Реферат: Конституционные гарантии трудовых прав граждан Российской Федерации
С трудовыми правами неразрывно
связано право на отдых (ч. 5 ст. 37 Конституции). В его обеспечении
задействован широкий круг субъектов, призванных создавать для реализации этого
права необходимые условия.
Большую роль играет и
деятельность самого человека, который должен рационально и грамотно
использовать время отдыха.
Функции государства в этой сфере заключаются в установлении
посредством федерального закона разумной продолжительности рабочего времени,
выходных и праздничных дней, оплачиваемого ежегодного отпуска.
Социальное развитие
общества в значительной степени зависит от статуса его первичной ячейки —
семьи, защищенности материнства и детства. В ст. 38 Конституции закреплена
общая норма о том, что они находятся под защитой государства.
Развернутая система
материальных гарантий материнства и детства предусматривается в федеральном
законодательстве. Оно определяет перечень различного рода пособий, денежных и
других выплат, связанных с беременностью, родами, воспитанием детей, потерей
кормильца, многодетностью и т.п.
Статья 38 Конституции
определяет и взаимные права родителей и детей. Забота о детях, их воспитание —
равное право и обязанность родителей. Трудоспособные дети, достигшие 18 лет,
должны заботиться о нетрудоспособных родителях.
К числу
социально-экономических прав и свобод относится и право на социальное
обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для
воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (ч. 1 ст. 39
Конституции).
Содержанием данного права
является прежде всего гарантированная возможность получать государственные
пенсии и социальные пособия. Причем федеральный закон устанавливает минимальные
размеры пенсий и пособий. Кроме них, поощряются добровольное социальное
страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и
благотворительность, которые получают в последнее время определенное развитие
(ч. 3 ст. 39).
Конституционно
закрепляется право на жилище (ст. 40). Оно включает: 1) защиту жилища, в силу
которой никто не может быть произвольно лишен жилища; 2) поощрение органами
государственной власти и органами местного самоуправления жилищного
строительства и создание условий для осуществления права на жилище; бесплатное
или за доступную плату предоставление жилища малоимущим, иным указанным в законе
гражданам, нуждающимся в нем, из государственных, муниципальных и других жилищных
фондов.
Поощряется кооперативное и
индивидуальное жилищное строительство, развивается система ссуд на это, не
облагаемых налогом.
Право на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст. 41 Конституции)
предполагает бесплатность последней в государственных и муниципальных
учреждениях здравоохранения за счет средств соответствующего бюджета, страховых
взносов и других поступлений.
В новых экономических
условиях к делу охраны здоровья подключается дополнительно и частная система
здравоохранения, развитию которой содействует" государство. Однако
отставание развития и финансирования всей социальной сферы в настоящее время
резко отразилось и на реализации права граждан на охрану здоровья. Медицинские
учреждения не в состоянии оказывать должную помощь больным из-за отсутствия во
многих случаях необходимого оборудования, лекарств и других средств. Высокие
цены на лекарства ограничивают возможности многих больных ими пользоваться.
Учитывая практику прошлых
лет, Конституция в ч. 3 ст. 41 особо оговаривает, что сокрытие должностными
лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей,
влечет за собой ответственность в соответствии с федеральным законом.
Каждый имеет право на
благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на
возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением
(ст. 42 Конституции). [1]
Понятие «окружающая среда»
охватывает все компоненты природной сферы, потребителем которых является
человек (вода, воздух и проч.), а также те, которые оказывают на него воздействие
(шумы, вибрация и др.). Право на благоприятную окружающую среду, т.е. такую,
которая не приносит вред человеку, тесно увязано с правами человека на жизнь,
на охрану здоровья.
Государственная гарантия
права на благоприятную окружающую среду заключается прежде всего в
законодательном установлении системы нормативов ее качества, контроля за их
соблюдением всеми субъектами, деятельность которых влияет на окружающую
среду. Объектом охраны со стороны государства является не только человек, но и
сама природная среда, строгое нормирование предельно допустимых норм ее
использования, нагрузки на нее. Основной нормативный правовой акт, регулирующий
отношения в данной сфере, — Закон РСФСР от 19 декабря 1991 г. «Об охране
окружающей природной среды».
