Реферат: Конституционные гарантии трудовых прав граждан Российской Федерации
Реферат: Конституционные гарантии трудовых прав граждан Российской Федерации
(АВТОР : ГР. 5284
МАРТИРОСЯН АРУСЯК СУРИКОВНА)
СОДЕРЖАНИЕ
Введение........................................................................................................2
Глава 1. Трудовые права и
свободы в Российской Федерации................3
Глава 2. Конституционные
гарантии трудовых прав граждан...............12
2.1 Правовая защита
конституционных прав граждан на безопасные условия труда средствами
государственного надзора и контроля.....................................................12
2.2 Самозащита работниками
своих трудовых прав................................15
2.3 Индивидуальные
трудовые споры.......................................................17
Глава 3. Способы защиты
трудовых прав работников и совершенствование их законодательного регулирования..........................................................................................19
3.1 Деятельность
профессиональных союзов............................................20
3.2 Досудебный и судебный
способы защиты...........................................21
Заключение....................................................................................................25
Список использованной
литературы..........................................................27
ВВЕДЕНИЕ
Развитие государственной
системы социального обеспечения определяется ростом расходов государства на
пенсионное обеспечение, обусловленным увеличением численности и доли людей,
имеющих право на получение пенсий и пособий, а также инфляционными явлениями:
уменьшение зависимости размеров пенсии от уровня оплаты труда работников; распространение
пенсионного обеспечения на новые категории населения и повышение размеров пенсий;
уменьшение дифференциации размеров пенсий в зависимости от времени ухода на
отдых, а также в зависимости от разных форм собственности.
Задачи первых лет проводимой в стране экономической
реформы состоят в том, чтобы создать механизмы рыночного хозяйства и, опираясь
на них, найти новые формы социальной защиты граждан в изменившихся условиях.
Однако эти задачи решаются медленно и во многих отношениях неудовлетворительно.
В результате не снижается острота проблемы бедности, которая все больше
перерастает в проблему нищеты. В стране наблюдается последовательное усиление
расслоения населения по доходам и материальному обеспечению.
Из-за полного
отсутствия социальной ориентации экономической реформы сложилась ситуация,
когда цены товаров близки к мировым, а цена труда намного ниже мирового уровня.
В этих условиях о социальном государстве появится возможность говорить
сколько-нибудь реально только тогда, когда Российская Федерация добьется
фактического продвижения по всем этим направлениям, когда будут реализованы
конституционные нормы, определяющие социально-экономические права человека в
России.
Главная
задача социальной политики Российской Федерации — достижение благосостояния
человека и общества, обеспечение равных и справедливых возможностей для
развития личности.
Основная
задача социального развития российского общества определяет основные
направления социальной политики Российской Федерации, реализация которых на
практике обеспечит создание основных элементов социальной государственности в
Российской Федерации. В их число входят: охрана труда и здоровья людей; установление
гарантированного минимального размера оплаты труда; обеспечение государственной
поддержки семьи, инвалидов и пожилых людей; развитие системы социальных
пособий и иных гарантий социальной защиты.
Государство
осуществляет программы подготовки, профессионального обучения и переквалификации
работников, зарегистрированных в службе занятости населения в качестве ищущих
работу.
Государство
гарантирует выплату пособий по безработице и по переквалификации; обеспечивает
предоставление компенсации работникам, высвобождаемым с предприятий, выплату
стипендии в период профессиональной подготовки, переподготовки или повышения
квалификации и т. д.
Государство
уделяет внимание созданию здоровых и безопасных условий труда, обеспечивает
введение для лиц, занятых в отраслях с тяжелыми, опасными или вредными условиями
труда, дополнительных льгот.
В данной
курсовой работе использованы различные источники литературы, такие как:
Конституция Российской Федерации, Трудовой кодекс Российской Федерации,
периодические издания.
