Реферат: Политология
Реферат: Политология
В
начале своего возникн-я полит мысль у древних народов – египтян, индусов,
китайцев…- восходит к мифологическим истокам и оперирует мифолог-ми
представлениями о месте человека в мире. У всех народов порядки освещены
божественным началом, они предопределены изначально. Но способы и характер
связи этого б-го начала с земными отношениями освещаются в мифолог-м сознании
разных народов по-разному. Так не ранее, чем во 2 тыс. до н.э. по древнекитайскому
мифу о божест-м происхождении и хар-ре земной власти - именно персона
верховного правителя Поднебесной (т.е. император Китая) явл-сь единств-ой
точкой связи с высшими небесными силами. В Египте, Вавилоне, Индии бытовали и
несколько иные подходы, по которым Боги, являясь источником власти правителя,
вместе с тем сами продолжали оставаться вершителями земных дел и людских судеб.
Согласно мифам некоторых народов (особенно египтян, а затем греков), Боги
выступали также и в качестве первонач-х непосредст-х правителей и
законодателей в общ-ах и госуд-ах, кот-е они сами создали. Аналогичные
объяснения природы власти были свойственны практически всем народам этой
благоприятной для жизни человека средней полосы земного шара. Параллельно
мифологическим трактовкам власти возникают чисто теологические и даже рационалистические
учения о власти и государственном устройстве.
2. Феодальный
строй и абсолютистские режимы исчерпали себя задолго до Нового времени, еще в
15 веке, с кот начинается упадок феодализма и зарождение капитал-х отношений.
Более 2 веков продолжалась агония феодального гос строя, сопровождаемая
внутридворцовыми переворотами и кровавыми рев-ми. Научное прозрение человечества,
накопление идей о рацион-м утср-ве общ-ва создало предпосылки для перехода
кол-ва в кач-во – кардинальной смены приоритетов в господствующей идеологии и
массовом сознании. Новая эпоха однозначно высказыв-сь за первичность прав
человека, законность, полит-й плюрализм и др демократич-е идеи. Пришла пора
новой – буржуазной – демократии и новых полит идей, которых требовало время,
ожидало общ-во и оплачивал восходящий класс капиталистов. Обществоведческая
мысль металась м/у несколькими «огнями» – полит интересами экономики господствующих
классов, идеями рационализма и оптимальности, интересами королей и широких
гражданских масс.
3. В противовес
рабовлад-й идеологии христ-во проповедовало рав-во всех перед Богом, восхваляло
труд и, осуждая бедность, не считало ее пороком. Христианская церковь определенно
высказывалась против жадности, стяжательства, эгоизма, владения собств-тью. Церковь
делала ставку на добро, кот понимала как непротивление злу, смирение, гуманизм
милосердие, отвергала насилие. Не убий, не укради, возлюби ближнего своего, как
самого себя и др нормы прав5едной жизни закладывали в обществ-ю жизнь опр-е
общ-е ценности и ориентировали на их выполнение всех простых смертных. Эти
заповеди христ-й морали можно считать духовным источником утопического соц-ма.
4. впервые
в комун учении обещество было осознано как целостный организм, в котором
производительные силы и производственные отношения определяют все др сферы.
Отсюда – для того чтобы общество стало справедливым изменения должны
происходить в сфере производства и распределения жизненных благ. (в
капиталистич – возрастающее богатство на одном полюсе приводит к накоплению
нищеты на др.
5. либерализм (от лат либералис-свободный)
– предпологается свобода личности, т.е. гарантии ее основных прав и свобод(совести,
слова, собраний), свобода волеизьявления на выборах, свобода предприним,
конкуренции. Важ свойство – открытость, гибкость, способность учитывать реалии
и реагир на измен в обществе и мире. Фактич основатель-Дж. Люкка, первый круп
теоретик общественных отношений-Т.Гоббс.
6. Так не
ранее, чем во 2 тыс. до н.э. по древнекитайскому мифу о божест-м происхождении
и хар-ре земной власти - именно персона верховного правителя Поднебесной (т.е.
император Китая) явл-сь единств-ой точкой связи с высшими небесными силами.
Согласно этим воззрениям, вся власть концентрировалась в особе верх-го правителя
в виде его личной потенции и внутр-ей силы, а остальные должностные лица и
аппарат управления – это лишь проводники личной власти правителя. Взаимоотношения
населения и властей оставались за рамками офиц. Законов ,а значит и вне
пределов компетенции масс. Не то, чтобы влиять на проводимую политику и
корректировать ее в пользу простых людей, избирать или, не дай Бог, каким-то
образом смещать правящих с их должностей, но и задумываться, просто знать о
такой возможности не дано было народам, жившим в ту довольно жестокую эпоху,
когда жизнь простого смертного ценилась не выше жизни лошади.
