рефераты

рефераты

 
 
рефераты рефераты

Меню

Реферат: Политология рефераты

59.После революции 1917 Украина получила возможность быть независимой, был официально разрешен укра­инский язык, были созданы органы законодательной и исполнительной власти, конституция и уголовный кодекс. Но при всем этом она полностью подчинялась Москве, её органы власти не имели возможности самостоятельно принимать какое-либо решение, всё надо было согласовывать с ЦК КПСС. Украина не получила полной незави­симости в 1917-18 потому, что её автономия была только формальной, а практически Москва выполняла все функции правления и решала важные политические вопросы. А в случае не подчинение приказам из Москвы сле­довали репрессии.

60.

61. Каково будущее Украины. По прогнозам экспертов к 2010 году Украину ждет следующее:

1.     Каждому трудоспособному человеку гарантируется достойная оплата труда; размер средней зарплаты в 2010 году должен возрасти в 2,3 раза.

2.     Средняя продолжительность жизни населения составит 69-70 лет; расходы на охрану здоровья должны воз­расти как минимум в 2 раза.

3.     В полтора раза возрастут расходы на образование – базовое 12-ти летнее среднее, 4-х летнее профессио­нально-техническое, высшее.

4.     За счет реализации адресных социальных программ и развитию систем страхования максимально, так же по европейским меркам, облегчатся последствия безработицы, других неизбежных рыночных нежелательных послед­ствий; помощь наиболее уязвимым слоям населения увеличится в 3-4 раза.

5.     Уже до 2003 года в Украине будет сформирован полноценный рынок недвижимости. До конца прогнози­руемого периода обновится 10% жилищного фонда. За счет этого, а так же нового строительства свои жилищные условия улучшат 50% семей.

6.     Человек почувствует себя защищенным, уверенным в завтрашнем дне.

7.     Продолжится возрождение нашей европейской идентичности, цивилизованной нации деловых высококуль­турных людей через интеграцию в европейские и атлантические политические, социальные структуры, открытость Украины не только для инвестиций, современных технологий, а и качественного информационного и культурного обмена. 

62. Функции политологии. Познавательная. Политология во всех своих структурных отраслях, на всех уровнях исследования обеспечивает прежде всего прирост знания о различных областях политической жизни, раскрывает закономерности и перспек­тивы политических процессов.

Функция рационализации общественной жизни. Политическая наука дает объяснение и истолкование сложных политических процессов, раскрывает рациональный механизм этих процессов, как взаимодействие человеческих целей, интересов, амбиций и т.д.

Практическая направленность политологии выражается в том, что она вырабатывает научно обоснованные про­гнозы о тенденциях развития политической жизни общества. В этом проявляется прогностическая функция поли­тологии. Политология способна дать:

1.     Долговременный прогноз диапазоне возможностей политического развития.

2.     Представить альтернативные сценарии будущих процессов.

3.     Рассчитать вероятные потери по каждому из альтернативных вариантов, включая побочные эффекты.

63. Что такое политология. Политология – это наука о государственно-организационном обществе как функционирующей и развиваю­щейся политической системе на основе взаимодействия составляющих ее элементов: политических субъектов, политических институтов и политического сознания. Иначе говоря, политология  - это наука о государстве.

64. Какие идеи мыслителей древности актуальны и применимы в современной политической жизни Украин­ского государства. Уже в древности люди задумывались об организации общества. На самых ранних этапах развития политической мысли возникают различные теории об организации государственного строя некоторые из них дошли и до нашего времени, но конечно в измененной форме. Так например Демокрит уже тогда был более склонен к демократии. Солон считал что государство требует прежде всего законного порядка. Солон написал законы и осуществил су­щественные реформы социально политического характера. Хотя Сократ критиковал демократию, но в тоже время он акцентировал внимание на том что смена демократии должна проходить не носильным путем, а путем посте­пенных изменений в направлении желаемого управления. Зная нынешнее политическое положение в стране и мире можно сделать следующий вывод, что довольно много идей мыслителей древности актуальны и применимы в современной политической жизни Украинского государства.

65. Что означает термин «естественные права человека». Согласно теории Джона Локка люди, создавая государство на добровольной основе и по собственной воле, пре­дельно точно определяют тот объем полномочий, который затем передают государству. Государство получает от людей ровно столько власти, сколько это необходимо для достижения совокупной цели государства – обеспечения естественных прав человека на жизнь, здоровье, свободу, а так же «внешние блага» - деньги, дом, домашнюю ут­варь и прочее, что Локк именует собственностью. Из этого видно, что естественными правами человека являются: право на собственность, жизнь, здоровье, свободу.

