рефераты

рефераты

 
 
рефераты рефераты

Меню

Реферат: Государственное регулирование цен рефераты

 

Рисунок 1.3. Схема государственного контроля

Нарушение законов ценообразования произошло прежде всего потому, что спрос не ограничивался только группами социально незащищенного населения, для которых был установлен низкий уровень цен. Главное состоит в том, что этот принудительно «смещен­ный» спрос вызвал тенденцию сокращения производства и предло­жения товаров из-за их принудительно низких цен. Производите­ли не заинтересованы выпускать и поставлять на рынок товары по ценам, не возмещающим издержки производства. Возникающий вследствие этого дефицит товаров окажется необычайно болезненным для потребителей и вызовет нарастающее социальное напряжение.[1,321]

1.5. Регулирование цен на продукцию монополиста

1.5.1. Установление предельных цен

Одним из способов регулирования монополии является уста­новление предельных, или максимально допустимых, цен про­дукции. Воздействие предельных цен на условия спроса, с ко­торым сталкивается монополист, показано на рис. 1.4. Здесь D и MR — кривые спроса и соответственно предельной выруч­ки нерегулируемой монополии, Рm — установленная властя­ми, а это может быть правительство или органы местного само­управления, предельная, или максимально допустимая, цена (англ. price ceiling — потолок цены).[1,322]

После установления предельной цены, Рm кривая спроса монополиста изменяется. Часть кривой D, лежащей выше точки А, для монополиста (соблю­дающего введенное ограниче­ние!) исчезает. Его действи­тельная, или эффективная, кривая спроса становится ломаной. Она состоит из горизон­тального сегмента РmА и сег­мента обычной кривой спроса BF, лежащего ниже точки А. При выпуске, меньшем чем Q' , цена продукции не долж­на превышать Рm, хотя усло­вия спроса и позволяют прода­вать ее по более высоким ценам. При выпуске, большем Q', покупатели не только соглас­ны, но и могут оплачивать продукцию по более низким ценам, в этой области предельная цена, Рm, «не работает». [11,123-130]

Рис. 5.1. Установление предельной цены на продукцию монополиста и модификация кривых спроса и пре­дельной выручки.

Эффективная кривая предельной выручки также будет со­стоять из двух сегментов — горизонтального сегмента РmА и имеющего отрицательный наклон сегмента BF. Действительно,

Пока Q < Q' и действует предельная цена Рm, dP/dQ = 0 и, следовательно, MR(Q) = Рm. При Q > Q' дополнительный объем продукции может быть продан лишь по ценам, более низким, чем Pm, и, следовательно, dP/dQ < О. Очевидно, что в этом случае MR < Р. Это значит, что при Q < Q' эффек­тивная кривая предельной выручки сливается с горизонталь­ным сегментом эффективной кривой спроса РmА, а при Q > Q' она соответствует второму, имеющему отрицатель­ный наклон сегменту эффективной кривой спроса. Наконец, при Q = Q' эффективная кривая предельной выручки имеет разрыв АВ. Таким образом, при объеме производства Q = Q' предельная выручка неопределена, тогда как при малом ее приращении сверх Q' MR < ОR', а при малом сокращении MR=OPm.

1.6. Регулирование цен на продукцию естественных монополистов

Как отмечалось в начале этой главы, одной из причин появле­ния и существования монополии является наличие столь зна­чительной экономии от масштаба производства, что возможно присутствие на рынке лишь одного поставщика, получающего положительную прибыль. В этом случае говорят о естественной монополии.

Ситуация естественной монополии представлена на рис. 1.5. Здесь LAC и LMC — кривые средних и предельных затрат длительного периода, D кривая спроса, MR — соот­ветствующая ей кривая предельной выручки. Оптимальный вы­пуск и цена (Q1, P1) определяются, как обычно, пересечением кривых LMC и MR. Прибыль монополиста составит в этом слу­чае сумму, равную площади СР1АВ.

