рефераты

рефераты

 
 
рефераты рефераты

Меню

Реферат: Конституционные гарантии трудовых прав граждан Российской Федерации рефераты

С трудовыми правами неразрывно связано право на отдых (ч. 5 ст. 37 Конституции). В его обеспечении задействован широкий круг субъектов, призванных создавать для реализации этого права необходимые условия.

Большую роль играет и деятельность самого человека, который должен рационально и грамотно использовать время отдыха.

Функции государства в этой сфере заключаются в установле­нии посредством федерального закона разумной продолжитель­ности рабочего времени, выходных и праздничных дней, оплачи­ваемого ежегодного отпуска.

Социальное развитие общества в значительной степени зависит от статуса его первичной ячейки — семьи, защищенности мате­ринства и детства. В ст. 38 Конституции закреплена общая норма о том, что они находятся под защитой государства.

Развернутая система материальных гарантий материнства и детства предусматривается в федеральном законодательстве. Оно определяет перечень различного рода пособий, денежных и других выплат, связанных с беременностью, родами, воспитанием детей, потерей кормильца, многодетностью и т.п.

Статья 38 Конституции определяет и взаимные права родите­лей и детей. Забота о детях, их воспитание — равное право и обя­занность родителей. Трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях.

К числу социально-экономических прав и свобод относится и право на социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (ч. 1 ст. 39 Конституции).

Содержанием данного права является прежде всего гарантиро­ванная возможность получать государственные пенсии и социаль­ные пособия. Причем федеральный закон устанавливает мини­мальные размеры пенсий и пособий. Кроме них, поощряются добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность, которые получают в последнее время определенное развитие (ч. 3 ст. 39).

Конституционно закрепляется право на жилище (ст. 40). Оно включает: 1) защиту жилища, в силу которой никто не может быть произвольно лишен жилища; 2) поощрение органами государст­венной власти и органами местного самоуправления жилищного строительства и создание условий для осуществления права на жи­лище; бесплатное или за доступную плату предоставление жилища малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждаю­щимся в нем, из государственных, муниципальных и других жи­лищных фондов.

Поощряется кооперативное и индивидуальное жилищное стро­ительство, развивается система ссуд на это, не облагаемых на­логом.

Право на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст. 41 Кон­ституции) предполагает бесплатность последней в государствен­ных и муниципальных учреждениях здравоохранения за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов и других поступлений.

В новых экономических условиях к делу охраны здоровья под­ключается дополнительно и частная система здравоохранения, развитию которой содействует" государство. Однако отставание развития и финансирования всей социальной сферы в настоящее время резко отразилось и на реализации права граждан на охрану здоровья. Медицинские учреждения не в состоянии оказывать должную помощь больным из-за отсутствия во многих случаях необходимого оборудования, лекарств и других средств. Высокие цены на лекарства ограничивают возможности многих больных ими пользоваться.

Учитывая практику прошлых лет, Конституция в ч. 3 ст. 41 особо оговаривает, что сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, влечет за собой ответственность в соответствии с федеральным за­коном.

Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим право­нарушением (ст. 42 Конституции). [1]

Понятие «окружающая среда» охватывает все компоненты природной сферы, потребителем которых является человек (вода, воздух и проч.), а также те, которые оказывают на него воздейст­вие (шумы, вибрация и др.). Право на благоприятную окружаю­щую среду, т.е. такую, которая не приносит вред человеку, тесно увязано с правами человека на жизнь, на охрану здоровья.

Государственная гарантия права на благоприятную окружаю­щую среду заключается прежде всего в законодательном установ­лении системы нормативов ее качества, контроля за их соблюдени­ем всеми субъектами, деятельность которых влияет на окружаю­щую среду. Объектом охраны со стороны государства является не только человек, но и сама природная среда, строгое нормирование предельно допустимых норм ее использования, нагрузки на нее. Основной нормативный правовой акт, регулирующий отношения в данной сфере, — Закон РСФСР от 19 декабря 1991 г. «Об охране окружающей природной среды».

К числу социально-экономических прав и свобод относится право на образование (ст. 43 Конституции).

