рефераты

рефераты

 
 
рефераты рефераты

Меню

Реферат: 850-летие Москвы: страницы истории рефераты

Пересечение "больших дорог", которое, как считают, обеспечивало Москве бурный рост, в те времена реально представляло пересечение тропинок, затерянных в бескрайних лесах. Например, "великая Владимирская дорога" упоминается лишь один раз в одной из летописей конца XIV века, когда Москва была уже общепризнанным центром русских земель.

Что же послужило причиной возвышения маленького удельного княжества, площадь которого в первой четверти XIV века была намного меньше площади Тверского княжества и равнялась 35000 кв. км. Одной из причин стала мудрая политика московских князей, начало которой положил Иван Калита (1325 - 1340) . С этого времени начинается бурный рост Московского княжества, укрепление его авторитета среди русских князей. По взаимному согласию с митрополитом Петром Иван Калита перенес митрополичью кафедру из Владимира в Москву. "Если послушаешь меня, - говорил старец Петр князю, убеждая его в особой роли Москвы для будущего Руси, - то и сам прославишься родом своим паче иных князей, и град твой будет славен пред всеми градами русскими, и святители поживут в нем, и взыдут руки его на плещи врагов его, и прославит себя Бог в нем! " Калита приказал соорудить в центре Кремля каменный собор Успения Пресвятой Богородицы, чтобы митрополиту не зазорно было переезжать из знаменитого Владимирского Успенского собора. С 1326 года, то есть с момента переезда митрополита из Владимира в Москву, Москва становится центром православия на Руси, а значит и центром земель русских. Это сыграло важную роль в дальнейшей судьбе города.

Калита понял ордынскую политику по отношению к русским князьям, нашел ее слабые стороны, нейтрализовал ее губительное действие. Он очень точно уловил, что нужно Орде в тот момент, когда тверской князь убил его брата: регулярный сбор дани хану, минуя ордынских вельмож, успевших своими грабительскими набегами на Русь перехватить значительную долю того, что предназначалось хану. Все это происходило тогда, когда хан поощрял русских князей к соревнованию: кто больше даст за ярлык на великое княжение. Воспользовавшись восстанием в Твери против ордынских сборщиков дани, Иван Калита со своим отрядом принял участие в карательном походе хана против тверичей. Это спасло Москву от набега. Тверское княжество не смогло больше соперничать с Московским. Иван Данилович получил ярлык на великое княжение и право собирать "ордынский выход" со всей Северо-Восточной Руси. Никоновская летопись сообщает, что как только Калита укрепился на великокняжеском столе, наступила великая тишина на Русской земле, и татары "перестали ее воевать". Однако, тишина эта была обманчива. Иван Калита откупался от Золотой Орды, собирая дань. Немалую толику оставлял он и себе для укрепления Москвы.

При Иване Даниловиче получил окончательное воплощение новый принцип строения государства - принцип этнической терпимости. Подбор на службу осуществлялся по деловым качествам, независимо от этнической принадлежности, но при условии добровольного крещения. На службу принимали и татар, бежавших из Орды, и православных литовцев, покидавших Литву из-за католического давления, и простых русских людей. Силой, связующей всех, кто пришел на службу к московскому князю, стало православие. Спасаясь от татар, русские люди собирались к Москве, которая могла их защитить.

Иван Калита заложил основы могущества Московского княжества. Именно его называют собирателем земли Русской. Митрополит Алексей, ставший после смерти Ивана Калиты фактическим главой государства, добился от Золотой Орды того, что великое княжение было закреплено за династией московских князей. Это способствовало укреплению Москвы, предотвращению междоусобных войн за право получения ханского ярлыка на великое княжение.

Начиная с Дмитрия Донского (1369 - 1389) московские правители усвоили взгляд на себя как на защитников православия. Время Дмитрия Донского и его преемников - это время духовного подъема на Руси, время возрождения в русской культуре, творческих исканий и достижений Андрея Рублева, монашеского подвига и духовного влияния преподобного Сергия Радонежского. Победа, одержанная общерусским войском под началом Дмитрия Ивановича над полчищами Мамая в 1380 году, окончательно закрепила за Москвой значение политического и духовного центра Руси. Эта историческая победа на Куликовском поле развеяла миф о непобедимости Орды, стала сильнейшим фактором единения русских земель. В. О. Ключевский справедливо указывал, что Московское государство родилось на поле Куликовом. После Куликовской битвы Орда, несмотря на разорительный поход хана Тохтамыша на Москву в 1382 г., не смогла восстановить в прежнем объеме свою власть над русскими землями. Она была вынуждена признать политическое главенство Москвы на Руси. Перед смертью Дмитрий Донской передал своему старшему сыну Василию I (1389 - 1425) по завещанию великое княжество Владимирское как "отчину" московских князей, не признавая тем самым право хана выдавать ярлык. Процесс слияния Владимирского княжества и Московского завершился.