67. Что такое конституционное право? Какие идеи были заложены в него конституцией Филиппа Орлика? Конституционное право – название отрасли права, предметом которой является сфера деятельности государст­венной власти, а основным источником является конституция. Первое место в конституции Филиппа Орлика за­нимала проблема взаимоотношений гетмана и народа. В ней закладывались идеи ограничения власти, ее выбор­ности и подотчетности; социальных и политических прав граждан.

68. Каковы политические механизмы предупреждения произвола властей? Для предупреждения произвола властей Локк разработал целую систему сдержек и противовесов. В системе его идей просматриваются несколько основополагающих принципов. Прежде всего – принцип свободы. Тот, кто «пытается полностью подчинить другого человека своей власти, тем самым оказывается в состоянии войны с ним». Затем – принцип разделения властей, а также принцип политического плюрализма, т.е. многообразия субъ­ктов политической жизни, как способа предупреждения монополии власти. В качестве крайнего средства проти­водействия произволу властей Локк называет «восстание» и «революцию», посвящая этим, как он их называет, «лучшим средствам против силы и произвола» два специальных параграфа в своей работе «Два трактата о госу­дарственном правлении» (1688). 

69. Насколько необратимы внутренние и внешние процессы, обеспечивающие сохранение и дальнейшее разви­тие украинской государственности на современном этапе. Внутренние условия необратимости перемен. 1 декабря 1991 года на своем референдуме народ Украины преоб­ладающим большинством голосов поддержал акт провозглашения своей независимости. Сегодня у Украины есть все атрибуты суверенного государства. Она располагает территорией с охраняемыми границами, высшими орга­нами государственной власти, зависимыми только от украинских избирателей, единым гражданством, собствен­ной системой права и судебной системой, армией, внутренними войсками, органами национальной безопасности и надзора, денежной единицей. Решения ее высших органов обязательны на всей территории и для всех без исклю­чения граждан. Государство устанавливает налоги, проводит денежную политику, имеет завершенную систему государственного управления и самоуправления на местах.

Внешние факторы поддержки политического курса Украинского государства. Украина является субъектом м/н права. Это означает, что она признана м/н сообществом в качестве суверенного государства: она – член м/н пра­вительственных и неправительственных организаций, в том числе ООН, размещает иностранные посольства в своей столице и имеет свои – в столицах ведущих стран мира. Украина – внеблоковое государство, которое про­водит мирную политику в м/н отношения и активно сотрудничает с ведущими странами мира во всех областях жизни – экономической, научно-технической, военно-политической, дипломатической, гуманитарной, культур­ной, спортивной, экологической.

70. Насколько импонирует вам идея просвещенного абсолютизма. Если рассматривать просвещенный абсолютизм, как это представлял себе С. Климовский, то как по мне то это довольно привлекательная идея, так как в не заключена и монархия со своими положительными сторонами и в тоже время так имеется равенство, которое, так сказать, ликвидирует самый большей недостаток монархии – про­извол правящих властей. Т.е. это может быть одна из самых первых смешенных форм государственного правле­ния. А на современном этапе развития политической мысли смешанная форма правления является наиболее эф­фективной и приемлемой.

71. Почему в принципе возникают «центристы» («федералисты») и «антицентристы» («антифедералисты»). Так как в мире довольно много различных теорий относительно управления государством и есть люди которые призваны командовать и управлять другими людьми, а другие только работать и подчиняться. Из этого следует, что людям, которым характерно властвование над другими, выступают за сильное централизованное государство которое должно управляться жестко. По этому и возникают сторонники абсолютизма «центристы». Каждый чело­век мыслит по разному и по этому возникают противники такой теории. Они считают что управление государст­вом не должно осуществляться жестко по отношению к народу. Управление должно осуществляться на благо на­рода. Исходя из этого и появляются «антицентристы».

72. В чем состоят политические учения французских просветителей. Французские просветители отвергали сам феодализм с его абсолютной монархией, религиозное объяснение и оправдание абсолютизма, сословные привилегии  имущественное расслоение народа. Они несли такие демокра­тические идеи как равенство, свобода, народовластие, законность, гуманизм. Наиболее  яркими представителями французского просветительства являются Монтескье и Жан Жак Руссо. Монтескье воспевал свободу,которую он понимал не как желание делать, что хочу, а как «право делать все, что позволено законом». Руссо последователь­ный сторонник демократии, не признающий никакие иные формы государственного устройства: ни аристокра­тию, ни монархию.

