рефераты

рефераты

 
 
рефераты рефераты

Меню

Реферат: Роль профсоюзных органов на частных предприятиях рефераты

реагировать на изменение потребностей рынка.

     Опыт зарубежных стран с развитой рыночной экономикой убе-

дительно свидетельствует, что малое и среднее предприниматель-

ство составляет существенную (более половины) часть общенацио-

нального продукта, а также оказывает серьезное влияние на раз-

витие научной и технической сфер жизни.

     Развитие малого и среднего бизнеса создает достаточное ко-

личество предпринимателей и собственников, которые составляют

социальную базу и основу для более энергичного проведения эко-

номических реформ и, увеличивая число рабочих мест при нынешнем

уровне безработицы, в значительной мере влияют на создание ста-

бильности в обществе.

     По данным Государственного комитета РФ по поддержке и раз-

витию малого предпринимательства по состоянию на март 1996 года

на малых предприятиях работало свыше 8 млн. человек. Малое

предпринимательство дает пятую часть прибыли в российской эко-

номике при 12 %-й доле занятых трудовых ресурсов страны, капи-

талоотдача составляет 1,35 рубля прибыли на 1 рубль капиталь-

ных вложений, что примерно в два раза выше, чем в целом по эко-

номике.

     О значимости, которую придают органы государственной влас-

ти указанной форме хозяйствования, говорит следующий факт. В

приветствии 1 Всероссийскому Съезду представителей малых пред-

приятий, который состоялся в феврале 1996 года в Москве, Прези-

дент РФ Б. Н. Ельцин подчеркнул: “Считаю поддержку малого бизне-

са непременным условием дальнейшего развития экономики, ста-

новления среднего класса и, в конечном итоге, - успеха реформ.

Уверен, что зарождающееся сегодня новое поколение елисеевых,

филипповых, прохоровых при поддержке и вместе с государством

возродит Россию!”хх

__________________________________

х 12, с. 4

хх 12, с. 3

Ш. Глава 2

Правовое положение профсоюзов в сфере труда

     2. 1. Профсоюзные органы как субъекты трудового права

     В условиях современной России профсоюзы представляют собой

добровольные независимые общественные организации, объединяющие

работников, связанных общими интересами по роду их деятельности

как в производственной, так и в социальной сфере. Своей главной

задачей профсоюзы всех направлений считают защиту прав и закон-

ных интересов трудящихся, установление социальной справедли-

вости, эффективной и гуманной экономики.

Отметим, что в настоящее время основные хозяйственные субъекты это

мелкие организации,а профкомы могут создаваться, если в органи-

зации более 15 членов профсоюза.

     Профсоюзы рассматриваются в качестве специфических субъек-

тов правовой деятельности. Их статус (правовое положение) опре-

делен законодательством, которое устанавливает право - и дее-

способность профсоюзов, основные (статутные) права и обязан-

ности, а также гарантии их осуществления (глава ХV КЗОТ РФ).

  Вместе с тем в рамках общего правового положения профсоюзов законодательство исходит, с одной стороны,

из существования  принципа плюрализма в организации и деятель-

ности профсоюзов, а с другой - регламентирует статус отдельных

уровней органов профсоюзной системы, в частности, профкомов

предприятий (организаций), отраслевых и региональных профсоюз-

ных органов.

    

     Переход к рыночной экономике, курс на разгосударствление и

приватизацию предприятий выдвигают в качестве основной функции

профсоюзов России - защиту интересов людей труда. При этом оп-

тимальным методом реализации защитной функции становится орга-

низация правового социального партнерства - цивилизованной фор-

мы взаимоотношений между профсоюзами, предпринимателями

(работодателями) и правительственными структурами. Диапазон

партнерской деятельности профсоюзов может быть разным в зависи-

мости от конкретной ситуации - от прямого социального противо-

стояния своим партнерам до конструктивного взаимодействия с ни-

ми.

     Помимо главной - защитной функции - профсоюзы выполняют и

иные функции, часть которых непосредственно вытекает из уста-

вов, а другие - делегированы в свое время профсоюзам госу-

дарством.

