рефераты

рефераты

 
 
рефераты рефераты

Меню

Реферат: Политология рефераты

28. Если идея светского гос родилась в Греч-й и Римской культурах еще до нашей эры и уже тогда прочно закре­пилась в общ-м сознании греков и римлян, материализ-сь в полит традициях и институтах, то на Арабском Вос­токе, в Средней Азии и Закавказье теологич-е трактовки гос-ва – божеств-го происх-я власти и самих правителей еще долго, уже в 1 тысячелетии н.э.были господствующими. Целый ряд политиков и арабских мыслителей, труды кот дошли до нашего врем защищают идеи верховенства светской власти и выступают против тирании духов-ва. Среди них – Ибн Рушид, Ибн Халдун, Алишер Навой, Низамий Гянджеви, Шотто Руставели, Мхтиар Гош… Как видим, наследие довольно богатое и полезное. Еще не родился Маркс с его историч-ми формациями, еще даже не задуман «обществ договор» Руссо, не вояет своего «Левиафана» Гоббс – словом, Зап Европейская мысль еще на пути к своему расцвету, а Арабский Восток, Средняя Азия и Закавказье дают миру целые научные школы, обос­новывающие идеи, кот в Европе появятся спустя несколько столетий.

29. Клерикализм как политическое направл-е (от лат церковный) сложился в 19 веке. Его идеи распространились во всем Мире, оказав серьезное воздействие на общ-полит-ю жизнь. Во многих странах наряду с религиозн орг-ми созданы конфессиональные полит партии, профсоюзы, женские и молодежн объедин-я.

30. Утоп соц-м возник на заре развития кап-ма. Это был протест угнетенных масс против нищеты, бесправия. Утопический соц-м критиковал кап общ-во, осуждал его, фантазировал о лучшем строе, убеждал богатых в без­нравств-ти эксплуатации. Причина нар-х бедствий в частной собств-ти. Само наличие такой собств-ти неизбежно ведет к эксплуатации одного класса другим. Поэтому справедливое будущее должно быть основано на общности владения и труда, обязательности труда и всеобщем рав-ве, сочетании умственного и физ труда, справедливом распредел-и, отказе от прим-я всякого насилия, свободе любви и брака, воспитании человека в духе правды и его всесторонним развитии. Источник всех зол (Мелье) – гнусная политика людей, и присвоение людьми благ и бо­гатств земли.

31. федералисты были за сильный центр. Они доказывают, что без реш-я общих проблем и создания благопр-х для человека макроусл-й не возможно развитие самого индивида. Также они за сильную власть центра, способ­ную справится с внутр конфликтами и успешно противостоять внеш угрозе. Сильный центр предполагал не раз­мягченное демокр-е правление, годное для законодат работы, а профессиональное. Энергичность ипсолнит-й вла­сти основной элемент, определ-й здоровое правит-во. Она необх для обеспечения безопасн-ти страны, в проведе­нии в жизнь актов законодат власти, ограждение им-ва от несправедливых манипуляций, защиты свободы от пося­гательств лиц с тщеславными и анархическими порывами. Составными частями такоя власти явл: единоначалие, кот придает ей дополнит-ю силу, решительность, умение хранить тайну, способность быстро управляться с делами – все это присуще одному человеку, а не группе лиц.

32. Монархия – форма правления в эксплуататорских гос-х, при кот верховная гос власть сосредоточена (полностью или частично) в руках единоличного главы гос-ва – наследственного монарха.

33. (40) Сердцевину политики и основу науки о политике составл-т прежде всего устр-во гос власти. П – всегда и везде способ существования определенной идеологии. В любом общ какой бы оно ни было природы, П, чтобы она могла стать великой преобраз-й силой, должна правильно отражать потребности развития мат-й жизни общ-ва. Политика монархических режимов средневековья «питались» идеологие абсолютизма. Взятие Бастилии – пред­вестник становления новой идеологии, у истоков кот стояли: Вольтер, Дидро, Руссо. В ХVII представители фило­софских знаний (Горбацкий, Яворский, Прокопович, Сковорода) выступали идеологами нац-освободит-го движ-я в Украине. В XIX появилось новое полит течение – марксизм. 