Такое положение вещей было выгодно властям, «Идеал
правления, - утверждал китайский философ Хань Фэй, - это когда подданые не
могут постичь тайны управления». Правители нах-сь вне досягаемости воли тех людей,
кот-х обязаны были обслуживать и за счет кот-х содержались. Они были почти там
же, где Боги, только ближе, и реакция их на любое недовольство или даже косой
взгляд была немедленной, реальной и беспощадной. Поэтому они значили для людей
даже больше, чем Боги. В силу этого ни эти, ни другие законы того времени не
содержали ни малейшего намека на политику, не притязали на регулирование
отношений господства и подчинения.
7. объективная необходимость в объедин-ии разрозненных
арабских племен (к примеру), враждовавших м/у собой и уничтожавших араб-ю
культуру побуждали их к поиску соц механизмов, кот бы способствовали объедин-ю
арабов, их процветанию и способности противостоять внеш угрозе неверных.такими
мех-ми были институт частной собств-ти, составл-й фундамент стабильности в
любом общ-ве, и гос-во. Нужен был матер-л, скреплявший всех людей. Таким
материалом живших здесь народов выступала вера в одни и те же идеи – в
религиозно-политич-ю идеологию ислама. Он наделял разных людей одинаковыми
кач-м. Эта идеолог возникла в 7 в.н.э. и в переводе означает «покорность».
Аллах и его посланник, управл-й людми по божеств-й воле, определяют жизнь
подданных. Смысл идеологии – покорность и смирение. Повиновение сильному,
богатому, власть имущему. Кто со смирением перенесет бедность и невзгоды в
потустор-м мире ожидает рай. Ислам изначально обосновывает идею теократии.
8. У С – учение об идеальном общ-ве, основанном на рав-ве
всех его членов, коллект-й собств-ти и обязательности труда для всех. Термин
УС происходит от названия произведения «Утопия» Тмора, в кот были развиты идеи
УС. Критиковали противоречия и пороки эксплуат-го общ-ва, сочувствовали
угнетенным трудящимся массам.
9. Науч ком-м, созданный Марксом и Энгельсом как
теоретич-е обобщение опыта классовой борьбы пролетариата и обоснование его
историч-й миссии могильщика капитализма и созидателя ком-го общ-ва был
творчески продолжен Лениным в новых исторических усл-х.
10. консерватизм – явление интерклассовое. (с лат –
сохранять, охранительный). Конс – при для выражения такой идеологии, кот характеризуется
приверженностью традиционным ценностям, устоявшимся порядкам и принципиальной
неизменчивости окруж среды.
11. по своему гос строю это была типич монархия. При
наличии всех признаков ценрализованного гос – админ аппарата, войска, границ,
системы местного гос управления и самоуправления – государством управлял
киевский князь, кот сосредоточил в своих руках всю власть (законодат, исполнит,
судеб, военную).
В этот период окончательно утверждается
христианство, строятся крепости возводятся соборы и монастыри, в Киеве
закладывается Софийский собор и организуется впервые на руси библиотека и
школа. Крепнет авторитет Киево-Печерского монастыря, сост первый сборник
законов «русская правда», провозгласивший неприкосновенность феодальной собственности.
12. Деклорация начиналась с крнстатации права народа
«порвать полит связь с др народом и занять на равне с остальными державами
независь положение». Если же форма правления становится гибельной, то они имеют
право учредить новое правительство, кот способствует безопасности и счастью
народа. Если ряд злоупотреблений способствует установлению неограниченного
деспотизма, то народ не только имеет право, но и обязан свергнуть свое
правительство.
13. В Ведах (древнеиндийском памятнике 2-го тыс. до н.э.)
закреплялось жесткое деление общ-ва на четыре варны – сословия. Созданных
Богами, и эти варны были неравноправными, возникает и критическое отношение к
такой несправедливой участи крестьян, ремесленников и торговцев, обязанных
подчиняться брахманам – жрецам и кшатриям – воинам. Уже в Законах Ману царь
определяется как лицо, обязанное чтить брахманов, следовать их советам и
наставлениям, учиться «изначальному искусству управления». Согласно учению
Будды, отношения всех людей должны строится на принципах гуманизма и доброго
отношения к др людям, ибо никогда в этом мире ненависть не прекращается
ненавистью. Тот факт, что Буддизм становится гос религией свидетельствует и о
принятии его норм значительной частью насел. В трактате «Артхашастра»
анализир-ся законное и незаконное, польза и вред, верная и неверная политика.