К числу
социально-экономических прав и свобод относится право на образование (ст. 43
Конституции).
Каждому гарантируется
общедоступность и бесплатность начального общего, основного общего, среднего
(полного) общего образования и начального профессионального образования, а
также на конкурсной основе бесплатность среднего профессионального, высшего
профессионального и послевузовского профессионального образования в
государственных и муниципальных образовательных учреждениях в пределах
государственных образовательных стандартов, если образование данного уровня
гражданин получает впервые1.
Реализация этого права
дает возможность получить общеобразовательную и профессиональную подготовку,
необходимую для осуществления трудовой деятельности, для содержательной духовной
жизни.
В этом заинтересованы не
только сам человек, но и государство, общество в целом в связи с потребностями
развивающегося производства и других сфер в специалистах, способных в силу
общей разносторонней подготовки овладевать сложными современными профессиями.
Поэтому Конституция
закрепила обязательность основного общего образования. Родители или лица, их
заменяющие, обязаны обеспечить получение детьми этого образования (ч. 4 ст.
43).
Учащимся и студентам в
соответствующих случаях предоставляются государственные стипендии и различного
рода льготы (отсрочка от призыва в армию и др.).
Наряду с государственными
развивается и система частных платных образовательных учреждений различного
рода. Они являются дополнением государственной системы и призваны способствовать
использованию различных моделей обучения, учету потребностей обучающихся в
получении желательного им комплекса знаний.
Поддерживая различные
формы образования и самообразования, государство устанавливает федеральные
государственные образовательные стандарты.
В соответствии со ст. 44
Конституции каждому гарантируется свобода литературного, художественного,
научного, технического и других видов творчества, преподавания, право на
участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к
культурным ценностям. [1]
Государство гарантирует
доступность всех достижений культуры для граждан, где бы они ни проживали. Это
обеспечивается общедоступностью ценностей отечественной и мировой культуры, находящихся
в государственных и общественных фондах, развитием и равномерным размещением
культурно-просветительных учреждений на территории страны, развитием телевидения
и радио, книго - издательского дела и периодической печати, сети библиотек, расширением
культурного обмена с зарубежными государствами.
Важным условием обеспечения свободы научного, технического
и художественного творчества является снятие существовавших прежде
идеологических ограничений, затрагивающих не только науку, и прежде всего
общественную, но и искусство, художественные направления. Однако положительное
значение этого фактора снижается слабой поддержкой науки и искусства государством,
по-прежнему остаточным принципом финансирования учреждений данного рода.
Трудовые права и свободы (ст.37 Конституции РФ) включает:
·
Свободу труда;
·
Право на труд и на защиту от
безработицы;
·
Право на забастовку;
·
Право на отдых.
Трудовые права и свободы,
в различных комбинациях закрепленные в большинстве конституций мира, важны для
лиц наемного труда, которые составляют основную часть работающего населения.
Эти права распространяются на значительное число находящихся в России
иммигрантов, т. е. на лиц, не имеющих российского гражданства. Трудовые права и
свободы защищают человека от произвола работодателей, дают ему возможность
отстаивать свое достоинство и интересы.
Рыночная экономика
существенно меняет правовое положение работников. При административно-командной
экономике они были на словах полноправными, но отсутствие реального
собственника создавало безразличное отношение к излишкам рабочей силы на
предприятиях, низкой производительности труда и трудовой дисциплине. Как
результат — низкая оплата труда, уравниловка, незаинтересованность работников
в результатах труда при «полной занятости» и «неуклонном росте благосостояния
трудящихся». Но жизненный уровень, организация труда все более и более
отставали от общемировых стандартов, широковещательные права и свободы часто
оставались на бумаге.
