Реферат: Правовое регулирование государственной службы в таможенных органах
Термин «служащий» также
требует некоторых пояснений. В самом широком смысле слова служащий — это лицо,
гражданин, занимающий за плату определенную должность в государственной
организации или общественном объединении, коммерческом или частном предприятии
и тд Государственный таможенный служащий — это вид, во-первых, служащего в
широком смысле и, во-вторых, государственного служащего, имеющий некоторые
особенности. Учитывая, что таможенные органы отнесены к числу
правоохранительных, надо подчеркнуть, что правила приема и прохождения в них
службы близки к тем, которые применяются в органах внутренних дел.
Много общего с этой точки
зрения обнаруживается в учреждениях и организациях таможенной сферы и службы в
гражданской авиации, на железнодорожном, морском и речном транспорте. Эта
общность во многом определяется спецификой названных и ряда других отраслей,
особенностями их характера, организации руководства и управления ими.
Государственный таможенный служащий —
лицо, занимающее за вознаграждение должность в таможенных органах, учреждениях
и организациях, участвующее в осуществлении таможенного дела и обладающее
определенным объемом (кругом) прав и обязанностей.
Рассмотрим подробнее
вопрос о классификации таможенных служащих. В литературе выработаны различные
критерии такой классификации и, соответственно, различные ее варианты.
Достаточно распространенной являются классификации служащих в зависимости от
видов государственной деятельности; от характера труда (т.е. по старшинству
должностей); от юридических свойств должностей (т.е. по характеру служебных
полномочий). На этой основе может быть предложена следующая классификация
государственных таможенных служащих.
По характеру труда
(старшинству должностей) таможенные служащие могут быть подразделены на
руководителей, специалистов и технических исполнителей. К руководителям относятся
председатель, заместители председателя, члены коллегии ГТК; начальники
региональных таможенных управлений и таможен, таможенных постов; начальники
управлений, отделов, других структурных подразделений таможенных органов, их
заместители; директора (начальники) таможенных предприятий и организаций,
учебных заведений и научно-исследовательских учреждений. Руководители
таможенных органов и учреждений играют большую роль в определении перспективных
и текущих задач возглавляемого органа, предприятия, учреждения, организации,
структурного подразделения; в направлении и координации их деятельности,
подборе и расстановке кадров, принятии решений и контроле за их выполнением.
Руководители таможенных органов и их
заместители могут иметь штат сотрудников, помогающих им выполнять свои функции
в соответствии с распределением обязанностей. В зависимости от уровня и места
соответствующего органа в системе таможенных органов такой штат может состоять
из двух и более сотрудников. Условно его можно назвать аппаратом при
руководстве. Например, председатель ГТК имеет аппарат, в который входят его
советники, референты и другие категории служащих.
К числу
специалистов относятся служащие таможенных органов и учреждений, предприятий
и организаций, имеющие высшее или среднее специальное образование, которые выполняют
работу, требующую специальных знаний и трудовых навыков, но не являются
руководителями. Специалистами являются инспектора, экономисты и юрисконсульты,
референты, бухгалтеры различных категорий, товароведы, инженеры, программисты,
эксперты.
Технические
исполнители — лица,
осуществляющие вспомогательную деятельность: секретари, машинистки, делопроизводители,
кассиры и другие служащие, занятые подготовкой и оформлением документов,
хозяйственным обслуживанием, организационно-технической стороной учета и
контроля, ведением делопроизводства.
Юридические свойства
должностей, т.е. характер и объем имеющихся у них полномочий, — один из
наиболее важных и распространенных критериев классификации служащих. Таможенные
служащие в соответствии с этим критерием могут быть подразделены на должностных
лиц и иных служащих.
Охарактеризуем правовой
статус должностных лиц таможенных органов с учетом того, что этому посвящена
статья ”Должностные лица таможенных органов” Закона о государственной
Таможенной службе (13).
Вначале о самом понятии «должностное
лицо». В юридической литературе имеются различные варианты его определения.
Главное, что следует выделить при характеристике должностного лица, — право
этой категории служащих (и не только государственных) совершать юридически
значимые действия.
