рефераты

рефераты

 
 
рефераты рефераты

Меню

Реферат: Правовое регулирование государственной службы в таможенных органах рефераты

2.2. Основные принципы государственной службы в таможенных органах

Государственная служба в таможенных органах и учрежде­ниях построена в соответствии с демократическими принципа­ми, закрепленными в Конституции РУз. В частности, в гл. 9 ст. 37 провозглашен принцип: «Каждый имеет право на труд, на свободный выбор работы.». Более развернуто принципы госу­дарственной службы сформулированы в других правовых ак­тах. В научной и учебной юридической литературе вопросу о принципах государственной службы уделено немалое внима­ние. По мнению, например, Д.Н.Бахраха, к числу основных принципов государственной службы относятся демократизм, профессионализм, социально-правовая защита служащих(4).

Названное можно считать и основными принципами госу­дарственной таможенной службы, добавив к этому перечню также принцип ответственности и подотчетности служащих. Принцип демократизма, являющийся конституционным прин­ципом, проявляется, в частности, в сменяемости таможенных служащих. Сменяемость кадров в таможенных органах и уч­реждениях обеспечивается в процессе их естественного обнов­ления, в частности, связанного с уходом работников по дости­жении соответствующего возраста на пенсию, а также по со­стоянию здоровья, с назначением на другую должность, в слу­чаях перехода в другие ведомства, а также в случаях осво­бождения от должности и понижения в ней. Правовые проце­дуры и гарантии сменяемости работников таможенных орга­нов и учреждений предусмотрены в нормативных актах ГТК РУз, в том числе в нормативных актах по вопро­сам приема и прекращения службы в таможенных органах, издаваемых ГТК Республики Узбекистан.

Ответственность и подотчетность лиц, находящихся на служ­бе в таможенных органах и учреждениях, является важным принципом таможенной службы(5). Реализация его имеет свои особенности, обусловленные спецификой статуса таможенных органов и их должностных лиц, характеризующегося, в част­ности, четко выраженной вертикальной подчиненностью звеньев системы этих органов и отсутствием юридически закреплен­ной подчиненности по горизонтали — органам государственной власти на местах Республики Узбекистан(6), местного самоуправления и местной администрации.

Что касается ответственности рассматриваемой категории служащих, то к ним прямо относятся общедемократические требования и установки. Законодательством, в том числе Таможенным Кодексом, установлены различные виды ответственности (дисциплинар­ная, административная, уголовная, материальная) должност­ных лиц таможенных органов.

 Принцип профессионализма, компетентности является ве­дущим началом при организации и функционировании госу­дарственной таможенной службы. Это не только общедемо­кратическое условие формирования и деятельности корпуса таможенных служащих, но и четко юридически зафиксиро­ванное требование, без выполнения которого невозможно по­лучение права на ведение операций и действий в таможенной сфере.

Остановимся вначале на самом понимании и содержании принципа профессионализма применительно к таможенной службе и к таможенным служащим. Учитывая сложный, мно­гоаспектный характер таможенного дела, важно подчеркнуть обязательность как общей, так и специальной подготовки слу­жащих, необходимой для осуществления таможенного дела. В первую очередь это касается сотрудников собственно таможен­ных органов, а также учреждений, наиболее близко к ним при­мыкающих (например, таможенные лаборатории, региональ­ные и иные службы), без помощи кото­рых деятельность таможенных органов не может быть эффек­тивной.

Служащие таможенных органов должны обладать знания­ми и практическими навыками в области внешнеэкономичес­кой деятельности, знать детали и тонкости технологии тамо­женного дела. Они должны также ориентироваться в соответ­ствующем правовом материале. Речь идет в первую очередь об административно-правовых и административно-процессуаль­ных аспектах регулирования и осуществления таможенного дела; об уголовно-правовых и уголовно-процессуальных нор­мах (контрабанда и иные преступления в сфере таможенного дела, дознание и оперативно-розыскная деятельность), а так­же о некоторых положениях других правовых отраслей — фи­нансового, трудового, налогового, банковского права; валютно­го законодательства; международно-правовых договоров, со­глашений и норм в области сотрудничества государств в сфе­ре таможенного дела.

Словом, требования, предъявляемые к таможенным служа­щим, достаточно высоки, что объясняется необходимостью обес­печить подлинные профессионализм и компетентность данной категории государственных служащих.

