рефераты

рефераты

 
 
рефераты рефераты

Меню

Реферат: 850-летие Москвы: страницы истории рефераты

Возрождаясь из пепла, Москва после 1812 года стала выглядеть значительно лучше, но социальные контрасты прошлого не только сохранялись, но и углублялись. П. А. Вяземский писал: Здесь чудо барские палаты С гербом, где вписан знатный род, Вблизи на курьих ножках хаты И с огурцами огород.

МОСКВА В 1812 ГОДУ Москва вступила в XIX в. городом, полным противоречий, в которых проявлялась вся сложность нового исторического периода. Уже со второй половины XIX в. в России наблюдалось усиливающееся несоответствие между ростом производственных сил и отсталыми феодально-крепостническими отношениями.

В конце 1811 года московское население к войне с Наполеоном не готовилось и не ожидало ее. Напротив, по словам современника, никогда в Москве так не веселились в высших дворянских кругах, как осенью и зимой накануне нашествия Наполеона.

Трудовое население Москвы не одобряло шумного, беспечного веселья "бар", и, когда началась война с Наполеоном, в народе с упреком говорили, что баре "все плясали, да и накликали беду".

Еще до вступления французов в Смоленск, когда вражеские войска продвигались лишь к его подступам, стало ясно, что цель Наполеона - Москва, и на ней, на ее защите от грозящей опасности сосредоточилось внимание всей России. Для жителей Москвы этот вопрос одновременно был вопросом и о судьбах родины, и о личной судьбе каждого москвича.

Вскоре развернулась широкая запись добровольцев во вновь формируемые полки и расширилась работа по организации ополчения. Начальник московского гарнизона генерал-лейтенант Брозин выделил в Хамовнических казармах помещение для вновь формировавшихся полков. Из арсенала отбиралось для них "потребное число сабель, карабинов и пистолетов, годных к употреблению на службу". На бульварах появлялась дворянская молодежь, одетая в новую офицерскую форму. В армию вступило много студентов Московского Университета. Главным центром формирования ополчения была Москва; имелись особые второстепенные центры в других местах московской губернии, например, в Волоколамске и Можайске. Московское ополчение сформировалось в составе 12 полков. Общая численность ополчения была немногим менее 30 тысяч человек.

Вклад Москвы в дело войны не ограничился денежными взносами московского купечества и дворянства. Москва немало работала для армии, создавая нужные для войны материальные ценности, организуя снабжение. 1000 работников в самых различных предприятиях работали на нужды армии.

Москва была складом и центром распределения оружия и боеприпасов, посылаемых из других мест.

Москва формировала в своих казармах и в Подмосковье новые полки, принимала бесконечные партии рекрутов для их пополнения, заботилась о раненых, снабжала "военные гошпитали".

6 августа после ожесточенной и кровопролитной битвы Наполеон занял Смоленск, 26 августа произошло Бородинское сражение.

1 сентября в деревне Фили под председательством М. И. Кутузова состоялся военный совет по вопросу о дальнейшем ходе военных действий. Стоял вопрос о судьбе Москвы. Оставляя Москву, Кутузов приказал сжечь склады фуража, баржи с сеном на Москве-реке и ряд важных в военном отношении "магазинов", содержавших ценности, которые мог бы использовать неприятель. Решение Кутузова о сдаче Москвы без нового сражения и об отступлении войск, принятое на совете в Филях, сейчас же разнеслось по Москве. Посланные Кутузовом после совета конные вестовые вихрем промчались по городу, оповещая народ о том, что армия уходит и французы в скором времени вступят в Москву. Лавина жителей поднялась и потекла через восточные заставы. Теперь же двигались не только дворянская и купеческая Москва, но и простонародье.

К моменту вступления Наполеона в Москву ее оставила вся основная масса населения.

2 сентября в 4 часа послышались один за другим пушечные выстрелы холостыми зарядами на Арбате и других улицах, возвещая о вступлении неприятеля в город.

Но уже вечером стали возникать пожары. Огонь показался на Арбате, на Солянке, вблизи Яузской переправы.

Утром на другой день (3 сентября) отряд русских казаков, подкравшись через Замоскворечье, поджег Москворецкий мост и Балчуг. Огонь охватил Пятницкую улицу и Ордынку. Скоро Замоскворечье было объято пламенем, закрывая неприятельской армии доступ к южным переправам из Москвы. Прибывший в Кремль Наполеон, понимая важное значение этих переправ для армии, приказал для их спасения принять быстрые и решительные меры.

В ночь с 3 на 4 пожар достиг большой силы. Поднявшийся вихрь разносил искры и раскаленные угли на далекое расстояние. Удушливый воздух был наполнен летающей золой. Слышался шум от падения прогоревших зданий, потрескивание огня, и доносился жалобный вой гибнущих в огне сторожевых собак, забытых своими хозяевами.

