рефераты

рефераты

 
 
рефераты рефераты

Меню

Реферат: Государственное регулирование цен рефераты

Использование для эффективного ценового регулирования в ус­ловиях инфляционной переходной экономики фиксированных цен, предельных цен или надбавок, очевидно, нецелесообразно в силу того, что их величины придется постоянно пересматривать. Желательно, чтобы регулирование цен на значительном временном отрезке, по край­ней мере в течение года, происходило автоматически.

В последнее время, в частности, в Концепции ценовой политики Российской Федерации на 1996-1997 гг., разработанной Минэконо­мики РФ, в качестве способа регулирования предлагалось "учитывать при установлении цен разумную норму прибыли на используемый капи­тал, обеспечивающую дивиденды на акционерный капитал". Однако для профессиональной переоценки основного капитала требуется немало времени, то есть процедура утверждения и пересмотра регулируемых цен и тарифов будет длиться годами. Об этом свидетельствует опыт регулирования в США. Кроме того, в мировой практике до сих пор не решен вопрос, по какой стоимости - первоначальной или восстанови­тельной - должна производиться оценка капиталовложений.

Сложна и другая крупная проблема - установление "разумной" или "справедлйвой" нормы прибыли, ведь наши специалисты по регулированию цен в силу неразвитости официальной статистики не имеют представления даже о величине средней нормы прибыли в России. Наконец, регулирование цен и тарифов на продукцию субъектов есте­ственных монополий посредством установления фиксированной нормы прибыли на вложенный капитал корпорации послужит стимулятором для поиска незаконных путей получения "справедливой" прибыли, как было при применении норматива рентабельности в 1996-2000 гг. Только тогда монополистом накручивались текущие издержки, а те­перь будут максимизироваться еще и инвестиции.[14,149]

Таким образом, из предложенных правительственным постановле­нием способов ценового регулирования остается метод коэффициентов изменения цен, который активно использовался (неудачно) за годы реформ и, скорее всего, будет применяться и впредь. С одной сторо­ны, это естественно. А с другой - нужно срочно на базе отечественно­го и зарубежного опыта регулирования ликвидировать накопившиеся недостатки и ошибки. К сожалению, для российской экономики еще достаточно долго, несмотря на успехи в области финансовой стабили­зации, будет характерна инфляция, если подходить к делу по запад­ным меркам. А в развитых странах экономика с годовым ростом цен, превышающим 3-5% в год, считается инфляционной. Поэтому нам тем более необходимы специальные инструменты ценовой политики государства по отношению к естественным монополиям. Очевидно, в условиях переходной инфляционной экономики России регулирова­ние цен на их продукцию должно осуществляться путем индексиро­вания, например, с использованием индекса потребительских цен (или индекса оптовых цен промышленности). Подобные рекомендации базируются на современном зарубежном опыте.

В частности, в Великобритании начиная с 1985 г. регулирующий орган первоначально определяет так называемую "справедливую" цену, основанную на разумных затратах предприятия и нормальной прибыли. Затем ему разрешается увеличивать свои цены по формуле ИПЦ - X. Первым компонентом здесь является индекс потребительских цен, вто­рым - плановая величина экономии издержек. Все величины берутся в процентах. Если, например, предполагаемая величина экономии на издержках планируется на уровне 2% в год, а годовая инфляция пред положительно составит У/о, то предприятие-субъект естественной мо­нополии может повысить свои цены лишь на 3% в годовом исчислении. Когда предприятие объективно нуждается в инвестициях, плановая величина экономии издержек может быть отрицательной.

