Реферат: Правовое регулирование государственной службы в таможенных органах
Реферат: Правовое регулирование государственной службы в таможенных органах
проект
Введение
1. Становление и развитие таможенного дела в Республике
Узбекистан
1.1. Краткий обзор истории
становления и развития таможенного дела в Республике Узбекистан (в период до
1991г.)
1.2. Особенности развития
таможенного дела в условиях становления государственной независимости
2. Правовая основа государственной службы в таможенных
органах Республики Узбекистан
2.1. Понятие и правовая
характеристика государственной службы в таможенных органах
2.2. Основные принципы
государственной службы в таможенных органах
2.3. Правовой статус
должностных лиц таможенных органов в Республике узбекистан
2.4. Аттестация должностных
лиц таможенных органов
3. Международный опыт правового регулирования таможенной
службы и возможности его применения в национальной практике Республики
Узбекистан
3.1. Республика Узбекистан и
международно-правовое сотрудничество и регулирование в области таможенного дела
в рамках СНГ
3.2. Участие Республики
Узбекистан в международных торгово-таможенных организациях и соглашениях,
действующих в странах дальнего зарубежья: опыт и перспективы
Заключение
Ссылки на источники
Список использованной
литературы
Введение
Глубокие, коренные по
своей сущности политические и социально-экономические преобразования,
осуществляемые в Узбекистане, обусловили серьезное изменение роли и значения
многих областей деятельности и сфер управления, составляющих фундамент жизни
общества. Среди таких областей, значение которых особенно за последние годы
постоянно возрастает, следует назвать таможенное дело и таможенную политику,
являющуюся, составной частью внутренней и внешней политики Республики
Узбекистан. Это положение имеет принципиальный характер и требует поэтому
дополнительных пояснений. Взаимосвязь таможенного дела и таможенной политики с
внутренней и внешней политикой государства в целом очевидна. Однако в эпоху
коренного реформирования экономических отношений, социальной инфраструктуры и
важнейших политико-государственных институтов и структур эта взаимосвязь
приобрела особое значение. Поскольку единая таможенная политика является
частью внутренней политики, а сердцевину, стержень последней составляют
экономика, экономические отношения в целом, постольку таможенное дело и
таможенная политика становятся важными активными факторами формирования нового
экономического уклада, инструментами созидания прогрессивных форм
экономической жизни, адекватных рыночным отношениям и коренным образом
отличающихся от нединамичных, закостенелых форм, соответствующих характеру
жестко централизованной плановой экономики.
Таким
образом, таможенное дело и таможенная политика в новых условиях не только
выступают в качестве инструмента и проводника внешнеэкономической деятельности
, но и приобретают качественно иное, более важное
значение, становясь регуляторами и средствами формирования новых экономических
отношений и связей.
Объективно
возросшая роль таможенного дела и таможенной политики во внутриэкономических
процессах и расширение диапазона их влияния на фоне демократизации и либерализации
внешнеэкономической деятельности обусловили, в свою очередь, необходимость нового подхода к правовому регулированию
всего сложного и неоднородного комплекса отношений, связанных с реализацией
таможенной политики. Создание новой правовой основы регулирования таможенного
дела опирается, конечно, на накопленный в предыдущие периоды исторического
развития опыт таможенного законодательства. Однако с началом реформирования в
Узбекистане экономических и политических отношений, переходом к рыночной экономике
возникает и постепенно реализуется новая демократическая концепция
таможенного дела. Постепенно начинает формироваться новое видение таможенного
дела, учитывающее прогрессивные явления и тенденции в развитии экономических
отношений в стране и мировой цивилизованный таможенно-правовой опыт, и
создание соответствующего ему таможенного законодательства. При этом
отвергается устаревший подход, приспособленный к потребностям
административно-командной системы управления экономикой.
Учитывая важную роль таможенного дела
и законодательства о нем в социально-экономической жизни страны, сегодня можно
констатировать нарастающий интерес к таможенно-правовым вопросам со стороны
работников таможенных органов, хозяйственных руководителей, предпринимателей,
бизнесменов, а также преподавателей, аспирантов и студентов экономических и
юридических учебных заведений, стремление постигнуть основы, а затем
«тонкости» и детали таможенного дела и таможенного законодательства. В
последнее время появилась целая серия основополагающих правовых актов по
таможенному делу — Таможенный кодекс (26.12.1997) и Закон “О государственной
таможенной службе” (29.08.1997), Закон “О Таможенном тарифе”(____), другие
законы, регулирующие таможенные отношения, а также многочисленные текущие акты
Президента, Кабинета Министров, ГТК, МВЭС РУз и других государственных органов,
имеющие важное значение для регулирования отношений в таможенной сфере. Уже
накоплен некоторый опыт научного осмысления таможенных процессов в разные периоды
их исторического развития. Все это объективно обусловило постановку вопроса о
выделении в системе права относительно самостоятельной
комплексной отрасли — таможенного права. В связи с этим
в предлагаемой исследовательской работе предпринимается попытка сформулировать
понимание и актуальность значения государственной службы в таможенных органах
как части таможенного права и тем самым положить начало всестороннему
обсуждению этой проблемы, так как положение о прохождении службы в таможенных
органах находится на стадии рассмотрения.