Почти все Замоскворечье было окутано огнем, клубами дыма. В другом направлении был виден пылающий Гостиный двор. Горели Ильинка, Никольская, пламя и дым поднимались в районе Тверской, Арбата, Остоженки, у Каменного моста. Искры осыпали Кремль, где помещался подвижной пороховой магазин и обоз с боевыми снарядами. Пламя бушевало в разных концах города и, раздуваемое ветром, скоро слилось в одно огненное море, над которым во всех направлениях летали сверкающие головни. Ужасный вихрь был такой силы, что валил с ног.

Не встречая на своем пути препятствий, огонь бесследно уничтожал красивые дворцы. Великолепные фронтоны, барельефы и художественные статуи - все рушилось вместе с колоннами, превращаясь в обломки.

Между тем, укрывшись от пожара в Петровском дворце, Наполеон строил планы дальнейших завоеваний.

Днем 8 сентября Наполеон вернулся в Кремлевский дворец. Сначала он предполагал зимовать в Москве и даже собирался вызвать из Парижа часть артистов театра "французской комедии". Вторично устроившись в Кремле после пожара, Наполеон приказал укрепить его, расставить на стенах пушки и всегда держать гвардию в боевой готовности. Наполеон приказал маршалу Мортье "взорвать многоглавую мечеть", как он называл Покровский собор или храм Василия Блаженного. Гениальное творение русских зодчих Бармы и Постника было под угрозой уничтожения.

Пожар произвел громадное опустошение приемущественно в южном и юго-восточном районах города. Совершенно выгорели Замоскворечье, Пречистенская, Таганская и Рогожская части, почти целиком была уничтожена Яузская часть, пострадали и некоторые другие районы Москвы, как, например, Китай-город, Тверская улица, Кузнецкий мост.

"Москвы одного из красивейших и богатейших городов мира больше не существует", заявлял 20-ый бюллетень Наполеона. - "Москвы уже нет! Обширный очаг пепла на месте этого прекрасного города, кучи пепла, да местами попадавшиеся развалины стен и обломки стропил указывали на то, что здесь когда-то были улицы".

Наполеон стремился найти выход из создавшегося положения. Не помогали ни "военный гений", ни "счастливая звезда". Наполеон понимал, что он не достиг победы, несмотря на внешнее триумфальное вступление в глубину чужой страны, занятие многих городов и захват древней столицы. Мира не было. Русский народ не был покорен. Население не испытывало ни покорности, ни страха. Война теряла перспективу.

23 сентября Наполеон уже начал эвакуировать раненных в Смоленск. 24 сентября он предписал останавливать войска, шедшие по направлению к Москве. В эти дни Наполеон находился в тревожном ожидании военных действий со стороны Кутузова.

В 5 часов утра 7 октября сам Наполеон был еще в Москве. В своем письме Наполеон сообщал, что армия пройдет или через Калугу, или через Вязьму, и что Кремль завтра взорвут.

После выхода из Москвы основных сил "великой армии" в Кремле остался французский гарнизон. В ночь с 10 на 11 октября гарнизон совершил взрыв в Кремле и оставил город. Первый взрыв был самым сильным, за ним последовали более слабые. Кремль был подорван в пяти местах. Пострадали Грановитая палата и Кремлевский дворец, была разрушена часть Арсенала; пострадали также две башни и частично стены. На колокольне Богоявленского монастыря от взрыва согнуло крест и толстый слой пыли и мусора покрыл все вокруг. Разрушительные планы Наполеона были значительно шире, но они не удались. Наполеон также приказал взорвать или поджечь крупнейшие здания столицы, в том числе и Московский почтамт. Но плана не удалось реализовать. Оставшиеся в здании русские люди - бедные почтовые чиновники по копейкам собирали деньги, напоили поджигателей и тем самым спасли замечательное здание.

Французский гарнизон вышел из Кремля через Каменный мост и двинулся дальше, по Калужской дороге. В ночь с 10 на 11 октября 1812 года французы окончательно покинули Москву. Русский народ отстоял свою столицу, а вместе с ней и свою Родину.

МОСКВА ГЕРОЯМ 1812 г.

В 1997 году исполнилось 185 лет победы русского народа над завоевателем, который считался величайшим военным гением мира.

Героический русский народ дал достойный отпор захватчикам.

Москва в войне 1812 года значительно пострадала. Пожар Москвы, длившийся непрерывно шесть дней, разграбление захватчиками ее богатств и культурных ценностей (выгорело 3/4 города, разграблены все монастыри) , нанесли невосполнимый ущерб в наших национальных сокровищах, несмотря на то, что французы пробыли в Москве всего 30 суток. Но уже в 30-е годы XIX в. Москва в значительной части залечила свои раны, причиненные пожаром 1812 года. Взору открывался большой город, хранивший памятники старины и в то же время блиставший новыми прекрасными зданиями работы О. И. Бове, А. Г. Григорьева, М. Д. Быковского, Д. Жилярди и др.