Рис. 1.5. Естественная монополия и ее регулирование

Но, как мы знаем, выпуск Q1 «слишком мал», а цена P1 «слишком высока». Заметим, что наиболее целесообразным для общества был бы выпуск Q3 и цена р3, на что монополист не пойдет. Поэтому регулирующий орган должен бы установить на продукцию этой монополии цену Р3 = LMC(Qз) = AR(Q3). Проблема в том, что такая цена не возместила бы затрат на производство продук­ции, она оказалась бы ниже средних затрат при объеме произ­водства Q3, рз < LАС (Qз) = GQ3 = ОН. В итоге монополист, про­изводящий оптимальный с точки зрения общества объем про­дукции Q3, получал бы отрицательную прибыль (убыток), рав­ную площади P3HGF . Чтобы монополия не покинула рынок, необходимо было бы предоставить ей дотацию в размере, по крайней мере равном той же величине P3HGF. Но, как мы зна­ем, предоставление дотаций может привести, хотя и не обязательно, к чистым потерям для общества.

Высокие постоянные и низкие предель­ные затраты отличают естественные монополии. Поэтому цено­образование по предельным затратам приводит к их убыточ­ности.

Какой же может быть политика в отношении естественных монополий? Прежде всего нежелательно предоставлять их са­мим себе, поскольку «слишком малый выпуск» будет результа­том монопольно высоких цен. В то же время нереалистично ожидать, что естественные монополии станут производить при ценах, установленных на уровне предельных затрат, из-за воз­никающих убытков. В различных странах эту проблему реша­ют по-разному. В одних естественные монополии остаются част­ными компаниями, но регулируются специальными органами, как, например в США. В других они управляются непосред­ственно государством или, как, например, во Франции, получа­ют относительно самостоятельный статус в рамках обществен­ного сектора экономики.

Как компромиссное решение регулирующий орган мог при установлении цены ориентироваться на равенство спроса (сред­ней выручки) и средних затрат, т. е. установить цену P2 = LAC(Q2) = АR(Q2), при которой экономическая прибыль монополиста будет нулевой. В этом случае необходимость в до­тации отпадает, но, поскольку Р2 >MC(Q2), выпускаемой мо­нополистом продукции вновь оказывается «слишком мало» (по сравнению с Q3). Такое решение называют вторично-оптималь­ной (англ. second-best) политикой установления цен на продук­цию естественных монополий, наиболее известным примером которой для многопродуктовой естественной монополии явля­ется ценообразование по Рамсею (следующая подзаголовок).

Рассмотрим немного подробнее практику регулирования цен естественных монополий специальными органами на примере электроэнергетики.

Наиболее распространенный в США метод установления величины прибыли в регулируемой цене состоит в следующем. Сначала определяется тарифная база, которая измеряет вели­чину капитала, используемого компанией для осуществления регулируемых видов деятельности.

Затем устанавливается «разумная и справедливая» норма прибыли на капитал. Такая норма прибыли равна стоимости привлечения капитала (его альтернативным затратам). Разум­ная норма прибыли, которую регулирующий орган разрешает регулируемой компании, устанавливается на уровне нормы прибыли, существующей в конкурентных отраслях со сходным хозяйственным риском. Дозволенная норма прибыли должна быть достаточна, чтобы удерживать капитал в данном приме­нении. Так, если у компании 60 % используемого капитала со­ставляет акционерный капитал (а разумный уровень дивиден­дов 16 %) и 40 % — заемный капитал (8 % по облигациям), то разумная норма прибыли составит 0.6 • 15 % + 0.4 • 8 % = 12.2 %.

Регулируемая цена равна текущим затратам производства плюс прибыль, исчисленная по ставке разумной нормы прибы­ли, примененной к установленной тарифной базе.

1.6.1. Цены Рамсея

Краеугольным камнем теории экономической эффективности является требование равенства цен предельным затратам про­изводства.

Минимизацию потерь в эффективности обеспечивает так называемое ценообразование по Рамсею. Франк Рамсей (1903-1930) опубликовал свою ставшую знаменитой статью в 1927 г. Суть приложения его метода к ценообразованию заключается в следующем. Пусть естественная монополия производит несколь­ко видов продукции (услуг). На каких уровнях установить цены, превышающие предельные затраты и обеспечивающие безубы­точность естественной монополии в целом, чтобы потери в эко­номической эффективности были минимальны?[20,327]

Ответ: повысьте цены относительно предельных затрат обрат­но пропорционально эластичностям спроса. Математически это правило можно представить так:

где Pi цена товара i; MCi — предельные затраты производ­ства товара i; ei — эластичность спроса на товар i по его цене; k — константа (подбирается так, чтобы выполнялось условие безубыточности).[11,137]

Это же правило можно сформулировать иначе, если нам известны оптимальные объемы выпуска всех продуктов естест­венной монополии, т. е. объемы, удовлетворяющие спрос, зада­ваемый ценами, равными предельным затратам. Эти объемы служат точкой отсчета. Правило формулируется так: сокращайте объемы выпуска всех продуктов в одинаковой пропорции до тех пор, пока общая выручка не сравняется с общими затра­тами.