Например Таможенный Кодекс Российской Федерации освящает принцип профессионализма следующим образом. Так, среди требований, предъявляемых к должностным лицам таможенных органов, предусмотрена “спо­собность этих лиц по своим деловым и моральным качествам, уровню образования выполнять возложенные на таможенные органы задачи”(7).  В целях улучшения работы по подготовке и переподготовке кадров для таможенных органов, повышению их профессионального уровня, а так же для обучения специалистов по таможенному оформлению постановлением Кабинета Министров № 374 от 30.07.1997 был образован Учебный Центр Государственного Таможенного комитета. Так же на базе Академии МВД и Института СНБ были организованы курсы по подготовке и переподготовке должностных лиц таможенных органов, осуществляющих оперативно - розыскную деятельность(8).

Таким образом обеспечение профессионализма, компетентности при осу­ществлении таможенной деятельности должно быть четко предусмотрено законом. Причем обеспечение профессионализма должно быть непрерывным, в  случае существенного изменения правового ре­гулирования таможенного дела служажий  должен в установленный  срок (например, согласно ТК  Российской Федерации один месяц) подтвердить соответст­вие своих знаний новым требованиям к таким специалистам. Требования профессионализма и компетентности служащих посвященных вопросам производства и рассмотре­ния дел о нарушениях таможенных правил, ведению ТН ВЭД и других вопросов так же остаются открытыми и требуют рассмотрения.

Принцип социальной защищенности таможенных служащих в той или иной мере отражен и закреплен в законе о Государственной Таможенной Службе и в Постановлении Кабинета Министров №374 от 30.07.1997г., в других нормативных  актах ГТК. С изменением характера таможенного дела, расширением его масштабов отношение к нему сильно изменилось. Первым шагом к этому явилось преобразование Главного Таможенного управления в Государственный Таможенный Комитет, и его выделение из структуры Государственного Налогового Комитета. Сейчас она особенно нуж­дается в постоянной материально-технической, финансовой и социальной поддержке со стороны государства. Без этого та­моженные органы будут просто не в состоянии решать стоя­щие перед ними задачи, количество которых увеличивается, а характер усложняется.

Поскольку таможенные органы и учреждения — это пре­жде всего работающие в них должностные лица и иные кате­гории государственных таможенных служащих, постольку их социальная защищенность, забота об оплате их труда и мате­риально-бытовом обеспечении в решающей степени определя­ют эффективность функционирования таможенной системы в целом и каждого звена в отдельности.

Вопросы материального обеспечения должностных лиц таможенных органов освящены в Законе “О государственной таможенной службе”(9).  В частности, закон гарантирует  заработную плату, состоящего из должностного оклада, надбавок за специальные звания, выслугу лет и других доплат.

Перечисленные и иные правовые нормы, в которых вопло­щен принцип социальной защиты таможенных служащих и, в частности, должностных лиц таможенных органов, должны дополня­тся, развиватся и конкретизироватся в указах Президента и постановлениях Кабинета Министров, в нормативных актах ГТК. Учитывая значение данных положений, как я уже подчеркивал выше необходимо дополнить существующий Таможенный кодекс дополнительным разделом, где будут четко урегулированы вопросы прав, обязанностей, социальной защиты и материального обеспечения  должностных лиц таможенных органов.

За работу сверх установленной законодательством Республики Узбекистан про­должительности рабочего времени, а также за работу в ночное время, выходные и праздничные дни должностным лицам та­моженных органов предоставляется компенсация в соответст­вии с законодательством Республики  Узбекистан  о труде. Речь идет, в частности, о ст. 115 Трудового кодекса о нормальной продолжительности рабочего време­ни; о ст. 158 Трудового кодекса  об оплате работы в ночное время; о ст. 157 Трудового кодекса об оплате работы в выходные и праздничные дни(10).

ТК предусмотрена выплата пособий в случае гибели долж­ностного лица таможенного органа, получения им телесных по­вреждений и возмещения материального ущерба. В случае ги­бели должностного лица таможенного органа в связи с испол­нением служебных обязанностей семье погибшего и его ижди­венцам выплачивается единовременное пособие в размере де­сятикратного годового денежного содержания погибшего по последней занимаемой им в таможенных органах должности. Несовершеннолетним иждивенцам погибшего дополнительно выплачивается ежемесячное пособие в размере среднемесяч­ного заработка погибшего по последней занимаемой им должнос­ти до наступления совершеннолетия или появления самостоя­тельного источника дохода, учащимся дневных отделений вы­сших или средних специальных учебных заведений — до окон­чания учебы. Иным иждивенцам назначается пенсия по слу­чаю потери кормильца в размере среднемесячного заработка погибшего.