Народ любил и чтил Москву, смотрел на нее как на святыню, поэтому так быстро залечила она свои раны, восстановила разрушенное и продолжала оставаться крупнейшим политическим и культурным центром страны.

Народный освободительный характер войны 1812 года - мощный творческий импульс для произведений литературы и искусства XIX века. Блестящим образцом военно-патриатического жанра являются очерки Бородинского сражения Ф. Н. Глинки. Поэт, участник Отечественной войны 1812 года и декабрист, прозаик и публицист, общественный деятель и страстный патриот Москвы, он создал незабываемый образ первопрестольной. Она воспета им в проникновенных строках статьи "Семисотлетие Москвы" и гимна "Москва". Часто столица, ее герои, становились предметом возвышенных и горячих раздумий Ф. Глинки, отраженных в его публицистике и письмах.

Летопись Москвы дополняют воспоминания участников и очевидцев Отечественной войны Н. А. Дуровой, Д. В. Давыдова. Серьезным историческим памятником являются документы и эпистолярное наследие - письма М. И. Кутузова, М. Б. Барклая де Толли, А. Д. Бестужева-Рюмина, Д. С. Дохтурова, Ф. В. Ростопчина и др., свидетельствующие о том, как велась борьба внутри города и вокруг Москвы. В одной из старинных биографий М. И. Кутузова, вышедшей после его смерти, даже выделена особая глава под названием "Князь Голенищев-Кутузов одобряет подвиги воинов-поселян".

Отечественная война 1812 года была рубежом, положившим начало новому этапу в истории литературной жизни Москвы. Разрушенная и опустошенная врагом, не склонившаяся перед ним. Москва стала в глазах народа символом всей Росссии. Многие поэты и прозаики, связанные с древней столицей, вступили в ряды защитников родины, большей частью добровольцами. Среди них выделяются имена А. С. Грибоедова, К. Ф. Рылеева, В. А. Жуковского, К. Н. Батюшкова, П. А. Вяземского, М. Н. Загоскина, И. И. Лажечникова. Создается ряд исторических произведений, в том числе "Сожженная Москва" Г. П. Данилевского и др.

Многие русские писатели и поэты откликнулись своим творчеством на события Отечественной войны.

Поэт П. А. Вяземский, в 1812 году ополченец, участник Бородинского сражения, написал стихотворение "Поминки по Бородинской битве", в котором создал запоминающийся образ М. И. Кутузова: "И Кутузов предо мною, Вспомню ль о Бородине, Он и в белой был фуражке, И на белом был коне.

Чрез плечо повязан шарфом, Он стоит на высоте, И над старцем блещет ярко День в осенней красоте. " Большое место уделялось образу М. И. Кутузова. Это прежде всего прижизненный портрет М. И. Кутузова кисти А. О. Орловского, который хранится в Государственном историческом музее. Кстати, здесь же находятся более 200 портретов полководца Кутузова, выполненных русскими и западноевропейскими художниками.

Поэты времени Отечественной войны заложили литературную традицию, на основе которой возникли образы Москвы 1812 года, созданные поэтами последующих поколений. Москвич по рождению А. С. Пушкин неоднократно обращался к "... краям Москвы, к краям родным. " В послании 1815 г. "Утихла брань племен... ", написанном поэтом в связи с празднованием победы над Наполеоном, он вспоминал: "Меч огненный блеснул над дымною Москвой! Звезда губителя потухла в вечной мгле, и пламенный венец померкнул на челе! " Другой уроженец Москвы, М. Ю. Лермонтов, не раз обращался мыслью к Москве этого времени. Великая битва за Москву под Бородино дважды была описана поэтом в 1830 и 1837 г. г. ("Поле Бородина" и "Бородино") . В стихотворении "Два великана (1832) и в поэме "Сашка" (1839) М. Ю. Лермонтов изобразил Отечественную войну 1812 года как единоборство между "Столетним русским великаном" и чуждым властелином.