34. В Декларации принципов Соц Интернац-ла ’89г нашли отраж-е новые подходы соцал-демократии к совре­менному миру. Уделяется внимание реш-ю глобальных проблем: обеспечению мира и м/унар безопасности, улучшению отнош м/у Востоком и Западом, ликвидации колониализми и расизма, созданию нового м/унар эко­номич порядка, сохранению окруж среды. Особое знач придается осущ-ю направл-го (регулируемого) развития эконом демократии с учетом специфики той или иной страны. Большое знач придается «демократич и соц кон­тролю» над развитием экономики, роль кот возрастает в ходе его интернационализации. В контроле участвуют вместе с гос органами и общ-но-политич-ми орган-ми. Полит демократия предусматр-т осущ-е полит прав и сво­бод (свобода слова, мысли, образования, организаций и религий), вкл также свободу выбора м/у разл полит аль­тернат-ми…

35. Политология – молодая наука. Целыые тысячелетия она развивалась в рамках истории и философии. Выде­лившаяся со времен Древнего Рима в самостоятельную науку – теория гос-ва и права длительное время считала проблематику политологии собственным содержанием. Полибей, Гай, Гроция Фортескью внесли основательный вклад в политическую теорию.

Значительная часть творчества Платона и Аристотеля (Государство, Законы, Политик, Политика) являются соб­ственно политологией. Этих ученых относят к философам, это верно. Их учения являются фундаментом сформи­ровавшейся спустя XX веков самост-й науки о политике. Гобс, Макиавелли, Руссо, Локк занимались теоретиче­ским осмыслением политики: технолог-й завоевания власти, рац-го гос-го устр-ва…

36. Идеальное гос трактуется Платоном как максимально возможное воплощ-е в обществ-ю практику гармонии, добра и мира, прав и свобод. Подобно 3 началам человеческой души – разумному, яростному, вожделеющему. В общ-ве также должны сущ-ть 3 основных сословия – правители, воины, производители. Высшая справедливость состоит в том, чтобы каждое начало занималось своим делом и не вмешивалось в чужие дела. Идеальное гос – это правление лучших, т.е. аристократия. Если среди прав-й выделяется один, то правление – царская власть, если не­сколько – аристократия. Демократию считает не лучшей формой правл-я. Законодателю рекомендует придерж-ся умеренности. С одной стороны – должна быть ограничена власть правящих, с другой – свобода управляемых. Все тогда сущ-е гос-ва он считает несправ-ми (в них 2 вражд-х гос-ва – бедных и богатых). Но образ идеал-го гос-ва Платона послужил не только методологией для последующих научных изысканий в этой обл-ти, примером для подражания, но и побудил последователей к коррект-ке платоновской теории власти.  

37. Полит сотрудн-во с религиозными лидерами оправдывалось для официальной власти решением главного вопр: сохранить власть и не допустить вторжения в большую политику нар масс, свержения все6х правящих элит. Для этого так долго, насколько хватало сил, церковь и светские правители «облегчали» законодат-во изъятием из него всего полит-го. Запреты, меры, механ-мы и санкции по прежнему сурово действовали. Молчаливо подразу­мевалось, что власть и гос-во сущ-т сами по себе как извечная и нерушимая данность. В реальной жизни властям приходится заниматься такими делами, кот не приличествуют церкви, они не достойны ее высокой морали и дух-го сана. Для выполнения этих дел церковь и уполномачивает государя. Но, чтобы он не превратился в тирана, зорко надзирает за ним, т.е. сохраняет свое верховенство в сист власти.      

38. Абсолютизм (безусловный) –При нем достигается наибольшая степень госуд-й централизации, создается разветвленный демократический аппарат, большая постоянная армия и полиция. 

39. Анархизм –Сложилось в сер. 19 в., выражает соц-ную психологию и идеологию мелкособств-х и деклассиро­ванных слоев города и деревни, разоряемых и притесняемых крупным капиталом, склонных к стихийному бунтар­ству и не привыкших к строгой дисциплине в труде и борьбе.    

40. (33) В мировоззренческом измерении политики немаловажное место занимает идеология. Политическая идеология в целом имеет следующие основные струк-е элем-ы: 1)связь с общей мировоззренч-й сист эпохи; 2)программные установки, сформулир-е на основе тех или иных полож-й этой сист; 3)стратегия реализ-ции прогр-х установок; 4)пропоганда; 5) конкретные шаги по реализации программы. Идеология неразрывно связана с про­блемами, касающимися авторитета, власти, властных отношений. Ид призвана придавать значимость институцио­нальным отношениям м/у людьми как субъектами политики, объяснять, обосновывать, оправдывать или отвергать политические реальности в конкретных общественно-историч-х условиях. Хотя научный подход и отвергает идео­логию в качестве инструмента или исходной посылки исследования, необходимость ее изучения как неотъемле­мого элемента мира политического не отпадает.                                                                                                      

41. Томас Мор (1478- 1535) английский философ и полит.деятель.  В утопии мора нет частной собственности, и трудятся все( 6 часов в день а остальное отдых)- в этом источник счастья утопистов. В своём произведении «утопия» он в первые системно изложил свои взгляды на социалистическое устройство: правители- ответственные перед избирателями, занимают свои посты на строго определённый срок согласно волеизъявлению выборщиков. Высший орган- сенат, а верховная власть принадлежит верховному собранию. Собственность общая, все трудятся и сдают продукцию на склад. Мор стал родоначальником в истории социалистической мысли, именуемого уто­пическим социализмом.