1.Становление и развитие таможенного
дела в Республике Узбекистан
(в период до 1991г.)
1.1 Краткий обзор истории становления
и развития таможенного дела в Республике Узбекистан
Нельзя хорошо усвоить современные
научно-теоретические основы таможенного дела без экскурса в историю таможенного
права Узбекистана на различных этапах его развития. Не имея возможности
подробно анализировать этот сложный и длительный процесс, выделим главные
моменты, характеризующие развитие таможенного дела и законодательства о нем в
дореволюционный период, а также в Союзе ССР. Даже краткий исторический очерк
поможет более четко представить себе современное состояние и развитие и
развитие таможенного дела в Узбекистане, понять эволюцию основных
таможенно-правовых институтов и норм, яснее представить тенденции и
перспективы развития таможенного дела и таможенного права Узбекистана в
будущем, наметить некоторые пути совершенствования таможенно-правовой системы
Республики Узбекистан.
Возникновение таможенного дела и
правовых институтов и норм, его закрепляющих , восходит к древнейшим временам
истории. Если исследовать вопрос о возникновении таможенной службы в
дореволюционный период, речь может идти преимущественно об организации
таможенно-пошлинного обложения. Оно было известно еще со времен правления
Тимура. О собственно таможенной службе применительно к раннему периоду истории
можно говорить условно, поскольку лишь стечением времени по мере создания и
укрепления централизованного государства, расширения внешнеэкономического
общения и оборота шло становление и развитие структур и институтов, которые
составили затем ядро таможенной службы. Завоевание монголо-татарами привело к
укоренению в русском языке слова “тамга”, озночавшего у тюркских народов знак ,
клеймо, которое предоставлялось на имуществе принадлежавшем роду. От слова
“тамга” был образован глагол “тамжить ”, т.е. облагать товар пошлиной , а место
где товар “тамжили” стал называться “таможней”. Основной процесс становления
и развития таможенного дела приходится на период 1917 по 1991годы. За этот
период был накоплен ценный опыт, без учета которого, в том числе и
критического, невозможно развивать современное таможенное право. Новая
государственная власть после Октябрьской революции скептически отнеслась к
сложившейся системе таможенных органов, как и концепции таможенного дела в
целом на территории Туркестана. Реализация ленинской идеи государственной
монополии внешней торговли по сущесву заблокировала широкое применение
таможенно-тарифного регулирования и сделала систему таможенного контроля чисто
вспомогательным инструментом регулирования внешней торговли. На рубеже 20-30х
годов в СССР возобладал командно - бюрократический стиль управления.
Внешнеторговая политика основывается на принципе государственной монополии, а
таможенные органы постепенно утрачивают свои наиболее существенные функции и
перестают выполнять роль фискальных учреждений. Однако структура таможенных
органов, сложившаяся де-факто во второй половине 30х годов и получившая
юридическое закрепление в Таможенном кодексе 1964г., с очень незначительными
переменами сохранялась до середины 80х годов. В 1925 году в соответствии с
планом о реорганизации таможенного аппарата на местах на территории СССР было
образовано 11 районных таможенных инспекторских управлений : Карельское,
Северо-Западное, Северо-Кавказское, Туркменское, Узбекское, Алма-Атинское и
т.д. Во главе каждого таможенного учреждения стоял управляющий, который
осуществлял надзор, руководство своей таможней и другими учреждениями входящих
в состав района деятельности данной таможни. Рабочим органом в таможнях
являлось техническое совещание(1). Порядок приема на службу сотрудников
определялся трудовым законодательством и правилами о государственной службе.
Таможенный устав определял виды деятельности, которыми не могли заниматься
таможенные служащие: участие в организациях, выполнявших работу по погрузке,
выгрузке грузов, а также в каких - либо мероприятиях коммерческого характера
лично или через подставных лиц; принятие на себя доверенности и поручения по
таможенным делам от посторонних лиц; покупка товара на таможеннных аукционах.
