Реферат: 850-летие Москвы: страницы истории
Реферат: 850-летие Москвы: страницы истории
Содержание
Павликов К. Ф. Роль Москвы в истории России
Рябушкина М. Ф. Основание Москвы: исторические
свидетельства
Луковцева Т. А. Объединение русских земель вокруг
Москвы
Кутловская Л. А. Москва при Иване Калите
Шалдина Е. М. Москва при Дмитрии Донском
Макеев А. Н. Москва в XIV-XV веках: социокультурные
аспекты
Мокшина И. С. Москва в 1612 году
Акулова А. Э. Москва при Екатерине II
Минина М. С. Москва в период нашествия Наполеона
Масликова О. М. Москва в 1812 году
Фролов В. П. Москва - героям 1812 года
Панова С. Ю. Москва во второй половине XIX века
Евстигнеева Е. В. Москва в 1917 году
Марсель Ж. А. Москва в 1941 году
Коваленко Т. В. История Московского Кремля
Трифонова Е. А. Монастыри Москвы в истории
Российского государства
Заозерова Н. А. Царь-колокол и колокола "Ивана
Великого"
Макарова Т. А. Москва - колыбель русской культуры
Лебедева А. А. Костюм Московской Руси
РОЛЬ МОСКВЫ В ИСТОРИИ РОССИИ
В 1997 году москвичи и все россияне отмечают юбилей
столицы нашего Отечества. Эта дата - повод вспомнить славный исторический путь
России и роль Москвы в жизни государства. 850 лет назад в поселении под
названием Москва произошла встреча двух русских князей, которая была отмечена в
летописи, что означало первое упоминание о Москве. Этому маленькому городку на
берегу реки предстояло сыграть исключительно важную роль в судьбе России. Всего
лишь спустя сто лет Москва стала собирательницей земли русской, разоренной и
разбитой монголо-татарской ордой. В этот критический для Руси период в
междуречье Волги и Оки к Москве стали собираться люди русские, покидавшие свои
сожженные города и села, чтобы спастись от завоевателей. Время Киевской Руси
закончилось, началось время Московской Руси.
В начале XIV века Московское княжество по площади
составляло около 6000 кв. км, что можно представить в виде квадрата со
сторонами в 80 км. На этой территории находилось шесть городов и 42 села.
Авторитет Москвы значительно укрепился при князе Иване Калите, особенно когда в
1326 году туда переехал митрополит русской православной церкви. Следующим
рубежом возрождения Руси из Московского княжества явилось княжение Дмитрия
Донского, победителя татаро-монголов в Куликовской битве, который построил в 1369
году белокаменный Кремль, одну из лучших крепостей в Европе, о чьи стены не раз
потом разбивались полчища врагов. Москва как собиратель русского государства
сыграла в этот период исключительную роль, из крошечного княжества
превратившись к концу XV века в великую евроазиатскую державу площадью в
несколько миллионов квадратных километров.
Вспомним еще несколько событий, как трагических, так
и исторических, связанных с Москвой. 1612 год. Государство российское разорвано
междуусобицей, борьбой за власть после смерти Ивана Грозного, нашествием
поляков и шведов. В Москве польский гарнизон, ждут на царство польского
королевича Владислава, католические священники со всей Европы собираются в
Россию - внедрять новую религию. Близится конец с таким трудом созданного
государства. Но из Нижнего Новгорода уже идет народное ополчение во главе с
посадником Козьмой Мининым и воеводой Дмитрием Пожарским, собирая
освободительное войско. Интервенты изгнаны, православный патриарх восстановлен,
Москва вновь спасла Россию.
Спустя два столетия в 1812 году взоры всей России и
Европы вновь были прикованы к Москве. Армия Наполеона оккупировала многие
европейские государства, вступила на территорию России и подошла к Москве.
Вблизи подмосковной деревни Бородино в кровопролитном сражении с русской армией
вопрос о победе не был решен, русские отступили, и Наполеон вошел в Москву.
Казалось, великая Россия лежала у ног французского императора. Однако, русские
почему-то не просили мира, а южнее Москвы пополняли армию и не было недостатка
в тех, кто шел в бой за спасение Отечества. Пылающий город вновь отторгнул
завоевателей, французская армия ушла из Москвы и вскоре была изгнана за пределы
страны. Москва и Россия были спасены.
И вновь грозовые тучи сошлись над Москвой в декабре
1941 года. Гигантская немецко-фашистская армия, оставив за собой сожженную и
опустошенную территорию советской страны, вплотную подошла к Москве. Вражеская
разведка появилась в районе Химок, в пригороде Москвы. По приказу Гитлера был
разработан сценарий парада победителей на Красной площади, для постройки
гигантского памятника свозился гранит. Счет шел на дни и часы.