Проиллюстрируем ценообразование по Рамсею на число­вом примере. Пусть естественная монополия выпускает два продукта: Х и У. Например, ТЭЦ производит электроэнер­гию и тепло. Железная дорога перевозит пассажиров и гру­зы. Такое предприятие использует значительную часть свое­го оборудования одновременно в производстве двух видов продуктов (услуг).

Предположим, что наша естественная монополия имеет следующую функцию общих затрат (в тыс. руб.):

Пусть рыночный спрос на ее продукты задается функциями

Здесь существенно то, что мы предполагаем независимость спроса на продукт Х от цены на продукт У, и наоборот. Это позволит значительно упростить демонстрацию результата.

Ясно, что предельные затраты производства каждого про­дукта равны 20 тыс. руб. Цены, установленные по предельным затратам, покроют лишь переменную часть затрат, но не посто­янные затраты в сумме 1.8 млн руб.

Рассмотрим возможность установления цен на продукты выше предельных затрат таким образом, чтобы в точности по­крыть и постоянные затраты.

Пусть сначала мы действовали не по правилу Рамсея, а про­сто повысили обе цены в одинаковой пропорции так, чтобы общая выручка покрыла общие затраты. В этом случае цена каждого товара должна быть повышена до 36.3 тыс. руб. Та­кое решение представлено на рис. 1.6, а. В соответствии с кривыми спроса монополия реализует 47.6 ед. товара У и 63.6 ед. товара X. Это принесет превышение выручки над пере­менными затратами, равное сумме площадей фигур ECDF и ECJK , т. е. как раз 1.8 млн руб.

Вычислим теперь потери в эффективности, вызванные та­ким решением. В отношении продукта У такие потери измеря­ются треугольником FDH, а в отношении продукта Х — тре­угольником KJH, т. е. соответственно 264 тыс. руб. и 133 тыс. руб., что в сумме составляет 397 тыс. руб.

Возможно ли уменьшить потери в эффективности, но полу­чить выручку, достаточную, чтобы покрыть постоянные затра­ты? Да. Глядя на рис. 1.6, б, заметим, что одно и то же увеличение цены, если оно касается продукта У, приносит мень­ше для покрытия постоянных затрат и стоит больше в терми­нах ущерба для эффективности, чем если оно касается продук­та X. Это и неудивительно, так как спрос на продукт Х менее эластичен, чем на продукт У, поэтому разумнее увеличить цену на продукт Х в большей степени, чем на продукт У. Так мы приходим к правилу Рамсея.

Рис. 1.6. Ценообразование по Рамсею в случае двухпродукто­вой естественной монополии.

Используя это правило, мы получаем цены Рамсея, кото­рые показаны на рис. 1.6, б. Монополия должна назначить цену 40 тыс. руб. на продукт Х и 30 тыс. руб. на продукт У. При этих ценах коэффициенты эластичности спроса по цене равны соответственно 0.67 и 1.00. Потери в эффективности рав­ны 200 тыс. руб. (треугольник TMV) и 100 тыс. руб. (треуголь­ник TNV), что в сумме составляет 300 тыс. руб. Итак, потери сократились на 97 тыс. руб. и достигли минимума при усло­вии, что общей выручки достаточно, чтобы покрыть общие за­траты монополии.

Для простоты демонстрации мы использовали числовой пример, в котором кривые спроса пересекают кривую пре­дельных затрат в одной и той же точке (Н на рис. 1.6., а и V на рис. б), хотя результат не зависит от этого допуще­ния. Благодаря ему мы можем продемонстрировать еще одно свойство цен Рамсея. Оптимальные с общественной точки зрения объемы выпуска продуктов Х и У равны 80 ед. Если эти объемы сократить в одинаковой пропорции (80 - 60): 80, т.е. на 25%, мы получим решение Рамсея. Эта формули­ровка правила Рамсея имеет более широкую область приме­нения, чем правило «обратных эластичностей», так как со­храняет силу и в случае взаимозависимых функций спроса.

1.6.2. Ценообразование при пиковом спросе

В этой части курсовой  мы рассмотрим еще один аспект задачи регулирования цен на продукцию естественных монополий.