Каждому гарантируется общедоступность и бесплатность на­чального общего, основного общего, среднего (полного) общего об­разования и начального профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования в государственных и муниципальных образова­тельных учреждениях в пределах государственных образователь­ных стандартов, если образование данного уровня гражданин по­лучает впервые1.

Реализация этого права дает возможность получить общеобра­зовательную и профессиональную подготовку, необходимую для осуществления трудовой деятельности, для содержательной ду­ховной жизни.

В этом заинтересованы не только сам человек, но и государство, общество в целом в связи с потребностями развивающегося произ­водства и других сфер в специалистах, способных в силу общей разносторонней подготовки овладевать сложными современными профессиями.

Поэтому Конституция закрепила обязательность основного об­щего образования. Родители или лица, их заменяющие, обязаны обеспечить получение детьми этого образования (ч. 4 ст. 43).

Учащимся и студентам в соответствующих случаях предостав­ляются государственные стипендии и различного рода льготы (от­срочка от призыва в армию и др.).

Наряду с государственными развивается и система частных платных образовательных учреждений различного рода. Они яв­ляются дополнением государственной системы и призваны способ­ствовать использованию различных моделей обучения, учету по­требностей обучающихся в получении желательного им комплекса знаний.

Поддерживая различные формы образования и самообразова­ния, государство устанавливает федеральные государственные об­разовательные стандарты.

В соответствии со ст. 44 Конституции каждому гарантируется свобода литературного, художественного, научного, техническо­го и других видов творчества, преподавания, право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям. [1]

Государство гарантирует доступность всех достижений культу­ры для граждан, где бы они ни проживали. Это обеспечивается об­щедоступностью ценностей отечественной и мировой культуры, на­ходящихся в государственных и общественных фондах, развитием и равномерным размещением культурно-просветительных учреж­дений на территории страны, развитием телевидения и радио, книго - издательского дела и периодической печати, сети библиотек, рас­ширением культурного обмена с зарубежными государствами.

Важным условием обеспечения свободы научного, техническо­го и художественного творчества является снятие существовав­ших прежде идеологических ограничений, затрагивающих не только науку, и прежде всего общественную, но и искусство, худо­жественные направления. Однако положительное значение этого фактора снижается слабой поддержкой науки и искусства государ­ством, по-прежнему остаточным принципом финансирования уч­реждений данного рода.

Трудовые  права и свободы (ст.37 Конституции РФ) включает:

·           Свободу труда;

·           Право на труд и на защиту от безработицы;

·           Право на забастовку;

·           Право на отдых.

Трудовые права и свободы, в различных комбинациях зак­репленные в большинстве конституций мира, важны для лиц наемного труда, которые составляют основную часть работа­ющего населения. Эти права распространяются на значитель­ное число находящихся в России иммигрантов, т. е. на лиц, не имеющих российского гражданства. Трудовые права и сво­боды защищают человека от произвола работодателей, дают ему возможность отстаивать свое достоинство и интересы.

Рыночная экономика существенно меняет правовое поло­жение работников. При административно-командной эконо­мике они были на словах полноправными, но отсутствие ре­ального собственника создавало безразличное отношение к излишкам рабочей силы на предприятиях, низкой производи­тельности труда и трудовой дисциплине. Как результат — низкая оплата труда, уравниловка, незаинтересованность ра­ботников в результатах труда при «полной занятости» и «не­уклонном росте благосостояния трудящихся». Но жизненный уровень, организация труда все более и более отставали от общемировых стандартов, широковещательные права и свобо­ды часто оставались на бумаге.