73. Характеристика прикладных политологических найк. К прикладным политологическим наукам относятся:

1.     Прикладная политология. Она концентрирует свое внимание на конкретных событиях  и ситуациях в жизне­деятельности государства, апртий специальных групп индивидов. Она вырабатывает практические советы и реко­мендации конкретным участникам политического процесса.

2.     Политическая психология изучает субъективные механизмы политических взаимодействий, связей и отно­шений, влияние на них сознания и подсознания человека, его разума, воли, эмоций, установок и т.д.

3.     Политическая антропология устанавливает связь политики с социобиологическими качествами человека, а так же показывает влияние на политику социокультурных особенностей той или иной общности.

4.     Политическая география изучает зависимость политических процессов от их пространственного положения, обусловленность политики размерами, экономико-географическими, климатическими и другими природными факторами.

5.     Политическая философия представляет собой отрасль или подраздел философии, имеющей своим объектом изучения и трактовки, сферу политического. Ее задача установление в политике добра и зла, справедливого и не­справедливого, совершенного и несовершенного и т.д.

6.     Политическая социология представляет собой своеобразный синтез социологии и политологии. Она в больше степени, чем политология, концентрирует внимание на борьбе за власть м/д различными частями обще­ства, социальных конфликтах и социальных изменениях, скрытых функциях, неформальных и безфункциональных аспектов политики.

74. Изложите классификацию прав человека согласно Всеобщей декларации прав человека. Прежде всего права человека делятся на негативные и позитивные. Под негативными понимается запрет на дей­ствия, которые могли бы ограничить свободу человека. Под позитивными правами человека понимается обязан­ность государства обеспечить своим гражданам достойный уровень жизни, соответствующий м/н стандартам.

По содержательному критерию права делятся на общегражданские, политические, социально-экономические, личные культурные.

76. Что общего между политическими программами Пестеля и Ленина, и в чем состоит их различие? Политические программы Пестеля и Ленина довольно намного общих положений приблизительно 70-80% сов­падает. Это объясняется следующим образом. Политическая программа ленина не возникло на пустом месте она базировалась на проекте конституции который написал Пестель. Но все же различия в программах есть. Одним из них является: Ленин предлагал стирание социально-классового различия, предлагал перенести столицу в Москву, тогда как Пестель предлагал перенести в Нижний Новгород и не стирать социально-классовые различия. Ленин выдвинул идею разделения оплаты умственного и физического труда и т.д. 

77. Предмет и задачи политологии. Предметом политологии является изучение государства. В связи с возникновением вопроса о власти предмет политологии осмысливается как изучение политической власти, ее сущности и структуры, механизмов распреде­ления и осуществления этой власти в государстве, способность власти обеспечивать себе поддержку со стороны большинства членов общества, контроль за политической властью со стороны общества.

Задачей политологии первого уровня является выработка методики исследований, создание объясняющих моде­лей, что важно для понимания политики. Но не меньшее значение в политологии имеют конкретные эмпириче­ские политико-социальные исследования, которые служат основой прикладной политологии.

79. Почему Аристотель, как и многие другие мыслители античности, отрицательно относился к демократии? Что он понимает под охлократией. Аристотель относит демократию к неправильным формам государственного правления. Он считал полития пе­реходит в демократию, а так как по его мнению полития это правление большинства в интересах общей пользы. Следовательно Аристотель считал что демократия это своекорыстная форма государственного большинства. 

80. Почему при всей гуманистической и демократической направленности взглядов Монтескье его нельзя от­нести к социалистам? При всем своем гуманизме и демократическом настрое Монтескье не был социалистом, иначе бы он не ставил превыше всего принцип частной собственности. Там, где неприкосновенность частной собственности не обеспе­чена законами, считает великий гуманист, там не может быть общественного благосостояния и прогресса. А со­циализм предусматривает отсутствие частной собственности. Поэтому Монтескье нельзя отнести к социалистам.

 100.Теория разделения властей – второе достижение Монтескье. Эта теория происходит из старой идеи Ісме­шанного правленияІ, которую разрабатывали ещё Аристотель и Цицерон.

Впервые идея разделения властей нашла своё практическое воплощение в Англии в период правления Кромвеля, хотя это и произошло стихийно. Анализируя британскую политическую систему, Монтескье теоретически осмыс­лил её. По его мнению, политической властью всегда злоупотребляют, злоупотребление же вытекает из природы человека. Верховенство права может быть обеспечено лишь разделением властей на законодательную, исполни­тельную и судебную с тем, чтобы различные власти могли взаимно сдерживать друг друга. Этот принцип возво­дится в конституционный принцип государства, в котором выражается не только рациональное разделение вла­стно-управленческого труда, но и соотношение сил в обществе.  