    

     Современное законодательство России, учитывая характер вы-

полняемых профсоюзами функций, наибольший  акцент делает на

развитие их правового статуса как субъекта трудового права, ибо

именно эта роль ближе всего соприкасается с регулированием сфе-

ры наемного труда.

    

     Важно отметить, что правовой статус профсоюзов как субъек-

тов трудового права определяется применительно к их органам, а

не к организациям. Эти органы, и прежде всего профкомы органи-

заций, признаются законными представителями прав и интересов

наемных работников. В тех общественных отношениях, где профком

выступает в качестве субъекта трудового права, он представляет

интересы соответствующего профсоюзного коллектива наемных рабо-

чих и служащих. При этом он либо реализует свои собственные

права (например, при осуществлении надзора за охраной труда),

либо действует от имени соответствующего трудового коллектива

(например, при разработке и подписании коллективного договора).

     Статья 226 Кодекса законов о труде РФ закрепила общее пра-

во профсоюзов представлять интересы трудящихся и определила об-

ласти его применения - производство, труд, быт и культуру. Ука-

занные области общественной жизни являются, таким образом, объ-

ектом преимущественного приложения их разнообразных правомочий.

     Необходимо иметь в виду, что представительство интересов

наемных рабочих и служащих в названных выше областях обществен-

ной жизни является одновременно и правом и обязанностью профсо-

юзных органов.


 2.2. Общая характеристика статуса профсоюзов в сфере труда

     Профессиональные союзы - исторически сложившаяся

организационная форма объединения трудящихся

    Как общественное явление профсоюзы представляют собой много-

образную и сложную систему отношений и связей внутреннего и внеш-

него характера. Это - самая массовая общественная организация.

    

     Профсоюзы входят в политическую систему общества как спе-

цифические общественные организации со своими задачами и функ-

циями, определяемыми их уставами.

     Основные задачи профсоюзов связаны с осуществлением их

главной функции - защиты прав и интересов работников в сфере

труда и связанных с трудом отношений. Именно с этой целью проф-

союзы возникли, для этого в них объединялись и объединяются

трудящиеся.

    

     Согласно ст. 2 Федерального закона от 12 января 1996 года

№ 10-ФЗ “О профессиональных союзах, их правах и гарантиях дея-

тельности” профсоюз - это добровольное общественное объединение

граждан, связанных общими производственными, профессиональными

интересами по роду их деятельности, создаваемое в целях пред-

ставительства и защиты их социально-трудовых прав и интересов.

    

     Право каждого на объединение в профсоюзы, их создание для

защиты своих интересов прямо закреплено в ст. 30 Конституции

РФ. Специальное упоминание профсоюзов в акте высшей юридической

силы свидетельствует об особой роли и значении профсоюзов в

жизни общества.

     Потребность защиты прав и интересов трудящихся особенно

актуальна в современный период, обнаживший и усиливший социаль-

но-экономические противоречия.

     Осуществлению защитной функции профсоюзов способствует со-

циальное регулирование общественных отношений, в которые они

вступают в процессе своей деятельности. Отношения с участием

профсоюзов регулируются различными видами социальных норм - мо-

рали, этики, права, традиций и др. Одни из них сложились в

практике взаимодействия профсоюзов с государственными, хозяй-

ственными органами, работниками, и формально не закреплены. Дру-

гие - предусмотрены актами профсоюзных органов. Третьи содер-

жатся в нормативных правовых актах.

     Деятельность профсоюзов регулируется в основном ими сами-

ми, как самостоятельными общественными организациями с помощью

внутри профсоюзных норм. принимаемых руководящими профсоюзными

органами. Такие нормы не носят правового характера (хотя многие

из них имеют правовое последствие) и содержатся в уставах проф-

союзов и их объединений, других профсоюзных актах. Из круга об-

щественных отношений, в которые вступают профсоюзы, правовому

воздействию подвергаются только те, регулирование которых объ-

ективно возможно, экономически, социально и политически необхо-

димо. Право содействует осуществлению стоящих перед профсоюзами

задач, выполнению их защитных функций.