При получении должностным лицом таможенного органа в связи с исполнением служебных обязанностей телесных по­вреждений, исключающих для него возможность в дальнейшем заниматься профессиональной деятельностью, указанно­му лицу выплачивается единовременное пособие в размере пя­тикратного годового денежного содержания по последней за­нимаемой им в таможенных органах должности, а также в те­чение десяти лет — разница между размером его среднеме­сячного заработка по последней занимаемой должности и раз­мером пенсии.

При нанесении должностному лицу таможенного органа иных телесных повреждений ему выплачивается единовременное пособие в размере пяти среднемесячных заработков.

Ущерб, причиненный имуществу должностного лица тамо­женного органа или его близкого родственника в связи с ис­полнением этим должностным лицом служебных обязаннос­тей, возмещается в полном объеме. Выплата пособий и возме­щение ущерба, причиненного имуществу, производится из средств федерального бюджета с последующим взысканием этих сумм с виновных лиц.

Решение о выплате пособий принимается начальником та­моженного органа по месту работы потерпевшего на основании приговора суда или постановления следственных органов либо прокурора о прекращении уголовного дела или приостановле­нии предварительного следствия.

Возмещение ущерба, причиненного имуществу, производится по решению (приговору) суда.

Годовое денежное содержание должностного лица таможен­ного органа, используемое для исчисления размеров едино­временных пособий, включает в себя все виды денежных вы­плат, которые указанное лицо должно было бы получить в год гибели или причинения вреда его здоровью.

Среднемесячный заработок определяется в порядке, уста­новленном законодательством РУз для возмещения работода­телями вреда, причиненного работниками увечьем, професси­ональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанным с исполнением ими трудовых обязанностей.

Выплата пособий и сумм возмещения имущественного ущерба производится таможенным органом, в котором работал потер­певший до момента гибели, получения телесного повреждения или причинения ущерба имущества, а в случае, если этот ор­ган реорганизован или ликвидирован, — его правопреемником или вышестоящим органом.

Суммы пособий и возмещения имущественного ущерба на­логами не облагаются.

Законодательство предусматривает обязательное государственное личное страхование должностных лиц таможенных органов.

Эти лица подлежат обязательному государственному лич­ному страхованию за счет средств государственного  бюджета. Страховая сумма выплачивается:

1) в случае гибели (смерти) застрахованного должностного лица в период службы в таможенных органах либо до истече­ния одного года после увольнения из них вследствие ранения (контузии), иных телесных повреждений, заболевания, полу­ченных при исполнении служебных обязанностей, его наслед­никам (по предъявлении свидетельства о праве на наследст­во)— в размере 12,5-кратного годового денежного содержа­ния;

2) при установлении застрахованному инвалидности в связи с исполнением служебных обязанностей в период службы до истечения одного года после увольнения из таможенных орга­нов:

инвалиду 1 группы — в размере 7,5-кратного годового де­нежного содержания;

инвалиду II группы — в размере 5-кратного годового де­нежного содержания;

инвалиду III группы — в размере 2,5-кратного годового де­нежного содержания;

3) в случае получения застрахованным в связи с исполнени­ем служебных обязанностей тяжкого телесного повреждения — в размере годового денежного содержания, а в случае получе­ния менее тяжкого телесного повреждения — в размере полу­годового денежного содержания.

Страховая сумма по данному виду страхования выплачива­ется независимо от выплат по другим видам страхования и выплат в порядке возмещения вреда.

Годовое денежное содержание должностного лица таможен­ного органа РУз определяется по последней занимаемой этим лицом должности в таможенном органе и включает в себя все виды денежных выплат, которые указанное лицо должно было бы получить в год наступления страхового случая.

Иные условия и порядок осуществления обязательного го­сударственного личного страхования должностных лиц тамо­женных органов РУз определяются договором между ГТК и государственной страховой организацией.

Обложение налогом доходов, полученных должностными лицами таможенных органов РУз в связи с исполнением слу­жебных обязанностей, осуществляется применительно к усло­виям и порядку, установленным законодательством РУз для военнослужащих.

Отпуск должностного лица таможенного органа. Должност­ному лицу таможенного органа предоставляется ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью 30 календарных дней без учета времени следования к месту отдыха и обратно с оплатой стоимости проезда.