14. В трактовке Гобса власть исходила не от Бога, а из
разума, гос-во было средством покончить с войной всех против всех и
предназначалось для поддержания порядка. Гобс выводил эффектив-ю власть из
силы, реальной возможности гос-во принуждать к исполнению зак-в…Он выступает
прямым сторонником абсолютной, неограниченной власти. Он выступает против идей
полит плюрализма и раздел-я властей, кот вскоре после него будут обоснованы
обществоведами и использованы в практике буржуазной демократии. Локк отверг
концепции божеств-го происхождения власти, был против абсолютного гос-ва. Он
сделал гос-во ответственным перед обществом. Склонялся к конституционной
монархии. Для Локка важное, чтобы любая форма обеспечивала естественные права и
свободы человека. Либель гос-ва Гоббс видел в безвластии и поэтому всячески
укреплял механизм власти, делал его права безмерными, а Локк наоборот считает
опасным для общ-ва положение, при кот власть гос-ва становится абсолютной.
15. социализм –Соц представ собой мировозрение, учение,
идеологию, движениеи обществен строй, предпологающие приоритет
общественных(гос) начал во всех сферах обществ и част жизни: общественную(гос)
собств на средства производства, централизованное управление производством и
распределением, демократию как прямую власть народа, атеизм, приоритет колл
мораль ценностей над личными, стремление распростран соц на все человечество.
Изначально соц – философия бедных т.е. классовое учение.
16. роковую роль в судббе Киевского гос сыграли такие
факторы:
внутренний - межфеодальные расприи.
Ярослав разделил Русь м/у своими сыновьями, м/у кот небыло лада.
Внешний – венгры, печенеги(12вв),
татаро-монгольские орды(13вв), кот захватили русские земли, завоевали и
разгромили их города. Киев был разрушен и утратил роль не только политич и
админ центра, но и религиозного.
17.
18. Идея светского гос-ва родилась в греческой и римской
культурах еще до нашей эры и уже тогда прочно закрепилась в обществ-м сознании
греков и римлян, материализовалась в политич-х традициях и институтах.
19.
20. Целый ряд политиков и арабских мыслителей, труды кот
дошли до нашего врем защищают идеи верховенства светской власти и выступают
против тирании духов-ва. Среди них – Ибн Рушид, Ибн Халдун, Алишер Навой, Низамий
Гянджеви, Шотто Руставели, Мхтиар Гош. Ибн Халдун родился в Тунисе, много
путешествовал. Он резко критиковал политику, кот наносит ущерб собств-ти
подданых. Низаим Ганджеви был не только поэтом и глубоко одаренным человеком,
оставившим свое философское осмысление полит проблем в поэмах. Его можно
отнести к революционерам. Он был и демократом, интернационалистом, социалистом.
Идеалом Низами была просвещенная монархия. Армянский мыслитель Гош обладал
весьма умеренными взглядами на гос-во и общество. Оправдывал нерав-во людей и
считал его источником появления гос-ва, но критиковал феодальный абсолютизм
(выступал сторонником смягчения его полит режима). Он призывает феодалов
взимать разумные налоги и не заствлять свободных крестьян работать на них
больше одного дня в неделю.
21. Фашизм
– полит-е течение, возникшее в период общего кризиса капитализма и выражающее
интересы наиболее реационных и агрессивных сил импириалистической буржуазии. Ф
активно использует в своих интересах колебания в сторону реакции различных
слоев мелкой буржуазии и деклассированных элементов.
22.
23.
Первыми филос-ми, соц-полит произведениями стали переводы сочинений отцов
церкви: сборники Святослава, отражавшие мысль о самостоятельности гос и
власти, содержали отд-е отрывки и цитаты христ-х и древне-греч-х философов,
упоминание учения Пифагора, Демокрита, Сократа, Аристина, Платона, Арестотеля.
Содержали высказывания о морали и моральности в общ-ве. Из античности
черпались свед-я о физике, мат-ке, естествознан, моралистич-е элементы христ-й
философии, изменения в мировозрении русичей. Одним из древнейших док русско-укр
письм-ти, где делались попытки обосновать необх-ть объедин-е удельных княжеств
на Руси есть «Слово о законе и благодати» киевского метрополита Иллариона. Социолог-й
и общ-полит-е идеи нашли отражение и в летописи «Повести временных лет»
летописца Нестора, где содерж-ся сведения о д-ти Князей, о борьбе с внеш
врагами, о народных восстан-х и смуте в К Руси. Но глав нитью в летописи
проходит идея величия единство и независимости Руси. В «Поучении Владимира
Мономаха» предостерегаются сыновья князя не только не совершать самим, но и
служивым беззакония. Князь – державный муж есть носителем закона и законности.
В «Поучении» много морального поучения, предостережений беречь единство К Руси.
В произведениях метрополита Иллариона, Теодосия Печерского, Климента Смолятича
и др отражается не только моральные поучения, но и содержатся сведения об
истории гос-ва, о власти и т.п. интерес вызывают и христианские проблемы и
пробл толкования Святого Письма. В развитии гос-ти, социологич-й и соц-полит
мысли в К Руси имело большое знач «Слово о полку Игореве», в кот красной нитью
проходит идея о необх-ти объедин-я русских земель и прекращ междоусобий.
