Реферат: Роль профсоюзных органов на частных предприятиях
реагировать на изменение потребностей рынка.
Опыт зарубежных стран с развитой рыночной
экономикой убе-
дительно свидетельствует, что малое и среднее
предприниматель-
ство составляет существенную (более половины) часть
общенацио-
нального продукта, а также оказывает серьезное влияние
на раз-
витие научной и технической сфер жизни.
Развитие малого и среднего бизнеса создает
достаточное ко-
личество предпринимателей и собственников, которые
составляют
социальную базу и основу для более энергичного
проведения эко-
номических реформ и, увеличивая число рабочих мест
при нынешнем
уровне безработицы, в значительной мере влияют на
создание ста-
бильности в обществе.
По данным Государственного комитета РФ по
поддержке и раз-
витию малого предпринимательства по состоянию на
март 1996 года
на малых предприятиях работало свыше 8 млн. человек.
Малое
предпринимательство дает пятую часть прибыли в
российской эко-
номике при 12 %-й доле занятых трудовых ресурсов
страны, капи-
талоотдача составляет 1,35 рубля прибыли на 1 рубль
капиталь-
ных вложений, что примерно в два раза выше, чем в
целом по эко-
номике.
О значимости, которую придают органы
государственной влас-
ти указанной форме хозяйствования, говорит следующий
факт. В
приветствии 1 Всероссийскому Съезду представителей
малых пред-
приятий, который состоялся в феврале 1996 года в
Москве, Прези-
дент РФ Б. Н. Ельцин подчеркнул: “Считаю поддержку
малого бизне-
са непременным условием дальнейшего развития
экономики, ста-
новления среднего класса и, в конечном итоге, -
успеха реформ.
Уверен, что зарождающееся сегодня новое поколение
елисеевых,
филипповых, прохоровых при поддержке и вместе с
государством
возродит Россию!”хх
__________________________________
х 12, с. 4
хх 12, с. 3
Ш. Глава 2
Правовое положение
профсоюзов в сфере труда
2. 1. Профсоюзные органы как субъекты
трудового права
В условиях современной России профсоюзы
представляют собой
добровольные независимые общественные организации,
объединяющие
работников, связанных общими интересами по роду их
деятельности
как в производственной, так и в социальной сфере.
Своей главной
задачей профсоюзы всех направлений считают защиту
прав и закон-
ных интересов трудящихся, установление социальной
справедли-
вости, эффективной и гуманной экономики.
Отметим, что в настоящее время основные
хозяйственные субъекты это
мелкие организации,а профкомы могут создаваться,
если в органи-
зации более 15 членов профсоюза.
Профсоюзы рассматриваются в качестве
специфических субъек-
тов правовой деятельности. Их статус (правовое
положение) опре-
делен законодательством, которое устанавливает право
- и дее-
способность профсоюзов, основные (статутные) права и
обязан-
ности, а также гарантии их осуществления (глава ХV
КЗОТ РФ).
Вместе с
тем в рамках общего правового положения профсоюзов законодательство исходит, с
одной стороны,
из существования принципа плюрализма в организации
и деятель-
ности профсоюзов, а с другой - регламентирует статус
отдельных
уровней органов профсоюзной системы, в частности,
профкомов
предприятий (организаций), отраслевых и региональных
профсоюз-
ных органов.
Переход к рыночной экономике, курс на
разгосударствление и
приватизацию предприятий выдвигают в качестве
основной функции
профсоюзов России - защиту интересов людей труда.
При этом оп-
тимальным методом реализации защитной функции
становится орга-
низация правового социального партнерства -
цивилизованной фор-
мы взаимоотношений между профсоюзами,
предпринимателями
(работодателями) и правительственными структурами.
Диапазон
партнерской деятельности профсоюзов может быть
разным в зависи-
мости от конкретной ситуации - от прямого
социального противо-
стояния своим партнерам до конструктивного
взаимодействия с ни-
ми.
Помимо главной - защитной функции - профсоюзы
выполняют и
иные функции, часть которых непосредственно вытекает
из уста-
вов, а другие - делегированы в свое время профсоюзам
госу-
дарством.