Должностному лицу таможенного органа, работающему в местностях с тяжелыми и неблагоприятными климатическими условиями, предоставляется ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью 45 календарных дней.

Должностному лицу таможенного органа предоставляется дополнительный ежегодный оплачиваемый отпуск следующей продолжительности:

после 10 лет службы .в этих органах — 5 календарных дней; после 15 лет службы — 10 календарных дней; после 20 лет службы — 15 календарных дней. Обеспечение должностных лиц таможенных органов жилой площадью, телефоном и предоставление их детям мест в дет­ских дошкольных учреждениях. Лицам, назначенным на долж­ность в таможенных органах, жилая площадь в виде отдель­ной квартиры или дома по установленным законодательством нормам предоставляется органами местного самоуправления в первоочередном порядке и не позднее одного года с момента назначения на должность.

Таможенные органы могут иметь служебный жилой фонд, формируемый в порядке, определяемом Кабинетом Министров Республики Узбекистан .

При оплате жилой площади, коммунальных услуг, а также топлива должностным лицам таможенных органов предостав­ляется скидка.

Органы местного самоуправления продают на льготных ус­ловиях жилье должностным лицам таможенных органов в соб­ственность с оплатой 50 процентов его стоимости.

За должностными лицами, прослужившими в таможенных органах не менее 20 лет, после увольнения на пенсию сохраня­ется право на льготное приобретение жилья и оплату жилых помещений на льготных условиях.

В случае гибели должностного лица таможенного органа в связи с исполнением служебных обязанностей за семьей по­гибшего сохраняется право на получение жилой площади на тех же условиях и основаниях, которые имели место на мо­мент гибели этого лица; жилая площадь в данном случае предо­ставляется не позднее одного года со дня гибели должностного лица таможенного органа.

Места в детские дошкольные учреждения детям должност­ных лиц таможенных органов предоставляются органами мест­ного самоуправления в течение трех месяцев со дня подачи заявления.

Регламентированы права должностных лиц таможенных органов при проезде и нахождении в служебных командиров­ках. Должностные лица таможенных органов имеют право по предъявлении служебного удостоверения бесплатно пользовать­ся на всей территории РУз всеми видами общественного тран­спорта городского, пригородного и местного сообщения (кроме такси), а в сельской местности — любым попутным транспор­том. Должностным лицам таможенных органов РУз, использу­ющим в служебных целях личный транспорт, выплачивается денежная компенсация в установленных размерах.

Должностное лицо, направленное в служебную командиров­ку, пользуется правом на приобретение вне очереди проезд­ных документов на все виды транспорта и размещение вне очереди в гостинице по служебному командировочному удос­товерению.

Пенсионное обеспечение должностных лиц таможенных ор­ганов и их семей. Пенсионное обеспечение осуществляется ГТК применительно к условиям, нормам и порядку, установленным законодательством РУз для лиц, проходивших военную служ­бу, службу в органах внутренних дел, и их семей.

За должностными лицами таможенных органов после выхо­да на пенсию сохраняется право медицинского обслуживания в лечебных учреждениях, в которых они состояли на учете.

2.3. Правовой статус должностных лиц таможенных органов в Республике Узбекистан

Прежде чем определять понятие «государственный служа­щий таможенного органа, учреждения и организации», необ­ходимо хотя бы кратко раскрыть содержание терминов «слу­жащий» и «должность».

Должность — это элемент любой управленческой структу­ры, в том числе таможенных органов и учреждений. Приведем определение этого понятия, данное В.М.Манохиным: «Государ­ственно-служебная должность — это часть организационной структуры государственного органа (организации), обособлен­ная и закрепленная в официальных документах (штатах, схе­мах должностных окладов и др.), с соответствующей частью

компетенции госоргана (организации), предоставленной лицу — государственному служащему в целях ее практического осу­ществления»(11). Требуется, правда, уточнение: должности су­ществуют не только в государственных органах и организаци­ях, но и в общественных и кооперативных объединениях, част­ных и коммерческих предприятиях, фирмах и т. д. Однако при­менительно к рассматриваемой здесь теме речь, конечно, может идти только о государственных должностях. Интерес­ное определение должности принадлежит Д.Н.Бахраху: «Долж­ность есть юридическое описание социальной позиции лица, занимающего ее. Конкретные лица, реализующие должност­ные полномочия, могут меняться, а их роли — нет»(12).

Страницы: 1, 2, 3, 4