24. В
статьях конфедерации (1777-1778) заложен недостаток: она регламентировала
отношения суверенных субъектов – каждый штат имел суверенитет , свободу,
независимость и всякую власть юрисдикцию и право, собственный парламент,
правительство и конституцию. Этот союз пока был конфедерацией, в кот каждый
штат сохранял свое верховенство над структурами центра. иСторически
конфедерация предшествует федерации – спустя 10 лет так и случилось. Штат
Род-Айленд наложил вето на реш-е конгресса о Там-м обложении экспорта для
пополнения общей казны, в штате Массачусетс вспыхнуло восстание мелких фермеров
под руков-м Шейза, часть Сев Каролины охвачена восстанием, беспорядки в Пенсельвании,
повсюду был развал. Побороть анархию выпало федералистам Гамильтону, Мэдисону.
25.
Политика – особый вид д-ти и общ-х отнош-й возникла вместе с появлением частной
собств-ти на средства произв-ва, им-го нер-ва людей, общ-х классов,
противоположности их интересов и стремлений. Мощный импульс филос-му осмыслению
П дало развитие античной демократии, впервые возникшей в Древ Греции.
Сердцевину политики и основу науки о политики сост устр-во гос власти. П –
всегда и везде способ существ-я опр-й идеологии. В любом общ какой бы оно ни
было природы, П, чтобы она могла стать великой преобраз-й силой, должна
правильно отражать потребности развития мат-й жизни общ-ва.
26. Оценка
полит теории Маркса и Ленина должна быть дифференцированной: одна – для теории
революции, организации пролетариата на уничтожение буржуазной гос машины,
захват власти и установление диктатуры пролетар-а. Другая – относительно
последующего создания. Одна – для Зап Европы, другая для Восточной (России,
разместившейся и в Азии). Любая теория обречена в челов-м обществе на
неадекватное своему замыслу исполнение. Она неизбежно дрейфует от общегос-х и
общ-х целей в сторону собств интересов тех, кто берется за ее реализ-ю на
практике. Это характерно и для Ленина – в теории демократа, а на практике
идейно и физ-ки уничтожившего все оппозиционные партии. Не стоит ни упрощать,
ни искажать ленинскую теорию – она писалась для своего класса, для конкретной
истор-й эпохи и для росс-го общ-ва. Для них она была выверена. И не вина Ленина
в том, что выдвинутые в нач 20-го века идеи его рьяные последов-ли пытались подогнать
под общ-ю практику спустя пол века и более, совершенно в иных усл и даже в др
странах и континентах. Всякая истина конкретна. Увы, соц эпоха в чистом виде
канула в лету. Что кас-ся науки, то в ней, как известно и отриц рез-т – тоже
рез-т. он ускоряет поиски др путей, предупреждает от ошибок, словом учит
уму-разуму. Таким долгим, мучительным способом и прозревает челов-во.
Капитализм облагородился и стал более человечным не сам по себе, а под мощным
влияним соц идей, реального соц-ма и пост-м давлением наемных раб-в. Поэтому
то, что мы сегодня наз цивилиз-м кап-м, отмечая его одновременно эф-ть как в
собств-й – кап-й сфере, сфере пр-ва, так и в соц-кой, т.е. соц-й,
распределит-й, - все это есть ни что иное, как оптимальное сочет-е кап-й и
соц-х начал.
27.
Соц-полит строй Древ Геции представлял своеобразную сист полисов, т.е.
небольших, даже крошечных гос-в, состоящих из города и прилегающих к нему селений.
Тогда особое место среди них занимает город-государство Спарта. Общей чертой
полисной жизни в Др Греции явл-сь борьба м/у родовой аристократией,
перераставшую в рабовлад-ю наследств-ю знать и торгово-ремесленными кругами,
образовавшими вместе с отд-ми слоями крестианства лагерь демократии. В
завис-ти от перевеса той или иной стор гос-я власть в полисах принимала форму
либо аристократич-го правления ( в Спарте), либо демократии (Афины), либо
переходного правления тиранов (тирания – власть одного или неск-х лиц,
узурпирововших ее силой). С превращ-м рабства в господств-й способ эксплуат-и
росло им-е нерав-во свободных, обострялись противоречия древнегреч-го общ-ва.
Аристократия богатства, оттесняя родовитую знать и демократ-ки настр-е классы,
устанавливала в ряде полисов олигархические режимы. Основанные на господстве
аристократии военно-политич-е каолиции и гос союзы (Афинский мор союз). Позже
вследствие м/уусобных войн полисы приходят в упадок.
Страницы: 1, 2, 3
|
|