Частный собственник
организует работу своего предприятия по-другому. Он стремится сократить
ненужный персонал, заставить работников трудиться интенсивно, но и оплачивать
труд по достоинству. Однако его хозяйская власть, вытекающая из права частной
собственности, объективно способна творить произвол и приносить интересы людей
в жертву прибыли. Экономически общество в этом заинтересовано, но еще более оно
заинтересовано в том, чтобы учитывался человеческий фактор, забвение которого
способно привести к крупным социальным потрясениям (революции, трудовым
конфликтам, массовому недовольству). Защите интересов человека на производстве
служат трудовое и социальное законодательство, а также признаваемые государством
договорные формы регулирования трудовых отношений (коллективные договоры и
соглашения, индивидуальные трудовые договоры и контракты).[8]
Комплекс трудовых отношений регулируется Трудовым кодексом,
принятым 30 декабря 2001 г. Целями трудового законодательства являются
установление государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан, создание
благоприятных условий труда, защита прав и интересов работников и
работодателей. Кодекс закрепляет основные принципы регулирования трудовых
отношений: свободу труда, запрещение принудительного труда и дискриминации в
сфере труда, защиту от безработицы, обеспечение права каждого работника на справедливые
условия труда, равенство прав и возможностей работников, обеспечение права
каждого работника на своевременную выплату справедливой заработной платы,
обеспечение права на объединение, социальное партнерство и др.
Конституция РФ закрепляет
свободу труда, раскрывая ее как право каждого свободно распоряжаться своими
способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. Человек вправе
как работать, так и не работать, не может быть и речи о привлечении к
административной или уголовной ответственности за так называемое тунеядство,
бродяжничество (бомжи) и т. д. Конституционной обязанности трудиться, как в
прошлые годы, теперь нет. Человек свободен как в поступлении на постоянную
работу, так и в уходе с нее, в переходе на другую, более интересную или
выгодную для него. Свобода труда реализуется через индивидуальную трудовую
деятельность, в занятии предпринимательской деятельностью и т. д.[1]
Свобода труда связана с
запретом принудительного труда. Таким трудом считается не только откровенно
рабский труд, что в наше время встречается крайне редко, но и любые формы
принуждения человека работать на недобровольно принятых условиях или под
угрозой какого-либо наказания. Вместе с тем не считается принудительным трудом
выполнение обязанностей, вытекающих из военной службы, условий чрезвычайного
положения или приговора суда. Принудительный труд запрещен Конвенцией
Международной организации труда № 29 (1930 г.), а также Трудовым кодексом РФ
(ст. 2).
Право на труд не означает чьей-то обязанности предоставлять
работу всем желающим. В рыночной экономике государство не в состоянии
предписывать такую обязанность частному предпринимателю или брать ее на себя,
поскольку оно уже не управляет всеми предприятиями. Поступление человека на
работу в основном определяется договором с работодателем. Но наемный работник
вправе требовать соблюдения определенных Конституцией условий, а именно, чтобы
условия труда отвечали требованиям безопасности и гигиены, а вознаграждение
за труд выплачивалось без какой бы то ни было дискриминации и не ниже
установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
Следовательно, если безопасность и гигиена не обеспечены и здоровью работника
на производстве причинен вред, то работодатель несет за это материальную, а в
определенных случаях и уголовную ответственность.
Соответствующие нормы
предусмотрены Правилами возмещения работодателями вреда, причиненного
работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением
здоровья, связанным с исполнением ими трудовых обязанностей (в редакции от 24
июля 1998г.). Действует также Федеральный закон «Об основах охраны труда в Российской
Федерации» (в редакции от 20 мая 2002 г.).
