Реферат: Политология
28. Если
идея светского гос родилась в Греч-й и Римской культурах еще до нашей эры и уже
тогда прочно закрепилась в общ-м сознании греков и римлян, материализ-сь в
полит традициях и институтах, то на Арабском Востоке, в Средней Азии и
Закавказье теологич-е трактовки гос-ва – божеств-го происх-я власти и самих
правителей еще долго, уже в 1 тысячелетии н.э.были господствующими. Целый ряд
политиков и арабских мыслителей, труды кот дошли до нашего врем защищают идеи
верховенства светской власти и выступают против тирании духов-ва. Среди них –
Ибн Рушид, Ибн Халдун, Алишер Навой, Низамий Гянджеви, Шотто Руставели, Мхтиар
Гош… Как видим, наследие довольно богатое и полезное. Еще не родился Маркс с
его историч-ми формациями, еще даже не задуман «обществ договор» Руссо, не
вояет своего «Левиафана» Гоббс – словом, Зап Европейская мысль еще на пути к
своему расцвету, а Арабский Восток, Средняя Азия и Закавказье дают миру целые научные
школы, обосновывающие идеи, кот в Европе появятся спустя несколько столетий.
29.
Клерикализм как политическое направл-е (от лат церковный) сложился в 19 веке.
Его идеи распространились во всем Мире, оказав серьезное воздействие на
общ-полит-ю жизнь. Во многих странах наряду с религиозн орг-ми созданы
конфессиональные полит партии, профсоюзы, женские и молодежн объедин-я.
30. Утоп
соц-м возник на заре развития кап-ма. Это был протест угнетенных масс против
нищеты, бесправия. Утопический соц-м критиковал кап общ-во, осуждал его,
фантазировал о лучшем строе, убеждал богатых в безнравств-ти эксплуатации.
Причина нар-х бедствий в частной собств-ти. Само наличие такой собств-ти
неизбежно ведет к эксплуатации одного класса другим. Поэтому справедливое
будущее должно быть основано на общности владения и труда, обязательности труда
и всеобщем рав-ве, сочетании умственного и физ труда, справедливом распредел-и,
отказе от прим-я всякого насилия, свободе любви и брака, воспитании человека в
духе правды и его всесторонним развитии. Источник всех зол (Мелье) – гнусная
политика людей, и присвоение людьми благ и богатств земли.
31.
федералисты были за сильный центр. Они доказывают, что без реш-я общих проблем
и создания благопр-х для человека макроусл-й не возможно развитие самого
индивида. Также они за сильную власть центра, способную справится с внутр
конфликтами и успешно противостоять внеш угрозе. Сильный центр предполагал не
размягченное демокр-е правление, годное для законодат работы, а профессиональное.
Энергичность ипсолнит-й власти основной элемент, определ-й здоровое правит-во.
Она необх для обеспечения безопасн-ти страны, в проведении в жизнь актов законодат
власти, ограждение им-ва от несправедливых манипуляций, защиты свободы от посягательств
лиц с тщеславными и анархическими порывами. Составными частями такоя власти
явл: единоначалие, кот придает ей дополнит-ю силу, решительность, умение
хранить тайну, способность быстро управляться с делами – все это присуще одному
человеку, а не группе лиц.
32. Монархия
– форма правления в эксплуататорских гос-х, при кот верховная гос власть
сосредоточена (полностью или частично) в руках единоличного главы гос-ва –
наследственного монарха.
33. (40)
Сердцевину политики и основу науки о политике составл-т прежде всего устр-во
гос власти. П – всегда и везде способ существования определенной идеологии. В
любом общ какой бы оно ни было природы, П, чтобы она могла стать великой
преобраз-й силой, должна правильно отражать потребности развития мат-й жизни
общ-ва. Политика монархических режимов средневековья «питались» идеологие абсолютизма.
Взятие Бастилии – предвестник становления новой идеологии, у истоков кот
стояли: Вольтер, Дидро, Руссо. В ХVII представители философских знаний
(Горбацкий, Яворский, Прокопович, Сковорода) выступали идеологами
нац-освободит-го движ-я в Украине. В XIX появилось новое полит течение –
марксизм.