42. Весь 14 век и первую половину 16 века судьба Украины была незавидной. Вначале она стала провинцией Ли­товского княжества, а затем с 1569 года частью польско-литовского государства, речи посполитой, западная ук­раина- галицко- волынский регион- был присоединён к Австро-Венгрии, а боковина к Румынии. Но даже в этот период не угасли элементы укр.государственности : они продолжали существовать в идее национальной незави­симости. В этих условиях строилось запорожское казачество, основная военно-политическая основа будущей гос-ти. Высшей законодательной властью у казаков считался совет, в котором участвовали все. В малом совете( ис­полнительный орган) заседала только старшина, она избиралась на основе общего избирательного права. Само казачество делилось на полки- по 500 человек во главе с полковником, сотни- во главе с сотником. Войском руко­водил атаман- гетман, а сечью- кошевой атаман.

43.

44. По современной конституции Президент США назначает глав и старших должностных лиц органов исполни­тельной власти, министров, именуемых секретарями. Назначает федеральных судей, послов и руководит всей внешнеполитической деятельностью. Большая часть назначений и действий подлежит подтверждению в сенате. Судебная власть возглавляется верховным судом, кроме него конгресс учредил 11 федеральных апелляционных судов и 91 подчиненный им окружной суд. Все соглашения заключенные президентом с иностранными держа­вами, как назначение гос.должностных лиц подлежат последующему утверждению в сенате. Таким образом кон­тролируется и всемогущий президент.

45.Политология изучает политические системы и политическую жизнь общества, проблемы внутренней поли­тики и международных отношений, в отличие от социологии которая изучает закономерности развития и функ­ционирования общества, философии – которая изучает общие законы развития природы, общества и мышления, религии, истории – изучающей прошлое человеческого общества.

46. Политология необходима в современном обществе для отслеживания этапов политической логики человече­ства по мере его цивилизации и усложнения  внешних и внутренних политических отношений. Политология в не­которой мере является историей развития политических отношений в обществе. Политология это наука изучаю­щая политические системы и политическую жизнь общества, проблемы отношений.

47. Социальной основой стабильного общества  является средний элемент, под которым философ понимает граждан со средним имущественным состоянием. По его мнению люди с таким достатком не стремятся к чужому добру. В богатстве и бедности Аристотель видел зародыши общественных потрясений.(56). К государствам пер­вого типа относится монархия- правление одного, просвещенного монарха,  который имеет целью общую пользу. Аристократия- власть знати, элитарных сословий, отличающихся высоким уровнем образования и культуры, ком­петентности в политических вопросах, но имеющих в виду высшее благо- благо государства.

48. Религия и общество не отделимы друг от друга. Религия предшествует науке об обществе и государстве и са­мому государству. Но при этом религия остаётся для правящих инструментом манипулирования массами и удерживания власти. Обычно в целях консолидации народов формирования национального самосознания, тради­ций, поддерживающих гражданское общество и создающих духовную основу для выживания в борьбе с другими народами все мировые религии культивируют идею богоизбранности данного народа, его особого предназначе­ния в мире, именно эта вера, гос.устройство и образ жизни объявляются самыми передовыми и жизнеспособ­ными.

49. Английский мыслитель не был сторонником феодального абсолютизма. Эффективная монархия это абсо­лютная монархия. Признаки: подданные не могут изменить форму правления; верховная власть не может быть потеряна; подданные не могут обсуждать действия суверена; любой суверен наказуем подданными; суверен – судья во всех вопросах по отношению к подданным; суверен не подчинён гражданским законам; назначает всех высших должностных лиц; поощряет и наказывает; объявляет войну и заключает мир; власть и честь подданных исчезают в присутствии верховной власти; второстепенное представительство, кроме самого суверена опасно для самих людей; власть и честь любого суверена должны быть больше, чем любого подданного. Таким образом Гоббс прямо выступал против идей политического плюрализма, разделения властей.