     Общественные отношения с участием профсоюзов регулируются

правом в той мере, в какой это необходимо для обеспечения пред-

ставительства и защиты интересов трудящихся, успешного функцио-

нирования профсоюзов и дальнейшего развития общества. В конеч-

ном счете границы правового регулирования зависят от состояния

общественных отношений, степени их развития, от социально-

экономических и политических условий, в которых они развивают-

ся.

     Поскольку Россия вступила рыночные отношения, представ-

ляется целесообразным провести некоторое сравнение в деятель-

ности профсоюзов России и США. Например, 30-е годы ХХ в. были

худшими в истории американской экономики. Это были годы Великой

депрессии, когда производительность упала до рекордно низкого,

а безработица поднялась до рекордно высокого уровня. Стремясь

оживить экономику, Конгресс принял ряд законов, влияние которых

чувствуется и по сей день. Среди них - законы, способствовавшие

росту влияния профсоюзов. Наиболее важные из них были следую-

щие:

     Закон Норриса - Ла Гвардия от 1932г. Закон ограничивал

права судов использовать постановления, приказы, подписанные

судьей, в трудовых спорах, а также положил конец использованию

“желтых обязательств”, которые заставляли рабочих давать обеща-

ния, что они не вступят в профсоюз (такие требования все чаще

встречаются и в нашей стране).

     Национальный закон о трудовых отношениях от 1935г. Закон,

также известный как закон Вагнера, гарантировал права рабочих

вступать в профсоюзы и участвовать в коллективных трудовых спо-

рах1.

     Российские же властные структуры наоборот стараются огра-

ничить права и полномочия профсоюзов. Так, до выхода осенью

1993 года указов Президента и постановления Правительства о

создании Фонда социального страхования РФ в полном объеме дей-

ствовала ст. 226 КЗОТ РФ, по которой “... Профсоюзы управляют

государственным социальным страхованием.

     В частности, Российский профсоюз работников среднего и ма-

лого бизнеса имел свой фонд социального страхования, который

обслуживал многие тысячи малых предприятий и миллионы их работ-

ников, доходя до каждого в отдельности.

     Однако, не отменив действующий закон (ст. 226 КЗОТ РФ),

явочным порядком через давление на страхователей со стороны на-

логовой инспекции, правительство сломало действующую

(достаточно демократичную, с регулярными отчетами перед пла-

тельщиками) систему и создало огромный чиновничий аппарат сверху

до низу. Эта акция обошлась страхователям в 3 триллиона рублей

в ценах 1993-1994 годов и пожирающая в настоящее время ежегодно

около 1 триллиона рублей средств социального страхования на

управлением им.

     Когда социальным страхованием управляли профсоюзы, это

стоило в 2-3 раза дешевле.

____________________

1 “Прикладная экономика”, уч. пособие, изд. “Прин-ди”,

   М. 1993г., стр. - 113

     По данным регионов, только около 20 % средств, уплачи-

ваемых малыми предприятиями в ФСС, возвращается к ним в виде

пособий. И это при том, что работники малых предприятий не

“привыкли” болеть.

     Так происходит потому, что координационные советы при ре-

гиональных отделениях ФСС состоят, в основном, из чиновников

самого фонда. Представителям профсоюзов новой волны, отстаи-

вающих интересы работников малого и среднего бизнеса, вход в

координационные советы региональных отделений ФСС закрыт.

     Подобные действия властей мешают профсоюзу работников

среднего и малого бизнеса выполнять обязательства по отношению

к членам профсоюза, что в соответствии с международным законо-

дательством и практикой ведет нарушению Конвенций Международной

организации Труда (МОТ) №№ 87 и 98.

     Кроме того, попытки запретить профсоюзу управлять соб-

ственным Фондом социального страхования являются актом дискри-

минации данной группы работников и мелких предпринимателей, ко-

торые играют важную роль в процессе экономических и социальных

преобразований, идущих в нашей странех.