34. В
Декларации принципов Соц Интернац-ла ’89г нашли отраж-е новые подходы
соцал-демократии к современному миру. Уделяется внимание реш-ю глобальных
проблем: обеспечению мира и м/унар безопасности, улучшению отнош м/у Востоком и
Западом, ликвидации колониализми и расизма, созданию нового м/унар экономич
порядка, сохранению окруж среды. Особое знач придается осущ-ю направл-го
(регулируемого) развития эконом демократии с учетом специфики той или иной
страны. Большое знач придается «демократич и соц контролю» над развитием
экономики, роль кот возрастает в ходе его интернационализации. В контроле
участвуют вместе с гос органами и общ-но-политич-ми орган-ми. Полит демократия
предусматр-т осущ-е полит прав и свобод (свобода слова, мысли, образования,
организаций и религий), вкл также свободу выбора м/у разл полит альтернат-ми…
35.
Политология – молодая наука. Целыые тысячелетия она развивалась в рамках
истории и философии. Выделившаяся со времен Древнего Рима в самостоятельную
науку – теория гос-ва и права длительное время считала проблематику политологии
собственным содержанием. Полибей, Гай, Гроция Фортескью внесли основательный
вклад в политическую теорию.
Значительная часть творчества Платона и Аристотеля
(Государство, Законы, Политик, Политика) являются собственно политологией.
Этих ученых относят к философам, это верно. Их учения являются фундаментом
сформировавшейся спустя XX веков самост-й науки о политике. Гобс, Макиавелли,
Руссо, Локк занимались теоретическим осмыслением политики: технолог-й
завоевания власти, рац-го гос-го устр-ва…
36.
Идеальное гос трактуется Платоном как максимально возможное воплощ-е в
обществ-ю практику гармонии, добра и мира, прав и свобод. Подобно 3 началам
человеческой души – разумному, яростному, вожделеющему. В общ-ве также должны
сущ-ть 3 основных сословия – правители, воины, производители. Высшая
справедливость состоит в том, чтобы каждое начало занималось своим делом и не
вмешивалось в чужие дела. Идеальное гос – это правление лучших, т.е.
аристократия. Если среди прав-й выделяется один, то правление – царская власть,
если несколько – аристократия. Демократию считает не лучшей формой правл-я. Законодателю
рекомендует придерж-ся умеренности. С одной стороны – должна быть ограничена
власть правящих, с другой – свобода управляемых. Все тогда сущ-е гос-ва он
считает несправ-ми (в них 2 вражд-х гос-ва – бедных и богатых). Но образ
идеал-го гос-ва Платона послужил не только методологией для последующих научных
изысканий в этой обл-ти, примером для подражания, но и побудил последователей к
коррект-ке платоновской теории власти.
37. Полит
сотрудн-во с религиозными лидерами оправдывалось для официальной власти
решением главного вопр: сохранить власть и не допустить вторжения в большую
политику нар масс, свержения все6х правящих элит. Для этого так долго,
насколько хватало сил, церковь и светские правители «облегчали» законодат-во
изъятием из него всего полит-го. Запреты, меры, механ-мы и санкции по прежнему
сурово действовали. Молчаливо подразумевалось, что власть и гос-во сущ-т сами
по себе как извечная и нерушимая данность. В реальной жизни властям приходится
заниматься такими делами, кот не приличествуют церкви, они не достойны ее
высокой морали и дух-го сана. Для выполнения этих дел церковь и уполномачивает
государя. Но, чтобы он не превратился в тирана, зорко надзирает за ним, т.е.
сохраняет свое верховенство в сист власти.
38. Абсолютизм
(безусловный) –При нем достигается наибольшая степень госуд-й централизации,
создается разветвленный демократический аппарат, большая постоянная армия и
полиция.
39. Анархизм
–Сложилось в сер. 19 в., выражает соц-ную психологию и идеологию мелкособств-х
и деклассированных слоев города и деревни, разоряемых и притесняемых крупным
капиталом, склонных к стихийному бунтарству и не привыкших к строгой дисциплине
в труде и борьбе.
40. (33) В
мировоззренческом измерении политики немаловажное место занимает идеология.
Политическая идеология в целом имеет следующие основные струк-е элем-ы: 1)связь
с общей мировоззренч-й сист эпохи; 2)программные установки, сформулир-е на
основе тех или иных полож-й этой сист; 3)стратегия реализ-ции прогр-х
установок; 4)пропоганда; 5) конкретные шаги по реализации программы. Идеология
неразрывно связана с проблемами, касающимися авторитета, власти, властных
отношений. Ид призвана придавать значимость институциональным отношениям м/у
людьми как субъектами политики, объяснять, обосновывать, оправдывать или
отвергать политические реальности в конкретных общественно-историч-х условиях.
Хотя научный подход и отвергает идеологию в качестве инструмента или исходной
посылки исследования, необходимость ее изучения как неотъемлемого элемента
мира политического не
отпадает.