Но, как и в былые годы, за стенами Москвы готовились
к наступлению свежие советские полки, морозным декабрьским утром обрушившие
мощный удар на врага.
Непобедимая гитлеровская армия, покорившая Европу,
бежала, отступив на значительное расстояние. Миф о непобедимости германской
армии был развеян. Победа под Москвой положила начало перелому в войне в пользу
Советской страны. Лозунг подмосковной битвы: "Отступать некуда, позади -
Москва! " стал лейтмотивом первого периода Великой Отечественной войны.
Итак, о чем нам говорит юбилей Москвы? Он говорит о
том, что Москва, во-первых, явилась собирательницей России, во-вторых, она в
решающие периоды становилась спасительницей Отечества, и, в-третьих, ее судьба
неразрывно связана с судьбой государства Российского. Ее обновление в наши дни
внушает оптимизм и надежду на обновление России.
Каковы роль и значение Москвы в наше время? Они
проявляются в следующем: - во-первых, политическое значение. Москва - столица
Российской Федерации, важный политический центр, где находятся высшие органы
государственной власти: Президент, Правительство, Федеральное Собрание и др.
Здесь принимаются судьбоносные политические решения, имеющие не только
государственное, но и международное значение; во-вторых, экономическое
значение. Москва представляет собой крупный экономический центр, а вместе с
областью - крупный экономический район, где сосредоточены предприятия
машиностроения, текстильные, приборостроения, автомобильные заводы, предприятия
легкой и пищевой промышленности. Имея около 6% населения страны, Москва
производит более 10% промышленной продукции России, основанной на передовой
технологии.
- в-третьих, Москва - научная столица страны. Здесь
находится Российская Академия Наук (РАН) , десятки крупнейших
научно-исследовательских институтов и других научных учреждений, более ста
высших учебных заведений, в том числе и Московская Государственная Текстильная
Академия; - в-четвертых, Москва - культурный центр страны. Всемирную
известность имеют московские театры, музеи, библиотеки, Третьяковская картинная
галерея. Здесь сосредоточены значительные культурные ценности и большой
творческий потенциал России, живут и творят известные художники, композиторы,
скульпторы, писатели, поэты, актеры, певцы, музыканты; - в-пятых,
духовно-идеологическое значение. В Москве находятся крупнейшие издательства и
идеологические центры, Всероссийская телерадиокомпания. Из Останкинского
телецентра вся Россия, да и другие страны как ближнего, так и дальнего
зарубежья, видят жизнь Москвы и всей страны; - в-шестых, Москва - центр русской
православной церкви. Здесь находится патриархия, ведущие духовные учреждения,
известные всей стране храмы и монастыри, исторические святыни русской
православной церкви, имеющей тысячелетнюю историю.
Таким образом, юбилей Москвы - крупнейшее
историческое и культурно-политическое событие, которое встречают москвичи,
граждане России и другие народы, которые историческими тесными узами связаны с
Россией, а значит и с Москвой.
ОСНОВАНИЕ МОСКВЫ: ИСТОРИЧЕСКИЕ СВИДЕТЕЛЬСТВА
Древние письменные источники описывают основание
Москвы следующим образом. Согласно легенде в лето от сотворения мира 6654-е
князь Юрий Владимирович по прозванию Долгорукий, сын великого князя Владимира
Всеволодовича Мономаха, ехал со своею дружиной из стольного Киева к своему сыну
Андрею Юрьевичу Боголюбскому в город Владимир на реке Клязьме, где тот княжил
по воле отца.
С думой о будущем Руси выехал князь Юрий Владимирович
в темные заокские леса, где дорога шла по дремучим дебрям, через черные топкие
болота. И вдруг посреди одного обширного болота князь Юрий Владимирович увидел
огромного чудесного зверя. Было у того зверя три головы и пестрая шерсть многих
цветов.
Вся дружина и все спутники князя увидели этого зверя
и встали в изумлении. Явившись людям, чудесный зверь затем исчез, растаял,
словно туман утренний.
Тогда князь Юрий Владимирович спросил одного из
спутников своих - ученого гречанина-философа: "Что знаменует собой явление
сего чудесного зверя? " " Великий князь, - ответил ученый-гречанин, -
явление это знаменует, что поблизости сих мест встанет град превелик, треуголен
и распространится вокруг него царство великое. А пестроты шкуры звериной
значит, что сойдутся сюда люди разных племен и народов. " Задумался князь,
потом снова спросил: "Истинно ли твое толкование, ученый-философ? "
"Истинно, - ответил ученый-философ, - потому что и при основании великого
града Рима было знамение. Когда начали рыть ров под городскую стену, то вырыли
голову человеческую, как живую, и значило это, что быть Риму главой многим
градам. Что и сбылось. И когда созидали Царьград, то выполз из норы змий и в
тот же миг пал на него с высоты орел и начали они биться. И мудрец книгочей
посему изрек: "Будет град Константина царь другим городам, как орел - царь
всем птицам, и будет он подвержен нашествиям басурман. " Что также
сбылось. Посему сбудется и явленное ныне тебе знамение. " Это
художественное описание, конечно, является вымыслом, но в нем подчеркивается
важность события, связанного с образованием Москвы.