Частный собственник организует работу своего предприятия по-другому. Он стремится сократить ненужный персонал, зас­тавить работников трудиться интенсивно, но и оплачивать труд по достоинству. Однако его хозяйская власть, вытекающая из права частной собственности, объективно способна творить произвол и приносить интересы людей в жертву прибыли. Экономически общество в этом заинтересовано, но еще более оно заинтересовано в том, чтобы учитывался человеческий фактор, забвение которого способно привести к крупным соци­альным потрясениям (революции, трудовым конфликтам, мас­совому недовольству). Защите интересов человека на производ­стве служат трудовое и социальное законодательство, а также признаваемые государством договорные формы регулирования трудовых отношений (коллективные договоры и соглашения, индивидуальные трудовые договоры и контракты).[8]

Комплекс трудовых отношений регулируется Трудовым кодексом, принятым 30 декабря 2001 г. Целями трудового законодательства являются установление государственных га­рантий трудовых прав и свобод граждан, создание благоприят­ных условий труда, защита прав и интересов работников и работодателей. Кодекс закрепляет основные принципы регули­рования трудовых отношений: свободу труда, запрещение при­нудительного труда и дискриминации в сфере труда, защиту от безработицы, обеспечение права каждого работника на спра­ведливые условия труда, равенство прав и возможностей работ­ников, обеспечение права каждого работника на своевремен­ную выплату справедливой заработной платы, обеспечение права на объединение, социальное партнерство и др.

Конституция РФ закрепляет свободу труда, раскрывая ее как право каждого свободно распоряжаться своими способнос­тями к труду, выбирать род деятельности и профессию. Чело­век вправе как работать, так и не работать, не может быть и речи о привлечении к административной или уголовной ответ­ственности за так называемое тунеядство, бродяжничество (бомжи) и т. д. Конституционной обязанности трудиться, как в прошлые годы, теперь нет. Человек свободен как в поступле­нии на постоянную работу, так и в уходе с нее, в переходе на другую, более интересную или выгодную для него. Свобода тру­да реализуется через индивидуальную трудовую деятельность, в занятии предпринимательской деятельностью и т. д.[1]

Свобода труда связана с запретом принудительного труда. Таким трудом считается не только откровенно рабский труд, что в наше время встречается крайне редко, но и любые формы принуждения человека работать на недобровольно принятых условиях или под угрозой какого-либо наказания. Вместе с тем не считается принудительным трудом выполнение обязаннос­тей, вытекающих из военной службы, условий чрезвычайного положения или приговора суда. Принудительный труд запре­щен Конвенцией Международной организации труда № 29 (1930 г.), а также Трудовым кодексом РФ (ст. 2).

Право на труд не означает чьей-то обязанности предостав­лять работу всем желающим. В рыночной экономике государ­ство не в состоянии предписывать такую обязанность частно­му предпринимателю или брать ее на себя, поскольку оно уже не управляет всеми предприятиями. Поступление человека на работу в основном определяется договором с работодателем. Но наемный работник вправе требовать соблюдения опреде­ленных Конституцией условий, а именно, чтобы условия тру­да отвечали требованиям безопасности и гигиены, а вознаг­раждение за труд выплачивалось без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным зако­ном минимального размера оплаты труда. Следовательно, если безопасность и гигиена не обеспечены и здоровью работ­ника на производстве причинен вред, то работодатель несет за это материальную, а в определенных случаях и уголовную ответственность.

Соответствующие нормы предусмотрены Правилами возме­щения работодателями вреда, причиненного работникам уве­чьем, профессиональным заболеванием либо иным поврежде­нием здоровья, связанным с исполнением ими трудовых обязанностей (в редакции от 24 июля 1998г.). Действует также Федеральный закон «Об основах охраны труда в Рос­сийской Федерации» (в редакции от 20 мая 2002 г.).

Конституция обязывает законодательный орган принимать законы о минимальном размере оплаты труда, а работодателя выплачивать вознаграждение за труд не ниже этого размера. Тем самым предполагается, что по договору (коллективному или индивидуальному) размер оплаты может быть больше, что и осуществляется на практике в соответствии с рыночной це­ной рабочей силы или по тарифным разрядам, установленным государственными органами для предприятий и учреждений, находящихся на госбюджетном финансировании. Многочислен­ные статьи Трудового кодекса и других актов развивают и де­тально регламентируют указанные конституционные положе­ния. В регулировании трудовых отношений на основе соци­ального партнерства на двухсторонней основе (между работодателями и работниками) или трехсторонней основе (т. е. еще и с участием государственных органов) важную роль играет Закон о коллективных договорах и соглашениях (в ре­дакции от 30 декабря 2001 г.).[2]

