        │        │        │купеческой корпорации   -   "Иванского

│        │        │        │ста" -   вместо   разрушенного  здания

│        │        │        │постройки 1127-1130гг.

│        │        │-Грано- │  Сохранились и  некоторые гражданские

│        │        │витая   │постройки XVв.  Это Грановитая палата,

│        │        │палата  │построенная в 1433г.  немецкими и нов-

│        │        │1433г.  │городскими мастерами,   и   Часозвоня,

│        │        │        │возведенная в 1443г.  В Грановитой па-

│        │        │        │лате заседал Совет господ,  она  имеет

│        │        │        │ряд специфических черт готического ис-

│        │        │        │кусства.

│        │        │-Часозво│  Столп Часозвони  является  одним  из

│        │        │ня 1443г│ранних образцов русской шатровой архи-

│        │        │        │тектуры. Обрушившаяся в 1671г.  Часоз-

│        │        │        │воня через  два  года  была  отстроена

│        │        │        │вновь, с   сохранением  основ  древней

│        │        │        │формы, но без шатрового верха.

│        │        │        │

│        │4.Тверь │        │  Ведущая роль в искусстве  перешла  к

│        │        │        │другим центрам, где был достигнут наи-

│        │        │        │более высокий уровень экономического и

│        │        │        │политического развития,  где  создава-

│        │        │        │лись наиболее  благоприятные   условия

│        │        │        │для развития художественной культуры.

│        │        │        │  Таким центром была Тверь. Именно она

│        │        │        │была первым  городом  Северо-Восточной

│        │        │        │Руси, где после нашествия сново  нача-

│        │        │        │лось каменное  строительство  (главный

│        │        │- Храм  │Тверской храм  Спаса  Преображения   в

│        │        │Спаса   │1285-1290г.). Тверской собор был пост-

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9