Завершающий вклад в процесс объединения русских земель вокруг Москвы внесли такие выдающиеся государственные деятели как Иван III (1462 - 1505) и Василий III (1505 - 1533) .

Опираясь на поддержку церкви, дворянства, посадского населения, крестьян, Иван III смог заложить основу империи и довести до конца борьбу против чужеземного ига. Иван отказался платить дань хану Ахмату, растоптал ханскую басму (изображение хана) и отправил одного из послов передать хану, что с ним поступят так же, как с басмой, если он не оставит Русь в покое. Ахмат с войском пришел покарать непокорного "данника". Летом 1480 г. его войска подошли к пограничной московской реке Угре, северному притоку Оки и расположились лагерем в ожидании помощи от своего союзника литовского князя Казимира. Союзник не пришел, ибо дальновидный Иван III заручился союзом с крымским ханом Менгли-Гиреем, который направил свои войска против Литвы. Московская рать встала на противоположном берегу Угры, но ни Иван III, ни Ахмат не рискнули начать сражение. Знаменитое "стояние" на Угре продолжалось до глубокой осени. Затем войско Ахмата покинуло пределы русской земли.

При Иване III московские наместники водворились в бывших княжеских столицах - Нижнем Новгороде, Суздале, Ярославле, Ростове, Стародубе, Белоозере. В 1478 г. Иван III завоевал Новгородскую феодальную республику. Вслед за Новгородом московские войска завоевали Тверское княжество. В конце жизни Ивана III именовали в государственных документах, в челобитных и иностранной переписке "царем всея Руси" или "государем всея Руси". К этому были все основания. Почти вся территория Древней Руси, за исключением территорий, захваченных Польшей, вошла в состав Московского государства.

Таковы были основные факторы, политические, географические, экономические и духовные, которые способствовали собиранию русских земель вокруг Москвы.

МОСКВА ПРИ ИВАНЕ КАЛИТЕ Долгое время Москва была одним из второстепенных городов, не всегда имевших даже своего князя. Во времена монгольского нашествия Москва подверглась разорению, но в начале XIV века она быстро выдвигается как стольный город одного из сильнейших княжеств Северо-Восточной Руси, а со времени князя Ивана Калиты в Москве сосредоточивается дело объединения Руси и руководство борьбой за освобождение от татаро-монгольского ига.

Преобладание Московского княжества над другими русскими землями установилось не сразу. Потребовалась длительная и кровавая борьба московских князей с тверскими и другими князьями для того, чтобы Москва заняла, наконец, первенствующее место. Однако, уже в первой половине XIV века она делается столицей самого сильного княжества Северо-Восточной Руси.

Иван Данилович Калита стал преемником своего брата Юрия Московского, который погиб от руки тверского князя Дмитрия Михайловича в 1325 году в Золотой Орде. Начался новый тур борьбы Москвы и Твери за великое княжение.

В 1328 году золотоордынский хан Узбек дал великое княжение Калите. Калита сумел превратить покровительство хана Золотой Орды в оружие, при помощи которого он устранял опасных соперников и подчинял себе удельных князей. Князь Иван старался покупать у обедневших удельных князей их владения, тем самым за годы своего княжения довольно существенно расширил пределы княжества, в частности, приобрел старинный город Ростов.

Иван Калита, опираясь на поддержку хана, взял на себя функцию выплаты дани за всю Русь. Князь Иван покупал волость за волостью, серебром добывая то, что не удалось добыть прежним князьям великой ратной силой. Эта политика Калиты имела громадное значение для дальнейшего объединения русских земель вокруг Москвы.

Быстрый рост хозяйственного и политического значения Москвы в первой половине XIV века был основной причиной того, что она сделалась местоприбыванием русских митрополитов, резиденцией которых ранее был город Владимир. Власть митрополитов "всея Руси" была сильна тем, что она была централизована и распространялась на все русские княжества. Перенос резиденции митрополита в Москву означал, что этот город делается общерусским церковным центром. Выбор Москвы центром русской православной церкви был обусловлен несколькими причинами. Москва являлась богатым, сравнительно безопасным городом. Но гораздо существеннее было то, что сильный московский князь мог лучше обеспечить ее экономические и политические привилегии.