Таблица 3.2

Ценовое регулирование телефонной связи в Великобритании

Опираясь на указанный опыт, вполне уместно говорить о необ­ходимости корректировки уровня цен на продукцию естественных монополий в соответствии с общим уровнем инфляции (индексом потребительских цен). Однако, если основную долю затрат предпри­ятия-монополиста составляют цены на сырье, можно пользоваться показателями повышения цен именно в сырьевой отрасли. Конечно, существуют и более сложные зависимости.[4,140]

Так, если регулирующий орган после соответствующего монито­ринга за ценами на продукцию естественного монополиста пришел к выводу, что его цены должны тесно коррелировать с инфляцией в стране (регионе) или ростом цен в какой-либо сырьевой отрасли или (как в случае с РАО "Газпром") промышленности в целом, то теку­щие цены можно скорректировать по формуле:

где: Рi - базовая цена в предыдущем (i-м) периоде (месяце, квартале, году). Искомую цену можно определить исходя не из рассчитанной базовой цены, а из факти­ческой цены на продукцию, которая уже "прижилась" на рынке, то есть признана про­давцом и покупателем; Jp - прогнозируемый (региональный или федеральный) ин­декс цен по выбранной регулирующим ведомством отрасли или по промышленности в целом; k - коэффициент корреляции индекса потребительских цен и выбранного ин­декса цен на продукцию естественного монополиста, рассчитанный регулирующим орга­нам по результатам ценового мониторинга. По идее он должен учитывать возможную плановую величину экономии издержек или другой критерий повышения эффективно­сти либо, напротив, необходимость срочных инвестиций (фактически k = 1-Х).

Расчет может производиться и путем корректировки по конкрет­ным условиям производства, то есть перемножением базовой цены на индекс затрат по отдельным (или по всем) статьям себестоимости, занимающим наибольший удельный вес в ее структуре:

где: РR - регулируемая цена; РF- базовая расчетная или фактическая ("при­жившаяся") цена; Jsi, - темп роста затрат по t-й статье калькуляции себестоимости проверяемой продукции, в %; Ysi — удельный вес i-й статьи калькуляции в себесто­имости проверяемой продукции, в %. Если в расчет берутся затраты по всем стать­ям калькуляции, то SYsi = 100%.

Практически эту, вернее сказать, аналогичную идею попыталось с мая 1994 г. по сентябрь 1995 г. реализовать Министерство экономи­ки РФ, разработав совместно с Министерством путей сообщения РФ "Порядок индексации тарифов на перевозку грузов и сборов на по-грузочно-разгрузочные работы, выполняемые железнодорожным транс­портом Российской Федерации". Была согласована и утверждена номенклатура материально-технических ресурсов, потребляемых же­лезнодорожным транспортом, при изменении цен которых осуществ­ляется индексация тарифов на перевозки грузов и на погрузочно-разгрузочные работы. Она включала в себя одиннадцать позиций: дизельное топливо; масло смазочное дизельное; мазут; уголь; элект­роэнергию; пиломатериалы; рельсы железнодорожные; шпалы же­лезнодорожные; щебень; железнобетонные конструкции; тонколисто­вую сталь рядовых марок (до 4 мм).

Однако ценовой индекс на основе данной номенклатуры был со­ставлен не с учетом удельных весов входящих в него видов продукции, а таким образом, чтобы обеспечить для МГТС желаемый темп роста железнодорожных тарифов (рентабельность перевозок достигла 26%). Хотя подобное искажение не может дискредитировать сам метод.

"Монополистический перехлест" с уровнем железнодорожных тарифов попытались устранить их "замораживанием" в октябре-де­кабре 1995 г. Возникла другая крайность - в декабре отрасль понес­ла убытки в размере 134 млрд. руб. Первые шесть месяцев 1996 г., индексация железнодорожных тарифов проводилась в размере, не превышающем прирост оптовых цен промышленности, то есть фак­тически по формуле (1) с коэффициентом k = 0,8 (или Х = 20%). Убытки от перевозок составили 1,838 трлн. руб. Иначе и быть не могло. Даже если предположить, что тариф, "похудевший" в усло­виях инфляционной "заморозки" к началу 1996 г., стал "разумным и справедливым", а это еще большой вопрос, то откуда должно было взяться 20-процентное повышение эффективности железнодорожных перевозок, заложенное в алгоритм изменения тарифа?

Со второй половины 1996 г. по июнь 1997 г. пересмотр тарифов осуществлялся параллельно с изменением индекса оптовых цен про­мышленности (схема обкатанная и зарекомендовавшая себя в Газпро­ме). И если в 1996 г. железнодорожные перевозки по инерции еще были убыточными (156 млрд. руб.), то в 1997 г. они уже стали рента­бельными. И вот с 1 июля 1997 г. принято решение сократить тари­фы на железнодорожные перевозки, а также снизить для промыш­ленных потребителей цены на газ и электроэнергию. Что это - про­считанная тарифная политика или политическая конъюнктура?