Современное законодательство России, учитывая
характер вы-
полняемых профсоюзами функций, наибольший акцент
делает на
развитие их правового статуса как субъекта трудового
права, ибо
именно эта роль ближе всего соприкасается с
регулированием сфе-
ры наемного труда.
Важно отметить, что правовой статус профсоюзов
как субъек-
тов трудового права определяется применительно к их
органам, а
не к организациям. Эти органы, и прежде всего
профкомы органи-
заций, признаются законными представителями прав и
интересов
наемных работников. В тех общественных отношениях,
где профком
выступает в качестве субъекта трудового права, он
представляет
интересы соответствующего профсоюзного коллектива
наемных рабо-
чих и служащих. При этом он либо реализует свои
собственные
права (например, при осуществлении надзора за
охраной труда),
либо действует от имени соответствующего трудового
коллектива
(например, при разработке и подписании коллективного
договора).
Статья 226 Кодекса законов о труде РФ закрепила
общее пра-
во профсоюзов представлять интересы трудящихся и
определила об-
ласти его применения - производство, труд, быт и
культуру. Ука-
занные области общественной жизни являются, таким
образом, объ-
ектом преимущественного приложения их разнообразных
правомочий.
Необходимо иметь в виду, что представительство
интересов
наемных рабочих и служащих в названных выше областях
обществен-
ной жизни является одновременно и правом и
обязанностью профсо-
юзных органов.
2.2. Общая характеристика
статуса профсоюзов в сфере труда
Профессиональные
союзы - исторически сложившаяся
организационная форма
объединения трудящихся
Как
общественное явление профсоюзы представляют собой много-
образную и
сложную систему отношений и связей внутреннего и внеш-
него характера. Это - самая массовая общественная
организация.
Профсоюзы входят в политическую систему
общества как спе-
цифические общественные организации со своими
задачами и функ-
циями, определяемыми их уставами.
Основные задачи профсоюзов связаны с
осуществлением их
главной функции - защиты прав и интересов работников
в сфере
труда и связанных с трудом отношений. Именно с этой
целью проф-
союзы возникли, для этого в них объединялись и
объединяются
трудящиеся.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 12 января
1996 года
№ 10-ФЗ “О профессиональных союзах, их правах и
гарантиях дея-
тельности” профсоюз - это добровольное общественное
объединение
граждан, связанных общими производственными,
профессиональными
интересами по роду их деятельности, создаваемое в
целях пред-
ставительства и защиты их социально-трудовых прав и
интересов.
Право каждого на объединение в профсоюзы, их
создание для
защиты своих интересов прямо закреплено в ст. 30
Конституции
РФ. Специальное упоминание профсоюзов в акте высшей
юридической
силы свидетельствует об особой роли и значении
профсоюзов в
жизни общества.
Потребность защиты прав и интересов трудящихся
особенно
актуальна в современный период, обнаживший и
усиливший социаль-
но-экономические противоречия.
Осуществлению защитной функции профсоюзов
способствует со-
циальное регулирование общественных отношений, в
которые они
вступают в процессе своей деятельности. Отношения с
участием
профсоюзов регулируются различными видами социальных
норм - мо-
рали, этики, права, традиций и др. Одни из них
сложились в
практике взаимодействия профсоюзов с
государственными, хозяй-
ственными органами, работниками, и формально не
закреплены. Дру-
гие - предусмотрены актами профсоюзных органов.
Третьи содер-
жатся в нормативных правовых актах.
Деятельность профсоюзов регулируется в основном
ими сами-
ми, как самостоятельными общественными организациями
с помощью
внутри профсоюзных норм. принимаемых руководящими
профсоюзными
органами. Такие нормы не носят правового характера
(хотя многие
из них имеют правовое последствие) и содержатся в
уставах проф-
союзов и их объединений, других профсоюзных актах.
Из круга об-
щественных отношений, в которые вступают профсоюзы,
правовому
воздействию подвергаются только те, регулирование
которых объ-
ективно возможно, экономически, социально и
политически необхо-
димо. Право содействует осуществлению стоящих перед
профсоюзами
задач, выполнению их защитных функций.