41. Томас Мор
(1478- 1535) английский философ и полит.деятель. В утопии мора нет частной
собственности, и трудятся все( 6 часов в день а остальное отдых)- в этом
источник счастья утопистов. В своём произведении «утопия» он в первые системно
изложил свои взгляды на социалистическое устройство: правители- ответственные
перед избирателями, занимают свои посты на строго определённый срок согласно
волеизъявлению выборщиков. Высший орган- сенат, а верховная власть принадлежит
верховному собранию. Собственность общая, все трудятся и сдают продукцию на
склад. Мор стал родоначальником в истории социалистической мысли, именуемого
утопическим социализмом.
42. Весь 14 век и первую половину 16 века судьба Украины
была незавидной. Вначале она стала провинцией Литовского княжества, а затем с
1569 года частью польско-литовского государства, речи посполитой, западная украина-
галицко- волынский регион- был присоединён к Австро-Венгрии, а боковина к
Румынии. Но даже в этот период не угасли элементы укр.государственности : они
продолжали существовать в идее национальной независимости. В этих условиях
строилось запорожское казачество, основная военно-политическая основа будущей
гос-ти. Высшей законодательной властью у казаков считался совет, в котором
участвовали все. В малом совете( исполнительный орган) заседала только
старшина, она избиралась на основе общего избирательного права. Само казачество
делилось на полки- по 500 человек во главе с полковником, сотни- во главе с
сотником. Войском руководил атаман- гетман, а сечью- кошевой атаман.
43.
44. По
современной конституции Президент США назначает глав и старших должностных лиц
органов исполнительной власти, министров, именуемых секретарями. Назначает
федеральных судей, послов и руководит всей внешнеполитической деятельностью.
Большая часть назначений и действий подлежит подтверждению в сенате. Судебная
власть возглавляется верховным судом, кроме него конгресс учредил 11 федеральных
апелляционных судов и 91 подчиненный им окружной суд. Все соглашения
заключенные президентом с иностранными державами, как назначение
гос.должностных лиц подлежат последующему утверждению в сенате. Таким образом
контролируется и всемогущий президент.
45.Политология изучает политические системы и политическую
жизнь общества, проблемы внутренней политики и международных отношений, в
отличие от социологии которая изучает закономерности развития и функционирования
общества, философии – которая изучает общие законы развития природы, общества и
мышления, религии, истории – изучающей прошлое человеческого общества.
46. Политология
необходима в современном обществе для отслеживания этапов политической логики
человечества по мере его цивилизации и усложнения внешних и внутренних
политических отношений. Политология в некоторой мере является историей
развития политических отношений в обществе. Политология это наука изучающая
политические системы и политическую жизнь общества, проблемы отношений.
47. Социальной основой стабильного общества является
средний элемент, под которым философ понимает граждан со средним имущественным
состоянием. По его мнению люди с таким достатком не стремятся к чужому добру. В
богатстве и бедности Аристотель видел зародыши общественных потрясений.(56). К
государствам первого типа относится монархия- правление одного, просвещенного
монарха, который имеет целью общую пользу. Аристократия- власть знати,
элитарных сословий, отличающихся высоким уровнем образования и культуры, компетентности
в политических вопросах, но имеющих в виду высшее благо- благо государства.
48. Религия и общество не отделимы друг от друга. Религия
предшествует науке об обществе и государстве и самому государству. Но при этом
религия остаётся для правящих инструментом манипулирования массами и
удерживания власти. Обычно в целях консолидации народов формирования
национального самосознания, традиций, поддерживающих гражданское общество и
создающих духовную основу для выживания в борьбе с другими народами все мировые
религии культивируют идею богоизбранности данного народа, его особого
предназначения в мире, именно эта вера, гос.устройство и образ жизни
объявляются самыми передовыми и жизнеспособными.
49. Английский мыслитель не был сторонником феодального
абсолютизма. Эффективная монархия это абсолютная монархия. Признаки: подданные
не могут изменить форму правления; верховная власть не может быть потеряна;
подданные не могут обсуждать действия суверена; любой суверен наказуем
подданными; суверен – судья во всех вопросах по отношению к подданным; суверен
не подчинён гражданским законам; назначает всех высших должностных лиц;
поощряет и наказывает; объявляет войну и заключает мир; власть и честь подданных
исчезают в присутствии верховной власти; второстепенное представительство,
кроме самого суверена опасно для самих людей; власть и честь любого суверена
должны быть больше, чем любого подданного. Таким образом Гоббс прямо выступал
против идей политического плюрализма, разделения властей.