В этом смысле удачным
можно признать следующее определение: «Должностными лицами называются
служащие, имеющие право совершать служебные юридические действия»(14). Такие
юридические действия влекут определенные юридические последствия, и серьезное
отличие должностных лиц от других категорий служащих состоит в том, что первые
могут действовать от имени организации внутри нее или вовне; первые имеют
властные (распорядительные) полномочия, а вторые - нет.
По мнению Б.М. Лазарева,
должностными лицами являются те государственные служащие, которые обладают
распорядительными полномочиями: имеют подчиненных им по службе сотрудников,
вправе издавать акты управления, определяющие поведение других людей, или акты
административного распоряжения материальными и денежными ресурсами, либо
осуществляют контроль(15).
Разновидностью должностных лиц
являются представители власти. В законодательстве нет четкого определения этого
термина. В литературе в качестве основного признака представителей власти
выделяется следующее положение: эти государственные служащие имеют право
предъявлять государственно-властные требования (давать предписания, указания) от
имени государства и применять меры воздействия к органам и лицам, не
находящимся в их подчинении'. Б.М.Лазарев также отмечает: «...представители
власти облечены государственно-властными полномочиями по отношению к лицам, не
находящимся у них в служебном подчинении»(16).
На основе высказанных
выше общих соображений относительно характера и особенностей должностных лиц
как разновидности государственных служащих перейдем к характеристике
специфики правового положения должностных лиц таможенных органов, которое
остается открытым. Прежде всего надо подчеркнуть, что серьезный отпечаток на
организацию и прохождение службы в таможенных органах и на статус их
должностных лиц накладывает правоохранительный характер этих органов.
Рассмотрим наиболее
характерные черты и особенности правового статуса их должностных лиц. Общие
условия и требования, предъявляемые к должностным лицам таможенных органов,
необходимо определить в новом положении о прохождении службы в таможенных
органах. Согласно таможенному законодательству почти всех стран мира
должностными лицами указанных органов могут быть только граждане страны (т.е.
ими не могут быть иностранные граждане и лица без гражданства), способные по
своим деловым и моральным качествам и уровню образования выполнять возложенные
на таможенные органы задачи. Граждане, не соответствующие этим требованиям, не
должны приниматься в таможенные органы и проходить в них службу.
Деловые качества предполагают
профессионализм и компетентность в сфере прежде всего таможенного дела,
детальное знание лицом особенностей его участков, на которых непосредственно
придется работать должностному лицу таможенного органа, и смежных участков, а
также организационные способности и навыки, необходимые для выполнения
обязанностей и прав должностного лица. К деловым качествам следует отнести
также наличие практического опыта работы, способность лица к его обобщению и
использованию. Особенно внимательно должны изучаться деловые качества вновь
принимаемых работников. К числу деловых качеств относятся так же
исполнительность и коммуникабельность, умение четко и рационально организовать
свою собственную работу и деятельность подчиненных сотрудников, способность
объединять их для решения стоящих перед ними задач.
Игнорирование этих
требований или невнимательное отношение к ним, учитывая сложность и специфику
таможенной деятельности, чреваты допущением промахов и ошибок в ходе этой
деятельности, нанесением ущерба авторитету таможенных органов и
государственным интересам.
Моральные качества, необходимые
должностным лицам для выполнения возложенных на них обязанностей, — это
честность, добросовестность, внимательное, четкое и своевременное реагирование
на обращения и жалобы граждан, а также юридических лиц, их надлежащее
рассмотрение и решение; взаимопомощь в ходе осуществления таможенной
деятельности; верность служебному долгу и обязанностям служащего таможенных
органов и учреждений. Разумеется, это только примерный перечень требований,
предъявляемых к должностным лицам таможенных органов.