Конституция обязывает
законодательный орган принимать законы о минимальном размере оплаты труда, а
работодателя выплачивать вознаграждение за труд не ниже этого размера. Тем
самым предполагается, что по договору (коллективному или индивидуальному)
размер оплаты может быть больше, что и осуществляется на практике в
соответствии с рыночной ценой рабочей силы или по тарифным разрядам,
установленным государственными органами для предприятий и учреждений, находящихся
на госбюджетном финансировании. Многочисленные статьи Трудового кодекса и
других актов развивают и детально регламентируют указанные конституционные
положения. В регулировании трудовых отношений на основе социального
партнерства на двухсторонней основе (между работодателями и работниками) или
трехсторонней основе (т. е. еще и с участием государственных органов) важную
роль играет Закон о коллективных договорах и соглашениях (в редакции от 30
декабря 2001 г.).[2]
Право на защиту от безработицы предполагает обязанность
государства проводить экономическую политику, способствующую, по возможности,
полной занятости, а также бесплатно помогать гражданам, не имеющим работы, в
трудоустройстве. Кодекс законов о труде защищает работника от необоснованных
увольнений. При отсутствии работы и возможности ее получить гражданам
выплачивается пособие по безработице в размере 45—75% среднего заработка, но
не ниже минимального размера оплаты труда, предоставляется возможность
бесплатного обучения новой профессии или участия в оплачиваемых общественных
работах, компенсируются затраты в связи с добровольным переездом в другую
местность. Эти нормы предусмотрены Законом о занятости населения в Российской
Федерации (в редакции от 20 ноября 1999 г.). Для реализации целей Закона создана
Федеральная служба занятости России, имеющая отделения во всех субъектах
Федерации, городах и районах страны (с 1996 г. входит в Министерство труда и
социального развития).
Право на отдых имеет
каждый человек, но для тех, кто работает по трудовому договору (т. е. лиц
наемного труда), Конституция гарантирует установление федеральным законом
продолжительности рабочего времени, выходных и праздничных дней, оплачиваемого
ежегодного отпуска. Трудовой кодекс (ст. 91) устанавливает максимальную
продолжительность рабочего времени 40 часов в неделю. Законом установлены все
предусмотренные Конституцией виды отдыха, а коллективные договоры и соглашения
часто вводят и более высокие стандарты.[2]
Забастовка — временный
добровольный отказ работников от выполнения трудовых обязанностей (полностью
или частично) в целях разрешения коллективного трудового спора. Останавливая
работу, работники стремятся оказать давление на работодателя и вынудить его
удовлетворить их экономические требования. Забастовка не свидетельствует о
желании работников разорвать трудовой договор, а потому неправомерный запрет
забастовки равносилен применению принудительного труда. Право на забастовку —
демократическое право, признаваемое международным правом, конституциями и законами
большинства стран мира как выражение демократизма трудовых отношений.
В мировой практике
встречаются различные виды забастовок— «сидячие», «скользящие», замедление
темпов работы и др. Весьма часто (и особенно в современной России) экономические
требования работников сочетаются с политическими — в адрес главы государства,
правительства, местных органов власти. Нередко скрытым инициатором остановки
работы выступает сам работодатель (с целью получения от правительства денежной
помощи или оплаты за выполненную работу). Крупные и особенно всеобщие
забастовки, обычно организуемые сильными профсоюзами, в состоянии серьезно
дестабилизировать социально-политическую обстановку в стране, нанести серьезный
ущерб экономике. Западная конституционная теория и судебная практика
рассматривают незаконные забастовки как нарушение права собственности
предпринимателя и свободы предпринимательства. Забастовочное движение в
западных странах, ныне весьма скромное, в прошлом нередко сотрясало экономику и
порождало политические кризисы.
Право на забастовку признается международным правом,
конституциями и законами большинства стран мира как одно из основных прав и
свобод граждан. Однако гарантии этого
права обычно
распространяются только на экономические забастовки, т. е. с целью разрешения
коллективного трудового спора, поэтому не гарантируется право на проведение забастовок
солидарности, забастовок с требованием изменения социально-экономической
политики правительства. При этом забастовки признаются правомерными только в
случае, если примирительные процедуры не привели к разрешению коллективного
трудового спора.
Регламентация
осуществления права на забастовку содержится в Трудовом кодексе (гл. 61) и
Федеральном законе «О порядке разрешения коллективных трудовых споров» (в
редакции от 30 декабря 2001 г.). Объявить забастовку вправе только работники,
выступающие стороной коллективного трудового спора, поэтому не гарантируется
право на забастовки солидарности, забастовки с требованием изменения социально-экономической
политики правительства. Забастовки правомерны только в случае, если
примирительные процедуры не привели к разрешению коллективного трудового
спора. Представители работодателя не вправе организовывать забастовку и
принимать в ней участие.[3]
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|
|