50. Принципы и методы политологии.
51. Украина в
период советской власти, сразу же после ликвидации органов царской власти
получила возможность для создания УНР(ноябрь 1917). В январе 1918 верховная
рада провозгласила Украину самостоятельным гос-м, формально просуществовавшим несколько
месяцев. В декабре 1917 выпущены 1е банковские билеты, на которых фигурировало
изображение тризубца. Советский режим был сравнительно терпимым по отношению
к национальной украинской идее. Было разрешено преподавание и изучение
украинского языка в отличие от периода царского правления, тиражирование
учебной и художественной литературы, газет, радио и телевидение на украинском
языке. Однако при всём этом Украина полностью подчинялась Москве.
В период правления царя Украина находилась
в более ужасном положении. Украинский язык был запрещен, издательство и
распространение литературы на украинском языке каралось законом. Судьбой
украинских земель распоряжался только царь по своему усмотрению. Другими словами
украинский народ не имел возможности строить судьбу своего государства
самостоятельно, и кроме этого он был лишен всех демократических прав.
52. Эта система
действует в отношении палаты представителей и сената, президента и конгресса,
конгресса и верховного суда. Так принятый обеими палатами закон должен быть
подписан президентом, или возвращён в палату. В таком случае палата может
согласится с замечаниями, а может преодолеть президентское вето двумя третями
голосов сената и палаты представителей. Свои поправки в законопроект, принятый
нижней палатой, вносит и сенат, который задумывается, если палата использует
свою власть во зло. Если конгресс проведёт закон оспариваемый в судах как не
конституционный, верховный суд в праве объявить его неконституционным и тем
самым аннулировать.(44)
53. В середине 11
века политические учения о происхождении власти князя и образования КР. «правда
русская» был одним из первых письменных документов подтверждавших существование
КР как государства. Это не только правовой документ, но и он доносит до нас
картину расклада политических сил в КР, нормы иерархии, материальные основы
свобод человека в раннефеодальном обществе. Следующим памятником письменности
является «слово о законе и благодати» Иллариона, которое выступает теоретическим
обоснованием независимости КР, а также идеи высшей княжеской власти, которая по
статусу выше власти церкви. В «поучении» князя Мономаха (1096) предпринимаются
попытки приостановить процессы упадка величия КР. Особое место занимает
«повесть временных лет», центральная идея которой является единство КР, в
повести идеализируется госстрой, установленный Ярославом Мудрым. «слово о
полку игореве», отличительная особенность которого является идея единовластия.
Роботы Данило Галицкого.
54. РЕФЕРЕНДУМ
- форма принятия законов или решений наиболее важных вопросов гос.жизни
путём всеобщего голосования, одна из форм непосредственной демократии.
55.Законы и категории политологии.
56. К
государствам первого типа относится монархия- правление одного, просвещенного
монарха, который имеет целью общую пользу. Аристократия- власть знати,
элитарных сословий, отличающихся высоким уровнем образования и культуры,
компетентности в политических вопросах, но имеющих в виду высшее благо- благо
государства.
57.После Сталинского режима в период
которого были проведены массовые репрессии среди всех слоёв населения,
благодаря которым он хотел уничтожить всех врагов народа и тем самым поднять
экономику и восстановить производство страны, было расстреляно большое число
интелегенции, людей с высшим образованием и специалистов в различных отраслях
промышленности. Из-за этого страна в своём развитие сделала шаг назад, а не
вперёд как планировал Сталин, кроме этого доверие правительству народа значительно
уменьшилось. Социальные последствия таких режимов : упадок экономики,
увеличение смертности и нищеты, недоверие правительству, в последствие
стремление народных масс к его свержению, увеличение миграции населения за
границу. При царском режиме: запрещение укр.языка, полное подчинение царю,
отсутствие демократии…
58. Город солнца- произведение отражающее взгляды великого
социалиста на гос.устройство. верховный правитель в этом городе- священник
именуемый Солнце, который является главою, в светском и духовном, по всем вопросам
и спорам он выносит окончательное решение. При нём имеются 3 соправителя: 1.
Мощь-всё касающееся войны и мира. 2. Мудрость- искусства, ремёсла и науки,
ученые и учебные заведения. 3. Любовь. Жители города ни в чем не нуждаются, все
получают от общины, а должностные тщательно следят за тем, чтобы никто не
получал больше чем ему нужно. У всех все общее. Мужчины и женщины носят
одинаковую одежду для военного дела.
Страницы: 1, 2, 3
|
|