Героическое время борьбы с Наполеоном всколыхнуло все слои московского общества. Л. Н. Толстой в романе "Война и мир" показывает русских героев и то, как войска входят в город, движутся по Дорогомиловской дороге, Арбату, Воздвиженке по направлению к Кремлю. Отношение к Кремлю у Л. Н. Толстого связанно с раздумьями о судьбах России. Еще в 1839 году он написал известное нам сочинение "Кремль". "Эти белые каменные стены вспоминают великого Гения и Героя, который у этих стен потерял свое счастье, и видели стыд и поражение непобедимых полков наполеоновских". Наиболее значительные события войны запечатлены художниками. Целая плеяда талантливых русских художников создавала свои произведения, среди них живописец А. Г. Веницианов, живописец и график И. А. Иванов, такие мастера как А. Е. Мартынов, К. А. Зеленцов, И. И. Тербенев, Е. М. Корнеев и др. Широко распространилось новое демократическое явление в искусстве - политическая графика, которую называли "Карикатурой 1812 года". Художники высмеивали французскую армию, самого Наполеона, призывали русский народ на борьбу с захватчиками, воспевали подвиги народных героев. В композиции офортов, как в народной картинке, органично сочетаются изображение и текст, что делает карикатуру более доступной зрителю. Разнообразные картины - батальные сцены, иконография героев, карикатура - имели огромную историко-художественную значимость.

Определенное место в историко-культурном наследии занимают архитектурные и скульптурные памятники. Строительство Триумфальной Арки в Москве начало осуществляться только после победы над великой армией Наполеона.

Обратимся к истории постройки Триумфальной арки в Москве. В 1814 году Санкт-Петербургское дворянство построило деревянную триумфальную арку "1814 год" (архитектор Д. Ж. Кваренги, скульптор И. И. Теребенев) в память событий Отечественной войны 1812 года, предполагая заменить ее впоследствии каменной. Торжественная закладка Нарвских Триумфальных ворот произошла 26 августа 1827 года в 15-ю годовщину Бородинского сражения 1812 года; открытие состоялось 17 августа 1834 года (в 21 годовщину битвы при Кульме 1813 года) . Была создана монументальная однопролетная арка, выложенная из кирпича и облицованная медью (с 12 каппелированными коримфскими колоннами у пилонов, с высоким аттиком, увенчанным колесницей Славы) .

В Москве в 1814 году была сооружена деревянная Триумфальная арка на ул. Тверской заставы для торжественной встречи русских войск, возвращавшихся из Западной Европы после победы над Наполеоном. Император Николай I при вступлении на престол выразил желание видеть и в первопрестольной столице монументальный памятник, посвященный событиям Отечественной войны. На его предложение московское дворянство, не имея достаточно для этого средств, ответило молчанием. Но Николай I был настойчив, и поручил О. Н. Бове осуществить план предполагаемых ворот. Вскоре приступили к самой постройке под наблюдением особого комитета, президентом которого был назначен московский комендант Веревкин. Постройка Триумфальных ворот продолжалась пять лет, почти на два года меньше, чем в Петербурге, и закончилась в Москве 20 сентября 1837 года (архитектор О. И. Бове, скульпторы И. П. Витали, И. Т. Тимофеев) . Московская Триумфальная арка (28 метров) с шестью парами чугунных 2-метровых колонн, в нишах фигуры русских воинов, над ними горельефы ("Изгнание французов", "Освобождение Москвы" и др.) , над карнизами аллегорические статуи Победы. Арку венчает скульптурная композиция Колесница Славы.

В музей ведомства путей сообщения была помещена модель этой Триумфальной арки миниатюрной токарной работы мастера Ека, дающая представление о первоначальном виде постройки. Триумфальная арка была разобрана в 1936 году в ходе реконструкции площади. В 1966 г. Моссовет принял решение восстановить Триумфальные ворота на Кутузовском проспекте, близ Музея панорамы "Бородинская битва".

В 1973 году на площади у музея был открыт и памятник М. И. Кутузову (скульптор И. В. Томский) . Центральная фигура дана в окружении представителей народного и патриотического движения Отечественной войны 1812 года и боевых соратников Кутузова: Багратиона, Раевского, Платова, Ермолова и др. В целом весь комплекс с Триумфальными воротами в Москве - величественное парадное сооружение, символизирующее силу и мощь России.

Главный памятник Отечественной войне 1812 года решили возвести в Москве. Строительство храма Христа Спасителя было самой крупной и значительной, но не единственной попыткой создания общерусского монумента. Первоначальная идея памятника в виде колонны все-таки получила осуществление не в Москве, а в Петербурге. Им стал знаменитый Александрийский столп (Александрийская колонна, 1834 год, архитектор О. Монферран) . Память о войне 1812 года запечатлена в Москве в разного рода гражданских постройках.

Идея постройки храма в Москве в память Отечественной войны с самого момента своего возникновения приобрела политическое значение. Вначале решено было соорудить памятник в виде колонны, обелиска или пирамиды из отбитых у неприятеля пушек. Затем был объявлен конкурс, на котором победил проект А. Л. Витберга, воплотивший идею создания национального храма-памятника. Но осуществить проект Витбергу не удалось. Начатые работы в 1827 году были прекращены.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8