В свою очередь церковь - могущественная феодальная организация поддерживала московских князей в их объединительной политике. Митрополит Петр подолгу жил в Москве. В построенном Иваном Калитой Успенском соборе он сам приготовил себе гробницу, в которой и был погребен. Преемник Петра грек Феогност окончательно утвердил митрополичий престол за Москвой, которая с 1326 года стала церковной столицей Руси.

Общий хозяйственный подъем, наблюдавшийся в Московском княжестве, и политические успехи московских князей способствовали дальнейшему росту города. Москва обросла торгово-ремесленными посадом и слободами. Основная масса населения селилась за пределами кремлевских стен, между Москвой-рекой и Неглинной. Эта часть города называлась "Великим посадом". Но уже намечались другие части города: Заречье, впоследствии называемое Замоскворечье, и Занеглименье. Центром Москвы был Кремль. Построенный в 1339 году, Кремль отличался от укреплений XII века в основном размерами и мощностью валов. Ров его должен был быть шире и глубже, вал мощнее и выше. Эта крепость должна была выдерживать уже не только непосредственно штурмы, но и обстрел из неогнестрельных метательных орудий (камнеметов, стрелометов) . Территория Кремля 1339 г. определяется довольно точно. Она расширилась и к северу, и к востоку. Угол крепости со стороны реки Неглинной был примерно там, где сейчас находится Вторая Безымянная Башня Кремля. Что касается внутренней застройки Кремля, то главную роль здесь играли двор самого князя и двор митрополита. После постройки нескольких каменных соборов образовалась целая площадь - Соборная. Кремль окончательно приобрел тогда вид резиденции крупного средневекового государства, феодального центра большого города.

В Москве одновременно с постройкой новых укреплений производилось крупное гражданское строительство. Время Калиты отмечено первым строительством каменных зданий в Москве. Вслед за Успенским собором были воздвигнуты каменные церкви Ивана Лествичника и Спаса на бору. Церковное строительство Калиты завершилось созданием каменного собора Михаила Архангела, получившего название княжеской усыпальницы.

Об Иване Калите напоминают в Москве названия Калитниковское кладбище, Большая, Малая и Средняя Калитниковские улицы, Малый и Новый Калитниковский проезд. Все они находятся на земле, подаренной Иваном Калитой в XIV веке Крутицкому подворью, почему эта местность и носила название "Калитниково".

С татарами при Иване Калите Москва вела обширную торговлю, и многие татары переселились на постоянное местожительство в Москву. О торговой дороге в Орду, или Ордынской дороге, напоминают улицы Большая и Малая Ордынка. Татарские слободы размещались главным образом в Замоскворечье, там где теперь Большая и Малая Татарские улицы. Здесь поселились целой слободой устные переводчики - "толмачи". О них напоминают Толмачевские переулки.

Татары пригоняли в Москву на продажу целые табуны лошадей. Многие лошади, не выдержав трудностей долгого пути, гибли. Татары сдирали с них шкуры и обрабатывали кожу ручным способом на Москве-реке, пониже своих слобод. Отсюда местность в течение веков стала центром кожевного производства и носила название "Кожевники", сохранившейся до сих пор в названии Кожевнической улицы и четырех Кожевнических переулков у Павелецкого вокзала.

Общее впечатление от Москвы времен Ивана Калиты остается как о небольшом, но быстро расширяющимся и набирающем мощь и силу городе. Москва постепенно превращалась в крупнейший ремесленный и торговый центр Северо-Восточной Руси.

МОСКВА ПРИ ДМИТРИИ ДОНСКОМ

В 1362 году старанием московского боярства и митрополита Алексия ярлык на великое княжение был приобретен для московского князя Дмитрия Ивановича. Достигнув совершеннолетия, Дмитрий начал вести энергичную политику, он расширяет пределы своего княжества, приобретя ряд городов с их округами (Калугу, Медынь, Дмитров, Стародуб и т.д.) . Дмитрий вел успешную борьбу со своими русскими соперниками: великими князьями тверским и рязанским, которые заключили союз с великим князем Литовским Ольгердом. Два раза подходил он к Москве в 1368 г. и 1370 г., но оба раза Москва с честью выдержала нападение сильного литовского войска. А в 1372 г. при новой попытке Ольгерда подойти к Москве, Дмитрий Донской встретил его на Оке, вблизи города Любутска, и принудил заключить мир.