Глава 1. Трудовые права и свободы в Российской
Федерации
Особую группу основных
прав и свобод человека и гражданина составляют социально-экономические права и
свободы. Это понятие охватывает комплекс прав: экономических, социальных и
культурных. Они касаются таких важных сфер жизни человека, как предпринимательская
и иная экономическая деятельность; собственность; труд; отдых; здоровье;
образование, и призваны обеспечить материальные, духовные и другие социально
значимые потребности личности.
Конституция РФ 1993 г., по
сравнению с основными законами советского типа, исходит из принципиально иной
идеологии при закреплении социально-экономических прав и свобод.
В прежнем подходе ярко проявлялась ориентация на главенствующую
роль государства в предоставлении социально-экономических благ человеку,
которого оно как бы окружало со всех сторон опекой. Личность была лишь
пользователем этих благ, пассивным
их созидателем/по
указаниям государства. Подобного рода интерпретация, заложенная в
конституционных нормах, закономерно вытекала из того, что государство по сути
дела выступало как единственный собственник всех общественных богатств,
средств производства, объектов культуры, социальной сферы, формально провозглашаемых
общенародными. Оно сосредоточивало в своих руках все функции по производству и
распределению материальных благ, планировало развитие экономики и культуры,
определяло фонды, штаты, планы каждого предприятия, направление средств в ту
или иную сферу. Эти условия не могли не основываться на экономически пассивной
личности, не поощрять иждивенчество. Именно такой человек — наемный труженик —
требовался для государства-собственника, и он за годы советской власти в
достаточно широких масштабах сформировался. Экономические права граждан
советские конституции не закрепляли.
Отказ от глобального
огосударствления экономики, признание того, что объективно необходима частная
собственность, основанная на экономической заинтересованности, активности и
ответственности человека, не могли не привести к изменению роли государства в
обеспечении социально-экономических прав и свобод личности. Оно уже не может
быть единственным субъектом, который полностью отвечает за их реализацию и
защиту. Ответственность ложится на всех субъектов экономической и социальной
деятельности при возрастающей активности и индивидуальной ответственности
самого человека.
Такая новая система
гарантий социально-экономических прав и свобод еще в должной мере не сложилась.
Переход на рельсы рыночной экономики пока не обеспечивает осуществления тех
социальных функций, которые присущи ее развитым формам. А существовавшие ранее
гарантии социально-экономических прав и свобод уже значительно сузились. В
связи с этим насущной задачей является реальный поворот к социально
ориентированной экономической реформе, курс на которую обозначен как очередная
задача государства. Государство из патерналистского должно стать субсидиарным,
т.е. обеспечивая условия для самостоятельной, активной деятельности самого
человека, осуществлять заботу о тех людях, которые в этом нуждаются по
различным причинам.
Новая экономическая и социальная роль государства изменила
характер государственных гарантий прав и свобод человека в данной сфере, но не
снизила его ответственность за создание системы таких гарантий.
Социальная роль
государства закреплена в ст. 7 Конституции как одна из важных основ
конституционного строя Российской Федерации.
Государственные гарантии
социально-экономических прав и свобод человека и гражданина включают в себя
широкую систему форм воздействия на их реализацию.
Выделим следующие:
1) законодательное
закрепление таких условий экономической деятельности всех ее субъектов, при
которых человек реально обладает всеми конституционно признанными
социально-экономическими правами и свободами;
2) установление
гарантированного минимального размера оплаты труда, государственных пенсий и
пособий и иные гарантии социальной защиты; бесплатность образования на
основаниях, предусмотренных законом; государственная поддержка семьи, материнства,
отцовства и детства, инвалидов, пенсионеров и пожилых граждан, развитие
социальных служб;
3) осуществление контроля
за соблюдением законодательства, обеспечивающего социально-экономические права
и свободы;
4) создание правовых,
политических, материальных, организационных условий для поддержки личной
инициативы человека в экономической сфере;
5) эффективная защита
социально-экономических прав и свобод человека в предусмотренных законом
формах, в том числе и судебная защита.
Применительно к каждому из
видов социально-экономических прав и свобод роль государства как их гаранта
имеет и специфические формы выражения.