Право на защиту от безработицы предполагает обязан­ность государства проводить экономическую политику, спо­собствующую, по возможности, полной занятости, а также бесплатно помогать гражданам, не имеющим работы, в тру­доустройстве. Кодекс законов о труде защищает работника от необоснованных увольнений. При отсутствии работы и возможности ее получить гражданам выплачивается посо­бие по безработице в размере 45—75% среднего заработка, но не ниже минимального размера оплаты труда, предоставля­ется возможность бесплатного обучения новой профессии или участия в оплачиваемых общественных работах, ком­пенсируются затраты в связи с добровольным переездом в другую местность. Эти нормы предусмотрены Законом о занятости населения в Российской Федерации (в редакции от 20 ноября 1999 г.). Для реализации целей Закона созда­на Федеральная служба занятости России, имеющая отделе­ния во всех субъектах Федерации, городах и районах страны (с 1996 г. входит в Министерство труда и социального раз­вития).

Право на отдых имеет каждый человек, но для тех, кто работает по трудовому договору (т. е. лиц наемного труда), Конституция гарантирует установление федеральным законом продолжительности рабочего времени, выходных и празднич­ных дней, оплачиваемого ежегодного отпуска. Трудовой ко­декс (ст. 91) устанавливает максимальную продолжитель­ность рабочего времени 40 часов в неделю. Законом установ­лены все предусмотренные Конституцией виды отдыха, а коллективные договоры и соглашения часто вводят и более высокие стандарты.[2]

Забастовка — временный добровольный отказ работников от выполнения трудовых обязанностей (полностью или час­тично) в целях разрешения коллективного трудового спора. Останавливая работу, работники стремятся оказать давление на работодателя и вынудить его удовлетворить их экономи­ческие требования. Забастовка не свидетельствует о желании работников разорвать трудовой договор, а потому неправомер­ный запрет забастовки равносилен применению принудитель­ного труда. Право на забастовку — демократическое право, признаваемое международным правом, конституциями и за­конами большинства стран мира как выражение демократиз­ма трудовых отношений.

В мировой практике встречаются различные виды забасто­вок— «сидячие», «скользящие», замедление темпов работы и др. Весьма часто (и особенно в современной России) эконо­мические требования работников сочетаются с политически­ми — в адрес главы государства, правительства, местных ор­ганов власти. Нередко скрытым инициатором остановки ра­боты выступает сам работодатель (с целью получения от правительства денежной помощи или оплаты за выполненную работу). Крупные и особенно всеобщие забастовки, обычно организуемые сильными профсоюзами, в состоянии серьезно дестабилизировать социально-политическую обстановку в стране, нанести серьезный ущерб экономике. Западная кон­ституционная теория и судебная практика рассматривают незаконные забастовки как нарушение права собственности предпринимателя и свободы предпринимательства. Забасто­вочное движение в западных странах, ныне весьма скромное, в прошлом нередко сотрясало экономику и порождало поли­тические кризисы.

Право на забастовку признается международным правом, конституциями и законами большинства стран мира как одно из основных прав и свобод граждан. Однако гарантии этого

права обычно распространяются только на экономические забастовки, т. е. с целью разрешения коллективного трудово­го спора, поэтому не гарантируется право на проведение за­бастовок солидарности, забастовок с требованием изменения социально-экономической политики правительства. При этом забастовки признаются правомерными только в случае, если примирительные процедуры не привели к разрешению кол­лективного трудового спора.

Регламентация осуществления права на забастовку содер­жится в Трудовом кодексе (гл. 61) и Федеральном законе «О порядке разрешения коллективных трудовых споров» (в редакции от 30 декабря 2001 г.). Объявить забастовку впра­ве только работники, выступающие стороной коллективного трудового спора, поэтому не гарантируется право на забастов­ки солидарности, забастовки с требованием изменения соци­ально-экономической политики правительства. Забастовки правомерны только в случае, если примирительные процеду­ры не привели к разрешению коллективного трудового спора. Представители работодателя не вправе организовывать заба­стовку и принимать в ней участие.[3]

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5