В 1367 г. возводится мощная белокаменная крепость - Московский Кремль. Белокаменные стены практически охватили почти всю территорию существующего Кремля, кроме северного угла с Арсенальной башней и узкой полоской вдоль берега реки Неглинной. В условиях борьбы за объединение княжеств, за выход из-под контроля Орды, при постоянно совершенствующейся военной технике, Москва должна была иметь максимально надежную по тем временах крепость.

Главной заботой внешней политики московского князя были отношения с Ордой. В Золотой Орде происходили смуты и междуусобицы, что могло способствовать избавлению Руси от татарского ига.

В 1378 г. в сражении на реке Воже в Рязанском княжестве московское войско разбило большой отряд татар. В 1380 г. татарский военачальник Мамай, захвативший власть в Орде, заключил союз против Дмитрия с великим князем литовским Ягайло и рассчитывал на помощь рязанского князя Олега. Князь Дмитрий собрал большую рать, около 150 тыс. человек и выступил против татар. По преданию, Дмитрий получил благословение на борьбу с Ордой от святого Сергия Радонежского (основателя Троице-Сергиева монастыря) . Страшная битва произошла 8 сентября 1380 г. в верховьях Дона на Куликовом поле. Сражение закончилось победой русских войск. Куликовская битва положила начало освобождению от татарского ига.

В 1382 г. Тохтамыш двинулся наказывать Русь за попытку освободится от татар. 23 августа он подошел к Москве. В городе в это время отсутствовали как князь Дмитрий, собиравший войско в Костроме, так и вся верхушка великокняжеского двора, которая покинула город при приближающейся опасности. Власть в городе взяло вече, городское собрание. Обороной руководил князь Остей. Тохтамышу удалось овладеть городом обманным путем при помощи уговоров и клятвы суздальско-нижегородских князей, присоединившихся к монголо-татарам. Бояре, духовенство и верхи посада 26 августа открыли ворота Кремля врагу. Москва была разгромлена и сожжена; убито около 20 тыс. человек. Но город быстро восстановился.

С постройкой Кремля город в XIV веке стал настоящей столицей будущего государства Российского. Можно выделить четыре части города: 1) Кремль, или собственно "город"; 2) посад, или Великий посад, на территории современного Китай-города; 3) Заречье - за Москвой-рекой; 4) Занеглименье - к северу-западу от Неглинной, называемое иногда Загородье.

На территории Кремля сформировалась Соборная площадь. Также сформировались улицы Ильинка, Никольская, Варварка и другие. Строятся монастыри: Чудов, Андронников, Симонов и Вознесенский. Появляются многочисленные церкви.

Образование в средние века было уделом немногих, но встречаются очень образованные люди как среди бояр, так и среди купцов. Грамотность была обязательна для духовенства. Москва рано делается крупнейшим русским центром переписки и распространения книг. Московские рукописи второй половины XIV века резко отличаются от начала и середины века. Складывается своеобразный почерк, получивший название русского полуустава. Историки литературы отмечают всего три московских литературных памятника конца XIV века: "Сказание или повесть о Мамаевом побоище", "Задонщину", "Житие Дмитрия Ивановича, именуемого Донским". Также отмечают повести о Тохтамышевом нашествии, хождение митрополита Пимена и иеродиакона Зосимы в Царьград, и жития митрополитов Алексия и Петра.

В сельском хозяйстве происходил переход к двухи трехпольной системе севооборота; основным пахотным орудием становилась соха с железным сошником, землю начали удобрять навозом.

По своей ремесленной специализации средневековая Москва была близка ко многим большим городам Западной Европы. Две отрасли получили особое распространение в Москве с давнего времени - изделия предметов роскоши и оружия. Особое развитие приобрело серебряное (ювелирное) дело. Также развиваются ремесленные слободы: иконная, кожевная, кузнечная, гончарная и т.д.

Широко развивается московская торговля как по водным, так и сухопутным путям. Оживляется торговля с Востоком и Западом. Таким образом в рассматриваемый период были сделаны существенные шаги по превращению Москвы в центр русского государства.

МОСКВА В XIV - XV ВЕКАХ: СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ АСПЕКТЫ

Развитие Москвы во второй половине XIV века, которая являлась в это время лишь столицей Московского княжества, было связано с княжением внука Ивана Калиты князя Дмитрия Ивановича (1359 - 1389) , получившего в будущем прозвище Донского за победу над золотоордынскими войсками на Куликовском поле. К этому времени авторитет и роль Московского княжества среди других русских княжеств и земель еще больше выросли. Это обстоятельство способствовало новому притоку населения в Москву. Она расширялась, численность ее жителей составляла уже тогда 30-40 тыс. человек.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8