Вывод из проведенного анализа очевиден: в переходной эконо­мике России для регулирования цен и тарифов на продукцию есте­ственных монополий наиболее приемлемым является метод индекси­рования, а формула тарифов на продукцию естественных монополий должна выглядеть следующим образом:

Разумеется, величина "X" - не критерий повышения эффектив­ности, а лишь показатель срочных инвестиций (в условиях россий­ского перманентного бюджетного кризиса всерьез рассчитывать на поддержку государства не приходится). Кстати, одновременно будет решена и проблема инвестиционной составляющей тарифа.

Правда, здесь тоже возникает ряд вопросов. Во-первых, нужно как можно более точно определить базовую цену, которую предстоит индексировать, а по прошествии соответствующего периода и пере­сматривать. Базовая, или "справедливая", цена после проведения ука­занных расчетов может уточняться и в конце концов быть результатом переговоров, согласовании или, проще говоря, торга между про­давцом и покупателем. Однако, если этот рассчитанный и согласо­ванный "разумный" тариф будет ниже тарифа, сложившегося к тому времени на практике, то ставить вопрос о его снижении нереально. Впрочем, ответ на этот вопрос уже найден хозяйственной практикой. Тарифы в данном случае надо "замораживать".

Кроме предложенного выше, в отдельных случаях и отраслях можно использовать альтернативные методы регулирования цен. Анг­лийские эксперты рекомендуют применять метод сравнения затрат. Регу­лирующий орган при наличии рынков, схожих в общих чертах по терри­тории, оснащенности техникой у производителей и запросам потреби­телей, вправе предписать хозяйствующему субъекту, являющемуся ес­тественным монополистом, изменить уровень и структуру его цен (та­рифов) в соответствии с аналогичным предприятием данной отрасли, но проводящим разумную тарифную политику. Такой метод регулиро­вания у нас может получить достаточно широкое распространение.

Интерес представляет подход к этой проблеме, применяемый в Польше. Согласно ему, если устранить препятствия для конкуренции на рынке достаточно быстро не удается, то надо применять меры государственного регулирования. Например, когда тарифы на услуги телефонной связи резко возросли, Антимонопольное управление зап­ретило их дальнейшее повышение вплоть до изменения структуры полных издержек в соответствии с европейскими стандартами. Этот опыт весьма полезно учесть российским энергетическим комиссиям, регулирующим тарифы на электроэнергию.

Американскими экспертами регулирующим органам рекомендует­ся контролировать не сами затраты и доходы монополиста, а удовлет­ворение потребностей на регулируемом рынке. Суть данного подхода сводится к следующему: если развивается дефицит и возникают очере­ди, если покупатель желает, но не может приобрести товары по регу­лируемой цене, то последнюю нужно увеличить. Дефицит считается большим злом, чем высокие цены.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В настоящей работе рассмотрены основные механизмы государственного регулирования рыночных цен. Приводимый теоретический материал мы старались иллюстрировать графическим материалом.

Экономикой правят два типа законов: законы спроса и предложения и законы, устанавливаемые правительством. В этой работе мы приступили к рассмотрению взаимодействия этих законов. Контроль за уровнем цен — общая черта различных рынков; его влияние часто обсуждается в прессе и в политических кругах. Для того чтобы осознать и оценить экономическую роль государства, нам пришлось проанализировать регулирование цены на уровне «пола» и «потолка».

«Потолок» цены — законодательно утвержден­ное максимальное значение цены товара или ус­луги. Пример — контроль за уровнем ренты. Если верхний предел цены ниже равновесной цены, объем спроса превышает объем предложения, воз­никает дефицит. Продавцы должны некоторым образом распределять товары или услуги среди покупателей, продавцы выбирают покупателей.

«Пол» цены — законодательно утвержденный минимум цены товара или услуги. Пример — минимальный размер оплаты труда. Если ниж­ний предел цены находится выше равновесной цены, объем предложения превышает объем спро­са. Следствие избыточного предложения — не­обходимость распределения покупательского спроса на товары и услуги, покупатели выбира­ют продавцов.