К социально-экономическим
правам и свободам, закрепленным в Конституции, относятся свобода
предпринимательской деятельности, право частной собственности, в том числе и
на землю, свобода труда и право на труд в надлежащих условиях, право на отдых,
охрана семьи, право социального обеспечения, право на жилище, право на охрану
здоровья, на благоприятную окружающую среду, право на образование, свобода
литературного, художественного, научного, технического и других видов
творчества, преподавания, право пользования учреждениями культуры (ст. 34—44).
Многие из этих прав и
свобод закреплялись и в прежних конституциях.
Особенность действующей Конституции заключается не только в
расширении перечня рассматриваемых прав и свобод, но и в иной трактовке их
содержания.
Инициируя экономическую и
социальную активность каждого человека как естественную основу утверждающихся в
стране рыночных отношений, Конституция закрепляет право каждого на свободное
использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не
запрещенной законом экономической деятельности (ст. 34).
В советские времена
предпринимательская деятельность чело-, века подавлялась, считалась
несовместимой с принципом коллективного труда на предприятиях
социалистического сектора. Причем ее сфера с течением времени постоянно
сужалась целенаправленной политикой советской власти на ее полное искоренение.
Соответственно экономические права сводились к праву труда на государственных
предприятиях и в колхозах.
Основные вехи этой
политики — отказ от новой экономической политики, всеобщая принудительная
коллективизация в сельском хозяйстве, раскулачивание, ликвидация
промкооперации, законодательный запрет вплоть до уголовной ответственности за
занятия индивидуальным и коллективным предпринимательством вне рамок
социалистической собственности, по сути дела, во всех сферах экономической
жизни.
Конституционное
закрепление свободы предпринимательской деятельности — правовая база и
объективно необходимое условие переустройства экономики общества на
принципиально новых основах. Рамки этой свободы конкретизированы в Гражданском
кодексе РФ.
Чтобы обеспечить
правомерные, цивилизованные условия становления и развития рыночных отношений,
Конституция устанавливает запрет на экономическую деятельность, направленную
на монополизацию и недобросовестную конкуренцию (ч. 2 ст. 34).
Важнейшее место в системе
социально-экономических прав и свобод занимает право частной собственности (ст.
35 Конституции). Его конституционное закрепление имело решающее значение в
переходе страны на рельсы рыночной экономики.
Включение этой нормы в
ранее действовавшую Конституцию проходило в жестком противоборстве
реформаторских и антирыночных сил, представленных в составе бывшего Съезда
народных депутатов Российской Федерации.
Утверждение права частной собственности означало отход от
важнейшего постулата социалистической идеологии — о сосредоточении всей
собственности в руках государства. Формально она объявлялась общенародной, однако
человек был отчужден от собственности.
Экономической основой
социализма была и конституционно закреплялась общественная, социалистическая
собственность в формах государственной (общенародной) и
кооперативно-колхозной. Причем ставилась задача поднять последнюю до уровня
общенародной. Частная собственность рассматривалась как основа эксплуатации
человека человеком.
В конституциях
«победившего социализма» было зафиксировано, что социалистическая система
хозяйства и социалистическая собственность на орудия и средства производства
утвердились в результате ликвидации капиталистической системы хозяйства, отмены
частной собственности на орудия и средства производства и уничтожения
эксплуатации человека человеком.
За гражданином
признавалось лишь право личной собственности, объектом которой могли быть
трудовые доходы и сбережения, жилой дом, подсобное домашнее хозяйство,
предметы домашнего обихода и личного потребления и удобства.
Имевшаяся в прежних
конституциях норма, согласно которой законом допускалось мелкое частное
хозяйство единоличных крестьян и кустарей, основанное на личном труде и
исключающее эксплуатацию чужого труда, носила, по существу, чисто формальный
характер и не получала практической реализации. Таким образом, собственность
гражданина фактически была полностью выключена из сферы общественного
производства.
Конституция 1978 г. в
первоначальной редакции оставила в силе эти принципиальные положения о праве
собственности гражданина, лишь незначительно расширив сферу индивидуальной трудовой
деятельности, основанной опять же исключительно на личном труде граждан и
членов их семей и используемой в интересах общества.