    

     Пределы правового регулирования отношений с участием проф-

союзов определяются исходя из их предназначения, необходимости

с наибольшей пользой для трудящихся, всего общества, представ-

лять и защищать права и интересы работников в сфере труда и

связанных с трудом отношений:

     а) средствами и методами, присущими самим профсоюзам;

______________

х №№ 13, 14

    

     б) с помощью права;

    

     в) во взаимодействии правовых и неправовых средств и мето-

дов.

     Объем и содержание прав профсоюзов определяются, прежде

всего, целью их создания, стоящими перед ними задачами, выпол-

няемыми функциями, положением в политической системе. Поэтому

правовой статус профсоюзов в сфере труда определяется государ-

ством при участии профсоюзов. Они помогают сформулировать зако-

нодательные нормы по вопросам деятельности профсоюзов. Правовой

статус профсоюзов тесно связан с их уставными полномочиями,

предусмотренными самими профсоюзами. При создании законодатель-

ства о профсоюзах принимаются во внимание объем и содержание их

уставных (общественных) полномочий. Государство может закрепить

за профсоюзами права только по тем вопросам, которыми они зани-

маются в соответствии с уставами в силу их общественного харак-

тера. После принятия законодательства о профсоюзах они должны

соблюдать это законодательство.

     Таким образом, соотношение общественного и правового ста-

туса профсоюзов строится на принципе прямой и обратной связи,

взаимозависимости с приоритетом внутрипрофсоюзных норм при

подготовке законодательства о профсоюзах и приоритетом законо-

дательства над внутрисоюзными нормами после принятия соответ-

ствующих законодательных актов.

     Предоставленные права создают юридическую базу для выпол-

нения их уставных задач и функций, укрепления правовой основы

государственной и общественной жизни. При этом государство не

вмешивается во внутренние дела профсоюзов. Они действуют в со-

ответствии с принимаемыми ими уставами и не подлежат регистра-

ции в государственных органах. Если профсоюзам необходимо право

юридического лица, то они регистрируются в органах Мини-

стерства юстиции РФ, но в уведомительном, а не в обязательном

порядке и включаются в соответствующий реестр (ст. 8 Федераль-

ного закона о профсоюзах).

     Профсоюзы независимы в своей деятельности от органов ис-

полнительной власти, органов местного самоуправления, работода-

телей, их объединений, политических партий и других обществен-

ных объединений, им не подотчетны и неподконтрольны.

     Независимость профсоюзов - первый из основополагающих

принципов положения и деятельности профсоюзов, обеспечивается

также:

     - прямым запретом всякого вмешательства органов государ-

ственной власти и их должностных лиц в деятельность профсоюзов,

которое может повлечь за собой ограничение прав профсоюзов или

воспрепятствовать законному осуществлению их уставной деятель-

ности (ст. 5 Федерального закона о профсоюзах);

     - имущественной самостоятельностью;

     - правом самостоятельно разрабатывать и утверждать свои

уставы, определять структуру, избирать руководящие органы, ор-

ганизовывать свою деятельность;

     - запретом контроля за деятельностью профсоюзов со стороны

органов юстиции, регистрирующих профсоюзы в качестве юридиче-

ского лица (ст. 8 ч. 3 Федерального закона о профсоюзах).

     Второй принцип - самоуправление предусмотрен Федеральным

законом “Об общественных объединениях” и в равной мере относит-

ся ко всем общественным объединениям. Применительно к профсою-

зам он выражен в упоминавшемся выше их праве самостоятельно

принимать свои уставы и регулировать свою внутреннюю деятель-

ность.

     Третий принцип - добровольность объединения в профсоюзы

закреплен как законодательством о профсоюзах, так и Федеральным

законом “Об общественных объединениях”.

     Четвертый принцип - равноправие профсоюзов означает, что

все профсоюзы и их органы одного уровня имеют одинаковые права

независимо от численности, каких-либо иных признаков. Тем самым

в законодательстве нашел отражение и профсоюзный плюрализм -

наличие не одного, а нескольких профсоюзов.

     Пятый принцип - законность создания и деятельности вытека-

ет из законодательства о профсоюзах и прямо закреплен Федераль-

ным законом “Об общественных объединениях”.

     Законодательство о профсоюзах состоит из норм Конституции

Страницы: 1, 2, 3, 4