Как утверждает Ипатьевская летопись XV века, в 1147
году Суздальский князь Юрий Долгорукий пригласил к себе на совет своего
союзника Северского князя Святослава Олеговича: "Приди ко мне, брате, в
Москов". В этом поселении по словам летописца был дан "обед
силен". Князья одарили друг друга дорогими подарками, в часности,
Святослав подарил Юрию охотничьего гепарда. Этот год (первое летописное
упоминание о Москве) принято считать официальной датой основания города.
Вероятно, здесь был заключен военный союз между князьями. Москва была
пограничным городком между северным Суздальским и южным Чернигово-Северским
краем. Городок был тогда княжеской усадьбой или, точнее, станционным двором,
где Суздальский князь останавливался при своих поездках в Киев и обратно. Двор
должен был иметь значительное хозяйственное обзаведение.
Из этой же летописи видно, что на высоком холме,
названном впоследствии Боровицким, омываемом реками Москвой и Неглинной, шумел
сосновый бор, в котором находилось небольшое укрепленное поселение
ремесленников и торговцев. Вокруг крепости располагались деревни и села.
Ранее эти земли принадлежали богатому местному
боярину, суздальскому тысяцкому Степану Ивановичу Кучке. Поэтому Москва сначала
носила другое более раннее название - Кучково. Дом С. И. Кучкова находился в
районе Чистых прудов. В память об этих стародавних событиях долгое время
сохранялось название "Кучково поле" (улицы Сретенка и Лубянка) .
По преданию князь Юрий Долгорукий, разгневанный
каким-то дерзким поступком боярина С. И. Кучки, повелел его убить, а его
владения взять в казну. Через некоторое время князь Юрий Долгорукий приехал
вместе с сыном Андреем посмотреть имение убитого боярина. Здесь еще жили сироты
Кучки: два сына и дочь. Необыкновенная красота девушки поразила обоих князей.
Сын умолял отца позволить ему жениться на ней и Юрий дал разрешение на свадьбу.
Братьев же невесты взял к себе на службу. Между тем, красивые места так
понравились Юрию, что он надумал основать здесь городок и назвать его по имени
реки Москвой.
Поселение на этом месте существовало задолго до
появления в здешних местах князя Юрия Долгорукого. При строительстве здания
Оружейной палаты в 1847 году, неподалеку от древней церкви Рождества Иоанна
Предтечи были найдены две большие серебряные серьги-рясы, относящиеся к
языческому времени. При строительстве фундамента для храма Христа Спасителя в
числе других предметов были найдены два серебряных арабских диргема,
относящихся к 862 г. и 866 г.
В более поздних летописях появилось указание на то,
что Москва была основана значительно ранее 1147 года. Основание Москвы
приписывается князю Олегу, который в 880 году пришел на Москву-реку и заложил в
устье реки Неглинной городок, назвав его по имени реки Москвой: "Олег же
нача городы ставити многие и прииде на реку глаголемую Москву, в нея прилежать
реки Неглинная и Яуза, и поставити град не мал и прозва его Москва и посади на
княжение сродников своих". Это утверждение вошло в сборник "Пантеон Российских
Государей".
В 1672 г. польский ученый Феодосий Софонович
составил "Хронику з Летописцев стародавных, з Нестора Печерскаго и инших,
также з хроник Польских о Руси, отколь Русь почалася". В главе
"Отколь Москва взяла свое название" Феодосий Софонович пишет, что
город Москва, а также все славяне произошли прямо от праотца Мосоха. Князь
Мосох (или Мос) пришел на эти земли и назвал первую реку своим именем и именем
своей жены (Ква) - Москва. Основал город, назвав его по имени реки - Москвой.
Вторую реку назвал именами своих детей: сына (Я) и дочери (Вузы) - Явузой
(Яузой) .