Начавшаяся в 90-х годах
перестройка экономических отношений должна была получить конституционное
закрепление, что касалось и форм собственности гражданина.
Первоначально из
Конституции 1978 г. была изъята статья о социалистической собственности и
введена норма о том, что государство создает условия, необходимые для развития
разнообразных форм собственности, и обеспечивает им равную защиту.
Подчеркивалась также роль государства в создании условий и поощрении
хозяйственной инициативы, в развитии рыночного механизма.
Последующими изменениями и дополнениями в Конституцию 1978
г. были включены нормы, конкретно говорящие о частной собственности
(юридических лиц и граждан), о праве каждого
быть собственником, т.е.
владеть, пользоваться и распоряжаться своим имуществом и другими объектами
собственности как индивидуально, так и совместно с другими лицами.
Конституция РФ 1993 г. признание
и защиту частной собственности, равно как и других форм, отнесла к основам
конституционного строя, расширила гарантии ее охраны, в том числе судебными
органами.
В ч. 3 ст. 35 Конституции
установлено, что принудительное отчуждение имущества для государственных нужд
может быть произведено только при условии предварительного и равноценного
возмещения.
Конституция 1993 г. в
отличие от прежней без каких-либо оговорок и ограничений закрепила право
граждан и их объединений иметь в частной собственности землю, свободно
осуществлять владение, пользование и распоряжение землей и другими природными
ресурсами, не нанося ущерба окружающей среде и не нарушая прав и законных
интересов иных лиц (ч. 1, 2 ст. 36). Однако до сих пор проблема частной
собственности на земли сельскохозяйственного назначения не решена.
Впервые в нашей стране
право на труд было закреплено в Конституции СССР 1936 г. и Конституции РСФСР
1937 г. Его содержание раскрывалось как право на получение гарантированной работы
с оплатой труда в соответствии с его количеством и качеством. Конституция
России 1978 г. добавила к этой дефиниции также право на выбор профессии.
После полного изменения
содержания раздела «Государство и личность» в Конституции 1978 г. в
соответствии с Декларацией прав и свобод человека и гражданина содержание права
на труд получило иную интерпретацию. Оно раскрывалось как право свободно
выбирать или соглашаться на труд, распоряжаться своими способностями к труду и
выбирать профессию и род занятий.
Конституция
1993 г. более четко сформулировала права человека в сфере труда, применительно
к рыночной экономике. Основной упор сделан на
закрепление свободы труда, его надлежащих условий и права человека свободно
распоряжаться своим трудом. Такое содержание прав в сфере труда объективно
обусловлено изменением роли государства, переставшего быть единственным собственником
всех средств производства и вследствие этого, как раньше, единственным
работодателем, единственным гарантом получения каждым работы.
Однако это не означает устранения
государства от обеспечения прав граждан в сфере труда. Его роль здесь
многогранна. Государство:
1) запрещает
принудительный труд;
2) закрепляет право на
труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, право на
вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже
установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда;
3) утверждает право на
защиту от безработицы;
4) признает право на
индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных
федеральным законом способов их разрешения, включая право на забастовку.
Федеральный закон от 23
ноября 1995 г. «О порядке разрешения коллективных трудовых споров», детально
урегулировал формы и способы реализации этого права.
Государство своей
политикой призвано создавать и другие условия, способствующие экономическому
развитию страны, наиболее полной занятости населения, подготовке
квалифицированных кадров работников и управляющих; защите прав человека в сфере
труда.
Действуют многочисленные
нормативные правовые акты (федеральные, межотраслевые, отраслевые), которые
определяют государственные нормативные требования охраны труда1.
Причем установлено, что соответствующие нормативные правовые акты органов
субъектов Российской Федерации не могут содержать требования ниже
государственных стандартов по охране труда.
Конституционная трактовка
содержания прав в сфере труда полностью соответствует положениям Международного
пакта об экономических, социальных и культурных правах.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|