Принятый в 1928г. Таможенный кодекс СССР(2) не внес значительных изменений в
организацию таможенного управления. В развитии таможенного дела в СССР в это
время видна тенденция к упрощению системы таможенных органов. В частности,
Таможенный кодекс 1928 не предусматривал на территории СССР районных таможенных
инспекторских управлений. Указом президиума Верховного Совета СССР от
5.05.1964г.(3), был утвержден новый Таможенный кодекс. Управление таможенным
делом было отнесено к ведению Министерства внешней торговли и осуществлялось
через входящее в его состав Главное таможенное управление. Среди функций
таможенных учреждений выделялись контроль за соблюдением государственной
монополии внешней торговли, совершение таможенных операций и борьба с
контрабандой.
В период внешнеэкономической реформы
(1986-1991) начинается новый этап развития таможенной системы, особенности
которого связаны с попыткой трансформировать таможенные службы государства -
монополиста в новую управленческую структуру, ориентированную на
функционирование в условиях свободного рынка и демократического режима.Наиболее
радикальным этапом реформы системы таможенных органов следует считать начало
1986 года, когда Главное таможенное управление Министерства внешней торговли
было преобразовано в Главное управление государственного таможенного контроля
при Совете Министров СССР - самостоятельный орган государственного управления
со статусом союзного ведомства.(4) Таким образом, впервые за всю историю
Советского государства таможенная служба была организационно обособлена.
Логическое завершение этого этапа - принятие в 1991году нового Таможенного
Кодекса и Закона СССР о таможенном тарифе.
Таможенный кодекс и Закон о
таможенном тарифе, принятые в 1991году, внесли существенные изменения в
организацию таможенного управления. Предусматривалось создание двух
координационных органов - Таможенно-тарифного совета и Координационного совета
по борьбе с международным незаконным оборотом наркотических средств и
психотропных веществ. Кодекс легализовал фактически уже сложившуюся трехзвенную
систему таможенных органов: центральный таможенный орган- региональные
таможенные управления - таможни. Центральным таможенным органом стал
Таможенный комитет. Его функции в большей мере ориентироваться на экономическую
модель регулирования внешнеэкономических связей и претерпели в связи с этим
существенные изменения.
Предшествующий опыт создания и
функционирования таможенной службы, несмотря на его непоследовательность и
противоречивость, должен учитываться при формировании и развитии таможенной
системы Узбекистана. Этот опыт следовало бы учесть и по возможности
использоватьв частности при подготовке основополагающих таможенно-правовых
актов, прежде всего о статусе таможенных органов разных уровней, особенно при
определении их структкры и компетенции.
1.2. Особенности развития таможенного
дела в Республике Узбекистан условиях становления государственной независимости
Началом создания современной
таможенной службы и других таможенно-правовых институтов можно считать указ
Президента Республики Узбекистан от 10 августа 1992года “Об образовании
Государственного Таможенного комитета Республики Узбекистан”. Следующий этап
постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан от 4 марта 1994года №
114 “О вопросах организации деятельности Государственного налогового комитета
Республики Узбекистан” в части касающейся организации деятельности таможенных
органов. Затем указом Президента Республики Узбекистан от 8 июля 1997г. №
УП-1815 был создан центральный таможенный орган Узбекистана - Государственный таможенный
комитет. В течение того же месяца было принято постановление Кабинета Министров
№ 374 “О вопросах организации деятельности Государственного таможенного
комитета Республики Узбекистан”. Было утверждено Положение о ГТК Узбекистана,
определены структура и штатная численность центрального аппарата таможенного
органа. Положение закрепляет правовой статус ГТК, его задачи, функции и порядок
деятельности. Определены главные задачи таможенных органов: защита
экономических интересов и обеспечение в пределах установленных полномочий
экономической безопасности республики, участие в разработке и реализации
таможенной политики республики, защита прав и интересов граждан, а так же
юридических лиц при осуществлении таможенного дела. На сегодняшний день экономическую
безопасность государства обеспечивают свыше 230 таможенных постов, в том числе
свыше 150 - на границах республики. Кроме того, действуют дозоры на
железнодорожных станциях, аэропортах, речных портах. За счет внебюджетных
средств созданы объекты таможенной инфраструктуры, призванной способствовать
ускорению таможенного оформления товаров и транспортных средств, перемещаемых
через таможенную границу сраны. За шесть лет независимости оформлено и
пропущено через границу более 70 миллионов тонн грузов, в том числе - почти 30
миллионов тонн экспортных, около 2 миллионов единиц транспортных средств,
обслужено свыше 2 миллионов частных лиц.(5) Только за прошлый год в
государственный бюджет перечислено таможенных платежей на миллиард сумов.