Общественные отношения с участием профсоюзов
регулируются
правом в той мере, в какой это необходимо для
обеспечения пред-
ставительства и защиты интересов трудящихся,
успешного функцио-
нирования профсоюзов и дальнейшего развития
общества. В конеч-
ном счете границы правового регулирования зависят от
состояния
общественных отношений, степени их развития, от
социально-
экономических и политических условий, в которых они
развивают-
ся.
Поскольку Россия вступила рыночные отношения,
представ-
ляется целесообразным провести некоторое сравнение в
деятель-
ности профсоюзов России и США. Например, 30-е годы
ХХ в. были
худшими в истории американской экономики. Это были
годы Великой
депрессии, когда производительность упала до
рекордно низкого,
а безработица поднялась до рекордно высокого уровня.
Стремясь
оживить экономику, Конгресс принял ряд законов,
влияние которых
чувствуется и по сей день. Среди них - законы,
способствовавшие
росту влияния профсоюзов. Наиболее важные из них
были следую-
щие:
Закон Норриса - Ла Гвардия от 1932г. Закон
ограничивал
права судов использовать постановления, приказы,
подписанные
судьей, в трудовых спорах, а также положил конец
использованию
“желтых обязательств”, которые заставляли рабочих
давать обеща-
ния, что они не вступят в профсоюз (такие требования
все чаще
встречаются и в нашей стране).
Национальный закон о трудовых отношениях от
1935г. Закон,
также известный как закон Вагнера, гарантировал
права рабочих
вступать в профсоюзы и участвовать в коллективных
трудовых спо-
рах1.
Российские же властные структуры наоборот
стараются огра-
ничить права и полномочия профсоюзов. Так, до выхода
осенью
1993 года указов Президента и постановления
Правительства о
создании Фонда социального страхования РФ в полном
объеме дей-
ствовала ст. 226 КЗОТ РФ, по которой “... Профсоюзы
управляют
государственным социальным страхованием.
В частности, Российский профсоюз работников
среднего и ма-
лого бизнеса имел свой фонд социального страхования,
который
обслуживал многие тысячи малых предприятий и
миллионы их работ-
ников, доходя до каждого в отдельности.
Однако, не отменив действующий закон (ст. 226
КЗОТ РФ),
явочным порядком через давление на страхователей со
стороны на-
логовой инспекции, правительство сломало действующую
(достаточно демократичную, с регулярными отчетами
перед пла-
тельщиками) систему и создало огромный чиновничий
аппарат сверху
до низу. Эта акция обошлась страхователям в 3
триллиона рублей
в ценах 1993-1994 годов и пожирающая в настоящее
время ежегодно
около 1 триллиона рублей средств социального
страхования на
управлением им.
Когда социальным страхованием управляли
профсоюзы, это
стоило в 2-3 раза дешевле.
____________________
1 “Прикладная экономика”, уч. пособие, изд.
“Прин-ди”,
М. 1993г., стр. - 113
По данным регионов, только около 20 % средств,
уплачи-
ваемых малыми предприятиями в ФСС, возвращается к
ним в виде
пособий. И это при том, что работники малых
предприятий не
“привыкли” болеть.
Так происходит потому, что координационные
советы при ре-
гиональных отделениях ФСС состоят, в основном, из
чиновников
самого фонда. Представителям профсоюзов новой волны,
отстаи-
вающих интересы работников малого и среднего
бизнеса, вход в
координационные советы региональных отделений ФСС
закрыт.
Подобные действия властей мешают профсоюзу
работников
среднего и малого бизнеса выполнять обязательства по
отношению
к членам профсоюза, что в соответствии с
международным законо-
дательством и практикой ведет нарушению Конвенций
Международной
организации Труда (МОТ) №№ 87 и 98.
Кроме того, попытки запретить профсоюзу
управлять соб-
ственным Фондом социального страхования являются
актом дискри-
минации данной группы работников и мелких
предпринимателей, ко-
торые играют важную роль в процессе экономических и
социальных
преобразований, идущих в нашей странех.
Пределы правового регулирования отношений с
участием проф-
союзов определяются исходя из их предназначения,
необходимости
с наибольшей пользой для трудящихся, всего общества,
представ-
лять и защищать права и интересы работников в сфере
труда и
связанных с трудом отношений:
а) средствами и методами, присущими самим
профсоюзам;
______________
х №№ 13, 14
б) с помощью права;
в) во взаимодействии правовых и неправовых
средств и мето-
дов.