50. Принципы и методы политологии.

51. Украина  в период советской власти, сразу же после ликвидации органов царской власти получила возмож­ность для создания УНР(ноябрь 1917). В январе 1918 верховная рада провозгласила Украину самостоятельным гос-м, формально просуществовавшим несколько месяцев. В декабре 1917 выпущены 1е банковские билеты, на кото­рых фигурировало изображение тризубца.   Советский режим был сравнительно терпимым по отношению к на­циональной украинской идее. Было разрешено преподавание и изучение украинского языка в отличие от периода царского правления, тиражирование учебной и художественной литературы, газет, радио и телевидение на укра­инском языке. Однако при всём этом Украина полностью подчинялась Москве.

В период правления царя Украина находилась в более ужасном положении. Украинский язык был запрещен, из­дательство и распространение литературы на украинском языке каралось законом. Судьбой украинских земель распоряжался только царь по своему усмотрению. Другими словами украинский народ не имел возможности строить судьбу своего государства самостоятельно, и кроме этого он был лишен всех демократических прав.

52. Эта система действует в отношении палаты представителей и сената, президента и конгресса, конгресса и верховного суда. Так принятый обеими палатами закон должен быть подписан президентом, или возвращён в па­лату. В таком случае палата может согласится с замечаниями, а может преодолеть президентское вето двумя тре­тями голосов сената и палаты представителей. Свои поправки в законопроект, принятый нижней палатой, вносит и сенат, который задумывается, если палата использует свою власть во зло. Если конгресс проведёт закон оспари­ваемый в судах как не конституционный, верховный суд в праве объявить его неконституционным и тем самым аннулировать.(44)

53. В середине 11 века политические учения о происхождении власти князя и образования КР. «правда русская» был одним из первых письменных документов подтверждавших существование КР как государства. Это не только правовой документ, но и он доносит до нас картину расклада политических сил в КР, нормы иерархии, материаль­ные основы свобод человека в раннефеодальном обществе. Следующим памятником письменности является «слово о законе и благодати» Иллариона, которое выступает теоретическим обоснованием независимости КР, а также идеи высшей княжеской власти, которая по статусу выше власти церкви. В «поучении» князя Мономаха (1096) предпринимаются попытки приостановить процессы упадка величия КР. Особое место занимает «повесть временных лет», центральная идея которой является единство КР, в повести идеализируется госстрой, установлен­ный Ярославом Мудрым. «слово о полку игореве», отличительная особенность которого является идея единовла­стия. Роботы Данило Галицкого. 

54. РЕФЕРЕНДУМ - форма принятия законов или решений наиболее важных вопросов гос.жизни путём всеоб­щего голосования, одна из форм непосредственной демократии.

55.Законы и категории политологии.

56. К государствам первого типа относится монархия- правление одного, просвещенного монарха,  который имеет целью общую пользу. Аристократия- власть знати, элитарных сословий, отличающихся высоким уровнем образования и культуры, компетентности в политических вопросах, но имеющих в виду высшее благо- благо госу­дарства.

57.После Сталинского режима в период которого были проведены массовые репрессии среди всех слоёв насе­ления, благодаря которым он хотел уничтожить всех врагов народа и тем самым поднять экономику и восстано­вить производство страны, было расстреляно большое число интелегенции, людей с высшим образованием и спе­циалистов в различных отраслях промышленности. Из-за этого страна в своём развитие сделала шаг назад, а не вперёд как планировал Сталин, кроме этого доверие правительству народа значительно уменьшилось. Социальные последствия таких режимов : упадок экономики, увеличение смертности и нищеты, недоверие правительству, в последствие стремление народных масс к его свержению, увеличение миграции населения за границу. При цар­ском режиме: запрещение укр.языка, полное подчинение царю, отсутствие демократии…

58. Город солнца- произведение отражающее взгляды великого социалиста на гос.устройство. верховный прави­тель в этом городе- священник именуемый Солнце, который является главою, в светском и духовном, по всем во­просам и спорам он выносит окончательное решение. При нём имеются 3 соправителя: 1. Мощь-всё касающееся войны и мира. 2. Мудрость- искусства, ремёсла и науки, ученые и учебные заведения. 3. Любовь. Жители города ни в чем не нуждаются, все получают от общины, а должностные тщательно следят за тем, чтобы никто не получал больше чем ему нужно. У всех все общее. Мужчины и женщины носят одинаковую одежду для военного дела.

Страницы: 1, 2, 3