101. англичанин  Р. Оуэн относится к числу практиков утопического социализма. Осуществлять свои замыслы  Оуэн начал на фабрике своего тестя. В основе политических убеждений лежит отрицание частной собственности. Поэтому будущее, справедливое, общество должно быть основано на общности владения и труда, обязательности труда и всеобщем равенстве, сочетании умственного и физического труда. Для великого гуманиста благо всего общества начинается с моральных и духовных ценностей, с порядочности самого человека. Оуэн подготовил про­ект конституции, предназначенный для спроектированных ним посёлков, был зародышем первых форм соедине­ния государственного управления и местного самоуправления. Проект основывается на принципах равенства, свободы, всестороннего развития личности. По мере возрастания числа посёлков должны быть образованы феде­ративные союзы посёлков. Объединённых десятками, сотнями, тысячами и т.п. пока они не распространятся на всю Европу, а затем и на все другие части света и не объединятся все в одну великую республику, связанную од­ними общими интересами. В этом заключались его Ітрудовые коммуныІ.

 102. в середине 16 в. в Киевской Руси возникают концептуально оформленные политические учения о проис­хождении власти князя от Бога и в тоже время ограничения её советом дружины, советом бояр. В качестве одного из первых памятников восточно-славянской письменности профессор Б. Кухта называет ІПравду РусскуюІ. В ней чётко закреплено право частной собственности в семье – право мужа, право наследования, детализированы нормы уголовного и гражданского права. Этот памятник доносит до нас определённую картину расклада полити­ческих сил в Киевской Руси, нормы иерархии, материальные основы свобод человека в раннефеодальном обще­стве. Следующим памятником является ІСлово о законе и благодатиІ ИЛАРИОНА. ІСловоІ Илариона выступает теоретическим обоснованием независимости Киевской Руси от других государств, в частности, Византии, а также идеи сильной княжеской власти, находящейся по статусу выше власти церкви. Особое место среди летописей за­нимает ІПовесть временных летІ. Одной из центральных идей является единство Русской земли. Летопись идеали­зирует государственный строй, установленный Ярославом Мудрым. ІСлово о полку ИгоревеІ - историческое произведение 12 в. оно несёт в себе политический смысл, проявляющийся в призыве русских князей к единству. Отличительной особенностью этого произведения является также идея единовластия, которая всегда в периоды объединения разрозненных земель и становления централизованного государства получала довольно подробное теоретическое обоснование. Также к летописным памятникам относятся работы Данила Галицкого и ІПоученияІ Владимира Мономаха.

103.атрибутами являются: территория, власть, суверенитет, население. Территория государства включает землю, недра, воздушное пространство и территориальные воды. Это означает, что государство поддерживает в перечис­ленных средах свою власть и имеет право защищать их от внешнего вторжения. Население, т.е. человеческое со­общество, проживающее на его территории и подчиняющееся его власти. Власть, иными словами, отношения господства и подчинения, существующие м/у политической элитой и остальной частью общества.

105.суверенитет – это независимость во внутренней и внешней политике.

106. ІТрудовые коммуныІ Оуэна отличались тем, что на его предприятии рабочим ничего не запрещалось, за нарушения и воровство не взимались штрафы, также Оуэн построил для своих рабочих жилой дом на 500 человек и коттеджи, создал сады и школы для детей рабочих, вечерние школы для рабочих, повысил зарплату, магазин с дешёвыми продуктами. Однако все эти опыты окончились неудачей.

107. Грушевского нельзя безоговорочно отнести к умеренным демократам, стоявшим вне политики. Научные интересы буквально подтолкнули его к идее национальной государственности украинского народа и вытолкнули в политику.

В финале – избрание в 1917 г председателем Центральной Рады Украинской Народной Республики, в начале ав­тономной, а затем независимой. Всю структуру власти он стоил снизу-вверх, на основе широкого местного само­управления. На практике вышло иначе. Став политиком, главой ЦР, торопясь противостоять параллельной власти, созданной большевиками в Харькове, он вскоре предлагает провозгласить Украину Ісуверенной Державой Укра­инского НародаІ, ЦР голосует за это. Многолетние размышления учёного явились теоретической основой при подготовке проекта Конституции УНР в 1918г, которая была одобрена ЦР, но в следствии переворота, так и не рас­сматривалась на украинском учредительном собрании и не вошла в жизнь.