Уровень образования является
необходимым условием принятия на работу гражданина в качестве должностного
лица таможенного органа и последующего успешного выполнения им своих служебных
обязанностей. Требование наличия общего и специального таможенного образования
вытекает из характера задач и функций, выполняемых должностными лицами
таможенных органов. В связи с усложнением таких задач в сфере таможенного дела
повышается роль экономической и правовой подготовки преобладающей части
должностных лиц. Опыт показывает, что без этого они просто не могут эффективно
выполнять свои функции. Наличие специального образования необходимо для всех
категорий должностных лиц таможенных органов — от руководителей ГТК и его
основных ведущих подразделений (управлений и отделов) до начальников
региональных таможенных управлений, таможен, их структурных подразделений и
таможенных постов. Следует особо подчеркнуть важность регулярного пополнения
знаний и повышения уровня образования для такой категории таможенных служащих,
как специалисты — экономисты, юрисконсульты, товароведы, бухгалтеры, инженеры,
эксперты, специалисты по таможенному оформлению.
В целях повышения
квалификации и организации переподготовки таможенных кадров в таможенной
системе необходимо создать постоянно действующую на разных уровнях на
республиканском и на местном региональном, систему обучения и переподготовки
кадров. В нее уже входят Учебный Центр Государственного Таможенного комитета,
курсы по подготовке и переподготовки должностных лиц таможенных органов,
проводятся семинары. Однако в этой области развития таможенного дела предстоит
большая организационная и методическая работа, которая призвана существенно
помочь делу образования и переподготовки таможенных работников. В Узбекистане
необходимо создать хотя бы два-три высших учебных заведения, которые
занимались бы подготовкой квалифицированных таможенных кадров с высшим
образованием, а также разветвленную сеть средних специальных таможенных школ,
училищ, колледжей, которые готовили бы кадры для непосредственной работы в
таможнях и таможенных постах.
Необходимо так же обязательно внести
в положение пункт о способности лица по состоянию здоровья выполнять
возложенные на эти органы задачи. Это условие относится ко всем категориям
должностных лиц. Но особенно важно его соблюдение тем из них, кто
непосредственно осуществляет таможенное дело, находится на оперативной работе,
связанной с перемещением товаров и транспортных средств, таможенным оформлением
и таможенным контролем, проведением дознания и оперативно-розыскной
деятельности, производством по делам о нарушениях таможенных правил. Именно в
сфере деятельности, связанной с таможенными правонарушениями (уголовными,
административными и др.), фактор крепкого здоровья должностных лиц, которые
участвуют в борьбе с ними, особенно важен. Крепкое здоровье — необходимое условие
наличия физической силы и умения применять ее, а также возможности применять
специальные средства и огнестрельное оружие. Необходимо подробно
регламентировать условия и пределы применения физической силы, специальных
средств и огнестрельного оружия.
Закон о Государственной таможенной
службе предусматривает гарантии надлежащего исполнения должностными лицами
таможенных органов своих служебных обязанностей. Установлено, что
должностные лица указанных органов при исполнении служебных обязанностей
являются представителями государственной власти, и их требования
обязательны для исполнения всеми юридическими и физическими лицами(17). Таким
образом, должностные лица выделяются среди других категорий таможенных
служащих. Их правовой статус отличается определенной спецификой: как
представители власти при исполнении служебных обязанностей должностные лица
таможенных органов в рамках своей компетенции имеют право предъявлять государственно-властные
требования, давать
предписания, указания от
имени государства и применять меры воздействия к органам, организациям и
лицам, не находящимся в их подчинении. Применительно к таможенному делу и
таможенной службе категории «должностное лицо» и «представители власти»
совпадают, например, начальник таможни является не только должностным лицом, но
и представителем власти.
Существенным моментом для
характеристики статуса должностных лиц является то, что они находятся
под защитой государства, данную принципиально важную правовую норму
необходимо внести как дополнение статьи 8 Закона “О Государственной таможенной
службе”.
В соответствии с законом
должностные лица таможенных органов при исполнении возложенных на них
обязанностей руководствуются только законодательством и иными правовыми актами
Республики Узбекистан и международными договорами(18). Это одно из проявлений
принципа законности применительно к правовому статусу указанных должностных
лиц.