Узбекистан добился признания как субьекта таможенного права, свидетельством
этого стало принятие Республики Узбекистан в 1992 году в члены Всемирной
таможенной организации (ВТО), в которую объединены 142 страны, а также
включение ее представителя в политическую комиссию этой организации, в состав
которой входят 24 государства. Этапным для дальнейшего развития таможенного
дела в Узбекистане стало подписание 18 июля 1994 года в Алматы руководителями
стран СНГ “Основ таможенного законодательства государств-членов СНГ”(6). В них
определена фундаментальная функция таможенников правоохранительная деятельность
в борьбе с нарушениями таможенных правил, особо опасными проявлениями
контрабанды, всего того что негативно влияет на социально-экономическую жизнь
общества и государства. Наиглавнейшая задача превратить таможенную службу в
действительный механизм, защищающий отечественную экономику с помощью тарифных
и иных мер, а также содействующий развитию внешнеэкономических связей
Узбекистана и своевременному выполнению в полном обьеме его международных
обязательств. Это в свою очередь привело к созданию государственной программы
развития таможенной службы, над которой ведется активная работа. Программа
должна максимально вместить в себя имеющийся международный опыт и правовые
нормы таможенных органов.Для упрщения и в то же время усиления таможенного
конроля предстоит оснастить службу современными вычислительными средствами,
техникой, связью. Кроме того, в соответствии с международными конвенциями,
подписанными нашей страной, предстоит разработать принципы экспортного контроля
и повысить его надежность при перемещении таких специальных товаров, как
военная техника, товары двойного назначения, редкие виды флоры и фауны,
продукты интелектуальной собственности , добиться предотвращения контрабанды и
нарушения таможенного законодательства. Программа имеет цель вывести таможенное
дело в нашей стране на уровень международных требований путем установления
общепринятого в мировом сообществе и понятного зарубежным инвесторам,
предпринимателям и гражданам таможенного порядка и четкой правовой базы для
деятельности республиканских участников внешнеэкономической деятельности по
соблюдению правил и предписаний таможенных служб, вошедших в мировую практику.
Ключевыми “вехами” разрабатываемой госпрограммы также являются :
совершенствование и развитие таможенных органов, механизма контроля, усиление
взаимодействия таможенной службы с другими правоохранительными органами,
укрепление материально-технической базы таможенных органов (7).
2.
Правовая основа государственной службы в таможенных органах Республики
Узбекистан
2.1
Понятие и правовая характеристика государственной службы в таможенных органах
Важное место среди
субъектов таможенного права занимают государственные служащие, работающие как
непосредственно в таможенных органах, так и во входящих в таможенную систему
РУз учреждениях, на предприятиях и в организациях. Вначале хотелось бы
высказать некоторые общие соображения относительно современного понимания
характера и содержания государственной службы. Это необходимо для выявления
основных черт и определения специфики службы в таможенных органах, учреждениях
и организациях. Б.М.Лазарев справедливо отмечает: «В любой системе социального
управления, непосредственно или в конечном счете, люди управляют людьми. Это
относится и к государственному механизму. Без персонала он представлял бы собой
безжизненные структуры, правовые статусы и схемы взаимосвязей»(1). Это
положение в полной мере применимо к организации механизма управления
таможенным делом. Понятия «таможенная служба» и «служба в таможенных органах,
учреждениях и организациях» могут трактоваться по-разному — и как идентичные, и
как существенно отличающиеся друг от друга. Это зависит, в свою очередь, от
трактовки термина «таможенная служба». Представляется, что есть основания
понимать таможенную службу как определенную совокупность таможенных органов,
учреждений и организаций, а также правовой статус должностных лиц таможенных
органов, порядок и условия прохождения службы в этих органах(2). В настоящей
работе речь идет о государственной службе и статусе государственных служащих в
таможенных органах и учреждениях, о порядке приема, прохождения, прекращения
службы в них и о ряде других вопросов, связанных со службой в них. В литературе
по поводу определения в целом понятия государственной службы нет единства
мнений. Предлагаются разные варианты этого понятия. Например, Б.М.Лазарев
полагает: «Государственная служба — это прежде всего служение государству,
т.е. выполнение по его поручению и за плату от него деятельности по реализации
задач и функций государства в государственных органах, «силовых» структурах, в
государственных социально-культурных учреждениях, на государственных
предприятиях (в их администрации)»(3). Это определение вызывает некоторые
вопросы. Разве так называемые силовые структуры — это не государственные
органы, не органы исполнительной власти? Каков круг работников, входящих в
администрацию предприятий? Ответы на эти вопросы имеют определенное значение
для понимания характера и содержания государственной таможенной службы. То,
что служба в таможенных органах (являющихся государственными органами) и в
большинстве учреждений, предприятий и организаций, подведомственных
ГТК (и являющихся по своему характеру также государственными),
представляет собой разновидность государственной службы, не вызывает
сомнений. Государственная таможенная служба - это служба в органах,
учреждениях и организациях, непосредственно осуществляющих таможенное дело или
способствующих решению таможенных задач.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|
|