Объем и содержание прав профсоюзов определяются,
прежде
всего, целью их создания, стоящими перед ними
задачами, выпол-
няемыми функциями, положением в политической
системе. Поэтому
правовой статус профсоюзов в сфере труда
определяется государ-
ством при участии профсоюзов. Они помогают сформулировать
зако-
нодательные нормы по вопросам деятельности
профсоюзов. Правовой
статус профсоюзов тесно связан с их уставными
полномочиями,
предусмотренными самими профсоюзами. При создании
законодатель-
ства о профсоюзах принимаются во внимание объем и
содержание их
уставных (общественных) полномочий. Государство
может закрепить
за профсоюзами права только по тем вопросам,
которыми они зани-
маются в соответствии с уставами в силу их
общественного харак-
тера. После принятия законодательства о профсоюзах
они должны
соблюдать это законодательство.
Таким образом, соотношение общественного и
правового ста-
туса профсоюзов строится на принципе прямой и
обратной связи,
взаимозависимости с приоритетом внутрипрофсоюзных
норм при
подготовке законодательства о профсоюзах и
приоритетом законо-
дательства над внутрисоюзными нормами после принятия
соответ-
ствующих законодательных актов.
Предоставленные права создают юридическую базу
для выпол-
нения их уставных задач и функций, укрепления правовой
основы
государственной и общественной жизни. При этом
государство не
вмешивается во внутренние дела профсоюзов. Они
действуют в со-
ответствии с принимаемыми ими уставами и не подлежат
регистра-
ции в государственных органах. Если профсоюзам необходимо
право
юридического лица, то они регистрируются в органах
Мини-
стерства юстиции РФ, но в уведомительном, а не в
обязательном
порядке и включаются в соответствующий реестр (ст. 8
Федераль-
ного закона о профсоюзах).
Профсоюзы независимы в своей деятельности от
органов ис-
полнительной власти, органов местного
самоуправления, работода-
телей, их объединений, политических партий и других
обществен-
ных объединений, им не подотчетны и неподконтрольны.
Независимость профсоюзов - первый из основополагающих
принципов положения и деятельности профсоюзов,
обеспечивается
также:
- прямым запретом всякого вмешательства органов
государ-
ственной власти и их должностных лиц в деятельность
профсоюзов,
которое может повлечь за собой ограничение прав
профсоюзов или
воспрепятствовать законному осуществлению их
уставной деятель-
ности (ст. 5 Федерального закона о профсоюзах);
- имущественной самостоятельностью;
- правом самостоятельно разрабатывать и
утверждать свои
уставы, определять структуру, избирать руководящие
органы, ор-
ганизовывать свою деятельность;
- запретом контроля за деятельностью профсоюзов
со стороны
органов юстиции, регистрирующих профсоюзы в качестве
юридиче-
ского лица (ст. 8 ч. 3 Федерального закона о
профсоюзах).
Второй принцип - самоуправление
предусмотрен Федеральным
законом “Об общественных объединениях” и в равной
мере относит-
ся ко всем общественным объединениям. Применительно
к профсою-
зам он выражен в упоминавшемся выше их праве
самостоятельно
принимать свои уставы и регулировать свою внутреннюю
деятель-
ность.
Третий принцип - добровольность объединения
в профсоюзы
закреплен как законодательством о профсоюзах, так и
Федеральным
законом “Об общественных объединениях”.
Четвертый принцип - равноправие профсоюзов
означает, что
все профсоюзы и их органы одного уровня имеют
одинаковые права
независимо от численности, каких-либо иных
признаков. Тем самым
в законодательстве нашел отражение и профсоюзный
плюрализм -
наличие не одного, а нескольких профсоюзов.
Пятый принцип - законность создания и
деятельности вытека-
ет из законодательства о профсоюзах и прямо
закреплен Федераль-
ным законом “Об общественных объединениях”.
Законодательство о профсоюзах состоит из норм
Конституции
Страницы: 1, 2, 3, 4
|