Должностные лица таможенных органов
подчиняются только непосредственному и прямым начальникам. Это означает, что
должностное лицо подчиняется, во-первых, своему непосредственному начальнику и,
во-вторых, вышестоящему прямому начальнику. Незаконное воздействие или
вмешательство в какой бы то ни было форме в деятельности таможенных органов
Республики Узбекистан и их должностных лиц с целью повлиять на принимаемое
таможенным органом или его должностным лицом решение либо на осуществление
этим должностным лицом действия не допускается и влечет ответственность,
устанавливаемую законодательством. Никто не имеет права понуждать должностное
лицо таможенного органа выполнять обязанности, не возложенные на таможенные
органы законодательством. При получении приказа или указания, явно
противоречащих законодательству Республики Узбекистан, должностное лицо
таможенного органа обязано руководствоваться положениями законодательства.
Особенно актуально первое
из приведенных положений. Не секрет, что встречаются попытки со стороны органов
исполнительной власти вмешиваться в деятельность таможенных органов или
воздействовать разными путями и способами на принятие решений их должностными
лицами. Эти попытки незаконны: таможенные органы характеризуются строго
вертикальной подчиненностью; они не подчинены никаким органам исполнительной
власти.
К сожалению, иногда имеют
место факты незаконного воздействия со стороны вышестоящих таможенных органов
и их должностных лиц на принятие решений нижестоящими органами. Это наносит
ущерб авторитету первых и серьезно осложняет деятельность вторых.
Упомянем еще одно
предписание, которое необходимо закрепить в законе. Речь идет о том, что
создание и деятельность политических партий и других общественных объединений,
преследующих политические цели, не допускаются в таможенных органах.
Должностные лица этих органов в своей служебной деятельности не связаны решениями
политических партий и других общественных объединений, преследующих
политические цели.
Законодательством установлены
определенные ограничения, касающиеся занятия должностных лиц таможенных органов
некоторыми иными видами деятельности. Эти лица не имеют права заниматься
предпринимательской деятельностью, в том числе через посредников; быть поверенными у третьих лиц по
таможенным вопросам; выполнять какую-либо оплачиваемую работу на условиях
совместительства, кроме научной, преподавательской и творческой; выполнять
связанные с таможенным делом работы по договорам гражданско-правового
характера; оказывать с использованием своего служебного положения какое бы то
ни было не предусмотренное законодательством Республики Узбекистан содействие
лицам и получать за это вознаграждение, услуги и льготы; самостоятельно или
через представителя принимать участие в управлении хозяйствующими субъектами;
организовывать забастовки и участвовать в их проведении.
К числу гарантий
надлежащего исполнения должностными лицами таможенных органов своих служебных
обязанностей относится возможность применения ими физической силы, специальных
средств и огнестрельного оружия. В новом положении необходимо предусмотреть
случаи и порядок, при которых должностные лица таможенных органов имеют право
применять физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие.
Если рассматривать
Таможенный Кодекс Российской Федерации то,
в нем изложено, что должностные
лица таможенных органов не несут ответственности за моральный, физический и
имущественный вред, причиненный правонарушителю применением в предусмотренных
ТК случаях физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия, если
причиненный вред соразмерен силе оказываемого противодействия. В указанных
статьях регламентируются условия и правила применения должностными лицами
физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия.
При их применении должностное лицо
обязано: предупредить о намерении применения, предоставив при этом достаточно
времени для выполнения своих требований, за исключением тех случаев, когда
промедление в применении физической силы, специальных средств и огнестрельного
оружия создает непосредственную опасность его жизни и здоровью, может повлечь
иные тяжкие последствия, а также при внезапном или вооруженном нападении,
нападении с использованием боевой техники и транспортных средств или при иных
обстоятельствах, когда такое предупреждение в создавшейся обстановке является
неуместным или невозможным; обеспечить лицам, получившим телесные повреждения,
предоставление доврачебной помощи и немедленно уведомить о проис-шедшем
начальника таможенного органа РУз или лицо, его замещающее; стремиться в
зависимости от характера и степени опасности правонарушения и лиц, его
совершивших, а также силы оказываемого противодействия к тому, чтобы любой
ущерб, причиненный при устранении опасности, был минимальным.
Начальник таможенного
органа или лицо, его замещающее, обязаны незамедлительно уведомить прокурора о
всех случаях смерти или причинения тяжких телесных повреждений.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|
|