108.взгляды Аристотеля можно разделить на 3 группы: общие положения; экономическая часть; социальная ос­нова. Общие положения о государстве. В обществе существует несколько видов отношений. Высшая форма – государство. Оно стоит впереди природы индивида и семьи. Экономическая часть рационального государства Аристотеля принципиально отличается от учения Платона. По Аристотелю государственный строй основывается на сочетании общей и частной собственности. Отсюда и возражение по поводу полного уравнения в области зем­лепользования: уравнивать нужно не столько земельные наделы, сколько ІвожделенияІ людей. Социальной осно­вой стабильного государства является средний элемент, под которым философ понимает граждан со средним имущественным состоянием по сравнению с богатейшими и беднейшими слоями. Люди с таким достатком, счи­тал он, не стремятся к чужому добру, как бедняки, а более богатые не посягают на то, что принадлежит этим ІсреднимІ.

109.социальным программам Оуэна была присуща гуманизация отношений. К сожалению его опыты в США и Англии не увенчались успехом, но они оставили свой положительный след. К примеру, на его фабрике рабочим ничего не запрещалось, не было наказаний и штрафов за нарушения и воровство. Будучи человеком целеустрем­лённым и деятельным, он принимался за новые дела, в основе которых лежало обострённое чувство социальной справедливости и стремление облегчить участь простого люда. Оуэн в большей степени был практиком, чем тео­ретиком. Однако не следует упрощать оценку его вклада в теорию государства и права, и политологию.

110.прежде всего началом всех начал является Киевская Русь. С введением христианства сближаются 2 ветви власти – светской и церковной. В середине 11в  в Киевской Руси возникают концептуально оформленные полити­ческие учения о происхождении власти князя от Бога и в то же время ограничения её советом дружины, советом бояр. Особое место среди древнеславянских летописей занимает ІПовесть временных летІ. Одной из центральных идей летописи является единство Русской земли. После распада киевской Руси все земли восточных славян были захвачены географическими соседями. В 1620г в Киеве восстанавливается метрополия – и город снова становится культурным центром и религиозным центром украинских земель. Зародившаяся в Киевской Руси государствен­ность восточно – славянских народов завершилась в конце 20в формированием 3-х самостоятельных государст­венных форм: Украины, Белоруссии, России. Все они являются суверенными государствами.

111.на мой взгляд неравенство предпочтительнее равенству, так как есть стимул, стремление к определённой цели достичь большего. А если все равны, то такого желания не возникнет и общество не будет развиваться, все процессы развития затормозятся, что приведёт к отрицательным последствиям.

112.Аристотель считал, что демократия – исключительно интересы неимущих классов. Она не имеет в виду об­щей пользы. Демократия – такая же своекорыстная форма господства большинства, состоящего из бедных.

113.для великого гуманиста благо всего общества начинается с моральных и духовных ценностей, с порядочно­сти самого человека. Он, строитель нового общества, подходил к своему вопросу не как идеалист, конструирую­щий воздушные замки, а как материалист, рассматривающий человека в качестве строительного материала этого общества. Достойный, высококачественный материал даёт возможность соорудить крепкую добротную струк­туру.

114. опасность чрезмерного единства государства заключается в его тоталитарности. Тоталитарный режим сме­тает всё на своём пути, он не признаёт ничего, кроме самого себя. 

115.Мор стал родоначальником целого направления в истории социалистической мысли, именуемого утопиче­ским социализмом. Правда, на ряду с пафосом справедливости такой социализм одновременно нёс печать несбы­точности. Однако это был только 16в, когда неразвитому состоянию общественной жизни соответствовали такие же незрелые теории. Но для своего времени они были передовыми.

116.Гоббс прямо выступает против идей политического плюрализма и разделения властей, которые вскоре по­сле него будут обоснованы обществоведами и использованы в практике буржуазной демократии. Он против идеологического плюрализма и за жестокий государственный контроль над умами, словами, оппозиционными учениями, против критики верховной власти и за репрессивные меры по отношению к отдельным популярным лицам, авторитет, ум и влияние которых на общество могут затмить величие короля.

117.система совершенного права как основа всего государственного устройства и законодательства, что и явля­ется одним из важнейших элементов современной концепции правового государства. Правовое государство – это и обеспечение прав и свобод граждан. В связи с этим Кант неоднократно подчёркивает, что государство, которое уклоняется о соблюдения прав и свобод, не обеспечивает охраны позитивных законов, рискует стать нелигитим­ным. В теории государства прослеживается и принцип разделения властей, по крайней мере, функциональное разделение органов власти на законодательные, исполнительные и судебные.


Страницы: 1, 2, 3