"Начать же селиться на сем предъизбранном и
предлюбезном его и преднадвысочайшем и всепрекрасном месте своем Московском над
двумя реками, на нем же и ныне есть место всепреславном, святый и
предцарствующий и славою предъименитою предъвозсиятельствующий и
предпреименованный всепревеликий град Москва по имени реки тоя Москвы под ним
сущая и текущая стоит. Сию же реку тогда сущую безыменитую бывшую от исперва,
он Мосох князь, во пришествии своем к ней и поселении прекрасном и излюбленном,
преименовал ее Мосох по имени своему, самого себя и жены своея княгини
прекрасныя и прелюбезныя, нарицаемая Квы. И тако по сложению общекупному имен
их, князя нашего Моса и княгини его Квы красныя преднаречеся тогда река та до
них самих изначала безыменитая предбывшая, Москва река прозванием их и от
тогда, даже убо и до днесь тако зовома она есть. Вторую же меншую реку, впадшую
и текущую в ту же Москву реку, преименовал Мосох вместо чадородий своих честных,
сына своего первородного, именуемаго сице Я, именем и прозванием своим так
зовома Я, тогда же с ним предприбывшаго, и во имя дщери своея Вузы прекрасны и
прелюбезныя, тако предзовомыя, с ним же тогда предприбывшия. И тако же назва
реку ту безыменитую вторым прозванием и тех же детей своих общекупным их
именованием Явуза реку. И та река Яуза, даже и доныне такожде звашеся".
Тверская летопись XVI века утверждает, что князь
Юрий Долгорукий заложил град Москву в 1156 году. "Князь великий Юрий
Володимерич, заложи град Москву, на устниже Неглинны, выше реки Аузы". На
Боровицком холме возводится крепость с восьмиметровым валом и мощной по тем
временам деревянной стеной, достигавшей три метра в высоту и тысяча двести
метров в длину. Москва становится уже не княжеским городком, а целым городом,
где располагалась княжеская военная дружина. Главным двигателем в создании
таких городов всегда являлся народный промысел и торг. Постройка города
показывала, что эти места были достаточно заселены. О весьма значительном населении
свидетельствуют многочисленные курганы по верхнему и нижнему течению
Москвы-реки.
Город служил прибежищем населению окрестностей в
случае нападения врагов. Он был также сторожевой крепостью со стороны
Смоленских (Литовских) и Новгородских неприятелей, а также со стороны южных
врагов защищал новый стольный город Владимир.
Москва долгое время была провинциальным городом
Владимиро-Суздальского княжества. Она доставалась в удел младшему сыну
Владимирского князя, так как более крупные владения получали старшие сыновья.
Князья появлялись в Москве лишь на короткое время. В 1176 году после смерти
князя Андрея Боголюбского московляне принимают активное участие в княжеских
усобицах, отстаивая права своего старшего города Владимира. В 1177 году к
Москве с войском подошел Рязанский князь Олег, разорил и сжег ее. Этим событием
начинается длинный ряд пожаров, опустошавших город. Однако стены города,
построенные при Юрии Долгоруком, просуществовали до зимы 1237-1238 года, когда
полчища монголо-татар под предводительством хана Батыя разграбили и сожгли
Москву. В 1263 году после смерти князя Александра Невского Москва досталась
младшему его сыну Даниилу. С тех пор Москва становится стольным городом особого
княжества с постоянным князем: Даниил стал родоначальником московского
княжеского дома.
Таковы исторические свидетельства об образовании
Москвы, города, который сыграл в истории Российского государства исключительно
важную роль.
ОБЪЕДИНЕНИЕ РУССКИХ ЗЕМЕЛЬ ВОКРУГ МОСКВЫ
К концу XII века Киев утратил значение общерусского
центра. Южная Русь потеряла свое влияние, что было связано с феодальной
междуусобицей. Однако, в период раздробленности идеи державности, православного
монархизма не умерли в сознании народа и его выдающихся вождей, таких как
Александр Невский, Андрей Боголюбский. Идеал сильной царской власти, освящаемой
православной церковью и цементирующей общество в единую сильную державу, Русь
приняла от Византии вместе с христианством. Особенности суровых
природно-климатических условий Руси способствовали закреплению этого идеала в
самосознании населения. Сильная монархическая власть оказывалась наиболее
приемлемой для управления страной с обширными территориями и разноплеменным
населением.
Монголо-татарское нашествие было воспринято
православным сознанием как испытание веры. Это испытание обогатило народ
твердым пониманием своего державного долга. В 1453 г. Константинополь пал под
ударами Османской империи, Византия окончательно потеряла свою независимость.
Именно тогда на Руси зарождается идея "Москва-Третий Рим", которая
определяла русское государство как центр православия.
Ученые-историки объясняют возвышение Москвы
естественными географическими (близость реки) , экономическими и другими
причинами. Действительно, все они имели место. Но все эти причины еще более
приложимы к другим городам Северо-Восточной Руси. Река Москва, давшая имя
будущей столице, соединяла Среднюю Волгу с Окой через Ламский Волок, по
которому надо было переволакивать лодки сушей, на руках, что нельзя считать
удобным. Да и сама Москва выросла не на Волоке Ламском, а на излучине Москвы.
Близость Оки и Верхней Волги имела большое торговое значение, но не могла стать
главной причиной для вознесения мало известной деревушки до роли центра
объединения русских земель и столицы будущей империи.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
|
|