В случае естественной монополии, высокие постоянные и низкие предель­ные затраты не позволяют произвести цено­образование по предельным затратам, что приводит к их убыточ­ности. Есть несколько способов регулирования цен на продукцию естественного монополиста, которые мы рассмотрели выше. Первый способ – это установление такой цены, при которой экономическая прибыль монополии равна нулю.

По правилу Рамсея необходимо сокращать объемы выпуска всех продуктов в одинаковой пропорции до тех пор, пока общая выручка не сравняется с общими затра­тами. Сущность ценообразования при пиковом спросе заключается в установлении цен в зависимости от величины β (затрат, например, на электроэнергию). 

Реструктуризация естественных монополий очень перспективна для России. Ценовой произвол естественных монополистов здесь при­водит к усилению регионализации национального и локализации ме­стных рынков. Это усугубляется неразвитостью рыночной инфраструк­туры, отсутствием или слабостью систем информации. Но главное -государственное регулирование деятельности естественных монопо­лий в принципе несовершенно и неэффективно.

Надо отметить, что у регулирующих органов практически во всех странах не хватает ни времени, ни квалифицированного персонала, ни информации. В большинстве случаев проверки финансовых отче­тов и бухгалтерских документов субъектов естественных монополий случайны, поверхностны и растянуты во времени. Свои заключения контрольные органы строят в основном на основе данных, предостав­ляемых самими проверяемыми предприятиями. Эффективность по­добного регулирования невысока и зачастую, ограничивая конкурен­цию, приносит больше вреда, чем пользы.

Из-за бюрократической волокиты между сроком принятия регу­лирующего решения и моментом проведения его в жизнь проходит достаточно большой промежуток времени, что становится тормозом развития этих отраслей. Так, в России сроки реализации постановлений правительства Российской Федерации по регулированию цен на про­дукцию естественных монополий почти всегда были невыполнимыми. Да и сам процесс регулирования порождает дополнительные издержки со стороны как подпавших под него предприятий, так и государства.

Следовательно, с точки зрения долгосрочной стратегии нужны более эффективные меры по принуждению монополистов к цивили-^ зеванному поведению, чем административное регулирование цен и тарифов. Альтернативный способ воздействия на естественных моно­полистов - дерегулирование и стимулирование конкуренции.

Надо отметить, что указ президента предусматривает не только кратко- и среднесрочные меры по проведению структрурной реформы естественных монополий, но и долгосрочные, в частности, реструкту­ризацию РАО "ЕЭС России". Предполагается существенно расширить федеральный оптовый рынок электроэнергии и мощностей (ФОРЭМ) за счет увеличения числа вырабатывающих электроэнергию предприя­тий с 30 до 51, что должно запустить конкурентные механизмы и спо­собствовать снижению энерготарифов. Впрочем, все это не ново. Го­раздо менее исследованным представляется вопрос, что нужно (и нужно ли?) сделать по реструктуризации МПС и РАО "Газпром".

Из зарубежного опыта известно, что субъект естественной моно­полии может сталкиваться с конкуренцией со стороны предприятий, использующих при производстве такой же или аналогичной продук­ции принципиально иную технику или технологию. Например, со­временные нововведения открыли для многих предприятий возмож­ность самостоятельного строительства достаточно крупных электро­генераторов. Естественно, в таком случае регулировать тарифы на электроэнергию и ее передачу становится нецелесообразным.

Идентичная ситуация может возникнуть при транспортировке нефти и газа, железнодорожных перевозках. Поэтому при решении вопроса об отмене тарифного регулирования очень важно, чтобы и поставщики, и их клиенты имели реальный доступ к альтернативным и конкурентным источникам предложения или спроса. По нашему мнению, российским субъектам естественной монополии следует пре­доставить право обращаться в правительство РФ с предложениями об отмене регулирования цен и тарифов на свою продукцию во всех случаях проявления серьезной конкуренции.