Вследствие того, что продукцию невозможно запасать, а спрос на нее колеблется во времени, производственные мощ­ности естественной монополии загружаются неравномерно. Готовность предприятий удовлетворять спрос в периоды его пикового подъема обеспечивается ценою содержания производственных мощностей, которые не используются в другое время.

Какой должна быть политика ценообразования в подоб­ных обстоятельствах? Применение «пилообразного» ценооб­разования, при котором относительно более высокие цены на продукцию в периоды пикового спроса (англ. peak-load pricing) чередуются с низкими ценами в прочие периоды, позволяет уменьшить привлекательность потребления в пи­ковые периоды и поощрить потребление во внепиковые, что значительно улучшает использование производственных мощ­ностей во времени.[11,141]

Общепринятые методы калькулирования себестоимости продукции во многих случаях не совпадают с принципами пра­вильного исчисления (экономических) затрат. Поэтому нужно подчеркнуть, что при построении цен нет необходимости от­клоняться от затрат, чтобы добиться желаемого стимулирую­щего эффекта, наоборот, нужно точнее следовать тому, как по­нимаются затраты в микроэкономической теории.

Затраты производства дополнительного киловатт-часа электроэнергии, скажем, на тепловой электростанции в период низкого спроса и неполной загрузки существующих мощностей включают в себя только дополнительный расход топлива и дру­гие переменные затраты производства одного киловатт-часа электроэнергии. Другое дело — затраты в период пикового спро­са и максимально возможной загрузки существующих произ­водственных мощностей. В этом случае затраты включают в себя помимо названных элементов также затраты, требующие­ся для создания дополнительной производственной мощности в 1 кВт.

Следовательно, затраты на производство единицы электро­энергии в пиковом периоде значительно выше, чем во внепико­вом. То же самое относится и к затратам транспортировки и распределения электроэнергии.

Формирование цен (тарифов), дифференцированных по пе­риодам в зависимости от того, являются ли производственные мощности лимитирующим фактором, основывается на обычной концепции максимизации благосостояния. Мы рассмотрим про­стую модель, в которой спрос хотя и колеблется, но известен с полной определенностью.

Предположим, что типичный отрезок времени, напри­мер день (сутки), разделен на два периода одинаковой про­должительности, в каждом из которых задана своя незави­симая функция спроса. Обозначим их D1(р) и D2(P).

Будем предполагать, что вторая кривая спроса лежит всю­ду выше первой. Независимость кривых спроса означает, что цена, назначенная в одном периоде дня, не оказывает влияния на объем спроса в другом периоде.

Затраты предполагаются линейными. Пусть b обознача­ет переменные (эксплуатационные) затраты на единицу про­дукции в период, а β — затраты в день, обеспечивающие единицу производственной мощности. Таким образом, тре­бующаяся (в период) единица продукции будет стоить b, если производственная мощность, необходимая для ее производ­ства, уже существует, и b+β, если дополнительную мощ­ность необходимо установить. Раз уж производственная мощность установлена, она может использоваться для удовлетво­рения спроса в обоих периодах дня.

Рис. 1.7. Формирование цен в двухпериодной задаче.

Будем предполагать в анализе, который следует ниже, что устанавливается достаточная мощность, чтобы удовлетворять весь спрос.

Решение двухпериодной задачи оптимального ценообразо­вания показано на рис. 1.7 (всюду нижний индекс указывает номер периода). Рис. 1.7, а показывает случай несмещающегося пика, в котором должны быть установлены цены P1 = b и Р2 = b +β; при этом попериодные выпуски Х2 > X1, а произ­водственная мощность М = Х2.

Чтобы продемонстрировать, что указанные цены оптималь­ны, рассмотрим цены Р2 и Р1, которые немного выше, чем заданные нами Р2 и P1. Просуммируем и сравним площади фигур, измеряющих чистую выручку продавца и излишек по­требителей, для каждого случая. Для пикового периода чистая выручка, соответствующая Р2, увеличится на Р2Р2ВЕ, но из­лишек потребителей уменьшится на Р2Р2ВС, поэтому чистые потери в эффективности составят ЕВС. Аналогично при Р1 по­тери в эффективности равны KHJ. При иных отклонениях цен от Р2 и P1 будут иметь место похожие потери в эффективнос­ти.  Оптимальная  производственная мощность будет М = max(X1,X2), потому что при оптимальных ценах объем спроса в каждом периоде не может превысить производствен­ной мощности.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5