Поощряемая государством конкуренция внутри предприятий железнодорожного транспорта, раздел собственности или управле­ния эксплуатацией железнодорожных путей и поездов должны стать мощными факторами сдерживания роста железнодорожных тарифов. Главный объективный тормоз конкуренции на железнодорожном транспорте - это противоречие между владельцем железнодорожных объек­тов, который хотел бы взыскивать максимальную плату за пользова­ние путями, и пользователем этих объектов, заинтересованном в ми­нимизации своих затрат. Характерным для России в настоящий мо­мент является то, что собственником и железнодорожных путей, и вагонов выступает государство в лице МП С.

Разграничение владения и эксплуатации железнодорожных пу­тей и поездов можно в порядке эксперимента провести на одной из железных дорог страны. Отделение предприятий-пользователей же­лезнодорожных вагонов от владельца путей, которым еще долгое время будет государство, целесообразно начать с разделения счетов с после­дующим организационным обособлением. В случае очевидного успе­ха данного проекта завершить его можно приватизацией по крайней мере предприятий, эксплуатирующих подвижной состав.

Административно-правовые формы подобного разделения хозяй­ствующих субъектов на различных этапах - предмет юридических исследований и проработок. Задача же экономистов - решить про­блему таким образом, чтобы владелец пути не устанавливал слишком высокую плату "за доступ" к инфраструктуре, а предприятия, эксп­луатирующие железнодорожные вагоны, действительно вступали в конкурентную борьбу за потребителя услуг по перевозке.

Выделение из общей "связки" мощностей тех предприятий, ко­торые предоставляют продукцию и услуги конечным потребителям, в настоящее время происходит и в других отраслях естественных моно­полий. Например, в США и Европе- в нефте- и газопроводном транс­порте, телекоммуникациях и электроэнергетике. Российское прави­тельство, на наш взгляд, также не должно плестись в хвосте событий, а сыграть на опережение, попробовав внедрить в отечественную хо­зяйственную практику новейшие западные разработки. Однако во всех перечисленных случаях необходимы тщательно продуманные меро­приятия по контролю за ценами, которые может свободно устанавли­вать ее владелец. Важно, чтобы отделение инфраструктуры (ее про­дукции и услуг) от самого предоставления таких услуг не привело к новым проявлениям монополизма и неэффективности.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.   А. Томпсон. Экономика фирм. М.: «Финансы и кредит». – 1998.

2.   Анохин Н. А. Предпринимательское право. – М. – 1999.

3.   Борисов Основы экономических знаний - М. - 1997.

4.   Д.Н. Хайман. Современная микроэкономика. / Под. ред. д-ра э. н. С. В.

5.   Валдайцева. М.: «Финансы и статистика». – 1992.

6.   Ганелес О. Контроль цен налоговыми органами. // Экономист. – 2000. - №10.

7.   Журавлева Г. Вводный курс но экономической теории. - М.-1997.

8.   Куликов Л. Основы экономических знаний. - М. - 1997.

9.   Макконнелл К.. Брю С. Экономикс: принципы, проблемы, поли­тика- М : Дело 1992.

10.       Мельникова О. Законодательство о ценах и тарифах // Закон. – 1996.  - №10.- С. 76.

11.       Микроэкономика./под.общей ред.  В. М. Гальперина. С- П.: «Экономическая школа». – 1997.   

12.       Моргунов В. Нормирование прибыли при регулировании цен естественных монополий. // Вопросы экономики. – 2001. - №9.

13.       Мэнкью Н. Грегори. Принципы экономикс. – Спб.: Питер. – 1999.

14.       Никифиров А. Ценовое регулирование естественных монополий.//Вопросы экономики. – 1998. – №4

15.       Нормативные материалы по  регулированию цен и тарифов // Закон. – 1996. - №10.

16.       Предпринимательское право / Под ред. А. Г. Быкова. М., 1994.

17.       Предпринимательское право: Курс лекций / Под ред. Н. И. Клейн. М., 1993.

18.       С- П.: «Питер». – 1999.

19.       Сажина М., Чибриков Г. Основы экономической теории -М.- 1996.

20.       Х Вэриан. Микроэкономика. Шт. Мичиган.  – 1999.  


Страницы: 1, 2, 3, 4, 5